Содержание к диссертации
Введение
Глава первая
Глава вторая
Заключение Библиография
Аболиционистское движение и особенности литературного процесса.
Раздел 1 .Этапы борьбы против невольничества:
историко-культурные факторы.
Раздел 2. Истоки антирабовладельческой темы в
литературе США (XVII-XVIII вв.).
Раздел 3. Эпоха романтизма и некоторые
проблемы аболиционистской литературы.
Аболиционистская проблематика в лирике
Дж.Г.Уиттиера и ее художественное
воплощение.
Раздел 1.Поэзия Дж.Г.Уиттиера: этапы
творческого пути и общая характеристика.
Раздел 2. Книга «Голоса свободы»:
проблематика и жанровое своеобразие.
Раздел 3. Тема борьбы с рабством в поэзии
Дж.Г.Уиттиера в канун Гражданской войны.
Раздел 4. Сборник «В дни войны»:
Дж.Г.Уиттиер и У.Уитмен.
Введение к работе
За несколько последних десятилетий российские американисты проделали большую и плодотворную работу по изучению литературы США XIX века. Появились серьезные исследования, посвященные таким «ключевым» фигурам литературного процесса, как Ф. Купер, Э.По, Г.У.Лонгфелло, Г.Мелвилл, Г.Торо, У.Уитмен, М.Твен, Г.Джеймс, У.Д. Хоуэллс и другие. Литературная история XIX столетия предстает перед нами с большей полнотой, во всей ее сложности и многообразии. Переводы и издания американских авторов печатаются параллельно с исследованиями их философии, эстетики, поэтики. Преодолеваются многие шаблоны, стереотипы, социологические «перекосы», конъюнктурные оценки, свойственные нашему литературоведению в «доперестроечную» эпоху. Значительный вклад внесен, особенно в последние годы, в изучение американского романтизма. (В работах А.М.Зверева, Ю.В.Ковалева, М.М.Коренева, А.Н.Николюкина, В.А.Оленевой, Е.А.Стеценко и др.). И все же приходится констатировать, что на литературной карте США все еще остаются «белые пятна», - авторы, недостаточно изученные или несправедливо забытые, оказавшиеся как бы в тени некоторых своих великих современников. Представляется досадным упущением то, что все еще слабо исследовано творчество такого интересного и многогранного писателя, как Джон Гринлиф Уиттиер (1807-1892). Что касается США, то Уиттиер остается, конечно, в поле зрения академического, университетского литературоведения ( работы А.Хьюджа, Г.Джоунса, К.Ловерона, Э.Вагенкнехта, Дж.Пикарда и других). Пик же издания его произведений приходится на 1890-е -1900-е годы ( широко отмечалось столетие со дня рождения поэта в 1907 году); в дальнейшем же стихи Уиттиера не публикуются в
отдельных изданиях, а лишь включаются в поэтические антологии. Создается впечатление, что он представляет интерес для филологов, но не для широкого круга читателей.
Широкий диапазон творческих исканий Уиттиера, объем им написанного практически исключают возможность в рамках диссертации с необходимой полнотой проанализировать все его обширное художественное наследие. Подобная попытка, будь она предпринята в рамках диссертационной работы, вылилась бы в беглый и схематичный обзор.
Его наследие многогранно. Оно включает в себя десятки поэтических книг, публицистику, мемуаристку, огромное количество писем. Он рано начал писать, а его жизненный путь продолжался 85 лет.
Фактически он стал свидетелем многих важнейших событий в жизни его страны, включая мощное антирабовладельческое движение и Гражданскую войну; все это нашло прямое и непосредственное отражение в его творчестве. Дж.Г.Уиттиер был художником гражданского темперамента, вдохновленным неприятием насилия и несправедливости. В его политической лирике, отмеченной антирабовладельческим пафосом, стихах, составляющих самую важную и значимую часть его наследия, силен пропагандистский, агитационный элемент. Дж.Г.Уиттиер был «ангажированным» поэтом. И это было неприемлемо для некоторых американских критиков академической ориентации. В «Литературной истории США» (том 2) Джордж Уичер в главе «Литература и конфликт» утверждает: «Антирабовладельческие стихи Дж.Г.Уитгиера трудно назвать литературой, хотя в них различаются даже библейские отзвуки. Они до
отказа набиты взрывчатыми лозунгами - «Томятся в цепях наши братья», «Оковам не звенеть на Бей-Стейт!»1.
Некоторые стихи критик уподобляет «аналогии избирательного плаката»: «те же кричащие краски, та же апелляция к вульгарным чувствам». Нам еще придется полемизировать с подобной точкой зрения.
Освещение всей проблематики поэзии Дж.Г.Уиттиера может привести к
утрате ощущения ее глубины и самобытности. Поэтому целесообразно выделить в поэтическом наследии Уиттиера проблемно-тематические направления: среди них - аболиционистская поэзия с учетом ее жанрового и эстетического своеобразия. Подобный ракурс обусловлен недостаточной изученностью Уиттиера российскими американистами. Число написанных советскими и российскими учеными работ, где затрагивалась бы тема аболиционизма в американской литературе, к сожалению, невелико. Сюда можно отнести первый том «Истории американской литературы», выпущенный Институтом мировой литературы, А Н СССР в 1947г, и подвергнутый несправедливому «разносу»; труд Н. И. Самохвалова «Американская литература XIX века»; двухтомный учебник по литературе США под его же редакцией; монографии А.Н. Николюкина2, М.Н. Бобровой3. Политическая и творческая деятельность Уиттиера бегло характеризуется в диссертации Устименко Г.И/
і « Литературная история Соединенных Штатов Америки»».Том второй.М.,1976,с.107.
2 См.: 121.
3 См. :113.
4 См.: 142.
Лишь в третьем томе академической «Истории литературы США» появилась глава об Уиттиере Е.П.Ханжиной, содержащая общую характеристику его творчества. То же относится к обзорному разделу о литературе аболиционизма, автором которого является Т.Н.Денисова.
Назовем также словарную статью об Уиттиере Ю.В.Ковалева в книге «Писатели США».
Что касается переводов Дж.Г. Уиттиера на русский язык, то здесь ему явно не повезло. В известном томе «Поэзия США» серия «Библиотека литературы США», подготовленном A.M. Зверевым, представлено лишь семь стихотворений (правда, в новых переводах Г. Кружкова, М. Бородицкой, Э. Шустера и др.).
Давая весьма нелестную характеристику «бостонской школы» за ее «эпигонство» и «худосочность», (а к ней принадлежит и поздний Уиттиер), A.M. Зверев писал о том, что эти «паладины идеальной поэзии» были отвергнуты представителями «Поэтического Ренессанса» 1910-х годов. «Уиттиера попросту успели забыть - и напрасно: стихи против рабства обогащали демократическую традицию, а поэма «Занесенные снегом», содержащая прекрасные картины природы и сельской жизни в Америке старого времени, местами предвещает лирику Фроста, - констатирует A.M. Зверев. - Однако репутацию этой поэтической школы в глазах дебютантов 10-х годов, вероятно, не спас бы и Уиттиер»5. Заметим, однако, что более взвешенная и справедливая характеристика «бостонской школы» представлена в главе Т.Д. Бенедиктовой в третьем томе «Истории литературы США»(2003). Всего несколько строк уделяет Уиттиеру и Б.А. Гиленсон в своей книге «История литературы США». Лишь единожды упоминается Уиттиер в интересной работе А.Н. Николюкина: «Американские писатели как
5 Поэзия США.- М.,1982,с.17.
критики»6. Он лишь цитирует упрек Э.Хемингуэя по адресу Эмерсона, Готорна, Дж.Уиттиера, которые «не знали, что новая классика не бывает похожая на предшествующую».
Что касается публикаций по более широкой проблеме американский романтизм и, конкретно, литература аболиционистского направления - то они достаточно обширны. К некоторым из них мы будем обращаться в настоящей диссертации. На этом фоне выделяются работы А.Н. Николюкина, как исследования, так и подготовленные им антологии и сборники («Американский романтизм и современность», М.,1968 г; «Писатели США о литературе» Т. 1 - 2, МЛ 982; «Эстетика американского романтизма», М. 1977; «Американская романтическая проза», М. 1984; «Сделать прекрасным наш день...», «Публицистика американского романтизма», М.,1990; «Американские писатели как критики», М.,2000; а также фундаментальные работы по российско -американским литературным связям в XVIII - XX веках .
Но даже этот достаточно скромный перечень работ не снимает справедливости суждения Я.Н.Засурского: «Большинство советских американистов опирались на структуры, предложенные В. Паррингтоном (1871-1929), хотя и вступали с ним в полемику по разным вопросам, упуская из виду, что Паррингтон не
литературовед, а труд его - не история литературы. В результате возникло смешение идеологических, эстетических, социально-исторических, философских и политических понятий и терминов, что препятствовало построению строгой, логически организованной, научно обоснованной концепции»7.
Своеобразие избранного нами научного ракурса определяется тем, что аболиционистская тема в политической лирике Уиттиера
6 См.: 156.
7 Засурский Я.Н. «Поэзия Гражданской войны в США», М,1977.
рассмотрена как художественно-эстетический феномен, будучи включенной в широкий историко-литературный контекст. Уиттиер дан на фоне таких его современников, художников слова, внесших свой вклад в осуждение рабства, как Г.У. Лонгфелло, Дж.Р.Лоуэлл, Фредерик Дуглас, У.Л.Гаррисон, У.Э.Чаннинг, Г.Торо, Г.Б.Стоу, У.Уитмен и другие. Трудно назвать такого автора, которого в 1830-50 годы положение темнокожих невольников оставило бы равнодушным.
Трудности, связанные с исследованием сформулированной нами темы, обусловлены также и тем, что американский романтизм ( а аболиционистская литература - составная его часть), его эстетика, философия, поэтика во всех их аспектах изучены далеко не в полной мере.
Романтизм был важнейшим этапом становления американской литературы, наложившим отпечаток на формирование национальной прозы и поэзии и подготовившим развитие реалистического направления. Если в XV111 веке американская литература не могла еще обрести ярко выраженный национальный характер, то в XIX веке в процессе накапливания черт растущего национального своеобразия произошел качественный скачок и был заложен ее фундамент. Именно художники - романтики своим творчеством доказали, что в Новом Свете происходит становление яркого, самобытного искусства. В сущности, большая американская литература ( не умаляя значение тех, кто творили в XV11-XV111 веках) начинается в первые десятилетия XIX века. Борьба за создание национальной, подлинно американской литературы стала одним из стержневых моментов всей духовной жизни страны. Как указывал Б.Спенсер, «период между 1837 и 1855 годами свидетельствует о сильном движении к национальности в американской литературе, во многом берущем свой импульс из жизнерадостности, сопутствующей Демократическим переменам-"*"^
характеризуемой акцентом на демократическом идеале в литературе»8. Именно в этот период закладывались художественные традиции, определялись некоторые ведущие темы литературы США, которым суждено было, развиваясь и трансформируясь, дойти до настоящего времени. Богатое жанровое разнообразие американской литературы этих лет и различия в творческой методологии ведущих писателей и поэтов дают широкую литературную панораму. «Невозможно сочетать в рамках единой философско-эстетической системы новеллы В. Ирвинга (1783-1859), романы и повести Н. Готорна (1804-1864), рассказы Эдгара По (1809-1849), стихи Уиттиера, куперовского «Кожаного Чулка» и, скажем, «Моби Дика» Г. Мелвилла (1813-1891) ... По-видимому, следует признать, что в американском романтизме не было методологического, социально-философского и эстетического единства»,- пишет Ковалев Ю.В.9
Заметим, что сами американцы долгое время не могли по достоинству оценить художественные достижения романтической эпохи; стоит вспомнить о горестной судьбе Германа Мелвилла и его великого романа « Моби Дик». Лишь, фактически, в 1920 - е годы произошло «открытие» романтизма у себя на родине. После этого романтизм стал предметом пристального внимания американских литературоведов. Сегодня о нем собраны библиотеки трудов.
При этом до сих пор не утихают споры относительно
национального своеобразия американского романтизма, его
отличия от европейского. Мы исходим из того, что его
самобытность определяется всей суммой факторов,
характеризующих особенности историко-культурного развития США в начале ХГХ века. Прежде всего, американский романтизм
g Spenser, В., «The Quest for Nationality», N.Y., 1927 p. 110. 9 См.: 118.
был более поздним явлением, по сравнению с европейским. Он переживал расцвет в 1830-60-е годы, когда за океаном преобладал в литературе реализм. В литературе США обозначились общие эстетические принципы романтической поэтики и эстетики, которые были реакцией на сухой рационализм и идеологическую жесткость просветительства.
Американцы, в отличие от европейцев, не знали феодализма, им были чужды ностальгические настроения по ушедшему прошлому, настроения пессимизма, «мировой скорби». Другая особенность в том, что для многих европейских романтиков был характерен мощный взлет фантазии, тяготения к гротеску, фантастике, резкому сгущению красок. Пример тому - творчество Э.Т.Гофмана, Г.Гельдерлина, П.Б.Шелли. Американскому художественному менталитету в основном не была свойственна отвлеченная философичность, склонность к постановке метафизических проблем. Их отличало тяготение к конкретности, деталям.
Аболиционизм был самым радикальным общественным движением, нашедшим живой и мощный отзвук в американском романтизме, что также определило важные стороны его национально-исторической самобытности. Сам дух антирабовладельческой борьбы оказал на литературу столь сильное воздействие, что в рамках романтизма сформировалось литературное течение, отличавшееся жанровым, тематическим и эстетическим своеобразием.
Это обусловило потребность в рамках диссертации, в первую очередь, проанализировать этапы развития аболиционистской литературы в США. Сделать это возможно в силу проблематики и эстетической специфики этой литературы, ее «привязанности» к определенным историческим тенденциям и событиям. Историю развития аболиционистской литературы США можно условно