Введение к работе
Настоящее диссертационное исследование посвящено анализу лирики крупного португальского поэта начала XX века Мариу де Са-Карнейру (Mario de Sa-Carneiro, 1890 - 1916). Творческий и жизненный путь поэта чрезвычайно краток; период создания поэтических произведений составляет чуть больше трёх лет, и потому объём его поэтического наследия невелик. Он включает в себя два сборника, поэму и несколько отдельных стихотворений. Однако это наследие отличается силой эмоционального и психологического напряжения, богатством и разнообразием стилистических приёмов и оригинальностью поэтического мышления, что в совокупности обеспечивает творчеству Мариу де Са-Карнейру заметное место в общеевропейской поэтической культуре.
Совокупность поэтических текстов, созданных в период с 1913 по 1916 год и является объектом исследования, то есть, всё зрелое поэтическое наследие Мариу де Са-Карнейру рассматривается в настоящей работе полностью.
Материалом для настоящего исследования выступают два поэтических сборника Мариу де Са-Карнейру «Растворение» ("Dispersao") и «Знаки золота» ("Indicios de Oiro"), цикл «Последние стихотворения» ("Os Ultimos Poemas") и поэма «Маникюр» ("Manucure").
Основная цель работы состоит в определении и описании особенностей поэтического творчества Мариу де Са-Карнейру. Для достижения заявленной цели необходимо решить следующие задачи:
выявить композицию каждого сборника и поэтических циклов и её роль в достижении творческих целей автора;
проследить тематику лирики Мариу де Са-Карнейру;
выявить главные стилевые предпочтения поэта и по возможности внести определённость в этот дискуссионный вопрос;
выявить лексические и грамматические средства, применяемые автором в своём поэтическом творчестве;
осветить отношение поэта к теоретическим разработкам его времени в области науки, философии и эстетики.
Изучение творчества Мариу де Са-Карнейру стало активно развиваться только в последние два десятилетия, как среди португальских исследователей, так и среди лузитанистов всего мира: Бразилии, Великобритании, Германии, Италии и др., а в России такие исследования никогда не проводились. К настоящему времени уже изучен ряд различных аспектов творчества Мариу де Са-Карнейру, в частности: отдельные черты модернизма, реализация эстетических вопросов, проявления сексуального воображения и др. Результаты проведённых исследований демонстрируют Мариу де Са-Карнейру как значительного поэта и прозаика начала XX века, творившего в русле эстетических поисков модернизма. Однако остаётся ещё неизученным целый ряд отдельных аспектов творческого наследия Мариу де Са-Карнейру, а также практически отсутствуют работы обобщающего, синтетического плана, что является свидетельством актуальности настоящего исследования. Из-за отсутствия целостной поэтологической картины лирики такого поэта как Мариу де Са-Карнейру остаётся ещё открытым вопрос о вкладе поэта в общеевропейскую парадигму модернизма. Более того, в последнее время значительно возрос интерес к изучению эстетического феномена модернизма, как такового, что является ещё одним доказательством актуальности данной работы.
Научную новизну данной работы следует определить в контексте предшествующей научной традиции изучения творчества Мариу де Са-Карнейру. В существующих на данный момент исследованиях поэтическое творчество Мариу де Са-Карнейру почти не рассматривается самостоятельно, а лишь вместе с прозаическими произведениями автора, что нередко приводит к недостаточно глубокому и пристальному анализу его поэзии. В
данной работе поэтическое творчество Мариу де Са-Карнейру впервые в отечественном литературоведении становится объектом монографического исследования. Определяется и целый ряд новаторских аспектов применительно к рассматриваемому материалу в области композиции, темы и стиля. Определена роль и участие поэта в выработке и утверждении новых художественных стилей (паулизм, интерсекционизм). Более того, впервые выявлена новая, целиком созданная поэтом эстетическая концепция «Арте флюида».
Методологическая основа исследования определяется как целью всей работы, так и спецификой рассматриваемого материала. В целом, она полностью соответствует концепции анализа поэтического текста, принятого в так называемой описательной поэтике, то есть проводится анализ структуры и композиции сборников и циклов, выявление стилевых особенностей данных произведений, определение тематики рассматриваемых стихотворений. При анализе поэтических текстов Мариу де Са-Карнейру по мере необходимости применяются элементы герменевтического метода, а также некоторые принципы стилистической критики, характерной, прежде всего, для романского литературоведения. Всё это позволяет соотнести духовные аспекты личности поэта с лингвистическими средствами выразительности текста и приблизиться к пониманию замысла автора.
При рассмотрении различных уровней поэтического творчества Мариу де Са-Карнейру становится важным и выход на отдельные аспекты методологии смежных с филологией дисциплин. Так, для изучения поэтического феномена Мариу де Са-Карнейру немаловажным является вопрос о личности автора, что определяет необходимость использовать методы и результаты, принятые в психологии, в свете работ К. Абрахама и Р. Лейнга. Для получения более полной поэтологической картины лирики Мариу де Са-Карнейру с учётом особенностей личности самого поэта продуктивным представляется использование философских концепций Г. Башляра о
природе художественного воображения, а также П. Рикёра о психологических трудностях разрешения экзистенциальной проблемы самоидентификации личности в рамках установления диадических взаимоотношений антропологических категорий «Я-сам» и «Другой».
Отличительными особенностями данной работы являются полное диахроническое рассмотрение поэтического наследия автора (с 1913 по 1916 гг.), комплексный последовательный анализ лирики Мариу де Са-Карнейру на разных уровнях исследования, а также как можно более точное следование задаваемой самим поэтом структуре поэтических сочинений, что позволяет выявить авторскую интенцию. Всё это необходимо для получения цельной поэтологической картины творчества португальского поэта.
Положения, выносимые на защиту:
Поэтическое творчество Мариу де Са-Карнейру занимает видное и неотъемлемое место в португальской литературе начала XX века, а также входит составной частью в культуру европейского модернизма
Каждый поэтический сборник и цикл Мариу де Са-Карнейру обладает своей продуманной композицией. Основной принцип композиционного расположения - душевно-психологическое состояние лирического «я» поэта. В доминирующей хронологической последовательности стихотворений наблюдаются немногочисленные, но принципиальные изменения этого порядка.
Тематика поэтических произведений Мариу де Са-Карнейру сконцентрирована вокруг экзистенциальной оппозиции «Я сам - Другой» и её развитие прямо отражается последовательностью расположения стихотворений. Указанная экзистенциальная оппозиция базируется на присущей личности автора «онтологической неуверенности».
4) Творчество Мариу де Са-Карнейру демонстрирует стилевое
разнообразие, которое приходится на предельно краткий временной интервал
его поэтической активности -с 1913 по 1916 гг. В его поэтическом наследии
наиболее последовательно и ярко выражены «паулизм» и «интерсекционизм» - португальские варианты модернистских течений, разработанные при непосредственном участии поэта.
5) Мариу де Са-Карнейру является создателем собственной эстетической концепции, имеющей как теоретическое обоснование, так и поэтическое воплощение. Его эстетическая концепция «Арте флюида» лежит в русле общемодернистских поисков и опирается на современные автору философские и естественнонаучные достижения интеллектуальной мысли начала XX века.
Эта впервые выявленная и проанализированная теоретическая концепция Мариу де Са-Карнейру, а также показанные в работе специфические черты португальского модернизма определяет теоретическую значимость исследования. Вместе с выявленными основными поэтологическими характеристиками лирики автора они дают новый и потенциально богатый материал для типологических обобщений, проведения развёрнутых сравнительных анализов, а также способствуют более глубокому пониманию общеевропейского литературного процесса начала XX века.
Научно-практическая значимость диссертации состоит в том, что её материал, основные положения и результаты исследования могут применяться в учебно-методической и лекционной практике: при разработке общих курсов по истории зарубежной литературы, специальных курсов по истории португальской литературы, истории европейской литературы XX века, при составлении справочных и учебных пособий по обозначенным темам, а также при подготовке и комментировании будущих переводов произведений Мариу де Са-Карнейру на русский язык.
Апробация исследования. По теме диссертации было сделано пять докладов на XXXV (2006 г.), XXXVI (2007 г.), XXXIX (2010 г.) и XL (2011 г.) Международных филологических конференциях (СПбГУ), а также на 4-й международной конференции Международной ассоциации по
иберославистике (Лиссабон, 2010 г.). Темы докладов, соответственно: «Трансформация мифа об Икаре в творчестве Мариу де Са-Карнейру» (2006), «Аудиовизуальные аспекты поэмы "Маникюр"» (2007), «Португальский вклад в стилистику европейского модернизма» (2010), «"Письмо на европейском": поэма "Маникюр" Мариу де Са-Карнейру как пример европейского авангарда» (2011) и «"The Russian Seasons" in Lisbon, or Republic and Aesthetics» (2010) (в соавторстве). Важнейшие аспекты диссертации и результаты обсуждались на семинарах проф. Т. В. Соколовой (Кафедра истории зарубежных литератур филологического факультета СПбГУ) по темам: «Поэзия Мариу де Са-Карнейру и португальский модернизм» и «Концепция "Арте флюида" / "Парящее искусство" Мариу де Са-Карнейру».
Помимо того, по постановлению Редакционно-издательского совета филологического факультета СПбГУ опубликована книга - пособиелля изучающих португальский язык и европейскую культуру XX века - «Поэма "Маникюр" Мариу де Са-Карнейру в контексте интермедиальности» (2010 г.), в которой перевод поэмы, выполненный на основе тщательного текстологического анализа, сопровождается научной статьёй «Стилевое богатство поэмы "Маникюр"» и подробными комментариями. Продуманное составление книги, привлечение живописи португальского модернизма в качестве иллюстративного материала, подробные комментарии и объяснительная статья позволяют использовать эту книгу как пособие в курсах «Страноведение», на занятиях по анализу текста и стилистике, в лекциях по истории португальской литературы, общих курсах по истории западноевропейских литератур, а также в спецкурсе «Интермедиальность».
Структура диссертации определяется спецификой исследуемого материала, а также целями и задачами исследования. Диссертация состоит из Введения, четырёх глав и Заключения. Каждая глава подразделяется на параграфы и заканчивается выводами. Список использованной литературы
насчитывает 187 наименований на русском, португальском, английском, французском, испанском и немецком языках. Общий объём исследования составляет 258 страниц печатного текста.