Введение к работе
Актуальность исследования. На протяжении последних десятилетий поэзия Серебряного века становится объектом всестороннего изучения. Учеными переосмысляется роль в литературном процессе поэтов начала XX века, широко изучавшихся в советский период, анализируются их идиостиль и особенности поэтики этих авторов. Помимо этого, отдельному рассмотрению подвергаются малоизученные авторы, в частности, творчество тех, кто был репрессирован в советские годы. Наконец, значительный пласт исследований посвящен проблеме осмысления литературного процесса Серебряного века, выявления взаимодействия и преемственности между направлениями, определением границ тех или иных литературных направлений, их характерных черт. Общим для литературоведческих исследований, посвященных поэзии начала XX века, можно назвать стремление восстановить наиболее полную и целостную картину литературного процесса того времени.
В этом контексте заполнение лакун, связанных с изучением творчества тех или иных авторов, представляется востребованным. Исследование возможно полного корпуса текстов Константина Большакова позволяет дополнить представления о литературном процессе первых десятилетий XX века и о взаимодействии между литературными направлениями и группировками в рамках этих направлений.
Объектом исследования являются стихотворные тексты К. Большакова 1912-1923 годов написания. В изучаемый корпус текстов вошли поэма «Le futur» (1912); стихотворения сборников «Сердце в перчатке» и «Солнце на излете» (1912-1916); «Поэма событий» (1914-1915); стихотворения, опубликованные в изданиях «Театр в карикатурах» (1913-1914), «Первом журнале русских футуристов» (1914), сборнике «Пета. Первый сборник» (1916); альманахе «Без муз» (1917-1918); газете «Жизнь» (1918); сборниках «Художественное слово. Книга вторая» (1920), «Срубленный поцелуй с губ вселенной» (1922), «Из батареи сердца» (1922), «Поэты наших дней» (1924). Также были рассмотрены материалы фондов РГАЛИ, стихотворение, приведенное в книге Н. Харджиева «От Маяковского до Крученых» и фрагменты, цитирующиеся в статье С. Худакова в сборнике «"Ослиный хвост" и "Мишень"».
Отдельной проблемой является определение границ корпуса стихотворных текстов Большакова. Сложности связаны, во-первых, со спорным авторством некоторых сборников; во-вторых, с утратой текстов; в-третьих, с вопросами о выходе из печати того или иного сборника.
Предметом исследования являются особенности идиостиля К. А. Большакова, а также реализация стратегий основный литературных направлений начала XX, таких, как символизм и футуризм.
Цель данного исследования - вписать поэтическое творчество К. А. Большакова в литературный контекст первых десятилетий XX века,
разграничив индивидуальные черты поэзии Большакова и общие тенденции
литературы рассматриваемого периода.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
Выявить круг влияний и взаимовлияний К. Большакова и современной ему поэзии, в первую очередь - символистов и футуристов;
Изучить особенности адаптации и функционирования специфических черт символизма и футуризма в стихотворениях Большакова;
Описать специфические черты поэзии Большакова, в том числе такие, как особенности ритма, рифмы, строфики, словообразования и сочетаемости слов;
Выявить и описать функционирование структурообразующих мотивов поэзии Большакова.
Методологическая основа исследования обусловлена задачами работы. Группа задач, связанных с восстановлением генетической связи поэзии Большакова и иных явлений литературного процесса начала XX века, решается при помощи историко-литературного анализа, а также применения элементов интертекстуального анализа. Для выявления особенностей идиостиля К. Большакова используются структуральный и мотивный методы анализа.
Основные положения, выносимые на защиту:
В "футуристическом" периоде творчества К. Большаков, открыто опираясь на символизм, демонстрирует диалогическое переосмысление традиций символистской поэзии, в первую очередь творчества А. Блока, В. Брюсова, К. Бальмонта, в духе авангарда; поздние стихотворения Большакова теряют черты футуристической поэзии, сохраняя изначальную ориентацию на символизм, что свидетельствует о разочаровании автора в специфической поэтической картине мира. В конечном итоге, это приводит к полному переключению Большакова на прозу.
Из поэтов-футуристов наиболее сильное влияние на идиостиль К. Большакова оказала поэзия Игоря-Северянина (модели окказионального словообразования, составная рифма, сочетание слов разной лексической окраски).
Для поэзии Константина Большакова характерны общие признаки футуристической поэтики, такие, как: окказиональное словотворчество, эстетизация образов, лежащих за пределами традиционной поэтической эстетики, эксперименты с сочетанием образов, разработка оригинальной ритмической структуры, использование неклассических рифм, нарушение норм синтаксической и грамматической сочетаемости, а также элементы интермедиальной поэтики. В поэзии Константина Большакова представлены элементы таких литературных направлений, как символизм, эго- и кубофутуризм, причем не как конкурирующие поэтики, а в органичном соединении.
Наиболее ярко в поэзии Большакова проявляются черты, характерные для объединения «Мезонин поэзии», такие как принятие связи с поэтической
традицией, эстетизация современного быта, урбанизм, активное использование неологизмов, в том числе иностранных заимствований. 5. Особенность идиостиля Большакова заключается в новизне комбинаторики образов и приемов, которая достигается за счет отказа от наиболее радикальных экспериментов и открытого обращения к литературной традиции, причем не резко-полемического, что характерно для футуризма, а непосредственного использования наиболее выразительных черт того или иного направления. За счет подобной открытости достигается отстраненность от идеологических противоречий, которая и позволяет сочетать крайне разнородные элементы.
Научная новизна работы заключается в том, что впервые выполнен комплексный анализ имеющегося на сегодняшний день корпуса поэтических текстов К. А. Большакова, ранее практически не изучавшегося. Комплексный анализ максимально полного корпуса поэтических текстов Большакова дает возможность получить представление об особенностях идиостиля этого поэта, дополняя представление о литературном процессе Серебряного века. Кроме того, изучение стихотворений Большакова позволяет скорректировать представление об особенностях футуристической поэзии, что дает возможность более четко отделять индивидуальный вклад того или иного автора от общих тенденций поэтического направления.
На фоне значительного количества исследований, посвященных творчеству поэтов и писателей первых десятилетий XX века, появившихся в последние десятилетия и направленных, в том числе, на выявление роли в литературном процессе тех авторов, которые в силу исторических или иных причин до недавнего времени оказывались практически не изученными, наследие К. Большакова до сих пор не становилось объектом специального научного рассмотрения; те исследования, которые затрагивают творчество Большакова, носят либо историко-литературный (В. Марков, В. Молодяков, Л. Флейшман, Н. Харджиев), либо обзорный характер (Н. Богомолов, Т. Никольская). Более того, в работах ученых, рассматривающих поэтику Большакова, основным объектом исследования являются его прозаические произведения - романы и рассказы, в то время как вклад Большакова как поэта в развитие русской литературы XX века можно оценить как весьма значительный в контексте литературного процесса 1913-1917 годов. В связи с вышесказанным исследование поэтического творчества Большакова представляется актуальным в контексте современных тенденций в изучении литературы Серебряного века. В ходе исследования подробно проанализированы все основные черты идиостиля Большакова и наиболее значимые мотивы его поэзии. Кроме того, впервые выявлены основные пути взаимовлияния внутри определенной группы поэтов Серебряного века -Маяковского, Большакова, Шершеневича и Пастернака.
Теоретическая значимость исследования связана с выявлением особенностей влияния и взаимовлияния различных групп и направлений
Серебряного века, а также с изучением поэтики К. Большакова, которую можно назвать «поэтикой синтеза», что позволяет скорректировать представление о литературном авангарде и установить специфику творческого метода поэта. Кроме того, проведенное исследование корректирует понимание структуры литературных объединений Серебряного века, в первую очередь - русского футуризма.
Научно-практическая значимость результатов исследования связана с возможностью их использования для дальнейшего изучения закономерностей развития литературы Серебряного века. Кроме того, результаты исследования могут быть использованы при составлении антологий поэзии Серебряного века, при переиздании и комментировании произведений К. А. Большакова, а также для преподавания истории русской литературы начала XX века.
Апробация работы. Отдельные положения диссертационного исследования изложены в пяти опубликованных работах, были представлены в виде докладов на Международной конференции молодых филологов, Тарту, 2009; Седьмой международной конференции молодых филологов, Рига, 2009; XIX научных чтениях Гуманитарного факультета Даугавпилсского университета, Даугавпилс, 2010; конференции «Русская литература: тексты и контексты», Варшава, 2010; XX научных чтениях Гуманитарного факультета Даугавпилсского университета, Даугавпилс, 2011; Международной научной конференции, посвященной 125-летию со дня рождения Алексея Крученых, М., 2011; на аспирантском семинаре филологического факультета РГПУ им. А. И. Герцена, СПб, 2010.
Объем и структура диссертации. Исследуемый материал, поставленные цели и задачи определили структуру диссертации. Диссертационное исследование изложено на 174 страницах и состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка, который содержит 182 наименования.