Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА I. Дон ДеЛилло и американский литературный процесс 13
1.1. Онтологический аспект виртуальности в системе наук 14
1.2. Стратегия рождения виртуальных смыслов в американской литературе . 35
1.3. Общая характеристика творчества Дона ДеЛилло 50
ГЛАВА II. Система виртуальных понятий в романе Дона ДеЛилло «Мао II»... 63
2.1. Концепт американизма 65
2.2. Рождение современного мифа 85
2.3. СМИ как действующий механизм общественного сознания 102
ГЛАВА III. Антропологические основы «виртуализированного» мира Дона ДеЛилло 120
3.1. Тендер как источник виртуальных смыслов 121
3.2. Поляризация бытия современного героя: между творчеством и смертью 144
Заключение 179
Библиографический список
- Стратегия рождения виртуальных смыслов в американской литературе
- Общая характеристика творчества Дона ДеЛилло
- Рождение современного мифа
- Поляризация бытия современного героя: между творчеством и смертью
Введение к работе
Американская литература на современном этапе развития представляет собой многоаспектный синтез духовного, культурного, исторического, философского и психоло-пгческого начал бытия человека Она формирует свою историко-литературную перспективу с учетом традиций, модифицируя при этом основные категории литературы, обогащая поэтику художественного текста новыми образами Вместе с тем современная американская литература является сложным и противоречивым феноменом, который характеризуется переплетением как реалистических и натуралистических направлений, так и разновидностей постмодернизма
В последней трети XX века возникло осознаваемое человечеством противоречие между статусом Америки как богатой капиталистической страны, которая стремится идти во главе всего мира, и общим трагическим тоном ее литературы На этом фоне литературное творчество ведущего американского писателя современности Дона ДеЛилло (Don DeLillo) вызывает особенный интерес исследователей Однако интерпретация его произведений затруднена по ряду объективных причин Несмотря на известность писателя, с трудом можно найти факты его биографии не только на русском языке, но и на родном языке автора, так как долгое время Дон ДеЛилло вел уединенный образ жизни Он относится к числу «закрытых» для отечественного читателя авторов, так как сведения о нем немногочисленны и имеют характер поверхностного обзора в литературных газетах и Интернет-ресурсах В настоящее время Доном ДеЛилло написано 15 романов, несколько рассказов, пьес и эссе
Его произведения представляют собой соединение публицистического и художественного начал и построены на взаимоотношениях факта и вымысла Чрезвычайно важным является и то обстоятельство, что ДеЛилло анализирует культуру и быт современной Америки, продуктом которой являются его автобиографические в своей основе произведения, пронизанные личностным отношением автора к воспроизводимым событиям
Изображенный мир принимает в творчестве писателя формы гипотетической, фиктивной, придуманной человеком (антропологический реализм), правдоподобной (фак-туальной) и виртуальной реальностей «Состояние перехода человечества из прежней «реальной» жизни в современный фиктивный мир, утративший многие традиционные ценности, обретший то, что прежде относилось к сфере художественного вымысла, становится важной концептуальной моделью современности»
1 Виртуализация как художественный прием (на материале англо-американской прозы) учеб пособие / под ред В А Фортунатовой -Н Новгород, 2008 -С 5
В литературоведении современная американская литература устойчиво рассматривается в аспекте мультиреализма2, как изучение полиреальностей в их художественном воплощении
Настоящая работа посвящается исследованию поэтики виртуальной реальности на материале романа Дона ДеЛилло «Мао II» В диссертационном исследовании поэтика виртуальности трактуется как совокупность средств создания стиля и построение виртуальной реальности в художественном произведении
В произведениях ДеЛилло отображается круг проблем жизни американского общества конца XX века По мнению одного из исследователей творчества этого автора Лентриккия, романы ДеЛилло - «редкое достижение в американской литературе - идеальный сплав художественного воображения и культурологического исследования»3 В произведениях писателя литературно-аналитически препарируется современная реальность подвергается сомнению очевидность «естественного» течения времени, воспроизводятся конфигурации пространства и личной идентичности, размывается жесткая граница между естественным и виртуальным Виртуальность легко проникает в действительность - в рекламу, политические технологии, творчество и частную жизнь, где с помощью манипулирования символами можно эффективно воздействовать на существующую реальность или создавать новую
Феномен виртуальной реальности обычно связывают с возможностями компьютерных технологий Однако это современное доминирующее понимание виртуальности является далеко не единственным Изучение виртуальности сопряжено с философской традицией осмысления бытия и реальности Виртуальность, понимаемая как особая сфера, рождаемая человеческими смыслами (истинными и ложными), становится важным фактором развития культуры, выступая как источник новой мифологии в современном мире, как средство преобразования объективной реальности
Общественный интерес к феномену виртуальной реальности побуждает исследовать ее природу В литературе возникает совершенно неожиданный эффект виртуализации классического культурного наследия С одной стороны, эта операция выглядит невозможной, поскольку, по мнению исследователей, виртуальная реальность возникает лишь как «производная процесса взаимодействия человека и информационной среды»4 С другой стороны, виртуальность сегодня воспринимается как данность, порождаемая и но-
2 Тлостанова М В Проблема мультикультурализма и литература США конца XX века - М Наследие, 2000
-С 147
3 Lentncchia, F Introduction II Introducing Don DeLillo I F Lentncchia ed Durham -Nc 1991 - PI
4 Петрусевич, А А Социокультурные модели человека и виртуальное мировоззрение человека / А А Петру-
севич, Р В Тихонов // Феникс Ежегодник кафедры культурологии / редко! Н И Воронина (ред) и др -
Саранск, 2007 - С 52
выми явтениями действительного мира, не только техникой, но и сферой изменившегося духовного бытия человека, сферой его современного интеллекта
В художественном произведении происходят те же самые метаморфозы Современного читателя увлекают «петли», «инверсии» времени и пространства, смена времен и перемена темпа, отставание и забегание вперед по отношению к текущему моменту За счет художественной инверсии пласты виртуальной и действитетьной реальности сливаются и перемешиваются, образуя виртуализированное художественное пространство
В романе Дона ДеЛилло «Мао II» наглядно отражаются основные аспекты виртуализации современной действительности не только в литературном контексте романа, но и с точки зрения культурологического исследования тематики данного произведения В этом художественном тексте конца XX века поднимаются темы самоопределения личности в обществе, влияние социокультурных, политических и технических явлений на современного героя, проблемы соотнесения литературного творчества и потитической борьбы
Актуальность работы определяется ростом интереса к малоизученному отечественным литературоведением творчеству Дона ДеЛилло, отражающему особенности мировоззрения и проблемы современного человека Кроме того, его остросовременное по проблематике творчество нуждается в комплексном литературоведческом, философско-культурологическом осмыслении, выявляющем определенные закономерности литературного процесса
Предмет исследования - роман американского писатетя Дона ДеЛилло «Мао II» (Мао II, 1992)
Объект исследования - сопоставление различных уровней реальности, - художественной, виртуальной, действительной, - отраженных в романе «Мао II»
Цель диссертационного исследования - определение принципов поэтики виртуальности романа Дона ДеЛилло «Мао II
Цель работы конкретизируется в следующих задачах:
обобщить теоретические подходы к феномену виртуальности в системе гуманитарных наук,
выявить истоки виртуальности в американской литературе,
определить место творчества Дона ДеЛилло в современном американском литературном процессе,
обосновать особый статус категории виртуальности в поэтике Дона ДеЛитго,
обозначить систему виртуальных понятий в романе Д ДеЛилло «Мао II»,
представить художественно-антропологические основы виртуальности в романе,
показать конструктивное значение комплексного подхода к современному художественному тексту
Степень изученности проблемы:
Феномен творчества Дона ДеЛилло рассматривается многими зарубежными критиками и биографами, такими как Г Блум (Н Bloom), Л Хатчеон (L Hutcheon), А П Кантор (Cantor А ), Д Кизей (Keesey D ), Т ЛеКлер(Ье Claire Т ), Ф Летриция (Lentncchia F), Ф Малтби (Maltby Р), Н Постман (N Postman), М Остин (Osteen М), В Пассаро (Passaro V), Н Рив (Reeve, N) и др5 Однако они изучают творчество ДеЛилло лишь в русле постмодернистской эстетики
В американском литературоведении в одном ряду с Доном ДеЛилло находятся такие имена как Томас Пинчон, Солл Беллоу, Филипп Ротт Многие англоязычные писатели (Брэт Истон Эллис - Bret Easton Ellis, Джонатан Фрэйзен - Jonathan Frazen, Дэвид Уолас - David Foster Wallace и др) подчеркивают влияние творчества ДеЛилло на свои произведения
До недавних пор писатель не был по достоинству оценен в России и его творчество практически не изучено Единственная работа - «Дон ДеЛилло в пространстве постмодернизма», - посвященная изучению творчества данного автора, была издана В Г Прозоровым в 2006 году 6
Романы ДеЛилло диктуют необходимость новых подходов исследования литературного произведения, что обусловлено художественным освоением этим автором неизвестных прежде сторон человеческой жизни Таким открытием писателя стало понятие «виртуальной реальности», которая создается не только компьютерными технологиями,
'Le Claire, Т An Interview with Don Delillo / T LeClair II Anithing Can Happen Interwiews with Contemporary Amencan Novelists -eds Urbana University of Illinois Press 1983 -P 23,LeClairT In the Loop DonDeLillo and the systems novel IT LeClair - Urbana Umersity of Illinois Press, 1987 -P 14 , Lentncchia, F Introduction II Introducing Don DeLillo / F Lentncchia, ed Durham, Nc, 1991 - p 207, Lentncchia, F Introduction IF Lentncchia II New Essays on White Noise - Cambndge, New York, 1991 - P 14 , Maltby, P Dissident Postmodernists Barthelme, Coover, Pmchon I P Maltby - Philadelphia University of Pennsylvania Press 1991 - P 37 , Postman, N Amusing Ourselves to Death Public Discourse m the Age of Show Business„Manufactunng Consent The Political Economy of the Mass Media, Propaganda, Media Control IN Postman - Second Edition The Penguin Non-Classic 2005 , Osteen, M Children of Godard and Coca-Cola Cinema and Consumensm m Don De-Lillo's Early Fiction Contemporary Literature IM/ Osteen - №37 1996 - p 439-470, Osteen M American Magic and Dread IM Osteen, H Ruppersburg, T Engles, eds G К Hall II Critical Essays on Don DeLillo - Philadelphia, 2000 231p , Passaro, V Dangerous Don DeLillo I V Passaro II New York Times Magazine, 1991 - P 36-38 , Reeve, N H Toxic Events Postmodernism and De Lillo's «White Noise» /V H Reeve, R Kerndge //The Cam-bnge Quarterly 23 4 1994 - P 303 - 323 , Bloom, H Don DeliUo (Bloom's Major Novelists) IH Bloom II Library Binding -2003 - P 158
6 См Прозоров, В Г Дон ДеЛилло Писатель в пространстве постмодернизма монография / В Г Прозоров, Федер агентство по образованию, ГОУВПО «КГТГУ» - Петрозаводск Изд-во КГПУ, 2006
но также человеческим сознанием, устройством человеческих отношений, вызовом времени, которое испытывает каждый современник
В связи с тем, что в контексте исследований романа «Мао И» мы подошли к необходимости рассмотреть принципы воплощения виртуальности, в работе также обозначен круг проблемных вопросов, связанных с такими категориями и понятиями как «миф», «неомифологическая реальность», «американизм», «виртуальность» с точки зрения философии, культурологии и литературоведения В связи с этим, кроме собственно литературоведческих работ, посвященных творчеству Дона ДеЛилло, в нашей работе используются труды Платона, Фомы Аквинского, Николая Кузанского, Д Скотта, М Ю Опенкова, А Бергсона, Ж Делеза, А. Н Леонтьева, Е Е Таратуты, А Арто, С И Ожегова, Ч Тар-та, Т Н Берзиной, В Я Друка, Л Витгенштейна, Н А Носова, В М Быченкова, Д В Иванова, Ф Гвагтари, В Руднева, В Е Давидовича, И П Фармана, В Кандинского, Ж Бодрийяра, В Беньямина, М Макклюена, Н Постмана, М Остина, Т С Этлиота, А Боргмана, Н Саррот, Ж Л Нанси, В А Подороги, В А Фортунатовой, Д В Затонского, X Ортеги-и-Гассета, Ю С Степанова, Е Г Кубряковой, Д С Лихачева, Р Барта и др
Научная новизна работы заключается в том, что впервые предметом анализа является комплексное изучение романа Дона ДеЛилло «Мао II», поэтика виртуального плана повествования и истоки его появления за счет симулякров американской действительности, а также его воздействие на сюжетосложение, систему образов-персонажей
В работе обосновывается гипотеза, согласно которой среда, создаваемая человеком, расслаивается, а виртуальная реальность, представляющая один из слоев объективного мира, является столь же объективной, сколь и субъективной Это позволяет рассматривать феномен виртуальности в диалектическом соединении с традицией «фактуальной» реальности, то есть действительности, основанной на фактах объективного мира
Методологической основой исследования стала совокупность ряда приемов и подходов.
эволюционного подхода, рассматривающего особенности романа «Мао II» в системе других произведений Дона ДеЛилло,
структурно-семантического направления, связанного с определением понятийной сферы романа Дона ДеЛилло «Мао II»,
сравнительно-исторического подхода, способствующего проведению параллелей между исследуемым романом и произведениями других эпох, в которых представлена виртуализация реальности,
феноменологического метода в титературоведении, проясняющего идентичность художественного текста переживаниям читателя
Основные положения, выносимые на защиту
виртуальная реальность возникает как новообразование над действительностью, создавая за счет появления иллюзорных смыслов и значений «альтернативную реальность», которая уводит от жизненных проблем персонажей романа Такая реальность создается искусственно и является смысловым пространством, где субъект, вовлеченный в нее, не имеет возможности для самостоятельной рефлексии,
виртуальность, с художественной точки зрения, становится промежуточным явлением между традиционным реализмом и постмодернизмом, порождая особенные качества нового реализма,
виртуализация действительности, воплощаясь в художественном контексте, порождает рад специфических художественных приемов недоговоренность, подразумевающую опору на опыт современного читателя, ассоциативность, предельную обобщенность, газетно-хроникальный стиль изложения, использование публицистической лексики идр,
творчество Дона ДеЛилло представляет собой художественное освоение важнейших проблем духовной и социальной жизни современной Америки Романы Дона ДеЛилло знаменуют развитие основных тенденций в истории американской литературы конца XX века,
в романе «Мао II» реальность мира предстает многослойным образованием, включающим реальность фактов, псевдореальность вымыслов, слухов, заблуждений, особую сферу, созданную догмами, предрассудками, мистификацией различных сторон жизни литературных героев,
в художественном произведении Дона ДеЛилло выявляется стройная система понятий, обуславливающих эффект виртуальности в системе смыслов художественного произведения Такими понятиями в романе становятся американизм, миф, СМИ
антропологические основы «виртуальной реальности» включают в себя тендерную проблематику и столкновение подлинного и «ненастоящего» существования современного героя,
поэтика виртуальности проявляется в жанровых особенностях формы романа, в композиции произведения, в построении образов-персонажей
Теоретическая значимость работы заключается в том, что ее результаты могут быть использованы для дальнейшего анализа творчества Дона ДеЛилло отечественными и зарубежными литературоведами Работа позволяет расширить существующие эстетические и литературоведческие знания о творчестве Дона ДеЛилло в русле современного
культурного процесса, обогатить методологическую систему читературоведения еще одним ракурсом изучения произведения
Практическая значимость работы состоит в том, что ее материалы могут быть использованы при подготовке спецкурсов, семинаров, положены в основу пекций по истории современной американской литературы Используемая в диссертации комплексная методика анализа обогащает литературно-критическое знание, выделяет эстетический смысл философских идей, общекультурных представлений, отражающих особенности американского литературного процесса в наши дни
Достоверность полученных результатов обеспечивается методологической обоснованностью теоретических положений, применением взаимодополняющих методов исспедования, текстуальным анализом
Апробация работы
Различные аспекты проблематики диссертации были положены в основу докладов, прочитанных на следующих научных конференциях международных («СМИ как компонент виртуализации современного общества» - Йопгкар-Ота, 2005; «Субъект в пространстве постмодернизма» - Йошкар-Ола, 2006, «Роман ДеЛилло «Мао II» как отражение американской реальности постмодернизма» - Йошкар-Ола, 2007, «Американизация, как процесс глоболизации современного общества (по роману Д ДеЛилло «Мао II»)» -Йошкар-Ола, 2008, «Мифологизация как аспект виртуализации романа Дона ДеЛилло «Мао II» - Йошкар-Ола, 2008), всероссийских («Телевидение как новая реальность в художественных произведениях XX века» - Йошкар-Ола, 2007, «Актуальные проблемы американской литературы постмодернизма» - Йошкар-Ола, 2007,), ежегодных («Влияние сект на молодое поколение Запада (по роману Д Делило «MaoII»)» - Йошкар-Ола, 2006)
Структура работы
Диссертация состоит из введения, трех глав, восьми параграфов, каждый из которых отражает различные аспекты поставленной проблемы, заключения и библиографического списка, включающего наименования использованных источников литературы на русском и английском языках
Стратегия рождения виртуальных смыслов в американской литературе
В литературоведении последней трети XX в. ведутся исследования взаимоотношения литературы с возможными мирами. Английский теоретик Дорин Мейтр считает действительностью лишь представление о ней, поэтому реальный мир последовательно заменяется понятием «актуальный мир», так как он актуален лишь для сознания. Она также вводит понятие «возможные неактуальные миры» (ВНАМы) [Maitre 1983: 128].
Для подобных миров наиболее важную роль играет «критерий когерентности», то есть внутренней взаимосвязанности, целостности, обусловленности. Следует отметить, что в американском романе этот критерий далеко не всегда выдерживается. Мейтр полагает, что «наложение фиктивного мира на актуальный» создает новые смыслы [Maitre 1983: 119]. Источником описания физически невозможных миров, по ее мнению, служит, например, история, о значении которой для американской литературы мы пишем в следующем разделе. Иногда в роли виртуализирующего фактора выступает сама действительность, а катализатором становится отравленная вода, психологический климат, «белый шум», роботы и т.д.
В виртуализированной литературе происходит жанровый сдвиг, меняются объяснительные схемы. Виртуальный мир заставляет героя и читателя усомниться в характере собственных представлений об актуальном мире. При этом следует отделять виртуальное от выдуманного и фантастического, хотя бы потому, что виртуальное сохраняет реальные события и лица — однако в виртуальном мире происходит отрыв от них, сохраняется лишь взгляд «со стороны», сверху, позиция фиксирующего наблюдателя.
Американский критик Лайонел Триллинг выдвинул теорию, согласно которой жанр романа как отражение социальной действительности «не прижился в Америке»: «Не то, чтобы у нас не было великих романов, а просто роман в Америке отходит от своего классического образца» [Писатели США 1982: 205]. Действительно, стремление писателей уйти от общественной стороны вопроса свойственно многим американским авторам.
Мы уже отмечали выше, что религиозная направленность также является отличительным свойством американской литературы XX в. и даже порождает целое ее направление. Здесь следует отметить, что Библия, разрушая представления о реальности, обладает способностью прозревать отношения реальнейшие. Так, теолог и литературовед Д. Джаспере считает, что тексты Нового завета гораздо в большей степени имеют отношение к искусству вымысла, чем к истории и предоставляет широкие возможности для их художественной интерпретации. То или иное событие или персонаж предстает как выполнение предначертаний, что позволяет видеть их знаковый смысл. Метафорический язык Нового завета, основанный на знакомых образах, набрасывает покров тайны и неисчерпаемости на объект [Jaspers 1987: 111].
Д. Джаспере полагает, что афористический язык Библии отличается двусмысленностью и потому не оказывает «прямого концептуального давления». Это свойство становится характерным свойством американской прозы новейшего времени, где также афористический стиль передает напряженное отношение между общим и частным, принципом и его приложением, реализацией в тексте.
Стремление дезориентировать во имя переориентации ощутимо и на страницах многих романов Дона ДеЛилло. Можно сказать, что, создавая виртуальную реальность романов, в частности, романа «Мао II», автор изображает близкую и знакомую для него реальность первого порядка: американскую действительность конца XX в.
Художественная реальность в новаторских произведениях литературы XX века, к каковым мы относим и работы Д. ДеЛилло, — это сложная, с множеством уровней и кодов, система, где сосуществует масса потенциальных и актуальных действительностей или множественность реальностей, которые выстраиваются автором, но воспринимаются и дешифруются читателем, каждым по-разному, и которые в целом составляют одно — текст.
Следует подчеркнуть, что виртуализация отнюдь не разрушает литературу, как это иногда считают, но, напротив, помогает ввести заново воображение и традицию как необходимые компоненты литературного процесса.
Большую роль в создании теории виртуального романа США сыграли психоаналитические идеи Г. Башляра и Ж. Дюрана. Вообще вся французская литературно-философская школа оказалась в центре не только европейского, но и американского литературного внимания. Компенсаторные грезы (часто вызванные наркотиками, имеющими искусственную природу), духовная независимость, мотивы воображаемого, психологические комплексы — все это вошло в виртуальный мир «нереальности».
Мифологизация, сменившая ее романтизация и, наконец, виртуализация — эти этапы литературно-духовного процесса потребовали и своего литературоведческого объяснения, на что указывал Фрэнк Хермоуд в книге «Чувство конца» [Hermode 1967: 187], которая была широко известна и в американских литературных кругах. «Виртуальный фактор работы писательского воображения» [Лилов 1986: 57] стал восприниматься как механизм постижения человека.
Общая характеристика творчества Дона ДеЛилло
За «Подземным миром» последовала пьеса «Вальпараисо» ("Valparaiso", 1999) — фарсовая история о незадачливом американце среднего достатка, который по нелепой ошибке вместо Вальпараисо в штате Индиана улетает в одноименный город в Чили. После возвращения он на какой-то момент становится самым известным человеком в стране: газеты наперебой берут у него интервью, телевидение приглашает его на ток-шоу и т.д. Произведение ДеЛилло посвящено проблеме частной жизни в Америке, которая присваивается СМИ и тиражируется как продукт потребления.
Следующим романом Дона ДеЛилло становится «Художник тела» ("Body Artist", 2001), где автор обращается к таким проблемам, как природа художественного творчества, искусство и смерть, загадка творческого импульса и неожиданных форм, которые он приобретает.
Еще один роман «Космополис» ("Cosmopolis") выходит уже в 2003 г. Он подтверждает место ДеЛилло среди крупнейших авторов. Герой романа, два дцативосьмилетний мультимиллиардер Эрик Паркер, стремится к единст венной цели своей жизни — «взаимодействию технологии и капитала» [DeLillo 2003: 23]. Его фантасмагорическое путешествие в белом бронированном лиму зине вдоль Манхэттена в парикмахерскую своего детства завершается финансо вым и духовным крахом. Действие романа происходит в апреле 2000 года, но в «Космополисе» отчетливо слышится предвестие грядущей катастрофы, поло жившей конец «жирным» и самодовольным девяностым. Показательно, что язык и образность романа имеют много общего с эссе ДеЛилло, посвященном трагедии одиннадцатого сентября 2001 г. — «На руинах будущего: Размышле ние о терроре и утрате под тенью сентября» ("In the Ruins of the Future"), опуб ликованным в декабре 2001 г. как отклик на сентябрьскую трагедию. Послед ний на сегодняшнее время роман Дона ДеЛилло «Падающий человек 9/11» ("The Falling Man 9/11", 2007) посвящен этой трагедии, потрясшей весь мир. Помимо рассмотренных выше произведений ДеЛилло является также автором пьесы «Дневная комната» ("The Day Room", 1979), нескольких рассказов и эссе ("American Blood", "A Journey through the Labyrinth of Dallas and JFK", 1993; "Silhoette City: Hitler, Manson and the Millenium", 1997; "The Artist naked in the Cage", 1997; "The Moment the Cold war began", 1998).
Таким образом, Дон ДеЛилло является ярким и самобытным писателем американской литературе конца XX — начала XXI вв. Его творчество имеет общие черты с произведениями Д. Джойса, В. Набокова, М. Лаури, У. Фолкнера, а также Т. Пинчона, Р. Кувера и У.Гэддиса.
Романы ДеЛилло отличаются многообразием жанровых форм: это семейный, детективный, криминальный, «университетский», философский, экологический роман. Героями его произведений становятся как вымышленные персонажи, так и реальные исторические личности. Таким образом, происходит синтез художественного вымысла писателя и реальной действительности.
Все произведения ДеЛилло являются, в первую очередь, «книгами идей», затрагивающими широкий спектр самых актуальных, острых и болезненных проблем современной цивилизации и особенно американского общества: всевластие потребительской культуры, упадок духовных сил американской нации, энтропия нравственных ценностей и ориентиров, фрагментация и распад личности, тоталитарные тенденции современного общества и экстремистские культы. Особое внимание автор уделяет проблеме терроризма в современном мире. Именно рассмотрение данных проблем привлекает внимание к произведениям ДеЛилло не только литературоведов, но и обычных читателей.
Основные выводы по содержанию I главы
Понятие «виртуальность», возникнув еще в античной философии, с течением времени приобретает все новые значения: в настоящее время научный и культурный концепт «виртуальность» включает в себя понятие некоторого пространства, которое отсутствует формально, но допускает свое существование. Основными свойствами виртуальной реальности становится мнимость, ненаблюдаемость и иллюзорность.
Виртуальная реальность художественного пространства обладает рядом качеств, свойственных виртуальности вообще: порожденностью от константной реальности; актуальностью, задающей свое время и пространство; автономностью, заключающей в себе подчинение художественной реальности, художественного пространства и времени своим закономерностям развития; интерактивностью, когда, с одной стороны, художественная реальность взаимодействует с актуальным миром, а с другой стороны, художественный дискурс порождает виртуальность следующего порядка. Виртуальный смысл в художественной литературе возникает за счет встречи и взаимодействия актуального мира и художественного вымысла в синтезе с личным опытом читателей, позволяя всякий раз заново и неповторимо интерпретировать прочитанный текст( в читательской рецепции.
Американская литература обладает рядом свойств, характерных для «вир-туализированной» литературы: повышенным динамизмом; документализмом, присущим всем направлениям в истории американской литературы; актуальностью конфликта социального и личного, что послужило толчком для внедрения документально-публицистического жанра в литературу; тотальной изменчивостью в качестве доминанты художественного мира; техногенностью; религиозностью; публицистичностью; «ментальностью переселенца»; установкой на достоверность; интертекстуальностью.
Творчество современного американского писателя-романиста Дона Де-Лилло вбирает в себя основные отличительные особенности, свойственные художественной виртуальности. Основными темами его произведений становятся конфликт человека с обществом, тоталитаризм, терроризм, эскалация потребления, размывание границ между реальностью и ее медийной репродукцией, реклама, консюмеризм, экология, глобализация, насилие. Его романы охватывают широкий спектр жанровых разновидностей: семейный, криминальный, философский, экологический, детективный, «университетский», но все они, как и языки «разных культурных форм» эпохи, подвергаются постмодернистской деконструкции.
Таким образом, творчество ДеЛилло вбирает в себя характерные черты, присущие всем творческим методам и направлениям в истории американской литературы, что в синтезе с установкой на «техногенность» описания реальности и придает произведениям этого писателя эффект виртуализации.
Рождение современного мифа
ДеЛилло постоянно фиксирует внимание читателей на каких-либо незначительных деталях, причем впоследствии они становятся знаками — символами развития сюжета. Так, например, в первой главе при знакомстве со Скоттом в книжном магазине автор вводит в повествование контрастный и, кажется, совершенно случайный эпизод — бомж и охранник: «Направляясь к выходу, он увидел, что в дверь, спотыкаясь, ввалился неопрятный человек: разорванная куртка, огромная копна волос, в бороде иней засохшей слюны, ломкая короста на разбитом, слегка поджившем лбу.... Одна штанина у вошедшего была заправлена в потертый резиновый сапог, зато другая, изношенная до состояния бахромы, волочилась шлейфом по полу. Со второго этажа спустился охранник, и оборванец простер к нему свои большие руки, разъясняя:— Тут у вас мои книги. Я пришел давать автографы... ». [3; 37] ("On his way out of the store he saw a man in a torn jacket come stumbling in, great-maned and filthy, rimed saliva in his beard, old bruises across the forehead gone soft and crumbly... One of the man s trouser legs was mashed into a battered rubber boot; the other dragged on the floor in strips. A security guard approached from the mezzanine and the man lifted thick hands in a gesture of explanation. "I m here to sign my book already," he said". [4; 20]).
Но данная случайность является ложной. Автор заранее подготавливает введение темы центрального героя, используя прием скрытой ассоциативности. В построении сюжетной линии романа ДеЛилло использует прием некой виртуальности изображаемого — забегание автора вперед, появление задолго до сюжетного действия ассоциативных намеков на то, чему суждено будет развернуться только в дальнейшем. Причем одна из особенностей такого повествования заключается в том, что автор ни словом не старается намекнуть читателю, что он имеет им в виду, бегло фиксируя всплывающую в сознании мысль: люди, замечает он, стремятся стряхнуть безразличие и «рвутся под реактивный луч славы и смерти». То же происходит и с главным героем романа, притом в той же последовательности: сначала испытание славой, а затем — смертью.
Таким образом, СМИ оказывают огромное влияние на современного человека. Благодаря информации, передающейся по радио, телевидению, публикациям в газетах и журналах, современный человек формиует «навязанную» ему модель мира и общества, которая становится только превращенным отражением реальности — виртуальностью. Электронные носители информации «искажают» представление о реальном пространстве-времени, что и является свойством виртуальности.
СМИ, несущие огромные потоки информации, способствуют рождению ложных образов-симулякров, и, тем самым создают виртуальную реальность. Они формируют у героя ложное представление о пространстве и времени.
Д.Делилло провоцирует своего читателя на повторное чтение. Чтобы понять смысл этого несколько неожиданного приема, который уже в начале XIX в. использовал Э.Гофман, нужно, завершив чтение романа, вновь вернуться к его началу и внимательно прочитать текст заново, чтобы понять внутренние опоры сюжета, которые автор создал так необычно и изобретательно, включив в текст повествования разнообразные побочные сюжетные линии и внесюжет-ные мотивы. К таковым можно отнести и скрытые ассоциативные намеки на будущие сюжетные коллизии, которым предстоит развернуться в полноценные сижетные эпизоды, формулировки некоторых идей романа и т.п.
Виртуальный совсокупный образ СМИ в поэтике романа ДеЛилло воплощается посредством следующих приемов изображения: — дискретность, сравнимая с элементами компьютерной виртуальности; — использование элементов монтажа, свойственных для телевидения; — отрывистость фраз героев романа; — постоянная смена повествовательного плана;— фиксация внимания читателя на незначительных деталях, которые впоследствии становятся символами развития сюжета; — искажение исторической и документальной реальности, которое создает виртуально-мистифицированный стиль повествования.
Таким образом, виртуальность, созданную телевидением и радио, можно определить как один из возможных миров, которого нет, но который может существовать в сознании героев произведений Дона ДеЛилло.
Основные выводы по содержанию II главы
Согласно определению, данному нами в начале главы, концептом является некий смысл, рассматриваемый с точки зрения гуманитарных наук — психологии, истории, политики, социологии.
Концепт содержит принципиальную возможность множества истолкований, и в нем выявляется расхождение между стабильным внетекстовым значением и актуализированным смыслом выражающих его элементов.
В концептуальное содержание входят как общепринятые понятия, так и этимологические признаки, которые способствуют пониманию того, как некое явление представляется нашему сознанию, причем такое понимание обязательно будет субъективно-личностным.
В романе Дона ДеЛилло «Мао II» можно выделить три базовых концепта, воплощающих в его поэтике идею «виртуальности». Такими концептами в романе становятся американизм, современный миф, СМИ.
Американизм является довольно емким понятием, включающим в себя идею автора о современном культурно-социальном положении Америки. Воплощением данного понятия в романе ДеЛилло становится творчество Энди Уорхола, основными чертами которого, как подчеркивает автор романа, являются серийность изображения, копирование, нивелирование, кризис идентичности, контроль над своим зрителем.
Миф выступает в романе в виде средства декодирования смыслов. Современный миф включает в себя историко-культурную традицию предшествующих лет. Основными свойствами мифа в современной литературе являются цикличность времени, стирание границ между прошлым и настоящим, игра на грани иллюзии и реальности, использование бинарных оппозиций.
ДеЛилло мифологизирует историко-культурную реальность Китая прошлого века — диктаторский режим правления Мао Цзэдуна. В качестве обра-зов-симулякров Мао автор вводит еще несколько персонажей, таких, как Преподобный Мун, глава террористической группировки Абу Рашид, а также главный герой романа— писатель-отшельник Билл Грей.
Согласно автору романа, посредством телевидения создаются образы-симулякры виртуальной реальности. Под воздействием СМИ внешняя реальность для героев произведения перестает быть исходной, происходит стирание границ между реальным и виртуальным.
Роман «Мао II» демонстрирует работу технологии изображения, которая преобразовывает людей в механически исполняемые функции, моделируя стереотипы их поведения и психологии. Телевидение в романе и является такой технологией, транслируюя идеологически-мотивированные изображения мира как мифологическую реальность.
Поляризация бытия современного героя: между творчеством и смертью
Изначальное противоречие между человеком и обществом обусловлено тем, что уже с самого начала процесса социализации индивид ощущает постоянное давление социума, ограничивающего его набором ролей, статусом, традицией, системой ценностей и норм. Человеку всегда навязывают определенную социальную роль в обществе.
Так, в романе «Мао II», где главным героем является писатель Билл Грей, центральной проблемой является роль писателя — художника, творца в современном мире, его взаимоотношения с социумом. Тема творчества выступает в качестве лейтмотива этого произведения.
По замыслу автора, главный герой — известный американский писатель, который борется с сильным давлением собственного имени-легенды и своей добровольной уединенности. Он находится в постоянном состоянии борьбы с миром, где частное, даже собственная жизнь отодвинута на последнее место могущественными силами засилья бюрократии, идолопоклонничеством и «неутомимым аппетитом» масс-медиа.
Весь творческий путь Грея исчерпывается двумя короткими романами, которые принесли ему славу и сделали его кумиром молодежи того времени. Но после этого известный автор покидает общество, сбежав от постоянного преследования фанатов более чем на двадцать лет. На протяжении всего времени своего затворничества Билл работает над новым романом, который ему никак не удается закончить, и испытывает постоянное сомнение в своем выборе, чувствуя, что его еще незаконченное произведение уже «мертво», а он сам оказался в «ловушке собственного молчания». Полное уединение «писателя-отшельника» прерывается, когда Скотт Мартино — восторженный поклонник творчества Грея — выслеживает писателя путем долгого и кропотливого поиска. Спустя несколько лет, Скотт, возвращаясь из поездки, приводит домой Карен — молодую женщину, «персонаж из Билла».
Уход Грея из мира реальности аргументирован статусом культовой личности. Однако сам культ создан как раз недоступностью Грея. Как говорит Скотт, помощник писателя: «Билл сейчас на пике славы. Спросите почему? Потому что он не печатался невесть сколько лет... напомню вам одну подробность, о которой теперь забыли или вообще никто не подозревает:, когда его книги были изданы впервые, они особого впечатления не произвели. Показались курьезом...И лишь спустя прошедшие с той поры годы сделали его великим. Билл прославился лишь благодаря своему молчанию» [3, 86]. ("Bill is at the Height of his fame. Ask me why. Because he hasn t published in years and years and years. When his books first came out, and people forget this or never knew it, they made a slight sort of curio impression. Bric-a-brac, like what s this little oddity. It s the years since that made him big. Bill gained celebrity by doing nothing" [4, 52]).
Парадоксально, но современный писатель для обретения призвания публики должен прятать свои произведения, отказываясь с их помощью влиять на окружающую культуру. Несколькими годами ранее ДеЛилло в романе «Звезда Ратнера» ("Rathner s Star", 1976) уже затрагивал проблему творчества. Один из героев романа — писатель Жан Винабл (Jean Venable) говорит: «Существует целый класс писателей, которые не хотят, чтобы их произведения читали. Это в какой-то мере объясняет их сумасшедшую прозу. Выражать то, что выразительно, не является причиной того, почему ты пишешь, если ты принадлежишь к этому классу писателей. Чувство быть понятым приводит к слабому помешательству. Разногласие публики — это то, что сводит писателей с ума. Эти люди собираются читать то, что ты написал. Чем больше они понима-ют,тем больше ты сходишь с ума. Ты не должен дать понять то, о чем ты пишешь. Как только это произойдет, тебе конец. Если ты относишься к этому классу, все, что тебе нужно — это или не печататься или быть абсолютно уверенным в том, что твои работы оставляют читателя за гранью понимания, и это является не только смыслом существования литературы, но и необходимым для твоего душевного равновесия». (There s a whole class of writers who don t want their books to be read. This to some extend explains their crazed prose. To express what is expressible isn t why you write if you are in this class of writers. To be understood is faintly embarrassing. What you want to express is violence of your desire not to be read. The friction of an audience is what crazy. These people are going to read what you write. The more they understand, the crazier you get. You can t let them know what you re writing about. Once they know, you are finished. If you are in this class, what you have to do is either not publish or make absolutely sure your work leaves readers strewn along the margins. This is not only causes literature to happen, but is indispensable to your mental health as well") [DeLillo 1976: 410].
Именно таким автором является главный герой романа «Мао II»: «Для Билла печататься —самое ужасное на свете, даже хуже, чем писать. Когда книга выходит. Когда люди ее покупают и читают. Ему кажется, будто его выставили голым на всеобщее обозрение. Какая мерзость: они несут книгу домой и раскрывают. Они читают все те слова, которые написаны его рукой» [3, 88]. ("But for Bill, the only thing worse than writing is publishing. When the book comes out. When people buy it and read it. He feels totally and horribly exposed. They are taking the book home and turned the pages. They are reading the actual words" [4; 53]).
Главный герой романа очень близок самому ДеЛилло своими взглядами на проблемы писателя в современном обществе. Содержание романа показывает, что в истории Грея ДеЛилло попытался исследовать собственный гипотетический выбор «молчания», чтобы в итоге опровергнуть его как тупиковый [Прозоров 2006: 17].
ДеЛилло постоянно возвращается к теме творчества, затрагивая ее и в последующих своих романах. Так, например, в романе «Имена» ("The Names, 1982) один из персонажей, Оуэн, говорит, как бы продолжая тему, начатую в романе «Звезда Ратнера»: «В нашем столетии писатель ведет диалог с безумием. О писателях двадцатого века почти можно сказать, что они стремились к безумию. Кто-то, разумеется, преуспел, и таких мы особенно уважаем. Безумие для писателя — это окончательное растворение его «я», последняя беспощадная правка. Это нырок в тишину, прочь от гомона вымышленных голосов» [ДеЛилло 2000: 148]. Если в других романах ДеЛилло только начинает размышлять о творчестве и о месте писателя в современном мире, то в романе «Мао II» эта тема становится одной из сквозных тем.