Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Новейшая немецкая поэзия (1990-е - 2000-е гг.): основные тенденции и художественные ориентиры Кудрявцева Тамара Викторовна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Кудрявцева Тамара Викторовна. Новейшая немецкая поэзия (1990-е - 2000-е гг.): основные тенденции и художественные ориентиры : диссертация ... доктора филологических наук : 10.01.03 / Ин-т мировой лит. им. А.М. Горького РАН.- Москва, 2007.- 439 с.: ил. РГБ ОД, 71 08-10/5

Введение к работе

Степень научной разработанности указанной проблематики, научная новизна и актуальность исследования. Различные аспекты литературной жизни в воссоединенной Германии (после 1989 г.) пристально изучаются немецкими литературоведами и самими участниками литературного процесса. Традиционное подведение итогов очередного десятилетия логично отмечено повышенным интересом к проблематике воссоединения Германии как этапному явлению в истории всего XX в. Тем не менее, пока отсутствуют системно-целостные исследования, которые, охватывая весь спектр проблем, включали бы последнее литературное десятилетие века в историю литературы Германии. Среди специалистов по современной литературе, в том числе поэзии, — Х.Л. Арнольд, К.О. Конради, П. Гендолла, Г. Бауэр, К. Вондунг, X. Хартунг, Р. Шнелль, Т. Эльм, X. Корте, Ф.В. Блок, Й. Улльмайер, М. Грац, Р. Бернхардт, М. Браун, П. Гайст. Известен своими исследованиями в области современной немецкоязычной литературы М. Андреотти (Швейцария). Большое внимание изучению новейшей немецкой литературы уделяют Союз германистов США (М. Эскин, Э. Гримм, К. Козентино, В. Эртль и др.), американский центр по изучению современной немецкоязычной литературы «Макс Каде» при Вашингтонском университете, центр Мершона (университет Огайо). Интерес к проблемам немецкой литературы последних десятилетий проявляют германисты ЮАР (Х.Й. Кноблох), организующие свою деятельность в рамках Международного союза германистов. В английской германистике исследованиями литературного процесса в современной Германии заняты ученые из Оксфордского университета (К. Лидер, Р. Оувен), а также Г. Пол (Уорвик), М. Литлер (Манчестер), Т. Чизмен (Суонси), П. Томпсон (Шеффилд). Канадскую германистику новейшего периода представляет Ч. Дюк.

Российская германистика до недавнего времени почти не занималась изучением процессов, происходящих в немецкой литературе после 1989 г. На конференции учрежденного в ноябре 2003 г. Российского союза германистов не прозвучало ни одного доклада, посвященного проблемам изучения немецкой литературы в воссоединенной Германии. Правда, итоги II (2004) и III съездов (2005) уже позволяют говорить о некотором смещении фокуса исследовательских приоритетов в сторону современности.

Первые серьезные шаги в осмыслении нового культурно-исторического контекста и особенностей бытования в нем прозаических жанров предприняты Д.А. Чугуновым (Немецкая литература рубежа ХХ-ХХІ веков. Воронеж, 2002; Немецкая литература 1990-х годов: Ситуация «поворота». Воронеж, 2006). О сдвиге в сторону современности свидетельствуют итоги IV съезда РСГ (Санкт-Петербург, ноябрь 2006 г.).

Более мобильная в сравнении с фундаментальной наукой периодика, в частности, журнал «Иностранная литература», регулярно знакомит российских читателей с новыми веяниями и именами в немецкой литературе. Однако ее

возможности достаточно ограниченны, чтобы восполнить образовавшийся пробел знаний в этой области.

Все вышеизложенное позволяет говорить о новизне и актуальности предпринятого труда, как для отечественной, так и международной германистики.

Объект анализа — творчество немецких поэтов после 1989 г. в условиях воссоединенной Германии.

Предмет исследования. Данная работа ограничивается системным анализом особенностей и тенденций в новейшей поэзии ФРГ на обозначенном отрезке времени как менее исследованной (в том числе и в самой Германии) части литературного процесса, хотя, несомненно, есть основания выделить весь комплекс проблем, просматривающихся в немецкой литературе после 1989 г., в качестве специального предмета исследования.

Цели и задачи исследования. Работа предусматривает создание целостного представления о состоянии поэтического рода в современной литературе Германии и включение его в общий культурный контекст XX (и отчасти XIX) вв., что позволяет проследить динамику развития основных видовых категорий. В задачи исследования входит, прежде всего, выявление и анализ структуры художественного пространства, его основных проблемно-тематических, стиховедческих и жанровых констант. Кроме того, в работе предпринята попытка отразить картину реальной литературной жизни в реальном времени и пространстве (в соотношении с общественными и государственными институтами и потенциальными читателями), показать особенности современной духовной жизни германского социума.

В соответствии с выдвинутыми целями и задачами выделяются три проблемно-тематические области исследования:

  1. Роль и место «поэтической диаспоры» в современной немецкой литературе (литературно-бытовой контекст, социокультурный аспект). Определяются социодемографические и социокультурные параметры главных действующих лиц: поэтов, их посредников на литературном рынке и потенциальных читателей в границах современной модели немецкого общества. Выявляется воздействие на литературное творчество как идеологических, так и рыночных механизмов и определяется степень популярности поэзии в современном немецком обществе.

  2. Поэтические константы современного литературно-эстетического пространства.

  3. Художественное сознание поэта в современную эпоху.

В динамике генезиса и перспектив исследуются специфика бытования существующих литературных творческих групп, объединений, школ, течений, направлений в совокупности присущих им признаков (философско-мировоз-зренческие взгляды, эстетические принципы, идеологическая подоплека). Анализируются проблемно-тематические, жанровые и формально-стилистические особенности творчества современных поэтов; рассматриваются проблемы преемственности, усвоения и развития традиции, выявляются типологические параллели и обозначаются новые тенденции; вычленяются наиболее репрезентативные фигуры современной «поэтической диаспоры».

Художественная практика увязывается с особенностями поэтического мировосприятия авторов (философская основа творчества, политические приоритеты, нравственные установки, эстетические пристрастия и обусловленная этими факторами тематика и проблематика произведений).

В поле зрения оказываются также проблемы, связанные с психологией творчества и рецепцией современного поэтического текста, существующего в границах оппозиционных отношений «конвенциональный, традиционный (konventionell, traditionell) — современный (modern), экспериментальный (авангардистский)».

Очерченный круг явлений соотносится с эстетикой и поэтикой постмодернизма как наиболее значимой составляющей литературного процесса последней трети XX - начала XXI вв.

Методология и материал исследования. Многоаспектность рассматриваемых проблем определила в качестве методологического базиса работы общефилософские принципы историзма и системности. Мировоззренческая основа исследования — отношение оппозиционных членов «иметь или быть» (Fromm Е. То Have or to Be. New York: Harper and Row, 1976; Haben oder Sein. Stuttgart: Deutsche Verlagsanstalt, 1976; Иметь или быть? M., 1990), проявляющее себя в способе существования творческой личности современного социума в условиях дихотомических отношений «я» — «мир». Анализ конкретной литературной ситуации осуществлен с учетом закономерностей, присущих эпохе глобализации / глокализации (новой регионализации) на философско-идеоло-гическом и постмодернизму как одному из ее сущностных проявлений на фи-лософско-эстетическом уровнях.

Основным инструментом для исследования литературно-исторического и литературно-теоретического аспектов избрано рассмотрение интересующих процессов и явлений через призму категории «modern». Такой подход соответствует продуктивным, на наш взгляд, методам изучения европейской культуры (Moderneforschung als literaturwissenschaftliche Methode — исследование модерна как литературоведческий метод), которые разрабатывают, в частности немецкие ученые С. Вьетта и Д. Кемпер (Asthetische Modeme in Europa: Grundziige und Problemzusammenhange seit der Romantik I S. Vietta, D. Kemper. Milnchen. 1998; Kemper D. Moderneforschung als literaturwissenschaftliche Methode II Ger-manistisches Jahrbuch GUS «Das Wort». 2003. S. 161-204).

Дихотомическая пара «модерн» — «контрмодерн» («Gegenmoderne» в клас
сификации Д. Кемпера: Kemper D. Moderneforschung als literaturwissenschaftliche
Methode ... S. 168) или «конвенциональный», «традиционный» (в сниженном
значении — «эпигонский») — синонимична оппозиции «свой» — «чужой» и
вполне корреспондирует, с нашей точки зрения, с представлениями о транс
формации во времени и пространстве компонентов, входящих в данную систе
му. В качестве разделительного маркера между условно старым («чужим») и
условно новым («своим») могут рассматриваться авангардные (эксперимен
тальные) явления. Если изобразить динамику поведения системы (в данном
случае поэзии как одного из видов литературы) в процессе ее развертывания во
времени в качестве волнообразной кривой ( ), то периоды подъема будут

соответствовать доминированию категории «модерности» (Modernitat), а периоды спада — соответственно — оппонирующей ей доминанте стабильности, что и выражается в терминах «конвенциональный», «традиционный»и пр. Включенная в такой расклад эпоха постмодернизма оказывается, по всей видимости, в нижней части наклонной плоскости модерности, т. е., в преддверии нового периода подъема.

Важный инструмент исследования — глубинный экспертный опрос и последующий контент-анализ данных, полученных от респондентов. Для этой цели были разработаны три анкеты с вопросами (для авторов, издателей и читателей), предполагающими развернутые ответы в свободной форме. Анкетные материалы дополнялись дальнейшим интервьюированием респондентов, как в устной, так и в письменной форме. В ходе исследования в общей сложности было опрошено более 200 писателей и 100 издателей.

Результаты, полученные в ходе опроса, послужили основой для дальнейшего формального, функционально-психологического, сравнительно-типологического, сравнительно-генетического и структурного анализа письменных источников (конкретных художественных текстов, литературно-теоретических работ, литературно-критических и общественно-политических выступлений), что позволило проследить особенности бытования и видоизменения отдельных поэтических жанров, увидеть внутренние закономерности порождения того или иного художественного текста. Значительная часть текстового материала впервые включается в научный оборот.

Корпус авторов, издательств и литературных организаций, релевантных для данного исследования, составлялся на основе репрезентативных немецких литературно-справочных изданий. Кроме того, он пополнялся сведениями, почерпнутыми из поэтических антологий, литературных сайтов в сети Интернет, а также полученными от самих участников литературного процесса. Таким образом, рабочий список исследуемых авторов насчитывает более 600 имен, 150 издательств и литературных журналов. Число участников литературной сцены, которые, так или иначе, попали в поле зрения исследователя, намного больше.

В целях наиболее полного вычленения именно германского комплекса обозначенных проблем современные авторы, литературные издания и организации других немецкоязычных государств намеренно исключены из анализа. Как известно, традиционно, в духе пангерманской традиции, они выступают на немецкой литературной сцене чаще всего на равных правах с аборигенами, и в этом смысле интеграционная схожесть немецкоязычного региона в целом проступает более отчетливо, чем единство заново конституирующегося пространства воссоединенной Германии.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

  1. Завершающее XX век десятилетие получило в немецкой литературе в силу объективных исторических причин особый системообразующий статус.

  2. Сложилась ситуация, когда дальнейшее рассмотрение литературного процесса в воссоединенной Германии в рамках культурных традиций двух прежде самостоятельных государств утрачивает смысл.

  1. Очередная смена литературных поколений проходила в условиях формирования новой культурной модели немецкого общества.

  2. Наряду с национальной спецификой литературного процесса в воссоединенной Германии нельзя игнорировать общественно-политические (глобализация и сопряженные с ней ^локализация и диверсификация геополитических интересов) и культурно-эстетические (постмодернизм) обстоятельства.

  3. Литературное пространство современной Германии находится под сильным воздействием рыночной экономики, что выражается в снижении качества произведений и увеличении их количества.

  4. Читатель получает превратное представление о ценностных критериях литературы вообще и все больше отворачивается от поэтического жанра, в частности.

  5. Тем не менее, налицо небывалый всплеск творческой энергии поэтов. В современной немецкой поэзии просматривается весь комплекс явлений, отражающий типологию и эволюцию основных жанров и версификационных техник мировой поэтической традиции с поправкой на национальные приоритеты и традиции модерности.

  6. Отличительным признаком современной немецкой поэзии служит гетерогенность художественного пространства, что выражается в тематическом богатстве, эстетическом разнообразии его составляющих и отсутствии единого поэтико-стилистического стандарта.

9. Постмодернистская эстетика плюрализма оказала весьма благотворное
влияние на поэтику 1990-х гг. в плане легитимизации всех известных форм
стихосложения.

  1. Поиски новых ценностных ориентиров в искусстве ведутся на основе переосмысления традиции без радикального отказа от ее достижений.

  2. Художественная природа современного поэтического текста может быть определена как комбинаторно-игровая, порождающая собственную систему многоуровневых отношений на основе произвольной выборки элементов из прежних матричных структур.

  3. Демонстрация формального мастерства гармонично сочетается в лучших образцах с желанием быть «больше чем поэт», что также служит доказательством приверженности национальной культурно-духовной традиции.

  4. Обозначилась отчетливая тенденция к выработке нового поэтического канона.

В ходе исследования все приведенные тезисы подробно мотивируются и подкрепляются многочисленными примерами.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования. Результаты, полученные в ходе исследования, могут оказаться полезными для осмысления общекультурной мотивации поэтического творчества, динамики современного литературного процесса и особенностей эволюции поэтического жанра. Они могут дополнить и уточнить концепцию истории немецкой литературы XX в., а также послужить методологической основой и быть использованными в качестве материала для сравнительно-типологического анализа в аналогичных работах по современной литературе (прежде всего

поэзии) других стран. Результаты исследования могут оказаться полезными при подготовке академических и справочно-энциклопедических изданий по новейшей истории немецкой литературы, проблемно-теоретических исследований, затрагивающих те или иные аспекты современной немецкой поэзии. Работа может послужить ориентиром для составления поэтических антологий и сборников стихов отдельных поэтов. Результаты исследования могут быть использованы при чтении курса лекций, проведении спецкурсов и спецсеминаров по истории современной немецкой литературы.

Собранный в ходе исследования в личном архиве автора фактографический материал может иметь значение для будущих исследований в области немецкой литературы.

Критерием достоверности полученных результатов и их научной обоснованности служит привлечение большого объема исследуемых первоисточников и сопоставление полученных результатов с аналогичными исследованиями германистов в данной области.

Апробация работы. Основные положения работы отражены в докладах на международных конференциях («Россия — Австрия: этнос и культура в зеркале языка и литературы». Москва, 15-17 мая 2003 г., Институт языкознания РАН; «Поэтика рамы и порога: функциональные формы границы в художественных языках». Самара, 11-13 сентября 2006 г.; Третий съезд Российского союза германистов. Нижний Новгород, 24-26 ноября 2005 г.; Четвертый съезд Российского союза германистов. Санкт-Петербург, 23-25 ноября 2006 г.), а также в научных, литературно-критических публикациях общим объемом более 20 ал., в выступлениях перед немецкой и российской аудиторией (Берлин, Лейпциг, Хальберштадт, Вегелебен, Штутгарт, Биберах, Москва). Материал диссертации широко использовался на практических занятиях со студентами РГГУ (Москва).

Работа выполнена в Отделе литератур Европы и Америки новейшего времени Института мировой литературы им. A.M. Горького РАН. Обсуждена и рекомендована к защите на заседании Отдела 29 мая 2006 г. Ученым советом ИМЛИ РАН 26.06.2006 г. утверждена к печати монография «Новейшая немецкая поэзия (1990-е - 2000-е гг.): основные тенденции и художественные ориентиры».

Структура и объем диссертации. Композиция работы определяется целями и задачами исследования. Диссертация объемом 439 страниц состоит из введения, четырех глав, заключения и библиографического списка (1150 наименований).

Похожие диссертации на Новейшая немецкая поэзия (1990-е - 2000-е гг.): основные тенденции и художественные ориентиры