Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Мастерство психологизма Э. Уортон. Роман "Век невинности" Федорова, Инна Германовна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Федорова, Инна Германовна. Мастерство психологизма Э. Уортон. Роман "Век невинности" : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.03 / Федорова Инна Германовна; [Место защиты: Воронеж. гос. ун-т].- Уфа, 2012.- 243 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-10/592

Введение к работе

Э. Уортон (1862 —1937) — известная американская писательница, которая большую часть своей жизни провела в Европе, в основном — во Франции, что, несомненно, оказало существенное влияние на ее творчество, обогатив ее литературный опыт.

Ее перу принадлежит четырнадцать романов и одиннадцать сборников новелл и коротких рассказов, путевые заметки и очерки, публицистические статьи и книги, посвященные архитектуре и дизайну, переводы с французского и немецкого. Роман «Век невинности» бьш написан в 1920 году, он был отмечен Пулитцеровской премией и по праву считается одной из вершин ее творчества.

В «Веке невинности» читатель находит все основные темы других произведений Уортон, — одиночество человека в обществе, одиночество в браке, как женское, так и мужское, отсутствие взаимопонимания в семье.

Э. Уортон была и остается любимой писательницей феминистской критики (Ф. Де Секко, Г. Ли (DeCecco, Н. Lee)), выделяющей в качестве основной доминанты ее творчества борьбу женщины за свою свободу и независимость, возможность самостоятельно принимать решения и зарабатывать себе на жизнь, не прибегая к помощи мужчин. Приверженцы мифологического прочтения (Ф. Детер (F. Deter)), проводят прямые аналогии между персонажами романа и героями древнегреческой мифологии и религией первобытных племен, основываясь на том, что в «Веке невинности» Уортон использует аллюзии на античную мифологию. К. Дэвис и Р. У. Б. Льюис (К. Davis, R. W. В Lewis) подробно рассматривают поэтику Уортон, ее тонкий художественный анализ. В частности, много сказано о влиянии Генри Джеймса на литературные взгляды Уортон. Они были дружны до последних его дней, и ее принято считать лучшей ученицей Джеймса.

Среди наиболее известных работ, посвященных творчеству Э. Уортон можно назвать такие работы, как «Не ждать подарков от судьбы: биография Эдит Уортон» Ш. Бенстока, (Sh. Benstock «No gift from chance: a biography of Edith Wharton» (1944)), «Э. Уортон. Исследование ее прозы» Б Невиуса (В. Nevius. Edith Wharton. A Study of her Fiction. (1961), «Биография Эдит Уортон» Р.Льюиса (1975), «Пиршество слов: триумф Эдит Уортон» С. Г. Вольф, (С. G. Wolff «A feast of words: the triumph of Edith Wharton» (1977), «Женский взгляд на романы Эдит Уортон» К. Вер-

шовен, (С. Wershoven «The female intruder in the novel of Edith Wharton» (1987)) и др.

Отечественное литературоведение обращалось к творчеству Э. Уо-ртон сравнительно мало. Ее роман «Век невинности» в отечественном литературоведении анализируется в статьях А. Зверева, Ю. Лидского, Т. Селитриной. В 2007 году вышла первая монография, посвященная творчеству Э. Уортон, «Женщина на пороге XX века: жизнь и творчество Эдит Уортон», написанная М. П. Кизимой. В монографии в контексте литературного процесса рубежа веков рассматриваются основные пласты художественного наследия писательницы. Однако ни в отечественном, ни в зарубежном литературоведении психологическое мастерство писательницы не подвергалось тщательному анализу.

Уортон внимательнейшим образом изучала творчество великих прозаиков, таких, как Бальзак, Теккерей, Флобер, Тургенев, Толстой, Джеймс, Пруст, придавая первостепенное значение их психологическому анализу. Ее перу принадлежат многочисленные литературно-критические эссе, публиковавшиеся в литературных журналах. Свое литературное кредо писательница изложила в книге «Искусство прозы» (The Writing of Fiction, 1925), посвященной формированию современного реалистического романа. Она прослеживает фундаментальные этапы развития художественной литературы, к которой по праву причисляла и себя.

Актуальность избранной темы обусловлена тем, что вопросы психологического анализа в американском литературоведении рассматривались лишь косвенно, нет специальных работ, которые бы ставили своей целью проследить принципы психологизма в художественной литературе США. Выявлены далеко не все существующие формы и средства передачи внутреннего мира человека в художественном произведении. В отечественном литературоведении в работах об Уортон так же ощущается недостаточная изученность заявленной проблемы.

Научная новизна диссертации заключается в том, что в данной работе впервые раскрыт психологизм Уортон как сознательный и определяющий эстетический принцип. Анализ романа «Век невинности» осуществляется в контексте всех основных составляющих психологического романа — внешней и внутренней речи персонажей, описания их поступков и раскрытия мотивов их поведения Подробно рассматривается и анализируется семантика ключевых слов в романе, которые используются автором для создания подтекста. Раскрывается «архитектур-ность» стиля Э.Уортон.

Объектом исследования выступает роман Э. Уортон «Век невинности» («The Age of Innocence», 1920). Мы сознательно ограничиваем свой выбор только этим романом, считая данное произведение квинтэссенцией ее творчества, поскольку в нем собраны воедино все основные темы творчества писательницы.

Предметом исследования в настоящей диссертации является психологическое мастерство Эдит Уортон.

Цель диссертации состоит в том, чтобы представить достаточно целостную картину художественной характерологии Уортон; проанализировать художественный текст сквозь призму парадигматики «внутреннее-внешнее», помогающую понять смысловую стратегию художественного произведения, что определило ход и задачи работы:

проанализировать исторический путь психологического романа, рассмотреть основные приемы и методы психологической прозы;

выделить основные способы раскрытия характеров, свойственные психологической прозе;

проанализировать развитие характера главного героя романа Нью-ланда Арчера, изменение его мировоззрения и взглядов на окружающее его светское общество.

обосновать роль внешней и внутренней речи персонажей как одного из важнейших методов их характеристики;

проанализировать роль подтекста и лексический состав внешней речи различных персонажей, разделив их на определенные группы в зависимости от лексикона;

рассмотреть контекстные лексические значения так называемых ключевых слов («innocence», «fashion», «unpleasant», «free», «business», «marriage», «beauty», «grave», «duty», «problem», «trouble», «risk», «tradition»), определить их функцию в романе.

Методология диссертационного исследования определяется историко-литературным, историко-теоретическим и культурно-историческим подходами. Теоретико-методологической основой диссертации являются работы отечественных литературоведов по проблеме психологической прозы (Л. Гинзбург, Н Лейтес, Е. Эткинд, В. Ковалев, М. Бахтин, А. Есин, П. Громов, и др.), а также по общей теории характерологии (А. Гаврилов, В. Заманская, В. Остудина, В. Пешко, В. Свительский, А.А. Фаустов СВ. Савинков и др.). В основе методологии лежит системный подход, предполагающий анализ произведения в совокупности его выразительного и содержательного планов с точки зрения психологизма.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что ее результаты расширяют рецепцию творчества Э. Уортон как одной из ярких представительниц психологической прозы, что объединяет ее литературное наследие с американской школой психологического романа в лице Г. Джеймса, и впоследствии Э. Хемингуэя и русской психологической школой, с работами классиков мировой литературы Л. Толстого, А. Чехова, И. Тургенева. Настоящая работа углубляет проблемы психологического анализа в историческом аспекте, обобщая развитие и совершенствование приемов и форм психологизма.

Практическая значимость заключается в том, что данные материалы могут быть использованы при составлении учебников и разработке общих лекционных курсов по истории общей зарубежной литературы XX века, а так же при подготовке специальных курсов по проблемам литературы США XIX-XX веков и проблематике и поэтике психологической прозы.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Роман Э. Уортон «Век невинности» можно назвать психологическим. Опираясь на традиции психологической прозы Толстого, Бальзака, Стендаля, Джеймса, она создала собственный стиль и литературные приемы раскрытия характеров, открывая новые возможности проникновения в психику человека, порождая новые формы ее отражения.

  2. Не будучи знакомой с творчеством А. Чехова и задолго до расцвета творчества Э. Хемингуэя, для изображения буржуазного общества, которое привычно существует в «мире иероглифов», Э. Уортон использует подтекст. Писательница не анализирует открыто мотивы высказываний или поступков персонажей, а организует повествование так, что скрытые мотивы происходящего становятся доступными читателю, а многозначительность сохраняется даже в самом простом эпизоде.

  1. Уортон не дает портрет персонажа в качестве экспозиции, вместо статичного портрета, в котором отмечены постоянные черты и особенности персонажа, автор использует множество зарисовок, точечные вкрапления, подчеркивая наиболее характерные черты персонажа в динамике, в зависимости от обстоятельств, в которые попадает персонаж. В конечном итоге облик персонажа проявляется с удивительной конкретностью.

  2. Художественно воссоздаваемая предметность может подаваться обстоятельно, детализировано, в подробностях или, напротив, обоз-

начаться обзорно, общими словами. За рамками детализированного изображения у Уортон находятся не только беглые и суммарные характеристики, но и всевозможные умолчания, которые делают текст романа более компактным, активизируют воображение читателя. Умолчания под пером Уортон остаются пробелами в ткани произведения, художественно значимыми недоговоренностями, что делает повествование более объемным.

  1. Внимательно изучая творчество своего соотечественника Г. Джеймса, Уортон использует его прием «центрального сознания», но расширяет его, применяя «антиципацию» для приятных главному герою событий и «ретроспекцию» для неприятных.

  2. Другим способом авторской характеристики персонажей является их лексикон. Его можно проанализировать на примере так называемых ключевых слов, разделив всех персонажей на несколько условных групп. Каждая из этих групп обладает собственным словарем, и часто представители разных групп не понимают друг друга. Ключевые слова играют важную роль в создании подтекста.

  3. Исследования характерологии Уортон в аспекте соотношения «внутреннее-внешнее» раскрывают сложную структуру характеров главным персонажей через пространственно-бытовое окружение героев (описание дома), внешнего облика персонажей в коммуникационном процессе (портретная характеристика, жест), окружающая персонажей среда, макромир (природа, общество).

Апробация работы. Результаты исследований излагались на следующих конференциях: региональная научно-методическая конференция «Лингвистика, методика и литературоведение в учебном процессе» (Уфа, 2005), межвузовская научно-практическая конференции «Система непрерывного образования школа-педучилище-педвуз» (Уфа, 2002,2008, 2010), Всероссийская научно-практическая конференция «Образование и национальная безопасность России: проблемы, взаимосвязи, перспективы» (Уфа 2005), республиканская конференция молодых ученых «Актуальные проблемы филологии» (Уфа, 2005).

По теме диссертации опубликовано 12 работ, в том числе 3 в ведущих рецензируемых научных журналах, определенных ВАК РФ.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы, насчитывающего 191 наименование (в том числе на иностранных языках - 38), общий объем —243 страниц.

Похожие диссертации на Мастерство психологизма Э. Уортон. Роман "Век невинности"