Введение к работе
Актуальность темы исследования. Исследование биографии и творческого наследия малоизученных представителей персидско - таджикской литературы в свете современной востоковедческой и литературоведческой науки, позволяющей уяснить закономерности развития средневековой культуры иранских народов, определение при этом исторической преемственности и связи времен, входит в круг актуальных проблем таджикского литературоведения. Введение в научный обиход достоверных данных об отдельных персидско - таджикских средневековых поэтах и писателях, а также оценка их творческого наследия дают ценнейший материал для воссоздания более полной картины процесса развития литературы на языке фарси – дари.
Настоящее диссертационное исследование посвящено изучению жизни и творчества одного из основоположников становления и распространения поэзии на языке фарси на территории Западного Ирана в первой половине XI века – Абумансура Катрона Табризи, который, к сожалению, до сих пор остался вне поля зрения специального монографического исследования как отечественных так и зарубежных иранистов.
Актуальность настоящей диссертации заключается и в том, что процесс возрождения литературы на фарси в Азербайджане, Арране, Гяндже, Табризе и других городах Западного Ирана до сих пор изучен недостаточно по сравнению с литературными процессами, происходившими в Иране второй половины XI века.
Изучение творческого наследия Катрона Табризи как образца поэзии Западного Ирана первой половины XI века имеет большое научное и практическое значение не только для выявления особенностей возникновения поэзии на языке фарси в этом регионе, но и в плане определения особенностей языка и стиля персоязычной литературы Западного Ирана исследуемого периода и её связи с общим процессом развития персидско - таджикской литературы.
Несмотря на то, что в трудах ряда иранистов и историков литературы проливается свет на те или иные стороны жизни и творчества Катрона Табризи, однако, к сожалению, до настоящего времени отсутствует специальное монографическое исследование, которое было бы посвящено научному анализу и изучению его биографии и творческого наследия. Существует еще множество пробелов в исследовании жизни и творчества Катрона Табризи, чем также вызвана необходимость обращения к его творческой личности и поэзии.
Степень разработанности проблемы.
Исследование жизни и творчества Катрона Табризи до настоящего времени представлено достаточно слабо по сравнению с другими представителями персидско - таджикской литературы второй половины XI века, такими, как Фаррухи, Манучихри, Унсури, Носир Хусрав и др.
Интерес к творческой личности и поэзии Катрона Табризи проявляется еще при его жизни. Первые сведения о его поэтическом стиле, таланте и мастерстве встречаются в литературно – исторических трудах поэтов и авторов антологий, таких как Носир Хусрав, Рашидаддин Ватват, Асади Туси, Мухаммад Авфи. Разрозненные эпизодические факты о жизни и творческом наследии Катрона также приведены в средневековых антологиях «Тазкират аш-шуара» (Антология поэтов) Давлатшаха Самарканди, «Оташкада» (Обитель огня) Лутфалибека Озара, «афт илим» (Семь континентов) Амина Ахмада Рози, «Маджма’ ал-фусаха» (Собрание красноречивых) Ризакулихана Хидайата и т.д. Авторы всех указанных работ в основном дают сведения энциклопедического характера о происхождении поэта, его отдельних произведениях, его отношениях с правителями Западного Ирана и т.д., при этом в большинстве случаев повторяют сведения своих предшественников.
История научного изучения жизни и творчества Катрона Табризи в Европе, России, Иране и других странах Запада и Востока начинается в основном со второй половины XIX века. В этот период в работах Э. Брауна, А. Арберри, А. Дармстетера, А.Е. Крымского, Б. Фурузонфара, С. Нафиси, А. Зарринкуба, З. Сафа и других, посвященных проблемам истории литературы Ирана, высказаны некоторые ценные мысли и замечания и относительно биографии и творчестве Катрона Табризи. Одним из основних вопросов, стоявший в центре внимания исследователей нового времени, стал вопрос смешивания стихов Катрона и Рудаки в различных сборниках их стихов и определения их истинного автора. Указанная проблема до возможной степени решена в работах Денисона Росса, С. Нафиси, А. Мирзоева.
Некоторые важные детали, относящиеся к биографии и творческому наследию Катрона, были рассмотрены также в статьях и книгах, посвященных истории персидско - таджикской литературы, отдельных представителей отечественных и зарубежных исследователей, таких как Б.Фурузонфара, З.Сафо, А.Зарринкуба, П. Шикебо, С. Нафиси, А. Касрави, Дж. Факихи и другие. Ценными являются высказывания Б. Фурузонфара и С. Имронова о принадлежности поэмы «Кавснаме» и «Тафсир фи лугати Фурс» (Толковый словарь персидского языка) перу Катрона Табризи и замечания А. Зарринкуба и Дж. Факихи о месте и дате рождения поэта, его связях с различными правителями Западного Ирана, о его поэтическом псевдониме и т.д. Также имеют ценные сведения о жизни и творчестве Катрона Табризи введения Б. Фурузонфара, З. Сафо, С. Такизода и самого составителя дивана поэта Мухаммада Нахиджувани, приведенные в начале«Дивана Катрона Табризи», изданного в 1984г. в Тегеране.
К сожалению, все указанные работы исследователей проливают лишь небольшой свет на отдельные стороны жизни и творчества Катрона Табризи и поэтому не могут восполнить этот пробел, однако основа для развернутого исследования биографии и творческого наследия поэта все же заложена.
Настоящая диссертация является попыткой восполнить этот пробел в истории персидско - таджикской литературы первой половины XI века. Она посвящена изучению и анализу всех аспектов жизни и творчества Катрона Табризи, включая его биографию, жанровое своеобразие его поэзии, тематику, структуру, содержание, идейно – художественные особенности его касыд и т.д. Работа в таком плане, можно сказать, в таджикском литературоведении выполнена впервые.
Объектом исследования для данной диссертации является жизнь и творчество одного из основоположников литературы на фарси на Западном Иране первой половины XI века – Абумансура Катрона Табризи.
Предмет исследования – диваны Катрона Табризи, изданные Мухаммадом Нахиджувани в 1955г. в Табризе и в 1984г. в Тегеране, также стихи поэта, вошедшие в разных средневековые и современные сборники и антологии.
Цель работы – наиболее полное исследование биографии Катрона Табризи, этапов его творческого пути, анализ жанрового разнообразия и содержания стихов его дивана, определение тематических, идейных и художественных особенностей его касыд и его места и роли в литературном процессе Западного Ирана первой половины XI века.
Цель достигается через решение следующих задач:
– описание политической, культурной и литературной жизни Западного Ирана, необходимого для раскрытия исторической детерминированности духовных и поэтических исканий Катрона Табризи;
– полная реконструкция основных этапов биографии и творческой деятельности поэта;
– определение объема творческого наследия поэта, основных жанровых и тематических особенностей его творчества;
– анализ и исследование тематических, идейных и художественных особенностей касыд Катрона;
– раскрытие роли и места поэта в литературном процессе Западного Ирана и в персидско - таджикской литературе в целом.
Методологической и теоретической базой данного исследования являются работы современных зарубежных и отечественных ученых, связанных с раскрытием проблем истории литературы, теории жанров, вопросов традиций, литературных течений и направлений. Основополагающими для исследования являются работы востоковедов и литературоведов, таких, как Э. Браун, Д. Росс, А.Е. Крымский, Е.Э. Бертельс, Б. Фурузонфар, С. Нафиси, А. Зарринкуб, З. Сафо, А. Мирзоев и другие.
Методы исследования основаны на комплексном историко – филологическом подходе, предполагающем соединение традиционного описательного филологического анализа текста и сравнительно – исторического принципа изучения явлений литературы.
Научная новизна работы заключается в выборе малоисследо – ванной области истории персидско- таджикской литературы – литера-туры Западного Ирана первой половины XI века и определяется самой темой, впервые избранной для специального, монографического исследования, а также комплексным подходом к изучению объекта исследования, основанным на всестороннем и полном анализе жизни и творчества одного из первых поэтов Западного Ирана – Абумансура Катрони Табризи.
Реферируемая диссертация является первым монографическим исследованием жизни и творчества Катрона Табризи как в отечественном, так и в зарубежном литературоведении.
В диссертации впервые восстановлена наиболее полная биография Катрона Табризи, определены этапы его творческой деятельности, выявлен объем его творческого наследия, основные литературные и исторические источники, сохранившие те или иные сообщения о поэте. В диссертации также проанализированы тематические, идейные и художественные особенности касыд Катрона, приведены оценки творчества поэта его современниками и представителями литературы последующих веков.
Основные положения, выносимые на защиту:
– Абумансур Катрон Табризи является одним из персоязычных поэтов Западного Ирана, который в результате изучения и использования языка фарси в своих стихах не только сам достиг высоких вершин поэтического творчества, но и внёс заметный вклад в распространение персидского языка и поэзии в этом регионе и оказал заметное влияние на творчество последующих поколений поэтов Западного Ирана, Мавераннахра и Хорасана;
– Катрон внёс свой значительный вклад в развитие жанров и жанровых форм персидско- таджикской поэзии, таких, как касыда, кит’а, рубаи, тарджи’банд и таркиббанд, мусаммат, о чем свидете– льствуют объем, структура и содержание его стихов, написанных в указанных жанровых формах;
– Катрон в основном является поэтом – панегиристом, писавшим прекрасные образцы традиционного жанра – касыды. По стилю изложения своих касыд он подражал великим мастерам жанра – Рудаки, Унсури, Фаррухи и Манучихри, – но несмотря на это он является основоположником искуссного стиля в создании касыд, который в последующем был продолжен и усовершенствован поэтами Рашидаддином Ватватам и Абулвосе’ Джабали;
– Катрон Табризи является последователем Хорасанского стиля и в его касыдах наблюдается стиль изложения поэтов X – первой половины XI века, т.е. периода Саманидов и Газневидов. Вероятно, из-за этого и происходило приписывание его стихов к Рудаки или наоборот в средневековых антологиях и сборниках стихов этих двух поэтов.
Практическая значимость работы.
Материал, собранный диссертантом, и результаты проведенного исследования прежде всего заполняют пробел в истории персидско- таджикской литературы, относящийся к литературному процессу, происходившему в первой половины XI века в Западном Иране, жизни и творчеству одного из первых его ярких представителей – Катрона Табризи. Выводы автора и материалы диссертации могут быть использованы при чтении лекций по истории персидско - таджикской литературы первой половины XI века, при проведении спецкурсов и спецсеминаров на филологических и востоковедческих факультетах вузов республики, при написании полной истории персидско- таджикской литературы, особенно – литературы X– первой половины XI века, учебников и учебных пособий по истории литературы указанного периода. Результаты исследования также могут оказать помощь при издании произведений Катрона Табрези.
Апробация работы. Исследование в качестве кандидатской диссертации было обсуждено и рекомендовано к защите на заседании кафедры истории таджикской литературы Таджикского национального университета (протокол №19 от «27» «июня» 2011г.).
Основное содержание диссертации было изложено в 6 научных статьях, опубликованных в научных журналах АН Таджикистана, Вестнике Национального университета и др. Некоторые положения диссертационной работы озвучены её автором в научных докладах, сообщениях, прочитанных на различных конференциях. Список публикаций прилагается в конце автореферата.