Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА I: ПОЭТИКА ИСТОРИЧЕСКОГО РОМАНА. ВОЗНИКНОВЕНИЕ НОВОЙ МОДИФИКАЦИИ ЖАНРА ИСТОРИЧЕСКОГО РОМАНА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XX ВЕКАЛЗ
1 Возникновение нового типа исторического романа как реакция на формирование постмодернистской парадигмы в философии и искусстве XX века 13
2 Жанр исторического роман и проблема типологизации. Основные принципы поэтики историографического метаромапа 27
3 Проблема референции в историческом романе. Функция изображения альтернативной истории в историографическом метаромане 46
ГЛАВА II: ПРЕОДОЛЕНИЕ РЕЛЯТИВИЗМА И СКЕПТИЦИЗМА В ОТНОШЕНИИ ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОШЛОГО В ТВОРЧЕСТВЕ АДАМА ТОРПА И ДЖУЛИАНА БАРНСА 67
1 Проблема сущности исторического в современной историографии 67
2 Роман «Алвертон» Адама Торпа. «Частная» история английской деревни и проблема сущности исторического 70
3 История как хаос в романах Джулиана Барнса «Попугай Флобера» и «История мира в 10 Уг главах» 83
ГЛАВА III: АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ИСТОРИЯ В ТВОРЧЕСТВЕ ПИТЕРА АКРОИДА («ЧАТТЕРТОН» И «МИЛЬТОН В АМЕРИКЕ»).112
1 Проблема авторской оригинальности и проблема взаимоотношений между искусством и внешним миром в романе «Чаттертон» 112
2 Принципы создания образов пуритан и католиков в романе «Мильтон в Америке». 132 ГЛАВА IV: ПРОБЛЕМА ГЕРОЯ В ИСТОРИЧЕСКОМ РОМАНЕ .161
1 Роман Роуз Тремэйн «Реставрация». Традиция «классического» исторического романа в английской литературе второй половины XX века 161
2 Проблема героя в «классическом» историческом романе и историографическом метаромане 173
3 Художественный образ Роберта Меривела в романе «Реставрация» 183
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 191
БИБЛИОГРАФИЯ 200
- Возникновение нового типа исторического романа как реакция на формирование постмодернистской парадигмы в философии и искусстве XX века
- Проблема сущности исторического в современной историографии
- Проблема авторской оригинальности и проблема взаимоотношений между искусством и внешним миром в романе «Чаттертон»
Введение к работе
В научно-публицистических дискуссиях второй половины XX века, обострившихся под воздействием постмодернизма, были сформулированы наиболее острые вопросы, касающиеся сущности исторического знания. Способны ли историки раскрыть историческую правду, могут ли они проникнуть в глубины прошлого, или то, что мы о нем знаем, не более чем текстуальная конструкция, творческая версия, которая выходит на первый план в процессе изучения? Старый вопрос -является история наукой или видом искусства - приобрел новое звучание как в области современной философии истории, так и в сфере художественной литературы.
Смена общенаучной парадигмы (процесс, окончание которого следует датировать 50-ми годами XX столетия) привела к переопределению основных понятий и интерпретационных приемов в области философии истории, переосмыслению специфики методов объяснения и понимания социальной реальности. Утрачивается вера в существование «вечных основ» человеческой истории; постепенно философы и писатели отказываются не только от идеи прогресса, но и от идеи преемственности при построении общей картины развития общества; прошлое начинает мыслиться как нечто прерывное и фрагментарное, и его осмысление отождествляется прежде всего с анализом различий.
По ходу обретения своего места в процессе приращения знания постмодернизм породил и изрядную долю заблуждений, следствием чего стало безответственное уравнивание исторической науки и литературы. Ряд исследователей отмечает в качестве коренного свойства художественно-философской практики постмодернизма доведение им до предела, граничащего с абсурдом, основных категорий науки, философии и культуры предыдущих столетий. Следует отметить, что подобный
процесс коснулся и области историографии в том смысле, что затрагиваемые некоторыми мыслителями XX века идеи о субъективности исторического исследования, существенной роли личности историка в процессе познания, сложном статусе факта были доведены в философии постмодернизма до полного превращения историографии в поле для импровизаций, в * эстетическую игру, до тотального отрицания эпистемологических притязаний исторической науки и глобальной критики познавательных способностей человека.
Во второй половине XX века из инструментария искусства появились термины, призванные маркировать основополагающие механизмы нашего бытия. В области историографии это привело к тому, что в современной научной практике многие исследователи крайне безответственно уравнивают историю с литературой, отказываясь проводить отличия между историческим исследованием и художественным романом. В условиях радикально изменившегося восприятия истории в 60-е годы XX века оформляется новая модификация исторического романа, представляющая собой попытку творческого осмысления сложных отношений, связывающих прошлое и настоящее, литературу и историю, частные судьбы людей и события межгосударственного значения.
Отечественные и западные исследователи1 отмечают, что распад империи (в данном случае Британской империи) приводит к повсеместному переосмыслению своей национальной идентичности как народами стран-колоний, так и народами метрополии. Как правило, данный процесс отражается в возрастающем интересе к национальной истории и культуре. Возникает интерес к истокам формирования империи и причинам, приведшим к ее распаду, ключевым в истории данной
1 Connor S. The English Novel in History: 1950 - 1995. - London & New York, 1996. Stevenson R. The British Novel since the Thirties. An Introduction. - L., 1986. Попова M. Национальная идентичность и ее отражение в художественном сознании. - Воронеж, 2004.
культуры событиям и деятелям. Именно в этот период «на авансцену литературного развития выходит исторический роман, в котором на материале отечественной истории писатели ищут ответы на злободневные вопросы современности»2.
Актуальность темы данной диссертации связана с тем, что в период глобальных изменений, затрагивающих современную культуру, науку и философию, породивших поиск литературой новых путей развития, представляется особо важным исследовать современные явления, в данном случае - новый тип исторического романа - в контексте трансформации в его поэтике формальных и содержательных принципов жанра исторического романа в целом. Новой модификации исторического жанра в английской литературе - историографическому метароману (термин Л. Хатчеон, используемый для описания особой разновидности жанра исторического романа, зародившейся в европейской и американской литературе во второй половине XX века), а также творчеству Адама Торпа (A. Thorpe, 1956-), Джулиана Барнса (J. Barnes, 1946-), Питера Акройда (P. Ackroyd, 1949- ) и Роуз Тремэйн (R. Tremain, 1943- ) в отечественной критике уделено мало внимания (по сравнению, например, с английским историческим романом XIX века, и в особенности творчеством Вальтера Скотта). Между тем исследование принципов построения художественного повествования о прошлом на примере образцов историографического романа представляет большой интерес с точки зрения перспектив развития жанра.
Целью исследования является выявление особенностей современного исторического романа Великобритании на материале произведений Адама Торпа, Джулиана Барнса, Питера Акройда и Роуз Тремэйн. В этой связи поднимаются основные проблемы поэтики исторического романа: особый тип референции в романах подобного
2 Попова М. Указ. соч. - С. 30.
типа, принципы построения образа главного героя, соотношение в структуре романа фактического и вымышленного; описывается и анализируется новый тип исторического романа - историографический метароман, исследуются предпосылки возникновения нового отношения к историческим фактам в художественной системе историографического метаромана, рассматривается взаимосвязь между историческим романом и исторической наукой.
В качестве основного объекта исследования выступает современный исторический роман Великобритании, в частности историографический метароман 1980-х - 1990-х гг., рассматриваемый в его взаимосвязи с историко-философским мировоззрением эпохи. Материалом для исследования послужили: роман Адама Торпа «Алвертон» (Ulverton, 1992), романы Джулиана Барнса «Попугай Флобера» (Flaubert's Parrot, 1984) и «История мира в 10 х/г главах» (А History of the World in 10 Vz Chapters, 1989), романы Питера Акройда «Чаттертон» (Chatterton, 1987) и «Мильтон в Америке» (Milton in America, 1996), а также роман Роуз Тремэйн «Реставрация» (Restoration, 1989).
Исходя из вышесказанного, к задачам диссертации можно отнести:
Выявление истоков нового типа исторического романа в произошедших изменениях в области философии культуры и исторической науки, а также в поэтике постмодернизма.
Анализ основных проблем общей теории жанра исторического романа. Выработка новых подходов к проблемам дефиниции и типологии исторического романа.
Установление связи историографического метаромана и философии истории XX века.
Характеристика нового типа исторического романа -историографического метаромана в его связи с традицией «классического» исторического романа.
Осмысление сложного типа референции в историческом романе. Описание новых подходов к проблеме мимесиса и правдоподобия в «классическом» историческом романе и историографическом метаромане.
Рассмотрение проблемы создания художественного образа главного героя в структуре исторического произведения.
Анализ и сопоставление произведений, взятых за образцы основных тенденций в современном историческом романе Великобритании.
Осмысление перспектив развития жанра.
Современный английский исторический роман анализируется с точки зрения развития жанра и с точки зрения влияния на него современных концепций в области философии истории, философии культуры и теории литературы. Основные проблемы теории жанра исследуются диахронически и синхронически, что предполагает рассмотрение динамики развития жанра в его взаимосвязи с другими жанровыми разновидностями романа на всех этапах эволюции жанра.
Научная новизна работы заключается в том, что делается попытка целостного исследования принципов обращения с историческим материалом в художественной структуре романа. На материале произведений Адама Торпа, Джулиана Барнса и Питера Акройда, предлагающих читателям альтернативные версии известных исторических событий, анализируются причины зарождения нового типа отношений между областью исторического факта и областью авторской фантазии, вступающих в сложное взаимодействие, определяемое спецификой самого жанра.
Научно-практическая значимость работы. Результаты исследования могут использоваться в лекционных курсах и на практических занятиях по истории английской литературы XX века,
спецкурсах и спецсеминарах, посвященных современному роману Великобритании.
Методика анализа базируется на принципах типологического и сравнительно-исторического методов, особое внимание уделяется проблемам теории жанра исторического романа и рассмотрению историографического метаромана в контексте современной исторической науки и философии культуры.
На защиту выносятся следующие положения:
Основную роль в становлении нового типа исторического романа - историографического метаромана - сыграло формирование во второй половине XX века постмодернистской парадигмы в науке и культуре, следствием чего стали утверждение культурно-исторической обусловленности и текстуальности любого знания, пересмотр основных положений исторической науки, зарождение тенденции к стиранию границ между историей и литературой.
В основе «небрежного» обращения с историческими фактами, альтернативных версий общеизвестных событий, эпатирующего нарушения иллюзии авторской погруженности в прошлое, т.е. всего, что составляет творческий метод современных исторических романистов (Барнса, Акройда), лежит утверждение в культуре XX века «иронического» модуса сознания, ставящего под сомнение потенции восприятия действительности в человеческом сознании. Вследствие этого свою задачу авторы историографического метаромана видят не в изображении нравов прошедших столетий, а в исследовании
эпистемологических притязаний исторической науки и человеческого сознания в целом.
На основе анализа и сопоставления образцов историографического метаромана, можно сделать вывод о том, что целью авторов является не художественное отображение духовной и материальной культуры прошлого с последующим извлечением моральных уроков, а создание альтернативной исторической реальности с тем, чтобы раскрыть в истории бесконечное число заложенных в ней потенций, привлечь внимание читателей к таким аспектам истории европейской цивилизации, которые оказались исключенными из «официальной» историографии с утверждением рационализма как основного направления философии Нового времени.
Несмотря на характерную для общего состояния науки и культуры XX века установку на ироническое сомнение в отношении эпистемологических притязаний человеческого сознания на адекватное постижение внешнего мира, историографический метароман предлагает читателю различные пути выхода из состояния скептицизма и релятивизма в науке и философии.
Апробации работы. Основные положения диссертации отражены в докладе на конференции УРАО «Филология в системе гуманитарного знания» в 2003г, в 3-х статьях на материале романов Дж. Барнса, А. Торпа и П. Акройда.
Диссертация состоит из введения, четырех глав и заключения. Первая глав является обзором основных проблем теории жанра исторического романа от его возникновения до современного состояния. В ней затрагиваются проблемы, связанные с определением сложного и
многообразного в своих проявлениях жанра исторического романа, а также проблемы референции, мимесиса и сочетания исторического материала и художественного вымысла в структуре произведения. Прослеживая историю жанра, мы использовали работы в области анализа «традиционных» форм исторического романа Б. Реизова, Д. Лукача, А. Фляйшмана (A. Fleishman), X. Шоу (Н. Shaw), а также исследования в области современного английского исторического романа - Н. Макюэна (N. McEwan), С. Коннора (S. Connor), Б. Макхейла (В. McHale), Л. Хатчеон (L. Hutcheon), Я. Моррисона (J. Morrison), С. Онега (S. Onega) и др. На основании высказываемых в этих работах идей были выработаны основные принципы поэтики историографического метаромана, сделаны попытки описания парадигмы этого явления и объяснения его отличий от предшествующих и существующих наряду с ним разновидностей исторического романа. В то же время нами учитывались спорные моменты этих исследований, на которые указывают современные литературоведы, в частности П. Ламарк (P. Lamarque), С. Олсен (S. Olsen), Т. Вудс (Т. Woods) и П. Миддлтон (P. Middleton). В отношении проблемы исторического нарратива мы руководствовались работами X. Уайта (Н. White), П. Вейна (P. Veyne) и А. Про (A. Prost), чьи монографии представляют собой всеохватывающее описание и анализ состояния исторической мысли на современном этапе развития исторической науки. Вторая глава посвящена анализу тем и мотивов современной философии истории в творчестве современных английских романистов. На примере романов «Алвертон» Адама Торпа и романов «Попугай Флобера» и «История мира в 10 Уг главах» Джулиана Барнса рассматриваются вопросы, связанные с тем, как данные авторы определяют сущность исторического движения, чем является для них история, какие решения они предлагают для преодоления состояния хаоса, охватившего все сферы человеческой культуры. На примере их
творчества исследуются также мотивы обращения к так называемым «локальным» историям, что составляет одну из ключевых особенностей современной английской исторической прозы.
В третьей главе на примере творчества Питера Акройда рассматриваются причины обращения современных английских авторов к изображению альтернативных версий событий в своих произведениях. Для детального анализа берутся два романа писателя: «Чаттертон» и «Мильтон в Америке». Данные произведения изучаются с точки зрения трактовки Питером Акройдом проблемы оригинальности, интертекстуальности, отношения искусства и действительности и роли традиции в литературном процессе. Дается определение пастишу -явлению, имеющему долгую историю в литературе, но подвергнувшемуся критическому переосмыслению в работах теоретиков постмодернизма (Л. Хатчеон, Ф. Джеймисон (F. Jameson)). В свете этого определения роман «Мильтон в Америке» анализируется в его взаимосвязи с творчеством Джона Мильтона и Натаниеля Готорна.
В четвертой главе дается оценка современному состоянию в области английского исторического романа, продолжающего традиции «классической» формы жанра. На основе анализа романа Роуз Тремэйн «Реставрация» затрагивается проблема образа главного героя в структуре исторического романа. На материале образцов «традиционного» исторического романа и историографического метаромана анализируются такие аспекты художественного образа главного героя, как его временная принадлежность (прогрессивность) и способность включать в себя все социально-психологические уровни человеческого существования (семья, профессия, материальное положение, национальность и т.д.). В заключении делаются выводы и подводятся итоги работы.
Проблемы жанра современного исторического романа Великобритании, а также некоторые аспекты творчества Джулиана
Барнса, Питера Акройда и других современных английских романистов затрагиваются в следующих диссертационных исследованиях: Владимирова, Н. Формы художественной условности в современном романе Великобритании. (Докторская диссертация). Новгород, 1999. Муратова, Я. Мифопоэтика в современном английском романе: Д. Варне, А. Байетт, Д. Фаулз. (Кандидатская диссертация). Москва, 1999. Струков, В. Художественное своеобразие романов Питера Акройда: К проблеме британского постмодернизма. (Кандидатская диссертация). Воронеж, 2000. Ушакова Е. Литературная биография как жанр в творчестве Питера Акройда. (Кандидатская диссертация). Москва, 2001. Райнеке, Ю. Исторический роман постмодернизма и традиции жанра: Великобритания, Германия, Австрия. (Кандидатская диссертация). Москва, 2002.
Возникновение нового типа исторического романа как реакция на формирование постмодернистской парадигмы в философии и искусстве XX века
Характер и содержание литературы и методы ее исследования в определенный период времени в значительной мере формируются под влиянием важнейших проблем эпохи и основных тенденций развития человеческого общества. Как самосознание определенной исторической эпохи, любая форма искусства вырабатывает свои ценностные установки в зависимости от особенностей социальной практики этого периода, слагающейся из достижений в области науки, философии, экономики, политики и т.д. Время, ведущее свой отсчет от Первой мировой войны и событий, непосредственно примыкающих к ней, существенно отличается от предшествующего времени. И хотя рубеж второго десятилетия XX века отстоит от нас довольно далеко, именно тогда стали складываться факторы, продолжающие в значительной мере определять нашу жизнь и сегодня. Справедливым будет утверждение, что именно с этого момента ведет свой отсчет современность. Всемирность исторического процесса, динамизм, невиданные темпы научно-технического прогресса являются характерными чертами XX века. События первой половины XX столетия оказались столь масштабными по количеству вовлеченных в них стран и народов, что по сравнению с ними конфликты прошлых веков кажутся нам незначительными. Радикальные изменения происходят стремительно, часто при жизни одного поколения; и на их фоне жизнь людей более ранних эпох выглядит.почти неподвижной. Исключительная роль научно-технических достижений отличает XX век от всех предшествующих. Выдающиеся открытия в области науки и техники - радио и телевидение, ядерная энергия и выход человека в космос - значительно изменили облик мира и человека. Все перечисленные факторы наряду с другими тенденциями получили свое отражение в философии и искусстве.
Угрозы человечеству, рожденные событиями XX века, имели множество следствий мировоззренческого и практического значения. Они поставили задачу выработки радикально иного взгляда не только на историю XX столетия, но и на феномен исторического движения в целом. Характерные для современной философии серьезные сомнения в идее прогресса с особой остротой поставили вопрос о сущности исторического. Уверенность в прогрессивном ходе истории закономерно заменяла собой проблему смысла истории. Господствующим являлось основанное на идее прогресса убеждение, что в общем и целом все идет своим порядком и рано или поздно в силу самого движения истории общество в конечном итоге достигнет своей наиболее совершенной и гармоничной стадии. В XX веке человечество стало участником и свидетелем самых разрушительных войн, безжалостных диктатур, геноцида, массового обнищания людей, стремительного роста терроризма; чрезвычайно остро стал вопрос о самой целостности исторического процесса.
XX век был отмечен зарождением нового типа культуры, для описания философских тенденций, социально-экономических и политических условий которого принято использовать термин «постмодерн», который «характеризует такое состояние нашей культуры, в котором, вслед за изменениями, произошедшими в конце XIX века, полностью изменились правила игры в науке, литературе и искусстве»3. Постмодернистский проект заключается в тотальной критике классического рационализма и переходе к лингвистической парадигме философии, основанной на релятивизме, субъективизме и плюрализме. Эпоха постмодерна характеризуется осознанием того, что в окружающем нас мире не существует никаких онтологических, эпистемологических или этических оснований для наших верований и поступков. Эти основания обладают исключительно лингвистическим статусом и представляют собой не надличностные сущности, но различные дискурсы, чья референция направлена на них самих.
Относительность знания, его принципов и постулатов, невозможность достижения абсолютной истины, имеющей всегда частный характер, плюрализм научных идей, отсутствие жестких критериев, отличающих науку от не-науки приводят к утверждению культурно-исторической обусловленности всякого знания. Представление о поступательном движении человечества к единой цели, о возможности прогресса во всемирной истории было поставлено под сомнение, чему способствовала точка зрения культурного плюрализма в гуманитарных науках и реальные исторические события.
По мнению Вольфганга Вельша (W. Welsch), плюрализм является фундаментальной характеристикой постмодерна: «Постмодерн бежит всех форм монизма, унификации и тоталитаризации, не приемлет единой общеобязательной утопии и многих скрытых видов деспотизма, а вместо этого переходит к провозглашению множественности и диверсивности, многообразия и конкуренции парадигм и сосуществования гетерогенных элементов»4. Согласно Велыпу, легитимизация множественности дискурсов и разнородности парадигм составляет основную положительную задачу постмодерна, понимаемую, однако, не как бездумное смешивание элементов экономики с психологией, астрологии с политикой и не как составление произвольных комбинаций. «Подлинный постмодерн, - пишет Вельш, - абсолютно не похож на этот суррогат. И эта несхожесть достигается в постмодерне разрушением целого, но не с выдачей лицензии на хаотизацию, а в предоставлении широкого выбора дифференций»3.
Проблема сущности исторического в современной историографии
В историографическом метаромане особую остроту приобретает проблема смысла истории, сущности исторического. Эти произведения затрагивают вопросы о том, что характеризует историю как особый процесс, как находящаяся в вечном движении жизнь превращается в застывший, зафиксированный в документальных источниках объект исследования историков, как событие трансформируется в факт науки, а также насколько такие свойства человеческого сознания, как память, забывание, воображение, склонность к познанию окружающего мира через его нарративизацию, влияют на данные процессы трансформации. Для философии истории предыдущих столетий была характерна убежденность в автоматизме истории, т.е. в том, что история гарантированно осуществляется, движется, изменяется и не погибает. Она предполагала, что при любых условиях связь между поколениями людей не может оборваться, что всегда сохраняется элемент преемственности. В силу этого исторический процесс понимался как процесс накопления опыта, материальных и духовных достижений. Философия истории XIX века утверждала прочную зависимость современности от прошлого, из чего делала вывод о том, что история представляет собой процесс преемственности поколений.
Современная философия истории обращает особое внимание на ряд явлений, ставящих под вопрос гарантированную обеспеченность исторической преемственности. Во-первых, это явление социальной амнезии. Опыт XX века обнаружил, что общество, как и отдельный индивид, может страдать потерей исторической памяти. Социальная амнезия означает, что общество утрачивает ту или иную часть своего наследия, не осознавая при этом самого факта утраты. Историческая связь с прошлым разрывается. Во-вторых, некоторые события XX века, прежде всего две мировые войны, оказались по своим последствиям столь разрушительными, что заставили многих мыслителей по-новому взглянуть на процесс мирового развития. Обнаружилось, что катастрофы могут достигать такого масштаба, что способны поставить под угрозу глобальную сохранность всей человеческой цивилизации в принципе. В-третьих, в тесной связи с проблемой сущности исторического следует поставить возможность самоуничтожения человечества вследствие глобальной катастрофы. Многие проницательные мыслители современности ведут отсчет принципиально новой эры мировой истории с 6 августа 1945 года, когда впервые в истории человеческой цивилизации на японский город Хиросиму была сброшена ядерная бомба. Появление оружия необычайной разрушительной силы следует рассматривать как многозначительный факт, имеющий последствия глобального масштаба.
В контексте вопроса о сущности исторического события XX века, породившие многочисленные угрозы человечеству, ставят задачу выработки иного взгляда на смысл истории. Главным вопросом становится следующий: что есть история, если она не есть процесс, осуществляющийся сам собой?
В прошлом, как и в современности, жили и творили конкретные люди, обладающие своими страстями, желаниями, надеждами. Иными словами, каждый из них так или иначе реализовывал собственную индивидуальность, которая становится имманентной историческому процессу. В философии истории XX века универсальный смысл истории предполагает, следовательно, личные усилия каждого человека по обретению своего счастья, самовыражению и утверждению собственного достоинства. Сущность исторического раскрывается через понятия, фиксирующие связь каждого человека с тремя измерениями исторического времени: прошлым, настоящим и будущим. Таким образом, сущность исторического можно определить как внутреннее приобщение судьбы личности и целого поколения к судьбам истории.
Английский исторический роман второй половины XX века тяготеет к изображению так называемых «локальных историй» вместо глобальных повествований о крупных события мирового значения. Для XX века в целом характерен приоритет обыденности и приватности, на авансцену общественных наук и искусства выходит обыкновенный человек. Таких писателей, как Грэм Свифт, Питер Акройд, Адам Торп, интересует история одного края, одной деревни, одной семьи, даже одного района в городе. Предложенный Бахтиным для описания единства темпорального и пространственного аспектов сюжета термин «хронотоп» обретает философское наполнение и начинает обозначать глобальную взаимосвязь между двумя модальностями человеческого существования -временем и пространством. История как бы концентрируется на определенном отрезке пространства, и это позволяет писателям, как под микроскопом, исследовать суть исторического движения.
Проблема авторской оригинальности и проблема взаимоотношений между искусством и внешним миром в романе «Чаттертон»
В настоящей главе мы собираемся рассмотреть, какую функцию выполняет альтернативная история в творчестве Питера Акройда. В своих романах «Чаттертон» и «Мильтон в Америке» Акройд, предлагая читателям вымышленные версии биографий поэтов, исходит из определенных теоретических принципов, и целью подобной игры с общеизвестными историческими фактами является стремление писателя наиболее полно осветить основные моменты его философии английской истории и английской культуры.
К моменту публикации своего первого романа «Большой лондонский пожар» (The Great Fire of London, 1982) Питер Акройд уже был достаточно известен в литературных кругах поэтическими сборниками и теоретическими статьями. Всего Акройду принадлежат три сборника стихов - «Лондонский скряга» (London Lickpenny, 1973), «Сельская жизнь» (Country Life, 1978), «Развлечения Перли» (The Diversions of Purley, 1987) - и несколько критических работ, среди которых следует отметить «Заметки о новой культуре. Эссе о модернизме» (Notes for a New Culture: An Essay on Modernism, 1976).
В период с 1983 по 1985 Акройдом были написаны два романа, принесших ему славу одного из самых талантливых писателей современности, это романы «Завещание Оскара Уайльда» (The Last Testament of Oscar Wilde, 1983) и «Хоксмур» (Hawksmoor, 1985). Роман «Чаттертон» (Chatterton) появился в 1987 году. За ним последовали «Первый свет» (The First Light, 1989), «Английская музыка» (English Music, 1992), «Дом доктора Ди» (The House of Doctor Dee, 1993),
«Процесс Элизабет Кри. Роман об убийствах в Лаймхаусе» (Dan Leno and Limehouse Golem, 1994), «Мильтон в Америке» (Milton in America, 1996), «Повесть о Платоне» (The Plato Papers, 1999), «Клеркенвельские рассказы» (The Clerkenwell Tales, 2003) и «Лондонские агнцы» (The Lambs of London, 2004). Помимо этого, Акройдом написаны литературные биографии Эзры Паунда (Ezra Pound and His World, 1980), T.C. Элиота (T.S. Eliot; A Life, 1984), Диккенса (Dickens, 1990), Уильяма Блейка (Blake, 1995), Томаса Мора (The Life of Thomas More, 1998), Чосера (Chaucer, 2004), Шекспира (Shakespeare: A Biography, 2004) и Тернера (Turner, 2005). Литературная биография Лондона (London: the Biography, 2001), который является местом действия практически всех романов писателя, и «Альбион. Истоки английского воображения» (Albion. The origins of the English imagination, 2002) подводят своеобразный итог основным темам его творчества, его размышлениям о цикличном движении времени, феномене пространственной и культурной памяти в пределах крупных мегаполисов, национальной идентичности, т.е. сущности английскости, и природе литературного творчества.
В интервью газете «Тайме» Акройд заявил, что все его романы «являются частью единого повествования, которое завершится только с моей смертью»78. Его творчество в некотором смысле оказывается похожим на мозаичные полотна, выполненные из фрагментов, которые в отдельности ничего не изображают, но, будучи соединенным определенным образом, составляют общую картину. Точно также романы Акройда, затрагивая различные темы человеческой культуры и истории, в конечном итоге, соединяются в единую философскую картину мира писателя. В своих романах Акройд исследует несколько центральных для его творчества проблем: проблему авторской оригинальности и связанную с ней проблему плагиата в художественном произведении. Он разрабатывает свою теорию литературного творчества, основывающуюся на идеях поэтического влияния, традиции, пастиша и интертекстуальности.
Можно предположить, что изначально его философские взгляды на проблему правдоподобия в литературе, взаимоотношений искусства и действительности, проблему авторской оригинальности и связанную с ней проблему литературной традиции сложились под влиянием идей французского структурализма и американского деконструктивизма, а также творчества Т.С. Элиота, чья литературная биография открывает длинный список его произведений.
Литературный процесс понимается Акройдом как процесс постоянного заимствования и переосмысления работ предшественников. Все, что уже было когда-то написано, не исчезает бесследно, но сохраняется традицией, предоставляя материал для творчества новых писателей. Книги не могут устареть или оказаться забытыми, потому что их образы, персонажи, сюжеты и фразы переходят в другие произведения. Такое понимание литературы связано у Акройда с его циклической концепцией времени, согласно которой ничто не может полностью раствориться в прошлом, все оказывается неизбежным образом принадлежащим и настоящему, соприсутствующим с ним в едином моменте, включенным в вечный временной цикл, обеспечивающий единство человеческой культуры. Похожую мысль мы встречаем в статье Т.С. Элиота «Традиция и индивидуальный талант». Согласно Элиоту, традиция «прежде всего предполагает чувство истории ... а чувство истории в свою очередь предполагает понимание той истины, что прошлое не только прошло, но продолжается сегодня; чувство истории побуждает писать, не просто сознавая себя одним из нынешнего поколения, но ощущая, что вся литература Европы, от Гомера до наших дней, и внутри нее - вся литература собственной твоей страны существует единовременное и образует единовременный соразмерный ряд. Это чувство истории, являющееся чувством вневременного, равно как и текущего, - вневременного и текущего вместе, - оно-то и включает писателя в традицию» . Имперсональная теория поэзии