Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Хафизоведение в Таджикистане Рахимова, Мушкинисо Исрофиловна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Рахимова, Мушкинисо Исрофиловна. Хафизоведение в Таджикистане : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.03 / Рахимова Мушкинисо Исрофиловна; [Место защиты: Таджикский государственный национальный университет].- Душанбе, 2012.- 185 с.: ил. РГБ ОД, 61 13-10/259

Введение к работе

профессор Нагзибекова М.Б.

Актуальность темы. Шамсуддин Мухаммад Хафиз Ширази, будучи величайшим лириком персидско-таджикской литературы, входит в круг наиболее почитаемых поэтов среди всех слоев таджикского общества, а его диван стихов считается одной из самых высоко ценимых книг. По словам известного иранского ученого А. Зарринкуба, «всеобщее признание, которое имеет Хафиз среди таджикского народа, очевидно, началось еще в эпоху самого поэта» [3,108]. Свое мнение о популярности Хафиза среди таджиков другой иранский исследователь Парвиз Нотил Хонлари выразил следующими словами: «Увлеченность таджиков газелями Хафиза если не больше чем иранцев, то никак не меньше» [7,121]. Другой факт, убедительно свидетельствующий о привязанности таджиков к Хафизу, – это выбор дивана поэта в качестве учебника в медресе Мавераннахра, Хорасана и других регионов. Основная причина всеобщего признания Хафиза – его глубоко содержательная и высоко художественная.поэзия,отвечающая духовным потребностям таджикского народа.

Исследование и издание наследия Хафиза в Таджикистане, по существу, началось после сороковых годов ХХ столетия.

Историю издания поэзии Хафиза в Таджикистане можно разделить на следующие этапы:

1. Со времени публикации «Образцов таджикской литературы» («Намунаои адабиёти тоик») (1940) до издания «Избранных стихов» («Ашъори гузида») (1971), т.е. 40-е –70-е гг. ХХ в.

2. Со времени издания «Избранных стихов» (1971) до издания «Полного собрания сочинений» («Куллиёт») (1983), т.е. 70-е – первая половина 80-х гг. ХХ в.

3. Со времени выхода в свет «Полного собрания сочинений» (1983) до издания достоверного текста его Дивана, т.е. первая половина 80-х гг. до наших дней.

Что касается научного исследования жизни и творчества Хафиза таджикскими учеными, то оно так же началось в сороковые годы ХХ века и включает следующие этапы:

1. Со времени публикации «Образцов таджикской литературы» (1940) до издания «Юбилейного сборника Хафиза» («ашнномаи офиз») (1971) (40-е – 70-е годы ХХ в.).

2. Со времени издания «Юбилейного сборника Хафиза» до появления монографических трудов о нем (начиная с 70-х годов до первой половины 80-х годов ХХ столетия).

3. Со времени выхода первых объемных исследований до появления комплексных научно-достоверных исследований (со второй половины 80-х годов ХХ столетия до наших дней).

Цель и задачи исследования. Целью настоящей работы является всестороннее изучение всех доступных изданий и исследований поэзии Хафиза в Таджикистане, установление реального состояния хафизоведения в республике с тем, чтобы подготовить почву для издания научно-критического текста дивана поэта и проведения научно-обоснованного и выверенного исследования Хафиза в Таджикистане.

В соответствии с обозначенной целью были определены следующие задачи:

- показать роль и место Хафиза в духовном мире таджикского народа;

- проследить историю издания и изучения поэзии Хафиза, определить этапы издания произведений и исследования его наследия в Таджикистане и их важнейшие особенности;

- дать оценку различных изданий дивана Хафиза, определить уровень этих изданий в Таджикистане, выявить их достоинства и недостатки;

- рассмотреть качество материалов о жизни и творчестве Хафиза в учебниках для средних школ;

- дать оценку исследований жизни и творчества Хафиза в трудах по истории таджикской литературы и в энциклопедиях;

- выявить особенности изучения и популяризации Хафиза после обретения независимости и в настоящее время;

- определить принципы и критерии познания Хафиза, интерпретации и толкования его поэзии в настоящее время;

- определить перспективы хафизоведения в Таджикистане и его дальнейшие задачи. Обосновать необходимость издания и всестороннего исследования поэзии и личности Хафиза.

Степень изученности проблемы. За исключением отдельных оценок и суждений в кандидатских диссертациях Р.Дехоти, К.Восиева, А.Худойдодова, Ш.Исрофилова, Ш.Каримова, М.Бабаевой и М.Саломова, где рассматриваются некоторые аспекты изучения поэзии Хафиза, специального монографического исследования по данной теме не было проведено. Опубликованы рецензии об отдельных книгах, посвященных Хафизу, его избранных и полных собраниях сочинений, изданных в Таджикистане, которые подробно рассмотрены в реферируемой диссертации. Следует отметить лишь статью А.Насриддина «Редакция и издание дивана Хафиза» [5,238], в которой рассматриваются вопросы издания дивана Хафиза и состояния хафизоведения в Таджикистане.

Научная новизна. Диссертация является первым монографическим исследованием, в котором предпринимается всесторонний анализ состояния издания произведений и исследования жизни и творчества Хафиза Ширази в Таджикистане начиная с сороковых годов прошлого столетия и до сегодняшнего дня. Разделяя историю публикации поэзии Хафиза и изучения его жизни и творчества на три этапа, автор диссертации рассматривает каждый из них отдельно с тем, чтобы конкретно показать их достижения и недостатки, а также определяет дальнейшие задачи хафизоведения в Таджикистане.

Теоретические и методологические принципы исследования. Диссертация написана на основе методологических принципов, выработанных видными таджикскими и зарубежными литературоведами и востоковедами. При анализе материала применены методы объективизма, системного подхода, критического, историко-сравнительного и литературного анализа.

Источниковедческая база исследования. В диссертации исследованы тринадцать сборников стихов Хафиза, изданных в Таджикистане, и восемь диванов его поэзии, изданных в Иране, а также рассмотрены более 225 монографий и статей таджикских ученых, посвященных жизни и творчеству поэта. Для определения уровня этих исследований использованы средневековые комментарии к дивану Хафиза, интерпретации и оценки русских и иранских хафизоведов.

Практическая значимость работы. Результаты исследования могут быть полезны при написании истории персидско-таджикской литературы, особенно литературы ХIV века, при научном обосновании этапов жизни и творчества Хафиза Ширази, а также создании научно-критического текста его дивана. Кроме того, материалы диссертации могут быть использованы при чтении лекционных курсов по истории персидско-таджикской классической литературы, в том числе суфийской литературы, в спецкурсах и спецсеминарах, посвященных вопросам становления жанра газели.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Поэзия Хафиза Ширази стала близка и созвучна духовному миру таджиков благодаря ее возвышенным идеям, высокой поэтичности, она отвечала духовным потребностям таджикского общества.

2. Научное издание и массовая популярность поэзии Хафиза в Таджикистане начались после сороковых годов ХХ века и развивались поэтапно, в зависимости от политической обстановки времени, однако до сих пор не существует достоверного текста дивана поэта, в котором не содержались бы ошибки, неточности и приписываемые ему бейты.

3. Первый этап таджикского хафизоведения приходится на советский период, в котором таджикские ученые, в соответствии с коммунистической идеологией, представляли Хафиза как поэта, восхвалявшего только земную любовь, веселье, радость и наслаждение, критикуя религию, духовных лиц, правителей и богачей.

4. Адекватное исследование Хафиза началось после приобретения государственной независимости и суверенитета Таджикистаном, однако, несмотря на появление множества книг, статей и монографий о различных сторонах жизни и творчества поэта, до сих пор Хафиз в Таджикистане не оценен по достоинству и остается непознанным как следует.

5.Критическое исследование и издание поэзии Хафиза в Таджикистане, с одной стороны, демонстрируют их размах и возможности, но с другой – выявляют слабые стороны и недостатки таджикского хафизоведения. Самое главное – они создают благоприятную почву для полноценного издания произведений этого феноменального поэта и их всестороннего исследования.

Апробация работы. Диссертационная работа обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры таджикской литературы Таджикского государственного института языков им. С.Улугзода (20.10.2011 г., протокол №4) и на заседании кафедры истории таджикской литературы Таджикского национального университета (21.02.2012 г., протокол №18).

Основное содержание диссертации было изложено в 8 статьях, опубликованных в научных журналах Известия АН Таджикистана, Вестник национального университета и др. По теме диссертации прочитан ряд докладов на научных конференциях профессорско-преподавательского состава Таджикского государственного института языков им. С.Улугзода (2006-2012). Список публикаций прилагается в конце автореферата.

Объём и структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.

Похожие диссертации на Хафизоведение в Таджикистане