Содержание к диссертации
Введение
Глава I. История во французском романе XX века и творчество М. Дрюона 27
1.1. Особенности развития исторической темы во французской литературе от А. Барбюса до М. Дрюона (1916 - 1960) 27
1.2. Тезаурусная модель философии истории в публицистике М. Дрюона: историко-философский аспект 49
1.3. Тема «личность в истории» и ее художественное выражение в новеллистике М. Дрюона 74
Глава II. Художественное выражение философии истории в романах М. Дрюона 109
2.1. История в ранних произведениях М. Дрюона («Мегаре», «Божественный Александр», «Мемуары Зевса», «Последняя бригада», «Конец людей») 109
2.2. Авторская оценка исторической реальности и ее отражение в структуре цикла «Проклятые короли»: роль рамочных компонентов 130
2.3. Бытийные начала и особенности хронотопа цикла «Проклятые короли» 156
2.4. Характер исторических персонажей и индивидуальное авторское видение истории 175
Заключение 209
Библиография 214
- Особенности развития исторической темы во французской литературе от А. Барбюса до М. Дрюона (1916 - 1960)
- Тезаурусная модель философии истории в публицистике М. Дрюона: историко-философский аспект
- История в ранних произведениях М. Дрюона («Мегаре», «Божественный Александр», «Мемуары Зевса», «Последняя бригада», «Конец людей»)
Введение к работе
Морис Дрюон (Maurice Druon, 23 апреля 1918 - 14 апреля 2009), лауреат Гонкуровской премии (1948), лауреат литературных премий фонда принца Монако (1966), Сен-Симона (1998), д'Обинье (2000); член Французской академии (с 1966), член университетов Иорка, Бостона, Тираны, иностранный член Российской академии наук по отделению истории и филологии (2007); кавалер ордена почетного Легиона, отмеченный наградами ряда стран (Аргентина, Бельгия, Бразилия, Греция, Италия, Ливан, Марокко, Мексика, Монако, Португалия, Россия, Сенегал, Тунис), получил всемирную известность, прежде всего, как автор исторического цикла «Проклятые короли» (Les Rois Maudits, 1955-1977).
Во французском (А. Моруа , П. де Буадеффр , Г. Жильбер и др.) и отечественном (Н. П. Орлик4, Ф. С. Наркирьер5, Э. Н. Максимов6, Н. И. Балашов7 и др.) литературоведении принято рассматривать «Проклятых королей» как серию остросюжетных приключенческих романов, написанных в стиле Дюма-отца. Однако М. Дрюон преодолел традиции своего предшественника, представив в историческом цикле новый дискуссионный взгляд на историю. В лучших традициях, идущих от Лукреция, М. Дрюон в художественной форме отразил свою концепцию философии истории, которая до настоящего времени не изучалась.
Актуальность представленной диссертации обусловлена необходимостью исследования тезаурусной модели М. Дрюона, его концепции философии истории в контексте философских учений К. Ясперса, А. Дж. Тойнби, Р. Арона, Н. А. Бердяева и отражения концепции писателя в ' Livres de France. - 1966. - avr. - № 4. 2 Boideffre, P. de. Les ecrivains francais d'aujourd'hui / P. de Boideffre. - P., 1963. 3 Gilbert, G. Les ecrivains francais IG. Gilbert. - P., 1963. 4 Орлик, H. П. «Страстная неделя» Л. Арагона и классический роман XIX века / Н. П. Орлик. - Днепропетровск, 1970. 5 Наркирьер, Ф. С. Французский роман наших дней / Ф. С. Наркирьер. - М., 1980. 6 Максимов, Э. Н. Творческий путь М. Дрюона / Э. Н. Максимов. - М., 1965. 7 Французская литература 1945-1900 / Рос. акад. наук. Институт мир. литературы, им. А. М. Горького; редкол.: Н. И. Балашов и др. — М., 1995. эстетике, публицистике, новеллах и исторических романах, прежде всего, в цикле «Проклятые короли»; потребностью расширения представлений об особенностях развития исторического романа во французской литературе XX века и уточнения роли М. Дрюона как писателя-философа в формировании новых синтетических форм эпического повествования; а также важностью конкретизации и углубления в практике филологического анализа теоретических основ тезаурусного подхода (концепция
Вал. А. и Вл. А. Луковых) как методологической базы современного исследования в области гуманитарного знания.
Необходимость обращения к тезаурусному подходу, разработанному
Вал. А. и Вл. А. Луковыми , вызвана стремлением в процессе анализа творчества М. Дрюона найти самые адекватные соответствия и выстроить их в завершенную систему. Под тезаурусом понимается особым образом оформленное накопление фрагментарно-составляющих элементов знаний, которые субъект объединяет внутренней логикой в единую информацию, связанную теснейшим образом с его местом в обществе . Из характерных особенностей, присущих тезаурусу, в работе будут приняты за основу следующие положения: - единство тезауруса, несмотря на фрагментарность составляющих его элементов, обеспечивается субъективно (внутренняя логика), в частности, через единство личности; - восприятие мировой культуры рассматривается сквозь призму авторского ценностного подхода; анализ исторических событий возможен через творческое переосмысление автора; восприятие картины мира осуществляется посредством ориентирующего характера тезауруса; 8 Луков, Вл. А Тезаурусный анализ мировой культуры / Вал. А. Луков, Вл. А. Луков // Тезаурусный анализ мировой культуры : сб. науч. трудов. - М., 2005. - Вып. 1. 9 Луков, Вл. А.Тезаурусы. Субъектная организация гуманитарного знания / Вал. А. Луков, Вл. А. Луков. - М.,2008. - действенность тезауруса реализуется через его функцию -воспитывать читателей.
По мнению С. Н. Есина, тезаурус представляется как персональная картина мира, которая складывается не только из собственных представлений, но и цитат. Вл. А. Луков отмечает, что ученый обращает внимание на то, что цитаты в силу лучшей оформленности нередко вытесняют собственные неясные мысли автора: «Изучая собственный писательский тезаурус, осуществляешь процедуру самоидентификации, а осуществляя процедуру писательской самоидентификации, познаешь собственный тезаурус... В работе по теории литературы интерес представляет не тезаурус писателя как человека, а та его часть, которая может быть определена как писательский тезаурус»10. Такое представление о писательском тезаурусе позволяет определить логику анализа творчества М. Дрюона, «подчиненную фигуре писателя в его общественном и общекультурном контексте»11. В структуре тезауруса М. Дрюона центральное место занимает история, мораль, самосознание правителя и народа, осознание ближайшей среды, общественные отношения и чувства, политика, экономика, религия, философия, общие законы мироздания. Структура тезауруса позволяет изучить взаимодействие субъекта с миром в режиме диалога, более плодотворно осмыслить миропонимание М. Дрюона и создать персональную или авторскую (тезаурусную) модель писателя, под которой понимается соотношение писателя как творца текстов с той реальностью, с которой он вступает в контакт, будь то сферы литературы, общественной или личной жизни . При этом персональная модель шире понятия метод писателя, под которым понимается реализация личности писателя и в публицистическом, и в художественном творчестве как нечто 10 Есин, С. Н. Писатель в теории литературы: проблема самоидентификации : дисс. ... докт. филол. наук / С. Н. Есин. - М., 2006. - С. 84. " Луков, Вл. А. Тезаурусы. Субъектная организация гуманитарного знания / Вал. А. Луков, Вл. А. Луков. -
М., 2008.-С. 366. 12 Луков, Вл. А. Тезаурусы. Субъектная организация гуманитарного знания / Вал. А. Луков, Вл. А. Луков. -
М., 2008. единое целое, позволяющее в равной степени говорить о писателе и авторе как общественном деятеле и художнике, воплощающем свои социальные идеи в образах и характерах персонажей. Персональная модель включает в себя метод как общий принцип творческого отношения художника к познавательной действительности13, что объективно отражается на художественной манере писателя, его стиле и реализуется в художественном мире его творений.
Во французской литературе XX века история оказалась в центре внимания художников разных направлений, и во французском романе сразу наметилась тенденция ее реализации в двух направлениях. С одной стороны, это произведения, в которых история служит фоном для развития романтического или социально-бытового сюжета как части реальности, например, произведения А. Барбюса, А. Моруа, Ж. Кассу, Р. Роллана, Р. М. дю Гара, Л. Арагона, Ж. Руа. Другое направление - это развитие исторического романа как жанра, проявившееся в цикле «Проклятые короли» М. Дрюона.
Исторический роман как литературный жанр оформился в эпоху романтизма. Его создателем принято считать В. Скотта, который в своих произведениях («уэверлеевых романах») заложил основные принципы жанра - соединять реальные факты истории с вымышленными жизнями героев и ставить вопросы, связанные с современностью. Во Франции исторический роман нельзя назвать однородным, так как писатели, обращавшиеся к отдаленному прошлому, были разной политической ориентации и преследовали разные цели. Так, В. Гюго в предисловии к драме «Кромвель» (Cromwell, 1827) четко сформулировал требование «местного колорита», то есть изображения действительности в ее исторических, конкретных особенностях. А. де Виньи в предисловии к историческому роману «Сен-Мар, или заговор времен Людовика XIII» (Cinq-Mars, ou une conjuration sous 13 Литературная энциклопедия терминов и понятий / Институт науч. информации по обществ, наукам РАН ; гл. редактор-составитель А. Н. Николюкин. - М., 2001. - С. 534. Louis XIII, 1826) на первый план выдвигает конкретного исторического персонажа, а не вымышленного героя. Романы А. Дюма-отца: «Три мушкетера» (Les trois mousquetaires, 1844), «Королева Марго» (La Reine Margot, 1845) и др., обвиняют в отсутствии глубокого понимания сущности исторических событий и называют их романами «плаща и шпаги», где сюжет заполнен лишь любовными приключениями, дуэлями и где фигурируют только представители высшего сословия. Тем не менее, исторический роман в эпоху романтизма стал во Франции основной формой литературного выражения, определившей творческую методологию целого столетия.
Б. Г. Реизов в работе «Французский роман XIX века»14 (1969) отмечает, что понятие правды являлось одним из центральных в романтической эстетике, которая воспроизводилась в исторических романах посредством местного колорита (быт, орудия труда, одежда, жилища, нравы), вторжения случайностей в жизнь героев и закона перспективы. Историческая правда порождала проблему героя: как правило, исторические персонажи являлись фоном повествования, а для поддержания любовного и приключенческого интереса вводились вымышленные герои. Различные взгляды на исторический роман свидетельствуют о проблеме содержания термина «исторический роман», которая заключается в неоднозначности самого названия: сочетание существительного и прилагательного (исторический роман) указывает на сосуществование различных жанров в одном. Эта мысль подтверждается словами П. Морера: «Само определение исторического романа кажется невозможным, так как история претендует на правдивый рассказ о прошлом, тогда как роман создает ложную действительность» .
Подобного мнения придерживается И. Ле Пелек: «Исторический роман по своему названию и природе, без сомнения, оксюморон, потому что, соединяя противоположности, он символизирует необходимость ы Реизов, Б. Г. Французский роман XIX века / Б. Г. Реизов. - М., 1969. 15 Cahuet, A. Pontcarral. / A. Cahuet. - Р., 1950. рассмотрения полярностей и несоответствий, которые стали традиционными» .
О. В. Флоровская в монографии «Французский исторический роман XX века» ссылается на определение П. Гамарра и указывает, что исторический роман — это «воспроизведение истории в форме романа» . «Краткий словарь литературоведческих терминов» под редакцией А. И. Тимофеева и С. В. Тураева дает информацию о возникновении исторического жанра в эпоху романтизма, выделяя его признаки: воссоздание местного колорита, своеобразие национальных характеров, героического образа персонажей18. «Словарь литературоведческих терминов» И. А. Елисеева и Л. Г. Полякова определяет исторический жанр как один из основных жанров изобразительного искусства, посвященный историческим событиям прошлого и современности, социально значимым явлениям истории народов, а исторический роман рассматривается как особый жанр литературы, который ставит перед собой прямую цель изображения жизни прошедших лет .
В диссертации под историческим романом (вслед за С. И. Кормил овым ) будет пониматься произведение, в центре которого историческая проблематика, соотносимая с изображаемой эпохой, отдаленная от времени автора, отражающая авторскую концепцию развития общества и развивающаяся в соответствии с тезаурусом писателя.
Во французском литературоведении середины XX века к романам на историческую тематику обращались такие исследователи, как М. Надо , 16 Cahuet, A. Pontcarral. / A. Cahuet. - Р., 1950. 17 Флоровская, О. В. Французский исторический роман XX века (60-70-е гг.) / О. В. Флоровская. - Кишинев, 1989.-С. 7. 18 Краткий словарь литературоведческих терминов / под ред. А. И. Тимофеева, С. В. Тураева. - М., 1978. - С. 57. 19 Елисеев, И. А. Словарь литературоведческих терминов / И. А. Елисеев, Л. Г. Поляков. - Ростов н/Д., 2002. -С. 72-73. 20 Современный словарь-справочник по литературе / сост. и научн. ред. С. И. Кормилов. — М., 2000. - С. 209. 21 Nadeau, М. Le roman francais depuis la guerre / M. Nadeau. - P., 1963.
П. Кюрнье22, Ж. Брене23, Р.-М. Альберес24, Д. Бурде25 и др., при этом отдельно исторический роман как самостоятельная жанровая форма ими не рассматривался. Более того, А. Терив в работе «Роман против истории» (Le roman contre l'histoire, 1956) определял исторический роман как «поток развлекательного чтива на материале прошлого, который ежегодно выбрасывают на книжные рынки предприимчивые издатели» . В 1970 году вышла в свет «Панорама исторического романа» (Panorama du roman historique, 1970) бельгийского писателя и литературоведа Ж. Нело . Заслуга автора в том, что он впервые называет все романы, написанные в Европе и Америке с XVIII века по 1970 год, посвященные различным историческим эпохам: от античности и средневековья до революций XIX века и наполеоновской империи. Среди них и уже широко известные: «Айвенго» (Ivanhoe, 1819) В. Скотта, «Хроника времен Карла IX» (la Chronique du regne de Charles IX, 1829) П. Мериме, «Боги жаждут» (Les dieux ont soif, 1912) А. Франса и др., и новые, ранее не знакомые современным читателям того времени: «Берег Сирты» (Le Rivage des Syrtes, 1951) Ж. Грака или «Эпоха Просвещения» (Le Siecles des lumieres, 1962) А. Карпентьера. Однако Ж. Нело ограничивается лишь перечислением произведений, никак не характеризуя их.
Ж.-П. Буадеффр в «Живой истории сегодняшней литературы»28 (Une histoire vivante de la litterature d'aujourd'hui, 1959) перечислил современных исторических романистов, дав общую характеристику их творчеству. А в книге «Современные французские писатели» (Les ecrivams francais d'aujourd'hui, 1963) он, обращаясь к произведениям на историческую тему, использует термин «исторический роман», но не дает анализа конкретных 22 Curnier, P. Pages commentees d'auteurs contemporains I P. Curnier. - P., 1963. 23 Brenner, J. Mon histoire de la literature francaise contemporaine I J. Brenner. - P., 1987. 2* Alberes, R.-M. Histoire du roman moderne I R.-M. Alberes. - P., 1962. 25 Bourdet, D. Breves rencontres ID. Bourdet. - P., 1963. 26 Therive, A. Le roman contre l'histoire / A. Therive. - Table ronde. - 1956.- № 102.-P. 55. 27 Nelod, J. Panorama du roman historique / J. Ndlod. - Paris-Bruxelles, 1970. 28 Boisdeffre, P. Une histoire vivante de la litterature d'aujourd'hui / P. Boisdeffre. - P., 1959. 29 Boideffre, P. de. Les ecrivains francais d'aujourd'hui / P. de Boideffre. - P., 1963. произведений, поэтому нет и четко выраженного определения жанра. Целый ряд французских литературоведов в работах, посвященных роману XX века, вообще не рассматривают жанр исторического романа: Р. Лалу , А. Брей31, Р.-Л. Жюно32, М. Раймон33, М. Жирар34, А. Жуен35, М. Брюезьер36, Р. Нимьер37, Ж. Ройе38, П. Эбей39, Ж. Лайани40.
Более объективно, хотя и не без идеологических перекосов, исторический роман изучали ведущие отечественные литературоведы А. Д. Богинская41, Э. Н. Максимов42, Н. И. Орлик43, Л. Г. Андреев44, И. И. Анисимов45, Б. А. Песис46, Ф. С. Наркирьер47, В. И. Фесенко48, О. В. Флоровская49 и другие, поэтому пересмотр предпосылок возрождения французского исторического романа в середине прошлого века с позиции современного литературоведения является необходимым.
Ф. С. Наркирьер в книге «Французский роман наших дней» (1980) указывал, что «у истоков важного литературного феномена - возрождения исторического романа во Франции - стоит цикл Мориса Дрюона «Проклятые короли»50, то есть современный этап в развитии французского исторического 30 Lalou, R. Histoire de la litterature fran9aise contemporaine / R. Lalou. - T. 2. - P., 1940. 31 Bray, A. L'expression de l'inquietude dans le jeune roman fran9ais I A. Bray. - Groningcn, 1959. 32 Junod, R.-L. Ecrivains fransains du XX-e siecle / R.-L. Junod. - Lausanne, 1963. 33 Raimond, M. La crise du roman . Des lendemains du naturalisme aux annees vingt / M. Raimond. - P., 1967. 34 Girard, M. Guide illustre de la litterature francaise moderne. Nouv. ed. mise a jour/ M. Girard. - P., 1968. 35 Juin, H. L'usage de la critique/H. Juin. -Bruxelles, 1971. 36 Brueziere, M. Histoire descriptive de la litterature contemporaine / M. Brueziere. - P., 1975. - T. 1. 37 Nimier, R. Journees de lecture / Pref. de Marcel Jounandeaur / R. Nimier. - P., 1980. 38 Royer, J. Ecrivain contemporains I J. Royer. - Montreal, 1982. 39 Hebey, P. LaNRF des annees sombres, juin 1940 -juin 1941 : Des intellectuels a la derive I P. Hebey. - P., 1992. 40 Layani, J. Ecrivains contemporains / J. Layani. - P., 1999. 41 Богинская, А. Д. Серия исторических романов Дрюона «Проклятые короли» / А. Д. Богинская // Ученые записки. - Т. 130. - Вып. 8. - M., 1963. 42 Максимов, Э. Н. Творческий путь М. Дрюона : дисс. ... канд. филологических наук / Э. Н. Максимов. - М., 1965. 43 Орлик, Н. П. «Страстная неделя» Л. Арагона и классический роман XIX века / П. П. Орлик. - Днепропет ровск, 1970. 44 Андреев, Л. Г. Современная литература Франции. 60-е годы /Л. Г. Андреев. - М., 1977. 45 Анисимов, И. И. Французская классика со времен Рабле до Ромена Роллана / И. И. Анисимов. - М., 1977. 46 Песис, Б. А. От XIX к XX веку. Традиция и новаторство во французской литературе / Б. А. Песис. - М., 1979. 47 Наркирьер, Ф. С. Французский роман наших дней / Ф. С. Наркирьер. - М., 1980. 48 Фесенко, В. И. Идейно-художественное новаторство французского исторического романа 70-х гг. XX века / В. И. Фесенко. - Киев, 1989. 49 Флоровская, О. В. Французский исторический роман XX века (60-70-е гг.) / О. В. Флоровская. - Кишинев, 1989. 50 Наркирьер, Ф. С. Французский роман наших дней Ф. С. Наркирьер. -М., 1980. -С. 19. романа можно определить с даты выхода первого романа цикла М. Дрюона «Железный король» (Le roi de fer, 1955). О. В. Флоровская в работе «Проблема власти в исторических произведениях Мориса Дрюона» (1981) придерживалась той же точки зрения, но впоследствии в монографии «Французский исторический роман XX века» (1989) она соотнесла начало современного этапа с романом «Страстная неделя» (La Semaine Sainte, 1958) Л. Арагона, указывая, что «книги Мориса Дрюона выдержаны в духе традиционного историко-приключенческого романа, претерпевшего под пером талантливого писателя XX века значительную трансформацию» . В чем заключается значительность и своеобразие авторской «трансформации» М. Дрюона, исследовательница не обозначает. В монографии она уделяет внимание обзору большого количества исторических произведений других писателей: «Козел отпущения» (Le bouc du desert, 1975) Ж.-П. Шаброля, «Золото и кровь» (L'or et le sang, 1970) П. Гамарра, «Страстная неделя» (La Semaine Sainte, 1958) Л. Арагона, «Алжирская война» (La guerre d'Algerie, 1960) Ж. Руа, «Остров» (L'ile, 1962) Р. Мерля и др. О «Проклятых королях» говорится лишь в третьей главе ее работы в контексте названных произведений. «Проклятые короли» неоднозначно оценивались отечественной и французской критикой. А. Моруа в статье «По стопам Дюма» по поводу избрания М. Дрюона во Французскую Академию в 1967 и вслед за ним Н. П. Орлик в диссертации «Страстная неделя» Л. Арагона и классический роман XIX века» (1970) проводят параллель между творчеством А. Дюма-отца и М. Дрюона, отмечая, что М. Дрюона роднит с автором «Трех мушкетеров» отношение к истории как к увлекательному роману, их привлекают одни и те же исторические легенды (например, легенда Нельской 51 Флоровская, О. В. Проблема власти в исторических произведениях М. Дрюона / О. В. Флоровская // Времен связующая нить. — Кишинев, 1981. 52 Флоровская, О. В. Французский исторический роман XX века (60-70-е гг.) / О. В. Флоровская. - Кишинев, 1989.-С. 10. 53 Орлик, Н. П. «Страстная неделя» Л. Арагона и классический роман XIX века / Н. П. Орлик. - Днепропетровск, 1970. башни) и беспокойные, смутные эпохи. «Французская литература 1945-1990» (1995) называет «Проклятых королей» всего лишь «серией занимательных романов»54. Авторы полагают, что «историческими романами «Королей» Дрюона назвать нельзя»55, в них от истории сохраняются лишь имена, детали, внешняя канва событий. За такими произведениями литературоведы также усматривают традиции А. Дюма-отца. Белорусский исследователь С. М. Шардыко в работе «Французский роман 40-60-х годов XX века»56 (2000) называет М. Дрюона «автором весьма мрачной серии исторических романов»57.
Вопрос о жанровой природе исторического романа находит отражение в работах А. Бенака (Guide pour le recherche des idees dans les dissertations et les etudes litteraires, 1966), M. Бертрана «Современный роман и история» (Roman contemporain et l'histoire, 1982), А. Шамсона (La Superbe, 1967), H. П. Орлик «Страстная неделя» Л. Арагона и классический роман XIX века» (1980), Ф. С. Наркирьера «Французский роман наших дней» (1980), Д. В. Затонского «Проблемы теории и истории современного западноевропейского романа» (1967), В. Д. Оскотского «Роман и история. Традиции и новаторство советского исторического романа» (1980), А. И. Пауткина «Советский исторический роман сегодня (70-е годы)» (1978), Ю. Н. Уварова «Французский исторический роман 60-80-х годов XX века» (1986), О. В. Флоровской «Французский исторический роман XX века (60-70-е гг.)» (1989). В ряде классификаций, предложенных исследователями, выделяются признаки исторического романа, что больше соотносится с понятием «исторический роман».
Французская литература 1945-1900 / Рос. акад. наук. Институт мир. литературы, им. А. М. Горького; ред-кол.: Н. И. Балашов и др. - М., 1995. - С. 40. 55 Французская литература 1945-1900 / Рос. акад. наук. Институт мир. литературы, им. А. М. Горького; ред- кол.: Н. И. Балашов и др. - М., 1995. - С. 40. 56 Шардыко, С. М. Французский роман 40-60-х гг. XX века/ С. М. Шардыко. - Минск, 2000. 57 Шардыко, С. М. Французский роман 40-60-х гг. XX века / С. М. Шардыко. - Минск, 2000. - С. 42.
Так, А. Бенак в справочнике литературных терминов58 выделяет несколько разновидностей исторического романа: реалистический исторический роман, который стремится реконструировать прошлое в его реальности и приближается к роману, живописующему внешний мир. Образцом такого романа А. Бенак считает «Саламбо» Г. Флобера. - историко-романический роман, для которого история - только способ перенести читателя в непривычную обстановку. Его задачи: создать интригу (романы А. Дюма), отразить психологию («Шуаны» (Les Chouans, 1799) О. де Бальзака, «Боги жаждут» (Les Dieux ont soif, 1912) А. Франса), решить философский вопрос («Сен-Map» (Cinq-Mars, 1826) А. де Виньи) или погрузиться в поэзию - странное, фантастическое, окрашенное колоритом.
У А. Бенака реалистический исторический роман, по существу, смыкается с романом, обращенным к изображению реальной действительности, с социально-историческим романом о современности. Главный признак жанра, в понимании А. Бенака, - обращение к материалу прошлого.
Н. П. Орлик в диссертации «Страстная неделя» Л. Арагона и классический роман XIX века»59 (1980) подразделяет современные романы о прошлом на несколько жанровых разновидностей: остросюжетный историко-приключенческий роман; роман-иллюстрация истории или пересказ исторической легенды; роман-биография, жизнеописание выдающегося человека; исторический роман в собственном смысле слова (но автор не дает комментария к этому определению).
В книге «Французский роман наших дней»60 (1980) Ф. С. Наркирьер классифицирует исторический роман по тематическому признаку и выделяет 58 Вепас, Н. Guide pour le recherche des idees dans les dissertations et les etudes litteraires IH. Benac. - P., 1966. - P.291. 59 Орлик, H. П. «Страстная неделя» Л. Арагона и классический роман XIX века / Н. П. Орлик. - Днепропетровск, 1970.-С. 291. роман об античности, раннем средневековье, о религиозных войнах и восстании камизаров, о Парижской Коммуне.
Д. В. Затонский в диссертации «Проблемы теории и истории современного западноевропейского романа» (1967) и В. Д. Оскотский в книге «Роман и история. Традиции и новаторство советского исторического романа» (1980) также определяют исторический роман тематической принадлежностью. Однако подобная классификация является недостаточной для характеристики столь сложного и многообразного явления, как исторический роман.
А. И. Пауткин в статье «Советский исторический роман сегодня (70-е годы)»61 (1978) придерживается мнения, что тематический показатель недостаточен при характеристике исторического романа, так как в исторической прозе утвердился принцип связи с современностью: «Философская, политическая, нравственная проблематика, порождаемая насущной потребностью наших дней, определяет лицо произведения не меньше, чем собственная историческая тематика» . А. И. Пауткин подчеркивает значительное тематическое обогащение исторического романа середины XX века.
Ю. П. Уваров в работе «Французский исторический роман (60-80-х гг.)» (1986), анализируя французский исторический роман XX века, выделяет в нем две большие группы: - произведения, воскрешающие в памяти народа «дух и нравственный климат эпох крупных идейных и социальных потрясений»63. Эти романы, по
Наркирьер, Ф. С. Французский роман наших дней / Ф. С. Наркирьер. -М., 1980.-С. 5. 61 Пауткин, А. И. Советский исторический роман сегодня (70-е годы) / А. И. Пауткин // Вестн. Моск. ун-та. Сер. Филология.- 1978.-№ 4.-С. 19-41. 62 Пауткин, А. И. Советский исторический роман сегодня (70-е годы) / А. И. Пауткин // Вестн. Моск. ун-та. Сер. Филология. - 1978,-№4.-С. 19. 63 Уваров, Ю. П. Современный французский роман (60-80-х г.г.) : учебное пособие / Ю. П. Уваров. - М., 1985.-С. 74. его мнению, «идеализируют патриархальную старину» и стремятся доказать, что в средние века были ценности, «утраченные сегодня»64; - историко-документальный роман, именуемый им «романизированной историей»65, где подчеркивается интерес писателей к этапным событиям страны и заостряется внимание на роли исторических обстоятельств.
Французский исследователь М. Бертран в работе «Современный роман и история» (Roman contemporain et l'histoire, 1982) отмечает, что среди писателей, работающих в жанре исторического романа, возросло количество специалистов по психологии, философии, при помощи художественных средств исследующих специфические научные проблемы на конкретно-историческом материале определенных эпох. В качестве новой разновидности исторического романа М. Бертран выделяет произведения на темы литературной и интеллектуальной истории, о судьбе известных деятелей искусства. «У исторических романистов обнаруживается вновь обретенное удовольствие рассказать какую-нибудь историю, развернуть какое-либо приключение, но вместе с выбранными эпохой и эпизодом, выведенные на сцену персонажи отражают также заботы, связанные с психологией, социальным устройством и политикой нашего времени»66.
В монографии «Французский исторический роман XX века» (1989), посвященной проблемам французского исторического романа 60-70-х гг., О. В. Флоровская предлагает следующую классификацию и ставит перед собой цель дать более полное представление о главных тенденциях развития жанра исторического романа: - историко-революционный роман, который рассматривает наиболее сложные остродраматические периоды истории, когда судьбы страны начинает решать народ; 64 Уваров, Ю. П. Современный французский роман (60-80-х г.г.) : учебное пособие / Ю. П. Уваров. - М., 1985.-С. 85-86. 65 Уваров, Ю. П. Современный французский роман (60-80-х г.г.) : учебное пособие / Ю. П. Уваров. - М., 1985.-С. 51. 66 Bertrand, М. Roman contemporain et l'histoire / M. Bertrand. - French rev. : Baltimore. — 1982. - vol, 56 - № 1. -P. 85. - исторический роман-поток, в основе которого лежит традиция семейного романа, врастающего в историю и превращающегося в рассказ не столько о личности и о семье в потоке истории, сколько о самой истории в ее наиболее важных аспектах; - роман в истории, где акцент делается не на исторические события, а на человеке в конкретной исторической ситуации. Роман в истории может быть представлен в нескольких аспектах: историко-философском, историко- психологическом, историко-приключенческом.
Термин историко-революционный роман О. В. Флоровская заимствует из теории советского исторического романа и переосмысливает применительно к историческим произведениям французских писателей, которые, обращаясь к переломным кризисным периодам в истории страны, изображают народ как творца истории, раскрывают на судьбах индивидуумов и общества путь к формированию нового сознания.
Исторический роман-поток, по мнению исследовательницы, тесно связан с семейным романом, имеющим во французской литературе давние традиции и обнаруживающим после 1945 года тенденцию к расширению исторических границ, в рамках которых происходит изучение одной семьи. В историческом романе-потоке, как указывает О. В. Флоровская, сюжетообразующими предстают крупные исторические события, меняющие облик страны, а вместе с ней и судьбы семейства, ставящие перед его, прежде всего, молодыми представителями проблему выбора пути, выбора жизненной позиции; композиция в этих произведениях обычно закрытая, ибо ограничена финалом исторического события, изображенного как жизненно важное для судьбы страны, народа, семьи; в романе-потоке весьма ощутим приключенческий элемент, который возникает в связи с кризисными событиями истории, ставящими героев в сложные положения, заставляющими решительно действовать, совершать выбор; значительное место в романе-потоке занимают массовые сцены, определяющие в зависимости от позиции автора участие народа в исторических событиях, его роль.
О. В. Флоровская заостряет внимание на том, что исторические лица в романах-потоках на первый план не выдвигаются, ведущую роль играют здесь члены семейства, созданного творческим воображением писателя, особенно те из них, которых можно рассматривать как alter ego автора, так как их размышления, сливаясь с мыслями писателя, образуют некий лирический поток, придающий цельность и единство произведению, нередко охватывающему исторический период более чем в одно столетие.
Выражение «роман в истории» (roman dans l'histoire) не приобрело, по замечанию О. В. Флоровской, во французском литературоведении статуса теоретического термина, впервые введенного французским писателем, филологом и искусствоведом А. Шамсоном. Исследовательница указывает особенности такого романа: роман в истории - прежде всего повествование о человеке, воссоздание его психолого-нравственного облика, философских позиций, характера деятельности; история здесь - «фон», но фон активный, развивающийся, глубоко и всесторонне изученный писателями; характерной чертой романа в истории можно, прежде всего, считать интерес к глубинам человеческой психологии, нравственным основам жизни людей; сюжетообразующим фактором в таких романах предстают человеческие истории, а не исторические события, история же фигурирует как фон, определяющий психологию героев, манеру их восприятия; персонажи в подобных романах обычно созданы творческим воображением писателя, исторические же личности, если и появляются, то либо выполняют второстепенную функцию в развитии сюжета, либо рассматриваются не в плане их деятельности на арене истории, а как объект изучения психологии, выдвижения проблем морально-эстетического, нравственного аспекта. По мнению О. В. Флоровской, «роман в истории» усваивает и развивает на историческом материале достижения французского психологического и философского романов и, в зависимости от творческой индивидуальности писателя и его замысла, акцент в романах делается либо на философско-политическом, либо на нравственно-психологическом аспекте эпохи.
Классификация О. В. Флоровской является наиболее детализированной. Согласно ее мнению, в историческом цикле М. Дрюона «можно отметить ряд черт, характерных для «романа в истории» в его разнообразных вариантах»67.
Рассмотренные классификации не отражают полностью специфику цикла «Проклятые короли», поскольку каждый роман обладает как характерными особенностями, отличающими его от других, так и общими чертами, присущими всей серии. Согласно классификациям, предложенным А. Бенаком, М. Бертраном и Ю. П. Уваровым, произведения М. Дрюона могут рассматриваться и как реалистические исторические романы, так как в их основе лежат реальные исторические события, а именно династический конфликт, приведший к Столетней войне; и как историко-романические романы, поскольку они переносят читателя в эпоху средневековья, создают интригу, глубоко отражают психологию героев, ставят философские вопросы, также им присущи и фантастические черты (легенда о проклятии тамплиеров, оккультные обряды).
Основываясь на классификации, предложенной Н. П. Орлик, среди романов цикла можно выделить историко-приключенческие (история любви Гуччо Бальони и Мари Крессе), романы-иллюстрации истории (история Нельской башни, средневековых городов Франции, Англии и Италии), романы-биографии (жизнеописание королевских династий, дворянских семей и банкиров Таломеи).
В «Проклятых королях» выражен и тематический признак, на который указывают Ф. С. Наркирьер, Д. В. Затонский, В. Д. Оскоцкий.
Флоровская, О. В. Французский исторический роман XX века (60-70-е гг.) / О. В. Флоровская. - Кишинев, 1989.-С. 76.
М. Дрюон в романах неоднократно проводит параллели между средневековым и современным обществом, что является принципом современного исторического романа, обозначенным А. И. Пауткиным.
Таким образом, ни одна из рассмотренных позиций не отвечает в полной мере на вопрос о новаторстве исторического цикла «Проклятые короли» М. Дрюона.
Говоря о принадлежности писателя к определенному литературному направлению, следует отметить, что М. Дрюон причислял себя к продолжателям натуралистической традиции французской литературы, о чем говорил в статье «Кто же лишен стыда?» (Qui done manque de pudeur?, 1954): «Существует традиция, называемая натуралистической, унаследованная от Бальзака, традиция Золя, традиция, в которой написаны две трети французского романа. Я считаю себя продолжателем этой традиции. Это значит, что я стремлюсь в своих романах свидетельствовать о реальном» . Однако творчество М. Дрюона рассматривается исследователями и в контексте модернистской литературы (П. де Буадеффр), постмодернистской (А. Д. Богинская) и реалистической (Ф. С. Наркирьер, О. В. Флоровская). В диссертации М. Дрюон рассматривается, прежде всего, как реалист, в творчестве которого есть черты всех вышеназванных направлений, потому что писатель стремился к правде описываемых явлений действительности и потому широко использовал опыт натуралистов в точном фактографическом описании исторической реальности, но с опорой на реальные документы и известные факты.
Увлеченность историей приводит М. Дрюона к философии истории. В этом можно заметить тенденцию времени, о которой пишут авторы «Французской литературы 1945-1990»: «Послевоенный период характеризуется тесным взаимодействием разнонаправленных тенденций во французском романе, а именно взаимодействием философии и Druon, М. Qui done manque de pudeur'' I M. Druon //Les lettres francaises. - 1954.- 14-21 janv. -N 499. литературы» 9. В исследовательских же работах, посвященных творчеству М. Дрюона, не встречается анализ его произведений с учетом развития философской науки. Однако уже в его публицистике, затем новеллах складывается авторская концепция философии истории, которая получит развитие в драме «Мегаре», в романах «Божественный Александр», «Мемуары Зевса», «Последняя бригада», трилогии «Конец людей» и достигнет своего полного выражения в историческом цикле «Проклятые короли».
Для решения проблемы, связанной с конкретизацией определения жанровой разновидности цикла «Проклятые короли», следует рассмотреть тезаурусную модель М. Дрюона в контексте философских учений XX века К. Ясперса, А. Дж. Тойнби, Р. Арона, Н. А. Бердяева, оказавших значительное влияние на сознание художника XX века и определивших, в частности, концепцию философии истории в творчестве М. Дрюона. В связи с этим необходимо говорить о поэтике, так как особое место в диссертации уделяется своеобразию художественного мира романов цикла «Проклятые короли» и проявлению субъективной авторской позиции, как во внешней, так и во внутренней (внутритекстовой) структуре романов. При этом художественный мир как одна из центральных категорий в литературоведении рассматривается в соотнесении с философией, психологией, социологией, поскольку, являясь свободной реальностью, в том числе исторической реальностью, которую создает писатель, художественный мир связан с индивидуальным понятием действительности и истории. Так, В. В. Савельева определяет реальность художественного мира «как новую реальность, иллюзорный мир, длящееся сновидение, пересозданную действительность, знаково-семантическую реальность, имитацию жизни, порожденную действительность»70. Более того, по ее мнению, «это фантазийно организованное и структурированное 69 Французская литература 1945-1900 / Рос. акад. наук. Институт мир. литературы, им. А. М. Горького; ред- кол.: Н. И. Балашов и др. - М., 1995. - С. 37. 70 Цит. по: Чудаков, А. П. Мир Чехова. Возникновение и утверждение / А. П. Чудаков. - М., 1986. - С. 47. воображением и сознанием сначала автора, потом читателей представление о художественной реальности, соединяющее в себе кажущееся жизнеподобие картины мира и рациональные и иррациональные, вероятностные, виртуальные ее варианты»71.
Применительно к художественному миру М. Дрюона такой взгляд не всегда оправдан, поскольку для писателя реальная история является управляющим началом и определяющим пути развития основных понятий философии истории (эпоха, время, историческая ситуация, народ, личность в истории).
Более точным является определение Ф. П. Федорова: «Художественный мир - это система универсальных духовных отношений, заключенных в тексте, имеющем эстетическое значение» . Художественный мир произведения отражает не объективный мир в целом, а лишь его локальную, «избранную» часть, это - «сокращенный» мир. Однако, будучи «сокращенным», художественный мир представляет собой модель мира в целом, где часть изоморфна целому: «каждый отдельный текст одновременно моделирует и некоторые частный и универсальный объекты» . Именно это представление о художественном мире в диссертации взято в качестве рабочего понятия, при этом учитывается понимание поэтики как «науки о системе средств выражения в литературных произведениях»74.
В диссертации художественный мир М. Дрюона будет рассматриваться как система авторских оценок исторической реальности, организованная в сознании автора, творчески переосмысленная сквозь призму философии истории и нашедшая отражение в характерах исторических персонажей, несущих индивидуальное авторское видение 71 Савельева, В. В. Художественный текст и художественный мир : проблемы организации / В. В. Савельева. -Алматы, 1996.-С. 47. 72 Федоров,Ф. П. Романтический художественный мир : пространство и время / Ф. П. Федоров. - Рига, 1988. -С. 4. 73Федоров,Ф. П. Романтический художественный мир : пространство и время / Ф. П. Федоров. - Рига, 1988. -С. 7. 74 Литературный энциклопедический словарь / под общ. ред. В. М. Кожевникова, П. А. Николаева. - М.,
1987. истории. В целом художественный мир М. Дрюона- это образное выражение его концепции философии истории, соединяющей художественную и системно-логическую формы освоения мира человеком и углубляющей персональную модель автора, его тезаурус.
Объектом диссертационного исследования является творчество М. Дрюона в контексте французского романа XX века.
Предметом — концепция философии истории М. Дрюона и ее отражение в персональной (тезаурусной) модели писателя.
Цель диссертации - выявить особенности художественного мира романов цикла «Проклятые короли» в контексте тезаурусной модели М. Дрюона и определить новаторство писателя в разработке жанра исторического романа.
В связи с поставленной целью решаются следующие задачи:
1. Рассмотреть основные этапы развития романа во Франции от А. Барбюса до М. Дрюона.
2. Обосновать концепцию философии истории в тезаурусе М. Дрюона через анализ этапов становления философских взглядов писателя и их отражения в его новеллах и ранних произведениях.
Проанализировать новеллы М. Дрюона как особый этап художественного выражения его концепции философии истории.
Исследовать особенности отражения философии истории в художественном мире романов цикла «Проклятые короли».
Научная новизна диссертационного исследования в том, что: - впервые в литературоведении взгляды М. Дрюона на историю анализируются сквозь призму тезаурусного подхода, что позволило дополнить и углубить представление об историко-литературном процессе Франции XX века и обозначить особое место в нем творчества М. Дрюона, подтвердить универсальность тезаурусного подхода в осмыслении творчества писателя; - уточнена и расширена периодизация творчества М. Дрюона; рассмотрена публицистика М. Дрюона как особый этап в становлении авторской модели; впервые в отечественном литературоведении дается анализ новеллистики М. Дрюона; - впервые исторический цикл «Проклятые короли» изучен в контексте тезауруса М. Дрюона, выявлено новаторство писателя в разработке жанра исторического романа и его художественного мира на уровне структуры и содержания (новаторство композиции, соотношение автора и повествователя в романах, новое прочтение роли личности и народа в истории).
Теоретическая значимость работы: рассмотрена персональная модель писателя как соотношение писателя-творца текстов с той реальностью, с которой он вступает в контакт, будь то сферы литературы, общественной или личной жизни; теоретически обоснована концепция философии истории в тезаурусе М. Дрюона; дано определение художественного мира М. Дрюона как образного выражения его концепции философии истории, соединяющей художественную и системно-логическую формы освоения мира человеком и углубляющей персональную модель автора, его тезаурус.
Практическая значимость заключается в том, что материалы диссертации могут быть использованы в лекционном курсе зарубежной литературы в постмодернистский период, в спецкурсах и спецсеминарах по творчеству М. Дрюона, а также в курсе теории литературы.
Методологической основой диссертационного исследования являются теоретико-литературные работы М. М. Бахтина , А. Н. Веселовского , В. В. Виноградова77, И. Ф. Волкова78, А. Б. Есина79, С. Н. Есина80,
Бахтин, М. М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин. - М., 1986. 76 Веселовский, А. Н. Историческая поэтика / А. Н. Веселовский. - М., 1989. 77 Виноградов, В. В. О теории художественной речи В. В. Виноградов. - М., 1971. 78 Волков, И. Ф. Теория литературы / И. Ф. Волков. - М.: Просвещение; Владос, 1995. 79 Есин, А. Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения / А. Б. Есин. - М., 2000. 80 Есин, С. Н. Писатель в теории литературы: проблема самоидентификации : дисс. ... доктора филол. наук. /С. Н. Есин.-М., 2006.
Ю. М. Лотмана81, Вал. А. и Вл. А. Луковых82, В. Е. Хализева83 и историко-литературные труды отечественных и зарубежных исследователей по истории французской литературы: Л. Г. Андреева84, И. И. Анисимова85, Н. И. Балашова86, Е. М. Евниной87, Н. Е. Ерофеевой88, Д. С. Лихачева89, Ф. С. Наркирьера90, Б. Г. Реизова91, Б. А. Песиса92, В. И. Фесенко93,
0. В. Флоровской94, П. де Буадеффра95, А. Годара96, П.-А. Симона97 и др.
Основным методом исследования является историко-типологический на основе тезаурусного подхода к изучению мировой литературы и культуры. Историко-типологический метод позволяет выявить закономерности обращения французских авторов XX века к истории, проследить эволюцию жанра исторического романа в литературном процессе XX века, а также провести параллели между концепцией философии истории М. Дрюона и философскими учениями К. Ясперса, А. Дж. Тойнби, Р. Арона, Н. А. Бердяева в персональной модели писателя М. Дрюона.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Центральное место в авторской модели М. Дрюона занимает его концепция философии истории, которая сложилась в публицистике писателя 1 Лотман, Ю. М. Избранные сочинения / Ю. М. Лотман. - М., 1971. 82 Луков, Вал. А. Тезаурусный анализ мировой культуры / Вал. А. Луков, Вл. А. Луков // Тезаурусный анализ мировой культуры : сб. науч. трудов. - М., 2005. - Вып. 1. 83 Хализев, В. Е. Теория литературы / В. Е. Хализев. - М., 2000. 84 Андреев, Л. Г. Современная литература Франции. 60-е годы / Л. Г. Андреев. - М., 1977. 85 Анисимов, И. И. Французская классика со времен Рабле до Ромена Роллана И. И. Анисимов. - М., 1977. 86 Французская литература, 1945-1990 / Рос. акад. наук. Институт мир. литературы, им. А. М. Горького; редкол.: Н. И. Балашов и др. - М., 1995. 87 Евнина, Е. М. Современный французский роман 1940-1960/Е. М. Евнина.-М., 1962. 88 Ерофеева, Н. Е. Дрюон Морис / Н. Е. Ерофеева // Новая Российская Энциклопедия: в 12 т. - Т. VI (1) Дрейк - Зеленьский / гл. ред. А. Д. Некипелов. - М., 2009. 89 Лихачев, Д С. Поэтика древнерусской литературы / Ю. М. Лотман. - Л., 1967. 90 Наркирьер, Ф. С. Французский роман наших дней / Ф. С. Наркирьер. - М., 1980. 91 Реизов, Б. Г. Французский роман XIX века/ Б. Г. Реизов. - М., 1969. 92 Песис, Б. А. От XIX к XX веку. Традиция и новаторство во французской литературе / Б. А. Песис. - М, 1979. 93 Фесенко, В. И. Идейно - художественное новаторство французского исторического романа 70-х гг. XX века / В. И. Фесенко. - Киев, 1989. 94 Флоровская, О. В. Французский исторический роман XX века (60-70-е гг.) / О. В, Флоровская. - Кишинев, 1989. 95 Boideffre, P. de. Les ecrivains francais d'aujourd'hui / P. de Boideffre. - P., 1963. 96 Godard, H. La crise de la fiction IH. Godard II L'Eclatement des genres au XX s. - P., 2001. 97 Simon, P.-H. L'esprit et l'histoire I P.-H. Simon. - P., 1969. и где понятия «личность» и «история» поставлены в прямую зависимость, а на личность возложена ответственность за судьбу нации.
Новеллистика отразила основные положения эстетики М. Дрюона. Впервые здесь формируется художественный мир М. Дрюона как система авторских оценок исторической реальности, организованная в сознании автора и творчески переосмысленная сквозь призму философии истории и нашедшая отражение в характерах исторических персонажей, несущих индивидуальное авторское видение истории.
В ранних романах («Божественный Александр», «Мемуары Зевса», «Последняя бригада», трилогия «Конец людей») М. Дрюон анализирует причинно-следственные связи между исторической личностью и историческими событиями и приходит к выводу, что для исторической личности характерны те же общечеловеческие достоинства и недостатки, но если эта личность находится у власти, она несет персональную ответственность за будущее народа, нации. При этом народ у М. Дрюона не играет ведущей роли в истории. В этом М. Дрюон схож с концепцией истории Л. Н. Толстого, опираясь на собственный жизненный опыт, создавая роман с автобиографическим элементом («Последняя бригада»).
В историческом цикле «Проклятые короли» М. Дрюон выступает новатором жанра исторического романа, реализовав в произведении собственную концепцию философии истории, отразившую авторскую оценку исторической реальности, которая проявляется в художественной структуре всего цикла: в рамочных компонентах, в хронотопе произведения и в решении проблемы автора и повествователя.
В романах цикла «Проклятые короли» М. Дрюон дает философское осмысление истории, выразителем которого становится кардинал Перигорский. Меняется соотношение автора и повествователя как интерпретатора средневековых событий и их непосредственного свидетеля и участника: автор и кардинал-рассказчик выражают единую точку зрения, когда речь идет об оценке исторического события и роли исторической личности, но в процессе повествования автор сохраняет позиции наблюдателя и комментатора, когда описывает жизнь обыкновенного человека, а кардинал Перигорский предстает одним из участников этих событий и дает собственную оценку. Интерпретатор, кардинал Перигорский, призван усилить историческую объективность, а автор-повествователь берет на себя функцию философа, размышляющего над судьбами нации и отдельной исторической личности, в том числе королей, и обобщения исторического опыта для будущих поколений.
Структура работы определяется поставленной целью и задачами, характером исследуемого материала. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.
Особенности развития исторической темы во французской литературе от А. Барбюса до М. Дрюона (1916 - 1960)
Первая мировая война (1914-1918) повлекла за собой ряд значительных политических и экономических событий, которые не могли не повлиять на культурную жизнь страны, на выбор направлений в литературе. События в России 1917 года также вызвали глубокий резонанс во Франции. Поколению романистов начала века пришлось самим пережить и участвовать в первой мировой войне, которая породила литературу, стремившуюся запечатлеть это великое потрясение. И. И. Анисимов в работе «Французская классика со времен Рабле до Ромена Роллана» (1977) считал, что значительная часть написанного не оставила следа по причине своей поверхностности и неумения разобраться в сложных явлениях действительности. Однако книги, названные И. И. Анисимовым «пацифистско-критическими»98, производили сильное впечатление и помогали распознать хотя бы частицу правды об этой войне.
Подлинным событием и новым словом в литературе того времени стала книга А. Барбюса «Огонь» (Le Feu, 1916), где он воссоздал реальную картину первой мировой войны. Произведение посвящено памяти сослуживцев писателя, погибших у него на глазах под Круи. Роман основан на живом материале, подлинных фактах и наблюдениях. По замыслу автора, «Огонь» написан от первого лица множественного числа, и это «мы» потрясает тем больше, чем дальше развивается действие. А. Барбюс сосредоточивает свое внимание не на судьбе какого-нибудь одного героя, он создает собирательный образ солдатской массы. В то же время этот коллективный герой «Огня» не безлик. Он слагается из множества необычайно живых образов солдат. Это пехотинцы 273 полка, солдаты, которые до войны были рабочими, углекопами, фермерами, батраками, возчиками, служащими и т.п. На фронте это - «пролетарии битв», как называет их автор. Книга становится исповедью, но не одного человека, как бывало в литературе раньше, а исповедью масс, «которых война цементирует в нерасторжимое целое» . Таких романов литература еще не знала, но назвать его историческим, по словам И. И. Анисимова, нельзя, скорее это документально-критический роман о современности.
Период между 1917-1920 годами характеризуется отходом в область активных нравственных поисков и созданием произведений, обращенных к анализу внутреннего мира человека послевоенного времени. Свидетельством тому служит, например, роман «В поисках утраченного времени» (А 1а recherche du temps perdu, 1913 - 1927) M. Пруста. М. Пруст не ставил перед собой задачи отображать явления реального мира в их объективном значении и причинных взаимосвязях. Героем прустовского романа становится глубинное «Я». Писатель стремится внушить читателю веру в безграничные богатства личности, отходит от положения, что личность детерминирована социально и исторически, движущей силой ее поступков, по мнению М. Пруста, должно быть подсознание.
Спустя период серьезных духовных поисков, в 20-30-е годы во французской литературе наметились новые тенденции. По мнению Ф. С. Наркирьера, в начале века «исторический роман был вытеснен другими жанрами, художественной биографией в частности»100. А. Годар в статье «Кризис вымысла» (La crise de la fiction, 2001) отмечал, что «... в это время существовала тенденция придать всякой вещи тот аспект или тот оттенок, тот образ или то намерение, которые соответствовали тому индивиду, о котором шла речь; он создавался согласно той роли, которую ему приписывали в рассказе в желаемом виде, цвете, с определенными внешностью и намерением»101. Это объясняет, почему особой популярностью стали пользоваться романизированные биографии А. Моруа «Ариель, или Жизнь Шелли» (Ariel, ou La vie de Shelley, 1923), «Карьера Дизраели» (La vie de Disraeli, 1927) «Байрон» (Byron, 1930) и др. Написанию произведений предшествовала большая кропотливая работа исследователя. А. Моруа тщательно изучал все доступные ему фактические материалы, связанные с личной жизнью и деятельностью будущего героя, - дневники и письма его самого и близких ему людей, воспоминания современников. Хотя достоверность фактического материала иногда сомнительна и субъективистское начало преобладает в изображении исторической эпохи, но в процессе эволюции творчества А. Моруа стремился рассматривать отдельные человеческие судьбы в связи с общим историческим развитием страны. Исследователь А. Годар оценивает романы-биографии А. Моруа как «повествование и прочтение жизни людей, которое не является только развлечением. Они удовлетворяют в нас основную потребность, которая служит нам языком для восприятия нашего опыта во времени».
Тезаурусная модель философии истории в публицистике М. Дрюона: историко-философский аспект
В исследованиях, посвященных творчеству М. Дрюона, до сих пор окончательно не решен вопрос о периодизации творческого пути писателя. Поскольку М. Дрюон писал многие произведения параллельно друг другу, классифицировать его наследие достаточно сложно. Эту задачу попытался решить Э. Н. Максимов в диссертации «Творческий путь Мориса Дрюона» (1965). В основу периодизации он положил хронологический принцип, отталкиваясь от даты написания произведений. Исследователь выделил три периода творчества М. Дрюона:
1942-1946 - раннее творчество М. Дрюона: «Мегаре», «Последняя бригада», «Письма европейца»;
1948-1951 - период создания трилогии «Конец людей»;
1952-1960 - «Отель Мондез», «Тисту - зеленные пальцы», «Проклятые короли».
Однако периодизация Э. Н. Максимова не учитывает последний роман исторического цикла «Проклятые короли» - «Когда король теряет Францию», написанный в 1977 году. Кроме того, она не включает публицистику, новеллы, романы на античную тему, что не позволяет говорить о ее завершенности.
Всестороннее изучение творчества М. Дрюона, путей становления Дрюона-художника, Дрюона-мыслителя дает возможность значительно расширить представленную периодизацию:
1938-1948 — период становления мировоззрения художника, формирования его тезаурусной модели философии истории в публицистике, ранних новеллах (цикл «Властелины равнины», новелла «Поезд 12 ноября»), «античных» романах («Божественный Александр», «Мемуары Зевса»), драме «Мегаре» и романе «Последняя бригада». Основными темами произведений стали: личность в истории, роль народа, человек и война, патриотизм и предательство;
1948-1956 - попытка осмыслить историю сквозь призму современности, уточнение деталей авторской модели писателя через осмысление соотношений понятий: человек и власть, война и мир, семья и общество. Отсюда такие говорящие заголовки трилогии «Конец людей»: «Сильные мира сего», «Падение корпораций», «Свидание в аду»; циклов новелл «Счастье одних», «Несчастье других» и новеллы «Отель Мондез»;
1956-1977 - реализация концепции философии истории в художественной форме - цикл «Проклятые короли», последний роман («Когда король теряет Францию») которого был опубликован в 1977 году, и сказка «Тисту - зеленые пальцы», а также политический памфлет «Будущее в замешательстве»;
1978-2009 - статьи, интервью, публицистика, основной темой которых является комментарий современных политических событий («Реформация демократии» (Reformer la democratic, 1982), «Культура и государство» (La Culture et l Etat, 1985), «Обстоятельства» (Circonstances, 1998) и др.). Последней книгой М. Дрюона стали мемуары «Аврора, грядущая из глубины небес» (L aurore vient du fond du ciel, 2006).
Периодизация творчества писателя обозначает определенные вехи в становлении философского мировоззрения М. Дрюона, которое формировалось не только под влиянием событий XX века, но и под непосредственным воздействием его семьи. Писатель с раннего детства интересовался своей родословной и в своих воспоминаниях, письмах, статьях выстраивал родословную и позволял исследователям проследить основные вехи становления его взглядов, в том числе на историю. С раннего детства, по воспоминаниям писателя, он уже знал, кем были его ближайшие родственники. Мальчик жил в удивительной атмосфере, овеянной духом романтики, высокого художественного слова: «В возрасте трех-четырех лет от роду я очень любил слушать рассказы стариков. Так я узнал, что мой прадед был другом Рембо... а моя мама - племянницей Шарля Кроса, поэта и изобретателя фонографа и цветной фотографии»141. Ш. Кроса сюрреалисты почитали как своего вдохновителя. Его сборник стихов «Шкатулка из сандала» был высоко оценен П. Верленом: «bijou tour a tour delicat, barbare, bizarre, riche et simple»142 (драгоценность то деликатная, то варварская и странная, то богатая и простая). Брат Шарля Кроса - Антуан был врачом и писателем, который перевел «Прометея» Эсхила. Он состоял в группе зютистов вместе с П. Верленом и А. Рембо. А. Крое был третьим и последним королем Арокании, государства на юге Чили. В Бразилии его прапрадед Одорико де Мендез был не только крупным республиканцем и другом императора дона Педро, а также писателем, которого помнят в Бразилии как переводчика на португальский Гомера и Вергилия. Во Фландрии М. Дрюон связан кровными узами с Адольфом Самюэлем, бельгийским музыкантом и директором консерватории в Генте, оставившим миру семь симфоний и ораторию о Христе. П. Валери-Радо, в ответной речи на избрание М. Дрюона во Французскую Академию, отмечает, что предков писателя можно встретить как в Бразилии, в Нарбонезии, во Фландрии, так и на Урале.
История в ранних произведениях М. Дрюона («Мегаре», «Божественный Александр», «Мемуары Зевса», «Последняя бригада», «Конец людей»)
Увлечение античностью и тяга к познанию личности, которая появилась у М. Дрюона благодаря Л. Н. Толстому, способствовали написанию его произведений на античную тематику в период с 1940 по 1963 годы: драма «Мегаре» (Megaree, 1942), романы «Божественный Александр» (Alexandre le Grand ou roman d un dieu, 1958) и «Мемуары Зевса» (Memoires de Zeus, 1963), где центральное место занимает проблема личности, причем личности, в чьих руках сосредоточена власть и от которой зависят судьбы других людей: «Меня всегда привлекали мифы. Я хочу сказать индивидуумы, натура которых и их судьба приобретали бы вид мифа, образца, символа»240. Названные произведения интересны еще и тем, что в них автор избирает особую форму организации текста - эпиграфы, ссылки на исторические источники, прологи, послесловия, написанные в виде авторских отступлений и размышлений - все это становится своеобразной визитной карточкой автора.
С 1940-х годов писатель сознательно следует за Л. Н. Толстым в своем восприятии проблемы «человек и война».
В 1942 году М. Дрюон написал героико-патриотическую драму «Мегаре», которая была поставлена в театре Монте-Карло. Об истории создания драмы М. Дрюон пишет: «La premiere chose que j achevai, се fat Megaree. En cherchant des materiaux pour une Antigone que je projetais, je tombai dans Euripide sur cent vers jamais exploites, et qui m ont conduit a ecrire a propos de се fils de Creon, cette anti-Antigone»24 (Первую вещь, которую я закончил, была драма «Мегаре». В поисках материала для «Антигоны», которую задумал создать, я погрузился в Еврипида, в сто ранее неисследованных стихов, которые привели меня к желанию написать о сыне Креона, этакую анти-Антигону). В центр драматического конфликта М. Дрюон ставит соотношение понятий долг - родина - предательство. Главный герой Мегаре мечтает о подвиге ради личной славы. Однако Мегаре совершает реальный подвиг во имя родного города. Во многом под влиянием переживаемых военных событий М. Дрюон в произведении выводит определение героя: «Un heros c est un mort qui n a pas ete tue par hasard. C est celui qui s est jete sous les roues d un char pour en coincer l essieu avec son bouclier, c est celui qui s est precipite dans le vide pour bousculer une echelle avec sa charge d assaillants ; c est celui qui n a pas pese sa vie au moment de la donner, celui qui a tout oublie, le bonheur, la souffrance, la joie, qui a meme oublie pourquoi il voulait vaincre, qui ne pluis qu une chose: vaincre!» (Герой - это тот погибший, кто был убит не случайно. Это тот, кто бросился под колеса телеги, чтобы втиснуть ось своим щитом, это тот, который устремился в пустоту, чтобы столкнуть лестницу с врагами; это тот, кто забывает о своей жизни, отдавая ее, тот, кто забывает все, счастье, страдание, радость, который забывает даже, почему он хотел победить, у которого лишь одна цель: победить!).
В античном сюжете зрители узнавали события во Франции, а в осажденных аргосцами Фивах - родной Париж. Юному автору удалось не только воскресить сюжет античной истории, отражая в нем современные события, но и призвать к борьбе с врагами. Неслучайно Э. Н. Максимов в автореферате диссертации «Творческий путь Мориса Дрюона» (1965) указывал на особый пафос активной борьбы с захватчиками и противопоставлял жизнеутверждающую трагедию М. Дрюона .