Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Ценностно-смысловая трансформация христианских мотивов в произведениях Ивлина Во, Джона Фаулза и Курта Воннегута Татарникова Людмила Робертовна

Ценностно-смысловая трансформация христианских мотивов в произведениях Ивлина Во, Джона Фаулза и Курта Воннегута
<
Ценностно-смысловая трансформация христианских мотивов в произведениях Ивлина Во, Джона Фаулза и Курта Воннегута Ценностно-смысловая трансформация христианских мотивов в произведениях Ивлина Во, Джона Фаулза и Курта Воннегута Ценностно-смысловая трансформация христианских мотивов в произведениях Ивлина Во, Джона Фаулза и Курта Воннегута Ценностно-смысловая трансформация христианских мотивов в произведениях Ивлина Во, Джона Фаулза и Курта Воннегута Ценностно-смысловая трансформация христианских мотивов в произведениях Ивлина Во, Джона Фаулза и Курта Воннегута Ценностно-смысловая трансформация христианских мотивов в произведениях Ивлина Во, Джона Фаулза и Курта Воннегута Ценностно-смысловая трансформация христианских мотивов в произведениях Ивлина Во, Джона Фаулза и Курта Воннегута Ценностно-смысловая трансформация христианских мотивов в произведениях Ивлина Во, Джона Фаулза и Курта Воннегута Ценностно-смысловая трансформация христианских мотивов в произведениях Ивлина Во, Джона Фаулза и Курта Воннегута
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Татарникова Людмила Робертовна. Ценностно-смысловая трансформация христианских мотивов в произведениях Ивлина Во, Джона Фаулза и Курта Воннегута : Дис. ... канд. филол. наук : 10.01.03 Чита, 2006 177 с. РГБ ОД, 61:06-10/509

Содержание к диссертации

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1 ЛИТЕРАТУРНЫЕ И ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ХРИСТИАНСКИХ МОТИВОВ В ЛИТЕРАТУРЕ И ОСОБЕННОСТИ ИХ СОВРЕМЕННОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ

1.1 Этапы взаимодействия религии и литературы. Литература и религия в Средние века 19

1.2 Взаимодействие религии и литературы в 20 веке 38

ГЛАВА 2 ХРИСТИАНСИКЕ МОТИВЫ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ МИРЕ ИВЛИНА ВО, ДЖОНА ФАУЛЗА И КУРТА ВОННЕГУТА

2.1 Смерть бога и проблема духа и плоти в романах «Синяя Борода» Курта Воннегута и «Мерзкая плоть» Ивлина Во 52

2.2 Верность как рыцарско-христианская категория: нарушение верности и проблема искупления греха в произведениях «Элидюк» Джона Фаулза и «Возвращение в Брайдсхед» Ивлина Во 72

2.3 Христианское милосердие: инверсия евангельской притчи о добром самарянине в романах «Подруга французского лейтенанта» Джона Фаулза, «Дай вам Бог здоровья, мистер Розуотер» Курта Воннетута, «Возвращение в Брайдсхед» Ивлина Во 82

ГЛАВА 3 ИЗОБРАЖЕНИЕ РАЯ И АДА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ КУРТА ВОННЕГУТА И ИВЛИНА ВО

3.1 Образы рая и ада в романах «Сирены Титана», «Дай вам Бог здоровья. Мистер Розуотер» и «Бойня номер пять» Курта Воннегута: смещение ценностно-пространственных ориентиров 99

3.2 Образ потерянного рая в «Возвращении в Брайдсхед» Ивлина Во 120

3.3 Образы Христа и распятия в произведениях Курта Воннегута, Ивлина Во и Джона Фаулза 135

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 155

БИБЛИОГРАФИЯ 161 

Введение к работе

Двадцатый век является одним из наиболее противоречивых периодов в истории человечества. С одной стороны, это эпоха научного, технического, интеллектуального прогресса, небывалого прорыва во всех областях человеческой деятельности. С другой стороны, двадцатый век был веком глубокого духовного кризиса, переоценки традиционных ценностей и ломки издавна устоявшихся в сознании человека представлений о добре и зле.

Одной из причин этого кризиса является, в том числе, и изменение отношения к христианскому вероучению, что и было констатировано Ф. Ницше в 1880-е годы в известной формуле «смерти Бога». «Понятие «Бог» было до сих пор сильнейшим возражением против существования... Мы отрицаем Бога, мы отрицаем ответственность в Боге: этим впервые спасаем мы мир».[ Это высказывание немецкого философа, отражающее характерный для нашей эпохи кризис веры, по сей день вызывает дебаты среди философов, теологов, культурологов. Кризис веры, имевший место как на Западе, так и в России, несмотря на разнообразие причин и последствий этого кризиса, оказал влияние на многие области человеческой деятельности, включая и литературное творчество. Однако нельзя забывать, что, по словам Томаса Манна, «... Христианство ... является одним из двух устоев, на которых зиждется западная цивилизация; второй - античное Средиземноморье .... В такие тревожные времена, как наше... всякий сколько-нибудь вдумчивый и духовно свободный человек, не только несущийся по воле своего века, испытывает потребность вновь поразмыслить о непреложных основах, вновь их осознать и отстаивать. Критика, которой наш век подвергает христианскую мораль (не говоря уже о догме и мифологии), поправки, вносимые в нее соответственно современному жизнеощущению, как бы далеко они не заходили, как бы значительно они ее не преобразовывали, все же касаются лишь поверхности. Сокровенных глубин - всего того, что созидает, определяет и связует, христианской культуры людей Запада, того, что однажды будучи обретено, уже не может быть утрачено, - они не затрагивают». 2

Трудно найти литературное произведение за последние две тысячи лет, где полностью отсутствует тема религии, веры, Бога. Множество вариаций этой темы - христианские образы, символы, аллюзии, ассоциации, философские размышления о Боге и дьяволе встречаются в произведениях авторов разных эпох, различных жанров, направлений и стилей.

Настоящая работа посвящена проблеме интерпретации христианских мотивов в английской и американской литературе на материале творчества крупнейших художников 20 века - Курта Воннегута (род. в 1922 г.), Ивлина Во (1903 - 1966) и Джона Фаулза (1926 - 2005). Обращение к этим авторам, их сопоставление обусловлены несколькими факторами. Во-первых, как и многие другие большие художники 20 века, И. Во, Д. Фаулз и К. Воннегут не могли в своем творчестве избегнуть темы христианства, причем их обращение к этой теме носит далеко неоднозначный характер, нарушает сложившиеся стереотипы восприятия религиозных идей и ценностей, что отвечает характерной для прошлого века тенденции ценностно-смысловой трансформации традиционных образов и сюжетов христианской истории. Во-вторых, каждому из них удалось сочетать в своем творчестве непреходящий интерес к христианству как фактору общественного сознания со своеобразной индивидуальной авторской интерпретацией религиозной идеи.

Творчество каждого из этих художников является определенной вехой как в истории английской и американской литератур, так и в истории литературы 20 века, за каждым укрепился определенный стереотип критического и читательского восприятия.

Отношение к католицизму Ивлина Во всегда было одним из самых важных аспектов исследования его мировоззрения и творчества. Имя Джона Фаулза прочно связано с эстетикой постмодернизма, по своей сути чуждого

2 Мани Т. Собрание сочинений в 10 томах. М.: «Художественная литература», 1961 — т. 10, с.212 христианству. За Куртом Воннегутом столь же прочно закрепилась репутация представителя литературы абсурда, с одной стороны, и фантаста, с другой.

Христианская идея неисчерпаема, но в то же время существует определенный круг идей, образов и сюжетов, которые обретают новое звучание в индивидуальной авторской интерпретации. На наш взгляд, представляет особый исследовательский интерес функционирование одних и тех же «вечных» мотивов именно в произведениях писателей с несхожим, даже противоположным мировоззрением и отношением к религии, но объединенных характером эпохи, в которую им довелось жить и творить. Характерная же примета западной культуры в период между двумя мировыми войнами и особенно после второй мировой войны - изменение канонических представлений о роли религии в общественной жизни, а также активная трансформация восприятия образов христианской истории в литературе и искусстве.

При рассмотрении использования мотивов христианства Ивлином Во, Джоном Фаулзом и Куртом Воннегутом, нам представляется возможным установить определенные закономерности этой трансформации и выявить ее специфические черты. В.Е. Хализев отмечает: «В изменившейся культурно-исторической ситуации, когда обрядово-регламентирующее начало стало сводиться к минимуму, пробрело актуальность (это особенно стало просматриваться в 20 в.) другое значение термина «традиция», под которой стали разуметь инициативное и творческое (активно-избирательное и обогащающее) наследование культурного (и, в частности, словесно-художественного) опыта, которое предполагает достраивание ценностей, составляющих достояние общества, народа, человечества».

«Достраивание ценностей» христианства в литературном произведении происходит благодаря индивидуальной авторской интерпретации, в свою очередь обусловленной мировоззрением и творческим методом писателя. В тесном взаимодействии с авторской интерпретацией находится интерпретация читателя, которая считается одним из основных инструментов герменевтики - теории интерпретации текста и науки о понимании смысла произведения. «Главное в герменевтической интерпретации не только историческая реконструкция литературного текста и последовательное усреднение нашего исторического контекста с контекстом литературного произведения, но и расширение осведомленности читателя, помощь в его более глубоком понимании себя». 4 Как явствует из определения герменевтической интерпретации, осознание системы ценностей эпохи, в которую создавалось произведение, помогает оценить это произведение во всем его своеобразии, с учетом общих и специфических черт.

Мы считаем целесообразным обращение к известным именам, заслуженно причисляемым к классикам мировой литературы, так как именно в творчестве крупного художника с наибольшей силой прослеживаются многие универсальные черты, характерные для литературного процесса эпохи в целом. Читателю при этом предоставляется возможность для более глубокого эмоционального и эстетического отклика, более отчетливого понимания самого себя.

Творчество Курта Воннегута, Ивлина Во и Джона Фаулза отражено в накопленной за несколько десятилетий обширной критике как в зарубежном, так и в отечественном литературоведении. Им посвящено множество монографий, статей в различных сборниках, публикаций в учебных пособиях и прессе. На наш взгляд, высокая степень изученности привела к тому, что образовались определенные клише в восприятии и интерпретации их произведений, что всегда бывает в отношении классики, к которой, бесспорно, принадлежат творения Воннегута, Во и Фаулза. Между тем, назначение классики в том и состоит, чтобы, даже находясь вне современности читателей, помогать им понять самих себя в широкой перспективе культурной жизни - как живущих в большом историческом времени, составлять повод и стимул для диалога между разными культурами и эпохами. Настоящая попытка нового прочтения широко известных авторов стала возможной, благодаря развитию некоторых направлений в литературоведческой науке последних десятилетий.

В последнее время в литературоведении появилась, а точнее возродилась, тенденция исследования мотивов христианства в художественной литературе, усилился интерес к влиянию христианства на литературу и культуру, в частности, англо-американскую и западноевропейскую. Важность и актуальность проблемы нашли отражение в материалах конференции Общества по изучению культуры и литературы США «Христианство и американская культура», которая состоялась в декабре 2000 года в Москве (МГУ), а также ряде монографий и диссертаций последних лет.

Заслуживают внимания также работы, выполненные на кафедре зарубежной литературы КубГУ (Краснодар). Так, В.И. Солодовник в книге «История литературы США: нравственный идеал через века» освещает проблемы истории американской духовности, эволюции нравственного идеала в религиозной и литературной классике 17 - 19-го веков, влияния пуританского мышления на формирование американской нации и литературы. Л.Н. Татаринова в работах «Христианский подтекст в литературе Европы и США XX века» и «Инверсия новозаветных текстов в европейской литературе XX века» исследует отношение к христианскому учению и влияние этого учения на эволюцию взглядов, особенности творческого метода таких авторов, как У. Фолкнер, Д. Апдайк, Т.С. Элиот, Д. Гарднер, Ф. Кафка, Ж. - П. Сартр, А. Камю, Д. Джойс. А.В. Татаринов в учебном пособии для студентов гуманитарных факультетов «Библейский сюжет и его становление в литературном процессе (Средние века и Возрождение)» определяет роль и место изучения взаимодействия христианства и литературы в учебном процессе. Он формулирует эту задачу как «введение в библеистику и рассмотрение литературы Сред них веков и Возрождения как художественной реализации христианской идеи».5

Что касается зарубежной критики, особого внимания, на наш взгляд, заслуживает существующая в англо - американском литературоведении дисциплина «Религия и литература» (Religion and Literature), большую роль в становлении которой сыграли работы Томаса Стернза Элиота «Религия и литература» («Religion and Literature», 1935) и «Идея христианского общества» («The Idea of a Christian Society», 1939). Основной задачей «Религии и литературы» является, во-первых, исследование функционирования христианской образности в литературном произведении; христианская образность при этом понимается как неотъемлемый элемент произведения даже в эпоху безверия и морального релятивизма, каким в большой степени являлся 20 век. Во-вторых, «Религия и литература» предлагает методологию критики и анализа литературного произведения, непременным условием считая его рассмотрение не просто с точки зрения исследователя или читателя, а христианина или, по крайней мере, человека, воспитанного на ценностях христианской цивилизации.

Положения «Религии и литературы» нашли свое продолжение и развитие в исследованиях многих английских и американских критиков.

Интерес к учению Христа не иссякает, и литература 20 - го века вновь и вновь возвращается к теме христианства, а писатели в очередной раз по -своему переосмысляют и перерабатывают библейские и евангельские темы. Это явление не случайное, оно органически вписывается в длительную традицию, восходящую еще к средним векам, и всегда будет привлекать пристальное внимание ученых. Особенность литературной интерпретации христианских мотивов и ее достоинство в том, что она всегда имеет глубоко личный, индивидуальный характер. Религиозная традиция и поэтическое мироощущение находятся во взаимодействии, дополняя и обогащая друг друга, производят такой эффект на читательское сознание и восприятие, какой не могут произвести по отдельности. Во второй половине 20 века доминирующей становится писательская установка на глубину читательского проникновения в сложные и противоречивые пласты действительности, на диалогичность в противовес монологичности. Это относится и к интерпретации христианской тематики, что обусловливает актуальность настоящей работы.

Новизна данного исследования заключается в том, что, несмотря на высокую степень изученности художественного наследия К.Воннегута, И.Во, Д. Фаулза, до настоящего времени отсутствует концептуальный подход в оценке использования ими мотивов христианской религии в изменившейся культурно-исторической ситуации нашего времени. Представляет исследовательский интерес выявление общей для столь несхожих авторов, как Ивлин Во, Джон Фаулз и Курт Воннегут, проблематики, которая нашла отражение в использовании ими христианских мотивов, а также различие в ее интерпретациях в зависимости от мировоззрения и творческого метода писателя. Кроме того, настоящая работа является первой попыткой сопоставления творчества данных авторов, причем в основу сопоставления положено не сходство мировоззрения и мироощущения или принадлежность к одному литературному течению, а их различие. Исследование способов функционирования христианских мотивов в произведениях разных авторов, различных жанров, стилей и направлений позволяет, на наш взгляд, выявить некоторые универсальные тенденции во взаимоотношениях религии и литературы в современную эпоху.

В данном контексте нам представляется возможным выявление некоторых типологических схождений, имеющих закономерный характер и объясняющих возможность появления параллельных мотивов и тем в творчестве авторов, не связанных общностью литературного направления или течения, но связанных с тенденцией эпохи. По определению В.М. Жирмунского, «историко-типологическими аналогиями, или схождениями, могут быть названы черты сходства, более общего или более специального, при отсутствии непосредственного взаимодействия или контакта».7 Объяснение типологических схождений лежит в характере литературного процесса, поскольку литература, как и искусство в целом, является «образным подобием действительности и представляет значительные аналогии у разных народов на одинаковых ступенях общественного развития».8 Сходство литературных фактов может проявляться как в области международных литературных связей, так и в творчестве авторов одной страны, как при очевидности литературных связей и влияний, так и при отсутствии прямого контакта.

Христианство, являясь одной из мировых религий, а также фактором, обусловившим экономическое, политическое, культурное развитие стран Запада, является и фактором, вызывающим сходные тенденции общественного и литературного развития в определенную историческую эпоху. Изменение отношения к религии, кризис веры в морально- этические ценности, корнями уходящие в христианство, также является универсальной тенденцией, определяющей характер 20 века, и также предполагает сходные черты в литературном процессе эпохи.

Использование мотивов христианства Куртом Воннегутом не подвергалось до настоящего времени специальному исследованию. Более того, у критиков сложилось устойчивое мнение, что Воннегут и христианство почти несовместимы, что отношение Воннегута к христианству не серьезно и даже негативно. Только в последние годы появился ряд работ, посвященных творчеству Воннегута, в которых указывается роль и значение христианства в его мировоззрении. Так, СВ. Моташкова в диссертации на соискание ученой степени доктора филологических наук пишет, что значительное место в художественном мире Воннегута занимает религия; а «Библия -важнейший элемент мировоззрения и художественного мышления автора».9

Говоря о роли христианства в творчестве Воннегута, Ю.В. Дуров считает, что «автор отмечает безусловно позитивное начало христианства - его призыв к всеобщей любви. Но Воннегут полагает, что эта религия оказалась неспособной предотвратить чудовищные преступления XX века».10 Однако характер поставленных в этих работах задач не предполагает подробного анализа использования Воннегутом христианских мотивов и аллюзий.

В целом, в отечественном литературоведении, при анализе произведений Воннегута, акцент делался на изучение социальных мотивов в его творчестве, критику им обесчеловечной, бездушной реальности мира и Америки 60 - 80 годов 20 века, критику, как отмечает A.M. Зверев, «... очень последовательную и серьезную, пусть она скрыта за комедийными приемами, расцвечена юмором, который, впрочем, уместнее назвать висельным, чем беспечным».11

Отечественные ученые-американисты всегда понимали, что творчество Воннегута не укладывается в рамки какого-либо определенного жанра или направления, что он обладает уникальным, ни на кого не похожим видением реальности и даром эту реальность отображать, не сообразуясь ни с какими правилами и нормами. В исследование творчества Воннегута внесли вклад такие видные американисты, как Т.Н. Денисова, Д.В. Затонский, A.M. Зверев, Г.П. Злобин, СВ. Моташкова, А.С. Мулярчик.

В зарубежной критике особого внимания заслуживают работы Дж. Клинковица, Дж. Лундквиста, Дж. Тилтона, Ч. Харриса. Одним из наиболее значительных исследований является мнография Дж. Лундквиста «Курт Воннегут». Работа интересна тем, что в ней автор подробно анализирует истоки мировоззрения и мироощущения Воннегута, рассматривает комизм, или «космическую иронию», как основополагающую черту творческого метода писателя, останавливается на роли научной фантастики в творчестве Воннегута. Дж. Лундквист также затрагивает обращение Воннегута к теме христианства, отмечая, что существует множество параллелей между образами героя «Бойни номер пять» Билли Пилиг 1 "Xрима и Иисуса Христа. По мнению этого критика, истоки сложного, часто противоречивого отношения к христианству следует искать, прежде всего, в биографии писателя, в негативном отношении к религии его родителей. Христианство навсегда осталось для Воннегута одной из самых привлекательных идей, выработанных человечеством в процессе развития, однако идеей «неправильно» понятой людьми, которые используют религию в корыстных интересах, для манипулирования друг другом и достижения собственных целей. Отсюда - неприятие Воннегутом любой «организованной» религии, индивидуальные, глубоко личные отношения с Богом, часто на грани бунта.

При систематизации многочисленных критических работ, посвященных Ивлину Во, просматриваются две основных тенденции в оценке его творчества. Первая тенденция связана с попыткой истолковать его произведения с позиций католицизма; она представлена работами исследователей - католиков А. Де Витиса, С. Александера, К. Нотта ,4. Другая тенденция, «некатолическая», включает в себя работы Дж. Каренса, Р. Дойла, М. Брэдбери, Э. Уилсона. 15 Следует отметить большой вклад в популяризацию и исследова ниє творчества Ивлина Во отечественных литературоведов Г.А. Анджапаридзе, Е.Ю. Гениевой, В.В. Ивашевой, И. Левидовой.

Католицизм Ивлина Во всегда оставался в центре внимания исследователей его творчества, как явление далеко неоднозначное, и вызывал столь же неоднозначные оценки как католических, так и некатолических критиков. Писатель обратился к католицизму в 1930 году, и с тех пор исследователи пытались найти объяснение этому шагу. Так, И. Левидова считает, что в религии Во стремился найти ответы на непростые вопросы, которые задавала действительность эпохи кризиса британской имперской идеологии, предвоенная и послевоенная реальность. «По натуре и складу ума абсолютно чуждый мистическим настроениям и экстазу, писатель принял догматы римской католической церкви как некий незыблемый оплот в хаосе и безумии современного мира. Церковь была для него, прежде всего, идеей порядка в дебрях человеческих страстей и социальных катастроф - больших и малых». 16 Отмечаются и более личные причины обращения Ивлина Во к вере; несмотря на то, что сам он отрицал это, факт измены жены и развод явились одним из толчков к принятию религии. 17

Отмечая противоречивый характер личности писателя и его мировоззрения, В.В. Ивашева пишет: «И. Во в 1930 году принял католичество. Созрев как писатель еще до войны, он вступал в противоречие в своих книгах с теми взглядами, которые декларировал. Так, объявляя о приверженности к католицизму, он в своих романах прямо или косвенно (через близких ему героев) выступал как скептик, агностик и нигилист; в романе «Снова в Брайдсхеде» Рейдер - во многом второе «я» автора - прямо говорит о своем агностицизме». 8

Один из наиболее известных критиков-католиков А. Де Витис, напротив, считает, что «Возвращение в Брайдсхед», как и обращение писателя в католичество, показывает возможность возврата через «опустошенную землю» к Богу, что вера в Бога - наиболее логичный ответ на современные проблемы».19 Интересно, что католические критики не были единодушны в оценке этого произведения. В то время как А. Де Витис однозначно считает роман «апологетичным», обозрение «Католический мир», признавая в нем достоинства как значительного произведения искусства, делает оговорку: «... читатель встретится с резкой критикой людей, преданных католицизму».

Среди исследований творчества И. Во последних лет следует отметить диссертацию Т. П. Сазоновой «Парадокс в творчестве Ивлина Во» (1997), в которой автор находит примечательные параллели между «Пригоршней праха» Во и «Бесплодной землей» Т.С. Элиота. В этих произведениях оба художника обращаются к образу Иисуса и мотиву «смерти Бога», потери истинной веры в современном мире, их этические и эстетические убеждения сближаются в оценке западной действительности периода между мировыми войнами вследствие секуляризации переживающего крушение нравственных ценностей.

Характер обращения к образам и сюжетам христианства в произведениях другого корифея английской литературы 20 века, Джона Фаулза, во многом определяется взаимодействием в его творчестве двух различных тенденций. Одна из них опирается на традицию, исторически обусловленную систему ценностей, включающую в себя и морально-этические нормы христианства. Другая традиция связана с зародившимся в 20 веке постмодернизмом и имеет дело с «релятивизмом, полифонией, многозначными символами и хаотичностью мышления, маскирующимися за филологической и гуманитарной образованностью, противопоставляемой технократической культуре». Постмодернизм как модель осмысления действительности сложился в условиях глобального мировоззренческого кризиса, в результате которого господствующим признаком культуры оказывается эклектизм, часто приводящий к отсутствию каких - либо твердых религиозных и моральных стандартов. Идея существования Бога становится проблематичной, религиозные ценности, наряду с другими ценностями, оказываются объектом постмодернистской игры.

При анализе мировоззрения и творчества Фаулза как зарубежные, так и отечественные исследователи сходятся в отношении писателя к религии и церкви, как препятствующих раскрытию человеческой личности.

По мнению английского критика К. Мак Суинни, для Фаулза «потеря веры обоснована и даже желательна, так как ведет к свободе, а свобода не мыслима от освобождения от религии».

Американский исследователь В. Палмер полагает, что в «Аристосе» Фаулз анализирует с рационалистической точки зрения причины исчезновения Бога и возлагает вину за это исчезновение на саму церковь, окружившую фундаментальную тайну существования Бога «псевдо - тайнами» , не имеющими отношения к истине. «Обезбоженный» (godless) характер мира, в котором живет человек в произведениях Фаулза, как и характер мировоззрения человека двадцатого века, отмечает известный литературовед М. Брэдбери. 24

В.В. Ивашева, которая одной из первых в отечественной англистике выступила с анализом творчества Фаулза, замечает, что часто произведения Фаулза, например, новелла «Элидюк», содержат «... критику церкви - ее доктрины и служителей». Весьма категорично об отношении писателя к христианству отзывается Л.Н. Татаринова, которая считает, что «В художественном мире Фаулза торжествует некая равнодушная, а скорее даже злая, разрушительная сила -не Бог и не дьявол (но скорее дьявол, чем Бог). ...Фаулз, как и Мердок, во многом близок «массовой культуре» в ее современном варианте - с неизменным философствованием, мифологией, мистикой, неоднозначностью образов и оценок.

Во второй половине XX века постмодернизм и «массовая культура» сближаются и, прежде всего, в своем религиозном нигилизме и моральном релятивизме (курсив автора). Л.Н. Татаринова верно подмечает характерную для рубежа веков установку на «омассовление» культуры и литературы, влияния которой не может избежать даже крупный и талантливый художник.

Исследователи творчества Воннегута, Во и Фаулза, как зарубежные, так и отечественные, признают, с разной степенью заинтересованности, существование христианских образов и идей в их произведениях. Однако, как отмечалось выше, постоянное, на протяжении всего творческого пути, обращение указанных авторов к образам и идеям христианской религии не подвергалось, на наш взгляд, систематическому исследованию. Критиков интересует личное отношение последних к религии, церкви, священникам, верующим, что, безусловно, важно для понимания их мировоззрения, однако не дает исчерпывающего представления о последствиях этого отношения - роли и месте христианства как полнозначной составляющей в структуре произведения.

Включение христианской тематики в столь различные по жанру и художественным особенностям произведения К. Воннегута, И. Во и Д. Фаулза позволяет выявить как универсальные, так и индивидуальные особенности ее применения и воздействия на читательское сознание.

Цель настоящего исследования: рассмотреть на примере сравнения и сопоставления произведений крупнейших художников 20 века - К. Воннегута, И. Во и Д. Фаулза — особенности интерпретации христианских мотивов в аспекте их ценностно-смысловой трансформации в зависимости от мировоззрения и творческого метода авторов.

Цель конкретизируется в следующих задачах:

- проанализировать происхождение традиции литературной обработки христианских мотивов, ярким воплощением которой явился средневековый рыцарский роман;

- рассмотреть особенности трактовки христианских мотивов в современной культурной ситуации, характерной приметой которой является постмодернизм, предполагающий моральный релятивизм и отсутствие твердых религиозных убеждений;

- на основе изучения и сопоставления произведений К. Воннегута, И. Во, Д. Фаулза разных лет и принадлежащих к разным жанрам, содержащих обращение к теме христианства, выявить некоторые типологические схождения в интерпретации христианских мотивов, характерных для западной культуры и литературы;

- рассмотреть различия в трактовке этих мотивов, обусловленные спецификой мировоззрения и мироощущения авторов;

- раскрыть механизмы функционирования традиционных христианских культурных мифологем в условиях ценностно-смысловой трансформации религиозных образов, реализуемых с помощью таких художественных средств как ирония, стилизация на грани пародии, смысловая инверсия, интертексту альность;

- установить определенные модели отношения современного писателя к теме христианства и отображения этой темы в литературном произведении.

В соответствии с характером поставленных в диссертации задач были использованы историко-литературный, историко-биографический, сравни тельно-сопоставительный, структурно-типологический методы и метод лингвистического наблюдения и описания.

Практическая значимость работы заключается в том, что содержание и выводы могут быть использованы в преподавании вузовских лекционных курсов по истории английской и американской литературы, а также спецсеминара по взаимодействию религии и литературы.

Теоретическую и методологическую основу исследования составляют труды отечественных и зарубежных ученых: С.С. Аверинцева, М.М. Бахтина, А.С. Ващенко, Т.В. Воронченко, В. М. Жирмунского, Е. М. Меле-тинского, В.В. Ивашевой, А. С. Мулярчика, Л.Н. Татариновой, М. Брэдбери, Д. Джаспера, Дж. Каренса, А. Де Витиса, Дж. Лундквиста.

Структура работы. Данное исследование состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка. В главе первой рассматриваются литературные и историко-культурные предпосылки возникновения христианской тематики в литературе. Особый интерес в этом отношении представляет средневековый рыцарский роман, в котором был обозначен грядущий конфликт между требованиями христианского долга, налагающего морально - этические ограничения, и личными устремлениями героя. Крайние проявления этого конфликта с особенной силой раскрылись в 20 веке, усиленные такими явлениями культурного контекста эпохи, как постмодернизм и мультикультурализм. Вторая глава посвящена исследованию функционирования христианских мотивов в произведениях Ивлина Во, Джона Фаулза и Курта Воннегута в зависимости от специфики творческой индивидуальности автора. В главе третьей рассматриваются особенности изображения ключевых для христианства объектов: рая и ада. В заключении подводятся итоги исследования, устанавливаются черты сходства и различия в трактовке христианских мотивов писателями с различными творческими методами, с несхожим, а то и противоположным мировоззрением и мироощущением. 

Похожие диссертации на Ценностно-смысловая трансформация христианских мотивов в произведениях Ивлина Во, Джона Фаулза и Курта Воннегута