Содержание к диссертации
Введение
Глава I Специфика творческой самореализации студенческой молодежи
1.1 Методологические подходы к исследованию творческой самореализации студенческой молодежи 16
1.2 Основания типологии творческой самореализации студенческой молодежи 40
Глава II Творческая самореализация как условие эффективной социальной адаптации студенческой молодежи
2.1 Влияние творчества на ценностные установки и мотивацию самореализации студенческой молодежи 65
2.2 Социальная адаптация студенческой молодежи в контексте ее творческой самореализации 95
Заключение 125
Список используемой литературы 132
Приложение 1.
Приложение 2.
Приложение 3.
- Методологические подходы к исследованию творческой самореализации студенческой молодежи
- Основания типологии творческой самореализации студенческой молодежи
- Влияние творчества на ценностные установки и мотивацию самореализации студенческой молодежи
- Социальная адаптация студенческой молодежи в контексте ее творческой самореализации
Введение к работе
Современное состояние российского общества помимо внутренних причин обусловлено включением страны в мировой процесс модернизации, который в экономически развитых обществах характеризуется движением от индустриализма к постиндустриализму; в развивающихся (к каким принадлежит наше Отечество) - от индустриального к постиндустриальному состоянию. В рамках этой концепции модернизация рассматривается как доминирующая глобальная тенденция, складывающаяся за счет культурной диффузии социально-экономических и культурных образцов поведения индивидов не только в сфере организации и управления производством, но и в целом в смыслосодержании деятельности личности.
Актуализация творческого процесса социальной адаптации приводит к обнаружению несоответствия происходящих в обществе и культуре изменений с личностными чертами и свойствами индивидов; необходимости приспособления исторически исчерпавшей себя модели социализации к освоению молодежью инновационного информационного пространства и социального статуса, детерминированного качественно иными ценностями, мировоззренческими установками и сугубо индивидуализированной мотивацией. Таким образом, актуальность исследования обоснована сложностью и неоднозначностью современного общественно-политического процесса, с остротой поставившего перед всем российским сообществом глобальную проблему адаптации в кризисном положении ведущих звеньев экономики, социально-политической и духовных сфер жизнедеятельности людей. Самоидентификация и самореализация студенческой молодежи осуществляется при динамизации ее личностного потенциала. Вызвано данное обстоятельство как назревшей внешней необходимостью, так и внутренней индивидуальной потребностью в социальной переориентации.
Остро ставшая перед наукой проблема переосмысления значения и места творчества как фактора развития личности, связана с обращением к нравственно-духовной сфере и поисками результативного механизма осознанной
адаптации студенческой молодежи к социокультурной среде. Актуальность разработки избранной темы исследования вызвана и дискредитацией традиционно - классических методов обучения, воспитания, развития личности.
Творчество в контексте социальной адаптации предполагает не только способность личности к выживанию в существующих и предполагаемых обстоятельствах при условии приспособления к ним без утраты имеющегося потенциала, но и осознанность ею самоидентификации на уровне общественной пользы. Поэтому на современном этапе трансформационных изменений, базирующихся на поведении и действиях больших социальных общностей, очевидна необходимость изучения и систематизации разобщенного многообразия положений, форм и методов психологической индивидуальной (коллективной) адаптации, которые сформировались в последние годы и находят отражение в теориях общественных наук.
Главная мысль аналитической константы исследования, которая рассматривается в диссертации, основывается на социальном аспекте противоречия между объективной потребностью реализации эффективных методов адаптации студенческой молодежи в современном общественно-экономическом и социально-политическом пространстве и крайне недостаточным учетом ее коллективно-индивидуального творчества, с одной стороны, как социокультурного явления; с другой - как результата процесса объединения и взаимодействия личностно-уникального и социально-нормативного.
Степень научной разработанности проблемы. Творчество и процесс его формирования в научных исследованиях явление сравнительно не новое, но не в полной мере изученное. Обусловлено это не только сложностью научного анализа данного феномена, но и в определенной недооценке его обществом как социально необходимой формы эффективной самоактуализации и самореализации личности.
Творчество1 как имманентную сущность бытия раскрыли Платон, Аристотель, А. Блаженный; как творение людьми языка, искусств, философии, нравов, то есть, по существу, истории - Дж. Вико; как случайную комбинацию уже существующих элементов - Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк; как процесс, протекающий в сознании и оказывающий влияние на социальные структуры существования индивидов - Г.В. Лейбниц, И.Т. Гердер ;
И. Кант характеризовал творчество как способность создавать то, что может быть образцом для подражания; Ф.В. Шеллинг выделил творческую активность, которая сопутствует индивиду в течении всей жизни, обеспечивая непрерывность процесса самопознания и самоопределения; Г.В.Ф. Гегель творчество считал одним из путей осознания и выражения идеального; Б. Спиноза исследовал продуктивную составляющую деятельности, производящую вещи под воздействием «свободной необходимости». К Маркс и Ф. Энгельс представляли творчество как социокультурное явление, органически связанное с общественно-трудовой практикой: с одной стороны, это производство и реализация преобразующей сущности индивида; с другой - продуктивная основа предметного мира культуры и реальный базис всестороннего развития личности. Представители немецкой классической философии раскрыли творчество в аспекте познавательной и практической деятельности субъекта, который способен в творческой самореализации выйти за рамки имеющихся собственных социальных потенций.3
В работах российских мыслителей наметились два подхода к исследованию феномена «творчество»: В.Г. Белинский и А.И. Герцен рассматривали его как неотъемлемый элемент социальности субъекта и истории; Вл. Со-
Впервые в научный оборот понятие «творчество» ввел Платон, говоря о переходе из небытия в бытие и создании произведений искусства и ремесла. Платон. Пир. - М., 1991. - С.205.
2 Аристотель. Соч. в.4-х т. - М., 1975; Августин. О свободе выбора. // Человек. Мыслители прошлого и на
стоящего о его жизни, смерти и бессмертии. - М., 1991; Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечест
ва. - M., 1977; Киссель М.А. Джамбатиста В.- М.,1980; Лейбниц Г.В. Новые опыты о человеческом разуме.
- M., 1936; Нарский И.С. Западноевропейская философия XVII в. - M., 1974; Платон. Софист. - М., 1991;
Субботин А.Л. Фрэнсис Б. - М., 1974.
3 Гегель Г.В.Ф. Эстетика, т.1. - М., 1968; Кант И. Критика чистого разума. - М., 1965; Маркс К., Энгельс Ф.
Сочинения, т.46,4.1. - М., 1976; Спиноза Б. Избранные произведения, т.1. - М.,1957; Шеллинг М. Филосо
фия искусства. - М.,1998.
6 ловьев, Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков - как внутреннюю жизнь индивида, выходящую «за границы данного мира».1
С целью уточнения основных направлений и методологических принципов анализа творчества в контексте развития общества, автором проанализирована научная литература XX века, в том числе основополагающие концепции А. Ахиезера, П. Бергера, Т. Лукмана, Н. Моисеева, А. Панарина, Г. Пуш-каревой, В. Сергеева, П. Сорокина, П. Штомпки.
Отечественная наука имеет богатый опыт разработки проблем социального творчества с учетом философско-психологических схем анализа деятельности и описания ее главных компонентов (М.М. Бахтин, С.Л. Рубен-штейн, А.Н. Леонтьев); выделения сущности структуры и социальной роли творчества (Э.В. Ильенков, A.M. Коршунов, В.А. Лекторский); противопоставление двух сторон творческой деятельности, в частности: репродуктивного и продуктивного (В.Ф. Овчинников), интуитивного и дискурсивного (В.Ф. Асмус, П.В. Копнин, А.Н. Лук), рационального и иррационального (М.К. Мамардашвили).3
Работы Д.Б. Богоявленской, Л.П. Буевой, В.П. Зинченко, Б.М. Кедрова, К.С. Пигрова, И.И. Фурсина стали источником для выработки авторского подхода к творчеству как атрибутивному свойству профессиональной деятельности и ее субъекту как предпосылки и основания социального творче-
1 Белинский В.Г. П.С.С. - М., 1953-1959. - т. 10; Бердяев Н.А. Самопознание. Опыт философской автобио
графии. - М, 1994; Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. - М., 1989; Булгаков C.H. Соци
альная идея//От материализма к идеализму. Сб. статей (1896-1903). - СПб., 1903; Герцен А.И. Избранные
философские произведения. - М., 1946; Соловьев B.C. Оправдание добра. Нравственная философия. -М.,
1989.
2 Ахиезер А.С. От культурологического к социокультурному анализу инноваций в обществе// Вестник МГУ.
Серия 12. 1996.- №2; Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. - М., 1995; Моисеев
Н.Н. Алгоритмы развития (общества). - М., 1987; Панарин А.С. Философия политики. - М.,1994; Пушкарева
Г.В. Общество: механизмы функционирования и развития // Социально-политический журнал. 1998.- №1;
Сергеев В. Инновации, демократия и логика. - M., 1990; Сорокин П. Главные тенденции нашего времени. -
M.. 1993; Штомпка П. Социология социальных изменений. - М.,1996.
3 Асмус В.Ф. Астрономия и современная картина мира. - М.,1996; Бахтин М.М. Эстетика словесного творче
ства. 2-е изд. - М., 1986; Ильенков Э.В. Становление личности: к итогам научного эксперимен-
та//Коммунист. 1977. - № 2; Копнин П.В. Проблема диалектики как логика и теория познания. - М.,1982;
Коршунов A.M. Отражение, познание, творчество и социальное назначение. - М., 1982; Леонтьев А.Н. Дея
тельность. Сознание. Личность. - М.,1975; Лекторский В.А. Идеалы и реальность гуманизма.//Вопр. Фил.
1994. - №6; Мамардашвили М. Как я понимаю философию. - М., 1992; Овчинников В.Ф. Репродуктивная и
продуктивная деятельность как фактор творческого развития человека. - М.,1984; Рубенштейн С.Л. Основы
общей психологии в 2-х т. - М., 1989.
ства; концептуальные положения А.Д. Александрова, Н.С. Злобина, М.С. Кагана представили возможность соискателю определить методологические направления изучения творчества в качестве вида социальной деятельности в контексте ситуационного взаимодействия личности и общества; теоретические выводы Г.С. Батищева, Ф.Н. Иконниковой, М.Г. Ярошевского, касающиеся субъекта творчества, преобразующего внешний мир и самого себя, были использованы для разработки диссертантом базовой модели социальной адаптации в контексте творческой самореализации студентов.
Теоретические основы и ключевые принципы изучения социализации как разновидности адаптации, описанные родоначальниками функционализма - Т. Парсонсом, А. Бандурой и Б. Скинером; представителями генерационного подхода - В. Бенгстоном, Дж. Старсом, М. Брейком, К. Кенистоном, а также классиками теории систем в общественно-политической науке - Г. Алмондом, С. Вербой, Р. Саквой,2 послужили автору обоснованием для вывода о необходимости освоения студенческой молодежью инновационных образцов действий, способствующих переходу индивида и общества на более высокий социокультурный уровень.
Практическая сторона современной адаптации российской молодежи достаточно полно отражена в исследованиях ученых, работы которых можно сгруппировать по следующим направлениям: биологическая адаптация (Ф.Б.
'А.Д. Александров. Творческая сущность человека//Человек в зеркале наук. -СПб., 1993; Батищев Г.С. Диалектика творчества. - М., 1984; Богоявленская Д.Б. «Субъект деятельности» в практике творчества//Вопросы психологии. 1999. - №2; Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. - М.,1978; Зинченко В.П., Мамарда-швили М.К. Изучение высших психических функций и категорий бссознательного//Вопросы философии. 1991. - №10; Злобин Н.С. Деятельность - труд - культура // Теория, методология, проблемы. - М., 1990; Иконникова Ф.Н. Диалог о культуре. - Л., 1987; Каган М.С. Человеческая деятельность (Опыт системного анализа). - М., 1974; Кедров Б.М. Творческий характер познания как отражение действительности. - София, 1973. - Кн.1; Пигров К.С. Научно - техническое творчество. - Л., 1979; Фурсин И.И. Творчество: генезис и сущность // Проблемы философии. - Киев, 1978.- Вып.44; М.Г. Ярошевский Социальные и психологические координаты научного творчества // Вопросы философии. 1995. - № 12.
2 Almond G., Verba., The Civic Culture. Princeton, 1963 Behaviorism in Political Science. N/Y/? 1969; Bengston V., Stars J. Contrast and Consensus: A Generation Analysis of Youth in the 1970s. - In: Youth. Chicago, 1975, Part I; Brake M. Comparative Youth Culture. The Sociology of Youth Culture and Subcultures in America, Britain and Canada. L. - N.Y., 1987; Keniston K. Youth and Dissent. The Rise of New Opposition. N.Y., 1971; Matza D. Position and Behavior atterns of Youth, in: Faris R.E. (ed.), Handbook of Modern Sociology. Chicago, Rand McNally, 1964; Merton R. Social Theory and Social Structure. Glencoe, 1957; Parsons T. The structure of social action. N.Y., 1964; Бидуэлл 4. Молодежь в овременном обществе / В книге американская социология: перспективы, проблемы, методы. / Пер. с англ. / под ред. Осипова Г.В. - М., 2000; Инглхард Р. Постмодерн: меняющиеся ценности и меняющиеся общества // Полис. 1997. - №4; Росс К. Федерализм и демократизаци в России // Полис. 1999. - №3; Саква Р. Режимная система и гражданское общества в России // Полис. 1997. - №1.
Березин, П. Милнер, СИ. Степанова) - приоритет отдается проблемам самореализации и саморазвития индивида как системы;1 адаптация к динамике социальной среды (А.Л. Журавлев, Ю.А. Зубок А.К. Осницкий, В.М. Родин, Т.С. Чуйкова, В.И. Чупров) - обосновывается необходимость подготовки человека к самостоятельному ориентированию в постоянно возникающих ситуациях «жизненной неопределенности»;2 социально-психологическая адаптация (К.А. Абульханова - Славская, В.А. Богданов, А.Б. Георгиевский, Л.А Гордон, Л.Г. Дикая, Л.Н. Захарова, Л.В. Корель, М.А. Шабанова, С.А. Шан-кин) - выявляются психологические механизмы, с помощью которых осуществляется этот процесс, а также методология и методика его изучения. В исследованиях, посвященных специфике адаптации молодежи к различным сферам жизнедеятельности общества (Е.И. Башкирова, Е.А. Гришина, А.А. Деркач, В. В. Емельянов, Н. Зоркая, О.И. Карпухин, П.А. Меркулов, Б.А. Ручкин, И.А. Серикова), ставится вопрос нового решения проблемы приобщения индивида к различным пластам меняющейся социокультуры в инновационных социальных реалиях.4
1 Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация. - Л., 1988; Милнер П. Физиологическая пси
хология. - М., 1973; Степанова СИ. Биоритмологические аспекты проблемы адаптации. - М., 1986; Степанова
СИ. Актуальные проблемы космической биоритмологии. - М., 1977.
2 Журавлев АЛ. Социально-психологическая динамика в изменяющихся экономических условиях // Психол. журн. -
1998. - T.19. №3; Осницкий А.К., Чуйкова Т.С. Саморегуляция активности субъекта в ситуации потери работы //
Вопр. Психол. 1999. - №1; Родин В.М. Трансляция социокультурного опыта // Морфология, структура и дина
мика культуры. - М., 1994;Чупров В.И., Зубок Ю.А. Молодежь в общественном воспроизводстве: проблемы и
перспективы. - М., 2000.
3 Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. - М., 1980; Абульханова-Славская К.А.
Стратегия жизни. - М., 1991; Богданов В.А. Системалогическое моделирование личности в социальной пси
хологии. - Л., 1987; Георгиевский А.Б. Эволюция адаптации (историко-методологические исследования). - Л., 1989;
Гордон Л.А. Социальная адаптация в современных условиях// Социс. 1994.- №3,4; Корель Л.В. Социология адапта
ции: этюды апологии. Новосибирск: РАН. Сиб. Отделение. Ин-т экономики и орг. пром. пр-ва, 1997; Шабанова М.А.
Социальная адаптация в контексте свободы // Социс. 1995. - №9; она же: Ценность и «цена» свободы выбора в про
цессе социальной адаптации к рынку. // Социс. 1995. - №4; Шапкин С.А., Дикая Л.Г. Деятельность в особых усло
виях: компонентный анализ структуры и стратегии адаптации // Психологический журнал. 1996.- №1.
Башкирова Е.И. Трансформация ценностей российского общества.//Полис. 2000. №6; Деркач А.А., Зазы-кин В.Г. Профессионализм деятельности в особых и экстремальных условиях (психолого-акмеологические осоновы). - М.,1998; Емельянов В.В. Студенты об адаптации к вузовской жизни.//Социс. 2001. - №9; Зоркая Н. Молодежь: типы адаптации, оценка перемен, установки на социальные достижения.//Мониторинг общественного мнения. 2001.- №2; Карпухин О.И. Самооценка молодежи как индикатор ее социокультурной идентификации//Социс. 1998.- №12, Меркулов П.А. Противоречия формирования политического статуса молодежи в переходном обществе.//В сб.: Культура, политика, молодежь. - М.,1996; Ручкин Б.А., Гришина Е.А., Серикова И.А. Российская молодежь: десять главных проблем./НИИ при ин-те молодежи.- М.: Социум, 1999; Ручкин Б.А. Молодежь и становление новой России.//Социс. 1998. - №5.
Объективная потребность адаптации личности в современных общественно-экономических и социально-политических условиях обусловила необходимость использования творчества в образовательном пространстве России. Научно-исследовательскую работу в этом направлении проводят А.А. Бодалев, Р.Т. Гареев, Ю.М. Забродин, М.М. Зиновкина, А.Л. Карамышева, Л.Н. Коган, Т.Г. Киселева, Е.В. Леонова, А.И. Лурия, Г.Я. Никитина, Н.А. Паршиков, М.В. Попова, Л.Н. Рожина, B.C. Садовская, Г.К. Селевко, A.M. Старостенко, Ю.А. Стрельцова, С.К. Ткалич.
Сделаны первые шаги в осмыслении теории и практики социальных представлений, роли и значения их адаптационной функции, благодаря которой они вписывают любые интерпретации происходящих событий в картину мира индивида, его поведенческие установки, способы получения и обработки информации, о чем свидетельствуют публикации последних лет.
В то же время, в имеющейся литературе далеко не в полной мере отражен системно-комплексный, многоплановый и полидисциплинарный характер творческой составляющей адаптационных проблем молодежи: основание, специфика, тенденции. Поэтому автор на основе изученных материалов и обобщения педагогических и социологических данных предлагает собственное видение ряда существенных, с его точки зрения, аспектов обозначенных проблем.
Объектом исследования выступает творческая самореализация студенческой молодежи.
См. к примеру: Бодалев А.А. Формирование личности - актуальная проблема комплексного психолого-педагогического исследования.//Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащегося. - М., 1980; Забродин Ю.М. Психология в школе: Экспериментальный учебный курс для подростков. - М., 1994; Леонова Е.В. Возможности дополнительного образования по развитию интеллектуального и творческого потенциала у учащихся.//Дополнительное образоваие. 2001.- №5; Паршиков Н.А. Системный подход к основным видам деятельности в вузах культуры и искусств: Монография. - М.,1999; Рожина Л.Н. Развитие эмоционального мира личности. - Минск, 1999; Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - M., 1998.
2 Комарова С.Л. Феномен «социального стереотипа» и само-сознание личности.//МАПН: Материалы VIII Страховских чтений. - Саратов, 1999; Московичи С. Социальное представление: исторический взглядУ/Психологический журнал. 1995.- №2; Мудрик А.В. Социализация и «смутное время». - М.,1991; Симонов П.В. Созидающий мозг (нейронные основы творчества). - М.,1993; Федоркина А.П. Феномен сознания в контексте социального психоанализа. - М.:РАГС, 1997;Флиер А.Ф. Рождение конкурентоспособной личности.//Культурология:научно-образовательный вестник. - М., 1996; Фокина Т.П., Шаталин С. Социальные ориентиры обновления: общество и человек. - М.,1991.
Предметом исследования является процесс социальной адаптации в контексте творческой самореализации в условиях трансформации основных установок социального поведения, мотивации деятельности в ходе целенаправленных общественных преобразований, а также воздействия совокупности внешних факторов на динамику приспособления студенческой молодежи к социальной среде.
Цель исследования: разработать модель социальной адаптации в контексте творческой самореализации студенческой молодежи и выявить возможности педагогического воздействия на этот процесс.
Достижению данной цели способствует решение следующих исследовательских задач :
выявить методологические основания для организации педагогического процесса управления творческой самореализацией студенческой молодежи;
определить свойства, функции, основания типологии творческой самореализации студенческой молодежи;
осуществить анализ специфики взаимодействия студенческой молодежи с социокультурной средой в процессе ее творческой самореализации;
разработать базовую модель социальной адаптации студенческой молодежи в контексте ее творческой самореализации.
Анализ современного кризисного состояния социокультуры позволяет утверждать актуальность заявленной темы и предложить гипотезу о творчестве как факторе эффективной социальной адаптации студенческой молодежи, выделив следующие аспекты, в частности, если:
организовать условия для творческой самореализации студенческой молодежи в соответствии со спецификой методологического основания, которое предполагает дихотомию «личность - общество»;
выделить основания различного вида творческой самореализации, раскрывающие особенности влияния коллективно-групповой и
11 индивидуально-личностной творческой деятельности на формирование социально-адаптационного потенциала студенческой молодежи; 3. учесть смыслообразующую функцию творчества в самореализации студентов, проявляющуюся в саморегулировании личности, с одной стороны, и трансформации государственных структур, ценностей, норм и институтов - с другой, тогда, творческая самореализация может рассматриваться в качестве имманентного свойства осознанной динамичной общественно-трудовой деятельности, в ходе которой разрешаются противоречия между свободой и необходимостью индивида, личностно-уникальным и общественно-нормативным, функционирующего процессуально в социальной адаптации молодежи и составляющего методологическое основание для социально-педагогических процессов. Эмпирическая база диссертационной работы включает данные, содержащиеся в официальной статистике; информационно-аналитические материалы и документы субъектов политики (нормативно-правовые акты, выступления государственных и политических лидеров и т.д.), отражающие степень и роль приобщения молодежи к модернизационным процессам, что является необходимой предпосылкой ее адаптации к инновационной социокультурной среде. Для решения поставленных задач был использован вторичный анализ фактов и информации, содержащихся в нормативно-правовых актах, государственных и региональных периодических изданиях, научных статьях, указанных в библиографии, материалах социологических опросов, проводимых в различных регионах России. Полученные сведения, особенно по Орловской области, обрабатывались с помощью корреляционного анализа.
В ходе научного поиска при получении и обработке социально-педагогической информации была применена совокупность аналитических и педагогических методов познания социально-нравственных явлений, педаго-
гических приемов, педагогического консилиума, наблюдения, эксперимента, интервьюирования, беседы, опроса, анкетирования, анализа документов, корреляционный анализ статистических данных.
В диссертации использованы концептуальные положения и выводы, содержащиеся в научных трудах отечественных и зарубежных ученых по проблемам творчества, социокультурной динамике общества, социализации и социальной адаптации, социальных отношений и взаимодействий. Теоретический материал позволил выявить междисциплинарную полифункциональную структуру творческой адаптивной личности и обосновать необходимость педагогического воздействия на уровне моделирования.
Опытно-экспериментальной базой стали Орловский государственный институт искусств и культуры, Орловский государственный технический университет, Городской центр детского технического творчества г. Орла.
Этапы диссертационного исследования:
Первый этап - поисковый (1996-1997г.г.). На этом этапе осуществлялся анализ литературы по проблемам творчества, самореализации, социальной адаптации. Определялись структура, объект, предмет и гипотезы исследования.
Второй этап - опытно-эксперементальный (1997-200 Іг.г.). В ходе констатирующего и формирующего эксперимента подвергнуты проверке гипотезы исследования, в результате чего выявлены возможности педагогического воздействия на творческую самореализацию студенческой молодежи в процессе ее социальной адаптации.
Третий этап - обобщающий (2001-2002г.г.). В этот период были систематизированы, обработаны и оформлены результаты всей проделанной диссертантом работы.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования, на взгляд автора, заключается в следующих аспектах:
разработаны инновационные педагогические подходы к творческой самореализации в процессе социальной адаптации;
предложена новая типология творческой самореализации студенческой молодежи, обозначены ее функции и свойства;
мотивация и ценностные установки рассматриваются в контексте двух смысловых сфер: генеративной и нормативно-селективной, которые отражают сущностное содержание реализации творческого потенциала студенческой молодежи;
социальная адаптация впервые представлена как процесс и как результат творческой самореализации, что нашло отражение в авторской базовой модели социальной адаптации студенческой молодежи в контексте ее творческой самореализации.
Диссертация является системно-комплексным полидисциплинарным исследованием проблем творческой самореализации и особенностей ее проявления в процессе социальной адаптации студенческой молодежи в условиях изменившейся социокультурной парадигмы, что нашло отражение в основных положениях, выносимых на защиту.
Без учета методологических условий невозможно эффективно организовать процесс социальной адаптации студенческой молодежи через ее творческую самореализацию;
При разработке методик организации и педагогического управления творческой самореализацией необходимо учитывать непосредственное влияние целепологания, активность деятельностного проявления, субъектность и социальную значимость творчества, а также характер протекания процесса самореализации и воздействия его на специфику деятельности студенческой молодежи;
Эффективность творческой самореализации студенческой молодежи находится в зависимости от ценностных установок, мотивации поведения и социально-педагогических условий существования коллек-
тивных индивидов на технологическом, социальном, идеологическом уровнях взаимодействия молодого поколения и общества; 4. Социальная адаптация в контексте творческой самореализации определена в форме эволюционно проблемной модели как процесса, в ходе которого обеспечивается необходимый результат; спектром и степенью решения задач соответствующих каждой стадии такой адаптации; созданием предпосылок для формирования личностных новообразований, определяющих расширение границ социальных ролей как источника субъектности. Научная и практическая значимость проведенного исследования процессов творческой самореализации в процессе социальной адаптации студенческой молодежи заключается в том, что материал, обобщенный и систематизированный в диссертации, сделанные на его основе выводы, могут расширить основу для теоретической разработки региональной проблематики, касающейся вопросов социально-политической работы с молодежью, привлечения ее к процессам общественно-экономических трансформаций и формирования государственно-властных управленческих структур.
Теоретические выводы и эмпирический материал диссертации могут быть использованы практическими работниками органов власти и управления при разработке программ подготовки специалистов, для корректировки и совершенствования существующих механизмов социальной адаптации. Положения диссертации дополняют сферу научного знания о социально-адаптационном потенциале творческой самореализации молодежи и могут представлять интерес для преподавателей основных курсов по педагогике, социальной психологии, социологии культуры, возрастной педагогике, читаемых в высших учебных заведениях, а также при подготовке специализированных курсов и семинаров.
Апробация результатов исследования осуществлялась в деятельности преподавателей кафедры «Социология, культурология и политология» Орловского государственного технического университета, в разработке учебных
курсов, касающихся проблем формирования профессионально квалифицированной личности, в которых автор принимал непосредственное участие.
На основе материалов диссертации был разработан спецкурс «Основы педагогического менеджмента», который читался в 1999-2001 годы студентам факультета библиотечных работников Орловского государственного института искусств и культуры.
Основные теоретические положения и выводы диссертационной работы изложены в ряде публикаций автора, в выступлениях на международных, всероссийских, региональных научно-практических конференциях, использованы при разработке учебно-воспитательных программ и тематических се-минаров в Городском центре детского технического творчества города Орла.
Методологические подходы к исследованию творческой самореализации студенческой молодежи
Анализ данных феноменов свидетельствует о том, что они относятся к числу многоаспектных научных категорий, а, следовательно, являются наиболее сложными дискуссионными объектами педагогического исследования, поскольку представляют собой процесс усиления индивидуализации личности.
Размытость и неотчетливость понятия "творчество" маскирует целый ряд проблем. Особенно это касается социально-философской проблематики творчества, в частности, вопросов об условиях, процессах и механизмах его социальной адаптации и функционировании в культуре и обществе.
Творчество как вид деятельности часто рассматривается в качестве элемента духовного производства. Его мотивацию ищут не только в духовных факторах, но и в социальных, антропологических и генетических. В современной педагогике все более глубоко анализируется высшее проявление человеческой деятельности - творчество как социально-познавательный феномен.
Интерес к творческой сущности деятельности в наибольшей степени проявился в философии Древней Греции.
Начиная с Сократа (469-399гг. до н. э.) в центре внимания греческой философии находится человек и его внутренний духовный мир. С его точки зрения, атрибутивным свойством человека является его душа, которая проявляется как единство знания и поведения. Знания, по Сократу, представляют собой необходимое условие творческой деятельности индивида. Они находятся в непосредственной связи с добродетелями: чем большим объемом истинных знаний обладает человек, тем больше в нем добродетели. Другими словами творческий потенциал, исходя из теории Сократа, есть проявление души, ее качественных характеристик.
Впервые в научный оборот понятие "творчество" ввел Платон (427-347 гг. до н.э.). Он говорил о творчестве как о вынашивании и рождении прекрасных произведений — вещей и образов. В "Пире", формулируя свою точку зрения на эту проблему, он пишет: "Творчество - понятие широкое. Все, что вызывает переход из небытия в бытие - творчество и, следовательно, создание любых произведений искусства и ремесла можно назвать творчеством, а всех создателей - их творцами"1.
Развивая идеи о творчестве далее в "Софисте", Платон замечает: "Творческое искусство... есть всякая способность, которая является причиной возникновения того, чего раньше не было"2.
До Платона предпринимались попытки определить сущностный смысл понятия творчество, но он был сведен к одному из его видов (художественное искусство) или к одному из его составляющих (вдохновение). Таким образом, Платон оказался первым, кто попытался дать универсальное определение творчества вообще. Его трактовка творчества распространилась повсеместно и сохранилась до наших дней. Он рассматривал творчество как рождение не только новых, но и прекрасных произведений, включая тем самым в определение творчества эстетический (в контексте всей платоновской концепции — образцово-нормативный) критерий.
Ниже мы приводим сходные в своей сущности определения, которых, как мы считаем, достаточно, чтобы сделать вывод о сложившейся в истории традиции в определении творчества, так или иначе, берущей свое начало от положений Платона.
Говоря о сущности творчества, Платон не отрицает творческой деятельности человека, указывая на то, что она обусловлена его "душой" и проявляется в творческих делах философа, царя, правителя, государственного деятеля, врача, поэта, ремесленника и т.д. Он допускает два вида творчества: то, что приписывается природе, "творится божественным искусством, то же, что создается людьми, - человеческим. Согласно этому положению, существует два вида творчества: один человеческий, другой - божественный". Божественный вид творчества, с его точки зрения, занимает высшее положение, ибо он создает вечные ценности. Человек же зависит от божественного, им определяется, он ограничен определенными временными рамками, поэтому такое творчество есть, по мнению Платона, по существу, подражание божественному творчеству. Однако, не путем конструктивной деятельности, а созерцанием его проявлений.
Считая возможным и необходимым развивать творческие способности в процессе воспитания молодежи, Платон уделял большое внимание проблемам воспитания и обучения. Хорошо организованное обучение может выявить и развить в человеке его хорошие задатки. Но определяющим фактором в формировании духовного мира он считал социальную среду, в которой находится человек.
В связи с этим, актуальной стала проблема, сформулированная Аристотелем, суть ее в том, что не все знания и идеи, прививаемые подрастающему поколению, становятся частью их духовного мира. Так же как и Платон, Аристотель отводит душе господство над телом. В его работе "О душе", отмечается, что она является началом живого тела1. В этой работе Аристотель дал впервые толкование творчеству как виду деятельности, отмечая, что стимулом творческой деятельности является удовлетворение потребностей индивида.
В средневековой философии трактовка творчества была связана с пониманием Бога как личности свободно творящей мир. Августин Блаженный представлял творчество как волевой акт, подчеркивая, что человеческое творчество проявляется в исполнении божественного замысла, продолжая тем самым мнение Платона. Областью творчества оказываются, преимущественно, история и нравственно-религиозные деяния. Воля Бога приводит к сотворению мира из небытия. Таким образом, творчество в средневековой философии является как бы связующим звеном двух философских категорий: воли и свободы .
Основания типологии творческой самореализации студенческой молодежи
С целью более сущностного изучения творческой самореализации молодежи в данном параграфе мы определили ее свойства, функции, типологию. В предыдущем параграфе мы пришли к выводу, что творческая самореализация - это активное взаимодействие человека с окружающей средой, в ходе которого изменяется не только окружающая среда, но и сам человек. Как мы отмечали ранее, вслед за рядом авторов, единственный критерий новизны не может характеризовать творчество, поскольку в этом случае творческой самореализацией можно было бы назвать любое спонтанное неповторяющееся действие. К тому же, с нашей точки зрения, никакой процесс или результат не могут быть совершенно новыми, ибо в них содержатся лишь отдельные элементы новизны, так как любой процесс или продукт деятельности всегда включают в себя какие-то традиционные элементы. Новое, оригинальное, особенное, специфическое могут рассматриваться лишь по отношению к уже существующему, неоригинальному, традиционному, устойчивому, признанному. Поэтому наряду с критерием новизны при определении творчества мы используем критерии, отражающие его социальность, которая определяется нами как активность субъекта, направленная на создание общественно значимых ценностей. Такой процесс создания социально значимого нового мы рассматриваем как : детерминированный (моделируемый для достижения конкретных результатов); стохастический (имеющий характер случайного процесса, а результатом - социально значимую новизну). С учетом представленного нами подхода к определению творчества предлагаются следующие критерии социальности творчества: субъективный (индивидуально-значимая новизна для личности как члена социума); объективный (социально значимое творчество). Исходя из этого, мы пришли к выводу, что творческая деятельность как социальная форма движения выполняет следующие функции: обогащение человеческой социокультуры (объективная); получение наивысшего (акме) из известных человеку наслаждений (субъективная); разрешение противоречивых социальных ситуаций; изменение качественных характеристик индивида как целостности в процессе творчества (трансформация способностей, знаний, нравственных ценностей).
Таким образом, человеческая творческая деятельность способствует, с одной стороны, формированию востребованных личностных качеств; с другой - развитию индивидуальности. В связи с этим особое значение приобретает проблема объективного и субъективного в творчестве. В этом отношении нам близка позиция А.Д. Зурабошвили, который считает главнейшим субъективным качеством в человеке совесть, нравственность. Созвучные нравственные переживания, по его мнению, связывают людей в истинный коллектив. Как мы видим, такова диалектика индивидуального и коллективного в отношении к творчеству. Члены коллектива связаны между собой общими нравственными целями и одновременно своей непохожестью друг на друга, самобытностью, лежащей в основе всякого творческого дела. Следовательно, с нашей точки зрения, индивидуальностью необходимо быть не для индивидуализма, а для того, чтобы в полном смысле быть с людьми, адаптироваться.
В конце XX в. вопросы о творчестве вылились в рождение новых парадигм и их столкновение с классическими. Возникшие в постнеоклассическую эпоху новые философские, естественнонаучные и гуманитарные концепции позволили вплотную подойти к решению многих имеющих место проблем, по иному взглянуть на творчество и пути его изучения. Так, например: философско-психологическую схему анализа деятельности и описания ее главных компонентов разрабатывали С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев; сущность структуры и социальную роль творчества как нового социально значимого результата рассматривали Г.С. Батищев, Г.А. Давыдова, Э.В. Ильенков, A.M. Коршунов; противопоставили две стороны творческой деятельности — репродуктивное и продуктивное В.Ф. Овчинников, интуитивное и дискурсивное - В.Ф. Асмус, Г.В. Копнин, А.Н. Лук. Как атрибутивное свойство человеческой деятельности творчество рассматрели В.И. Белозарцев и Л.П. Буева; творческий характер познания и, в связи с этим, роль воображения - Б.М. Кедров, В.П. Зинченко. Новые подходы к исследованию рационального и иррационального в творческой деятельности находим у М.К. Мамардашвили. Видовую структуру творчества выделили через профессиональную деятельность: в научном творчестве В.Ф. Асмус и Б.М. Кедров; в техническом - В.В. Алехин, К.С. Пигров; в художественном - М.С. Каган. Итак, критерии, характеризующие творчество, чрезвычайно многочисленны и разнообразны. На их основе строятся различные определения понятия «творчества», базовыми элементами которых, с нашей точки зрения, являются: новизна; ценность (значимость); совершенство исполнения.
Первый элемент выражает онтологический аспект творческого продукта (его отношение к объектам того же класса в рамках данной культуры), второй — аксиологический и праксиологический аспекты (место в системе социальных ценностей), третья — эстетический аспект (степень совершенства, мастерство исполнения).
Мы приходим к выводу о том, что смыслосодержание творчества невозможно раскрыть, исходя из анализа какого-то отдельного вида или отдельного аспекта творческой деятельности. Для целостного и сущностного понимания этого сложного феномена необходимы его пограничные полидисциплинарные исследования. Именно при попытке сопоставления и интеграции специальных концепций творчества, выработанных конкретными науками, проблема определения творчества проявляется наиболее рельефно, поскольку, как мы показали выше, это понятие применяется для обозначения самых различных процессов и явлений.
Влияние творчества на ценностные установки и мотивацию самореализации студенческой молодежи
Изучение влияния творчества на мотивацию и ценностные установки самореализации позволили нам осуществить анализ специфики взаимодействия студенческой молодежи с социокультурной средой в процессе ее творческой самореализации.
Общеизвестно, что именно потребности и производные от них трансформации - мотивы, интересы, убеждения, стремления, влечения, желания и т.д. - представляют основу и движущую силу человеческого поведения, его побуждения и цель, то есть ядро индивидуальности. Поэтому любой анализ индивидуальности окажется частным и второстепенным, если не учесть всю совокупность мотивационной сферы деятельности личности.
Потребности отражаются в сознании в виде образов. Образы, побуждения человека к определенному поведению и отражающие объекты удовлетворения потребностей есть ничто иное, как мотивы. Потребности являются, таким образом, источником активности и одновременно выступают в качестве осознанных потребностей. Мотивы связаны с целями, которые ставит индивид. Цель творческой деятельности - это осознанный образ предвосхищаемого, на наш взгляд, результата, на достижение которого направлен социально-адаптационный потенциал личности.
Итак, мотивация - осознанное отношение, существующее между действиями и причинами, которые его объясняют или оправдывают, то есть между ценностными установками и результатами деятельности1.
Мотивационная сфера представляет собой определенную систему потребностей и связанных с ними мотивов. Она характеризуется также целями и целевыми установками, играет важнейшую роль при анализе побудительных причин человеческой активности, направляющих и определяющих выбор предмета, на который нацелена деятельность, ее способы и средства. Как видим, мотивы выполняют смыслообразующую функцию, являясь источником для формирования личностных смыслов тех или иных поступков человека, целостной стратегии его жизненного пути, направления его развития и самореализации.
Под ценностями принято понимать специфические социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительное или отрицательное значение для человека и общества.1 Ценностные установки представляют собой своеобразные ориентиры людей в мире, которые во многом предопределяют мотивацию поведения личности.
В основу исследования социальных проблем формирования ценностных установок и мотивации поведения студенческой молодежи легла идея Платона об определяющей роли социальных отношений в формировании духовности молодого поколения.2
В соответствии с этой теорией, необходимо заметить, что онтогенез человека, повторяя в существенных своих чертах филогенез, в то же время, обнаруживает ряд специфических свойств - он не только чрезвычайно сжат во времени, но и целенаправленно регулируем государством, общественными институтами, культурной средой.
Особенно такой подход актуален сегодня, когда многие нововведения негативно сказываются как на физическом, так и на духовном здоровье молодого поколения. Ценности студенческой молодежи, с одной стороны, зависят от материальных отношений, существующих в обществе; с другой стороны, ценностные установки оказывают обратное воздействие на эти отношения. Такая непосредственная зависимость между процессом формирования ценностных установок, мотивации поведения личности и социальными условиями их существования была раскрыта К. Марксом и Ф. Энгельсом в работе «Немецкая идеология».1
Свою политику по отношению к студенческой молодежи государство реализует путем внедрения в ее сознание определенных идей и ценностей в основном через обучение и воспитание, средства массовой информации, официальную пропаганду норм и правил жизни. Обладание знаниями является главным фактором в организации общественной жизни и социальных связях молодежи. Однако необходимо отметить, что многие социологические исследования последних лет демонстрируют падение интереса молодых людей к политике, к деятельности органов власти, испытывают разочарование в реформах.
Только около одного процента молодых людей состоит в какой-либо партии и 1,3% входят в молодежные организации. В 1999 году не доверяли президенту 81, 2% опрошенных, правительству РФ 66,9%, Государственной Думе 71,9%.3 Не исключение и студенческая молодежь Орловской области, например, в 2000 году 42,3% студентов не интересовались политическими новостями в средствах массовой информации, 92,2% были уверены, что никак не могут повлиять на политические процессы в государстве.4
Социальная адаптация студенческой молодежи в контексте ее творческой самореализации
Мы считаем необходимым для эффективной социальной адаптации и творческой самореализации личности разработать базовую модель, которая может быть применима в сфере образования, предпринимательства и других социальных сферах. С этой целью мы рассмотрели феномен «адаптация» в контексте практической деятельности индивида и одного из видов его деятельности -творчества.
Особенные трудности с адаптацией студенческой молодежи возникают в критические моменты жизни, связанные с обусловленными или случайно возникающими обстоятельствами. Возьмем, к примеру, проблему занятости. В России процент молодых безработных, зарегистрированных в службах занятости составляет 75%, из них около 80% сумели приспособиться к своему положению, имеют случайные заработки или находятся на иждивении родителей. Однако 20% нуждается в определенной помощи в социальной адаптации со стороны государства, которая реально не оказывается, может быть именно поэтому 78,5% опрошенных студентов Орел ГТУ считают, что Правительство РФ учитывает нравственные последствия своих действий в экономике только тогда, когда ему это выгодно, или вообще никогда их не учитывает.1
Исходные принципы изучения адаптации молодежи заложены в работах Э. Дюркгейм, Т. Парсонса, Р. Мертона, Н. Смелзера, В.Т. Лисовского, Н.М. Блинова и других социологов. Работами этих и других социологов установлено, что именно социальные структуры (экономическая, стратификационная, политическая, социокультурная, демографическая, социально-территориальная) и процесс их изменения играют главенствующую роль при становлении и адаптации личности. При этом ведущую роль в развитии и результативности адаптационных процессов играет структура личности как отражение складывающихся отношений и связей с существенными характеристиками человеческого бытия.
Задача социальной адаптации молодежи совершенно справедливо, на наш взгляд, включена в число важнейших задач функционирования государственного органа исполнительной власти - Комитетов по делам молодежи различных регионов России.1
Современный этап развития науки характеризуется усилением тенденции синтеза общественных, естественных и технических наук. Подобная интеграция и междисциплинарность используется как элемент системности методологии изучения феноменов «творчества» и «адаптация». Например, эти феномены исследуется с использованием синергетики, то есть с позиций самоорганизации, детерминизма, случайности. Творчество при таком подходе рассматривается как процесс самоорганизации внутренних (нейро- и психофизиологичексих) и внешних (социально-культурных) характеристик.2
В данном контексте творчество индивида становится необходимым элементом его активной адаптации посредством взаимодействия с внешней средой. При этом с нашей точки зрения, творческая адаптационная деятельность индивида ориентирована, прежде всего, на приспособление (в определенной степени) внешних условий к потребностям индивида и соответственно общества в целом.
Термин «адаптация» происходит от позднелатинского «adaptatio» (приспособление). Первоначально он широко использовался в биологических науках для описания феномена и механизмов приспособленного поведения индивидов в животном мире, эволюции различных форм жизни. Рассматривая роль адаптации в эволюции отдельных видов и групп организмов, были введены такие понятия как «преадаптация» - своеобразная совокупность внешних (средовых) и внутренних условий, которая позволяет определенной группе особей быть более приспособленной для использования представляющихся эволюционных возможностей; «адаптивная радиация» - заселение популяцией всевозможных ниш адаптировавшихся к их особенностям.1
В адаптационных процессах, происходящих в целостном организме человека, описывают адаптацию на уровне простейшего «кирпичика» строения его нервной системы - нейрона. Экспериментально было обнаружено, что после прохождения через нейрон за ограниченное время большого количества импульсов наступает снижение частоты разрядов (так называемое «утомление»), которое восстанавливается лишь через некоторое время2. При этом, адаптационные процессы в биологическом мире имеют ярко выраженный волновой характер, в них реализуются противоречивые взаимодействия организма и среды, обеспечивающие его непрерывное самовоспроизведение..3
Адаптация как сложное и многогранное явление рассматривается учеными неоднозначно поскольку разные авторы подразумевают под понятием «адаптация» различные аспекты изменений субъекта адаптации и адаптогенной ситуации. Внутренним противоречием адаптационного процесса является противоречие между созиданием и разрушением (анаболизмом и катаболизмом) -двумя основными проявлениями жизнедеятельности организма, обеспечивающими его непрерывное самовоспроизведение и, в то же время, его непрерывное изменение. Самосохранение, самовоспроизведение живого организма невозможно без его саморазрушения, следовательно следует признать, что саморазрушение - важнейший, неотъемлемый элемент адаптационного процесса.
Исходя из этого, становится очевидным, что уже само определение понятия «адаптация» представляет собой сложную философско-методологическую проблему. Как показал А.Б.Георгаевский на основе сравнительного анализа большого числа определений адаптации, все имеющиеся дефиниции могут быть объединены в следующие три группы:1 так называемые тавтологические определения, в которых понятие адаптации интерпретируется как буквальный перевод латинского «adapto» (adaptatio) в значении приспособления организмов к среде, т.е. «адаптация - это процесс и результат приспособления строения и функций организма (особей, популяций, видов) и их органов к условиям среды»2; определения через «главный признак». Здесь «адаптация» толкуется через выраженность ключевого аспекта структурно-функциональной организации индивида. Эти ключевые аспекты выделяются на следующих уровнях: биохимическом, морфологическом, физиологическом, поведенческом; полисемантические определения, которые подчеркивают многозначный характер самого явления адаптации и, прежде всего, выделение адаптации как процесса и как результата.