Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Традиционная культура старообрядцев (семейских) Забайкалья в содержании социокультурной деятельности и этнокультурного образования Жукова Наталья Николаевна

Традиционная культура старообрядцев (семейских) Забайкалья в содержании социокультурной деятельности и этнокультурного образования
<
Традиционная культура старообрядцев (семейских) Забайкалья в содержании социокультурной деятельности и этнокультурного образования Традиционная культура старообрядцев (семейских) Забайкалья в содержании социокультурной деятельности и этнокультурного образования Традиционная культура старообрядцев (семейских) Забайкалья в содержании социокультурной деятельности и этнокультурного образования Традиционная культура старообрядцев (семейских) Забайкалья в содержании социокультурной деятельности и этнокультурного образования Традиционная культура старообрядцев (семейских) Забайкалья в содержании социокультурной деятельности и этнокультурного образования Традиционная культура старообрядцев (семейских) Забайкалья в содержании социокультурной деятельности и этнокультурного образования Традиционная культура старообрядцев (семейских) Забайкалья в содержании социокультурной деятельности и этнокультурного образования Традиционная культура старообрядцев (семейских) Забайкалья в содержании социокультурной деятельности и этнокультурного образования Традиционная культура старообрядцев (семейских) Забайкалья в содержании социокультурной деятельности и этнокультурного образования
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Жукова Наталья Николаевна. Традиционная культура старообрядцев (семейских) Забайкалья в содержании социокультурной деятельности и этнокультурного образования : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.05 : Москва, 2003 200 c. РГБ ОД, 61:03-13/1857-1

Содержание к диссертации

Введение

Глава первая. Историко-культурные традиции семейских Забайкалья и их педагогический потенциал 14

1.1. Исторические аспекты развития старообрядческой культуры в России ( 17 - начало21вв.) 13

1.2. Воспитательная роль семейно-бытовой и празднично-обрядовой культуры старообрядцев 26

1.3.Книги и книгопечатание старообрядцев как фактор сохранения их самобытных духовно-нравственных и культурно-исторических традиций 69

Глава вторая. Традиции художественного творчества семейских Забайкалья 83

2.1 . Церковно-певческие традиции 83

2.2.Фольклор 93

2.3.Декоративно-прикладное творчество 113

2.4.Народное зодчество 133

Глава третья. Социально-культурные факторы сохранения и развития семейских Забайкалья 137

3.1 . Роль научных исследований в сохранении и развитии традиций семейских Забайкалья 137

3.2.Деятельность культурно-досуговых и образовательных учреждений по сохранению и развитию культурно-исторических традиций семейских Забайкалья 153

3.3.Экспериментальная программа: «Культура семейских Забайкалья»... 164

Заключение 180

Библиография 184

Приложение

Введение к работе

Актуальность исследования обусловлена современными

социально-культурными задачами сохранения и развития лучших традиций не только этнических, но и субэтнических культур народов России. Эти задачи определены в национальной доктрине образования (2000г.), в федеральной целевой программе "Культура России" на 2001-2005гг., в государственной "Концепции художественного образования в РФ" (2001г.), в федеральной программе "Патриотическое воспитание граждан РФ" на 2001-2005гг., в Постановлении Правительства РФ "О духовно-нравственном воспитании молодежи", а также в ряде нормативных актов и программ ЮНЕСКО, таких, как "Рекомендация по сохранению фольклора", программа "Шедевры устного и нематериального наследия народов мира" (2001г.) и др.

В этих документах определяющая роль в сохранении и развитии национально-культурных и культурно-исторических традиций народов России отводится социально-культурным и образовательным учреждениям: домам и дворцам культуры, этнокультурным центрам, центрам детского и юношеского творчества, дошкольным учреждениям, школам, а также системе подготовки и переподготовки специалистов в области народной художественной культуры.

В настоящее время в России сложилась преемственная система этнокультурного образования, ядром которой стали вузы культуры и искусств. В течение многих лет в них ведется подготовка высококвалифицированных специалистов по теории и истории народной художественной культуры и различным видам художественно-творческой деятельности. Ориентация студентов, обучающихся по специальности "Народное художественное творчество", на работу в социально-культурных и образовательных учреждениях с различными группами населения обеспечивает широкие масштабы их будущей профессиональной деятельности по сохранению

и развитию этнокультурных традиций в России. Ведь именно такие учреждения становятся сегодня самым массовым каналом трансляции в современное общество ценностей традиционной народной культуры.

Одним из самых уникальных пластов традиционной русской культуры является субкультура русских старообрядцев. Этот факт признан не только в России, но и в мировом сообществе. Не случайно, например, победителем конкурса ЮНЕСКО "Шедевры устного и нематериального наследия народов мира"( 1999г.) стал ансамбль «Судьбинушка», хранящий традиции семейских Забайкалья.

Семейские - это этнографическая группа старообрядческого населения, проживающая в Забайкалье со второй половины XVIII века. Эта субкультурная общность до сих пор хранит и развивает многообразные традиции народной художественной культуры старообрядцев: духовные стихи, народные песни, народный костюм и многое другое. Произведения народного творчества старообрядцев обладают большим педагогическим потенциалом в современных условиях, поскольку в них ярко воплощены любовь к родной земле, к природе, к родному очагу. Эти произведения являются важным источником культурно-исторической информации. Издревле они воспитывали у подрастающего поколения такие качества личности, как трудолюбие, доброта, честность, добросовестность, верность традициям своего народа и многие другие.

Знания этих традиций необходимы специалистам в области народной художественной культуры. Однако до настоящего времени они не были отражены в содержании профессионального этнохудожественного образования. Одна из главных причин этого -"закрытость" старообрядцев от общества в связи с гонениями, которым они подвергались с периода раскола и вплоть до распада СССР. Но в современных условиях старообрядческая культура, сохранившаяся в Забайкалье, привлекает к себе все большее внимание со стороны отечественных и зарубежных ученых. Так, например, культурно-

исторические традиции семейских Забайкалья широко обсуждались на нескольких ежегодных международных конференциях «Культура народов Сибири», проходивших в 1999-2002 гг. в Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусств. Однако специального исследования традиционной культуры семейских Забайкалья до настоящего времени не проводилось.

Степень научной разработанности проблемы.

Анализ отечественных и зарубежных публикаций и диссертационных исследований показал, что проблемы традиционной культуры старообрядцев частично рассматривались историками, этнографами и фольклористами.

Первые сведения о забайкальских старообрядцах находим у П.С. Палласа в книге "Путешествие по разным провинциям Российского государства", посетившего в семидесятые годы XVIII века несколько поселений в Бурятии. В XIX веке быт и культура семейских привлекли внимание декабристов А.П. Беляева, А.Е. Розена, братьев М.А. и Н.А. Бестужевых.

В XIX веке был накоплен некоторый историко-этнографический и антропологический материал о семейских, насыщенный достоверными описаниями, зарисовками. Это книги Н.В. Кириллова, СВ. Максимова, В. Паршина, И.Г. Прыжова, П.А. Ровинского. Но эти источники имеют описательный характер. В них обращалось основное внимание на религиозные традиции, материальную культуру, уклад жизни, виды и формы хозяйственной деятельности поселенцев за Байкалом.

Позднее, в начале XX века исследователи А.П. Долотов, A.M. Попова, A.M. Селищев и другие более глубоко и системно рассматривают разные стороны жизни забайкальских староверов. Большое внимание уделяют вопросам языка, социальному положению, религии. Так, например, результатом экспедиций A.M. Селищева (20-е годы) стала книга "Забайкальские старообрядцы. Семейские". В ней он

уделил особое внимание различным аспектам языка, фольклору местных старообрядцев, а также особенностям их книжной культуры.

С 30-х годов XX в. экспедиционную деятельность в данном регионе развернула группа филологов под руководством Л.Е. Элиасова. Уникальный материал - тексты песен, легенды и предания -стал основой сборника "Фольклор семейских", вышедшего в 1963 году. Позже в Забайкалье работала комплексная экспедиция АН СССР. Результатом ее работы явилась книга "Быт и искусство русского населения Восточной Сибири".

Ценные сведения о старообрядческих диаспорах содержатся в более поздних исследованиях. Так, историей старообрядчества занимались В.В. Болонев, В.В. Гирченко, Е.Е. Голубинский, Н.Ф. Каптерев, A.M. Попова. Календарно-обрядовой культуре уделяли внимание Р.П. Матвеева, В.П. Мотицкий, М.С. Полищук. Некоторые аспекты традиционного художественного творчества рассматривается в работах таких авторов, как М.Г. Тарусская, А.П. Щапов, Т.Б. Юмсунова.

Важное значение для нашего исследования имеют труды в области традиционной культуры и социально-культурной деятельности А.И. Арнольдова, А.А. Аронова, Л.А. Рапацкой, Ю.А.Стрельцова, Т.Г.Киселевой, Ю.Д. Красильникова, А.Я. Флиера, В.М.Чижикова.

Среди педагогических трудов необходимо выделить прежде всего работы В.А. Сухомлинского, В.Ф. Шаталова, СТ. Шацкого, которые не просто продолжили идею К.Д. Ушинского, но и каждый по-своему апробировал ее на практике. Важную роль в развитии этнопедагогики сыграли труды Т.Н. Волкова и его научной школы.

Проблемы деятельности образовательных учреждений на основе народных традиций освещаются в трудах Т.И. Баклановой, М.И. Долженковой, М.Е. Ержанова, М.С. Жирова, А.С. Каргина, Т.Я. Шпикаловой и других исследователей.

Культуре старообрядцев посвящены диссертации СВ. Бураевой, A.M. Леонова, О.А. Новиковой, Е.В. Петровой, Р.П. Потаниной и Т.Г. Федоренко. Однако целостного анализа традиционной художественной культуры старообрядцев во взаимосвязи с проблемами ее сохранения и развития в социально-культурных и образовательных учреждениях в этих исследованиях не проводилось.

Проблема исследования - противоречие между уникальным самобытным культурным наследием старообрядцев, обладающим большим педагогическим потенциалом, и недостаточной представленностью его в современном социально-культурном и образовательном пространстве России.

Объект исследования - традиционная народная культура старообрядцев Забайкалья и ее педагогический потенциал.

Предмет исследования - педагогическая деятельность современных социально-культурных и образовательных учреждений на материале традиций народной культуры семейских Забайкалья.

Цель исследования: определить роль и место традиционной культуры старообрядцев Забайкалья в содержании социально-культурной деятельности и этнокультурного образования в современных условиях.

Задачи исследования:

1.Определить основные этапы становления и развития

традиционной культуры старообрядцев.

2.Выявить художественно-эстетическое своеобразие устного народного творчества и материальной культуры староверов Забайкалья, их инвариантные черты и локальные проявления.

3.Определить педагогический потенциал традиционной народной культуры семейских Забайкалья.

4.Раскрыть педагогические аспекты деятельности социально-культурных и образовательных учреждений Забайкалья по сохранению

и развитию народной культуры семеиских и реализации ее педагогического потенциала.

5.Разработать и апробировать образовательную программу «Традиционная культура старообрядцев Забайкалья» для студентов, обучающихся по специальности «Народное художественное творчество».

6.Обосновать перспективные направления деятельности социально-культурных и образовательных учреждений на материале традиционной народной культуры старообрядцев.

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что
педагогический потенциал традиционной культуры старообрядцев
Забайкалья практически не раскрывается в содержании

образовательной деятельности социально-культурных учреждений и
специальных учебных заведений в связи с отсутствием учебных
программ, методических материалов и дисциплин, обеспечивающих
подготовку специалистов в данной области теории и практики. Для
повышения роли социально-культурных и образовательных
учреждений в реализации педагогического потенциала традиционной
культуры старообрядцев как уникальной части культурно-
исторического и национально-культурного наследия России
необходимо, чтобы эти традиции изучались и внедрялись
специалистами в области народной художественной культуры,
социально-культурной деятельности, музееведения.

Методологическую основу исследования составили идеи

отечественных философов о духовно-нравственных смыслах

отечественной культуры (Н.А. Бердяева, И.А. Ильина, B.C. Соловьева,
П.А. Флоренского и др.), а также концепция этногенеза Л.Н. Гумилева
и историческая этнология СВ. Лурье. При разработке

педагогических аспектов традиционной культуры особое значение для нашего исследования имели труды Л.Н. Толстого и К.Д. Ушинского.

Методы исследования: анализ литературных источников;
анкетирование студентов Московского государственного

университета культуры и искусств, РАМ им. Гнесиных,
Московского областного колледжа искусств; экспедиция в места
проживания семейских Забайкалья (с. Большой Куналей,

Десятниково, Куйтун, Тарбагатай); беседы со староверами

в Бурятии; анализ деятельности культурно-досуговых и

образовательных учреждений Забайкалья (этнографического музея
народов Забайкалья, библиотек Тарбагатайского района,

этнокультурного центра по сохранению и развитию традиций семейских); запись и расшифровка образцов фольклора старообрядцев. Базы исследования:

центры по сохранению и развитию культуры семейских Забайкалья, расположенные в поселках Большой Куналей и Тарбагатай (Бурятский автономный округ), в которых непосредственно побывала диссертантка с целью сбора, анализа и обобщения эмпирического материала;

кафедра теории и истории народной художественной культуры Московского государственного университета культуры и искусств, где диссертанткой была разработана и апробирована программа экспериментального спецкурса по старообрядческой культуре.

Организация и методы исследования.

Исследование проводилось в три этапа:

На первом этапе (1999-2000гг.) были осуществлены анализ и обобщение теоретических и исторических источников, разработаны программа и инструментарий исследования.

На втором этапе (2000-2001гг.) собиралась и обобщалась эмпирическая информация о деятельности современных социально-культурных и образовательных учреждений Забайкалья по сохранению и развитию старообрядческих традиций. В том числе была совершена экспедиционная поездка в Бурятию, в места проживания старообрядцев

Забайкалья. В ходе экспедиции было осуществлено непосредственное наблюдение за жизнью староверов в селах Тарбагатай, Большой Куналей, Куйтун, Десятниково, собирание архивных материалов, посещение музеев, этнокультурного центра в с. Тарбагатай, знакомство с фольклорными коллективами «Судьбинушка», «Большой Куналейский народный хор», а также запись песенного репертуара и общение с исследователями данной области, преподающими в Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусств на кафедре восточных языков и страноведения. На этом этапе было проведено также анкетирование студентов МГУКИ, РАМ им. Гнесиных, а также Московского областного колледжа искусств. Сопоставлен уровень знаний студентов, изучающих историю и культуру старообрядцев и студентов, имеющих представление о данной культуре в рамках общеобразовательного курса.

На третьем этапе (2001-2002гг.) была разработана и

апробирована программа "Традиционная культура семейских
Забайкалья". В течение 2000-2001 гг. на основе данной программы
автор читала спецкурс для студентов специализации «Теория и
история народной художественной культуры». Также были проведены
повторное анкетирование студентов данной специализации, анализ и
обобщение результатов исследования, разработаны научно-

методические рекомендации для социально-культурных и образовательных учреждений.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем:

1-Дана авторская периодизация становления и развития культуры старообрядцев, выделено шесть этапов этого процесса.

2.Раскрыто своеобразие основных форм празднично-обрядовой и семейно-бытовой художественной культуры семейских Забайкалья, а также основных видов их народного художественного творчества (духовных стихов, обрядовых песен, народного декоративно-прикладного творчества и др.).

3.Установлено, что до настоящего времени в старообрядческих общинах бытуют старинные фольклорные тексты, воплощающие не утратившие своей значимости в современных условиях духовно-нравственные ценности и добродетели (патриотизм, любовь к родной земле, трудолюбие, целомудрие, ценностное отношение к культурным традициям, забота о домашнем очаге и др.).

4.В результате научной экспедиции выявлены современные формы бытования традиций старообрядцев Забайкалья, а также каналы их трансляции в современную социально-культурную среду.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что представленные в ней материалы дополняют теорию социально-культурной деятельности систематизированной и обобщенной научной информацией о традиционной народной культуре старообрядцев Забайкалья, а также о деятельности социально-культурных и образовательных учреждений по ее сохранению и развитию в современных условиях. Материалы исследования могут стать теоретической основой разработки перспективных моделей этнокультурных центров старообрядчества в России, а также школ и других образовательных учреждений с этнокультурным компонентом.

Практическая значимость исследования заключается в том, что его материалы отражены в содержании спецкурса «Традиционная культура старообрядцев Забайкалья» для студентов, обучающихся по специальности «Народное художественное творчество», а также в учебнике «Народная художественная культура» для вузов культуры и искусств и других учебных и учебно-методических материалах.

В перспективе результаты исследования могут быть внедрены в содержание довузовского этнокультурного образования, в деятельность социально-культурных учреждений разных регионов России, а также в практику работы кафедры ЮНЕСКО, созданной на базе Московского государственного университета культуры и искусств в 2002г.

Апробация работы

Результаты исследования докладывались автором на

научныхконференциях молодых ученых МГУКИ: "Современная
культура: теорико - методологический и практический аспекты" 20-21
апреля 2000 г., "Современная культура: теорико-методологический и
практический аспекты" 18-19 апреля 2001 г., "Культура безопасности
общества на современном этапе" 23-24 апреля 2002 г.,

"Созидательная миссия культуры" 15-16 апреля 2002 г.

Лоложения, выносимые на защиту:

1.Традиционная субкультура семейских Забайкалья, которая многие годы находилась в изоляции, сохранила духовно-нравственные ценности и идеалы, воплощенные в духовных стихах, календарных и семейно-бытовых праздниках, в произведениях различных видов народного художественного творчества.

2. Уникальность традиционной культуры семейских Забайкалья обусловлена компактностью и изолированностью их проживаний, а также глубинными историческими связями с церковным расколом.

3.Перспективными формами социально-культурной деятельности по сохранению и развитию традиций семейских Забайкалья являются: создание этнокультурных центров, открытие музеев, организация фольклорных ансамблей, проведение научных исследований, а также разработка и внедрение региональных программ, нацеленных на изучение, анализ, обобщение и распространение информации о культурно-исторических и художественно-культурных традициях семейских Забайкалья.

Структура диссертации включает введение, три главы, заключение, библиографию, приложение.

Исторические аспекты развития старообрядческой культуры в России ( 17 - начало21вв.)

Современная жизнь стремительными темпами продвигается вперед, человек получает возможность непрерывно расширять свой познавательный диапазон. И чем обширнее сфера знаний, тем более утверждается долговечность и жизненная сила народных художественных традиций, испокон веков передававшихся потомками как бесценный дар. Каждая новая эпоха вносит свои коррективы в различные человеческие представления и понятия, создать новое возможно лишь на основе усвоения определенного наследия прошедших веков.

Данный раздел посвящен становлению и развитию старообрядчества в России в период с XVII до начало XXI вв. Условно историю старообрядчества можно разделить на несколько основных этапов: 1) церковные преобразования и раскол православного общества России (60-е - 90-е гг. XVII в.); 2) старообрядчество в эпоху петровских реформ (20-е гг. XVIII в.); 3) «выгонки» староверов во времена Анны Иоановны (40-е гг. XVIII в.); 4) "Манифест" Екатерины Великой (вторая половина XVIII в.); 5) реакционная эпоха Николая I (середина - вторая половина XIX в.); 6) "золотой век" старообрядчества (начало XX в.). Рассмотрим последовательно особенности каждого из этих этапов.

Первый этап (60-е - 90-е гг. XVII века) совпал с периодом церковных преобразований и раскола православного общества России. Это этап расслоения православной культуры, в том числе художественной, на два течения: староверов и нововерцев. Раскол православной церкви произошел во время правления царя Алексея Михайловича, который являлся вторым из рода Романовых. Ему хотелось заручиться поддержкой России со стороны народов, исповедующих православие. Также он считал необходимым тесное единение русской церкви с греческой и малороссийской, что могло быть достигнуто путем согласования русской церковной практики с греческими образцами. Согласно ранее установившемуся в Москве порядку, церковное управление находилось под постоянным и непосредственным надзором государственной власти. Для подготовки назревших реформ царь привлек группу лиц (в основном из священства), главным из которых был новгородский митрополит Никон (мирское имя - Никита Минич), вставший на место скончавшегося патриарха Иосифа. Никон считал необходимым освободить церковь от господства над ней светской власти.

В 1654 году Никон разослал по церквям "память", которая предписывала следующие изменения (108, с.22-63): Вместо двоеперстного крестного знамения было введено троеперстие В старых книгах имя Спасителя всегда писалось и выговаривалось как "Исус", а в новых оно было переделано на "Иисус". Ранее было установлено во время крещения, венчания и освящения храма делать обхождение по солнцу, а ныне было введено обхождение против солнца. Вместо "сугубой", т. е. двойной аллилуйи, которую творила русская церковь с древних времен, была введена "трегубая" (тройная)аллилуйя. Земные поклоны были заменены поясными, и их количество уменьшилось. Эти изменения были закреплены церковными соборами 1654-1655 гг.

Нововведения не могли не вызвать резкий отпор со стороны русских людей. От сторонников старых обрядов царю посыпались челобитные, в которых осуждалась "новая незнаемая вера" как ересь: "учение ее - душевредное, ее службы, таинства - не таинства, пастыри - волки" (32, с.21). Реформы также натолкнулись на сильную оппозицию со стороны видных духовных деятелей того времени: епископа Павла Коломенского, протопопов Аввакума, Даниила из Костромы, Логина из Мурома и других. За это поборники церковной старины вскоре подверглись жестоким мучениям и казням по приказам Никона и царя.

Церковные изменения раскололи русский народ на два лагеря православия: господствующий и старообрядческий.

Старообрядчество стихийно распространялось в центре страны и на ее окраинах, его последователи уходили на север к поморам, к Белому морю, на Печору, в Сибирь. Особенно много староверов нашло приют в Стародубье и на Ветке, принадлежавшей в ту пору Польше. Стародубье было расположено вокруг города Стародуба и объединяло несколько уездов Черниговской губернии. Вплоть до настоящего времени оно не утратило значение важного старообрядческого центра. Особая роль в этом принадлежит г. Новозыбкову, где находится Архиепископия Древлеправославных Христиан Старообрядцев (1, с.60).

В начале 80-х годов XVII в. часть староверов была вынуждена покинуть Стародубье и отправиться в Речь Посполитую. Местность расселения получила название Ветки. Принято считать, что данное название произошло от места первого поселения староверов на берегу одного из рукавов (Ветки) реки Сожь. Постепенно старообрядцы поселяются во многих отдаленных районах Вятского региона.

Воспитательная роль семейно-бытовой и празднично-обрядовой культуры старообрядцев

Ценность старообрядческой культуры в современных условиях определяется прежде всего ее нравственными основами: уважительное отношение к русским культурным традициям, беззаветная преданность собственным культурным и религиозным основам, а также почитание предков и людей своего круга. Все эти особенности широко представлены у забайкальских староверов. Если условно представить культурные традиции семеиских в иерархии ценностей, то на первом месте будут стоять традиции, тесно связанные с природой и трудовой деятельностью людей. Традиции, имеющие в своей основе уважение к труду, земле, природе, раскрывают глубоко специфичные особенности личности семеиских, закрепление в них исторически сложившегося образа жизни.

Вся атмосфера семейской жизни способствовала трудовому воспитанию. Развитие материальной, хозяйственной деятельности, зачастую тяжелой и требующей напряжения всех физических сил, тесно связано с развитием духовного мира. Человек не мог жить, довольствуясь только материальными интересами. Поэтому сам процесс труда, включающий подготовку к работе, непосредственную работу, подведение итогов деятельности, отмечался и украшался своеобразными традициями, выраженными в обрядах и ритуалах. Именно по этой причине народный календарь семеиских состоит из обрядов и праздников, большинство которых связаны с земледелием. Их народный земледельческий календарь представляет в своей сути весьма сложный комплекс (сплав) дохристианских аграрных представлений с христианским мировоззрением, который сложился исторически, оформился в быту семейских. В первую очередь семейские заботились об урожае, здоровье своей семьи и скота, передаче опыта подрастающему поколению. Основным содержанием в особенности осенних обрядов являлось стремление вернуть работающим на поле потраченную силу и сохранить у земли, породившей урожай, ее плодоносную силу.

И все-таки как важно было следовать художественным и ремесленным традициям, так нуждались в сохранении и передаче нравственные отношения, в основе которых лежали уважение к старшим, родителям, поминовение усопших, милосердие и сострадание к больным и скорбящим, чувства благодарения и признания своим предкам и землякам. "Кто бы ни был глава семейства (отец или мать), все остальные относятся к нему с почетом и уважением, он задает тон всей семье, от его воли зависят все домашние. Замужние женщины, особенно неглупые, пользуются большим влиянием в семье. Разводов и каких-нибудь разборов между мужем и женой почти не бывает - семейные отношения чрезвычайно нежные", - так писали различные исследователи жизни и творчества семейских. Естественны и чувства почтительности и почитания родителей и старших. Семейская нравственность требовала безусловного уважения родителей на протяжении всей жизни. "Дети обязаны родителей во всем слушаться, поить и кормить их во время болезни и старости", — эти наставления вполне типичны для семейских.

Общность семейских можно рассматривать с двух сторон. Во-первых, она была показателем религиозного единства. Отношения к "старой вере" имели своим "земным ядром" преданность старине. Как отмечает К.С. Мяло, "семейская община выработала удивительную способность в двух временах: в священном, неизменном времени и в текучем, эмпирическом времени, отношения с которым не являлись проблемой, о чем свидетельствует не в последнюю очередь и хозяйственная умелость, а также их пространственная подвижность и способность сосуществовать с самыми различными национальными и культурными сообществами" (91, с.43).

Исследователь П.А. Ровинский, который подробно изучал уклад семейской старообрядческой общины, находил, что в старообрядческой среде более сложившиеся традиционные отношения "заметны повсюду": "Каждое сословие носит в себе собственные идеи и принципы, которыми проникнуты все ее члены и которые составляют ее силу. И эти сословия стоят несравненно выше всей остальной индифферентной массы. Этим качеством старообрядцы выше православных, так как больше возбуждают мысль и самодеятельность" (91, с.43).

Во-вторых, общинная спаянность проявлялась на фоне семьи. Семейные устои были крепки, родственные связи глубоки и почитаемы. Браки среди родственников запрещались до восьмого колена. Община также следила за воспитанием у детей уважения к труду, проявляла заботу о том, чтобы в семье было кому научить ребенка хлебопашеству и домоводству.

Широкое распространение в общине имела традиция внутримирской взаимопомощи и взаимоподдержки. На осенние работы по уборке урожая являлись семьями и поодиночке. Если на работу приходилось выезжать за пределы села, отправлялись в дорогу с песнями, а после работы в доме того, кому оказывалась помощь, устраивался ужин для помогающих, которых помимо этого катали на тройках. Для подростков и неженатой молодежи это было время не только усваивания производственных навыков, но и их совершенствования под непосредственным наблюдением мастеров землевладельцев. Важны были и сама праздничность совместных трудовых действий, и их реальная значимость для нуждающегося, воспитывающие определенное отношение к работе.

В ходе помощи передавалась и формировалась преемственность трудовой традиции в рамках общины. Это была "педагогика труда", в процессе которой осуществлялось воспитание и обучение детей и молодежи. Огромное нравственное значение помощи состояло в том, что в те дни работа за деньги считалась предосудительным делом. Помощь предоставлялась в любое время всем родственникам и соседям, в чем состояла еще одна особенность семейских - все вокруг земляки, родственники, соседи. Община также не могла существовать без хранителей и передатчиков ее традиций, но не мог существовать и каждый ее член отдельно от "мира". Эта традиция опиралась на личность, а не на "абстрактный институт", с чем и была связана высокая потребность в духовности у семейских (91, с.45).

Церковно-певческие традиции

Современное состояние церковно-певческой культуры семейск Забайкалья характеризуется прежде всего устной формой бытован культовых напевов. В отличие от неуставной хоровой музы послереформенной церкви древнерусское пение является уставным любая из его сторон (осмогласие, жанровые характеристики, традиц музыкального элемента) регламентируются общим богослужебны каноном. Непосредственное отношение к певческому канону име чинопоследование (место и функция песнопения в службе) и календа (регламентированная смена песнопений и гласов). Песнопения чтения, сменяющие друг друга, не воспринимаются ограниченно и обособленно.

Однако в обрядовой практике семейских произошли некоторые изменения по сравнению со старыми обрядами. Они связаны со служением без священника, вследствие чего из чинопоследования исчезли возгласы, прошения и молитвы. Вместе с исчезновением определенных священнодействий в ряде случаев опускаются и песнопения, которые им сопутствуют. В других случаях, оставаясь в чинопоследовании, песнопения оказываются помещенными в иную обрядовую ситуацию.

В современной практике семейских сохраняется много особенностей, сформированных традицией и отличающихся от уставных требований. Здесь в первую очередь необходимо обратить внимание на "песенное" исполнение псалмов 140, 141, 129, 116 и полиелейных псалмов.

Первые поются с особыми припевами к отдельным стихам, причем к стихам каждого из псалмов положен свой припев: к стихам 140 псалма - "Услыши мене Господи", к стихам 141 псалма - "Воззвах к Тебе спаси мя", к стихам 129 и 116 псалмов - "Христе Спасе помилуй нас" (159, с.108).

Изменения, произошедшие в общем богослужебном каноне, определили многие богослужебные параметры певческого канона. Огромное влияние оказали и богослужебные традиции.

Певческие книги старообрядцев сложились на основе древнерусских типов книг. Основное отличие книг, сложившихся в старообрядческой практике, прослеживается в упрощении обрядов и служб, что отразилось в исполнительской манере, сохранности музыкальных текстов и, самое главное - в разном сокращении их состава.

В полном богослужении удержались основные книги, годового круга: Октоих, Триоди, Праздники, Трезвоны и Обиходы.

Октоих - книга, появившаяся на Руси в XIII в. Певческий вариант складывается в древнерусской традиции к XV в. Возникновение Октоиха связывают с именем византийского императора VIII в. Иоанна Дамаскина, который, по преданию, упорядочил пение, изложив его в 8 гласах - ладах (отсюда - Октоих). Первоначально в книгу были включены воскресные службы, авторство которых приписывают Иоанну Дамаскину. Расширение Октоиха и его оформление в одну книгу осуществил, по преданию, Иосиф Песнописец в 861 г., составив "Великий Октоих". В древнерусской традиции Октоих обычно называется "Книга глаголемая Октоих, сиречь Осмогласник. Творение преподобного отца нашего Иоанна Дамаскина". При этом сложилась традиция давать изображение Иаонна Дамаскина подобно изображению царя Давида в Псалтыре или евангелистов и апостолов в книгах "Библия" и "Апостол". Песнопения распределялись в русском Октоихе по восьми разделам - гласам, а внутри их по дням недели в строгом порядке, зависимом от времени исполнения.

Песнопения будних (седмичных) дней делились на вечерние и утренние. Воскресные же имели песнопения субботних малой и великой вечерен, повечерия, а также полунощницы и утрени (159, с.54).

Триоди - наиболее древние книги византийской традиции, известны в России с XI в. Название Триодь переводится как Трипеснец (это малая композиция канона, состоящая из трех песен -од). В состав Триодей вошли произведения многих византийских авторов: V в. - Авксения, Анастасия Синаита, Романа Сладкопевца; VII - VIII вв., когда была создана основная часть гимнов - Софрония, Андрея Критского, Иоанна Дамаскина, Козьмы Маюмского и др. В IX в. братья Феодор и Иосиф Студиты пытались придать книге завершенный характер. Перевод Триодей на славянский язык был сделан в Болгарии в 916 г. Последующие переводы повлекли за собой разночтения, в силу чего тексты неоднократно исправлялись.

В певческие Триоди вошли песнопения подготовительных недель к Великому Посту («недели»: о мытаре и фарисее, о блудном сыне, мясопустная и сыропустная), 7 седмиц поста, седмицы пасхального цикла ("недели": Пасхальная и Фомина, Жен-мироносиц, о расслабленном, о самарянине, о слепом, святых отец и Пятидесятница) и первой седмицы по Пятидесятнице ("неделя" Всех святых). Славянские Триоди делятся на Постную (до 6-й недели Великого Поста) и Цветную (с Лазаревой субботы до "Недели всех святых").

Роль научных исследований в сохранении и развитии традиций семейских Забайкалья

Жизнь семейских как интересной этнографической группы русского населения Сибири нашла отражение в научной и художественной литературе. Поэтическое описание деревни старообрядцев Забайкалья впервые дал Н. А. Некрасов в поэме "Дедушка". В романах И. Чернова (А.А. Леонова) "Семейщина" и И.К. Калашникова "Последнее отступление", "Разрыв-трава" показаны картины жизни и быта старообрядцев в дореволюционный период, отражено изменение их хозяйства, культуры и быта в советское время.

Начало исследований семейских было положено в XVIII веке. Первые сведения о старообрядцах Забайкалья были собраны П. С. Палласом (122). В 1771 —1772 гг. в ходе своих экспедиций он посетил ряд поселений семейских, описал природные условия, занятия населения, привел данные о численности жителей как старожилов-сибиряков, так и "польских колонистов", т. е, старообрядцев, выселенных из Польши во время "выгонок". Особое внимание Паллас уделил староверам с. Куйтун.

Паллас отмечает трудности борьбы с суровым климатом и настойчивость колонистов в развитии хлебопашества. В результате своих наблюдений исследователь приходит к выводу, "что кроме кочующих народов, каковы буряты и тунгусы, никакому другому тут жить не можно" (122, с.381). Небезынтересны сведения Палласа об использовании и усовершенствовании сельскохозяйственного орудия, например, плуга, о попытках староверов производить пашни, о выплавке железа куйтунскими кузнецами. Паллас вникал во все детали хозяйственного устройства староверов на новых местах и, указывая на места их поселения, сообщал о количестве дворов в селении и численности староверов в каждом из них.

С конца XVIII в. вплоть до 1824 г. никаких сведений о семейских в печати не обнаружилось, кроме лестного отзыва губернатора Треокина (1808 г.) об их трудолюбии.

А. Мартос, побывавший в 1824 (Новый) год в с. Тарбагатай, отмечал "настоящее русское национальное платье женщин, которые стояли кружком у ворот в повойниках, унизанных жемчугом с покрытыми фатами". Он описал обстановку избы, где мебель красного дерева, серебряный сервиз, еда из четырех блюд, чай. Далее он привел данные о рыбных промыслах, о хлебопашестве, достигшем здесь, по его мнению, "высочайшей степени совершенства. Местные жители отважные и прилежнейшие охотники, бьют сохатых (лось), зубрей, диких коз, медведей, волков, лисиц и зайцев" (102, с. 110). В книге Мартоса впервые введен в оборот и термин "семейные". "Старообрядцы пришли сюда семьями, водворены семьями и потому сохранили досель имя семейных".

Немало упоминаний о семейских сохранилось в записках и в дневниках декабристов. Наиболее интересными являются записки А.Е. Розена, братьев Н. и М. Бестужевых, А.П. Беляева, И.Д. Якушкина, В.И. Штейнгеля. Наблюдения декабристов за жизнью семейских оказались настолько яркими, что Н.А. Некрасов использовал их при описании Тарбагатая в поэме "Дедушка". Конечно, Некрасов нарисовал идеализированный образ свободной деревни, какой она представлялась революционерам-демократам его эпохи.

Для декабристов деревни семейских тоже составляют приятное исключение. Декабристы отмечают трудолюбие староверов, их цветущие села и нивы. "Тарбагатайские староверы были отличные пахари. Земледелие у них в самом цветущем состоянии, а как их местность вообще гористая, то все склоны гор были возделаны с большим тщанием, что нас очень удивляло и радовало. Когда мы жили в Петровском остроге, то все хлебное продовольствие нам привозили из Тарбагатая". Наиболее подробно о жизни и быте семейских пишет А.Е. Розен (138) . Во время перехода декабристов из Читы в Петровский завод в 1830 г. он ведал снабжением декабристов продовольствием и, естественно, был более связан с населением. "Избы и дома у них, — писал Розен, — не только красивы углами, но и пирогами... Во дворе под навесом стояли все кованые телеги, сбруя была сыромятная, кони были дюжие и сытые, а люди, люди! Ну, право, все молодец к молодцу, красавицы, рослые, белолицые, румяные. Все у них соответствовало одно другому: от дома до плуга, от шапки до сапога, от коня до овцы — все показывало довольство, порядок, трудолюбие..." (138, с. 412).

В 60—70-е гг. XIX в. интерес к семейским возрастает. В 1861 г. их посещает крупный этнограф прошлого столетия СВ. Максимов (99). Он также отмечает зажиточность староверов, их умение ладить с начальством, описывает некоторые подробности выдворения их за Байкал. Сообщает он и об этапах переселения, о количестве семей, пришедших на Иро и затем перекочевавших в Бичуру. Ни старин, ни былин, ни песен старообрядцев ему записать не удалось, но он упоминает одну интересную бытовую деталь из их нравов, отмеченную в святочной обрядности,— "род свального греха" (99, с.285).

В 1867 г. публикуются материалы из жизни и быта семейских в ныне забытой работе В. Паршина. Автор сообщает любопытные данные о возделываемых культурах, о святочных обрядах, о суевериях, о религиозности, о поверьях и запретах староверов. Вот, к примеру, ряд запретов и поверий, записанных Паршиным. За едою смеяться нельзя. Всякий, кому бы пришла фантазия рассмеяться, выходит из-за стола и лишается обеда. Насытившийся не ломает стол. Хлеб щипать или крошить — грех. Круглую коврижку хлеба после заката нельзя починать, потому что хлебушко спит. Если чай прольешь на сарафан, то покойные родители захотели пить (123).

Похожие диссертации на Традиционная культура старообрядцев (семейских) Забайкалья в содержании социокультурной деятельности и этнокультурного образования