Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основы формирования национального самосознания молодежи в общественных досуговых объединениях
1.1. Основные подходы к формированию проблемы национального самосознания в исторической ретроспективе .
1.2. Современное состояние и тенденции развития общественных объединений молодежи в сфере досуга 40
1.3. Общественные объединения как средство формирования национального самосознания молодежи
ГЛАВА 2. Создание условий для формирования национального самосознания молодежи в сфере досуга 94
2.1. Изучение современного состояния сформированности национального самосознания молодежи в деятельности дл досуговых общественных объединений
2.2. Реализация социально-культурных условий по формированию национального самосознания молодежи в досуговой сфере
2.3. Сравнительный анализ полученных данных эксперимента, выводы
Заключение 151
Библиография 162
Приложение
- Основные подходы к формированию проблемы национального самосознания в исторической ретроспективе
- Современное состояние и тенденции развития общественных объединений молодежи в сфере досуга
- Изучение современного состояния сформированности национального самосознания молодежи в деятельности дл досуговых общественных объединений
- Реализация социально-культурных условий по формированию национального самосознания молодежи в досуговой сфере
Введение к работе
Актуальность исследования. В связи с изменениями в политической жизни страны и возникшими в последние годы социально-экономическими проблемами, все острее ощущается разрушение традиционных систем ценностей, снижение воспитательного воздействия культуры, искусства, образования как важнейших факторов формирования у чмолодых людей национального самосознания и патриотизма.
Проблемы национального самосознания имеют для России особое
значение, и это связано, в первую очередь, с этническим многообразием
страны, особенностями устройства социальной жизни населения,
спецификой российского менталитета. В подлинном национальном
самосознании главным компонентом является чувство исторической
преемственности, сопереживание не только к настоящему, но и ко всей
многовековой истории Отечества, его будущему за пределами собственного
жизненного пути. ^
Национальное самосознание является фактором, связывающим нацию в целое духовное и социокультурное пространство. Поэтому важнейшей предпосылкой преодоления духовного кризиса российского общества является формирование в общественном сознании национальной идеи, отвечающей вызову времени, и воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России, ее традициям, обычаям.
Значительным ресурсом формирования национального самосознания обладают общественные молодежные объединения. Особенность общественных объединений заключается в том, что, создаваясь в неформальной среде, они позволяют включать человека в систему общественных отношений и формировать не только активную жизненную позицию, но и социальную ответственность за те процессы, которые происходят в различных сферах деятельности человека.
{
Появление большого числа общественно-добровольных
формирований и инициатив сегодня дает основание рассматривать их как реальную социальную силу, обладающую качественными чертами самодвижения, саморазвития, самоорганизации.
Степень научной разработанности проблемы. Теоретической основой исследования стали труды российских и зарубежных философов, социологов, педагогов, в которых обоснована социально-педагогическая сущность общественных объединений, раскрыты различные аспекты формирования национального самосознания человека.
В России в XIX - XX вв. пристальное внимание вопросам поиска нравственности и духовности, выработки национального самосознания народа было уделено в теоретическом наследии И.С. Аксакова, К.С. Аксакова, М.М. Бахтина, Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, Н.Я. Данилевского, И.А. Ильина, И.В. Киреевского, А.Ф. Лосева, Н.О. Лосского, В.В. Розанова, B.C. Соловьева, П.А. Сорокина, Е.Н. Трубецкого, ГЛ. Федотова, П.А. Флоренского, С.Л. Франка, А.С. Хомякова, Л.И. Шестова и др.
В контексте культурно-исторической психологии сознания проблемы формирования национального сознания рассматривались в трудах выдающихся психологов Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина и др. Развитие духовных основ русской культуры можно проследить в работах И.А. Ильина, Н.Н. Блонского, П.Ф. Киитерева, Н.И. Пирогова, В.В. Розанова, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, СТ. Шацкого и др.
Большое значение для исследования социально-культурной
деятельности по формированию ценностных ориентации молодёжи в сфере
досуга имеют работы Л.А. Акимовой, М.А. Ариарского, А/А. Бодалева, Б.С.
\
Ерасова, С.Н. Иконниковой, Ю.В. Китова, В.Т. Лисовского, А.П. Маркова, Б.Г. Мосалёва, А.В. Мудрика, B.C. Мухиной, А.С. Орлова, Э.В. Соколова, Ю.А. Стрельцова, В.Я. Суртаева, В.В. Туєва, Н.Н. Ярошенко и др.
5 Особое значение мы придаем работам Т.И. Баклановой, Е.В.
Великановой, Е.И.Григорьевой, М.И.Долженковой,. А.С.Каргина,
Е.В.Литовкина, А.Ю. Любомудровой, Е.Ю.Стрельцовой и др., в которых
раскрыты особенности развития традиционной народной культуры и основы возрождения национально-культурных традиций.
Изучению различных аспектов деятельности общественных объединений посвящены исследования Т.Г.Бортниковой, Л.А. Гордона, Е.А. Здравомысловой, Г.Х.Калимуллиной, Д.В. Кирш, Э.В. Клопова, В.В. Костюшева, А.А. Тёмкиной, О.Н. Яницкого и др.
Таким образом, изучению русского самосознания посвящено значительное число работ, авторы которых с разных позиций рассматривали данный феномен. Но, несмотря на имеющиеся достижения в этой области, обширный научный и практический опыт, проблема формирования национального самосознания молодежи остается далекой от своего окончательного завершения; здесь имеются широкие перспективы для дальнейших исследований.
Одной из нерешенных является проблема формирования
национального самосознания молодежи в деятельности общественных
объединений в сфере досуга, что и определило тему диссертационной
работы. /
Исследование проблем формирования русского самосознания у молодежи и современных подходов к решению данной проблемы позволило выявить нам противоречия между:
- актуализацией требований, которые предъявляются современной ситуацией к уровню сформированное национального самосознания молодежи, и недостаточной разработанностью новых подходов к содержанию и педагогическим технологиям решения этой проблемы;
потенциальными возможностями досуговых общественных объединений в формировании национального самосознаїіия молодежи и неразработанностью условий для его формирования.
Совокупность указанных противоречий позволяет сформулировать проблему: каковы особенности формирования национального самосознания молодежи в условиях деятельности досуговых общественных объединений.
Объект исследования: национальное самосознание современной
российской молодежи. (
Предмет исследования: научное обоснование социально-культурных условий формирования национального самосознания молодежи в процессе деятельности досуговых общественных объединений.
Цель диссертационного исследования: теоретическое обоснование и практическая реализация условий формирования национального самосознания молодежи в деятельности досуговых общественных объединений.
Данная цель потребовала определения ряда задач диссертационного
исследования: ^
1. Дать научное обоснование сущности процесса формирования национального самосознания молодежи в условиях деятельности общественных объединений в сфере досуга.
3. Выявить и экспериментально обосновать совокупность социально-культурных условий формирования национального самосознания молодежи в процессе деятельности досуговых общественных объединений.
5. Разработать инструментарий диагностического сопровождения
педагогического процесса формирования национального самосознания
молодежи в условиях деятельности досуговых общественны^ объединений.
6. Разработать и апробировать авторскую программу формирования
национального самосознания молодежи в условиях деятельности досуговых
общественных объединений молодежи.
В основу исследования была положена гипотеза, исходящая из того, что деятельность общественных объединений молодежи в сфере досуга по формированию национального самосознания будет более эффективной при соблюдении ряда социально-культурных условий:
^
- учета возрастных, индивидуально-личностных особенностей
молодежи и комплексного использования методов психологического и
социально-педагогическою воздействия;
- использования различных, диагностических методик и социально-
культурных технологий для активизации и самореализации духовного
потенциала молодежи в сфере досуга;
- интеграции усилий семьи, социально-культурных учреждений,
центров культуры и досуга, общественных организаций, учебных заведений в
целенаправленном педагогическом процессе самореализации молодежи;
- разработки и внедрения программы, направленной на формирование
устойчивых интересов в изучении отечственных традиций и духовного
наследия русского народа, реализации потребностей в самосовер-
шенствованиг. п самоактуализации.
Методологической основой исследования является
междисциплинарный подход, который основывается на использовании
отечественных этнологических концепций, достижений русской
философской и педагогической мысли; данных социологических и
искусствоведческих исследований; на понимании национального
самосознания как важнейшей составляющей духовной жизни личности и
государства; на идее непреходящей цсьносш традиционной культуры в
обновляющемся мире: на идеях русских мыслителей Н.А. Бердяева, Г.Д.
Гачева, . Гумилева о русском национальном характере и национальных
образах мира с учетом идей о системе реконструирования личности в
контексте культурно-исторической теории развития психики и сознания Л.С.
Выготского, А.Р. Лурия и теории деятельности А.Н. Леонтьева, Л.С.
Рубинштейна и др. \
Методы исследования включают:
теоретический анализ философской, культурологической, педагогической, социологической, психологической литературы, имеющихся разработок в социально-культурной сфере; анкетирование молодежи; анализ
8 документов; наблюдение; различные диагностические методики, адаптированные к задачам исследования (методика личностного дифференциала, методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно - потребностной сфере О.Ф. Потемкиной, методика диагностики степени удовлетворенности основных потребностей); констатирующий, формирующий, и контрольный эксперименты; математическая обработка данных.
База исследования. Исследование процесса формирования национального самосознания молодежи в условиях деятельности досуговых общественных объединений осуществлялось на базе Тамбовской областной общественной организации «Молодежные инициативы», Мичуринской городской детской общественной организации «Родник» Тамбовской области.
В исследовании приняло участие 286 человек. К опытно-экспериментальной работе привлекались студенты кафедры социально-культурной деятельности, сервиса и туризма Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина, Тамбовского филиала Московского открытого социального университета, Тамбовского колледжа социокультурных технологий.
Организация исследования. Исследование проводилось в течение 1998-2006 г. и состояло из трех основных этапов.
На первом этапе (1998-2001 гг.) проводилось определение тематики исследования, изучались теоретические аспекты проблемы, отраженные в философской, социологической, психолого-педагогической литературе, материалах специальных научных и методических изданий. Осуществлялось методологическое обоснование теоретической части исследования (определение цели, объекта, предмета, постановка задач и формулировка гипотезы исследования). Были проанализированы и обобщены основные подходы к формированию национального самосознания в истории отечественной мысли, выявлена сущность и типология общественных
(
9 объединений, способствующих формированию национального самосознания молодежи.
На втором этапе (2002- 2004 гг.) изучались документы Тамбовской областной общественной организации «Молодежные инициативы», Мичуринской городской детской общественной организации «Родник» Тамбовской области; разрабатывалась программа экспериментального исследования; проводилось психолого-педагогическое диагностирование участников общественных объединений различной направленности с использованием ряда методик; проводилось анкетирование молодежи, посещающей общественные объединения в досуговой сфер(^
На данном этапе был осуществлен анализ деятельности общественных объединений в сфере досуга и определены социально-культурные условия формирования национального самосознания молодежи, разработана и внедрена авторская программа формирования национального самосознания молодежи в деятельность общественных объединений. На основе разработанных критериев в ходе проведенного исследования была выявлена позитивная динамика духовно-нравственного развития молодежи, которая проявлялась в изменении ценностных ориентации молодежи.
На третьем этапе (2005-2006 гг.) были подведены итоги исследования: осуществлена проверка гипотезы, степени реализации исследовательских целей и задач, сделаны выводы по теоретическим и практическим аспектам исследования; выявлены и экспериментально обоснованы социально-культурные условия формирования национального самосознания молодежи в деятельности общественных объединений.
Научная новизна исследования заключается в том, что:
обоснована совокупность социально-культурных условий формирования национального самосознания молодежи в досуговых общественных объединениях, которые основаны на сочетании принципов организации и самоорганизации молодежи; направленности на их участие в программах и проектах, решающих социально-значимые проблемы;
10 создании механизмов координации деятельности различных структур по развитию различных форм партнерства и коммуникаций;
- выявлены принципы отбора содержания социально-культурных
мероприятий, способствующих формированию ^ национального
самосознания молодежи на основе использования различных форм
организации досуга молодежи и показана специфика их использования в
деятельности общественных объединений;
- разработан инструментарий диагностического сопровождения
педагогического процесса формирования национального самосознания
молодежи, который позволяет оценить динамические изменения
сформированности национального самосознания молодежи в условиях
общественных досуговых объединений;
разработаны критерии, позволяющие оценивать, эффективность педагогической деятельности в процессе проведения социально-культурных мероприятий с молодежью в общественных объединениях по формированию национального самосознания молодежи;
на основе принципов интеграции и дифференциации разработана педагогическая программа формирования национального самосознания молодежи в деятельности досуговых общественных объединений. Данная программа ориентирована на воспитание любви к родному краю, приобщение к духовным ценностям народа, формирование патриотических чувств молодежи на основе изучения исторических и культурных ценностей малой Родины, воспитание уважения к гражданскому и воинскому подвигу знаменитых земляков, а также формирование высоких морально-нравственных качеств молодежи на примере изучения биографий выдающихся деятелей истории, науки и культуры, внесших свой вклад в культуру родного края.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что процесс формирования национального самосознания молодежи в условиях деятельности досуговых общественных объединений рассмотрен с позиции
теории социально-культурной деятельности. В диссертации обобщены педагогические концепции и положения о методологических и технологических основах формирования национального самосознания молодежи.
На основе системно-типологического анализа определены
педагогические возможности общественных объединений по формированию
национального самосознания молодежи. V
Реализованный автором педагогический подход к использованию
различных технологий социально-культурной деятельности в формировании
национального самосознания молодежи позволяет рассматривать
общественные досуговые объединения как эффективную форму организации
досуга молодежи, в деятельности которых осознается принадлежность
членов объединения к определенной нации, развивается потребность
приобщить к культуре, традициям, нравам и обычаям своего края, возникает
готовность сохранять территориальную целостность родного края и
стремление приумножать его богатства. х
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты позволяют более эффективно осуществлять процесс формирования национального самосознания молодежи.
Материалы и выводы диссертационного исследования могут использоваться:
в деятельности государственных организаций при выработке
ориентиров культурной политики и разработке программ формирования
национального самосознания молодежи:
при разработке педагогических систем и образовательных
программ по организации социально-культурной деятельности молодежи на
федеральном и региональном уровнях;
в работе центров по организации досуга молодежи;
в системе переподготовки и повышения квалификации кадров для сферы образования и учреждениях дополнительного образования.
Результаты исследования обеспечивают работников учреждений социально-культурной сферы научно-обоснованными выводами и рекомендациями по организации процесса формирования национального самосознания молодежи в условиях деятельности досуговых общественных объединений.
Разработанная авторская педагогическая программа по формированию национального самосознания молодежи в деятельности досуговых общественных объединений может послужить основой для совершенствования процесса патриотического воспитания молодежи в различных сферах общественной жизни.
Достоверность и обоснованность полученных результатов исследования обеспечены их согласованностью с фундаментальными положениями, теориями и концепциями различных областей знания; целенаправленным анализом педагогической практики; применением комплекса теоретических и эмпирических методов, адекватных объекту, целям и задачам исследования; комплексным характером опытно-экспериментальной работы; непротиворечивостью и преемственностью результатов на различных этапах исследования; позитивными изменениями в результате реализации программы по формированию национального самосознания молодежи.
На защиту выносятся следующие положения:
Сущность процесса формирования национального самосознания молодежи в условиях деятельности общественных объединений в сфере досуга определяется нами как сложный многоуровневый процесс, включающий осознание индивидом принадлежности к определенной нации, потребность разделить своими действиями ее интересы, культуру, традиции, быт, нравы, язык; готовность сохранять се территориальную целостность, стремление приумножать ее богатства.
Ведущими субъектами формирования национального самосознания молодежи в современных условиях являются общественные
13 объединения, молодежные организации, инициативные клубы, о чем свидетельствует анализ основных подходов к исследуемой проблеме в отечественной и зарубежной практике.
3. Социально-культурными условиями формирования
национального самосознания молодежи в досуговых общественных
объединениях являются:
учет возрастных, индивидуально-личностных особенностей личности в процессе организации и самоорганизации досуга молодежи, направленность их на участие в программах и проектах, решающих социально-значимые проблемы;
- создание механизмов координации деятельности различных
структур по развитию многообразных форм партнерства и коммуникаций;
- использование различных диагностических методик и социально-
культурных технологий для активизации и самореализации духовного
потенциала молодежи в сфере досуга;
- интеграция усилий семьи, социально-культурных учреждений,
центров культуры и досуга, общественных организаций, учебных заведений в
целенаправленном педагогическом процессе по приобщению к духовным
ценностям народа; формирование патриотических чувств молодежи на
основе изучения исторических и культурных ценностей своей Родины;
- разработка и внедрение программы, направленной на формирование
устойчивых интересов к изучению отечественных традиций и духовного
наследия русского народа, реализации потребностей в
самосовершенствовании и самоактуализации.
4. Авторская педагогическая программа формирования национального
самосознания молодежи в деятельности общественных объединений
основана на взаимосвязи и взаимодополняемости традиционных и
нетрадиционных форм организации досуга и включает в себя:
- проведение массовых мероприятий, экскурсий, составление баз
данных о знаменитых людях региона, их портретов, произведений, летописи
14 их жизни, творчества, деятельности, а также проведение встреч с героями войны и труда, с деятелями науки и культуры, изучение творческого наследия родного края, организацию выставок народного творчества.
Апробация и внедрение результатов исследования ос)7ществлялись по ряду направлений:
а) выступления на научно-практических конференциях: IV научная
конференция ТГТУ «Автоматизация технологических процессов,
строительство» (Тамбов, апрель 1999 г.); II Международная научно-
практическая конференция «Международное сотрудничество в образовании»
(Санкт-Петербург, апрель 2001 г.); заочный научно-практический Интернет-
семинар «Организация профилактической работы в системе образования»
(Тамбов, февраль 2006 г.); научно-практическая конференция «Традиции и
инновации в подготовке специалистов среднего профессионального
образования» (Тамбов, апрель 2006 г.);
б) разработка и внедрение программы «Наследие» с использованием
современных социально-культурных технологий, направленной на
приобщение к духовным ценностям народа, его традициям и обычаям;
в) использование результатов исследования в процессе преподавания
ряда учебных дисциплин в Академии искусств, сервиса и рекламы
Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина, в
частности, на кафедре социально-культурной деятельности, сервиса и
туризма при преподавании следующих дисциплин: «Социально-культурная
деятельность», «Технологические основы социально-культурной
деятельности»; в Тамбовском колледже социокультурных технологий, а
также в Тамбовском филиале Орловской Академии государственной службы;
г) использование результатов и выводов исследования в процессе
организации практики студентов 2-4 курсов Тамбовского колледжа
социокультурных технологий.
Основные положения и результаты исследования нашли отражение в
14 научных публикациях автора в виде научных статей, тезисов и учебно-
методических публикаций общим объемом 6,5 п.л. ,
Структура и объем диссертации. Диссертация состоиг из введения, 2 глав, заключения, списка литературы, состоящего из 253 источников, и ряда приложений.
^
^
^
Основные подходы к формированию проблемы национального самосознания в исторической ретроспективе
Проблема формирования сознания и самосознания личности всегда занимала особое место в различных науках, в том числе этими вопросами занимались философы, педагоги, психологи, социологи, культурологи.
Философское осмысление понятия самосознание впервые можно обнаружить в древнеиндийском эпосе, а как теоретическая концепция «самосознание» рассматривалось в рамках идеалистических течений в древнекитайской и древнегреческой философии. В период Средневековья понятие «самосознание» принимало разнообразные религиозные и метафизические оттенки. В Новое время теория самосознания занимает ведущее место в работах классиков немецкой классической философии конца XVIII- начала XIX вв. (Канта, Фихте, Гегеля). Гегель сводил человеческую сущность к духу, лишенному индивидуальности, к абстракции самосознания. Несмотря на определенные недостатки, например, на недооценку подлинности и ценности индивидуального бытия человека, в его теории есть много позитивного.
Самосознание возникает одновременно с сознанием как производное от него, однако оно проявляется на более высокой ступени развития человечества.
В отечественной науке понятие «национальное самосознание» используется как осознанная индивидом принадлежность к определенной нации, к социально-экономической и политической общности [177]. Но очевидно, что национальное самосознание имеет более сложную многоуровневую структуру, включающую историческое самосознание, историческую память, этнокультурное сознание. В основе понимания этого понятия лежит национальная идея, национальный менталитет, и оно сосуществует с другими проявлениями самосознания: сословными, конфессиональными и т.д.
Проблемы национального самосознания для России всегда имели особое значение. Этническое многообразие страны, ее необъятные просторы, особенности общинного устройства социальной жизни усилили значимость надэтнических факторов консолидации — государства и религии. В силу этих исторических обстоятельств национальное самосознание явилось фактором, связывающим нацию в целое духовное и социокультурное пространство.
Для осмысления сущности национального самосознания необходимо отметить, что исторический генезис этого определения связан с образованием и укреплением отдельных государств. В этом смысле «национальное самосознание» является глубоким чувством, которое формировалось у людей на протяжении веков и, прежде всего, это любовь к своей Родине, потребность разделить своими действиями ее интересы, культуру, традиции, быт, нравы, язык; готовности сохранять ее территориальную целостность, стремление приумножать ее духовные и природные богатства. Позднее понятие национальное самосознание стали подменять словом «патриотизм».
«Патриотизм (от греческого patris- отечество) - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы родины», отмечается в философском словаре [231]. Мы видим, что в данном определении основное внимание уделяется понятию «Отечество» и это не случайно. Термин «национальное самосознание» (в значении патриотизм, народность, «русскость») стал употребляться в отечественной литературе в 30-40-х гг. XIX в. Его использовали в своих работах В.Г. Белинский, Н.И. Бердяев, Ф.М. Достоевский, И.А. Ильин, B.C. Соловьев, Д.К. Ушинский и др. Однако лишь с 20-х гг. XX столетия начинается теоретическое осмысление этой проблемы (Ю.В. Бромлей, Л.Н. Гумилев, В.И.Козлов, П.И. Кушнер, Б.Ф. Поршнев, Н.Н. Чебоксаров, СМ. Широкогоров и др.).
Одним из важнейших понятий в русской истории является русская идея. Это понятие скорее философское, чем историческое5/ складывающееся на протяжении всей истории России, вбирало в себя традиции русского народа, государственности, самосознания [206].
Русская идея как феномен русской культуры призвана выявить связь между особенным и всеобщим в жизни русского народа. При своем зарождении она не заключает в себе никакого национализма, не оправдывает превосходство одного народа над другим, не призывает к национальному обособлению России, к ее замыканию на саму себя. Наоборот, величие России она связывает с преодолением ею своего национального эгоизма во имя сплочения и объединения всех народов на базе, общеморальных ценностей [206].
"Без национальной патриотической идеи, общественного идеала мы жить не можем. И, может быть правы те, кто утверждает, что наш народ без общественного национального идеала может утратить свое историко-культурное своеобразие и стать просто населением, которому уже все равно, какому государству принадлежать» [56, с. 23].
«Национальная идея, опираясь на свои базисные основания -государственность, культуру, свободу, - выступает в трех ипостасях: идея как идеал, идея как отражение исторических особенностей развития России и ее будущих перспектив, идея как организующая и движущая сила исторического развития» [56, с. 23].
Современное состояние и тенденции развития общественных объединений молодежи в сфере досуга
Появление большого числа общественно-добровольных формирований и инициатив сегодня дает основание рассматривать их как реальную социальную силу, обладающую качественными чертами самодвижения, саморазвития, самоорганизации.
Существовавшие совсем недавно в нашей стране общественные, общественно-политические, социально-культурные организации были полностью слиты с государством, и вся культурная жизнь в обществе была подчинена государству. Идеологизированная трактовка культурно-просветительной работы стала инструментом грубого и некомпетентного руководства искусством и культурой, в целом, как профессиональной, так и любительской деятельностью в социально-культурной сфере.
Сущность таких понятий как "молодежное объединение", "молодежная организация" является предметом обсуждения философов, социологов и педагогов. Сложность и многогранность феномена современного молодежного движения создают большие трудности в выяснении их сущности и определении.
Молодежное общественное объединение — это общественное формирование, в котором самостоятельно (или вместе со взрослыми) добровольно объединяются и несовершеннолетние и совершеннолетние граждане для совместной деятельности, удовлетворяющей их социальные потребности и интересы. Общественным оно считается потому, что, во-первы.., создается по инициативе и на основе свободного волеизъявления подростков и взрослых, а также не является структурным подразделением государственного учреждения, хотя и может функционировать на его базе и при его поддержке, в том числе, материально - финансовой; во - вторых, осуществляет социально полезную деятельность; и, в - третьих, не ставит своей уставной целью распределения.
Молодежная организация - это добровольное, самодеятельное, самоуправляемое молодежное общественное объединение, создаваемое для реализации какой- либо социально ценностной идеи (цели), имеющее регулирующие его деятельность нормы и правила, зафиксированные в уставе или ином учредительном документе, выраженную структуру и фиксированное членство.
Молодежное движение представляет собой совокупность координированных действий молодых граждан, направленных на реализацию какой-либо идеи, связанной с изменением социальной дейстьлтельности или своего положения в обществе, на развитие социального творчества в подростковой среде. Участниками того или иного молодежного движения могут становиться различные общественные объединения, организации, иные формирования, как на постоянной, так и на временной основе.
Молодежное движение выражается в том, что юные граждане или их объединения участвуют в решении долговременных и кратковременных программ и акций, соответствующих его целям. Полномо я юридического лица в детском движении принимает на себя его инициативный (координационный) орган, имеющий в своем составе дееспособных граждан и представляющий интересы участников молодежного движения в отношениях с государственными органами и общественными организациями.
С 1991 года начался процесс разгосударствления молодежного движения, его перехода в статус общественного явления. Единственные когда-то, пионерская и комсомольская организации, имеющие богатый исторический опыт воспитания личности были преобразованы и заняли соответствующее место в ряду разнообразных новых детских, подростковых и юношеских формирований, возникших в последнее десятилетие.
1 Іроцесс преобразования молодежного движения, его перехода в новое качество протекает в настоящее время интенсивно и имеет ряд особенностей: изменение места базирования (новые детские, подростковые, юношеские объединения имеют "штаб-квартиры", как правило, в учреждениях дополнительного образования, культуры, по месту кительства, при общественных организациях); исчезла привязанность к одновозрастному коллективу; приход руководителей объединений, не имеющих педагогической профессии.
Возникновение молодежных объединений происходит двумя путями: целенаправленно, т.е. под влиянием государственных структур (например, Национальная Ассоциация молодежных организаций, Союз пионерских организаций), или по инициативе взрослых соучредителей (Сибирская Ассоциация скаутов г.Омск, региональный молодежный союз ЮНИОР г.Норильск). v Молодежные объединения являются важной формой участия молодежи в жизни общества. Учитывая специфику этого явления, мы определяем его как социально-педагогическое общественное формирование, уделяя пристальное внимание его свойствам, методам, приемам и средствам развития и совершенствования его составляющих. В последнее время произошли серьезные изменения в принципах деятельности молодежных объединений, что нашло свое выражение в предоставлении права выбора объединений, отвечающих интересам и запросам подрастающего поколения. \ Исходя из вышесказанного, очевидно, что на современном этапе общественного развития стала актуальной задача научного осмысления происходящих в молодежном движении процессов. Необходимо в соответствии с современным уровнем развития педагогической науки и практики объективно проанализировать теорию и практику деятельности предыдущих молодежных объединений, выявить в их деятельности позитивный опыт и ошибки, просчеты, которые привели к негативным результатам, и даже к ликвидации отдельных общественных организаций.
Изучение современного состояния сформированности национального самосознания молодежи в деятельности дл досуговых общественных объединений
Перспективы социализации личности в общественных объединениях молодежи напрямую зависят как от уровня развития ее социальной активности, так и от позиции общественного объединения внутри социально-культурной среды региона.
Приступая к изучению деятельности общественных объединений, необходимо рассмотреть социально-культурную природу их происхождения. Говоря о социально-культурных институтах, Т.Г.Киселева и Ю.Д.Красильников разделяют их на официальные учреждения, к которым относят клубные учреждения, библиотеки, кинотеатры, дома отдыха, комплексные социально-культурные образования, а также /образовательную систему и негосударственные учреждения, структуры, которые создавались и создаются сейчас на волне подъема социально-культурной активности [81, 53-54]. До недавнего времени некоторые разновидности негосударственных образований осуществляли свою деятельность в некоем правовом вакууме. Более того, некоторые из государственных, официальных структур раньше не имели строго определенной законодательно закрепленной нормативной базы. Понимание этого становится особенно важным в контексте наших дальнейших рассуждений, относительно психолого-педагогической сущности и природы происхождения неформального молодежного движения.
Исторически сложилось так, что многие социально-культурные институты в нашей стране были образованы постановлениями правительства, приказами (указами), постановлениями местной власти при отсутствии соответствующего специализированного закона. В этом контексте можно говорить о том, что данные структуры были «узаконены», а не работали в рамках закона.
Общеизвестно, что в дореволюционный период «клубом» называли свободную самодеятельную и самоуправляемую организацию граждан, объединившихся на основе общности интересов. Позднее (примерно в 20-х годах) в связи с изменениями, произошедшими внутри нашего общества (усиление тоталитарных тенденций), серьезной трансформации подверглись и представления об общедоступном клубе. Между понятиями «клуб» и «клубное учреждение» был поставлен знак равенства. Сегодня мы пытаемся возвратиться к своим истокам и, как правильно замечают по этому поводу Т.Г. Киселева и Ю.Д. Красильников: «Как добровольно объединяющаяся общность людей, клуб может приобрести статус общественной организации, статус юридического лица» [81, с. 109]. Безусловно, не все молодежные общественные организации по специфике своей деятельности подходят под определение «клуба», здесь необходимо подробное изучение, прежде всего, досуговой составляющей их работы. Однако, бросается в глаза тот факт, что подавляющее большинство программ и проектов, реализуемых в рамках молодежных общественных объединений, имеют культурно-досуговую направленность и во многих из них есть должности освобожденных работников, то есть людей, профессионально занимающихся общественной деятельностью. Последний факт, по нашему мнению, особенно роднит молодежные общественные организации и клубные учреждения.
Безусловно, имеется сущностная связь между некоторыми общественными молодежными организациями и любительскими объединениями. В первую очередь, это касается тех молодежных общественных формирований, в структуре деятельности которых имеется одно или несколько программных направлений работы. Во-первых, каждая такая программа - это добровольное сообщество любителей того или иного вида деятельности, имеющих вполне определенные интересы и стремящихся в наибольшей степени удовлетворить свои досуговые запросы. Во-вторых, члены общественной организации периодически переизбирают свои руководящие органы так же, как и участники любительских формирований производят самостоятельный выбор своего руководства.
Среди общего числа любительских объединений молодежные и детские формирования составляют 448 единиц. В них занимается 7395 представителей молодежи области. Самыми многочисленными любительскими объединениями среди молодежи являются «Клубы выходного дня». Как показывают отчеты, присылаемые в Областной научно-методический центр при Управлении культуры администрации области, любительские общественные объединения в своей работе сотрудничают со школами, библиотеками, общественными организациями. Молодежные любительские объединения используют в своей работе такие формы, как игры («Брейн-ринг», «Звездный час»), конкурсные программы («Супер-юноша», «А ну-ка, девушки», «Веселые потехи», «Русские игрища», «Утренняя звезда»), развлекательные программы («Татьятш день», «День влюбленных», «Тусовка-98»).
Реализация социально-культурных условий по формированию национального самосознания молодежи в досуговой сфере
На формирующем этапе эксперта были средины социально-культурные условия по формированию национального самосознания молодежи в досуговой среде, которые включают в себя: - учет возрастных, индивидуально-личностных особенностей молодежи и комплексное использование методов психологического и социально педагогического воздействия; - использование различных диагностических методик и социально культурных технологий для активизации и самореализации духовного потенциала молодежи в сфере досуга; - интеграция усилий семьи, социально-культурнъгх учреждений, центров культуры и досуга, общественных организаций, учебных заведений; разработка и апробирование педагогической программы, направленной на формирование устойчивых интересов в изучении отечественных традиций и духовного наследия русского народа, реализации потребностей в самосовершенствовании, самоактуализации; - сотрудничество педагога-организатора досуга как специалиста, обладающего комплексом профессиональных и личностных качеств, и молодежи. Нами была разработана программа формирование национального самосознания молодежи. Цель программы: формирование национального самосознания молодежи. Задачи: Вся программа формирование национального самосознания молодежи состоит из .. занятий продолжительностью от 30 до 90 минут каждое 1 раз в неделю. Структура занятий включает следующие элементы: ритуал приветствия, рефлексию прошлого занятия (2-4 упражнения), рефлексию занятия, ритуал прощания.
Разрабатывая программу, мы учитывали идеи Л.М. Фридмана и И.Ю. Кулагиной о том, что личность человека можно охарактеризовать пятью основными потенциалами, которые играют роль динамических доминант, задающих направленность процессу развития лихости:
1) познавательный потенциал. Определяется объемом и качеством информации, которой располагает личность. Кроме того, он включает в себя психологические качества, обеспечивающие продуктивность познавательной деятельности человека;
2) морально-нравственный потенциал. Обусловливается приобретенными личностью в процессе социализации нравственно-этическими нормами, жизненными целями, убеждениями, устремлениями. Речь идет о единстве психологических и идеологических моментов в сознании и самосознании личности, которые вырабатывается с помощью эмоционально-волевых и интеллектуальных механизмов и реализуются в ее мироощущении, мировоззрении, мироустремлениях;
3) творческий потенциал. Определяется репертуаром умений и навыков, способностями к действию (созидательному и/или разрушительному, продуктивному или репродуктивному) и мерой их реализации в определенной сфере (или сферах) деятельности или общения;
4) коммуникативный потенциал. Зависит от общительности, характера и прочности контактов, устанавливаемых ею с другими людьми. Содержательно - динамически эта способность выражается в систематичности и разнообразии социальных ролей, которые играет личность;
5) эстетический потенциал личности обусловливается уровнем содержания и интенсивностью ее потребностей в прекрасном, а также тем, как она их удовлетворяет. Эстетическая активность личности реализуется и в творчестве (профессиональном или самодеятельном), и в «потреблении» произведений искусства. Другими словами, личность определяется тем, 1) что она знает, 2) что она ценит, 3) что и как она созидает, 4) с кем и как она общается, 5) каковы ее эстетические потребности и как она их удовлетворяет .
Согласно данным, полученным после внедрения программы, в экспериментальной группе показатели факторов личностного дифференциала в большинстве случаев имеют высокие значения. Следовательно, мы можем утверждать, что большинство испытуемых научились принимать себя как личность, стали склонны осознавать себя как носителей позитивных, социально желательных характеристик, т.е. появилась удовлетворенность собой. Кроме того, говоря теперь о силе в самооценках, отмечаем, что испытуемые стали более уверенные в себе, независимые, склонные рассчитывать на собственные силы в трудных ситуациях. Проанализировав показатели фактора активности после поведения эксперимента, мы можем констатировать, что испытуемые характеризуются активностью, общительностью, импульсивностью.