Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА I. Социально-культурная активность как необходимое условие жизни в третьем возрасте.
1. Историко-философский аспект старения человека 16
2. Сущность и понятие эйджизма как социокультурного феномена 33
3. Анализ социологических теорий активности в третьем возрасте 47
4. Социокультурные аспекты активизации лиц третьего возраста 56
ГЛАВА II. Социально-культурная активизация лиц третьего возраста в великобритании»
1. Кросс-культурный анализ социально-экономического положения лиц третьего возраста в России и Великобритании 75
2. Виды и формы социально-культурной активизации лиц третьего возраста в Великобритании 106
3. Модель дифференцированного применения в России зарубежного опыта социально-культурной активизации лиц третьего возраста 135
Заключение 147
Список литературы 152
Приложение 168
- Историко-философский аспект старения человека
- Анализ социологических теорий активности в третьем возрасте
- Кросс-культурный анализ социально-экономического положения лиц третьего возраста в России и Великобритании
- Модель дифференцированного применения в России зарубежного опыта социально-культурной активизации лиц третьего возраста
Введение к работе
Актуальность исследования.
Постоянный рост численности людей пожилого возраста представляет собой важное явление XX века. Наблюдается тенденция общего постарения населения планеты, или, другими словами, "демографическая революция". По официальным данным Организации Объединенных Наций, к 2025 году каждый шестой человек на Земле будет старше 60 лет, что составит более 1 миллиарда пожилых и престарелых людей, то есть 15 % от всего населения планеты. Взрослое население Европы старше 60 лет к 2025 году составит 40% . Уже на сегодняшний день удельный вес лиц третьего возраста равен 15% всего населения Европы.
Россия вместе с другими странами СНГ занимает четвертое место в мире по численности лиц третьего возраста. Население России по международным меркам, начиная с 60х годов, считается "старым". По статистическим данным, что 14 % всего населения России составляют люди старше 60 лет.
С другой стороны, тревожит демографический показатель средней продолжительности жизни в России, обнаруживающий тенденцию к снижению, который по данным на 1993 год равен всего 66 годам, что на 10 лет ниже, чем средняя продолжительность жизни людей в европейских странах. Эти данные вызывают беспокойство и дают повод задуматься над тем, какие условия необходимо создать, какие меры предпринять для увеличения продолжительности жизни жителей России и улучшения ее в качественном плане, задуматься над планированием всех сфер жизни, учитывая факторы постарения населения.
"Демографическая революция" имеет далеко идущие последствия и оказывает серьезное влияние на планирование и осуществление мероприятий в области социальной политики. Данная ситуация ставит перед нашим
обществом проблемы экономического, социального, психологического,
нравственного, социологического плана.
К сожалению, в современном обществе, ориентированном на молодежную культуру, сложились негативные стереотипы старости, которые отрицательно отражаются не только на самих пожилых и престарелых людях, но и на всей культуре общества в целом. Стереотипы старости определяются совокупностью упрощенных обобщений о лицах третьего возраста, позволяющей воспринимать их шаблонно и необоснованно. [125]. Такие стереотипы приводят к дискриминаторному отношению к старости, называемому эйджизмом (или эйджеизмом).
Эйджизм (ageism, agism - от англ. age - возраст) - явление, существующее в различных общественных проявлениях, подразумевает дискриминацию по возрастному признаку, то есть, негативное отношение к старшим поколениям, которое отражается на качестве жизни самих пожилых и престарелых людей, ограничивая возможности их участия в политической, экономической, социальной и культурной жизни общества, где третий возраст может проявить и выразить себя, использовать накопленные за годы таланты и знания.
Изменить позицию общества по отношению к третьему возрасту -значит восстановить связь культуры с определенными и закрепленными традициями, что является обязательным контекстом для развития характеристик, которые несет в себе старость: мудрости и самотрансцендентности.
Одним из важных направлений социально-педагогической и социально-культурной деятельности государства по вопросам преодоления влияния эйджизма, а также увеличения продолжительности жизни и улучшения качества жизни в старости, является формирование такой общественной системы, которая позволит старшим поколениям полноценно и активно участвовать в общественной жизни.
Для практического решения этих вопросов необходимы не только
логический, статистический анализ и лабораторные подтверждения, но,
прежде всего, теоретическая база и научное объяснение самого феномена
старости, изучение механизмов старения и выработка на этой основе
способов изменения стереотипов упрощенного восприятия людей третьего
возраста, методов и средств сохранения здоровья пожилых людей,
увеличения продолжительности жизни, поддержания активного образа
жизни в старости.
Возможность социально-культурной активности в третьем возрасте -один из основных путей улучшения качества жизни лиц третьего возраста, преодоления негативных тенденций по отношению к старости. Бесспорно, что активный образ жизни и участие в социальной и культурной деятельности всего общества делает человека личностью. Однако не всегда человек, вышедший на пенсию, может самостоятельно организовать свою жизнь и направить ее в русло общественно-полезного и социально-значимого образа жизни.
Этому в большой мере может способствовать реализация принципа социально-культурной активизации личности, главный постулат которого заключается в обеспечении вариативных возможностей для активной социально-культурной деятельности пожилых и престарелых людей.
Решение данной проблемы является одной из неотложных задач нашего государства. Ее основные цели - способствовать более активной интеграции пожилых и престарелых людей в экономическую, политическую, социальную и культурную жизнь общества, углублять понимание важного гуманитарного характера проблем людей третьего возраста, развивать и стимулировать программы и мероприятия, направленные на обеспечение социальных гарантий пожилых людей, развивать программы подготовки квалифицированных специалистов для служб, деятельность которых связана с удовлетворением потребностей и интересов лиц третьего возраста.
Формированию условий для развития и действенного применения принципа активизации на практике может способствовать внимательное изучение уже накопленного опыта других стран в данном направлении. Однако в каждой стране развитие активизации идет по своему пути, и то, что подходит одной культуре и системе, не может быть в неизменном виде перенесено в другую культурную среду: автоматическое перенесение выводов, полученных в зарубежной науке, не дает полноценных результатов в связи с особенностями социальной ситуацией в России. Поэтому, большое значение приобретает исследование возможностей практики применения опыта европейских стран в направлении социально-культурной деятельности в нашей стране, что позволит наполнить новым содержанием работу служб и организаций, чья деятельность непосредственно связана с лицами третьего возраста.
Высокий уровень развития и стабильность социальной политики в Великобритании, сложившаяся разветвленная сеть организаций и учреждений, реализующих целый комплекс программ и мероприятий, направленных на улучшение качества жизни, а также один из наиболее высоких в мире показателей средней продолжительности жизни людей придают Великобритании статус одной из самых передовых стран в области социальной геронтологии. Все вышеуказанные факторы повлияли на выбор автором страны для изучения и подробного рассмотрения теоретических и практических подходов к социально-культурным проблемам лиц третьего возраста в Великобритании.
Степень научной разработанности проблемы:
Изучением процессов и проблем человеческого старения занимаются многие науки: биология, медицина, антропология, экология, социальные и психологические дисциплины, а также технические и естественные науки. Каждая из областей научного знания в системе мультидисциплинарного
изучения проблем старения привносит в исследования свой теоретический
взгляд на понимание старости.
Пожилые и престарелые люди всегда были в центре внимания и интересовали человечество с незапамятных времен. Этот интерес отражен в философских трудах ученых Древнего Мира: Аристотеля, Эмпедокла, Гиппократа, Платона, Цицерона, Сенеки, Конфуция и многих других мыслителей древности. [8, 139, 26, 16]
Важное значение для понимания природы человеческого старения имеют исследования в области медицины, биологии, экологии таких авторов, как: Александрова М.Д., Выготский Л.С., Дементьева Н.Ф., Шаталова Е.Ю., Дичев Т.Г., Ефименко В.Л., Изуткин A.M., Петленко В.П., Царегородцев Г.И, Концевой В.В., Ястребов B.C., Огнева А.В., Пакин Ю.В., Сачук Н.Н, [4, 5, 34, 43,44,50,71,90]
Возрастные изменения человеческой психики отражены в фундаментальных трудах по психологии и психоанализу: Фрейда 3., Юнга Г., Берна Э., Ericson Е., Stack Sullivan Н., Eisdorfer С, Cohen D. [108, 127, 23, 154, 186, 152].
В социальном аспекте проблемы, можно утверждать, что современное общество, стараясь облегчить и улучшить жизнь старших поколений, сталкивается с множеством насущных проблем, касающихся финансирования социальных программ, независимость социальных структур, недостатка профессионалов в учреждениях социальной защиты, застойными традициями управленческой практики. В научной литературе эта группа проблем исследовалась такими авторами, как: Ломов Б.Ф., Рыбалко Е.Ф., Альбуханова-Славская К.А., Чеботарев Д.Б., Александрова М.Д., Сачук Н.Н., Красаевская Т.В., Дмитриев А.В., Дементьева Н.Ф., Шаталова Е.Ю., Бовуар С, Levet М., Pollak О., Rosen J., Neugarten В., Tibbits С, Bromley D., Roller М. [78, 97, 1, 119,4,45,43,25, 168, 177, 178, 187, 139, 166].
Кроме того, в исследовании этой проблемы в России, особое значение
приобретают культурные аспекты социальных отношений: разрушение
духовных основ нравственности, духовных основ жизни наших
соотечественников, проблемы сохранения и развития системы учреждений
социально помощи престарелым, возникновение в общественном сознании
известных стереотипов старости и межпоколенческих конфликтов.
Культурные ориентации пожилых людей, сформировавшиеся в
индустриальную эру (1-я половина XX века) отличаются от культурных
ориентации людей, родившихся в постиндустриальную эру высоких
технологий (2-я половина XX века), выражаясь в служебной,
производственной этике, семейных, религиозных, патриотических
ориентациях. Проблемы культурного перелома затрагивались как
выдающимися философами, так и культурологами. (Арнольдов А.И., Бердяев
Н.А., Бестужев-Лада И.В., Георгиевский А.Б. Петленко В.П., Сахно А.В.,
Царегородцев Г.И., Гумилев Л.Н., Ильин И.А., Ломов Б.Ф., Мид М.,
Фезерстоун М., Хепуорт М., Rosenmayer L., Rowe J.W., Kahn R.L., Rutherford,
J. [11-13, 21, 22, 24, 36, 40, 54, 78, 80, 107, 179, 180, 181] .
Наиболее обстоятельно на сегодняшний день изучены и рассмотрены
следующие проблемы: социально-демографический состав населения
старших возрастов, продолжительность жизни различных половозрастных и
социально-профессиональных групп лиц третьего возраста (Россет Э.Л.,
Никитин В.Н., Никитенко В.В., Пакин Ю.В., Сачук Н.Н., Bond J., Biggs R.,
Coleman P., Sagan L.) [93, 94, 85, 86, 89, 136, 182], экономические и правовые
аспекты системы социально обеспечения престарелых (Акарчан В.А.,
Вержиковская Н.В, Ехнева Т.Л., Школяр В.В., Егоров А.Н., Walker A., Alber
J.) [З, 32, 49, 197.], влияния общих социальных условий общественного и
научно-технического прогресса на продолжительность жизни и творческой
деятельности человека (Александрова М.Д., Барабой В.А., Димант И.Н.,
Давыдовский И.В., Карсаевская Т.В., Шаталов А.Т., Фролькис В.В.,
Чеботарев Д.В., Brandtstadter, J. Baltes-Gotz, В., Day P.) [5, 19, 42, 60, 118, 138, 148], социальной адаптации лиц третьего возраста к статусу пенсионера (Шапиро В.Д., Dittmann-Kohli, F., Fennell G. Phillipson P. Evers H., Johnson M., Carol M. [122, 150, 156, 161].
Передовые технологии по мере их успешного внедрения в жизнь становится источником стратификации поколений. Разрыв поколений и драматические последствия модернизации стали общей судьбой общества развитых стран всего мира. Ключевое значение для рассматриваемой темы имеют социальные и культурные аспекты информации как глобальной проблемы современности. Межпоколенческие проблемы в контексте научно-технического прогресса рассмотрены в работах Ракитова А.И., Бестужева-Лады И.В., Гумилева Л.Н., Левонтина Р., Лисовского А.В., Радаева В.В., Шкаратан О.И., Иванова Д.А. [92, 24, 40, 74, 77, 91, 52].
В данном диссертационном исследовании затрагиваются также и вопросы этнической принадлежности и зависимости от нее степени проявления эйджизма в отношении представителей национальных меньшинств. Проводимая параллель между эиджизмом и расизмом основана на теоретических исследованиях Алексеева В.П., Бердышева Г.В., Трошина Л.П., КонаИ.С. [6, 20, 68].
В научной литературе различных отраслей знания широко освещены вопросы, касающиеся возможностей реализации социальных, культурных, духовных и творческих потенциалов человека в старости (Анцыферова Л.И., Дуликов В.З., Арымбаева К.М., Бакланова Т.И., Кондратьев П.И., Гласе Дж., Гуфеланд В., Добринская Е.И., Соколов Э.В., Мосалев Б.Г., Страшникова К.А., Тульчинский М.М., Bulter, R.N., Bromley D.B., Cornwall М., Fennell G. Phillipson P. Evers H. [9, 15, 18,70,37,41,46,81, 100, 140, 141, 145, 156].
Проблемы возрастной дискриминации и конфликта поколений неоднократно затрагивались российскими и зарубежными учеными. В этой области исследований взаимодействий и конфликтов наиболее известны
работы Александровой М.Д., Барабой В.А., Димант И.Н., Давыдовского
В.А., Карсаевской Т.В., Шаталова А.Т., Vincent J.A.[5, 19, 42, 59, 195].
Однако, не смотря на явный интерес ученых к процессам старения, к вопросам активности в пожилом и престарелом возрастах, в существующих теоретических разработках нигде не усматривается взаимосвязь социально-культурной активности с необходимостью целенаправленно активизировать и стимулировать различные виды активности престарелых с целью преодоления сложившихся стереотипов о старости в общественном сознании.
Объектом исследования являются лица третьего возраста (мужчины и женщины в возрасте от 60 лет), живущие в Великобритании.
Предмет исследования - социально-культурная деятельность общества, направленная на активизацию лиц третьего возраста в Великобритании.
Цель исследования - разработать модель дифференцированного использования в России опыта социально-культурной деятельности Великобритании по преодолению негативных тенденций эйджизма в отношении лиц третьего возраста.
Цель исследования обусловила постановку и решение следующих
задач:
- раскрыть роль и положение пожилых и престарелых людей в различных культурах и обществах с точки зрения историко-философской перспективы;
- охарактеризовать современное отношение общества к лицам третьего возраста;
- выявить преобладающие направления негативных тенденций эйджизма в современном обществе;
- определить современные социологические подходы к вопросам активности в старости;
- обосновать принцип социально-культурной активизации лиц третьего возраста;
- провести кросс-культурный анализ демографического, социального и экономического положения лиц третьего возраста в России и Великобритании;
- раскрыть основные подходы социальной политики Великобритании в реализации социально-культурной активизации лиц третьего возраста;
- разработать рекомендации позитивного использования в России опыта социально-культурной деятельности за рубежом.
Гипотеза данного диссертационного исследования заключается в предположении, что повышение степени участия лиц третьего возраста в осциальной, экономической, политической и культурной жизи общества благотворно отражается на качестве жизни человека в старости и продолжительности здорового и независимого периода жизни, что дает положительный эффект в преодолении негативных стереотипов старости, называемых «эйджизмом», посредством социально-культурной активизации пенсионеров.
Методологическая и общетеоретическая база исследования.
Данное исследование в виду особой актуальности и новизны проблемы, предполагало комплексное использование философско-педагогической, культурологической, социологической и психолого-педагогической литературы, которая имеет непосредственное отношение к проблемам стереотипизации и социально- культурной активизации лиц третьего возраста. Историко-философскую и культурологическую основу данного диссертационного исследования составили фундаментальные труды древних и современных мыслителей: Аристотеля, Сенеки, Конфуция, Бердяева Н. А., Ильина И.А., Выготского Л.С, Гумилева Л.Н. М.Мид, С.С. Аверинцева, М.М. Бахтина, П.А. Флоренского, Арнольдова А.И., Б.Г. Ананьева, Г.Л. Тульчинского, И.С. Кона, и др. [8, 139, 21, 22, 54, 34, 40, 80, 13, 7, 105, 69].
В основе подхода к проблемам соотношения индивида и социальной среды лежат социологические теории о активности лиц третьего возраста Балтеса М, Балтеса П., Карстенсена Л., Бандуры А., Этшли Р., а также исследования вопросов активности пенсионеров российских социологов: Леонтьева Д.А., Выготского Л.С., Марковкиной С.Г., Страшниковой К.А., Тульчинского М.М. [131, 132, 143, 144, 133, 129, 75, 34, 79, 98, 99.104].
Для обоснования культурологической позиции общества по отношению к лицам третьего возраста большое значение имели труды Батлера Р., Ферезстоуна М., Хепуорта М., Агеева В.С Бовуар де С, Дудченко О.Н., Камиллери К., Козловой Т.З., Ломова Б.Ф. Радаева В.В., Шкаратан О.И. [140, 155, 2, 25, 48, 57, 67, 78, 91].
Организация и методы исследования:
Научный метод - система рационального и эмпирического подходов к проблеме. Специфика самого объекта и новизна проблемы исследования, потребность целостного анализа обусловили необходимость использования целого комплекса методов, среди которых анализ теоретических источников, историко-философский анализ, социально-педагогический и
культурологический анализ, метод классификации и типологизации, использование принципа системности, диалектического, деятельного подходов. Высокая степень субъективности и творческого начала объекта исследования предопределили ведущее место таких методов, как самонаблюдение, наблюдение, включенное наблюдение, анкетирование, интервьюирование, опрос, биографическое исследование.
Научная новизна и теоретическая значимость состоит в освещении теоретико-методологических проблем эйджизма, которые ранее не фигурировали в теоретических исследованиях и не являлись предметом специального изучения. Эйджизм рассмотрен как социально-культурный феномен, как специфическая форма проявления общественных отношений; выделены и охарактеризованы основные элементы содержания понятия
"эйджизм"; проанализированы его проявления и основные направления в
различных сферах жизни общества;
В данном диссертационном исследовании автором:
- Раскрыта сущность таких новых понятий "эйджизм" и "социально-культурная активизация", теоретически и эмпирически обоснованы критерии оптимальной социально-культурной активизации;
- Разработаны пути использования зарубежного опыта социальной работы с престарелыми в России и условия их реализации;
- Выявлено положение пожилых и престарелых людей в различных культурах и обществах с точки зрения историко-философской перспективы;
- проанализированы современные социологические подходы к вопросам активности в старости; раскрыта сущность принципа социально-культурной активизации лиц третьего возраста;
- охарактеризована современная демографическая ситуация Великобритании и положение лиц третьего возраста в современном британском обществе;
- выявлены основные направления возможной деятельности третьего возраста как активной политической, социальной и культурной силы общества;
- определены принципиальные возможности позитивного использования опыта социально-культурной деятельности Великобритании в России. Апробация диссертационного исследования.
Основные положения данного исследования включены в материалы учебного курса и учебной программы "Социальная геронтология", разработанных автором для специальностей "социальный педагог", "социальный психолог", "социальная работа". Материалы данного диссертационного исследования используются в реализации программы "Гуманизация жизни средствами культуры", реализуемой научным
коллективом МГУКИ. Основные идеи диссертации отражены в научных
публикациях автора; на Международной конференции в Лондоне "Primay
Care, Mental Health & Older People", а также на научно-практических
конференциях молодых ученых «Социум и культура: голоса молодых»
(1997), «Проблемы отечественной культуры и судьбы молодого поколения»
(1997), «Великое посольство - путь в Европу. История и перспективы
российско-европейского сотрудничества» (1997), «Социально-культурная
деятельность: поиски, проблемы, перспективы» (1998), в отчете о
выполнении научно-исследовательской работы по Федеральной целевой
программе «Старшее поколение».
Основные положения и выводы диссертации могут быть рекомендованы в качестве теоретической и практическо-эмпирической базы исследований конкретных проявлений эйджизма и изучения реализации принципа социально-культурной активизации.
На защиту выносятся следующие положения:
- Общество может поощрять и стимулировать социально-культурную активность лиц третьего возраста, или, наоборот, может предоставить их самим себе, не предлагая вариантов активности и стимулов к ее реализации.
- Социально-культурные аспекты могут значительно повлиять на продолжительность жизни и "скорость" старения человека.
- Отставание пожилых и престарелых людей от научно-технического прогресса усугубляет их возрастную дискриминацию - эйджизм, что в настоящее время представляет серьезную опасность в контексте укрепления моральных устоев и нравственных ценностей подрастающих поколений.
- Преодолеть негативные тенденции эйджизма можно, укрепив положение пенсионеров в современном социуме как активной и социально- действенной силы общества.
• - Активизация лиц третьего возраста путем стимулирования их
социально-культурной активности - одно из социально-педагогических
условий преодоления эйджизма.
Историко-философский аспект старения человека
Старость - один из феноменов жизненного пути человека, который отличается богатством накопленного в прошлом жизненного опыта и имеет ряд специфических признаков, не свойственных ни одному из ранних периодов жизни человека.
Изучить и понять природу старения человека - значить найти адекватные решения для решения многих проблем, которые ставит перед человеком старость. Бесспорно, что старость зависит от множества факторов, а значит поддается корректировке. Если нельзя остановить старение, то можно его замедлить и продлить активный и социально-полезный период жизни человека. История исследования процессов старения и попыток продления жизни уходят своими корнями в далекие века, когда не было разделения научного знания на отдельные дисциплины. Все научные наблюдения и открытия были частью философского познания и понимания мира. Разрозненные источники, научные и религиозные труды древних мыслителей, художественная литература и искусство составляют наши представления о старости и старении на протяжении всей истории человечества, об отношении различных обществ в разные времена к старшим поколениям, о положении престарелых людей в системе государственных иерархий, об их правах, потенциальных возможностях, степени участия в той или иной сфере жизни общества.
Многое из того, из чего состоит знание, особенно, в социальных науках, - это результат систематизации, разъяснения и оценки идей, циркулирующих в течение долгого времени как общепринятые истины. Поэтому интересно и полезно взглянуть на предмет исследования с точки зрения исторической перспективы.
Каждая культура интерпретирует старость по-своему. Каждое общество создает свои образы человеческой жизни. В некоторых мифологиях жизнь человека изображается в виде змеи, держащей во рту свой собственный хвост или дракона, проглатывающего самого себя. В классической загадке, заданной Эдипу, человек представлен сначала ползающий на четвереньках, потом ходящий на двух ногах, а в старости - на трех (с палочкой). Эти разные образы демонстрируют с одной стороны процесс цикличности - вечного круговорота рождений и смертей, с другой стороны - жизненного пути человека от рождения к смерти.
В те далекие времена люди считали, что старение и смерть - результат действия сверхъестественных сил. Человеческий взгляд на мир основывался на вере в астрологию и магию, силы добра и зла. Физические или ментальные расстройства считались показателем того, что в человека вселился демон и, лечение заключалось в том, чтобы этого демона изгнать. Роль медика или священника была относительна: психологическое воздействие в виде ритуалов и заклинаний.
Убеждение, что старость и смерть не являются неизбежными, бытовало среди ученых Вавилона, Ассирии и Египта, среди медиков Греции, Рима и Арабского мира. Почти исчезла эта вера в Темные времена, развеянная неудачными поисками алхимиков эликсира молодости. Затем, открытия в области биологии старения, сделанные на основе научных методов окончательно опровергли это убеждение.
Однако во все времена люди пытались любыми способами продлить жизнь человека. Самые ранние следы цивилизованного отношения к человеческому здоровью и благополучию обнаружены в Шумерии. Здесь найдены предметы и медикаменты, подтверждающие заботу шумеров о гигиене и санитарии. Глиняные таблички, датированные 700 гг. до н.э., содержат рецепты от седых волос и лечения слабеющего зрения [139].
Во времена Древнего Египта и Древней Греции умирающие или неизлечимые люди изолировались от общества в интересах гигиены и профилактики. Священнослужители-медики молились разным божествам и упражнялись в искусстве излечивания пилигримов. Самый известный из них - Имхотеп - визирь, архитектор и медик времен третьей Египетской Династии (2900 г. до н.э.), позднее обожествленный и идентифицированный с греческим богом медицины Асклепием, эмблемой которого была змея, предложил множество медицинских идей по лечению старческих болезней.
Один из самых ранних папирусов, известных ученым, датированный 1600 г. до н.э., описывает омоложение - превращение старика в молодого человека. Начало человеческой жизни есть обратная сторона старости, как считали египтяне, пытаясь повернуть процесс вспять или, хотя бы, отсрочить наступление старости. Интересно заметить, что биологические изменения были описаны очень критично - особенно изменения, коснувшиеся внешности: слабость мышц, потеря сенсорной активности [163]. Египетский иероглиф "старый" или "стареть" представляет собой стоящую человеческую фигуру, опирающуюся на палку. Впервые она появилась в описаниях в 2700 г до н.э. Другой папирус (1500 г. до н.э.) описывает свойственные старости недуги и предлагает различные способы их исцеления путем заговоров, заклинаний, других магических действий и принятия разнообразных лекарственных снадобий.
Египетский мыслитель Птах-Хотеп в 2500 году до нашей эры писал: "Как тяжелы и страдальны последние годы жизни человека. Он ослабевает с каждым днем; его глаза становятся слепы, уши глухи; сердце его знает, что осталось недолго; сила его ума становится слабее и он уже не знает, что было вчера; все его кости болят. Вещи, которые вчера приносили удовольствие, сегодня приносят страдания. Старость - худшее из несчастий в жизни" [25]. Другие древние египетские рукописи отмечали двойственность старости. С одной стороны - физическая дегенерация, но в то же время, старость - это компенсация и награда, воздаяние должного по заслугам за опыт и мудрость прожитой жизни.
Анализ социологических теорий активности в третьем возрасте
В теоретических исследованиях о старении и старости существует целый ряд исторических, социальных и философских опровержений пренебрежения позитивными аспектами в вопросе старения человека, которое служило препятствием научному пониманию процессов старения [143]. Социологические исследования, старости и старения человека, до настоящего времени касались в основном вопроса о прекращении трудовой в определенном возрасте. Это являлось основной причиной того, что сложилось одностороннее мнение о проблемах старости. Но сейчас все больше ученых [1, 6, 15, 33, 72, 62, 96, 100, 123, 170, 178] считают, что старение в совокупности с жизненным опытом представляют собой период для дальнейшего совершенствования, развития и продуктивности.
Стремление социологов распутать клубок противоположностей в вопросе отношения общества к старости должны рано или поздно привести к раскодированию социально-культурной модели, которая определяет рамки культурных отношений. Исследования на индивидуальном, этническом, культурном уровнях должны привести к переосмыслению социальных категорий, символических стереотипов старости.
Теория играет в любой научной области решающую роль, так как она интерпретирует опыт и обобщает информацию. Делая конкретные выводы из результатов наблюдений, теория, тем самым, помогает предвидеть будущее.
Теоретические вопросы о старости имеют свои критерии. Например, в биологическом аспекте: как долго можно жить, имея хорошее здоровье; в психологическом плане: ментальное здоровье, автономия, жизнеудовлетворенность; в социально аспекте: степень интеграции в социальную жизнь, экономический потенциал, профессиональные возможности, семейные отношения и др.; в культурном аспекте - как и где применить жизненную практику, опыт и мудрость, как сохранить культурные традиции и пронести их через поколения. С помощью этих критериев можно описать ситуацию, но с их помощью очень трудно, или даже почти невозможно определить счастливая ли это старость или нет.
Если же говорить о благополучной, счастливой старости, то это понятие относительное и во многом философское: физически больные люди могут быть психически здоровы; другие имеют проблемы в семье, но в то же время, быть счастливы на своей работе; кто-то, может быть, живет в плохих экономических условиях, но видит в своей жизни глубокий смысл.
Что такое старость вообще и может ли она быть счастливой? Все теории старения пытаются найти пути к достижению идеала. Многие теории исходят из того, что социальное поведение человека, ею стремления, возможности - результат организации и структуры общества, в котором человек живет. В большинстве ситуаций человек может прогнозировать свое поведение и поведение других людей, так как возможности человека ограничиваются социумом. В социуме существует свой порядок вещей, своя стабильная структура, где отражаются физические и биологические законы природы. Однако, одним из ключевых вопросов, является вопрос активности и места престарелого человека в обществе.
Одну из первых попыток создать теоретический образ старости с социальной точки зрения предприняли американские ученые Э.Камминг и У.Генри в 1961 году [147]. Их взгляды на феномен старости известны как "теория отчуждения", которая подразумевает старение как "неизбежное взаимное отдаление или разъединение, приводящее к снижению взаимодействия между стареющей личностью и другими личностями в той же социальной системе. Отделение третьего возраста от общества и социальной жизни означает систематическое сокращение различного рода социальных взаимодействий. Этот процесс может быть инициирован как самой личностью, так и другими лицами, вовлеченными в ситуацию. Когда процесс старения завершается, существовавшее в среднем возрасте равновесие между личностью и обществом уступает новому виду равновесия, характеризующемуся большим взаимным дистанцированием и видоизмененным характером отношений". Это своего рода символическая подготовка к смерти. Когда человек принимает все эти процессы потерь, он счастлив. Общество не предлагает, а человек не стремиться получить новые социальные роли. "Универсально ли и неизбежно ли явление отчуждения?", "Естественно ли новое равновесие?", "Оправдана ли эта теория с точки зрения морали?" - все эти вопросы были незамедлительными откликами на теорию разъединения. Теория подверглась и подвергается до сих пор серьезной критике, которая опровергает основные постулаты:
1. Отчуждение не может быть желанным, так как человек - существо социальное и не может по своему желанию отказаться от социальной деятельности и социальных контактов; кроме того - потери партнера, близких людей, проблемы здоровья, стрессы - вынужденные состояния престарелого человека;
2. Теория поощряет и прощает обществу негативную политик) безразличия к проблемам престарелых людей;
3. Отчуждение - не неизбежно, что подтверждается многими примерами жизненной практики. Неприсоединение престарелых людей к социальной деятельности часто является показателем отношения к ним общества;
4. Фактически доказано, что те люди, которые в старости продолжают вести активный образ жизни получают от нее гораздо большее удовлетворение, чем те, кто отошел от активной социальной и культурной жизни [171].
В качестве альтернативы, следом появляется новая теория, названная "теорией активности", вызвавшая также острые дебаты и дискуссии на теоретическом уровне. Теория активности предполагает, что люди, вступая в старость, сохраняют те же потребности и желания, что и в среднем возрасте, и сопротивляются любым намерениям, целью которых является - исключить их из общества. В теории активности Хавигхурста отход от жизни в пожилом возрасте кажется не естественным, вынужденным институционной системой, физическими болезнями, свойственными старости. Отход от жизни общества не может быть атрибутом счастливой старости, потому как только сохраняя деятельность и, приняв новые функции взамен утерянных, в обществе или в межличностном общении человек может чувствовать себя удовлетворенным в старости. Теория активности также испытала на себе критику, ее обвиняют в идеалистической позиции: политическая, экономическая и социальная структура не дает возможности пожилым и престарелым работникам сохранить в старости "продуктивную" социальную позицию [156, 194]. В ответ на такую критику можно привести исследования Ханта и Абрамса, которые подтверждают активное участие пожилых людей в практически всех сферах жизнедеятельности человека [156, 194]. "Теория меньшинств" рассматривает людей третьего возраста как группу меньшинства в населении, что предполагает дискриминацию, низкий социальный статус, и многие явления, характеризующие социальные меньшинствах [192].
Кросс-культурный анализ социально-экономического положения лиц третьего возраста в России и Великобритании
Россия и Великобритания, как и другие страны, в XX веке претерпевают "демографическую революцию", которая самым непосредственным образом отражается на политике, экономике, культуре и социальной жизни государств.
Великобритания - высокоразвитая, цивилизованная страна, в которой власть и законодательство, а следовательно, и государственная и социальная политика не подвергаются столь стремительным изменениям, как в нашей стране. Стабильная экономика, многовековые культурные традиции и уклад повседневной жизни сочетаются с внедрением и использованием последних достижений современной науки и техники, совершенствуя систему производственных и социальных отношений.
В настоящее время в Великобритании насчитывается более 10 миллионов людей третьего возраста, (мужчины после 65 и женщины после 60) при населении 58,4 миллиона (данные на 1994 год), что составляет 18 % всего населения. К 2025 году эти цифры пропорционально возрастут до 14.8 млн., при населении 61.1 млн., что будет равняться 24 % всего населения. Сегодня 21 % граждан Великобритании старше 60 лет. Большая часть престарелых женщины. Более 6 000 англичан перешагнули 100 летний рубеж, по прогнозам демографической статистики в 2031 году их будет насчитываться 34 тысячи [135].
Другим важнейшим показателем демографической ситуации в Великобритании является рост численности очень старых людей, старше лет. Эти обстоятельства накладывают серьезный отпечаток на социальную политику государства. Возрастные группы Великобритании и статистические прогнозы роста количества пожилых людей разных возрастных групп можно продемонстрировать следующей таблицей: Общее Из них: лица в лица в возрасте количество: возрасте до 75 лет 75+ Мужчины 65+ Женщины 60+ 1951 6,9 5,1 1,8 1994 10,6 6,7 4,0 2001 10,7 6,3 4,4 2025 14,8 8,9 5,9 Росту числа людей третьего возраста, как в России, так и в Великобритании способствуют несколько факторов: снижение рождаемости, снижение смертности, увеличение продолжительности жизни, др. В настоящее время в Российской Федерации проживает более 33 млн. пенсионеров, что в среднем составляет 14 %. Но восемь областей России: Рязанская, Тамбовская, Курская, Псковская, Тверская, Тульская, Смоленская, Воронежская, являются "зонами демографического бедствия", так как доля пожилых людей там достигает 28 %, то есть каждый третий житель старше 60 лет.
По общим показателям, демографическая ситуация в Великобритании во многом сходна с возрастными характеристиками населения России.
Однако есть одно очень значительное различие - продолжительность жизни граждан Великобритании на сегодняшний день составляет в среднем 78 лет для мужчин и 83 года для женщин, что на 12 лет выше, чем средняя продолжительность жизни жителей России.
Очевидно, что важность повседневного внимания к решению социальных проблем третьего возраста возрастает в связи с увеличением удельного веса пожилых людей в структуре населения России. И в решении многих проблем социальная политика может быть сориентирована на практику зарубежного опыта.
В Великобритании нужды и потребности престарелых традиционно обращают на себя пристальное внимание властей, администрации, организаций и служб, которые постоянно развиваются и совершенствуются. Концептуальный способ, демонстрирующий заботу и обеспокоенность проблемами жизни пожилого и престарелого населения - создание на протяжении всей истории государства различных специальных Королевских Комиссий и Комитетов для изучения основных проблем старших поколений. Большинство современных организаций сформировались в начале века, некоторые из них существуют уже более 100 лет (см. ПРИЛОЖЕНИЕ). Один из первых отчетов о положении лиц третьего возраста в Великобритании был предложен правительству Королевской Комиссией по Проблемам Бедности в Старости (Royal Comission on the Aged Poor) в 1895 году, которая подняла вопрос о нищете и низкой финансовой обеспеченности стариков в стране.
С 1945 года основные комиссии и комитеты стали уделять особое внимание проблемам старости в королевстве. В 1978 г. правительство Лейбористов представило к обсуждению документ "Счастливая старость", предлагавший систему услуг для престарелых.
В 1979 году к власти пришли Консерваторы и новый административный акт "Старение" был менее оптимистичен. В них подчеркивалась важность участия в социальной политике частного и благотворительного секторов - как значимый вклад в развитие социального обеспечения старших членов общества.
В 1988 году Английская Церковь основала специальный комитет (Working Party), который призван решать проблемы старшего поколения. В отчете за 1990 год отмечаются негативные является в обществе по отношению к старости и предлагаются подробные рекомендации по оздоровлению обстановки.
В 1990 создана Комиссия Карнеги по Третьему возрасту, которая определила третий возраст как активный независимый период жизни человека.
Модель дифференцированного применения в России зарубежного опыта социально-культурной активизации лиц третьего возраста
Пенсионный период подразумевает увеличение свободного времени, сохранение интересов, предоставляет новые возможности для приобретения новых мотиваций, потребностей, развития новых способностей, социальной и культурной активности и полноценной общественной жизни личности в старческом возрасте.
Времена модернизации внесли большие изменения в отношения общества и третьего возраста - снизилась необходимость в опыте пожилых, так как их методы работы устарели и отстали от новых технологий. Отставание пожилых и престарелых людей от научно-технического прогресса привело к усугублению их возрастной дискриминации - эйджизма, что в настоящее время представляет серьезную опасность в контексте укрепления моральных устоев и нравственных ценностей подрастающих поколений. Преодолеть негативные тенденции эйджизма можно, укрепив положение пенсионеров в современном социуме как активной и социально-действенной силы общества.
В настоящее время во многих странах социально-геронтологические исследования в той или иной мере затрагивают различные виды активности пожилых людей, живущих как в домашних условиях, так и в условиях специализированных учреждений для пожилых и престарелых людей. Только сейчас, в последние годы появляются углубленные исследования с учетом национальных особенностей и местных условий по этой проблеме. Не всегда опыт одной страны может полностью и без изменений быть перенесен в практику других стран. Для России опыт Великобритании также должен быть переработан и адаптирован под специфику российской социальной, политической, экономической ситуации, переложен под «русский менталитет» с учетом все национальных, культурных и исторических особенностей.
Так, например, религиозные центры и волонтерские организации, которые в Великобритании привлекают наибольшее число пенсионеров, в России работать не смогут. Во всяком случае, в таком масштабе, в каком это происходит в странах Европы. Это связано, прежде всего, с экономическим положением российских пенсионеров, которые пока не могут себе позволить работать безвозмездно.
Таким образом, отобрав все возможные позитивные аспекты социальной работы за рубежом, проанализировав их и рассмотрев возможности использования в нашей стране, автор предлагает Модель дифференцированного применения зарубежного опыта социально-культурной активизации лиц третьего возраста, которая представляет собой теоретические рекомендации для работников сферы социально-культурной деятельности, работающих с пенсионерами. Наибольшее внимание в этих рекомендациях уделяется вопросам роли социально-культурной активности и комплексным подходом к оценке ее взаимосвязи с социальным климатом в обществе.
Прежде всего, по мнению автора, в работе социально-культурных учреждений для лиц третьего возраста должны учитываться следующие важные аспекты:
1. Сама социальная и культурная активность, а также все объективные и субъективные факторы, ее определяющие.
2. Взаимосвязь между социальной активностью и степенью адаптированности человека.
3. Различия между активностью пенсионеров, проживающих в специальных учреждениях и находящихся в нормальных домашних условиях. Одним из доминирующих факторов действия модели является активизация, направленная на предупреждение социальной сегрегации лиц третьего возраста. Целями такой деятельности являются вовлечение пожилых и престарелых в сеть социальных и культурных видов активности. Существуют определенные трудности в создании адекватных условий для реализации таких программ. Например, общегосударственные экономические проблемы, которые не позволяют улучшить экономический статус отдельной личности, различный уровень потребностей и интересов, возможные разногласия по отдельным вопросам, ограниченность ресурсов и т.д. Однако, социально-педагогическое значение социально-культурной активизации лиц третьего возраста очевидно: во-первых, это борьба с одиночеством и депрессией, свойственными в старости человеку, которые часто приводят не только к ухудшению здоровья в общем, но и психическим расстройствам, суициду. Люди получают возможность встречаться с другими людьми, найти партнеров по интересам, поговорить на волнующие их темы. во-вторых, социальная активность лиц третьего возраста помогает им добиться отклика административных органов и приносит конкретные результаты, приводит к изменениям социальной политики в пользу пенсионеров, а это значит, что такая деятельность является объективно необходимой. Таким образом, пенсионеры могут внести свой общественно полезный вклад, активизируя своей деятельностью деятельность властей. в-третьих, работа пенсионных объединений, клубов, дневных центров и специальных учреждений для престарелых имеет своей целью пошатнуть сложившиеся о них стереотипы в обществе, продвинуть их на шаг в борьбе с эйджизмом, продемонстрировав, что престарелые люди могут действовать четко и слаженно, логично и организованно, добиваясь поставленных целей. И, главное, активное участие в жизни всего общества помогает самим престарелым перешагнуть через психологические комплексы, порожденные эйджизмом, вернуть многим из них утерянное чувство собственной полноценности, уверенности в себе и самоуважения. в-четвертых, педагогический аспект активизации деятельности заключается еще и в том, что для того, чтобы выступать за какие-либо реформы социальной политики, нужно изучить материал, вникнуть в ситуацию, быть в курсе экономической и политической жизни страны, знать законодательство, свои права и обязанности, т.е. быть юридически и политически грамотным гражданином. в-пятых, активная деятельность помогает вернуть многим пенсионерам ощущение полезности и самоуважения. Многие престарелые могут и хотят помогать другим по собственному убеждению в том, что их помощь действительна нужна и полезна.
Основополагающие моменты активизации должны располагаться в рамках следующих сфер жизни: экономический доход: "старость" не должна быть синонимом "бедности" система социального обеспечения должна обеспечить человеку возможности жить самостоятельно и независимо до последних лет его жизни; семья: создание условий, облегчающих уход за престарелыми в домашних условиях, поощрение опекунства, социальная помощь и консультирование; работа: развитие личной инициативы для тех, кто продолжает работать в пенсионный период, создание гибких и соответствующих возрасту условий, преодоление профессионального эйджизма; образование, обучение: развитие новых форм доступного образования, специализированных программ для людей третьего возраста; транспорт: создание льготных условий пользования общественным и личным транспортом для увеличения мобильности людей в старости; проживание: поддержание условий максимально долгого проживания людей в старости в собственных домах и квартирах;