Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Школьная журналистика начала XX века как форма социально-культурной деятельности Балашова Юлия Борисовна

Школьная журналистика начала XX века как форма социально-культурной деятельности
<
Школьная журналистика начала XX века как форма социально-культурной деятельности Школьная журналистика начала XX века как форма социально-культурной деятельности Школьная журналистика начала XX века как форма социально-культурной деятельности Школьная журналистика начала XX века как форма социально-культурной деятельности Школьная журналистика начала XX века как форма социально-культурной деятельности Школьная журналистика начала XX века как форма социально-культурной деятельности Школьная журналистика начала XX века как форма социально-культурной деятельности Школьная журналистика начала XX века как форма социально-культурной деятельности Школьная журналистика начала XX века как форма социально-культурной деятельности
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Балашова Юлия Борисовна. Школьная журналистика начала XX века как форма социально-культурной деятельности : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.05 СПб., 2006 197 с. РГБ ОД, 61:06-13/2243

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Школьная журналистика начала XX века в культурно-образовательном контексте 20

1.1. Педагогические реформы начала XX века (функциональный и исторический аспект) 20

1.2. Кружковое объединение: эпоха модерна 39

1.3. Педагогика досуга в сфере организации школьной журналистки начала XX века 48

1.4. Ученическая периодика 1900 - 1910-х годов: системные связи и формирование межшкольного диалога 59

ГЛАВА II. Внешкольное воспитание и механизмы социализации учащихся (на материале ученической периодики) 70

2.1. Концепция неформального образования петербургских частных школ: гимназия и реальное училище К.И. Мая и Тенишевское училище 70

2.2. Проекты ученического самоуправления 83

2.3. Кружки самообразования учащихся: отражение культурной практики «взрослого» общества 89

2.4. Школьный журнал как инструмент социализации (на примере журнала Тенишевского училища «Юная мысль») 103

ГЛАВА III. Процесс инкультурации: самодеятельное литературное творчество учащихся

3.1. Подражательная специфика самодеятельного творчества учащихся: учебная и внеучебная составляющая 109

3.2. Литературные ролевые игры учащихся 119

3.3. Ученический литературный сборник (культура альманашного издания) 137

3.4. Современный этап в развитии школьной журналистики 148

Заключение 159

Список использованной литературы 163

Приложение. Материалы к библиографии

Школьной журналистики начала xx века

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Переломные для жизни общества эпохи, как правило, сопряжены с особой социально-культурной активностью. В XX веке к таким переходным эпохам относится период начала века, послереволюционный этап, время «оттепели» и, наконец, современная ситуация (точка отсчёта здесь совпадает с началом перестройки). Указанные этапы отмечены реформированием педагогической системы как в образовательном, так и воспитательном аспекте.

Государственная политика в сфере образования выдвигает установку на интеграцию в европейское образовательное пространство. Процессы глобализации неотделимы от вопроса о необходимости сохранения национальной специфики образования. В этом смысле обращение к историческому опыту находящейся на подъёме российской школы начала прошлого столетия представляется достаточно актуальным. Новаторская для эпохи начала XX века методика организации внеучебной социально-культурной деятельности не теряет своего значения и сегодня. Для новейшей педагогики одной из задач первостепенной важности является преодоление отчуждённости ученика от школы и развитие творческого потенциала учащихся.

Показателем качества образования и уровня развития внешкольной деятельности выступает такое характерное явление социокультурного порядка, как школьная журналистика. Школьные журналы сопровождают основные этапы функционирования школы, начиная с середины XVIII века, и в этом смысле предстают характерным атрибутом школьной жизни. Первый в России литературный журнал «Праздное время, в пользу употреблённое» (издававшийся параллельно с «Трудолюбивой пчелой» А.П. Сумарокова) был выпущен именно учебным заведением -. привилегированным Сухопутным шляхетным кадетским корпусом в Петербурге. В рукописных школьных журналах писали затем А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь.

В начале XX века в большом количестве выходят в свет оригинальные журналы, сборники, альманахи, подготовленные учениками при поддержке педагогов. Ученическая периодика тесно связана со школьной средой и отражает школьный быт, а потому, как правило, содержит - наряду с литературным - отдел школьной публицистики, критики или науки.

Школьные журналы и сборники предстают своеобразной энциклопедией внешкольного воспитания и служат уникальным документом по истории педагогики и социально-культурной деятельности, отражающим как учебную, так и внеучебную составляющую школьной жизни начала XX века.

Культурная эпоха начала XX века отмечена стремлением к реализации просветительно-обучающей функции, выдвижение которой обусловлено отчётливым осознанием проблемы преемственности. Дело не только в том, что такие признанные мэтры модернистской литературы, как И.Ф. Анненский, Ф.К. Сологуб, В.В. Розанов, являлись школьными учителями. Наставничеством проникнута сама динамичная литературная жизнь Серебряного века; в рамках поэтических группировок производилось деление на «мастеров»-учителей и «подмастерьев»-учеников. В ситуации отсутствия антагонизма между «детьми Серебряного века» и непосредственными участниками культурного процесса данной эпохи ученики создали оригинальный «ученический Серебряный век» как отражение элитарной культуры взрослых.

Менее, чем за два десятилетия, средняя школа сформировала социокультурную среду, призванную впоследствии составить ядро российской интеллигенции, определять уровень общественного и культурного сознания. Поколение учеников начала века входило в культурное пространство именно в контексте школы, причём особую роль в этом процессе сыграла внешкольная деятельность, связанная с изданием ученических журналов и сборников. Судьбы выпускников в дальнейшем сложились по-разному, а в условиях тоталитарного государства - нередко трагически. В этом отношении предшествующему поколению «рубежа веков», закончившему школьный курс в конце XIX века

»

(его представителями могут быть названы поэты-символисты В.Я. Брюсов, Андрей Белый; художники круга «Мира искусства» - А.Н. Бенуа, Н.К. Рерих, К.А. Сомов, В.А. Серов), было отпущено несколько больше времени для гораздо более свободной творческой деятельности. Среди окончивших среднюю школу в начале века оказалось чрезвычайно много творческих людей. Для истории культуры и науки являются знаковыми имена таких выпускников элитарных петербургских школ, как О.Э. Мандельштам и В.В. Набоков, воссоздавших в своей мемуарной прозе образ Тенишевского училища, в котором они учились; театроведа Б.В. Алперса, физика Я.И. Френкеля. Задача развития культурного сознания общества, активно формируемого именно в школьные годы, представляется по-новому актуальной в контексте современной культурной ситуации.

Степень разработанности проблемы. Феномен школьной журналистики начала XX века требует своего осмысления с позиций. педагогики социально-культурной сферы, истории педагогики и образования, культуры эпохи модерна.

Объектом внимания прикладной культурологии неоднократно становилась проблема досуга подрастающего поколения. Этой теме посвящены исследования И.А. Новиковой и Б.А. Титова. По отношению к молодёжной в широком смысле среде первостепенное значение приобретает категория социализации (А.В. Мудрик, А.С. Запесоцкий, В.Я. Суртаев, И.И. Фришман).

Сама внешкольная деятельность является социокультурной в точном смысле, отсюда вытекает необходимость её рассмотрения не с узкопедагогических позиций, но в плане педагогики, социально-культурной сферы.

Исследователи достаточно устойчиво обращаются к вопросам эстетического воспитания. Принято считать, что особое воспитательное значение свойственно литературе. Так, о собственно любительских литературных объединениях («объединениях книголюбов») в контексте изучения эстетического воспитания клуба пишет В.Е.Триодин. В ряду

внешкольных мероприятий «сквозную» роль играет именно литература в разных её проявлениях. Литературные элементы устойчиво входят в структуру различных праздников, вечеров, конкурсов, театрализованных постановок, тем самым отчётливо выполняют социокультурную функцию. Однако, традиционно сфера внешкольной литературной деятельности находится в ведении собственно педагогики. Литературно-журнальная составляющая внешкольного воспитания освещалась в работах классиков педагогики М.А. Рыбниковой, Н.А. Рыбникова, В.В. Голубкова, а также, например, в брошюре учительницы из города Кунгура М.З. Мануильской, изданной в 1960 г.

Социально-культурная функция литературы фактически не становилась предметом специального, обстоятельного изучения такой дисциплины, как прикладная культурология. Между тем, в предметное поле прикладной культурологии входит массовая литература на правах разновидности массовой культуры, а также определённые окололитературные явления: литературный быт и кружковая культура. В рамках традиционных представлений о культурно-просветительной работе, как и в контексте современного понимания технологий социально-культурной деятельности, акцентируется внимание на любительских формах художественного творчества. При. этом подчёркивается заражающее эмоциональное воздействие литературных образцов и их роль в процессе формирования внутреннего мира личности (Д.М. Генкин, М.А. Ариарский). В данной связи принципиально важна и категория досуга, поскольку традиционно именно в сфере досуге реализует себя любительская литературная активность. Заданный социокультурный ракурс рассмотрения наиболее адекватен литературным текстам, созданным учениками, как варианту самодеятельного творчества. Детское литературное творчество находится в центре внимания в научно-популярных книгах К.И. Чуковского и В.И. Глоцера. «Непрофессиональное» литературное творчество составляет одну из разновидностей художественной самодеятельности. Явление художественной

самодеятельности, взятое в социально-педагогическом аспекте, анализируется Е.И. Смирновой.

Последовательно реализуемые на практике различные виды внешкольных мероприятий способны формировать особую школьную субкультуру. Субкультура понимается в этимологическом, лишённом оценочности значении слова как подсистема внутри заданного культурного пространства - «культура в культуре» (С.Н. Иконникова). Обращаясь к социокультурному творчеству молодёжи, В.Я. Суртаев возводит генезис молодёжных субкультур к общественным объединениям клубного характера конца 1950-х гг. Исследователь не ставит перед собою задачу исторического рассмотрения феномена молодёжной субкультуры, однако именно благодаря историческому подходу представляется возможным утверждать, что особая молодёжная (школьная) субкультура утвердилась уже в начале XX века.

На сегодняшний день сложилась чрезвычайно обширная исследовательская литература, посвященная различным составляющим культуры модерна (С.А. Венгеров, Л.Я. Гинзбург, З.Г. Минц, Е.Г. Эткинд, М.Л. Гаспаров, Р.Д. Тименчик, Н.А. Богомолов, А.В. Лавров, И.А. Муравьёва, А. Хансен-Лёве, М. Шруба). Достаточно обстоятельно изучены вершинные достижения культуры начала XX века и в гораздо меньшей степени - массовый её вариант. Вопрос об «ученическом Серебряном веке», формируемом на страницах школьных журналов и сборников, до настоящего времени не ставился.

Школьная жизнь модернистской эпохи рассматривается в достаточно ограниченном круге работ, авторами которых являются Н.А. Константинов, Н.С. Зенченко, Я.С. Липкович, Д.С. Лихачёв, Н.В. Елагово, Е.Б. Белодубровский, Т.М. Казовская, А.С. Ласкин, И.В. Архангельский. Указанные исследования во многом носят архивно-документальный характер.

Наиболее последовательно материалы самой школьной журналистики начала XX века освещались историком педагогики Н.С. Зенченко,

специализировавшейся на изучении дореволюционных частных школ. Автор реконструирует воспитательную работу в ряде коммерческих петербургских училищ (Тенишевском, Выборгском, Лесном) и в данном контексте отдельную главу отводит соответствующим школьным журналам. Для историка средней школы конца XIX - начала XX веков Н.А. Константинова первостепенное значение имеют нелегальные политические кружки самообразования учащихся начала XX века, выпускавшие «неподцензурные» рукописные журналы, распространявшиеся на правах запрещённой литературы, а потому их нельзя отнести к общешкольным в точном смысле. На факт многочисленности и

*

разнообразия школьных литературных изданий в рамках пореволюционного этапа указывает историк школы ранней советской эпохи Е.М. Балашов. В целом же в научной литературе достаточно спорадическое обращение к материалам школьной журналистики начала прошлого столетия выполняет преимущественно вспомогательную, служебную функцию (как, например, в недавней монографии об О.Э. Мандельштаме, написанной биографом поэта А.Г. Мецом).

Указанные выше направления исследований предстают перспективными областями знания с достаточно большим научным потенциалом. Очевидным пробелом на этом фоне оказывается отсутствие специальных работ о школьных литературных журналах и сборниках начала XX века. Конкретный материал, положенный в основу настоящего диссертационного исследования, является областью фактически не изученной, он отнюдь не включён в широкий научный оборот. Между тем, с его помощью уточняются представления о культурной жизни эпохи, новаторских образовательных стратегиях, специфике подростково-юношеского творчества.

Современной школе требуются новые действенные программы внеурочных занятий с детьми и подростками. Как правило, программам факультативов и секций дополнительного образования не хватает концептуальное и серьёзных научных оснований. В сложившейся ситуации

представляется существенным создание практико-ориентированной научной базы журнальной внешкольной деятельности.

Цель исследования состоит в изучении специфики школьной журналистики начала XX века как формы социально-культурной деятельности и раскрытии потенциала данного явления применительно к современным условиям.

Для реализации намеченной цели поставлены следующие задачи:

выявить магистральное направление образовательных реформ начала XX века и показать значение двух частных петербургских средних школ (гимназии и реального училища К.И. Мая, Тенишевского училища) в плане реализации актуальных педагогических установок эпохи и развития внешкольного воспитания;

обозначить модернистский культурный контекст и его корреляцию с творческой практикой учеников;

выделить параметры «ученического Серебряного века» как особого рода подражательного социокультурного творчества (ученические кружки, воспроизводство характерной топики эпохи);

определить характер творческого взаимодействия учителей и учеников в процессе подготовки школьных изданий;

рассмотреть функцию социализации в качестве центральной в контексте приобщения учеников к культуре;

»

- описать специфику самодеятельного литературного творчества
учащихся в аспекте инкультурации - формирования в ученической среде
принципов эстетического отношения к действительности и овладения навыками
художественного творчества - в сопоставлении с современным школьным
творчеством.

Объект исследования - школьные журналы и сборники начала XX века. Предмет исследования - школьная журналистика начала XX века как форма социально-культурной деятельности.

Источниковедческой базой исследования выступают образцы школьной журналистики начала XX века: литературные журналы и сборники / альманахи, изданные либо группой учащихся конкретных средних учебных заведений (наиболее распространённые совместные издания), либо межшкольные издания, объединяющие учеников разных школ. При этом не рассматриваются авторские ученические издания, выпущенные самостоятельно и непосредственно не связанные со школьной средой (в данном случае социальный статус автора второстепенен). Попытка систематизации ученических журналов была предпринята в 1978 г. М.И. Холмовым, составившим указатель русской детской журналистики 1785 - 1917 гг. (периодика для детей и издания самих детей). Многочисленные ссылки на студенческие и в единичных случаях - на ученические сборники содержатся в указателях литературных альманахов и сборников, составленных Н.П. Смирновым-Сокольским, О.Д. Голубевой и Н.П. Рогожиным. Данная библиографическая серия воссоздаёт традицию повременных изданий учащейся молодёжи. Благодаря указанной справочной литературе был сформирован основной корпус анализируемого в работе материала; отдельные источники выявлены в результате собственных разысканий. Диссертация построена таким образом, чтобы по возможности более последовательно представить конкретные источники в их целостности. Временные рамки исследования охватывают преимущественно период модернизма, или Серебряного века, завершившегося кардинальной сменой в 1917 г. культурной парадигмы. В приложении приводится сводный список школьных журналов и сборников начала XX века, материалы которых непосредственно использовались, либо были учтены в ходе диссертационного исследования.

Гипотеза исследования строится на предположении комплексного характера школьной журналистики как формы социально-культурной деятельности и её ведущей роли в контексте внешкольной работы начала XX века. В ряду других видов внешкольных мероприятий школьная журналистика

выделяется своей особой конструктивной ролью в плане развития творческой социокультурной инициативы учащихся. Синтезирующая природа данного явления способствует воплощению интересов учеников, связанных с различными областями знания, школьной и общественной жизни. Ученическую периодику отличает жёсткая зависимость от окружающей социально-культурной среды. Культивирование школьной журналистики в начале века обусловлено новаторскими особенностями эпохи: сменой культурной парадигмы, сопровождающейся взлётом культуры, а также реформой средней школы как составной частью реформирования общества. В начале века, главным

*

образом, на основе журнальной внешкольной деятельности сложилась школьная субкультура, которую можно определить - по аналогии с элитарной культурой взрослых - как «ученический Серебряный век». В отличие от более поздних молодёжных субкультур, школьная субкультура Серебряного века основана не на отталкивании, отрицании, но на позитивной ориентации, подражании специализированной творческой практике взрослых. Механизм, определяющий развитие школьной журналистики, связан с переломным характером конкретных эпох. Современную нам эпоху принято считать именно переходной, следовательно, она определённым образом реализует выявленный механизм.

*

Теоретико-методологические основания исследования сочетают
подходы, характерные для общей педагогики, педагогики социально-культурной
сферы, предметной дидактики, культурологи, филологии. В основу
диссертационного исследования положена обоснованная М.А. Ариарским
концепция социально-культурной деятельности, предлагающая

четырёхступенчатую модель взаимодействия индивида с культурой: начальный этап хоминизации, среднее звено - социализации и инкультурации и, наконец, высший этап - индивидуализация. По отношению к подростково-юношескому периоду на первый план выдвигаются категории социализации и инкультурации. Исследование вопросов образовательного порядка и педагогических реформ начала XX века опиралось на труды Н.Х. Весселя, СВ.

Рождественского, В.П. Вахтерова, В.В. Розанова, Н.А. Константинова, А.П. Булкина, А.С. Запесоцкого. Рассмотрение принципов преподавания литературы в средней школе связано с педагогическими идеями Вл.В. Гиппиуса, Б.М. Эйхенбаума, Г.А. Гуковского, Ю.М. Лотмана. При изучении механизмов социализации учтена теория коллективного воспитания, разработанная А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинским.

В процессе исследования системных связей ученических периодических изданий начала XX века и характера взаимодействия творческих опытов учащихся с профессиональной практикой взрослых была привлечена концепция диалогизма М.М. Бахтина. В рамках разбора конкретных текстов, содержащихся в школьных журналах и сборниках, использовалась выдвинутая Ю.Н. Тыняновым теория литературного факта и взаимодействия литературного ряда с внелитературными рядами, а также понятие литературного быта, введённое Б.М. Эйхенбаумом. Обращение к специфике модернистского художественного сознания, литературному процессу и особенностям поэтики эпохи осуществлялось на основе теоретико-методологических положений, содержащихся в трудах С.А. Венгерова, З.Г. Минц, Ю.М. Лотмана, В.Н. Топорова, А. Ханзен-Лёве.

Организация и методика исследования построена на совмещении методики изучения истории социально-культурной деятельности, педагогического и историко-культурологического метода, метода

*

педагогической культурологии, находящейся на стыке смежных областей гуманитарного знания. Анализ материала школьных журналов и сборников, в том числе - литературного, производился с позиций социально-культурных исследований и с привлечением герменевтического метода. Широко используется метод типологизации «эмпирического» материала, сопоставление и обобщение данных исследовательской литературы. Для характеристики современного этапа в развитии школьной журналистики применён метод социально-культурного проектирования. Организационная сторона

исследования связана с формирующим экспериментом, проводимым автором в Российским колледже традиционной культуры (образовательном учреждении среднего профессионального образования), где устойчиво особое внимание уделяется внешкольной работе.

Достоверность и обоснованность результатов исследования
обеспечивается соответствием его методологии и методики целям и задачам
научного поиска, широтой привлечения конкретного материала, выходом на
современную практику, взаимодополняющим характером использованных
методов социально-культурного, педагогического, историко-

культурологического анализа.

Новизна исследования определяется тем, что в нём:

- расширено предметное поле социально-культурного исследования;

- сформировано понимание школьной журналистики как
социокультурного феномена;

применены по отношению к самой школьной журналистике и - шире -внешкольной деятельности - такие ключевые методологические понятия, как социализация и инкультурация, характеризующие основные этапы взаимодействия человека с культурой;

показана творческая ориентированность ученической субкультуры на «большую» модернистскую культуру;

продемонстрирована важнейшая социализирующая функция литературы в среде учащихся;

- выявлена подражательная специфика ученического литературного
самодеятельного творчества, связанная с реализацией обучающей функции;

- обозначен вектор культурных интересов самих учеников начала века;

- введён в научный оборот новый, не изученный прежде материал
школьных литературно-публицистических журналов, сборников, альманахов,
например: «Журнал учеников Пензенской 2-й гимназии» (Пенза, 1906 - 1907),
«Литературно-научный сборник учащихся (издание реалистов)» (Павловск,

1908), «"Маяк". Литературно-художественный сборник стихотворений, рассказов и статей. Издание учеников 7-го класса гимназии Гуревича» (Вып. I. [СПб.], 1913), «Альманах "Искорки". Издание учеников реального училища А.И. Янсона» ([Пг.], 1915. № 1 - 4.); кроме того, создан источниковедческий список материалов к библиографии школьной журналистики начала XX века.

Практическая значимость диссертации. В диссертации выявлена конкретная технология комплексной организации внешкольной деятельности по выпуску оригинальных журналов, сборников, альманахов. «Инвариативный» пласт богатой кружково-журнальной практики начала прошлого столетия, безусловно, следует учитывать в процессе внеклассной работы, а также педагогам дополнительного образования. Опыт преподавательской деятельности автора позволяет утверждать, что стремление к творческой деятельности, нередко - латентно, но всё же присутствует в среде учащихся. Практические шаги по внедрению журнальной досуговой технологии в современных условиях способствуют развитию социально-культурной активности и учеников и учителей, повышению качества как внеучебной, так и учебной деятельности.

Материалы исследования могут быть использованы как в научно-исследовательской, так и учебно-педагогической работе в соответствующих разделах куров по «Истории социально-культурной деятельности», «Истории культуры Серебряного века», «Истории книги», «Истории журналистики», предназначенных для студентов и аспирантов.

Апробация результатов научного исследования. Основные положения диссертации отражены в пяти публикациях автора. Принципиальные положения работы и её отдельные аспекты обсуждались в рамках докладов на следующих конференциях: «Гуманитарное образование: традиции и новации» (С.Петербург, 2000); «Текст: Анализ. Интерпретация.. Понимание» (Пятые Юрьевские чтения) (С.-Петербург, 2001); «Взаимосвязь традиционного и инновационного в учебно-воспитательном процессе в учреждениях

профессионального образования» (Вторые педагогические чтения) (С.Петербург, 2004); «Научно-педагогические основы развития методики профессионального обучения» (Третьи педагогические.чтения) (С.-Петербург, 2005).

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Школьная журналистика представляет собою комплексную форму социально-культурной деятельности (стабильную в начале XX века и эпизодическую на современном этапе). Ученическая журналистика является доминантной формой внешкольной работы начала XX века; и в содержательном и в прагматическом отношении она оказывается более универсальной, нежели другие виды внешкольных мероприятий.

  2. Школьную периодику порождают определённые переходные эпохи, характеризующиеся конструктивными изменениями в жизни социума и сменой культурной парадигмы. Культивирование данной действенной формы внешкольной деятельности в начале XX века предопределено как стимулирующей общекультурной ситуацией, так и реформой средней школы.

  1. Культура эпохи модерна, в особенности свойственное ей стремление к корпоративности, оказала приоритетное влияние на формирование художественного сознания и творческую практику учеников. Ученическая журналистика системна: она образует неизученный пласт культуры Серебряного века - «ученический Серебряный век».

  2. Подготовка и выход в свет школьных журналов и сборников эпохи Серебряного века реализует актуальный педагогический приём, призванный организовать досуг учащихся. В контексте деятельности по выпуску ученической периодики контакт между ответственными за само издание преподавателями и учениками строится на базе педагогики сотворчества.

5. Особую конструктивную роль в плане внешкольного воспитания
сыграли лучшие частные школы (в Петербурге это пример Тенишевского
училища, а также гимназии и реального училища К.И. Мая), которые воплощали

на практике принцип неформального образования. Важным шагом на пути социализации учащихся являются проекты ученического самоуправления и школьные самообразовательные кружки, призванные способствовать профессиональной ориентации учеников. Функция социализации выступает в качестве ключевой, обеспечивающей выпуск большого количества ученических изданий. Главным ценностным ориентиром и этической нормой поведения для учеников предстаёт правило товарищества. Школьный журнал интерпретируется как действенный инструмент социализации, формирующий товарищескую среду и референтную группу.

  1. Непосредственное приобщение к культурной традиции в рамках самодеятельного литературного творчества учащихся осуществляется, главным образом, в процессе подражания классикам русской литературы. Приверженность учеников подражательной манере, выполняющей отчётливо обучающую функцию, во многом предопределяет сам учебный процесс. Наибольшая творческая активность учеников начала XX века реализует себя в освоении современной модернистской литературы, а также постижении законов построения, культуры самого издания, объединяющего их «опыты в словесности» в единый сборник.

  2. Практика внедрения кружково-журнальной технологии внешкольной работы имеет культуросозидающий характер, направленный на преодоление отчуждения ученика от школы и формирование социально-культурной активности. Современная школа чрезвычайно нуждается в подобном опыте, и в этом смысле восстановление исторической преемственности обретает реальную перспективу.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы и приложения «Материалы к библиографии школьной журналистики начала XX века», содержащего 67 источников.

Первая глава - «Школьная журналистика начала XX века в культурно-образовательном контексте» - задаёт основные параметры

описания ученической периодики. В первом параграфе - «Педагогические реформы начала XX века (функциональный и исторический аспект)» -обзорно освещается реформа среднего образования начала прошлого столетия. При этом учитывается ситуация, сложившаяся во внешкольном образовании. Во втором параграфе - «Кружковое объединение: эпоха модерна» - отмечается, что модернистский культурный контекст предопределил стремление учеников к корпоративности, а также издательской деятельности. В третьем параграфе -«Педагогика досуга в сфере организации школьной журналистики начала XX века» - культивирование ученической журналистики в начале века трактуется как результат продуманного педагогического воздействия, как педагогический приём, призванный разрешить неизменно актуальную задачу организации досуга учащихся. Четвёртый параграф - «Ученическая периодика 1900 - 1910-х годов: системные связи и формирование межшкол ыюго диалога» - посвящен изучению приоритетных системообразующих связей ученических изданий.

Во второй главе - «Внешкольное воспитание и механизмы социализации учащихся (на материале ученической периодики)» -изучается важнейший процесс социализации. В первом параграфе -«Концепция неформального образования петербургских частных школ: гимназия и реальное училище К.И. Мая и Тенишевское училище» - в качестве конкретного примера действенного воплощения новаторских педагогических установок эпохи выделены две признанные петербургские частные школы. Во втором параграфе - «Проекты ученического самоуправления» - в центре внимания такая форма социализации, как школьное самоуправление. В третьем параграфе - «Кружки самообразования учащихся: отражение культурной практики "взрослого" общества» - рассматривается ученический кружок в его соотношении с объединениями взрослых. В четвёртом параграфе - «Школьный журнал как инструмент социализации (на примере журнала Тенишевского училища

"Юная мысль")» - жанр школьного журнала интерпретируется с опорой на его прагматику как главенствующий в общешкольном масштабе инструмент социализации.

Третья глава - «Процесс инкультурации: самодеятельное литературное творчество учащихся» - посвящена описанию личностно ориентированного процесса постижения литературных и общекультурных нормативных образцов. В первом параграфе - «Подражательная специфика самодеятельного творчества учащихся: учебная и внеучебная составляющая» - исследуется литературная ипостась художественной самодеятельности учащихся, которая остаётся не вполне осмысленной в теоретико-практическом отношении. Во втором параграфе - «Литературные ролевые игры учащихся» - ученическое самодеятельное творчество трактуется как ролевая игра, основанная на принципе подражания; объектом этой обучающей игры выступает и классическая, и современная модернистская литература. В третьем параграфе - «Ученический литературный сборник эпохи Серебряного века (культура альманашного издания)» - исследуются формально-содержательные особенности построения ученических изданий как целого в соотношении с культурой издания, культивируемой взрослыми. Подражая творческой практике взрослых в разных её проявлениях, ученик позиционирует себя как взрослого. В четвёртом параграфе - «Современный этап в развитии школьной журналистики» - анализируется современное состояние явления.

В заключении диссертации подводятся итоги проделанной работы, подтверждается исходная гипотеза и делается общий вывод о том, что школьная журналистика является доминантной формой внешкольной деятельности начала XX века, обладающей большим социокультурным потенциалом. Кроме того, в заключении намечаются некоторые перспективы дальнейшего обращения к теме.

Педагогические реформы начала XX века (функциональный и исторический аспект)

Общекультурный взлёт в эпоху Серебряного века способствовал достаточно активному приобщению к культурным ценностям как взрослых, так и детей. Знаменитый выпускник прославленного учебного заведения -Тенишевского училища О.Э. Мандельштам в литературно-критическом эссе «Шум времени» отмечал: «Интересы наши вообще были одинаковы, и я семи-восьми лет шёл в уровень с веком»1. Позитивный процесс вовлечения в мир культуры учащихся, безусловно, связан и с состоянием самой культуры, и с актуальной образовательной стратегией.

Подчёркнуто инновационная культурно-историческая эпоха начала XX века отмечена стремлением к кардинальным реформам в различных областях общественной жизни. Политическое переустройство российского общества, бурное социальное движение стимулировали качественные изменения в важнейшей сфере социально-культурной деятельности - образовании. Обсуждение проектов реформы образования вызывало достаточно острую дискуссию, получившую широкий общественный резонанс. Так, «...вплоть до февраля 1917 г. вопрос о коренном реформировании народного образования неоднократно обсуждался как в правительственных кругах, так и в прессе. .. . Вопрос о реформах, об изменении подходов к преподаванию, о демократизации школы ставился и на Первом всероссийском съезде по женскому образованию, и на состоявшемся в декабре 1913 г. Всероссийском учительском съезде. Число его участников достигло 7 тыс. человек»2.

Концептуальные основания назревших реформ были сформулированы уже на рубеже веков, учитывая «обусловленность образовательных концепций общекультурным содержанием ... »3: «Реформа средней школы готовилась при участии виднейших русских учёных и педагогов, начиная с 1901 г., когда была высказана мысль о "необходимости упразднения заимствованного из Германии типа классической школы и замены её единой общеобразовательной "русской школой"»4. Данная реформа явилась непосредственной реакцией на последовательно насаждавшийся в последней трети XIX столетия министром народного просвещения графом Д.А. Толстым, а затем - И.Д. Деляновым принцип школьного классицизма. Идеи школьного классицизма утверждали приоритетную роль классических древних языков и препятствовали внедрению в гимназический курс естественно-научного знания.

В пределах настоящей работы мы не имеем возможности подробно остановиться на многочисленных и в высшей степени интересных особенностях, связанных с образовательными механизмами начала XX века; наша задача заключается в обозначении некоторых ключевых параметров, специфика которых особенно отчётливо раскрывается в историческом аспекте.

Классическая школа, или гимназическое образование, основанное на приоритетной роли филологических дисциплин, исторически первично и достаточно устойчиво. Однако, на русской почве первые школы петровской эпохи оказались профобразовательными, поскольку всецело призваны были удовлетворять растущий социальный заказ5 (самым первым в России училищем оказалась навигационная школа на Сухаревой башне в Москве). Модель специального образования имеет ярко выраженный социокультурный характер, направленный на просвещение широких масс и их приобщение к культуре (именно поэтому его также принято в широком смысле называть народным образованием). Базовые особенности училищ восходят к западноевропейским формам обучения ремеслу, а именно: к практике подмастерьев6. Петровские училища по сути представляли собой политехникумы, однако при всей заложенной прагматичности их учебные программы тяготели к совмещению общеобразовательных и узкоспециальных элементов7, тем самым являясь прообразом «общеобразовательной "русской школы"» начала XX века. Данная просветительская - общеобразовательная тенденция была усилена на протяжении всего XVIII века, построившего саму систему образования и стремящегося на этой основе создать «новую породу людей» (эта последняя установка впоследствии активно разрабатывалась уже советской эпохой).

В уставе основанного в 1731 году Сухопутного шляхетного кадетского корпуса, «привилегированного учебного заведения, .. . готовившего офицеров для армии и высших чиновников для государственной службы»8, «...ясно выражена мысль о том, что профессиональное образование дворянства не должно быть только ремесленным, но должно опираться на определённый теоретический базис, "дабы шляхетство от младых лет .. . в теории обучены, а потом и в практику годны были"»9. При этом сословный принцип всесословного общества реализовывал себя за счёт того, что за определёнными социальными группами закреплялась конкретная профессия; дворянство как основная движущая сила, опора государственности, призвано было состоять в военной и гражданской (чиновничьей) службе, чему соответствовала определённая система общего (гимназического) и специального (получаемая в училищах) образования.

Кружковое объединение: эпоха модерна

Достаточно уникальная совокупность данных факторов, отличавших именно модернистскую эпоху и оказавшихся чрезвычайно благоприятными для вхождения ученика в культурное пространство, раскрытия его потенциала, мы могли бы обозначить термином акмеология. Акмеология (греч. акте - вершина, пик, расцвет) - одно из перспективных направлений современного социально-педагогического знания (в сфере управления и образования), «...новая интегрированная наука о закономерностях достижения вершин развития человека на каждом возрастном этапе его жизни»53. Для вхождения в промежуточную фазу акте в юношеском возрасте в особенности необходимы соответствующие социокультурные условия54, которые как раз предоставляла экспериментальная эпоха модернизма.

Само понятие акмеологии возникло именно в период Серебряного века и соотносились одним из теоретиков и представителей крупнейшего литературного направления начала XX века - акмеизма, или адамизма, О. Мандельштамом с «духом строительства, .. . любовью к .. . организации»55. А потому отталкиваясь от богатого собственно культурного контекста модернистской эпохи, в настоящей работе мы акцентируем фактически лишь один из его аспектов, а именно: кружковую культуру. Важнейшее устремление времени было связано с объединением, социализацией. Стремление к корпоративности буквально пронизывает культурную жизнь не только Серебряного века; эта тенденция была настолько «тотальной», что органически захватила и первую половину 1920-х годов.

В этом смысле первая треть XX века отчётливо корреспондирует с первой третью XIX столетия - временем мощного социокультурного устремления к образованию литературных обществ. Знаменитый дружеский союз поэтов (Парнасское братство), активным участником которого был А. С. Пушкин, возник в стенах привилегированного, элитарного Лицея56, в основе создания которого лежала политическая доктрина М.М. Сперанского . Однако, изменение государственной политики после победоносной войны 1812 года привело к тому, что лицеистам фактически оказалась уготована участь «лишних людей». Тем не менее, «то, что должно было служить внешним обеспечением их судьбы, они сделали внутренней опорой личности. Отстранённые от непосредственной государственной активности, они перенесли всю полноту культурного бытия на то, чего никто не мог отнять: на словесное творчество. Ему они и придали тот самый исторический масштаб, который им был обещан при поступлении в Лицей. ... Союз поэтов, вышедших из Лицея, был практически первой "цеховой корпорацией" мастеров слова»58.

«"Цеховые корпорации" мастеров слова» культивировала именно модернистская эпоха: «Обилие и многообразие литературных объединений (кружков, салонов, обществ и т.п.) в России конца XIX и первых десятилетий XX века свидетельствуют о значимости этого социокультурного явления для литературной жизни и культурной атмосферы эпохи в целом»59. В дореволюционный период особенно отчётливо напоминает о себе ритуальная, синкретическая природа кружка, поскольку в большом количестве возникали смешанные, переходные образования60: религиозно-философские, литературно-философские, литературно-научные, артистические и прочие общества. Крупнейший исследователь русского символизма - З.Г. Минц охарактеризовала начало века как эпоху панэстэтизма61.

В своей творческой практике художник-модернист ощущает себя демиургом, творящим новый мир62. Неоромантические настроения эпохи актуализируют стремление к творческой индивидуализации. В то же время налицо обострение потребности в другом сознании, стимулирующее творческие контакты, дробление старых и возникновение всё новых групп, где центробежные силы неизменно начинали вскоре преобладать над центростремительными. Модернистская эпоха - время активной внутрикружковой борьбы63 (подтверждение тому - расколы внутри символистского лагеря). Складывается и характерная риторическая база многочисленных групповых манифестов, где провозглашается абсолютная новизна, самобытность и непохожесть предлагаемой эстетической программы. Данные одновременно и дружеские и профессиональные кружки, отличающиеся при этом достаточно кастовым характером состава участников, нередко группировались вокруг издательств («Скорпион», «Мусагет», «Гриф» и др.64) и самым активным образом занимались выпуском совместных изданий. С общекультурной точки зрения, совокупность видов кружковых объединений, теснейшим образом связанных со спецификой конкретной культурной ситуации, устойчиво тяготеет к базовому разделению кружков и аристократических салонов, константные признаки которых прослеживаются наиболее отчётливо. Современный исследователь Д.М. Фельдман, обращаясь к интересующему нас периоду Серебряного века, выделяет «четыре основных типа литературных организаций», учитывая чисто идеологический фактор, а также совместную издательскую деятельность65:

1. Объединения, создаваемые литераторами (профессионалами ли, дебютантами) как своего рода "творческая лаборатория" - для совместного обсуждения написанного. Необходимое условие формирования - идейная общность участников, по крайней мере, отсутствие существенных противоречий. Организации этого типа функционально соответствуют кружкам предшествующего периода. Совместная издательская деятельность - если объединение к ней переходит - лишь одна из задач, и не обязательно главная.

2. "Группы взаимной поддержки", формируемые с изначальной установкой на совместную издательскую деятельность. И здесь проблема отсутствия или сглаживания идейных противоречий ... важна, однако не первостепенна ... Подобные организации в более поздний период было принято называть группировками.

3. Литературные, или же литературно-артистические салоны. Тут вопрос об идейном единстве участников обычно не ставился, поскольку состав их определялся .. . личным выбором .. . хозяйки салона.

Концепция неформального образования петербургских частных школ: гимназия и реальное училище К.И. Мая и Тенишевское училище

В связи с исторически, вероятно, неизбежным процессом утраты семьёй своей традиционной важнейшей социализирующей роли, данная нагрузка ложится на школу. Задача социализации достаточно успешно решалась лучшими школами начала XX века, главным образом, за счёт развития внешкольной деятельности. Частные школы рубежа веков, отличавшиеся от многих казённых более творческим подходом к учебному процессу, стремились не просто передать ученикам определённую совокупность знаний, но и непосредственно подготовить их к будущей взрослой жизни (и в идеальном, или духовном смысле, и на уровне практических навыков). В основу функционирования частных школ нередко была положена определённая идеологическая программа, принципы реализации которой можно было бы назвать, используя терминологию Я. Липковича, «школьной реформой снизу» .

На рубеже веков в условиях развития промышленности и сферы финансовых отношений отчётливо ощущался социальных заказ на подготовку разносторонне образованного специалиста-практика европейского уровня. В этом контексте в 1900 году известный меценат, промышленник и предприниматель князь Вячеслав Николаевич Тенишев «...создал гимназию совершенно нового типа. ... Общий смысл деятельности мецената В.Н. Тенишева точно передал первый директор гимназии, редактор журнала «Образование» А.Я. Острогорский, который писал в некрологе князя: "Основная идея, за которую он всегда ратовал, была необходимость серьёзной популяризации реальных знаний, распространение их в самых широких кругах"» . В активно действующем и после революции «зале Тенишевского училища ... помещался общедоступный и передвижной театр, ... происходили лекции и диспуты на различные философские и литературные темы»130. Уникальный «...актовый зал Тенишевского училища превратился в концертный, здесь, ещё более усугубляя странность и непохожесть нового учебного заведения на другие, стали проводиться платные литературные, музыкальные и театральные вечера» . Без Тенишевского зала вообще вряд ли можно представить культурную жизнь начала века: «Чаще других на афишах Тенишевского зала появлялось имя Ал. Блока. Особенно сильное впечатление произвела на учащихся постановка "Незнакомки" и "Балаганчика". Ставил их В.Э. Мейерхольд. Шли спектакли несколько дней подряд ... Почти на всех из них присутствовал А. Блок. ... Всё это способствовало тому, что у большинства тенишевцев с ранних лет появилась тяга к творчеству. Возникают кружки самого разного толка: научного, философского, литературно-художественного. Ребята ставят спектакли, пишут рефераты, проводят научные пыты. Находится дело и для самых маленьких. Они исполняют роли в сказках, которые пишет для них и ставит Корней Иванович Чуковский».

Хотя Тенишевское училище считалось коммерческим училищем133, однако его новаторский характер заключался, прежде всего в том, что это была школа именно актуального общеобразовательного типа. Так, в училище «...было прекрасно поставлено преподавание гуманитарных дисциплин, ... воспитывались многие будущие выдающиеся деятели русской интеллигенции. Достаточно сказать, что ... преподавателем литературы был Вл.В. Гиппиус -поэт и учёный, участник движения символизма; ... известный педагог А.Я. Острогорский, автор считавшихся в своё время лучшими учебников по русскому языку и литературе134 ... Историю преподавал И.М. Гревс, именно в этом училище впервые применивший на практике экскурсионную методику преподавания, впоследствии блестяще развитую Н.П. Анциферовым»135. По словам В.В. Набокова, наиболее прославленного наряду с О.Э. Мандельштамом автора в плеяде писателей - выпускников Тенишевского училища, «училище ... было подчёркнуто передовое. ... классовые и религиозные различия в Тенишевском училище отсутствовали, ученики формы не носили, в старших классах преподавались такие штуки, как законоведение, и по мере сил поощрялся всякий спорт»136.

Поскольку Тенишевское училище «...можно рассматривать не как традиционное учебное заведение, а как своеобразную просветительную организацию, где функции неформального, художественного и образовательного характера занимали значительное место» , то совершенно закономерно, что училище предстаёт одним из наиболее активных в плане выпуска собственных литературных изданий. В училище работал и литературный кружок, возглавляемый «темпераментным» и «довольно необыкновенным», по выражению В. Набокова , Вл.В. Гиппиусом, чей пример действовал на учеников, вне всякого сомнения, заразительно. Известный педагог М.А. Рыбникова, отталкиваясь от опыта дореволюционной школы, в своём перечне «качеств хорошего учителя» выделила: «интерес к науке, любовь к детям, отсутствие пессимизма, умение владеть собственным вниманием и вниманием класса. Влияние личности учителя превышает влияние его предмета»139. А потому вполне закономерно, что именно благодаря Вл.В. Гиппиусу возникла «...интереснейшая попытка приобщить учеников к литературному труду. Начали ребята с написания рефератов об отдельных писателях, с выработки своих, далеко уже не детских взглядов на российскую словесность. На уроках литературы вспыхивали споры, в которых как бы на равных участвовал В.В. Гиппиус. В результате, впервые в учебной практике, школьным учителем и его учениками был написан, а затем опубликован большой коллективный литературоведческий труд под несколько академическим, но всё равно дерзким названием "Записки по истории русской литературы". Ребята замахнулись ни много ни мало на огромный исторический период от "Слова о полку Игореве" до творчества Пушкина, Лермонтова и Гоголя. Это единственное в своём роде литературное произведение состоит из двадцати двух глав, написанных разными учениками, в разной манере и на разном уровне. Среди них есть блестящие ... »140.

В высшей степени знаковая для культурного контекста начала века личность поэта и педагога Вл. Гиппиуса, оставившего достаточно богатое творческое наследие141, как и само Тенишевское училище (в мае 1917 года Гиппиус его возглавил142), на наш взгляд, сопоставимы с деятельностью Л.И. Поливанова, директора носящей его имя Поливановской гимназии - «...лучшей московской гимназии; в ней отрицалась "казёнщина"; ... человечность, культурность подчёркивались во всём стиле преподавания: и подчёркивалась личность ученика ... »143.

Подражательная специфика самодеятельного творчества учащихся: учебная и внеучебная составляющая

Самодеятельное творчество устойчиво привлекало исследователей культурно-просветительной сферы и современных специалистов в области массовой культуры своей, к примеру, художественно-изобразительной, театральной, прикладной, технической, кинематографической стороной. Основополагающее определение художественной самодеятельности предлагает Е.И. Смирнова: «Специфика её функций, в частности, связана с тем, что она выступает как средство преодоления отчуждения людей , от своих универсальных способностей, обусловленного разделением труда. Это определяет социально-педагогическую природу художественной самодеятельности как явления самореализации и саморазвития субъекта, посредством художественной деятельности, дополняющим его деятельность как субъекта других, нехудожественных ролей. Любым образом протекающая художественно-творческая деятельность определённым образом развивает познавательный, коммуникативный, творческий и другие потенциалы индивида, групп и масс участников художественной самодеятельности»232.

Между тем, собственно литературный аспект художественной самодеятельности как таковой остаётся за рамкам изучения. Причина указанной «избирательности» обусловлена, на наш взгляд, самим генезисом самодеятельности, которая восходит к народной культуре, а фольклорные тексты бытуют, как известно, исключительно в устном варианте. Кроме того, различные формы любительского литературного творчества традиционно находятся в ведении филологии . В данном случае у двух разных гуманитарных дисциплин оказывается один и тот же объект изучения, что дополнительно свидетельствует об интегрирующем характере прикладной культурологии, утверждающей себя на стыке с другими отраслями социально-гуманитарного знания. С общекультурных позиций, в отличие от понятия любительства, самодеятельное творчество предстаёт более институциональным и социально ангажированным.

Среди авторов-дилетантов отчётливо выделяется достаточно широкий пласт учащихся средних учебных заведений и студентов высших234. Ещё в 1960-е годы вышла едва ли не единственная в своём роде книга В.И. Глоцера о детских стихах, в предисловии к которой К.И. Чуковский писал: «О стихотворстве детей школьного возраста (от 8 до 17 лёт) у нас не существует никаких научных, серьёзных исследований. Вообще эта тема чрезвычайно трудна и сложна»235. К широко понимаемой «художественной деятельности» подростков обращается Б.А. Титов, подчёркивая, что «важнейшим средством художественного познания подростка становится . его художественная деятельность, которая выступает и как усвоение, и как создание художественных ценностей. .. . Воспитание умения видеть, слышать, глубоко чувствовать и понимать прекрасное - всё это обеспечивает художественную деятельность, наиболее актуальным периодом для которой является подростковый возраст. Ибо в подростковом возрасте художественная деятельность ребёнка носит органический характер; ... одним из мотивов художественной деятельности подростков является самоутверждение. ... И именно активная художественная деятельность может, с одной стороны, помочь в самовыражении и самоутверждении, с другой, развить их творческие способности»236.

В ученических журналах и сборниках представлен, как мы неоднократно отмечали, богатый материал собственно социокультурного характера: описания экскурсий, вечеров, выставок и т.п. В данной ситуации гипотетически возможны два пути: 1) вычленение и описание указанного не собственно литературного материала, отказ от обращения к литературным текстам; 2) анализ всего материала сборников.

Мы пойдём преимущественно по второму пути, подключая литературные опыты начинающих авторов и анализируя их под единым социокультурным углом зрения. Отсюда следует, что основное внимание уделяется наиболее общим составляющим текста, прежде всего, его жанрово-тематической принадлежности и явлению интертекстуальности (чему в общекультурном плане соответствуют понятия цитатности, интермедиальности, диалогизма). Интертектуальные предпочтения недвусмысленно указывают на актуальные личностные образцы . Литературные опыты учащихся выглядят вполне органичными в контексте литературной ситуации Серебряного века также по той причине, что к этому времени отчётливо сложилась массовая литература.

Рассматривая «специфику методики социализации и инкультурации», М.А. Ариарский пишет: «Первая реализует информационную, формирующую, развивающую, активизирующую, обогащающую модели образования, но в основе своей исходит из необходимости включить формирующуюся личность в определённый социум с его ценностями, нормами, принципами, установками, со стандартами, отражающими требования общества к общекультурным, профессиональным, гражданским и иным социально значимым качествам. Вторая - целиком отталкивается от конкретной личности с характерными ей индивидуальными чертами, используя те приёмы и способы, которые наиболее адекватны природе данного индивида. В свете этого будущее педагогики видится в способности разработать и реализовать интегральную систему образования и воспитания; ... включение ... человека ... в разнообразные формы культурного творчества» . Склонность к подражанию представляется наиболее типичной чертой, отличающей «культурное творчество» начинающих авторов. Опора на принцип подражания соотносится и с поиском образцов для идентификации, о которых пишет А.С. Запесоцкий240.

Похожие диссертации на Школьная журналистика начала XX века как форма социально-культурной деятельности