Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Сценарная культура режиссеров досуговой деятельности как художественно-педагогическое явление Марков Олег Иванович

Сценарная культура режиссеров досуговой деятельности как художественно-педагогическое явление
<
Сценарная культура режиссеров досуговой деятельности как художественно-педагогическое явление Сценарная культура режиссеров досуговой деятельности как художественно-педагогическое явление Сценарная культура режиссеров досуговой деятельности как художественно-педагогическое явление Сценарная культура режиссеров досуговой деятельности как художественно-педагогическое явление Сценарная культура режиссеров досуговой деятельности как художественно-педагогическое явление Сценарная культура режиссеров досуговой деятельности как художественно-педагогическое явление Сценарная культура режиссеров досуговой деятельности как художественно-педагогическое явление Сценарная культура режиссеров досуговой деятельности как художественно-педагогическое явление Сценарная культура режиссеров досуговой деятельности как художественно-педагогическое явление
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Марков Олег Иванович. Сценарная культура режиссеров досуговой деятельности как художественно-педагогическое явление : Дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.05 : СПб., 1998 406 c. РГБ ОД, 71:99-13/46-1

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Генезис формирования сценарной культуры досуговой деятельности

I. Характеристика становления сценарной культуры: историографический аспект 25

2. Анализ современного состояния и тенденций развития сценарной культуры 70

Глава II. Художественно-педагогические основы сценарной культуры режиссеров досуговой деятельности

I. Сценарно-педагогическое моделирование по ведения аудитории 125

2. Сценарий как художественно-педагогическая программа 159

3. Сущность и структура обучающей технологии создания сценария 200

Глава III. Методика формирования сценарной культуры режиссеров досуговой деятельности

I. Техника формирования сценарной культуры и педагогическое творчество 296

2. Интегрирование знаний, навыков и умений в обучении студентов сценарному мастерству.. 327

Заключение 385

Библиография

Введение к работе

Перерастание культурно-просветительной работы как исторически подвижного явления в более широкое, многоуровневое, многогранное - культурно-досутовую деятельность, новые реалии нашей жизни, потребности передовой культурно-досуговой практики требуют универсальной, педагогической, психологической, творческой подготовки специалистов XXI века.

Жизнь выдвинула задачу подготовки особой категории органи-« заторов-режиссеров театрализованных форм досуга, специализирующихся по вопросам организации разносторонней социально-культурной деятельности, специалистов, способных обеспечивать художественно-педагогическую коррекцию процесса социализации детей и взрослых, организовывать оптимальную среду, способствующую самореализации личности.

Сложность задач, которые приходится решать сценаристу-режиссеру, определяют меру той ответственности, которая должна быть проявлена при его обучении.

Театрализованные формы досуга с их огромным воспитательным потенциалом составляют значительную часть содержания в художественно-педагогической деятельности культурно-досуговых учреждений. Вместе с тем, практика показывает заметную девальвацию качества театрализованных форм досуга, их несоответствие возросшим потребностям людей, компрометацию художественно-педагогических основ сценарного творчества, что отрицательно сказывается на деятельности учреждений досуга и их эффективности. Научную и педагогическую общественность беспокоит низкая теоретическая, методическая и общекультурная подготовка кадров, слабая профессиональная квалификация работников культурно-досуговых учреждений - выпускников вузов культуры и искусства. Сами вы %)

пускники отмечают один и тот же факт: самым трудным для них является практическое применение знаний, то есть переход от абстрактно усвоенных знаний к практической реализации умений и навыков. Как результат таких последствий - наблюдающаяся деградация не только элитарных культурных ценностей, но и качества профессиональной деятельности во всех сферах культуры. Кризис обнаруживается прежде всего в области государственного общего и специального (особенно высшего) образования, поскольку из-за низкого качества учебных программ и подготовки преподавателей молодое поколение не получает знаний и навыков, необходимых для адекватной ориентации в социокультурной жизни и выполнения профессиональных обязанностей. Можно сказать, что современный этап развития культуры не имеет адекватной ей системы образования. Это обуславливает интенсивные поиски оптимальной модели образования.

Поиски путей преодоления кризиса образования ведутся не только в отдельных странах, но и на межгосударственном уровне. Так, в частности, в 1994 году был принят Проект реформирования образования в Европе, в основе которого лежит идея взаимодополнения трех культур: культуры в буквальном смысле слова, социально-политической культуры и практической культуры (21). Индустриально развитые страны рассматривают качество образования как важнейший фактор обеспечения социально-экономического развития, научно-технического и культурного прогресса. Как подчеркивается в Декларации, принятой 44-й сессией Международной конференции по образованию (Женева, 7 октября 1994 г.), высшее образование становится не только средством передачи молодому поколению накопленных знаний, формирования его культурно-нравственного и гуманитарного потенциала, но и важнейшим фактором подготовки к

жизнедеятельности в новых условиях, к решению нестандартных задач (72; 194). Важно отметить, что независимо от конкретных условий той или иной страны, ее социально-культурной ситуации, профиля вуза, декларируемые цели реформирования образования сводятся к главному: развитию талантов всех членов общества до максимального предела.

Опрос выпускников специализации "Режиссер театрализованных форм досуга" выявил у них отсутствие необходимого художественно-педагогического и искусствоведческого тезауруса - системы понятий общих, видовых, жанровых, а также позволил сделать ряд существенных выводов, из которых следовало, что в своем большинстве выпускники вузов культуры и искусства полагаются только на: I) приобретенный опыт-стандарт; 2) интуицию; 3) личные способности. Пренебрегая педагогической стороной дела, а акцентируя внимание на стороне художественной (сценарно-режиссерской), все опрашиваемые специалисты так или иначе расписывались в своем непонимании сущности организации досуга театрализованными формами, незнании технологии создания сценария, в конечном итоге и своей сверхзадачи - цели художественно-педагогической деятельности. Создавалось впечатление, что выпускники вузов не имеют четких художественно-педагогических ориентиров в сфере культурно-досуговой деятельности, а сценарная культура находится на очень низком уровне.

От качества и уровня профессиональной подготовки режиссера данной специализации зависит качество и художественный уровень представлений, праздников, различных форм досуга. Анализ практики показывает наличие существенных противоречий в организации процесса профессиональной подготовки студентов-режиссеров театрализованных форм досуга: между характером учебной деятельности

и реальной профессиональной деятельностью режиссеров данной специализации; теоретической подготовкой, недостаточно ориентированной на профессиональные задачи, и практической, не отражающей в полной мере многокомпонентную деятельность специалистов; системным использованием знаний и "разнесенностью" их усвоения по разным учебным дисциплинам. Таким образом, нарушается единство общего и профессионального развития личности будущего специалиста, цельность формирования его сценарной .культуры. Осуществление профессиональных функций в современной социокультурной ситуации требует от постановщиков культурно-досуговых программ сформированных качеств, характеристика которых гораздо шире понятия "сценарное мастерство". Изучение функций, которые призван осуществлять постановщик культурно-досуговых программ, привело нас к убеждению в необходимости исследования сценарной культуры как категории педагогики высшей школы.

Среди общепедагогических исследований не существует работ, в которых было бы зафиксировано понятие "сценарная культура". Современный уровень развития гуманитарных наук позволяет утверждать, что исследование проблемы формирования сценарной культуры режиссеров досуговой деятельности предопределяется интеграцией теории сценарной культуры и теории содержания конкретного вида высшего педагогического образования. Поэтому выявление закономерностей и методов формирования сценарной культуры будущих специалистов досуга зависит от научных предпосылок,позволяющих интерпретировать категорию сценарной культуры в контексте высшего художественно-педагогического образования.

Решение данной проблемы предопределяется необходимостью ввести в научный обиход педагогики высшей школы категорию "сценарная культура", интерпретировать феномен сценарной культуры

в содержании высшего художественно-педагогического образования, проанализировать формы и методы обучения, способствующие становлению сценарной культуры студентов.

Необходимость формирования сценарной культуры режиссеров досутовой деятельности назрела не сегодня. Известное неблагополучие в сценарном "производстве" было зафиксировано еще в начале 60-х годов. Суть обзорной критики сводилась к единому мнению: "разные сценарии, в разных краях и созданные разными авторами выглядят так, как будто написаны одной рукой, и похожи друг на друга, как близнецы-братья" (139). Как это ни парадоксально, но уже более 25 ти лет эта ситуация не меняется к лучшему. Совершенно верно замечает профессор, драматург Д.Н.Аль, говоря о том, что сегодня драматургия самое слабое звено театрализованных форм досуга, где одной из причин является низкий уровень обобщения сценарного опыта, а в основе большинства сценариев лежат не драматургические построения, а те или иные постановочные приемы (13). Причиной существующего положения является, на наш взгляд, определенный разрыв между теоретико-методологической подготовкой в вузе и практикой досутовой деятельности выпускников. Скудные знания истории театрализованных представлений и праздников приводят специалистов к тому, что они заново "открывают" уже давно известные формы работы, механически переносят и обобщают сценарный опыт прошлых лет, который явно устарел с точки зрения современного понимания проблем. Положение, в котором сегодня оказалась преподаваемая в вузах культуры дисциплина "Сценарное мастерство", ставит реальную угрозу распространения методологически неверных представлений о сущности драматургии театрализованных форм досуга, механического переноса понятий и терминов из теории драматургии традицонного театра,

искаженного понимания основных закономерностей творческого процесса создания сценария.

Проблема формирования сценарной культуры режиссеров досуга автоматически затрагивает и ее аспекты, одним из которых является квалификация педагогического состава специализированных кафедр. Анализ анкетных данных выявил картину, отражающую квалификационную полярность преподавателей дисциплины "Сценарное мастерство", которая по нашим оценкам существенно влияет на формирование сценарной культуры подготавливаемых специалистов. Преподавателями "Сценарного мастерства" являются выпускники институтов культуры специализации "режиссер театрального самодеятельного коллектива", бывшие режиссеры профессиональных драматических театров, режиссеры цирков, журналисты, актеры, профессиональные драматурги и организаторы-методисты. Вполне закономерным является факт и различного уровня сценарной культуры самих преподавателей, так как широкий спектр культурно-досуговой деятельности требует знаний ее специфичности.

Педагогическая интерпретация сценарной культуры предполагает междисциплинарный и культурологический подход, при котором сценарная культура рассматривается как феномен человеческой деятельности, специфика которой обусловлена закономерностями функционирования системы разных видов искусств и особенностями художественно-педагогической деятельности организаторов досуга.

В контексте теории высшего художественно-педагогического образования категория сценарной культуры может быть проанализирована в двух аспектах. Во-первых, как интегративное профессионально значимое качество личности режиссера культурно-досуговой деятельности, включающее комплекс многообразных профес

сиональных характеристик. Содержание данного качества обусловлено: а) спецификой сценарно-режиссерского творчества, исторически сложившегося под влиянием интегративных тенденций системы искусств; б) особенностями художественно-педагогической деятельности преподавателя сценарного мастерства в высшей школе. Во-вторых, сценарную культуру следует рассматривать как сложный по составу компонент содержания высшего художественно-педагогического образования. Фактором реализации целостности сценарной культуры в учебном процессе выступают межпредметные (межхудожественные) связи. Формы и методы изучения сценарной культуры студентами-режиссерами досуга отражают интегративный характер и творческую сущность данного феномена.

Основным противоречием сегодняшнего времени в сфере формирования сценарной культуры режиссеров досуговой деятельности является противоречие между объективной потребностью общества максимально эффективно использовать воспитательный потенциал драматургии театрализованных форм досуга и невозможностью его полной реализации ввиду:

1. Низкого уровня сценарной культуры у большинства режиссеров досуга.

2. Неразработанности методики создания сценария.

3. Недостатка высококвалифицированных педагогов "сценарного мастерства".

О том, каким должен быть выпускник вуза искусств и культуры и как разработать его модель-эталон, сделано немало исследований. И хотя разработка модели - важное, сложное и трудоемкое дело, преобразовать эту модель в конкретный эффективный учебно-воспитательный процесс куда сложнее. Ведь не секрет, что зачастую емкие комплексные учебные планы вузов прекрасно выглядят

на бумаге, однако от "знать, каким должен быть выпускник вуза" до "как его таким воспитать" - огромная дистанция. В существенной степени это положение объясняется "иерархией ценностей" которая сложилась в вузах культуры: сначала - научная работа, затем - методическая, а уж потом - работа со студентами. И произошло это не только потому, что из всех видов труда в высшей школе больше всего стимулируется труд, связанный с выпуском научной продукции, но и потому, что в сравнении с научной работой, педагогический труд преподавателя обезличен.

Известный немецкий деятель искусства Ганс Рихтер писал: "Драматургия, которая стремится к решению воспитательных задач, мне бы хотелось назвать социальной драматургией" (167, 119). К сожалению, специальной подготовки режиссеров, владеющих "социальной драматургией" в вузах культуры нет. Об этом пишет крупный мастер режиссуры театрализованных представлений и праздников И.М.Туманов, подчеркивая, что "...к сожалению, специально подготовленных драматургов и сценаристов массовых праздников нет... и на практике же часто недооценивается значение четкого, активного сценария" (197, II).

Призыв мастера к "специально подготовленным сценаристам" требует от высшей школы очень точной диагностики способностей абитуриентов, поступающих на данную специализацию, определяемых как "...сложная синтетическая особенность личности, которая определяет ее пригодность к деятельности" (165, 536).

Зачастую происходит обратное - набор студентов на специализацию происходит на основе "актерских данных", без выявления их общей эрудиции и способностей к художественно-педагогической деятельности. По этому поводу верное замечание делает Ш.А.Амо-нашвили: "...отбор будущих учителей в педагогических вузах

осуществляется на базе, так сказать, "чистых" знаний, без всякого выявления призвания к деятельности (19, 317),

В большинстве цивилизованных государств в настоящее время провозглашена своего рода "социально-педагогическая эра", отражающая быстрое возрастание роли социальной педагогики. Одним из таких социальных педагогов является режиссер театрализованных форм досуга. Вот почему при разработке системы учебного процесса мы обязаны учитывать художественно-педагогическую направленность специалиста вуза культуры.

Концепция образования - наиболее общий критерий и основополагающее условие целенаправленного поиска, отбора ж актуализации востребованной информации, а также прогнозирования ее гипотетической значимости. Сегодня невозможно строить образовательные программы, не имея прогноза содержательного развития той области, для работы в которой должен готовиться специалист. Такой прогноз необходим и при подготовке режиссеров театрализованных форм досуга, здесь перемены могут порой свести к нулю ценность информации, полученной в процессе неверно ориентированного обучения. Определить кто из педагогов, когда и на каком этапе допустил брак в обучении и воспитании довольно трудно, а отсюда и результат: неумение выпускника творчески работать в условиях ломки сложившихся форм социальных отношений. В этой связи необходимо понять действительно творческое обучение как деятельность не столько репродуктивную, воспроизводящую, сколько продуктивную, творческую, в ходе которой будущий специалист не только будет осваивать профессиональные знания и способы их построения, но и сам будет создавать новые знания, новый социально-значимый опыт. Такая внутренняя предпосылка для педагогов и студентов будет вырабатывать готовность к конструктивной

перестройке целей системы высшего образования в вузах искусств и культуры. Современное образование, игнорируя принцип "штучного товара", в вузах искусств и культуры выглядит как массовое "убийство" талантов.

Изучение сценарной культуры режиссеров досуговой деятельности как художественно-педагогического явления подготовлено длительной историей развития массовых праздников. Тем не менее, ни монографических исследований, ни какой-либо литературы, определяющей понятия "сценарная культура" пока не имеется.

Начало изучения драматургии театрализованных форм досуга (пользуясь современным понятием) было положено в 20-е годы. В этот период, окрашенный революционными потрясениями, было высказано немало интересных идей, относительно проблем драматургии в культурно-просветительных учреждениях. Эти идеи представлены в работах Г.Авлова, Н.Каржанского, А.Пиотровского и др. (6; 7; 86; 96). К сожалению, ни в 20-е годы, ни в последующий за ним период не была создана сколько-нибудь серьезная и обоснованная методология научного изучения теории сценария.

Только в 70-е годы стали появляться первые публикации,определяющие первые научные подходы к определению понятия "сценарий".

Развитие теоретических представлений о сценарии привело к формированию разнородных концепций, каждая иа которых вносила определенный вклад в характеристику сценария, но не давала всестороннего описания его сущности. В конце 70-х годов наступил новый этап в теоретическом осмыслении сущности сценария. Сценарий стал осознаваться как сложное образование, требующее профессиональной сценарной культуры. И хотя опыт накоплен немалый, к сожалению, он нуждается в синтезировании. Заметный недоста у •)

ток - полное отсутствие обобщающих работ. Другой недостаток касается глубины проникновения в проблему. Наша литература, непосредственно касающаяся драматургии театрализованных представлений и праздников, представлена всего лишь несколькими авторами, такими как: М.И.Маршак, И.Г.Шароев и А.И.Чечеткн. Однако, несмотря на важность работ вышеназванных авторов, они отдалены от рассматриваемого нами педагогического аспекта. Этот аспект нашел отражение в трудах Д.М.Генкина и А.А.Коновича.

ф Вот почему так остро ощущается потребность в научном ос мыслении теории сценария, исходящая как от научных работников, так и от практиков, которые предпринимают серьезные усилия в

j проектировании новых форм досуга, но вынуждены при этом часто идти ощупью, ибо не представляют себе смысла такого художественно-педагогического явления как "сценарная культура" режис ш серов досутовой деятельности.

,! Сценарная культура режиссеров досутовой деятельности пони i!

мается нами как комплекс специальных теоретических знаний и

»

практических навыков интеграционного характера, необходимых для профессионального регулирования воспитательных процессов досуга в обществе.

t

Сценарную культуру нельзя отделить от общества: не только потому, что исторически она возникла и развивается вместе с развитием общества. Впрочем, общество потому и создает ее, так как на всех этапах своего исторического развития, при всех формациях общество активнейшим образом использовало сценарную культуру как сильное оружие осуществления своих целей, как деятельность, без которой невозможно общественное движение вперед. Самое существенное в том, что сценарная культура является органичной частью общества, его структурным элементом, одной из форм его сознания и практической деятельности.

Актуальность проблемы, избранной для нашего исследования, обусловлена остротой тех задач, которые стоят перед высшим художественно-педагогическим образованием на данном этапе его развития. Эти задачи мы видим прежде всего в том, чтобы перейти к подготовке специалистов культурно-досуговой деятельности с широким общехудожественным кругозором, высокими ценностно-эстетическими ориентаыиями и педагогической направленностью. Это возможно на основе радикального пересмотра теоретико—методологических основ содержания высшего образования и поиска современных технологий формирования сценарной культуры специалистов досуга.

От специалиста, подготовленного в высшей школе нужен высокий профессионализм, так как это требует не ремесленных знаний, а нравственных категорий, определяющих творческое лицо художника, творца, педагога. Подчеркивая важность такой подготовки, А.С.Макаренко писал: "Цели нашей работы должны быть выражены в реальных качествах людей, которые выйдут из наших педагогических рук" (122, 198).

По замыслу автора, проведенное теоретико-практическое исследование должно служить своего рода ответом на положение дел, которое сегодня сложилось в области сценарной подготовки режиссеров театрализованных форм досуга.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ

Всякая новая область знаний неизбежно начинается с определения исходных понятий, объекта и предмета изучения: без этого она не имеет права на жизнь. Пока что, многие ключевые дефиниции, относящиеся к проблематике исследования сценарной культуры или не исследованы вообще, или трактуются достаточно приблизительно.

I. Исходные понятия. Их по меньшей мере два: "сценарная культура", "досуговая деятельность"; именно этими понятиями обозначена интересующая нас область знания. В понятии "сценарная культура" мы выделяем четыре группы явлений и процессов:

1. Свойства социального субъекта (личности режиссера досуговой деятельности), которые необходимы для художественно-педагогической деятельности.

2. Деятельность социального субъекта по созданию, распространению и освоению продуктов сценарной культуры.

3. Продукты сценарной культуры - сценарные разработки .драматургические произведения, художественная критика.

4. Институты, обеспечивающие подготовку высокопрофессиональных специалистов.

В связи с неразработанностью смыслового теоретического ядра проблемы, существенно влияющей на формирование сценарной культуры режиссеров досуговой деятельности, автором поставлена цель -разработать технологию обучения сценарному мастерству режиссеров досуговой деятельности как художественно-педагогическую систему, способную формировать сценарную культуру специалиста.

Для достижения поставленной цели в диссертации решаются задачи различного характера.

I. Теоретические задачи.

1.1. Проанализировать генезис формирования и становления сценарной культуры режиссеров досуговой деятельности.

1.2. Определить современное состояние и тенденции развития сценарной культуры.

1.3. Исследовать сценарную культуру как междисциплинарную категорию современного гуманитарного знания; выделить законо мерности сценарной культуры как целостного феномена.

1.4. Опираясь на эти положения, определить сущность понятия "сценарная культура". Разработать теоретическую и практическую модель сценарной культуры как интегративного профессионально-значимого качества личности режиссера-педагога.

1.5. Обосновать компонент сценарной культуры в содержании высшего художественно-педагогического образования.

1.6. Обосновать сущность сценария как программу воспитательных целей.

1.7. Разработать и обосновать собственный понятийный аппарат теории драматургии театрализованных форм досуга, как специфического художественно-педагогического явления.

П. Методические задачи.

2.1. Обобщить и проанализировать опыт сценарной подготовки режиссеров досуговой деятельности в вузах культуры и искусства с точки зрения ее художественно-педагогических основ.

2.2. Показать специфику профессиональной подготовки режиссеров досуга в области сценарной культуры.

2.3. Проанализировать особенности формирования сценарной культуры студентов в процессе освоения дисциплин специализации.

2.4. Выявить сущность и структуру обучающей технологии создания сценария.

2.5. Обосновать методику сценарно-педагогического моделирования поведения массовой аудитории.

Ш. Прикладные задачи.

3.1. Апробировать методику формирования сценарной культуры режиссеров досуговой деятельности.

Внедрить художественно-педагогические условия и технику формирования сценарной культуры режиссеров досуга в учебно педагогическую практику вузов культуры и искусства.

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ - сценарная культура режиссеров досуговой

деятельности. ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ - художественно-педагогическая технология

формирования сценарной культуры режиссеров досуга в вузах

культуры и искусства. ГИПОТЕЗУ ИССЛЕДОВАНИЯ составили следующие предположения:

1. В художественно-педагогическом процессе формирования сценарной культуры режиссеров досуга следует исходить из понимания природы и специфики социокультурного творчества, из полифонической направленности структуры досуговой деятельности различных групп населения.

2. Оптимальность художественно-педагогического воздействия театрализованных форм досуга на различные группы населения будет в значительной мере зависеть от:

а) точности сценарного целеполагания и учета социокультурных факторов макро-и микросреды;

б) практического владения навыками создания программ воспитательного воздействия;

в) навыками сценарно-педагогического моделирования поведения массовой аудитории;

г) владения драматургической логикой технологии создания сценария.

3. Эффективность вузовского педагогического процесса формирования сценарной культуры режиссеров досуговой деятельности будет в значительной мере определяться:

а) точным диагностированием и учетом исходных природных художественно-конструктивных задатков у абитуриентов, поступающих в вуз;

б) поэтапным раскрытием выявленных художественно-конструктивных задатков в учебном процессе и их обогащением;

в) развитием художественного восприятия (понимания языка искусства специфики жанра и т.д.), готовностью к оценочной деятельности, интересом к художественно-педагогической деятельности;

г) высокотехнологичной методикой обучения.

МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Предлагаемая методология образования строится на базе культурно-исторической концепции (Л.С.Выготский), в рамках которой развитие личности определяется и осуществляется ее социально-культурным контекстом, влиянием исторически развивающейся культуры, что позволяет гармонично сочетать всестороннее развитие личности и воспитание социально-ориентированного и общественно-ответственного субъекта. В связи с этим образование мы рассматриваем как специфический способ "пре-образования" природных задатков и возможностей человека.

Методологическую основу нашего исследования составили идеи и прогрессивные теоретические взгляды крупнейшего теоретика и практика политико-воспитательной работы А.В.Луначарского, подчеркивающего значение подлинной демократизации массовых форм культурно-просветительной деятельности. Осмысливая значение театрализации досуга, А.В.Луначарский утверждал возможность и необходимость ее применения в "известном педагогическом смысле". Концепции А.В.Луначарского - пропагандиста демократических традиций театра, живо откликающегося на любые сценические эксперименты, принимавшего участие в редактировании и обсуждении сценариев массовых представлений, его идеи в определении перспектив массового театра, его огромный авторитет и богатейшее

f театральное наследие - составили серьезную методологическую платформу исследования.

Работы русских и советских педагогов К.Д.Ушинского Д.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского имели принципиальное значение при рассмотрении вопросов воспитания личности в коллективной общно- J сти.

і

Отправным пунктом исследования стали прогрессивные взгляды А.Д.Пинкевича, подчеркивающего, что педагогика в своем основа : J

і #. нии научна, а в своем практическом приложении она является искусством.

I Работы, посвященные педагогике сотворчества (Ш.Л.Амонашви ! ли, Г.И.Гончарова, И.Ф.Гончаров), также сыграли существенную

роль в разработке методики преподавания художественно-педагогических основ сценарного творчества. "Историчность" как метод анализа конкретной ситуации был

, важным методологическим принципом познания и практики сценарно го творчества.

Обращаясь к богатому наследию истории массовых праздников,

1 насчитывающей около 30-ти веков, прослеживая генезис развития драматургии от праздников Древней Эллады, маскарадных процессий средних веков, мистериальных представлений Х7-ХУІ веков, Ф комедии дель арте, праздников французской революции (1789 1794 гг.), политизированных праздников 20-30-х годов, отбирая

) скудные сведения сценарного творчества, автор опирался на труды мыслителей и таких исследователей мировой культуры, как Платой, М.Бахтин, А.Веселовский, А.Гуревич, Д.Лихачев и А.Пан-ченко, Ю.Іилс, Ю.Лотман, В.Пропп, В.Шкловский.

Наибольший интерес из опыта работы сценаристов в первые

У

годы советской власти представляли работы Г.Авлова, Н.Каржан-ского, А.Пиотровского, М.Петровского.

В силу комплексного характера исследования диссертант опирался на основные методологические положения философии, социологии, общей и социальной психологии, педагогики. Автор обращался к фундаментальным трудам по проблемам воспитания (В.Г.Ананьев, Л.С.Выготский, А.С.Макаренко), на исследования философских (В.Г.Афанасьев, М.С.Каган, А.И.Мазаев, И.С.Мансуров, іф В.К.Скатерщиков, Э.В.Соколов), социологических (А.Л.Вахеметса

і I

j и С.Н.Плотников, С.Н.Иконникова, Л.Н.Коган, Ю.А.Шеркович, ! В.А.Ядов), социально-психологических (В.А.Ашюлонов, Е.С.Кузьмин, И.Т.Левыкин, П.В.Симонов, В.Д.Парыгин) и педагогических (А.А.Конович, Ю.А.Стрельцов, В.Я.Суртаев, В.А.Разумный,В.Е.Трио- дин) аспектов изучаемой темы. 1щ Значительную роль в осмыслении специфики сценарного твор чества режиссеров досуговой деятельности сыграли взгляды М.Бах-!! тина, писавшего, что всякое творчество определяется своим пред метом и его структурой. j Особое место в исследовании заняли работы выдающихся дея 1 телей культуры и искусства А.М.Горького, В.Э.Мейерхольда,

С.М.Эйзенштейна, Э.Пискатора, Б.Брехта, Дж.Лоусона. # Движение теоретической мысли должно рассматриваться не

только с точки зрения прошлого, но и с точки зрения будущего -диалектически, так как одним из важнейших методологических принципов теоретического познания и практики является принцип развития. В этом смысле среди публикаций, затрагивающих определенные срезы аспектов авторской позиции, следует выделить работы Э.В.Вершковского, В.Л.Дранкова, Г.И.Камаевой, У.Х.Карабаева, К.К.Крыстева, К.А.Лехмус, А.П.Маркова, О.Л.Орлова, Е.В.Руден ского, А.Д.Жаркова, А.Д.Силина, Г.П.Щедровицкого.

Особую роль в разработке концептуальных понятий, используемых в исследовании сыграло высказывание Д.Н.Аля о недопустимости механического, непродуманного переноса в массовый театр понятий и терминов общей теории драматургии.

Неоценимую помощь в аргументации авторской концепции создания методики работы над сценарием сыграла огромная практика и теоретические работы И.Г.Шароева, который писал: "Мы, практики жанра, редко ведем разговор о мастерстве сценариста. А ведь это очень важно, чтобы драматург, работающий над созданием массового празднества..., знал технологию своего ремесла, был знаком с теми основными закономерностями, которые являются определяющими в этом жанре" (222, 63).

Преимущественное значение для доказательства гипотетических положений исследования имели работы современных авторов: Д.М.Генкина, А.И.Коновича, М.И.Маршака, Ю.Смирнова-Несвицкого, И.М.Туманова, А.И.Чечетина, И.Г.Шароева.

В работетприменялись следующие методы исследования:

- теоретический анализ философско-эстетической, психолого-педагогической, искусствоведческой литературы;

- изучение индивидуального опыта работы педагогов сценарного мастерства;

- анализ учебно-педагогической документации (учебных планов, программ, квалификационных характеристик);

- моделирование сценарной культуры как личностного образования;

- профессиографический анализ художественно-педагогической деятельности режиссеров досуга;

- создание учебных моделей, позволяющих интерпретировать феномен сценарной культуры в содержании общехудожественной и специально педагогической подготовки студентов;

- опытно-экспериментальная работа (педагогический эксперимент, педагогическое наблюдение, анкетирование, интервьюирование, рейтинг методик).

Реализация задач, поставленных в исследовании, потребовала опытно-экспериментальной работы, которая проводилась на базах высших учебных заведений: Московского государственного университета культуры, Алтайского государственного института культуры, Кемеровского государственного института культуры, Краснодарской государственной академии культуры и искусства.

Автором проводились исследования с 1975 года. Первый этап разработки проблемы осуществлялся с 1975 по 1979 годы. На начальном этапе автором была заложена долгосрочная программа изучения эффективности театрализованных форм досуга и ее зависимости от качества сценария. Различными приемами и методами эмпирического исследования изучалась педагогическая действенность сценариев. Во время проведения эксперимента велась фиксация зрительских реакций в их эмоциональном проявлении. Данные обратной связи анализировались и позволяли судить о достоинствах и недостатках сценариев. Используя методы математической обработки количественной информации, была создана серия таблиц, диаграмм, шкал, позволяющих отобразить динамику эмоционального, ценностного отношения зрителей-участников к проводимым представлениям и сценариям.

Обобщение графиков наблюдений дало возможность построить график коллективной реакции участников на те или иные эпизоды сценария.

Второй этап (с 1979 по 1985 г.) характеризовался критическим осмыслением методики преподавания дисциплины "Сценарное мастерство" в вузах культуры и искусства. Здесь автором была выявлена закономерность, указывающая на показатели брака в обучении студентов художественно-педагогическим основам сценарного творчества. Этот факт позволил задуматься о создании принципиально новой концепции обучающей технологии сценарного творчества.

С 1985 по 1989 г. теоретическая концепция прошла апробацию на теоретических и практических занятиях по курсу "Художественно-педагогические основы сценарного творчества". Опыт преподавания , данные обратной связи (студенты), большой творческий сценарно-режиссерский опыт автора позволили внести существенную корректировку в разработанную методику преподавания.

С 1989 по 1997 г. проводилась опытно-экспериментальная работа по формированию сценарной культуры студентов в рамках учебно-воспитательного процесса и учебно-производственной практики. Таким образом, исследование, осуществлявшееся на протяжении более 20-ти лет, состояло из ряда этапов, на каждом из которых происходила выкристаллизация и более четкое обоснование смыслового ядра проблемы - методологии, теории и практики формирования сценарной культуры режиссеров досуговой деятельности.

Под методологией формирования сценарной культуры режиссеров досуговой деятельности мы понимаем деятельность педагога, направленную на выработку теорий, учебных программ, планов, методик, методов, форм и средств, позволяющих студентам целенаправленно и эффективно теоретически познавать, практически преобразовывать в художественно-педагогическом русле полифоничес кую структуру досуговой деятельности, создавать культурно-досу-говую среду, способствующую самореализации личности.

Данное исследование закладывает, на наш взгляд, прочную методологическую базу для повышения теоретико-практического уровня предмета "Художественно-педагогические основы сценарного творчества".

Характеристика становления сценарной культуры: историографический аспект

Анализ наиболее значимых характеристик сценарной культуры позволил предположить, что ее педагогическая интерпретация должна опираться: а) на целостное представление о данном феномене; б) на междисциплинарные обобщения, при которых закономерности сценарно-режиссерской деятельности и личностные характеристики специалиста досуга тесно связаны с закономерностями функционирования системы искусств и педагогики. Мы предположили, что сценарную культуру режиссеров досуговой деятельности следует рассматривать как интегративное личностное образование, структура которого соотносима с основными характеристиками целостного художественно-педагогического явления. Этот предварительный вывод позволил перейти к исследованию целесообразности изучения указанного качества как профессионально значимого в деятельности режиссеров досуга. Сказанное позволило сформулировать конкретные требования к подготовке режиссеров театрализованных форм досуга, а именно: постановщик культурно-досуговых программ должен быть профессионально компетентен в вопросах теории и истории мировой художественной культуры, в вопросах теории и истории драматургии театрализованных представлений и праздников, знать особенности функционирования системы различных видов искусств и роль драматургии в развитии художественного синтеза, уметь претворять эти знания в своей профессиональной деятельности. Но как проникнуть в сложную художественно-педагогическую природу этого феномена? Описание, даже самое подробное, не способствует этому. Не помогут здесь, очевидно, и умозрительные концепции, основывающиеся на интуиции и поверхностных наблюдениях. Поэтому автор избрал наиболее реальный, как ему представляется, путь анализа практики, а также воззрений, формировавшихся в ходе эволюционного развития драматургических форм, так как они отражают в той или иной мере и теоретические,и практические проблемы своего периода и, следовательно, позволяют извлечь сценарную культуру режиссеров из самой ее истории.

"Историчность", как метод анализа конкретной ситуации, с точки зрения ее истории был важным методологическим принципом познания и практики сценарного творчества. Не случайно,Н.Г.Чернышевский писал: "... без истории предмета нет теории предмета; но и без теории предмета нет даже мысли о его истории, потому что нет понятия о предмете, его значении и границах" (213, 265-266).

Проблема определения "сценарная культура" встает, как только мы спросим: из каких именно явлений в сценарном творчестве режиссеров досуга мы заключаем, что существует сценарная культура? На первый взгляд некоторые из этих явлений кажутся очевидными: режиссер сам создает сценарии и создает их определенным способом. Какие именно аспекты сценарной культуры следует выделить как потенциально важные с точки зрения художественно-педагогических целей организации досуга?

Как известно, функции режиссера не исчерпываются постановкой того или иного представления. Его профессиональное мастерство заключается в умении создать художественно-полноценный и педагогически дееспособный сценарий. Низкое качество сценариев свидетельствует о том, что режиссеры еще не в полной мере владеют соответствующими методами сценарного творчества.

Практика доказала, что в разработке драматургии театрализованных форм досуга ведущая роль отводится самому режиссеру. Определение режиссер-драматург сохраняет полную силу в применении не только к создателям эстрадных программ, пластических композиций, цирковых номеров, но и к театрализованным формам досуга. Наличие такой формы деятельности как режиссер-сценарист продиктовано самой природой.

В 60-е годы была распространена и нередко воспринималась как единственно возможная точка зрения, согласно которой инициатива драматурга первична, призвание же режиссуры состоит в подчинении драматургу. Тем самым режиссура понималась как вид деятельности несамостоятельный. В дискуссии о режиссуре начала 60-х годов наиболее категорично высказался в этом духе Г.Георгиевский, говоря о том, что "... на приоритет драматургии в театре уже не покушается никто" (63, 207).

В настоящее время термин "автор" употребляется чаще, чем термин "драматург". С течением времени положение автора существенно менялось. До начала ХУЛ в. автор во Франции - всего лишь простой поставщик текстов. И только благодаря П.Корнелю драматург становится личностью в общественном смысле, лицом, играющим важнейшую роль в работе над представлением. С другой стороны, в сценическом творчестве приоритет писателя имеет место не всегда. Так, не писательским, а актерским по преимуществу был средневековой театр масок, где большинство диалогов и монологов импровизировались. Режиссура В.Э.Мейерхольда и Б.Брехта в каком-то смысле слова доминировала над творческой волей авторов.

Сценарно-педагогическое моделирование по ведения аудитории

Достоинства любого произведения искусства оцениваются не только но внешним материальным признакам, которые можно увидеть, услышать, осязать. Реальная ценность произведения состоит в том, что заложено в нем, то есть каков будет "коэффициент воспитательного воздействия.

При планировании воспитательных целей театрализованных представлений у студентов, да и у большинства практиков,это вызывает определенные трудности в самой расплывчатости цели.Так, мы часто читаем в литературе: "Іфяьтурно-досутовне учреждения ставят своей целью: привить молодежи любовь к своему краю, привить любовь к своей Родине, к женщине, к матери и т.д.". Эту цель очень трудно зафиксировать как конечный результат деятельности. Эти цели отдалены во времени и дают лишь проекцию ожидания изменения того или иного качества личности на основе повышения его сознательности. На наш взгляд, это явно недостаточно. На этапе планирования художественно-педагогических целей сценария необходимо планировать не "ожидание" изменений качеств личности, а планировать конкретные социальные действия, которые должны быть совершены его участниками в процессе проведения тех или иных театрализованных форм досуга. Необходимо помнить, что результативное воспитание, есть воспитание действием.

Говоря о перспективах развития деятельности культурно-до-суговых учреждений культуры, В.А.Разумный совершенно справедливо подчеркивает, что "...она оказалась сейчас в совершенно иной социокультурной ситуации, которая исключает старый тип "клубо-ведческого мышления", а общие призывы к "всестороннему развитию личности", которые гипнотизируют общее сознание, зачастую ведут к осреднению человека, к потере его потенциала, к деформации его способностей" (169, 4-5). И далее, В.А.Разумный пишет, что клубная деятельность вопреки многочисленным прорицаниям, утверждающим ее конец, неизмеримо расширила свою сферу: выплеснулась на площади и проникла как "неодолимый поток любительского творчества в заповедники профессионализма..."(169, 6-7).

С осознанием этой идеи нами были разработаны критерии, которыми должны руководствоваться студенты в процессе овладения практическими навыками на этапе сценарно-педагогического моделирования поведения аудитории. К таким критериям относятся: 1. Критерий соответствия цели практическим установкам. 2. Практическая направленность цели. 3. Соответствие цели средствам достижения. 4. Количество целей или их смысловой объем. А Наука идет по пути выявления оптимальных средств и методов драматургии театрализованных форм досуга, которые позволяют преодолевать трудности субъективного и объективного порядка, тем самым способствуя усилению педагогической действенности сценариев, и самих театрализованных форм досуга.

При педагогическом моделировании поведения аудитории предпочтение должно быть отдано не только действенно-динамической основе, предписывающей определенный порядок действий, но и прежде всего эмоционально-смысловым заданиям, формирующим психологический настрой аудитории, способный "заставить" ее дей щ, "ствовать.

Театрализованные праздники имеют очень короткую жизнь. Работа режиссера над ними, по выражению И.М.Туманова, это, если можно так сказать, "снайперская работа". Таким полигоном для "снайперской работы" должен стать этап сценарно-педагоги-ческого моделирования.

На протяжении более 70-ти лет сценаристы были едины в одном - при создании сценария необходимо планировать вовлечение аудитории в действие. Так, Д.М.Генкин и А.Г.Соломоник говорят о "ситуации включения в общее действие" (56, 60). А.А.Конович рассматривает театрализованное действие как "педагогический процесс активизации участников" (101, 138). Говоря о педагогической задаче превращения зрителей в участников театрализованного действия, все авторы, так или иначе, имеют в виду, что во время действия наступает тот "момент", та "ситуация", которая почему-то "заставляет" аудиторию самовыражаться, побуадает ее к эмоциональному выражению своих чувств и действий. Поскольку такая "ситуация" планируется при создании сценария, то есть все основания назвать ее "ситуацией педагогически организованной деятельности" (СПОД).

Во-первых, само понятие "ситуация" говорит о том, что этот момент ситуативный, переходный. Действительно зритель пребывает в нескольких ипостасях ("количествах"): он и зритель, он и участник. Но если педагогически организованная ситуация затронет его потребности и интересы, то вполне вероятно, что этот участник проявит свою готовность к следующему празднику, но уже в роли более активной. Такая закономерность подтверждена А.А.Ко-новичем организацией в Санкт-Петербурге серии праздников, посвященным профессионально-техническим училищам (101, 140).

В праздниках народные массы выступают и как объект, и как субъект происходящего. То есть налицо процесс, нхогда организованные массы сливаются с неорганизованными и весь народ демонстрирует сам перед собой душу" (ИЗ, 84) -писал А.В.Луначарский. Иначе говоря, аудитория является творцом и основным субъектом формирования культурно-досутовой среды. Эта особенность подтверждается выводами исследования В.Е.Триодина, который отмечает, что и...в качестве субъекта воспитания выступает каждый посетитель клуба, а клубная аудитория в целом становится коллективным субъектом воспитания" (203, 27).

Сценарий как художественно-педагогическая программа

Было бы несправедливо отрицать значение предшествующего опыта, ознаменовавшего определенные достижения в теории драматургии театрализованных форм досуга. Несмотря на ряд ошибочных тенденций в теории и практике 20-х годов, многие особенности драматургии, выявленные в то время, остаются специфическими и сегодня. Определяя отличительные черты драматургии театрализованных форм досуга, необходимо рассмотреть их по способу и своеобразию средств достижения целей. В связи с этим следует оговорить один существенный момент: мы рассмотрим его не как готовый продукт творчества, а исследуем технологический процесс работы над ним.

Если сценарий как вид литературы имеет самостоятельное художественное значение, то сценарии театрализованных форм досуга, как правило, есть лишь стадия состояния материала на пути между социальным заказом, диктуемым аудиторией и его сценическим воплощением. Это имеет и свои исторические преценденты. Сценарий в комедии дель арте, являясь первоосновой спектакля, не имел в конечном счете самостоятельного художественного значения. Тем не менее, в теории и практике драматургии театрализованных представлений и праздников сложился устойчивый стереотип в подходе к определению понятия "сценарий". Так, Д.М.Генкин считает, что "сценарий - это подробная литературно-режиссерская разработка содержания театрализованного праздничного действия" (55, 102). А.И.Чечетин определяет сценарий как "особый вид литературы, имеющий...общие черты с драматургией театра, кино, телевидения и радио" (217, 45). М.И.Маршак в работе "Клубный сценарий", рассуждая 6 творческом процессе создания сценария, не дает определения "сценария" вообще. (129).

И.М.Туманов в лекциях "Режиссура массового праздника и театрализованного концерта" определяет сценарий как организационный план (197, 16). В учебнике "Клубоведение" под сценарием понимается подробная литературная разработка массового мероприятия (106, 117). В.Н.Гагин выделяет два основных вида драматургии - сценарий и план-сценарий и считает, что "сценарий - это литературное описание содержания предполагаемого действия в его художественно-образном видении" (60, 139). Е.Я.Зазерский считает, что сценарий "...есть особым образом обработанная конкретная информация" (82, 92). -Авторы Д.М.Генкин и А.Г.Соломоник дают достаточно широкое описание определения сценария. "Сценарий,-пишут авторы, - это подробная литературно-текстовая разработка содержания клубного театрализованного массового мероприятия, в которой в строгой последовательности излагаются отдельные элементы действия, раскрывается тема, показаны авторские переходы от одной части к другой, приводится примерное направление всех публицистических выступлений" (56, 62).

Попытки аналитического разбора документально-художественной структуры сценария предпринимались неоднократно, однако в них нет четкости в определении понятия "сценарий" и недостаточно полно раскрыта его специфика, многие авторы, рассматривая сценарий как продукт творчества, стремятся наделить его признаками определенного вида, рода ("особый вид литературы", "особый род публицистики", "драматургическое произведение особого рода"). До существу попытки определить понятие "сценарий" сводятся к обозначению его формы. Такой подход ограничивает возможности проникнуть в сущность драматургии. Если учесть при этом, что специфические особенности, зафиксированные авторами в 20-е годы, подвержены противоречивым мнениям, то можно ли найти сущностное определение сценария как продукта творчества, минуя всесторонний анализ самого творчества, т.е. не рассмотрев работу над сценарием как художественно-педагогический процесс? Создание сценария - трудный, многоэтапный процесс, включающий в себя различные аспекты художественно-педагогической деятельности сценариста, направленной на решение воспитательных задач. Драматургия театрализованных форм досуга всегда имеет два аспекта: художественный и психолого-педагогический. Рассматривая метод театрализации, А.А.Конович автор монографии "Театрализованные праздники и обряды в СССР" совершенно справедливо подчеркивает, что "...мы имеем дело с социально-педагогическим явлением, синтезирующим новое художественное целое на основе ряда компонентов разнообразных видов человеческой деятельности и рождающим свою особую драматургию, свои эстетические принципы. В театрализованном празднике нет отдельно существующего номера или публицистического выступления, кинофрагмента, диапозитива или фонограммы, а есть художественно-организованное, педагогически запрограммированное действие, представляющее собой особое чрезвычайно сложное явление искусства" (101, 141).

Техника формирования сценарной культуры и педагогическое творчество

Методика формирования сценарной культуры режиссеров досуго-вой деятельности исходит из признания того факта, что творческие способности поддаются развитию. А.Н.Лук пишет: "Творческие способности считались раньше чем-то исключительным, уделом избран- ных натур. Такая позиция равносильна признанию, что законы психологии неодинаковы для всех и что творческие личности должны иметь какие-то особые психологические законы. На самом деле творческие способности присуши любому человеку; любому нормальному ребенку; нужно лишь суметь раскрыть их и развить"(117,162).

Умение раскрыть и развить способности присуще далёко не каждому. Здесь тоже необходим талант и педагогическое творчество. По этому поводу А.С.Макаренко писал: "...Можем ли мы строить воспитание...в расчете на талант? Нет. Нужно говорить только о мастерстве, т.е. о действительном знании воспитательного процесса, о воспитательном умении. Я на опыте пришел к убеждению, что ЙІ решает вопрос мастерство, основанное на умении, на квалификации" (123, 233-244).

Педагогическое творчество в целом ряде своих аспектов в известной мере близко к явлениям художественного творчества, но проявляются здесь эти механизмы своеобразно. В искусстве осуществляется диалектическое единство объективного и субъективного. Именно эта же закономерность характерна, на наш взгляд, и для творческого педагогического процесса. С одной стороны, он предполагает строго научный, объективный анализ явления, а с дру гой стороны, этот анализ в процессе педагогического воздействия субъективируется личностью педагога как носителя определенной творческой индивидуальности, которая, в свою очередь, объективируется условиями воздействия в данной педагогической ситуации. Многовариантность педагогического воздействия при одной и той же психолого-педагогической ситуации и при прочих равных показателях - следствие значимости этого субъективного фактора в творческом процессе педагога. И в художественной, и в педагогической деятельности творец выступает не только как субъект познания, но и как личность, которая выражает и раскрывает себя в конечном результате всего творческого процесса, включает в него (процесс) свой личный опыт. Именно эта сложная позиция педагога-творца во многом определяет, вероятно, диалектику в предмете педагогики науки и искусства, причем выступает эта зависимость в чрезвычайно сложном сочетании и, возможно, реализуется в таком плане: на определенных этапах педагогического творчества познавательная ситуация "субъект-объект" выступает как типично научная, характерная для научного поиска, а на других этапах педагогического творчества эта ситуация выступает в качестве, характерном для художественного поиска (особенно в области воздействия моделирования СДОД в зале и т.п!), где наиболее ярко проявляется субъективное начало педагога, оформляющееся на основе максимально объективного научно-педагогического поиска, предшествовавшего воздействию. Естественно, что данные ситуации подвижны, взаимопроникают, взаимодействуют друг с другом.

Очевидно, эту же диалектику имел в виду и А.П.Пинкевич, когда писал, что "научный базис для педагогики необходим. Это теперь бесспорно, педагогика в своем основании научна, но в своем завершении, в своем практическом приложении она - искусство" (155,10). В практической же деятельности педагога, который обучает студентов основам сценарного мастерства происходит постоянное взаимодействие двух этих начал. Таким образом в качестве мировоззренческого ориентира образовательной парадигмы ядра формирования сценарной культуры мы рассматриваем возвышение в образовательном процессе роли воспитателя; замену парадигмы "от простого к сложному" концепцией "от целого к частности".

Необходимость совершенствования технологии формирования сценарной культуры ставит проблему внедрения результатов исследования в практику и предполагает единство теоретических и прикладных разработок. Такой подход, где в единстве выступают теоретический анализ и экспериментальная работа позволит, на наш взгляд, решить проблему на четырех уровнях:

1. Методологическом (то есть, в какой мере методологические принципы определяют теорию целостного процесса художественно-педагогической деятельности режиссеров досуга).

2. Теоретическом (то есть, в какой мере разработанная теория может оптимально обеспечить совершенствование сценарной практики).

3. Методическом (в какой мере предлагаемые формы и методы, и приемы художественно-педагогических, психологических и социально-психологических воздействий обеспечивают процесс формирования сценарной культуры личности специалиста).

4. Внедрения (то есть, в какой мере современная сценарная практика готова к решению новых задач и как внедрение новых форм и методов работы может обогатить теорию и практику высшей школы).

Опытно-экспериментальная работа,как метод проверки теоретических положений,позволит проанализировать те художественно педагогические преобразования, которые либо не фиксировались наукой, либо слабо освещены в теории.

Из истории педагогики известно, что формы организации обучения претерпевали многочисленные изменения, реагируя на запросы общества и потребности практики. Вот почему реализация основной цели и вытекающих из нее задач по приобретению и усвоению необходимого фонда знаний, умений и навыков, развитию творческих качеств личности предполагает прежде всего непрерывность практической подготовки студентов в конкретных педагогических ситуациях.

Прочтение трудов П.іІ.Блонского, С.Т.Шацкого, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского позволяет извлечь из их произведений знания о важнейших педагогических закономерностях, которые продолжают действовать и сегодня. Не копируя и не перенося механически в нашу современную высшую школу исторически переходящие конкретные методы и формы прошлого педагогического процесса, мы можем использовать его устойчивые закономерности, чтобы, сообразуясь с ними, строить свою сегодняшнюю и завтрашнюю педагогическую деятельность.

Похожие диссертации на Сценарная культура режиссеров досуговой деятельности как художественно-педагогическое явление