Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Теоретическое основы развития способностей к фототворчеству подростков и юношества в условиях художественной любительской деятельности
1-1. Сущность способностей к фототворчеству и проблема их раз вития в любительской деятельности 17
1-2. Специфика деятельности фотолюбителя и структура способ ностей к фототворчеству 37
1-3. Взаимодействие художественных компонентов любительской деятельности в процессе фототворческого развития подрост ков и юношества 57
Глава 2. Совершенствование педагогического руководства развитием способностей к фототворчеству подростков и юношества в любительской деятельности
2-1. Использование различных видов художественной культуры в творческой подготовке фотолюбителя 80
2-2. Программа и инновационная методика развития фототворче ства художественными средствами 98
2-3. Динамика основных показателей фототворческого развития в процессе формирующего эксперимента 115
Заключение 131
Список использованной литературы 140
- Сущность способностей к фототворчеству и проблема их раз вития в любительской деятельности
- Взаимодействие художественных компонентов любительской деятельности в процессе фототворческого развития подрост ков и юношества
- Использование различных видов художественной культуры в творческой подготовке фотолюбителя
- Динамика основных показателей фототворческого развития в процессе формирующего эксперимента
Введение к работе
Актуальность исследования определяется необходимостью и особой значимостью связи фотолюбительского творчества с различными видами художественной деятельности. Формирование творческого потенциала подрастающего поколения представляется сложным без реализации одного из важнейших условий: повышения не только интеллекта и аудиовизуальной культуры, но главным образом - способности к глубокому чувственному восприятию действительности. Через занятия художественной фотографией можно приобщить подростков к культурным и духовным ценностям только при тесном соприкосновении с многообразием художественных проявлений в искусстве и жизни.
Замыкание фотолюбительства на своем виде творчества, доминирование ценностей массовой культуры, поверхностное восприятие окружающих явлений без их осмысления в процессе занятий возникает там, где нет связи с духовно-эстетическим потенциалом и гуманистическим содержанием различных видов искусства. Этому способствует также явление «одомашнивания» кино-фото-видеодосуга». В нашей стране около девяти миллионов семей имеют любительские фотокамеры, в то время как общественно организованное фотолюбительство объединяет немногим более 210 тысяч человек, что составляет около 2% людей, занимающихся фотографией в свободное время.
Сущность современной социокультурной ситуации заключается в том, что, несмотря на позитивные изменения в модернизирующемся обществе, она характеризуется и рядом негативных тенденций. Общеизвестно, что в последнее время в подростково-юношеской среде усиливается прагматизм, отчужденность от культуры, идеалов нравственности, красоты и созидания. Дегуманизация сознания, девальвация нравственно-эстетических ценностей, бездуховность, вещизм, равнодушие к человеку и окружающему миру стали характерными чертами части молодежной среды. Вот почему проблема раннего приобщения детей, занимающихся в аудиовизуальных центрах к творчеству, и в частности, к отечественному культурному наследию через фотографию, так
актуальна сегодня .Ее решение должно способствовать преодолению духовного кризиса молодого поколения.
Появившиеся в последние годы проблемы в системе образования и художественной педагогике, в частности, связаны с тем, что возможности взаимодействия различных видов художественной любительской деятельности во всем ее многообразии в педагогической практике используются не в полной мере. Культурный потенциал фототворчества остается мало востребованным в силу того, что в большей степени реализуется его технологическое содержание. На наш взгляд, усиление творческой направленности аудиовизуального образования будет может быть достигнуто в процессе взаимодействия художественных сфер педагогического процесса.
Сегодня большое внимание уделяется созданию условий проявления творческой уникальности личности. Однако педагогический уровень аудиовизуальной деятельности в сфере образования и культуры значительно снижается по причине обособленности художественного и творческого развития. В связи с этим возникает необходимость совершенствования фототворчества через комплексное овладение средствами искусства, обладающими большими возможностями для духовно-нравственного становления личности, что означает ориентацию на использование любительской деятельности в фотографии как возможность всестороннего художественного развития.
Рассматриваемое в данном диссертационном исследовании взаимодействие различных видов художественной культуры, выступающее важнейшим условием развития способностей к фототворчеству подростков и юношества направлено на разрешение противоречия между потребностями в самореализации участников студий и недостаточно эффективной монохудожественной системой творческой деятельности фотолюбителей.
Возникший в конце 80-х годов интерес к народной художественной культуре позволил выделить ее как основное звено преемственности в современном художественном воспитании, формировании национального самосознания, ориентации на общечеловеческие культурные ценности. Материал художественной культуры, отечественного искусства заключает в себе огромное
духовно-нравственное содержание. Обращение к различным видам искусства, художественным аспектам народной культуры создает условия для творчества, приближенного к универсалиям широкого общественного значения.
Художественные компоненты, проникающие в процессе их изучения в любительскую деятельность, дают возможность не только приобщиться к искусству, использовать отдельные аналогии в фототворчестве, но и экспериментально преобразовывать педагогический процесс. Усиливающаяся при этом актуализация способностей и эмоциональность восприятия мира, появление эмпатии свидетельствует о радикальных изменениях и в сфере нравственности.
Расширение спектра "педагогических технологий" развития личности в фотостудиях существенно обогащается за счет привлечения новых видов деятельности и восприятия. Концепция моделирования педагогических основ развития художественной культуры личности через фотоискусство посредством разнообразных форм эстетического освоения мира исходит из положения о том, что влияние полихудожественных архетипов наиболее благоприятно для становления личности и ее творческого развития.
Привлекая возможности взаимодействия с художественной деятельностью в других сферах (сочинения по снимкам, творческие упражнения, рисованные стоп-кадры), педагог создает предпосылки к восприятию и созиданию в рамках современного искусства. С этих позиций художественное воспитание способствует пробуждению интереса к культуре прошлого своего народа, использования его этнокультурных традиций, самоопределению в культуре. Фотолюбительство связывается, с одной стороны, с изобразительным искусством и, с другой, с медиакультурой, кино- и видеотворчеством. Освоение различных направлений деятельности обогащает творческую технологию, уводит от унифицированных образцов.
Формирование новой, многовариантной модели любительского фотохудожественного творчества проявляется и в разнообразии локальных форм. Актуализация регионально-национальных особенностей народного творчества коснулась и фотографии, где особенно ярко дают о себе знать формы созда
ния единого культурного пространства, способствующего активизации личностного начала.
Вышеизложенные проблемы создают реальные предпосылки исследования, направленного на поиск и освоение различных направлений в искусстве, способных обогатить художественно-творческую технологию фотолюбителя и создать условия для использования в педагогическом процессе комплекса художественных средств. Одним из наиболее существенных факторов, который определяет особенности данного исследования, является признание того, что способности к фототворчеству не могут быть сформированы и развиты обособленно, в отрыве от целостного процесса освоения художественной культуры подростками и юношеством.
Степень научной разработанности проблемы. Современное состояние разработанности проблемы свидетельствует о многообразии теоретических и методологических подходов к ней. Анализ научно-методической литературы показал, что в ряде работ исследованы различные аспекты влияния искусства на развитие творческих способностей школьников, в том числе и средствами фототворчества.
Многоаспектность проблемы потребовала изучения трудов отечественных психологов, изучавших понятие творчества (Р. Арнхейм, Д.Б. Богоявленская, Л.С. Выготский, A.M. Матюшкин, К.К. Платонов, Я.А. Пономарев, Б.М. Теплов, В.Д. Шадриков и др.), способностей и их развития. Психологический аспект проблемы воспитания подрастающего поколения средствами фотоискусства дал возможность определить структуру и основные принципы развития способностей к фототворчеству. Проблемой творческих способностей занимались также Т.И. Артемьева, Л.Б. Ермолаева-Томина, В.Н. Дружинин и др. В их работах содержатся важные для исследования положения, касающиеся социальной и педагогической детерминации творчества и фототворчества в частности, которые могут быть применены к проблеме. Изучение вопросов развития фототворческих способностей еще ждет своего рассмотрения.
Целый ряд педагогических исследований дает основание для вывода о возможности использования средств художественной культуры в воспитании творческой личности участников фотостудий. Представители отечественной педагогики (А.В. Луначарский, Н.К. Крупская) отмечали необходимость более широкого использования средств фотографии в художественном воспитании подрастающего поколения. Это мнение разделяли известные деятели в области фотолюбительства и фотоискусства (А. Агафонов, Р. Крупное, Г.Н. Лукьянова, С.Г. Пожарская). В работах В.И. Божкова, Е.А. Бондаренко, Ю.Н. Усова и др. отмечается, что фотографию вместе с другими средствами эстетического развития в составе аудиовизуальной педагогики можно считать основой художественной культуры подростков и юношества.
Многие исследователи в области культурно-просветительной деятельности и теории педагогики отводили известное место рассмотрению вопросов развития внехудожественных творческих проявлений и их роли в культурном развитии любительства (Ю.П. Азаров, Т.И. Бакланова, Е.И. Смирнова, Б.А. Титов и др.). Анализ диссертационных исследований по педагогическим наукам позволил выделить три подхода к проблеме.
Представители первого рассматривают формирование общих творческих способностей (СЮ. Болотова, НА. Дудина, В.П. Зинченко, Э.А. Куруленко, О.А. Севастьянова), используя для этого средства культурно-досуговой деятельности. Другие авторы придерживаются второго подхода, заключающегося в развитии способностей к конкретному виду творчества (ИА. Генералова, М.А. Глоба-Михайленко, С.С. Естемесова, ГА. Опарина. В.Ф. Савина). Исследований же, непосредственно связанных с проблемами развития способностей к фототворчеству, нами не обнаружено. С нашей точки зрения, наиболее продуктивен третий подход к проблеме, который заключается в признании доминирующего значения для творческого развития культурно-эстетического взаимодействия различных художественных сфер (О.С. Нечаева, Т.Г. Пеня).
Следует отметить, что некоторые стороны проблемы использования фотографии в педагогическом процессе в контексте взаимодействующих ис
кусств активно разрабатывалась современными исследователями: Т. Мамбеталиевым, Г.А. Опариным. Фототворчество как аспект художественной деятельности любителей в историческом контексте изучалось в диссертационном исследовании В.Т. Стигнеева. Важное значение для разработки темы имеют также работы, связанные со становлением творческой личности кинолюбителя, зрителя кинопроизведений и других видов визуальной информации (П.Д. Генкин, А.А. Гук, С. Даниель, Н.М. Семина, Я.А. Янеляускас).
Несомненно, в этом аспекте заслуживает внимание программа "Одаренные дети", принятая на государственном уровне и направленная на вооружение педагогов методами творческого обучения и воспитания и выявление специальной одаренности детей. Вместе с тем представляются важными работы П.Г. Богатырева, В.М. Василенко, Г.Д. Гачева, В.Е. Гусева, А.Г. Козловой, М.А. Некрасовой, Н.М. Зоркой, Т.К. Рулиной,
Н.М. Сокольниковой, Т.Я. Шпикаловой. Автор опирался на них, исследуя процесс развития фототворчества в контексте отечественной художественной культуры.
Научно-методическая неразработанность проблемы и в то же самое время наличие положений в науке, обосновывающих включенность фотографии в педагогический процесс, требуют поиска путей взаимодействия различных видов художественной любительской деятельности и фототворческого развития. Проводимая нами разработка преследует важную цель создания методики организации фототворческих занятий в любительской деятельности. Последнее и определило тему исследования.
Объект исследования: процесс развития способностей к фототворчеству подростков и юношества в процессе художественной любительской деятельности.
Предмет исследования: деятельность по педагогическому руководству процессом развития способностей к фототворчеству участников подростково-юношеских студий в процессе художественной любительской деятельности.
Цель диссертационного исследования: разработать и апробировать методику развития способностей к фототворчеству подростков и юношества в условиях художественной любительской деятельности.
Данная цель требует решения задач диссертационного исследования:
1. Проанализировать и уточнить понятие, сущность и специфические особенности творчества, фототворчества и способностей к фототворчеству, опираясь на работы психологов, педагогов, культурологов, искусствоведов;
2. Рассмотреть специфику фотолюбительской деятельности, и на ее основе - структуру способностей к фототворчеству;
3. Обосновать общетеоретические подходы к проблеме использования различных художественных компонентов в творческой подготовке фотолюбителя;
4. Изучить состояние развитости способностей к фототворчеству, многообразие художественных интересов и других технологических признаков в подростково-юношеских студиях и с учетом этого создать экспериментальную модель взаимодействия различных художественных сфер;
5. Исходя из концептуальных положений выявить педагогические условия и разработать программу и инновационную методику развития фототворчества художественными средствами;
6. В ходе апробации предлагаемой методики и программы экспериментально исследовать динамику изменения основных показателей развитости способностей к фототворчеству в системе художественной культуры.
Поставленные задачи позволили выдвинуть гипотезу исследования, которая состоит в том, что управление процессом развития способностей к фототворчеству подростков и юношества будет эффективнее при расширении культурного пространства /заключающемся в использовании в качестве основы перцептивно-репродуктивной деятельности визуально-образных аналогий и художественного обмена; интеграции различных видов художественной любительской деятельности в процессе образного поиска и комплексном взаимодействии компонентов продуктивного творчества.
Целенаправленное и последовательное формирование мотивации, направленной на духовно-эстетическое освоение мира через творчество в фотографии, рост творческих интересов к проективной и экспозиционной деятельности; овладение преимущественно перцептивными, техническими и экспозиционными умениями; приобщение к художественной культуре в много-бразных ее проявлениях способствуют совершенствованию педагогического процесса.
Методологическая основа исследования включает в себя положения психологии и педагогики о сущности процесса художественно-творческого развития личности, о воспитывающей и развивающей роли искусства. Исследование опирается на концепцию формирования художественной культуры как основы ментальносте, мироотношения и эмоционально-ценностных стимулов жизнедеятельности, разработанную Б.М. Неменским, а также работы американских ученых-психологов Р. Арнхейма, Д. Дондиса, Г. Боуайда. При определении стратегии исследования мы опирались на теоретические позиции эстетики и искусствознания о сущности и специфике фотоискусства, об особенностях его воздействия на личность в полихудожественном контексте.
Базами исследования послужили детские досуговые центры аудиовизуального творчества (фотостудии) клубов по месту жительства «Спартак» Центрального округа и «Горизонт» Кировского округа (экспериментальные и контрольные группы по 16 человек), а также подростково-юношеские фотообъединения «Перспектива» Областной станции юных техников, «Эврика» Городского Дворца творчества детей и юношества, «Зенит» Центра детского и юношеского технического творчества г.Омска, «Окно» станции юных техников Таврического района Омской области.
В исследовании использовался комплекс методов:
- теоретический анализ культурологической, педагогической, психологической, искусствоведческой и методической литературы;
- методы опроса (анкетирования) участников студий на констатирующем и формирующем этапах эксперимента;
- педагогический эксперимент по созданию условий фототворческого развития;
- педагогическая диагностика уровней развития способностей к фототворчеству и творческих умений участников;
- метод экспертных оценок в процессе анализа результатов творческой деятельности;
- метод наблюдения, фиксировавший изменения в педагогическом процессе студий.
Опытно-экспериментальная работа по развитию способностей к фототворчеству проводилась в соответствии с разработанными автором методикой совершенствования фототворчества и программой интеграции художественной культуры с фотолюбительским творчеством.
Организация и методы исследования. Исследование проводилось на протяжении 7 лет (1991-1997 гг.) на базе культурно-досуговых и образовательных учреждений Омской области и включало три этапа.
Первый этап (1991-1993 гг.) предусматривал изучение и теоретический анализ проблемы, а также сбор и накопление фактологического материала, аккумулирующего опыт деятельности подростково-юношеских фотостудий в школах, центрах технического творчества, Дворцах творчества, клубах и станциях юных техников, центрах досуга России и стран СНГ. Рассматривалась творческая деятельность фотостудий: «Время» (Дворец творчества, г. Кемерово), «Фотон» (Дворец творчества, г. Павлодар, Казахстан), фотошкол г. Нижнего Тагила, г. Орла, фотоклубов гг. Каунаса, Паневежиса (Литва), фототворческих центров из гг. Донецка (Украина), Тирасполя.
В ходе первого этапа была проанализирована проблема, изучалась научно-методическая литература по выбранной тематике, определялись и уточнялись цель и задачи исследования, выдвигалась гипотеза, разрабатывалась программа констатирующего этапа эксперимента.
В ходе второго этапа исследования, который проходил в 1992-1994 гг. и носил характер констатирующего, на основе выборки было проведено исследование 685 участников фотостудий в 36 коллективах Омской области. Ре
презентативность выборки была обоснована генеральной совокупностью в 950 человек . Вышеуказанная цифра определялась числом фотолюбителей-подростков и юношества, занимающихся в фотостудиях школ, центров творчества, клубов юных техников и по месту жительства. На этом этапе велось изучение документации, разрабатывалась программа формирующего этапа эксперимента, проводился анкетный опрос участников фотостудий. Собранный материал по проблеме был обработан и систематизирован. В этот период была разработана авторская концепция интеграции различных видов художественной любительской деятельности в педагогическом процессе, методическое пособие для педагогов, а также трехуровневая программа развития фототворчества художественными средствами.
На третьем этапе (1994-1997 гг.), носившем характер формирующего, проводился эксперимент, который состоял в создании педагогических условий реализации разработанной программы. На этом этапе проводились систематические занятия в контрольной (16 чел.) и экспериментальной (16 чел.) группах по выработанной автором методике. В ходе занятий проводились контрольные замеры уровней развития способностей к фототворчеству, динамики мотивации, интересов, ценностных ориентации и творческих умений участников. На основе полученного материала был осуществлен сравнительный анализ, оформлены результаты исследования и сформулированы основные выводы. Разработанная методика была представлена в публикациях автора, а также в выступлениях на конференциях. Кроме того, были подготовлены научно-методические рекомендации, основанные на результатах эксперимента. Предлагаемая методика внедрялась в практику учреждений культуры и образования Омской области.
Достоверность результатов исследования подтверждается методологической обоснованностью исходных теоретических позиций; применением комплекса методов, соответствующих объекту и предмету исследования и его задачам; репрезентативностью выборочной совокупности и полученных результатов опытно-экспериментальной работы, отражающей совершенствова
ниє творческой подготовки участников фотостудий, личным участием автора в проведении эксперимента.
Научная новизна и теоретическая значимость:
- уточнено понятие "способности к фототворчеству", которое рассматриваются как совокупность индивидуальных особенностей, направленных на успешное осуществление фотохудожественной и изобразительно-публицистической деятельности;
- выявлены специфика деятельности участников фотостудий и структура фототворческих способностей;
- обоснована концепция взаимодействия художественных компонентов любительской деятельности в процессе фототворческого развития;
- предложена методика педагогической диагностики развития способностей к фототворчеству, творческих умений через анализ результатов деятельности и выполнение специальных заданий;
- определены педагогические условия, обеспечивающие наиболее эффективное развитие способностей к фототворчеству в любительской деятельности;
- разработаны и экспериментально апробированы программа и методика фототворческого развития художественными средствами.
Практическая значимость данного исследования состоит в следующем:
1. Научные выводы, сделанные на основе анализа экспериментального исследования о взаимодействии различных художественных компонентов в фотоискусстве, представляют немалый интерес для практики и могут послужить основой дальнейших исследований в этой области. По итогам исследования была разработана, апробирована и опубликована программа и методическая разработка для руководителей фотостудий.
2. Диссертация выполнена в рамках комплексной темы кафедры теории и истории народной художественной культуры Московского университета культуры «Проблемы и перспективы создания преемственной системы эт-нохудожественного образования». Предлагаемая программа представляет
собой звено в решении приоритетных задач темы, в которых художественно-творческая деятельность ориентирована на отечественную культуру.
3. Результаты исследования по данной проблеме внедрены в практическую деятельность фотостудий клуба юных техников «Приборист», Городского Дворца творчества детей и юношества, Областной станции юных техников, а также в педагогический процесс Омского филиала Алтайского государственного института искусств и культуры, что подтверждено актами о внедрении.
4. Материалы, полученные в ходе исследования, могут быть использованы в процессе преподавания курсов «Методика и организация работы с детьми и подростками», «Теория народной художественной культуры», а также спецкурсов «Аудиовизуальная педагогика» в культурно-образовательных центрах, системе повышения квалификации работников образования, культуры и искусства. Кроме того, выводы и основные положения диссертации могут применяться во внешкольных учреждениях, школах искусств, творческих центрах.
Апробация результатов исследования.
Основные положения исследования были представлены на Всероссийских и международных конференциях: "Народная художественная культура России: перспективы развития и подготовки кадров" (Москва, 1994), "Новые пути наук о культуре" (Москва, 1995), "Традиции, культура, образование" (Тюмень, 1995), "Культура России на рубеже столетий" (Москва, 1996), "Человек в мире культуры" (Москва, 1995), "Проблемы художественного образования и просвещения" (Омск, 1996), "Человек и духовные ценности" (Москва, 1998), "Обновление эстетического образования в России" (Москва, 1998).
Методические положения диссертации легли в основу семинаров-практикумов для педагогов фотостудий, проводимых в рамках методического объединения по аудиовизуальному образованию Омской области. Положения, рецензии и отзывы о фотовыставках публиковались в областной печати. Был снят 25-минутный видеофильм об открытии фестиваля фотолюбителей
"Фотоискусство в народном творчестве Сибири", этот материал использовался в ходе формирующего этапа эксперимента представленного исследования; впоследствие он нашел применение в педагогическом процессе фотостудий. На защиту выносятся следующие положения:
1. Специфика творческой деятельности участников фотостудий состоит в визуально-образном отражении действительности как проявлении отношений к миру через синтез восприятия и его продуктивного выражения.
2. Развитие способностей к фототворчеству наиболее эффективно, если учитывается уникальность образного видения подростками и юношеством, обогащающегося при взаимодействии художественных компонентов любительской деятельности. Продуктивность творческого процесса фотолюбителей во многом зависти от его последовательного осуществления в три этапа: в процессе перцептивной деятельности как формы эстетического освоения мира; овладения языком фотоискусства как средством визуальной коммуникации; в ходе поиска изобразительных решений, выработки своего стиля и способов использования различных художественных средств в авторской деятельности.
3. Важными условиями успешного и эффективного формирования способностей к фототворчеству являются: преемственность духовных и эстетических ценностей различных видов искусства; развитие общекультурного уровня участников фотостудий через вовлечение в педагогический процесс специалистов и художников, деятелей культуры и искусства; использование в творческом процессе смежных искусств ( кино, изобразительное искусство); концентрация в художественном опыте духовно-нравственного содержания коллекций снимков; расширение сферы визуальной и творческой коммуникации; интеграция различных видов искусства в процессе художественно-образного поиска; целостное программирование и самопрограммирование творческих задач; предрасположенность к аудиовизуальному творчеству и готовность к соответствующему уровню «сензитивной деятельности»;
4. Логика развития фототворческих способностей любителей выражается в следующем. От спонтанного выполнения конкретных замыслов по возможным вариантам решений - к активному сотворчеству в эвристической деятельности, направленной на выполнение обобщенных заданий на полуспонтанном уровне, - и далее - переход к самостоятельному осознанному созданию образов. Образовательно-развивающие программы способствуют насыщению содержания занятий полихудожественным содержанием, что актуализирует восприятие, стимулирует интерпретацию и домысливание, тем самым позволяя преодолеть репродуктивную установку.
5. Интеграция компонентов художественной деятельности фотолюбителей благодаря привлечению к ней различных видов искусства способствует, во-первых, совместной организации эстетической среды, расширяющей сферу зрительного восприятия; во-вторых, общению и эвристическим проявлениям в процессе воссоздания образов; и, в-третьих, - рефлексии и продуктивной деятельности как результатам созидания. Для развития доминирующих на каждом этапе творчества фотолюбительских способностей, к которым участники наиболее предрасположены, требуется привлечение соответствующих видов художественной культуры, средств и методов педагогического руководства.
Сущность способностей к фототворчеству и проблема их раз вития в любительской деятельности
Процесс творческого развития в фотостудии можно представить как синкретичное явление, в котором присутствуют художественные и внехудо-жественные компоненты, связанные в сфере любительства с искусством (художественно-техническое любительство). Определяющим моментом здесь является направленность на создание нового в образах фотографии через композицию, содержание кадров, ракурс и точку съемки (66). Чтобы выявить сущность рассматриваемых способностей к фототворчеству, раскрывающихся в любительской деятельности, необходимо обратиться к рассмотрению соотношения творческих и нетворческих, художественных и внехудожествен-ных компонентов деятельности фотолюбителя.
Безусловно, фотография, есть сфера творческая, но почему не полностью, а по преимуществу? Имеются ли в ней нетворческие моменты? Что в деятельности участников фотостудий содержит новизну, а что является репродуктивным, традиционным? Для ответа на эти вопросы необходимо провести последовательный анализ понятий "творчество" и "фототворчество".
Деятельность в сфере досуга опирается на некое созидательное первоначало, развитие, приводящее к совершенствованию личности. В этих условиях творчество для себя и творчество самого себя имеет значение тогда, когда существуют для этого предпосылки. Последние основаны на формировании креативности , как фазы подготовительного этапа продуктивной деятельности. Качественно новая деятельность не существует без полного раскрепощения человеческих сил, способностей, дарований. Для этого необходимы условия, связанные с гибкостью, открытостью, возможностями вариативности. Такими свойствами обладают занятия любителей в сфере досуга, в которых присутствуют ощущение свободы, нерегламентированные условия реализации интересов.
Вместе с тем в понятии "творчество" следует выделить моменты, характеризующие его субъективную значимость: направленность "к новому бытию", "высшей жизни", "выход из себя", "возвышение над жизнью", свобода и самостоятельность субъекта, самобытную субстанциональность (19, С.54, 211; 20, С.9). В связи с этим правомерен подход к этому понятию как особому характеру деятельности (10, С.84). Специфика занятий, направленных на самореализацию , заключается, по мнению ряда авторов, в новизне и общественной значимости. Наиболее адекватно признак новизны, на наш взгляд, отражен в "созидании новой реальности", удовлетворяющей многообразным общественным потребностям (209, С.474). При этом важно также иметь в виду, что новизна включает в себя относительные проявления диалектики старого и нового (13, С.85), что имеет важное методологическое значение.
Нужно отметить, что человек в творчестве, как пишет А.И. Арнольдов, испытывает на себе опережающее воздействие духовных ценностей, тем самым самоутверждаясь и реализуя предоставленную ему возможность построить свою жизнь по законам творчества. Тем самым оно « выступает как способ легитимации личности, образования новых личностных смыслов ее существования" (5, С.218). Многосферность инновационной деятельности требует разностороннего подхода к креативным проявлениям.
Деятельность в сфере фотографии связана с преломлением разноплановых отношений к самому себе, окружающим людям и миру в целом через многообразие художественных средств. Выразительность фотографии определяется размещением в кадре деталей, точкой съемки, использованием световых эффектов, техническими приемами, границами кадра и т.д. Художественный продукт в фотографии содержит в себе нетворческие компоненты (подобия линий, композиционных замыслов, заимствованных приемов). Однако наряду с этим в художественной деятельности любителя могут быть и оригинальные элементы, выраженные в вариациях формы, замысла, сочетании образных решений, имеющих новаторский характер.
Природа фотолюбительского творчества выражена в результатах деятельности, значимых для узкого и широкого круга и представляющих собой явление в социокультурной среде. Образные картины реальности, которыми оперирует фотолюбитель, обладают одной принципиально важной особенностью. Аккумулируя в себе знания о мире, светопись, как и другие визуальные искусства, обладают способностью представлять "богатство опыта в конкретных формах" (21, С.98). Именно поэтому фотолюбительство представляет собой форму эстетического познания и освоения мира во всем многообразии его отношений. Во взаимодействии эстетического и познавательного аспектов аудиовизуальной деятельности содержатся немалые творческие возможности для самореализации.
Нам представляется важным подчеркнуть, что наиболее существенные признаки новизны в фотографии заключаются в переструктурировании, трансформировании действительности на основе эстетических критериев, что способствует выявлению собственного фотографического видения как одной из конкретных форм, в которой реализуется представление о действительности (155, С. 158). Событие приобретает при этом гармоничность, масштабность, значительность, облекаясь в соответствующую художественную форму.
Художественный образ возникает там, где фотограф начинает проявлять свое, особое отношение к снимаемым предметам. Открывая новые стороны в окружающем мире и творя свое "новое бытие", фотолюбитель постепенно вырабатывает новые отношения, выражая тем самым свои особые чувства. Фотографический образ вырастает из конкретного зримого явления, преобразуясь в символ и формируясь самой действительностью в процессе отыскания выразительного объекта и запечатления его, экспрессией предмета съемки (130, С. 122-124).
Все это позволяет определить фототворчество как процесс инновационной деятельности в сфере фотоискусства, а также внехудожественной деятельности (изобразительной публицистики) и его предметные результаты. Визуальные образы, обладающие новизной содержания и включенностью в художественное пространство кадра, оригинальным композиционным решением, являются его внешними признаками. Вместе с тем сам процесс деятельности, связанный с техническим осуществлением замысла, имеет инновационное содержание, если приемы мастерства и технологии используются для создания нового, по существу, результата. Упрощенность осуществления технологии открывает большие возможности для развития деятельности.
Степень объективной и субъективной новизны в фотолюбитебльстве, как видим, зависит от двух составляющих: присутствия авторского начала и свободного владения фотоязыком; меры одухотворенности в процессе осуществления замысла. Новизна интерпретации художественных смыслов проявляется в свежести восприятия, непосредственности видения. Здесь соединяются воедино и наполняются новыми стимулами созидательные и духовные ориентации развития.
В связи с этим следует отметить, что фотолюбительская может быть трех видов: - создание фотопроизведений (авторское творчество); - создание новых способов образных решений в сфере "технологии" фотоискусства; - импровизационно-эвристическое (поисковое) творчество на основе художественных традиций.
Соотношение субъективной и объективной новизны в представленных видах фотолюбительства выражается в том, что первый и второй виды больше всего связаны с объективной новизной, а третий - с субъективной. Фотопроизведения, являющиеся новыми для самих участников студий и их групп, не несут в себе глубины авторской трактовки, однако в силу значимости познавательного, эстетического, нравственного и духовного подтекста, обладают существенной субъективной новизной. Это связано также и с близостью зрительской аудитории фотовыставок реальному художественному содержанию произведений студийцев. Приближение фотолюбителя и зрителя фотографий через искусство к "высшим предметам жизни" (22, С.77) наполняет новым содержанием деятельность, поднимая его на высшую ступень в духовном развитии.
Взаимодействие художественных компонентов любительской деятельности в процессе фототворческого развития подрост ков и юношества
Важнейшая особенность любительской фотографии заключается в ее непосредственном влиянии на эстетическое сознание. При этом происходит приобщение к культурным ценностям, смыслам и образцам действия. Динамика данного процесса включает в себя единство личностных и средовых моментов (48, С.380). Вместе с тем нужно иметь в виду, что основной движущей силой психического развития становятся расширяющиеся взаимосвязи внутри социокультурного пространства, которое становится все более открытым. Общение и деятельность преломляются через индивидуальные особенности, соотносимые с собственным опытом ребенка и вызывающие определенные переживания (47, 147, 221). Среди концептуальных ориентиров в поиске моделей развития способностей к фототворчеству следует выделить такие, в основе которых лежит стремление интегрировать отдельные компоненты системы художественной культуры в единый цикл (80).
Взаимодействие художественных компонентов любительской деятельности оказывает влияние на фотолюбителей, результатом которого становится обогащение образного видения мира. Очевидно, существует тесная взаимосвязь между художественной культурой участников фотостудий и развитостью их творческих способностей. Наряду с мировоззрением, мироощущением, характером потребностей и творческих интересов, как справедливо отмечает Г.А. Праздников (157, С. 12), уровень культурного развития входит в систему программ, задающих наблюдению направленность. Вместе с тем формируется непрерывно расширяющееся культурное пространство, заключающееся в том, что постепенно устанавливаются интеграционные связи. Таким образом, расширение поля перцептивной деятельности в процессе полихудожественного освоения мира приводит не только к изменениям в опорных способностях фотолюбителя, но и росту их общекультурного уровня. Отмеченное положение подтверждает мысль о том, что "способность в одном виде художественного творчества вряд ли прямо связана со способностями в других видах искусства", что требует необходимости творческого развития лишь в условиях всесторонней художественной деятельности (170, СПб).
Интеграция компонентов художественной любительской деятельности позволяет по-новому оценить и развить способности к фототворчеству. В предлагаемой концепции это означает взаимопроникновение различных видов искусств и художественного творчества в педагогическом процессе. Так как предлагается переход от репродуктивной стадии развития к креативной (64), от познания и просвещения - к творчеству и духовному развитию (185, С. 14-15), то при этом достигается возможность развития на следующих уровнях:
1. Перцептивно-репродуктивная деятельность;
2. Овладение фотомастерством в процессе эвристической деятельности;
3. Продуктивно-творческая деятельность.
Уровни развития творческой деятельности фотолюбителей, выделенные нами выше, создают разную степень образного обобщения в фотографии и сознательности, в чем проявляется логика развития способностей к фототворчеству, выражающая собой внутренние предпосылки развития соответствующих способностей. От спонтанного выполнения конкретных замыслов, сделанных "по наитию" по возможным вариантам решения, еще связанных в некоторой степени с подражанием, фотолюбитель постепенно переходит к активному сотворчеству в эвристической деятельности по выполнению обобщенных заданий на полуспонтанном уровне. Здесь в фотоснимки начинает проникать глубокий образный смысл и обобщенное содержание благодаря частично управляемому процессу творчества, сочетающему съемки по заданиям и спорадические акции участников.
Следующий этап фототворческого развития заключается в постепенном обретении участниками полной осознанности в творческой деятельности и самостоятельному созданию образа в снимке. Здесь одинаково в равной степени может использоваться также спонтанная съемка и работа по заданиям. Наконец, с другой стороны, уровни творческой деятельности создают внешние предпосылки развития способностей к фототворчеству, которые проявляются во взаимодействии различных видов художественной культуры и интеграции искусств, что означает по существу расширение культурной среды, насыщение содержания занятий полихудожественным содержанием, что актуализирует восприятие, делает его сотворческим и в тоже самое время стимулирует интерпретацию и домысливание, тем самым позволяя преодолевать репродуктивную установку. Реализация указанного положения служит подтверждением мысли К. Маркса о том, что "лишь благодаря предметно развернутому богатству человеческого существа развивается, а частью и впервые порождается богатство субъективной человеческой чувственности (подчеркнуто нами, Н.Х.): музыкальное ухо, чувствующий красоту формы глаз" (115, С. 122).
На первом уровне творческой деятельности преобладает взаимодействие в форме поиска аналогий фотообразов, использование материала и изобразительных средств других искусств, в том числе богатого опыта народного искусства, его символической и морфологической первоосновы; перевод образного содержания из одного художественного ряда в другой (149, С.7). Изобразительное искусство, архитектура, художественная литература могут послужить основой как принципиальных, так и содержательных изменений визуальной интерпретации фотоснимков через символы-архетипы, композиционные решения, близкие по характеру, соответствующие интересам и замыслам участников.
На втором уровне доминирует поиск композиционных решений с использованием смежных искусств (кино, изобразительное искусство); усиление образной выразительности за счет привлечения их архетипического содержания, обобщение художественных образов других искусств, полихудожественная импровизация. Этому должно способствовать взаимопроникновение различных видов художественной культуры в развивающе-образовательном процессе, объединение знаний, навыков восприятия и перцептивной деятельности через полихудожественные компоненты.
На третьем уровне осуществляется более широкое использование аналогий и полихудожественных архетипов, художественный синтез искусств и синкретизация с различными видами художественной культуры. Здесь существенно возрастает роль интеграции в усилении образно-смыслового контекста взаимодействующих компонентов. Постижение интонационной и языковой основы различных искусств помогает лучше понять художественную фотографию, и это дает возможность более углубленного эмоционального развития через постижение внутренней сущности искусства, проникновение в его природу, « понимание его законов, сути, глубинной общности всех ис-кусств»(141, С. 13).
Использование различных видов художественной культуры в творческой подготовке фотолюбителя
Построение педагогического процесса тесно связано с формированием личности подростка и юноши в процессе реализации заложенных в нем способностей. Актуализация потенциальных возможностей фотолюбителя происходит под влиянием особенностей творческого процесса в фотографии. Их сущность - в многообразии способов образного видения мира, воплощении своих замыслов.
Становление личности фотолюбителя определяется уровнем самосозна-ния и приобщения к ценностям, формированием креативных черт личности и характера. Деятельность выступает как внутренняя потребность фотолюбителя в самовыражении, что служит основой доминирующей мотивации участия. Развитие и преобразование художественного содержания деятельности фотолюбительства определяет степень развитости способностей..
В качестве исходной идеи проектирования модели развития способностей к фототворчеству примем положение о том, что взаимодействие эстетических проявлений участников, обусловленное художественными средствами, заключенное в процессе творчества, изменяет характер и направление деятельности. С целью исследования этого процесса , проводился констатирующий эксперимент. Требовалось изучить состояние развитости рассматриваемых способностей и содержание художественных интересов фотолюбителей, что должно было дать возможность спроектировать экспериментальную модель взаимодействия различных видов художественной культуры. Для решения поставленных задач в исследовании применялся комплекс методов, выбор которых определялся задачами констатирующего этапа эксперимента. Использовалось анкетирование, метод экспертных оценок продуктов творческой деятельности и педагогическая диагностика фототворческих способностей. Исследование проводилось среди 685 участников фотостудий, занимающихся в 36 коллективах Омской области. Выборка была обоснована генеральной совокупностью в 950 человек (по статистическим данным), включает в себя фотолюбителей 13 лет и старше, занимающихся в школах, центрах творчества, клубах юных техников и по месту жительства.
В ходе исследования выяснилось, что все испытуемые по стажу участия в творческой деятельности студии делятся на четыре группы, а по уровню самооценки развитости способностей их можно разбить на три большие группы. Для сравнительного анализа взаимосвязи стажа участия и уровня фототворческого развития собранные данные были представлены в сводную таблицу.
Следует признать, что динамика индивидуально-возрастных изменений от репродуктивного уровня к креативному оказывается неравномерной у различных участников, что определяется совокупностью объективных и субъективных факторов. Распределение участников по стажу участия показывает, что креативному уровню соответствуют участники, занимающиеся преимущественно до 1 года, эвристическому - от 1 года до 3 лет, и креативному - 3 года и свыше 3-х лет. Это позволяет обосновать необходимость трехлетнего срока эксперимента. Анализ данных анкетного опроса, связанного с деятельностью участников, позволил выделить и обосновать пять типологических групп ( см. приложение 7).
К первой типологической группе были отнесены любители, которые отдавали предпочтения следующим трем видам деятельности: посещение фотовыставок (56,5%), коллекционирование (65,8%) и обсуждение снимков (52,5%). Эти виды занятий позволяют говорить о типологической группе "фотолюбитель-зритель", в число которых попало 36% опрошенных. Во вторую типологическую группу (4%) попали участники, которым более всего свойственны другие виды деятельности: "внесение технических изменений" (67,8%) и "совершенствование аппаратуры" (54,6%). Данные фотолюбители мало занимаются творческой фотосъемкой (21,0%). Этот вид деятельности их больше интересует с технической стороны, поэтому вполне закономерно, что у них обнаруживается единственный преобладающий вид съемок: "прикладная фотография" (54,5%). Описываемая типология фотолюбителей может быть обозначена как "фотолюбитель-техник".
В третью группу (12%) по типологическим признакам вошли фотолюбители, отметившие те же виды любительской деятельности в числе преобладающих (10%). Однако в отличии от предыдущей группы ими чаще всего делаются снимки, связанные с общественными явлениями (78,5%); фотоочерки, проблемные серии (73,5%), фоторепортажи (69,3%); работы в жанре концептуальной фотографии (67,4%). Следовательно, этих участников можно с полным правом отнести к типологии "фотолюбитель-публицист", так как их снимки преимущественно документально-публицистического характера.
К четвертой типологической группе мы отнесли любителей, которые, кроме трех указанных видов занятий, отметили также творческую фотосъемку (69,7%). При этом респондентами были выделены в качестве преобладающих следующие виды творчества, выступающие также признаками-основаниями типологии: юмористическая (64%), фантастическая, аллегорическая (76,5%), предметно-ассоциативная (62,4%), концептуальная (57%), лирическая (58,5%)фотография. Учитывая то, что эти жанры входят в число видов художественной фотографии, данную типологию мы обозначили как "фотолюбитель-художник". Число участников, входящих в эту типологию, составило 42% опрошенных.
Наконец, пятая типологическая группа (6%) оказалась наиболее универсальной по некоторым признакам. Хотя у этих участников не отмечается склонностей к коллекционированию снимков и техническим инновациям, зато преобладают важнейшие виды деятельности: "посещение выставок" (76,5%) и "обсуждение снимков" (68,5%). Ими отмечаются не отдельные виды творческой фотографии, а полная их совокупность, что позволяет говорить об их определенной степени мастерства и совершенства, достигнутой любителями этой группы. При этом в числе отмеченных предпочитаемых жанров у них присутствуют не только снимки, относящиеся к художественной фотографии: "фотоюмор" (78,6%), фотолирика (85,7%) и др., но также и публицистические работы: "общественные явления" (54,4%), фотоочерки (64,5%).
Для проведения исследований в рамках констатирующего эксперимента использовались три метода исследования. Для определения содержания художественных интересов и типологических признаков участников нами применялся метод устного опроса по анкете № 1 участников фотостудий. В результате опроса исследуемые участники фотостудий были разбиты на типологические группы.
Оценка результатов продуктов творческой деятельности участников осуществлялась по карте эксперта, в которой по 5-ти балльной шкале фиксировались оценки снимков, выполненных по 5-ти жанрам и видам фотографии: пейзаж, видовая фотография; портрет, жанровая, концептуальная фотография; предметная и социальная фотография. Для оценки качественного содержания снимков , выбранных по отмеченным жанрам, была разработана система критериев, связанных с фототворческим развитием, которая послужила основой педагогической диагностики.
Динамика основных показателей фототворческого развития в процессе формирующего эксперимента
Проблема формирования и развития способностей к фототворчеству подростков и юношества художественными средствами ставит перед необходимостью выявления критериев оценки развития участников в данном направлении. Из множества параметров, характеризующих показатели развитости в исследуемом виде деятельности, нами выявлены определяющие: характер мотивации участия в любительстве; наличие творческого интереса к художественной фотографии и публицистике; творческих умений; соответствие специальных способностей определенным в экспериментальной модели доминантам; смещение ценностных приоритетов. Ведущим показателем, определяющим уровень фототворческого развития, является качество продуктивной творческой деятельности фотолюбителей.
Для выявления динамики этих показателей использовался комплекс методов. Интересы к фототворчеству и ценностные ориентации определялись по анкете участника № 2 "Фотография как творчество". Развитость творческих умений - по результатам экспертной оценки работ фотолюбителей, выполненных по специальным диагностическим заданиям. Аналогично определялись качество продуктивной творческой деятельности по другим диагностическим заданиям. При этом использовалась та же методика диагностики, что и в констатирующем эксперименте.
Базами исследования служили досуговые центры аудиовизуального любительского творчества (фотостудии) детских клубов по месту жительства "Спартак" Центрального округа и "Горизонт" Кировского округа г. Омска (экспериментальная и контрольная группы по 16 человек). Необходимо было создать намеченные нами педагогические условия по реализации программы сближения и взаимодействия различных видов искусства, включая этнохудо-жественные проявления. В связи с этим опытно-экспериментальная работа включила в себя в качестве одного из ведущих условий совершенствования деятельности преемственность в художественном образовании и включенность в систему многоуровневой педагогической подготовки по этнокультуре. Комплекс этнохудожественной подготовки включал в себя также региональный компонент- изучение художественных традиций и фотолюбительского движения Западной Сибири.
Осуществленный эксперимент преобразования фототворческих проявлений участников состоял в активизации перехода от художественного восприятия, связанного с фототворчеством, к рефлексии естественно мотивированной образности, отраженной ментальносте, поиску межъязыковых созвучий в различных видах искусства. Связь времени и пространства включает участника в систему новообразований как художественную прогрессию, облагораживающее нравственное движение.
Самобытность творчества в сфере этно-художественной культуры, полифонизм ментальных направлений народной эйдетики, плюрализм художественно-образных систем создают более адекватные представления и аналогии, углубляющие механизм проникновения в творческие возможности фотографии.
Рассмотрим изменения в ходе эксперимента ведущего показателя - качества продуктивной деятельности, который отражает уровень фототворческого развития участников. Для его определения участникам были предложены специальные задания, которые повторялись с небольшими изменениями на протяжении трех лет исследования и состояли в съемке с соблюдением условий, поставленных руководителем. Всего участники выполняли 5 заданий по отдельным направлениям фототворчества: пейзаж, портреты, видовая, жанровая, концептуальная, предметная и социальная фотография. Для оценки результатов использовался метод экспертных оценок по критериям, также как и в констатирующем эксперименте. В целом уровень развитости определялся по среднему показателю оценок по направлениям. Затем высчитывался средний показатель в группе у каждого эксперта. Результат заключался в средней величине оценки развитости фототворческих способностей в группе разными экспертами. Полученные данные отражены в таблице 5.
Из таблицы видно, что наиболее значительные изменения в уровне развития способностей к фототворчеству произошли у участников экспериментальной группы: увеличилось количество фотолюбителей с высшим и высоким уровнями, заметно сократилось число испытуемых, находящихся на низком уровне.
Иные результаты дает анализ контрольной группы. Несмотря на некоторое увеличение высокого уровня, количество участников с высшим уровнем развития несколько сократилось. Выявлены лишь единичные случаи перехода с низкого уровня развития на средний, с высшего на высокий.
Полученные результаты показывают, что большинство детей к началу формирующего эксперимента имеют низкий уровень развитости комплекса качеств, необходимых для успешной деятельности фотолюбителя. На протяжении эксперимента количество участников экспериментальной группы, соответствующих высшему уровню, выросло на 56,2%. Итак, экспертные оценки работ в экспериментальной группе позволяют характеризовать студию с точки зрения преобладания в ней к концу эксперимента высшего уровня развитости способностей.
Качественная характеристика работ участников экспериментальной группы, выполненных по заданиям, показала существенные сдвиги в творческих проявлениях по сравнению с первым этапом эксперимента. Необходимо отметить, что если на первом этапе преобладали снимки однообразные по использованию изобразительных средств, с неточно выбранным моментом съемки, наличием лишь некоторого "намека" на образное решение, то на втором и особенно на третьем этапах мы имеем совершенно другую картину. В них используются не случайные, а соответствующие замыслу изобразительные средства, точно определен момент съемки, они прошли тщательный отбор и кадрирование. Их образное решение отражает эмоциональные реакции детей, запечатленные на пленку как результат полифонии восприятия.
Важным достижением опытно-экспериментальной работы явились также положительные изменения в содержании предпочитаемых сюжетов съемок. Больше появилось кадров, связанных с духовной проблематикой, Возрождением. Наряду со снимками, связанными с ближайшим окружением, появляются композиции, отражающие современные коллизии, традиционные мотивы национального мировидения, региональные особенности: красоту края, характерные черты социальной жизни, приметы сегодняшнего дня. Их отличает содержательное многообразие, использование различных приемов и средств фотоязыка, тяготение к синтезу и синкретизму.