Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие этнохудожественного образования на основе региональных социально-культурных традиций Долженкова Марина Игоревна

Развитие этнохудожественного образования на основе региональных социально-культурных традиций
<
Развитие этнохудожественного образования на основе региональных социально-культурных традиций Развитие этнохудожественного образования на основе региональных социально-культурных традиций Развитие этнохудожественного образования на основе региональных социально-культурных традиций Развитие этнохудожественного образования на основе региональных социально-культурных традиций Развитие этнохудожественного образования на основе региональных социально-культурных традиций Развитие этнохудожественного образования на основе региональных социально-культурных традиций Развитие этнохудожественного образования на основе региональных социально-культурных традиций Развитие этнохудожественного образования на основе региональных социально-культурных традиций Развитие этнохудожественного образования на основе региональных социально-культурных традиций
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Долженкова Марина Игоревна. Развитие этнохудожественного образования на основе региональных социально-культурных традиций : Дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.05 : Тамбов, 2000 553 c. РГБ ОД, 71:01-13/201-6

Содержание к диссертации

ВВЕДЕНИЕ 5

РАЗДЕЛ I. Традиционная тамбовская народная художественная

культура как основа разработки региональной модели этнокультурно

го образования 21

Глава 1. Особенности традиционной тамбовской народной ху

дожественной культуры (от древних истоков до начала XX в.) 21

1.1. Этнокультурная история тамбовской губернии 21

1.2. Народная художественная культура в структуре художественной жизни Тамбовской губернии 36

1.3. Влияние народной художественной культуры на усадебную и городскую культуры тамбовского края 69

1.4. Основные виды и жанры тамбовской традиционной художественной культуры 114

Глава 2. Организация народного художественного творчества в

тамбовском регионе в период с 1918 по 1999 г. 161

2.1. Организационно-педагогические основы развития народного художественного творчества в период с 1918 по 1940 г. 161

2.2. Народное художественное творчество Тамбовского региона в сороковые годы 183

2.3. Особенности развития народного художественного

творчества в 50-60-е гг. 192

2.4. Развитие народного художественного творчества в 70-е гг. 203

2.5. Тенденции развития народного художественного творчества на Тамбовщине в 80-е - 90-е гг. 21.3

2.6. Проблемы кадрового и научно-методического обеспечения развития художественной самодеятельности Тамбовской области 223

РАЗДЕЛ II. Становление и развитие этнохудожественных моделей

образования на основе взаимосвязи общероссийских и региональных

традиций 241

Глава 1. Исторические и социально-культурные предпосылки развития региональных систем этнохудожественного образования 241

1.1. Развитие идей образования на основе традиций народ

ной художественной культуры 241

1.2. Роль этнохудожественного образования в духовно-нравственном воспитании личности 268

1.3. Возрождение народной художественной культуры в современном социально-культурном пространстве России 294

Глава 2. Роль народной художественной культуры в традици

онных формах художественно-образовательной деятельности в

Тамбовской губернии (XIX - начало XX в.) 341

2.1. Роль народных традиций в домашнем художественном образовании и воспитании 342

2.2. Взаимосвязь народных и религиозных художественных традиций в образовании 344

2.3. Элементы народной культуры в светском дворянском художественном образовании и воспитании 352

2.4. Роль народных традиций в содержании художественного образования в тамбовских школах и гимназиях 358

2.5. Роль и место народной художественной культуры во внешкольном и начальном профессиональном художест- 372 венном образовании

2.6. Основы народной культуры в кадровом и методическом обеспечении художественного образования 377

Глава 3. Локальные традиции русской художественной культу

ры в современных региональных моделях образования 388

3.1. Процесс разработки региональной модели образования

на основе традиций русской культуры 388

3.2. Традиционная культура в дошкольных учреждениях 419

3.3. Традиционная культура в общеобразовательных учреждениях 430

3.4. Традиционная культура в системе среднего профессионального образования 446

3.5. Традиционная культура в высшем образовании 460

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 482

Литература 496

Приложения 517 

Введение к работе

Актуальность исследования обусловлена реальными потребностями российского общества в сохранении и развитии самобытных национально-культурных и культурно-исторических традиций, сложившихся в различных регионах страны. В современных социальных условиях существенно возрастает роль этих традиций как одного из факторов преодоления острых духовно-нравственных, межэтнических, экологических и других проблем общественного развития. Об этом свидетельствуют такие важнейшие государственные документы, как федеральная программа «Развитие и сохранение культуры и искусства Российской Федерации» (1997-1999 гг.), «Национальная доктрина развития образования в России» и «Доктрина информационной безопасности Российской Федерации», принятые в 2000 г. Выдвинутые в этих документах задачи приобретают особую значимость на международном уровне, в свете ряда документов ЮНЭСКО (прежде всего «Рекомендации о сохранении фольклора» (1989 г.), а также осуществляемых под эгидой этой организации в России ряда проектов и программ по сохранению самобытных культур народов нашей страны и шедевров народного творчества, а также по поддержке этноху-дожественного образования как важнейшего канала трансляции ценностей народной культуры в современное мировое сообщество.

В последние годы в ряде регионов России (Белгородском, Тверском, Нижегородском и др.) были разработаны и внедрены комплексные программы возрождения народной художественной культуры, нацеленные, в конечном счете, на реализацию ее богатейшего педагогического потенциала. Выдвинутые задачи воспитания и развития детей, подростков и других групп населения на основе высших духовно-нравственных ценностей и идеалов, воплощенных в произведениях народного творчества, в различных традиционных формах празднично-обрядовой и семейно-бытовой культуры, характерных для того или иного региона, приобретают в современных условиях особую социально-культурную значимость. Их решение осуществляется на основе интеграции деятельности социально-культурных и образовательных учреждений по выявлению, сохранению и передаче но

вым поколениям старинных образцов народного творчества, знаний и опыта народных мастеров, а также по подготовке специалистов в области народной художественной культуры. Этому способствует введение в учебные планы образовательных учреждений в качестве регионального компонента таких дисциплин, которые позволяют знакомить учащихся с традиционной художественной культурой родного края, с различными видами и жанрами народного творчества. Сохранению и распространению самобытных региональных этнохудожественных традиций способствует и деятельность фольклорных ансамблей, студий народного декоративно-прикладного творчества, школ народных ремесел, развивающихся в культурно-досуговых учреждениях и центрах дополнительного образования.

При этом необходимо подчеркнуть, что в сложных условиях социально-культурной дезинтеграции сохранение национально-культурного своеобразия различных регионов не противоречит идее создания целостного культурного пространства России в том случае, когда освоение региональной художественной культуры осуществляется в контексте лучших общероссийских традиций, как часть культуры России. Недавние социально-политические преобразования в России, нацеленные на преодоление дезинте-грационных процессов и предусматривающие создание крупных административно-экономических округов, ориентируют социально-культурную политику в регионах на гибкое сочетание в ней общенациональных и локальных интересов.

Особое значение в региональной социально-культурной политике приобретают задачи развития этнохудожественного образования с учетом особенностей истории данного региона, этнического состава его населения, распространенности тех или иных религиозных конфессий, традиций этнопедагогики и художественного образования, своеобразия традиционных форм сельского и городского быта, а также классического художественного наследия.

В таком широком контексте традиционная народная художественная культура региона предстает как сложное социально-культурное явление, взаимосвязанное со многими историческими пластами и современными

сферами жизни общества, а этнохудожественное образование - как один из факторов социально-культурного развития личности и социальных групп.

Вместе с тем, в развитии этнохудожественного образования на основе социально-культурных традиций региона имеется немало проблем. Среди них - недостаточная разработанность содержания регионального компонента этнохудожественного образования, слабое отражение в нем национальных традиций в истории художественной жизни различных сословий и религиозных конфессий, отсутствие необходимой преемственности и взаимосвязей между содержанием этнохудожественного образования в различных образовательных учреждениях и развитием этнохудожественного творчества в культурно-досуговых учреждениях. Особо следует выделить проблему, связанную с узким, односторонним подходом к народной художественной культуре и ее изучением вне широкого спектра социально-культурных и иных особенностей того или иного региона.

В частности тамбовский регион, на материале которого выполнена основная часть данного исследования, представляет собой уникальную социально-культурную среду, географически совпадающую с Тамбовской губернией, в состав которой входили территории, относящиеся сейчас к Тамбовской, Липецкой, Воронежской и Рязанской областям (Центральный регион), а также Нижегородской, Пензенской областям и республике Мордовия (Поволжье). Поэтому традиции художественной культуры Тамбов-щины очень многообразны. Они не ограничиваются аутентичным фольклором представителей различных этносов. Так, несколько последних веков русский фольклор частично развивался здесь во взаимосвязи с городским любительским искусством, а также с русской православной художественной традицией. Вместе с тем, эти взаимосвязи не нашли пока отражения в содержании регионального компонента образования.

На решение этой сложной проблемы направлено данное исследование. Оно выполнено в рамках комплексного межвузовского исследования на тему «Преемственная система этнохудожественного образования», осуществляемого в течение нескольких лет под руководством проф. Т.И.Баклановой.

Степень научной разработанности проблемы

Анализ научной литературы и диссертационных исследований показал, что специального исследования проблемы развития этнохудожествен-ного образования на основе региональных социально-культурных традиций до настоящего времени не было проведено. Однако, частично эта проблема затрагивалась в работах различных авторов.

Так, многоаспектному анализу подверглись проблемы художественного и этнохудожественного сознания. Им посвящены работы О.А.Петренко, В.Ю.Хотинца, В.Г.Бабакова, В.М.Семенова, Н.С.Кулешовой. Проблемы национальной эстетики и эстетического самосознания нашли отражение в монографиях и диссертационных исследованиях В.В.Бычкова, В.И.Белова, И.К.Кузьмичева, К.В.Бобкова, Г.К.Шалабаевой. Социологические аспекты русской (славянской) ментальности, общенациональной русской идеи представлены в работах А.И.Вдовина, А.ААронова, АР.Гарданова, В.А.Чистякова, О.С.Шакировой, В.В.Макарова, В.АПопкова, А.С.Мыльникова и Ф.Т.Аулетовой.

Социология культуры национально-территориальной общности анализируется в диссертациях Ю.А.Самара, Ю.АУргалкина и К А.Тимошенко.

Теоретические концепции этнопсихологии рассматриваются в работах Г.Г.Шпета, Э.Х.Панеш, Э.АСакарцева, В.Г.Крысько, АП.Оконешниковой. АЭ.Муталимова, АЯ.Зарипова, А.А.Ивановой, И.Ф.Худушиной, А.С.Мам-беева, В .Г.Бабакова, Ж.В.Топорковой.

Проблемы идентификации русского национального характера отражены в работах А.М.Грачевой, С.К.Иванова и П.Е.Сивоконя. Этносоциальная память исследуется в диссертации К.К.Молдобаева, этнокультурная специфика художественного восприятия - в исследовании Г.Б.Гальцевой.

Целостному анализу этнокультурной среды, художественной культуры региона и географии искусства посвящены публикации И.М.Волоки-тина, Ю.А.Ведениной и Т.А.Сафроновой.

Теоретико-методологическую ценность представляют исследования по философии современного образования (Б.С.Гершунский, В.М.Меньшиков, Н.Ф.Талызина, В.П.Беспалько, Д.Б.Резвецова), моделированию образовательных систем (А.А.Батаршев, Р.АИсламишин, Г.Л.Ильин, Е.С.Заир

Бек, В.В.Нестеров, С.С.Шевелева), формированию нравственной культуры личности (Л.И.Рувинский, Л.Ф.Спирин, Д.И.Фельдштейн, И.С.Мариенко, Ю.М.Бородай, Ф.А.Гайлен, Н.А.Корниенко, А.П.Орлова) и эстетической культуры (С.Т.Шацкий, В.А.Сухомлинский, С.Л.Соловейчик, Б.М.Немен-ский, Н.М.Сокольникова, Л.И.Новикова, Б.Т.Лихачев, В.Г.Александрова, Т.В.Фуртаева и др.).

Концептуальные основы создания современной русской школы нашли отражение в работах И.Д.Гончарова, Т.С.Бутенко, А.Я.Данилюк, А.Д.Дейкиной, Н.Г.Ефремовой и др.

Концептуальные основы развития преемственного этнохудожествен-ного образования, программы, учебники и учебные пособия по народной художественной культуре разработаны такими авторами, как Т.И.Бакланова, Г.П.Блинова, В.Ф.Зива, А.С.Каргин, М.Ю.Новицкая, Л.А.Рапацкая, Е.Ю.Стрельцова, Л.В.Орлова, Э.И.Петрова, Т.Я.Шпикалова, и др.

Разработке и реализации концепции регионального образования посвящены работы Н.Г.Бурдиной, М.В.Артюхова, Н.Г.Стрикуна, В.М.Монахова, Т.В.Паченковой, И.Р.Колтунова, Т.Г.Гавриловой, Н.Д.Иванова, А.С.Тайсина, З.Г.Найденовой, Л.И.Аттаевой.

Проблемы проектирования и моделирования региональной образовательной среды исследуются в диссертациях М.С.Жирова, Н.Н.Павлова, О.В.Поповой, Е.А.Сергеева, Н.Д.Слесаревой, Л.Д.Рогозиной, Ю.А.Соло-довникова и Ю.А.Гончаровой. Основные составляющие региональной образовательной системы рассматриваются в публикациях С.Д.Намсараева, П.Я.Савельева, С.А.Репина, Л.В.Лосевой, Н.Л.Паличка, и О.Г.Важновой. Проблеме содержания регионального компонента в структуре общего образования посвящены работы Л.А.Кореневой, Т.А.Полуниной, В.А.Гичко, В.В.Демидова. Использование эстетического потенциала региона в образовательном процессе нашло отражение в исследовании О.Н.Прокопец и Л.М.Бирюковой.

Источниками научной информации по исследуемой проблеме являются также работы в области этнопедагогики. Теоретико-методологические аспекты народной педагогики отражены в работах Г.Н.Волкова, Е.Л.Христо-вой, В.А.Пятина, Г.В.Луниной, Р.М.Григорьева, И.К.Свищевой. Особенности

педагогической системы русского этноса рассматриваются в исследованиях и методических пособиях О.И.Давыдовой, Е.Б.Плотниковой, В.А.Николаева.

Многоплановые аспекты формирования ценностного отношения к эстетическому и культурно-историческому наследию прошлого в педагогическом процессе исследуются в диссертациях Р.А.Ахмадеевой, Л.А.Безбородо-вой, Т.В.Чумаловой, АН.Малюкова, В.В.Васильевой, О.Л.Моревой и Е.Ф.Ященко.

Значительный объем научных исследований и публикаций направлен на изучение феноменологии и основ технологии этнохудожественного образования, развития креативности и художественной культуры личности (И.Ю.Костикова, Т.К.Рулина, Л.В.Брюзгина, Н.О.Гафурова, В.В.Демидов и др.). Духовно-нравственное совершенствование подрастающего поколения средствами народного искусства и региональной культуры рассматриваются в исследованиях А.Р.Батыршиной, З.Н.Ивановой, Т.А.Крючковой, А.С.Мете-лягина, И.В.Бурцевой, Г.С.Тараскиной, Л.Н.Темниковой.

Социально-педагогические особенности музыкального и хореографического образования на основе традиций народной культуры отражены в научных трудах Л.А.Рапацкой, С.А.Ермоловой, А.А.Жолтаевой, Л.П.Карпу-шина, Н.Б.Будеевой, Д.В.Рытова, Н.Х.Халитовой, Э.Г.Скворцова. Техника и технология обучения на материале традиционного декоративно-прикладного искусства представлены в диссертациях и методических пособиях В.Ф.Кане-ва, С.К.Ткалич, В.А.Барадулина, А.И.Тумановой, А.В.Рябчикова, Н.В.Ефре-мичевой, И. А. Лыковой, Б.Ижанова, Д.А.Хворостова, К.Ж.Амиргазина, Г.С.Голошумовой, Л.А.Трубниковой.

Рассмотренный комплекс исследований вариативной направленности лишь косвенно отражает отдельные параметры предмета нашего исследования. Специального же рассмотрения проблематики развития этнохудожественного образования на основе региональных социально-культурных традиций не последовало; отсутствуют в вышеперечисленных работах и концептуальные подходы к моделированию преемственной системы регионального этнохудожественного образования.

Объектом исследования избраны региональные социально-культурные традиции как основа развития этнохудожественного образования в современных условиях.

Предмет исследования - создание преемственных региональных моделей этнохудожественного образования.

Целью исследования является разработка теоретических и научно-методических основ развития преемственных моделей этнохудожественного образования с учетом региональных социально-культурных традиций.

Задачи исследования:

1. Выявить исторические и социально-культурные предпосылки развития этнохудожественного образования на основе взаимосвязи общероссийскюсрегиональных традиций.

2. Раскрыть общее и особенное в развитии этнохудожественного образования в различных регионах России.

3. Разработать концептуальные основы развития общего и профессионального этнохудожественного образования на основе региональных социально-культурных традиций.

4. Обосновать и апробировать региональную модель этнохудожественного образования в одном из регионов России.

5. Разработать научно-методические основы внедрения региональных моделей этнохудожественного образования с учетом локальных социально-культурных традиций.

6. Сформулировать требования к региональному компоненту содержания профессиональной подготовки специалистов по народному художественному творчеству и социально-культурной деятельности в вузах культуры и искусств.

Исследование основано на следующих гипотезах:

1) В содержании современного этнохудожественного образования как общего, так и профессионального недостаточно отражены социально-культурные традиции региона.

2) Развитие этнохудожественного образования на уровне региона может быть более эффективным, если в его содержании будут отражены многообразные социально-культурные традиции региона (включая тра

диции фольклора, празднично-обрядовой и семейно-бытовой культуры различных сословий, домашнего семейного художественного образования и воспитания, религиозной культуры и др.), представленные как часть российского культурно-исторического и национально-культурного наследия и в контексте актуальных духовно-нравственных проблем современной жизни.

3) Развитие региональных моделей этнохудожественного образования должно строиться на основе преемственности между его различными звеньями (дошкольные учреждения - школа - центры дополнительного образования - училища, колледжи культуры - вузы культуры и искусств), во взаимосвязи с деятельностью культурно-досуговых учреждений

Теоретико-методологическую основу исследования составили теоретические концепции ведущих представителей отечественной и зарубежной науки. Так, при рассмотрении проблем творческой самореализации личности и моделирования педагогических подходов к развитию креативности отправными положениями служат работы русских философов ПАФлоренского, НАБердяева, В.С.Соловьева, Н.О.Лосского, ИАИльина. При анализе проблемы прогнозного обоснования моделирования образовательной среды автор опирается на концепции И.В.Бестужева-Лады.

Выявление дидактических основ формирования этнохудожественного сознания может опираться на изучении работ фольклористов и этнографов Н.И.Костомарова, А.Н.Афанасьева, С.В.Максимова, Н.П.Степанова, И.П.Сахарова, М.И.Забылина, И.М.Снегирева.

Концептуальной основой для исторического анализа традиционной культуры региона послужили работы П.Н.Милюкова, Ю.М.Лотмана, Д.С.Лихачева, Э.Б.Тейлора.

При осмыслении психолого-педагогических подходов к развитию художественной культуры личности базисными явились работы Б.М.Теплова, Л.С.Выготского, Ю.П.Азарова, Ю.А.Стрельцова, а также эт-нопедагогические концепции Г.С.Виноградова и Г.Н.Волкова.

V

V

Фундаментальными в вопросах этногенеза, эволюции культуры, эстетического и художественного сознания являются труды Г.Спенсера, К.Леви-Строса, К.Г.Юнга, А.Ф.Лосева, Л.Н.Гумилева, М.М.Бахтина.

Концептуальное обоснование феноменологии фольклора представлено в исследованиях В.П.Аникина, В.Е.Гусева, В.Я.Проппа, В.К.Чистова. Проблематика истории и теории декоративно-прикладного искусства нашла отражение в монографиях Б.А.Рыбакова, М.С.Кагана, А.Морана, М.А.Некрасовой, П.И.Уткина.

Основополагающими для всестороннего рассмотрения феномена традиционной художественной культуры являются научные труды Т.И.Баклановой, А.С.Каргина, В.А.Разумного, Л.И.Михайловой, В.Е.Гусева.

Методы исследования

Теоретические:

- анализ литературных источников по проблемам региональной социологии, психологии, этнопедагогики, а также этнохудожест-венного воспитания и образования в сфере культуры и искусства;

- сравнительный и ретроспективный педагогический анализ дидактических материалов и учебной документации;

- анализ архивных материалов, отражающих социально-культурные, этнокультурные, художественные и педагогические процессы в регионе на протяжении XVIII-XX вв.;

- анализ результатов этнографических, историко-культурных, искусствоведческих и социологических исследований в регионе в XIX-XX вв.

Эмпирические:

- наблюдение;

- экспертный опрос руководителей и педагогов-методистов системы высшего и среднего профессионального, среднего общего и дополнительного образования в сфере культуры и искусства;

- анкетирование учащихся, студентов и жителей региона;

- интервьюирование преподавателей;

- формирующий педагогический эксперимент, в рамках которого активно использовались методы контролируемого структурализован-ного наблюдения и тестирования.

Базами исследования явились: Тамбовский государственный университет, Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт, Тамбовский колледж искусств, Пензенское училище культуры, городские и сельские средние общеобразовательные школы Тамбовской, Липецкой, Воронежской, Белгородской, Саратовской, Нижегородской областей; Новотомниковская школа искусств (Моршанский район Тамбовской области); Центры детского и юношеского творчества г.Тамбова; детские сады и учебно-воспитательные комплексы Тамбова, Мичуринска и Моршанска, музей-усадьба С.В.Рахманинова.

Организация исследования

I этап (1990-1996 гг.) - сбор и анализ информации о состоянии и тенденциях развития этнохудожественного образования на региональном уровне, а также о роли локальных социально-культурных традиций в обосновании целей, задач, а также в разработке содержания, форм и методов такого образования. На этом этапе был осуществлен анализ диссертационных исследований, образовательных стандартов, учебных планов и программ, учебной и учебно-методической литературы. Были также изучены архивные материалы и публикации в периодической печати, отражающие социально-культурные традиции и развитие этнохудожественного образования в Тамбовском регионе.

Данный этап исследования был завершен разработкой первоначальных концептуальных основ исследования.

II этап (1997-1998 гг.) - проведение конкретно-социологического исследования с использованием комплекса взаимодополняющих методов, анализ и обобщение полученных эмпирических данных, уточнение концептуальных основ исследования.

III этап (1996-1999 гг.) - организация и научное руководство деятельностью ряда образовательных учреждений на основе предложенных автором концепции, этнохудожественных программ и методических раз

работок; выявление их эффективности методами наблюдения, тестирования, экспертного анализа.

IV этап (1999-2000 гг.) - проведение заключительных этапов констатирующего и формирующего экспериментов. Обработка, анализ и систематизация результатов педагогического эксперимента. Обобщение результатов исследования, описание предлагаемой региональной модели этноху-дожественного образования и педагогических механизмов ее внедрения в современную социально-культурную среду.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят в следующем:

1. Раскрыты сущность регионального компонента этнохудожест-венного образования и его роль в современном социально-культурном пространстве России в контексте новых направлений в государственной культурной и образовательной политики России; выявлена необходимость учета не только локальных, но и общероссийских социально-культурных традиций при построении современных моделей этнохудожественного образования в регионах.

2. Обоснована необходимость построения содержания регионального компонента этнохудожественного образования на основе широкого спектра этнопедагогических, празднично-обрядовых, се-мейно-бытовых, трудовых, конфессиональных, образовательных, культурно-просветительных и других этнокультурных и социально-культурных традиций данного региона.

3. Выявлена педагогическая значимость отражения региональных традиций художественной жизни различных сословий (в том числе купечества, дворянства, духовенства), светского и религиозного художественного образования в содержании современного эт-нохудожественого образования.

4. Определены основные компоненты региональной модели этнохудожественного образования, включая ее цели, задачи, структуру, функции, содержание и формы: среди приоритетных целей и задач выделены такие, как сохранение культурно-исторического и

национально-культурного наследия каждого из регионов России как основы развития общероссийского культурного пространства и духовно-нравственного обновления общества; в структуре регионального этнохудожественного образования выделено несколько взаимосвязанных уровней (от дошкольного до вузовского); предложенная система функций этнохудожественного образования включает этнописхологические, этноэстетические, этно-экологические и этносоциальные; предлагаемые содержание и формы этнохудожественного образования адекватны самобытным традициям региона, но не ограничиваются ими, вводя личность в широкое общероссийское культурное пространство.

5. Раскрыты основные этапы построения региональной преемственной модели этнохудожественного образования: выявление и анализ этнокультурных, культурно-исторических и социально-культурных традиций региона, педагогическое проектирование перспективной модели этнохудожественного образования с учетом реальных условий ее функционирования, апробация и внедрение данной модели, диагностика ее педагогической эффективности, корректировка первоначального варианта модели с учетом полученных эмпирических данных.

6. Определены организационно-педагогические условия внедрения региональных моделей этнохудожественного образования, в том числе разработка межведомственных целевых региональных программ, профессиональная подготовка специалистов в области региональных социально-культурных и этнокультурных традиций, проведение междисциплинарных исследований региональных социально-культурных традиций и этнохудожественного творчества.

Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты внедрены в учебный процесс Тамбовского государственного университета имени Г.Р.Державина, Тамбовского музыкально-педагогического института и Тамбовского колледжа искусств при подготовке специалистов среднего и высшего уровня на специальностях 05.18 - «Социально-культурная деятельность и народное художественное творчество»;

05.30 - «Народное художественное творчество»; 05.31 - «Социально-культурная деятельность». Кроме того, основные положения диссертации могут быть внедрены в практику деятельности коллективов художественного творчества, в содержание учебного процесса учебных заведений общего, дополнительного, среднего и высшего профессионального образования в сфере культуры и искусства. Результаты исследования могут найти отражение в содержании ряда теоретических и практических курсов общепрофессионального и специального циклов на специальностях 05.30 - «Народное художественное творчество» и 0531 - «Социально-культурная деятельность», а также использованы в содержании лекционных курсов цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин по предметам: педагогика, история культуры, историческое краеведение, регионове-дение, этнопсихология, социология и др.

Разработанные методические рекомендации могут быть использованы в деятельности организаторов народного художественного творчества и образования как проектные документы деятельности, направленной на оптимизацию социально-педагогической ситуации и совершенствование системы повышения квалификации и подготовки кадров в сфере народной художественной культуры.

Достоверность полученных результатов исследования обеспечивается комплексом взаимодополняющих методов, адекватных предмету, целям и задачам исследования; сочетанием разносторонних целенаправленных методов качественного и количественного анализа педагогической практики, опорой на данные современной психолого-педагогической науки, философии, социологии, культурологии; репрезентативностью выборочных данных констатирующего и формирующего экспериментов; эффективностью проведенной опытно-экспериментальной работы.

Апробация результатов исследования осуществлялась на всех этапах проведения научной работы по нескольким направлениям:

1) Внедрение результатов исследования в учебный процесс Тамбовского государственного университета (в рамках курсов «Народное творчество», «Психология художественного творчества», «Регионоведение»,

«Социально-культурное проектирование», «Теория и история народной художественной культуры»).

2) Через публикацию результатов исследовательской работы. В частности, опубликованы учебные пособия: «Традиционная Тамбовская народная художественная культура», «Развитие художественного образования в Тамбовской губернии на основе традиций народной художественной культуры», «Развитие самодеятельного художественного творчества в Тамбовском регионе (1918-1999)»; сборник методических материалов «Возрождение региональных этнокультурных традиций в современном образовании», статьи: «Проблемы и перспективы создания региональной модели этнохудожественного образования», «Этнохудожественное образование как способ формирования национального самосознания», «Традиции художественного воспитания и образования в сословных женских учебных заведениях Тамбова XIX века», «Ценности этнопедагогики в современном этнохудожественном образовании», «Современные проблемы и перспективы изучения народной художественной культуры», «К вопросу об изучении духовно-нравственных основ и характера русского народа».

3) Через выступления с докладами и сообщениями на научных и научно-практических конференциях различного уровня: «Вуз и регион» (Тамбов, 1994), «Разработка и внедрение программы многоуровневой подготовки специалистов в сфере культуры и искусства: опыт, проблемы, перспективы» (Тамбов, 1996), «Народная культура и возрождение духовных традиций тамбовского края» (Тамбов, 1996), «Народное танцевальное искусство и проблемы возрождения отечественной культуры» (Тамбов, 1997), «Филология и культура» (Тамбов, 1997), «Культура и эволюция человечества» (Тамбов, 1997), «Державинские чтения» (Тамбов, 1996, 1997, 1998, 1999), «Чичеринские чтения» (Тамбов, 1998), «Эмоциональная культура музыканта: прошлое, настоящее, будущее» (Тамбов, 1999), «Духовное творчество народа: проблемы изучения и актуализации» (Тамбов, 2000), «Танцевальный фольклор: проблемы сохранения» (Тамбов, 2000), «Культура и образование на рубеже тысячелетий» (Тамбов, 2000).

4) В научно-практической деятельности кафедры социально-культурной деятельности Тамбовского государственного университета и Науч

но-исследовательского центра региональных проблем социально-культурной деятельности при ТГУ. В серии заседаний кафедры по проблемам внедрения инновационных образовательных технологий и возрождения региональной культуры.

Через проведение мероприятий научно-исследовательского центра совместно с образовательными учреждениями города, общественными организациями и педагогами-новаторами. В подготовке научно-популярного фильма и цикла телепередач «Новотомниково: между прошлым и будущим» о традициях и современных проблемах культуры и образования с. Новотомниково Моршанского р-на.

5) В содержании прочитанных диссертантом лекций в ОНМЦ, Областной научной библиотеке, Институте повышения квалификации работников образования, городском Доме детского творчества и др.

На защиту выносится концепция развития этнохудожественного образования на основе региональных социально-культурных традиций, включающая:

1. Обоснование актуальности развития регионального компонента этнохудожественного образования, обусловленные противоречием между государственными задачами повышения роли отечественного культурно-исторического и национально-культурного наследия в современном социально-культурном пространстве России и реальными проблемами в реализации этих задач в культур-но-досуговых и образовательных учреждениях региона.

2. Определение приоритетов в развитии этнохудожественного образования, к которым отнесены наиболее значимые для развития духовно-нравственной сферы современного общества традиционные ценности и идеалы, воплощенные в народной художественной культуре (ценности родной земли, природы, милосердия, трудолюбия, сострадания, семейного очага и др.).

3. Положение об основных элементах этнохудожественной культуры региона, среди которых выделены:

- сложившаяся в регионе структура видов и жанров народного художественного творчества;

- различные слои традиционной культуры региона (крестьянский и городской фольклор, а также элементы народного творчества в религиозных и светских формах художественной жизни региона);

- формы меценатства и благотворительности, направленные на поддержку и развитие народного художественного творчества;

- формы организации любительского художественного творчества в культурно-досуговых и образовательных учреждениях;

- формы самоорганизации любительского художественного творчества;

- формы бытования народного художественного творчества.

4. Научно-методическое обоснование этапов разработки регионального компонента этнохудожественного образования.

I этап. Анализ исходной ситуации (изучение культурно- исторических и национально-культурных традиций региона, социально- демографического и национального состава населения, деятельности социально-культурных и образовательных учреждений и т.д.)

II этап. Целеполагание, предусматривающее разработку и обоснование перспективной региональной модели этнохудожественного образования, в том числе ее целей, задач, форм, методов, организационных условий учебно-воспитательного процесса.

III этап. Целеосуществление, предполагающее апробацию и внедрение перспективной модели, сопровождающееся мониторингом, координацией и корректировкой.

IV этап. Анализ эффективности данной модели посредством применения вариативных эмпирических методов, в том числе тестовых и экспертных.

Похожие диссертации на Развитие этнохудожественного образования на основе региональных социально-культурных традиций