Введение к работе
Актуальность исследования. Проблема модернизации образования в наши дни определена активным вхождением российской образовательной системы в мировое образовательное пространство. Стремительные перемены в системе образования требуют кардинальных изменений в процессе социализации личности ребенка, особенно такой категории детей, как дети-сироты.
Сегодня проблемы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в нашей стране достигли предельной остроты, и их безотлагательное решение стало жизненно необходимым. Забота о таких детях – основа новой социальной политики.
В современных условиях детям-сиротам необходимо обладать не только развитыми адаптационными способностями, помогающими выживать, но и способностями изменять, радикально перестраивать сами жизненные условия, изменяясь при этом внутриличностно, управляя собственной жизнью и собственным развитием.
Саморазвитие ребенка протекает во взаимодействии его с окружающими людьми, в процессе которого происходит усвоение социального опыта в виде знаний, норм поведения, ценностей народа.
Проблема творческого саморазвития детей-сирот на основе приобщения к культурному наследию неизменно считается одной из самых перспективных в педагогической науке.
Согласно федеральной целевой программе «Культура России (2012-2016 годы)» развитие Российской Федерации на современном этапе характеризуется повышенным вниманием общества к культуре. Одной из приоритетных задач данной программы является воспитание подрастающего поколения в духе правовой демократии, гражданственности и патриотизма, приобщение к мировой и отечественной культуре, обеспечение свободы творчества.
В Законе РФ «Об образовании» и Национальной доктрине образования указывается на необходимость сохранения исторической преемственности народных традиций поколений, формирования у детей и молодежи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, воспитания в духе высокой нравственности, активной жизненной позиции, способствующей адаптации ребенка в социуме.
Российская система образования располагает организационным и содержательным потенциалом для реализации эффективных и благоприятных условий творческого саморазвития детей-сирот. Этот потенциал связан и с деятельностью учреждений социально-культурной сферы, в которых создаются условия, отвечающие общественным и индивидуальным потребностям и интересам, и интернатных учреждений, где воспитываются дети.
Социально-культурная деятельность открывает широкие возможности для изучения народной культуры, сохранения и развития народных художественных промыслов, в связи с чем требуются инновационные разработки от теоретиков и практиков педагогики в деле использования разнообразных технологий и новых форм досуговой деятельности. В настоящее время искусство народных художественных промыслов представлено многообразием видов и форм, каждая из которых обладает своими ярко выраженными индивидуальными особенностями. В этой связи многие вопросы развития личности детей-сирот в процессе изучения национальной культуры, воспитания бережного отношения к традициям, культурному наследию народа нуждаются в дополнительном исследовании.
Необходимость разработки теоретических и организационно-педагоги-ческих основ, способствующих саморазвитию личности детей-сирот в процессе изучения народных художественных промыслов, предопределяется рядом противоречий:
– между существующей в педагогической теории ориентацией на личность ребенка и практикой изучения народных художественных промыслов, в которой недостаточно представлены личностные аспекты развития и саморазвития обучаемых как субъектов образовательного процесса;
– между необходимостью создания условий для самоопределения и самореализации личности детей-сирот и недостаточной научной разработкой конкретных организационно-педагогических условий, способствующих развитию внутренних качеств личности данной категории детей;
– между необходимостью формирования и развития личностных качеств детей-сирот и недостаточным использованием потенциала народных художественных промыслов в образовательном процессе воспитанников детских домов;
– между необходимостью использования потенциала народных художественных промыслов в процессе творческого саморазвития личности детей-сирот и недостаточной разработанностью региональных программ, направленных на изучение народных художественных промыслов для изучаемой категории детей.
Вышеизложенные противоречия позволяют в целом на теоретико-методологическом уровне определить проблему нашего исследования, которая состоит в изучении педагогического потенциала народных художественных промыслов и его использовании в процессе творческого саморазвития детей-сирот.
Таким образом, выявленные противоречия, а также значимость проблемы позволили нам определить тему нашего исследования: педагогический потенциал народных художественных промыслов в процессе творческого саморазвития детей-сирот.
Степень научной разработанности проблемы. Проблема саморазвития личности достаточно емка и неоднозначна; ее понятийный базис определяется исследованиями, выполненными с позиций педагогики, философии, психологии, физиологии. В этой связи определяющее значение имеют труды педагогов (Ю.К. Бабанский, Л.Г. Вяткин, В.В. Давыдов, Г.И. Железовская, В.П. Жуковский, В.А. Сластенин, Д.Б. Эльконин) и психологов (Л.С. Выготский, Н.Ф. Гальперин, А.Н. Леонтьев, В.А. Петровский, С.Л. Рубинштейн).
В отечественной и зарубежной педагогике и психологии накоплено достаточно много идей и положений, которые лежат в основе проблемы саморазвития личности. Большое значение имеют работы по теории личности Н.А. Бердяева, П.П. Блонского, Г. Гегеля, А.Н. Леонтьева, А. Маслоу, В.С. Мерлина, А.В. Петровского, К.К. Платонова, С.Л. Рубинштейна и др. Концептуальные основы проблемы саморазвития личности находим в трудах А. Адлера, Л.С. Выготского, И. Канта, К.А. Левина, А. Маслоу, Е.П. Никитина и др.
Большое значение для нашего исследования имеют научные труды, раскрывающие психолого-педагогические особенности детей-сирот (Л.Н. Галигузова, Л.Г. Голубева, И.В. Дубровина, Н.Н. Иванова, М.И. Лисина, Е.М. Мастюкова, В.С. Мухина, Ю.А. Разенкова, А.Г. Рузская и др.).
Одной из сфер деятельности человека, эффективно влияющей на творческое саморазвитие личности, является социально-культурная сфера, которая связана с поисками человеком разных форм и способов самовыражения, самореализации, способов нахождения собственной индивидуальности.
Настоящее исследование осуществлялось на основе идей социально-культурного образования подрастающего поколения, представленных трудами М.А. Ариарского, Т.Г. Бортниковой, Е.И. Григорьевой, И.Н. Ерошенкова, М.И. Долженковой, А.Д. Жаркова, Л.С. Жаркова, Ю.Д. Красильникова, Е.Г. Нефедовой, Г.А. Романовой, Ю.А. Стрельцова, Е.Ю. Стрельцовой, В.Я. Суртаева, Б.А. Титова, Н.Н. Ярошенко и др.
Особое значение для нашей работы имеют труды И.Я. Богуславской, В.М. Василенко, а также М.А. Денисовой, З.А. Мавлютовой, А.В. Бакушинского, Ф С. Кодирова и др.
Таким образом, проблема изучения творческого саморазвития личности ребенка средствами народных художественных промыслов рассматривается и как самостоятельная проблема, и в общем комплексе исследований, связанных с изучением творческих способностей личности.
Цель исследования состоит в выявлении и научном обосновании творческого саморазвития личности детей-сирот на основе изучения народных художественных промыслов.
Объект исследования – творческое саморазвитие детей-сирот. Предмет исследования – организационно-педагогические условия творческого саморазвития детей-сирот в процессе изучения народных художественных промыслов.
Поставленная цель потребовала реализацию следующих задач:
– проанализировать основные подходы к пониманию творческого саморазвития детей-сирот как междисциплинарного феномена и дать определение понятию «творческое саморазвитие» детей сирот;
– обосновать сущность и выявить специфику использования народных художественных промыслов в процессе творческого саморазвития детей-сирот;
– разработать модель творческого саморазвития личности детей-сирот в процессе изучения народных художественных промыслов;
– выявить и обосновать совокупность организационно-педагогических условий творческого саморазвития личности детей-сирот в процессе изучения народных художественных промыслов;
– определить критерии, уровни и показатели творческого саморазвития детей-сирот в процессе изучения народных художественных промыслов;
– разработать и экспериментально апробировать программу «Подмастерье», способствующую творческому саморазвитию детей-сирот.
В основу исследования была положена гипотеза, исходящая из того, что народные художественные промыслы обладают значительным педагогическим потенциалом в творческом саморазвития личности детей-сирот при соблюдении ряда организационно-педагогических условий:
– создания открытой, активной социально-культурной среды, направленной на поиск творческих идей, способствующих преобразованию качеств личности;
– участия детей-сирот в самостоятельной и творческой деятельности, способствующей стимулированию компонентов саморазвития личности (самоопределение, самореализация, самоорганизация);
– подготовки педагогов к проведению целенаправленной деятельности по творческому саморазвитию детей-сирот в процессе изучения народных художественных промыслов;
– применения в педагогическом процессе разработанной модели творческого саморазвития личности детей-сирот в процессе изучения народных художественных промыслов;
– внедрения разработанной программы «Подмастерье», направленной на творческое саморазвитие личности детей-сирот в процессе изучения народных художественных промыслов.
Методологической основой исследования являются: работы по методологии, логике и методике исследования в педагогических науках (В.И. Андреев, А.М. Арсеньев, Б.С. Гершунский, В.Е. Гмурман, М.А. Данилов, В.П. Зинченко, В.В. Краевский, Н.Д. Никандров, В.А. Сластенин, В.С. Шубинский); философские и психологические работы по развитию личности (В.Г. Ананьев, В.И. Андреев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов и др.).
Основой для исследования послужили современные представления о теории психической депривации как состояния, возникшего в результате отсутствия возможности для удовлетворения основных психических потребностей (И.В. Дубровина, Т.М. Землянухина, М.И. Лисина, И.А. Коробейников, В.М. Слуцкий, Й. Лангмейер, З. Матейчик, А.Г. Рузская и др.).
Большое значение для исследования имеют труды ученых о воспитательном воздействии народной культуры (Н.С. Александрова, Д.С. Лихачёв, Н.С. Речкин, К.М. Хоруженко и др.) и о потенциале народных художественных промыслов в развитии личности ребенка (Т.И. Бакланова, Е.И. Григорьева, М.И. Долженкова, Е.Ю. Стрельцова и др.)
Методы исследования. Проведенное исследование базируется на комплексе различных методов, направленных на достижение поставленной цели: анализ литературных источников по теме исследования; социологические, педагогические и психологические методы исследования; математические методы обработки полученных экспериментальных данных.
База исследования. ТОГОУ «», Платоновский детский дом-школа, Школа-интернат № 1 г. Тамбова, ТОГОУ «Сосновская школа-интернат».
В эксперименте принимали участие 280 детей-сирот в возрасте от 7 до 10 лет.
Организация исследования. Исследование проводилось в течение 2008-2011 гг. и состояло из следующих этапов.
На первом этапе (2008-2009 гг.) проводилось определение тематики исследования, изучались теоретические аспекты проблемы, отраженные в философской, культурологической, социологической, психолого-педагогической литературе, материалах специальных научных исследований. Осуществлялось методологическое обоснование теоретической части исследования, определение цели, объекта, предмета, постановка задач и формулировка гипотезы исследования. На этом же этапе были выявлены сущность и специфика процесса творческого саморазвития детей средствами народных художественных промыслов, разработана теоретическая модель.
На втором этапе (2009-2010 гг.) разрабатывалась программа экспериментального исследования и осуществлялась опытно-экспериментальная работа, включающая анкетирование, тестирование, разработку авторской программы, направленной на творческое саморазвитие личности детей-сирот в процессе изучения народных художественных промыслов, а также были экспериментально проверены организационно-педагогические условия творческого саморазвития личности детей-сирот в процессе изучения народных художественных промыслов.
На третьем этапе (2010-2011 гг.) были подведены итоги исследования: осуществлена проверка гипотезы, степени реализации исследовательских целей и задач, сделаны выводы по теоретическим и практическим аспектам исследования. Проводилось описание полученных результатов и их внедрения в практику, осуществлялась окончательная редакция текста диссертационного исследования.
Научная новизна исследования заключается в том, что в теории, методике и организации социально-культурной деятельности рассмотрены народные художественные промыслы как значимое педагогическое средство творческого саморазвития детей-сирот. При этом:
– научно обоснована, разработана и апробирована модель творческого саморазвития личности детей-сирот в процессе изучения народных художественных промыслов, включающая цель, задачи, принципы творческого саморазвития личности детей-сирот; формы, методы и средства, способствующие активизации личностного саморазвития детей-сирот в процессе изучения народных художественных промыслов; критерии, уровни сформированности творческого саморазвития детей-сирот;
– определены сущность и специфика использования народных художественных промыслов в процессе творческого саморазвития детей-сирот, которые способствуют поиску оригинальных творческих идей и решений, направленных на совершенствование личностных качеств;
– выявлен и обоснован комплекс организационно-педагогических условий, активизирующих личностное саморазвитие детей-сирот в процессе изучения народных художественных промыслов, а именно: включение детей-сирот в художественно-творческую деятельность по изучению, сохранению и развитию народных художественных промыслов; актуализация педагогами деятельности по саморазвитию личности детей сирот; повышение психолого-педагогической компетентности преподавателей по вопросам активизации личностного саморазвития в процессе изучения народных художественных промыслов;
– установлены факторы активизации процесса личностного саморазвития детей-сирот: убежденность в значимости личностного саморазвития; способность к творческому восприятию, пониманию, преобразованию действительности и себя в ней; насыщенность социально-культурного пространства учреждения; атмосфера сопереживания, взаимоуважения, взаимного доверия.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:
– полученные результаты расширяют научные представления об использовании народных художественных промыслов в процессе творческого саморазвития детей-сирот;
– представленные материалы обогащают и дополняют теорию социально-культурной деятельности систематизированной и конкретизированной информацией об особенностях использования народных художественных помыслов в процессе творческого саморазвития детей-сирот,
– разработана педагогическая модель процесса творческого саморазвития личности детей-сирот на основе изучения народных художественных промыслов, представляющая собой совокупность взаимосвязанных компонентов, позволяющих эффективно организовать педагогическую работу, результатом которой будет сформированность компонентов саморазвития личности детей-сирот – самоопределения, самореализации, самоорганизации;
– разработанный пакет экспериментально-диагностических методик позволяет выявить результативность проделанной педагогической работы и получить характеристики, важные для организации процесса творческого саморазвития детей-сирот на основе изучения народных художественных промыслов, что расширяет критериальный аппарат социально-культурной деятельности.
– полученные теоретические результаты носят общепедагогический характер и могут быть использованы в разработке инновационных подходов к образовательному процессу в учреждениях социально-культурной сферы.
Практическая значимость исследования. Прикладное значение исследования заключается в том, что разработанная и апробированная программа «Подмастерье» по изучению народных художественных промыслов позволяет эффективно осуществлять процесс творческого саморазвития детей-сирот, способствующий становлению личности в эстетическом, нравственном, духовном освоении окружающего мира.
Основные положения и выводы диссертационного исследования могут послужить основой для совершенствования механизмов творческого саморазвития воспитанников детских домов как элемента образовательно-воспита-тельного процесса, построенного на основе использования потенциальных возможностей народных промыслов.
Кроме того, материалы исследования могут быть использованы:
– при разработке педагогических систем и образовательных программ, направленных на изучение народных художественных промыслов в процессе творческого саморазвития личности;
– в деятельности учреждений системы начального и дополнительного образования;
– в системе подготовки и повышения квалификации кадров для работников досуговых учреждений.
На защиту выносятся следующие положения:
-
Творческое саморазвитие детей-сирот рассматривается нами как креативный, осознаваемый, целенаправленный процесс собственного преобразования, протекающий в целостной многоаспектной системе межличностных отношений, выражающихся в единстве потребностей, мотивов, интересов и действий данной категории детей. Творческое саморазвитие личности выражает стремление и готовность ребенка сознательно и добровольно, по внутреннему убеждению совершенствовать инициативные новаторские действия в самых различных областях человеческой деятельности.
-
Сущность творческого саморазвития детей-сирот в процессе изучения народных художественных промыслов представляет собой сознательное преобразование личности и ее свойств, предполагающее активизацию внутренних ресурсов саморазвития личности в процессе изучения народных художественных промыслов.
-
Специфика творческого саморазвития личности детей-сирот заключается в особых способах реализации адекватного, целесообразного и ненавязчивого педагогического воздействия, в результате которого происходит преобразование интересов детей, позволяющее им совершенствовать творческие, эмоциональные, нравственные, духовные и социально значимые качества личности в процессе изучения народных художественных промыслов.
-
Модель творческого саморазвития детей-сирот в процессе изучения народных художественных промыслов включает в себя: цель, задачи, принципы и методы творческого саморазвития детей-сирот и реализуется в процессе изучения народных художественных промыслов. Структурные компоненты модели обеспечивают направленность личности детей-сирот на самосовершенствование творческих, познавательных, интеллектуальных качеств, способствующих внутреннему преобразованию.
-
Организационно-педагогические условия (частные и специальные), позволяют повысить эффективность процесса творческого саморазвития детей-сирот на основе изучения народных художественных промыслов.
Частные условия обеспечивают взаимодействие педагога и ребенка в процессе творческого саморазвития детей-сирот:
– создание благоприятной атмосферы для творческого самовыражения детей-сирот, направленной на раскрытие творческого потенциала, досуговых потребностей и креативных способностей;
– установление взаимоотношений педагога и ребенка, способствующих созданию микросреды, характеризующейся доверительностью, открытостью, свободным выбором направления творчества;
– включение сверстников в процесс изучения народных художественных промыслов, позволяющий реализовать детям-сиротам свои индивидуальные интересы, укрепить и развить социальные позиции и роли.
Специфические условия обеспечивают совокупность методов, способов, приемов социально-культурной деятельности, способствующих творческому саморазвитию детей-сирот в процессе изучения народных художественных промыслов:
– использование специальных методов и форм изучения народных художественных промыслов, направленных на создание атмосферы творческой активности, заинтересованности, непринужденности;
– применение различных приемов демонстрации образцов народных художественных промыслов в связи с разнообразными видами художественно-творческой деятельности детей-сирот;
– использование народно-художественной импровизации педагога, способствующей развитию оригинальных подходов у детей-сирот к процессу изготовления изделий народных художественных промыслов.
4. Уровни сформированности творческого саморазвития детей-сирот, критерии и показатели их оценки.
Мотивационный – осознание необходимости глубоких и всесторонних знаний в процессе изучения народных художественных промыслов, развитие познавательного интереса к искусству и художественно-творческой деятельности, выработка и формирование на этой основе мировоззренческой позиции.
Ценностный – готовность к самораскрытию индивидуально-личностного потенциала ребенка посредством освоения технических приемов и технологий художественной обработки различных материалов в процессе создания художественного образа.
Креативный – умение проявлять самостоятельность в художественно-творческой деятельности, связанной с освоением технических приемов в процессе создания художественного образа.
5. Программа по изучению народных художественных промыслов в процессе творческого саморазвития детей-сирот направлена на:
– создание художественно-эстетической развивающей среды, включающей познавательный, творческий, игровой потенциал народных художественных промыслов.
– реализацию условий, способствующих творческому изменению личности, собственных духовно-ценностных, нравственно-эстетических, деятельностно-практических, интеллектуальных особенностей в процессе изучения народных художественных промыслов.
Достоверность полученных результатов и сделанных на их основе выводов обеспечивается методологической обоснованностью исходных положений работы; использованием методов, адекватных объекту, предмету, цели и задачам исследования; апробацией содержащихся в диссертации выводов и рекомендаций, опытной проверкой гипотезы.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялось в деятельность ТОГОУ «», Платоновского детского дома-школы, Школы-интерната № 1 г. Тамбова, ТОГОУ «Сосновская школа-интернат»; а также на научно-практических и научно-методических конференциях, в публикациях автора.
Структура диссертации обусловлена задачами и логикой исследования. Диссертация включает введение, две главы, заключение, список использованных источников, приложения.