Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Педагогические основы и методика воспитания культуры поведения подростков в клубных театральных коллективах Белов Владимир Иванович

Педагогические основы и методика воспитания культуры поведения подростков в клубных театральных коллективах
<
Педагогические основы и методика воспитания культуры поведения подростков в клубных театральных коллективах Педагогические основы и методика воспитания культуры поведения подростков в клубных театральных коллективах Педагогические основы и методика воспитания культуры поведения подростков в клубных театральных коллективах Педагогические основы и методика воспитания культуры поведения подростков в клубных театральных коллективах Педагогические основы и методика воспитания культуры поведения подростков в клубных театральных коллективах Педагогические основы и методика воспитания культуры поведения подростков в клубных театральных коллективах Педагогические основы и методика воспитания культуры поведения подростков в клубных театральных коллективах Педагогические основы и методика воспитания культуры поведения подростков в клубных театральных коллективах
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Белов Владимир Иванович. Педагогические основы и методика воспитания культуры поведения подростков в клубных театральных коллективах : ил РГБ ОД 61:85-13/959

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретические предпосылки воспитания культуры поведения у подростков в клубном театральном коллективе 19

I. Сущность и содержание культуры поведения подростков 19

2. Условия и основные задачи воспитания культуры поведения у подростков в клубном театральном коллективе 32

3. Психологические особенности подросткового возраста и учет их при воспитании культуры

поведения кружковцев. 52

Глава 2. Совершенствование деятельности клубшх театральных коллективов по воспитанию культуры поведения у подростков 70

I. Состояние и особенности клубной работы по воспитанию культуры поведения у подростков 70

2. Критерии, показатели и уровни сформирование сти культуры поведения у подростков в клубном театральном коллективе 89

3. Программа и методика работы руководителя по воспитанию культуры поведения у подростков 109.

Заключение 164

Список использованной литературы 171

Приложение

Введение к работе

Воспитание культуры поведения - важная задача коммунистического воспитания подрастающего поколения. Актуальность ее вызвана все возрастающими требованиями социалистического общества к внутреннему и внешнему культурному облику советского человека.

Общепризнанно, что внутренняя культура является главным показателем духовного богатства личности. Но внутренняя культура тогда имеет социальную значимость, когда она находит выражение во внешней и определяет нормы повседневного поведения людей. Указывая на социальную ценность культуры поведения, В.И.Ленин/10/ отмечал, что в повседневных отношениях особенно ценны такие качества личности, как терпимость, лояльность, вежливость, внимательность к товарищам. Он рассматривал культуру поведения в неразрывном единстве с практической деятельностью по революционному преобразованию мира. В программной для молодежи речи на Ш съезда комсомола, В.И.Ленин особо акцентировал внимание на 'задачах вое -питания коммунистического поведения, формирования коммунистической нравственности /II/,

Культура поведеная не вырабатывается автоматически и не является непременным следствием обучения и образования человека. Ее наличие - результат длительной и кропотливой специальной работы как педагогов-воспитателей, так и самих воспитуемых.

На XIX съезде ВЛКСМ /23, с.31/ подчеркивалось:"... смолоду надо учиться быть людьми культурными, организованным!: умеющими ценить свое и чужое время, уважающими старших,- словом, людьми воспитанными, добрыми, порядочнъпли, настоящими гражданами развитого социалистического общества".

Усиление внимания к вопросам культуры поведения обусловлено,

4 прежде всего, качественным сдвигом в материальной и духовной жизни социалистического общества, эстетизацией советского образа жизни, расширением сферы общения советских людей, усложнением характера их взаимоотношений.

Социалистическое общество постоянно проявляет заботу о всестороннем культурном развитиии его членов. В Конституции СССР /22/ юридически закреплено право на пользование всеми духовными ценностями общества для повышения культурного уровня советских людей. Забота социалистического общества о высоких духовно-нравственных ценностях, об улучшении коллективного морально-психологического климата предполагает дальнейшую активизацию борьбы с отклонениями от норм социалистического общежития. Необходима настойчивая и кропотливая работа по устраненшо негативных поведенческих явлений.Этому способствует, как подчеркивал Ю.В.Андропов /26, с.13/: "... постоянный рост сознательности и культуры людей, включая культуру быта, поведения..."

Наше общество заинтересовано в улучшении работы по воспитанию культуры поведения. Такая деятельность актуальна для всех воспитательных институтов, в том числе и для клубных учреждений, осуществляющих специфическими формами и методами коммунистическое воспи* тание подрастающего поколения.

На качественное улучшение воспитательной работы нацеливают решения ХХУТ съезда КПСС /15/, программные документы Коммунистической, партии и Советского государства /17, 18, 19, 20, 21, 25/, документы ЦК ВЛКСМ /24/. В них, в частности, подчеркивается, что одна из важных задач нравственно-эстетического воспитания состоит в усвоении школьниками норм и правил культуры поведения, превращении в убеждения и привычку следовать им в повседневной жизни.

5"

Поскольку эффективность решения этой задачи зависит от дальнейшей научной разработки данной проблемы, советские исследователи призваны глубоко ее изучать и всесторонне разрабатывать.

Исследуемая проблема поставлена и плодотворно решается советскими философами, психологами, педагогами в трудах по коммунистическому воспитанию.

Философское осмысление проблемы воспитания культуры поведения можно найти в работах: А.И.Арнольдова /40/, А.А.Бодалева /49/, Л.П.Буевой /52/, М.Г.Журавкова /70/, А.Ф.Шишкина /139/ и др. Названные исследователи рассматривают культуру поведения как важную, составную часть духовной культуры общества, которая "опред-метившись" в жизнедеятельности людей, становится неотъемлемой чертой их образа жизни. Культура поведения органически вытекает из принципов социалистического гуманизма и коллективизма, занимает особое место в социалистическом образе жизни и представляет своеобразную форму общественных и личных взаимоотношений советских, людей. В современных условиях невозможно достичь подлинной культуры без высокой культуры человеческих взаимоотношений и, поэтому, необходимо прилагать энергичные усилия чтобы "...воспитывать людей в духе высоких принципов этой культуры, требовать выполнения ее норм и законов" /40, с.102/. Для достижения положительных результатов в этой сфере "...нужна научно разработанная, продуманная программа" /40, с.102/.

Психологический аспект проблемы разработан в трудах Л.И.Божо-вич /51/, Л.С.Выготского /58/, И.С.Кона /80/, В.А.Крутецкого /84/, Н.Д.Левитова /88/, П.М.Якобсона /144/ и др. Конкретизируя диалектико-материалистическое понимание психологического развития личности как взаимодействия организма и среды, эти исследователи

раскрывают условия и движущие силы ее формирования, дают всестороннюю психологическую характеристику школьных возрастов в тесной связи с социальной ситуацией их развития, раскрывают воз -можности формирования культуры поведения с учетом возрастных особенностей.

Педагогический аспект нашел отражение в работах советских ученых Ю.П.Азарова /37/, Л.И.Архангельского /42/, Н.И.Болдырева /50/, Б.Т.Лихачева /91/, И.С.Маръенко /96/, Л.И.Новиковой /103/, В.А.Сухомлииского /127/ и др., в которых рассматриваются цели и задачи, содержание, принципы и методы, пути и средства нравственно-эстетического воспитания подрастающего поколения.

Исследование названной проблемы в педагогических диссертациях ведется в различных направлениях. Ряд авторов: Б.В.Бушелева /156/, З.Н.Варбанец /157/, Е.Н.Ефипова /163/, М.И.Иманбеков /164/, Г.В.Пархоменко /167/, А.Н.Филиппова /Г69/, А.М.Юсуф-Заде /172/ и др. рассматривают вопросы воспитания культуры поведения у школьников разных возрастов в процессе учебной деятельности. В диссертации М.Л.Гиро /159/ исследована проблема совершенствования воспитания культуры поведения во внеучебное время.

Ценным в названных исследованиях является то, что в них. выявлены особенности воспитания культуры поведения у школьников разных возрастов, определены критерии, а также условия, необходимые для их воспитания, обоснованы наиболее эффективные формы и методы организации занятий, способствующие совершенствованию воспитательного процесса.

Помимо диссертационных исследований имеется ряд работ /43, 48, 54, 57, 67, 68, 99, 117/ в которых рассматриваются вопросы культуры поведения в образовательно-воспитательной деятельности

школы, семьи, общества.

В литературе по культурно-просветительной работе поднимается и отчасти решаются вопросы коммунистического воспитания подрастающего поколения в условиях деятельности клубных учреждений. В диссертационных исследованиях: В.С.Гончаровой /158/, В.З.Дули-кова /161/, И.Н.Ерошенкова /162/, ВД.Крючека /166/, З.И.Никулиной /174/, З.А.Петровой /168/, Э.М.Сухановой /177/, Г.И.Фроловой /171/ и других авторов, рассматриваются содержание, формы и методы клубной работы по коммунистическому воспитанию трудящихся /в том числе и подрастающего поколения/ в сфере свободного времени.

В учебных пособиях для студентов институтов культуры и культурно-просветительных училищ /76,77,106/ имеются разделы, раскрывающие роль клубов в коммунистическом воспитании школьников. В них обобщены формы и методы работы клуба с учащимися разных возрастов. В учебном пособии И.Н.Ерошенкова /69/ раскрывается содержание работы клубных учреждений по коммунистическому воспитанию детей и подростков. Специфические особенности воспитания культуры поведения советских воинов в условиях деятельности клубных учреждений, исследованы в диссертации В.А.Фирсенкова /170/.

Анализ, литературы показывает, что названные работы вносят, существенный вклад в разработку общих проблем коммунистического воспитания и, в частности, в разработку проблемы воспитания культуры поведения подрастающего поколения. Однако, они не исчерпывают ее сущности, так как многие вопросы остаются еще, недостаточно изученными, особенно в практике воспитательной работы со школьниками. Мало изучена проблема воспитания культуры поведения

у школьников в условиях деятельности клубных учреждений. Этот вопрос еще не был предметом самостоятельного исследования, хотя нельзя не учитывать того факта, что часть своего свободного времени школьники проводят во Дворцах, Домах культуры, клубах, где у них формируется опыт общественного поведения.

Исходя из этих соображений, мы выбрали объектом исследования подростков, проводящих свое свободное время в городских клубных учреждениях. Выбор подростковой возрастной группы определялся тем,, что названный период в развитии личности является благоприятным для воспитания культуры поведения. Б этом возрасте имеются реальные возможности для формирования нравственных убеждений, которые составляют моральную основу нультуры поведения. Стремление; подростков к самовоспитанию облегчает решение, воспитательных, задач, так как усилия воспитателя сочетаются с усилиями воспитуе^-мых.

В решении задач по воспитанию культуры поведения подростков важная роль принадлежит клубных кружкам, которые строят свою работу на принципах добровольности, инициативы и самодеятельности, занимательности, сочетании эмоционального и рационального в воспитательном процессе. В многообразной клубной творческой работе видное место занимают.'театральные кружки/71, 121/. Специфика их деятельности заключена в единстве творческих и педагогических задач, решаемых руководителями. Основанная на общности интересов, коллективная, социально значимая деятельность оказывает двуединое воздействие на кружковцев. Во-первых, посредством общественного мнения, межличностных связей и отношений, системы ценностных ориентации, выработанных в коллективе; во-вторых, посредством осуществления кружковцами творческой деятельности, в которой

реализуются их способности, интересы, потребности. Опыт культуры поведения у подростков в условиях деятельности театральных коллективов восполняется за счет эмоционального общения, консолидации, интересов в процессе репетиции, а также, за счет прямого управления поведением со стороны руководителей. Подросткам представлена возможность не только слушать, сопереживать, но и творчески действовать. В результате учебно-творческой работы у них формируются такие нравственные качества как, честность, правдивость, точность, исполнительность и т.д. В процессе творчества у подростков вырабатываются навыки коллективной работы которые, по словам Н.К.Крупской /34, с.12/, создают "...навыки известной самодисциплины" .

Выбор наїж клубных театральных кружков в качестве базы исследования был продиктован следующими соображениями:

I.Популярность среди подростков и распространенность этого, жанра художественной самодеятельности, дает возможность широкого охвата данного контингента систематическим воспитательным влиянием.

2.Относительная стабильность существования и организованность воспитательного процесса, способствуют успешному решению задач по воспитанию культуры поведения у подростков.

3.Специфика творческой работы позволяет ставить перед подростками, различные нравственно-эстетические проблемы, разрешение которых, благотворно влияет на формирование их нравственно-эстетического облика.

4.Единство учебно-воспитательных и творческих задач, сочетание словесных методов воздействия с методами показа, упражнений, тренинга являются важной предпосылкой для выработки навыков и привычек культурного поведения.

5.Постоянный контроль за поведением подростков со стороны руководителя как уважаемого и авторитетного наставника, а такжа личный пример его поведения, содействуют воспитанию у них культуры поведения.

Эффективность воспитательной работы в клубных творческих коллективах зачастую ограничивается из-за отсутствия научно обоснованных разработок по данному вопросу. Руководители клубных кружков, организующие и направляющие, воспитательную работу школьников в часы досуга, лишены полноценной теоретически и методически обоснованной программы воспитания культуры поведения и вынуждены действовать бессистемно и недостаточно эффективно. Так, например, опрошенные нами руководители 102 городских клубных кружков и объединений школьников Белоруссии /образец анкеты^ см.приложение 13/ указали на следующие трудности, возникающие в связи с решением задач по воспитанию культуры поведения /в %/:

I.Отсутствие соответствующих методических пособий
и рекомендаций - 62%

2.Недостаточный объем знаний по культуре поведения — 32%

3.Неумение определить задачи по воспитанию культу
ры поведения - 26%

4.Неопределенность"этой области воспитания - 22%

5.Недостаток, литературы по вопросам культуры пове
дения - 18%

Актуальность поставленных вопросов обусловила направленность и содержание настоящего исследования, в ходе которого решалась проблема ; совершенствования деятельности клубных театральных коллективов по воспитанию культуры поведения: у подростков.

Объектом исследования явился процесс воспитания культуры поведения у подростков в клубных театральных коллективах. '"

Предают исследования - педагогические факторы, способствующие в процессе воспитательной деятельности, преодолению несоответстви я уровня поведения подростков требованиям норм и правил культуры поведения.

Нами была выдвинута следующая гипотеза: эффективность воспитания культуры поведения у подростков в клубных театральных коллективах может быть повышена при условии, если руководитель будет вооружен научно обоснованной, проверенной программой воспитания культуры поведения, учитывающей, психологические особенности возраста и возможности коллектива.

Цель исследования - теоретически обосновать и практически апробировать систему педагогических воздействий, позволяющую совершенствовать воспитание: культуры поведения у подростков в клубных театральных коллективах.

Исходя, из цели исследования, были определены и решались его задачи:

I.Выявить специфику и определить задачи воспитания культуры поведения у подростков в условиях, деятельности клубных театральных коллективов.

2.На основе анализа клубного опыта воспитательной работы разработать критерии, и показатели для выявления уровней культуры поведения подростков.

3.Теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность предложенной для руководителя педагогической программы и методики работы по совершенствованию воспитания культуры поведения у подростков.

Методологическую основу исследования составили положения классиков марксизма-ленинизма о коммунистическом воспитании личности; основные положения Программы КПСС; решения ХХУ и ШТ съездов Коммунистической партии; материалы июньского Пленума Центрального Комитета КПСС /1983г./; постановления ЦК КПСС "О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной ра-боты"/1979г./,"0 мерах по дальнейшему развитию самодеятельного художественного творчества"/1978/;постановление Пленума ЦК КПСС "Об основных направлениях реформ общеобразовательной и профессиональной школы"/1984г./;постановление ІУ Пленума ЦК ВЛКСМ ."Об усилении работы комсомола по коммунистическому воспитанию учащихся образовательных школ и подготовке их к труду"/1979г./ и другие документы, в которых определены пути совершенствования воспитательной работы с подрастающим поколением; выступления видных деятелей партии по проблемам коммунистического воспитания советской молодежи.

Теоретическими источниками исследования были труды выдающихся просветителей прошлого Джона Локка, Мишеля Монтеня, В.Г.Белинского, Н.Г .Чернышевского; работы советских государственных деятелей и педагогов М.И.Калишша, Н.К.Крупской, А.В.Луначарского, А.С.Макаренко по проблемам воспитания молодежи.

При написании диссертации автор опирался на работы советских ученых по вопросам воспитания и обучения, материалы периодической печати, а также на современный опыт работы школы и клубных учреждений по воспитанию подростков.

Базами исследования явились Дворцы и Дома культуры, клубы разных городов Краснодарского края и Белорусской ССР. Исследовательская работа проводилась в театральных кружках Дворца культуры НИИ подсолнечника имени академика Пустовойта г.Краснодара и

районного Дома культуры станицы Павловской, Краснодарского края; Дворца культуры Белсовпрофа и Дворца культуры ордена Ленина и ордена Октябрьской революции, тракторного завода им.В.И.Ленина г.Минска.

Выбор названных баз исследования обусловлен тем, что в них накоплен положительный опыт нравственно-эстетического воспитания подростков, заслуживающий изучения и обобщения. Анализ работы кружков названных клубных учреждений позволил определить типичное в воспитании, культуры поведения подростков и проверить разработанную нами программу и методику в специфических условиях кружковой деятельности Дворцов культуры крупных городов.

Изучение деятельности клубных кружков строилось на основе следующего комплекса методов исследования:

I.Включенное;иневключенное наблюдение имело цель изучения объективного, состояния воспитания культуры поведения подростков.

2.Беседа-интервью /опрошено 102 руководителя клубных кружков/ как мелюд использовалась для выяснения субъективного отношения клубных работников к проблемам воспитания культуры поведения у подростков в клубных кружках.

3.Анкетирование подростков /342 чел./ проводилось в три этапа: первый этап на всех объектах исследования; второй этап - в начале эксперимента в двух театральных кружках экспериментальном и контрольном; третий этап - после; эксперимента для выявления и сравнения результатов. Общее.' количество опрошенных подростков контрольных групп почти соответствует числу школьников экспериментальных групп, что дает возможность считать полученные; данные; репрезентативными в пределах изученной совокупности.

4.Педагогический эксперимент проводился в двух клубных

14 театральных кружках г.Минска /1979-І981 г.г./ Его задача состояла в проверке целесообразности и эффективности разработанной нами педагогической программы по воспитанию культуры поведения у подростков.

5.Анализ документов, характеризующих работу клубных учреждений по коммунистическому воспитанию подрастающего поколения: планов, отчетов, программ, статистических данных.

6.Изучение опыта воспитательной работы классных руководителей ряда минских школ, учащиеся которых занимались в театральных кружках; сочинений 75 учащихся на нравственно-эстетические темы, их школьных характеристик и текущей успеваемости.

В проведении исследования автор использовал также многолетний опыт работы в качестве руководителя клубного театрального кружка и опыт преподавания в вузе.

Сопоставление доэкспериментальных и послеэкспериментальных данных позволило получить показатели эффективности проделанной работы по воспитанию культуры поведения у подростков в клубных театральных коллективах, подтвердилась правильность гипотезы, выводов и предложений. -

Научная новизна исследования состоит в том, что клубный театральный коллектив рассматривается как звено единой системы воспитания культуры поведения подростков, дополняющее и обогащающее, возможности школы на единых педагогических основах; определены специфические возможности клубных театральных коллективов в этой системе; научно обоснованы критерии оценки и этапы воспитания культуры поведения подростков в тесной связи с динамикой развития коллективов; определены педагогические и организационные условия, способствующие^ эффективности воспитания культуры

поведения подростков в клубных театральных коллективах.

Практическая значимость исследования заключается в разработке методики оценки уровней культуры поведения подростков, создании, целенаправленной программы и последовательной методики воспитания культуры поведения подростков в клубном театральном коллективе.

Теоретические выводы ж положения диссертации наши отражение в курсе "Организация и методика культурно-просветительной работы с детьми и подростками" /Минский институт культуры/, используются Республиканским научно-методическим центром народного творчества и культурно-просветительной работы Министерства культуры БССР.

Положения, выносимые на защиту:

I.Клубные театральные коллективы, являясь звеном в единой педагогической системе, продолжают и обогащают в условиях свободного времени воспитание культуры поведения подростков, начатое в семье, школе, что делает этот процесс последовательным и непрерывным.

2.Специфика клубных театральных коллективов характеризуется такими признаками, как: единство воспитательных и творческих целей; добровольность участия на основе интереса к театральному искусству; наличие культурно-поведенческих ценностей кружковцев; педагогическое руководство воспитательно-творческим процессом; относительная стабильность коллективов. Это дает возможность для организованного и целенаправленного решения задач по формированию у подростков системы знаний о культуре поведения, выработке навыков и привычек культуры общения и культуры внешности.

3.Способом выявления воспитательных результатов могут быть

критерии сформированное культуры поведения у подростков /целостность культуры поведения, устойчивость культуры поведения/, определяемые на основе показателей в трех сферах: сознания, чувств и поведения.

Критерии и показатели определяют пять уровней сформированное культуры поведения подростков /не воспитан, плохо воспитан, достаточно воспитан, хорошо воспитан, безупречно воспитан/. 4.Педагогическая результативность разработанной нами программы воспитания культуры поведения наиболее полно проявляется в процессе трехэтапного воздействия на сознание, чувства и поведение подростков театрального коллектива специально организованным содержанием, формами и методами, причем:

на первом этапе формируется интерес и осознанное положительное отношение к содержанию норм и правил культуры поведения;

на втором этапе вырабатывается культура межличностного общения и культура внешности путем применения методов упражнений и ролевых игр;

на третьем этапе формируется нравственно-эстетическая самооценка культуры поведения, закрепляются выработанные навыки и привычки, воспитывается примерность выполнения правил.

5.Основные условия эффективности воспитания культуры поведения у подростков:

воспитание культуры поведения в коллективе и через коллектив путем "интеграции" нравственно-эстетических знаний, чувств, умений, навыков и опыта кружковцев;

дифференцированный подход в организации воспитания культуры поведения у подростков;

вооружение руководителей педагогической программой и методикой работы по воспитанию культуры поведения, включающими в единстве и взаимосвязи цели, задачи, содержание, формы и методы;

единство требований и координация усилий руководителей клубных театральных коллективов, классных руководителей школ и семьи в воспитании культуры поведения у подростков.

Цель и задачи исследования определили структуру диссертации, которая состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

В первой главе "Теоретические предпосылки воспитания культуры поведения у подростков в .клубном театральном коллективе" рассматривается сущность и анализируется содержание культуры поведения подростков, определяются основные задачи воспитания культуры поведения в клубном театральном коллективе с учетом особенностей подросткового возраста, обосновывается необходимость эффективной организации воспитания культуры поведения у подростков в клубном коллективе с яркой, общественно-полезной направленностью в деятельности.

Во второй главе "Совершенствование деятельности клубных театральных коллективов по воспитанию культуры поведения у подростков" анализируется состояние и особенности клубной работы по воспитанию культуры поведения у подростков, обосновываются критерии и показатели для выявления уровней культуры поведения подростков, разрабатываются и апробируются програмгла и методика проведения занятий по совершенствованию воспитания культуры поведения в театральном коллективе.

В заключении диссертации излагаются общие выводы по улучшению деятельности клубных театральных коллективов с целью воспитания культуры поведения у подростков и предлагаются практические рекомендации.

Основные положения диссертации излагались автором на республиканской научно-практической конференции по актуальным проблемам эстетического воспитания детей и молодежи /г.Могилев, 1982г./, четырех научно-творческих конференциях профессорско-преподавательского состава Минского института культуры /в те- чение 1980-1983 гг./, на семинарах работгошов культурно-просветительных учреждений Краснодарского края и Белоруссии и в публикациях печати. По проблемам, связанным с темой диссертации, опубликовано три работы общим объемом 2,7 п.л.

Сущность и содержание культуры поведения подростков

Исследование проблемы воспитания культуры поведения у подростков в клубных театральных коллективах предполагает рассмотрение теоретической концепции культуры поведения, определения ее сущности и структуры содержания. Дяя получения объективной теоретической ориентации по названной проблеме в целом, необходимы анализ, обобщение, сопоставление различных взглядов, положений.

В советской этико-педагогичесной литературе существуют различные определения понятия культуры поведения. В этих определениях есть черты общего, в то же время, в них прослеживается широкий диапазон различий, что, в свою очередь, говорит о разных уровнях подхода к расшифровке этого феномена.

Как правило, авторы определяют "культуру поведения" в двух планах - широком и узком. Проанализируем наиболее характерные из них. А.Ф.Шишкин /139, с.438/ дает следующее определение: "Культура поведения в широком смысле слова охватывает всю совокупность моральных требований, которые стали для человека составной частью его привычек и навыков".

В приведенном определении указана нравственная основа культуры поведения - совокупность требований морали. Однако, слишком широкое толкование нравственной основы не дает возможности выявить характер и специфику культуры поведения, которые потеряли определенность в обобщенных моральных требованиях.

В учебном пособии "Основы марксистско-ленинской этики" /108, с.152/ сказано: "Культура поведения - понятие довольно широкое. Оно включает в себя не только соблюдение гигиенических правил, но и нравственную чистоту поступков и красоту мыслей".

В цитируемом определении нравственная основа культуры поведения изложена абстрактно, вместе с тем, подмечен такой существенный ее элемент как гигиенические правила.

В литературе по культурно-просветительной работе,предпринята попытка определения культуры поведения с методологических позиций духовной культуры общества. В статье, специально посвященной, этому вопросу, Л.В.Шульгин /141, с.16/ дает следующую формулировку:"... культуру поведения можно определить как часть духовной культуры общества, представляющую собой обусловленную общественным строем и общими, особенностями духовной культуры данного общества совокупность накопленных им специфических культурно-поведенческих ценностей и норм, а также деятельность людей и соответствующих учреждений по их производству, сохранению, распределению и потреблению".

Мы допускаем, что культура поведения структурно представляєм собой то же образование что и духовная культура, будучи явлением более, частного порядка. Вместе с тем, предложенная автором аналогия, не раскрывает самой сущности понятия и лежащей в его; основе культурно-поведенческой ценности норм. В определении не соблюдено также правило соразмерности, оно дано слишком широко и неоднозначно, кроме того, в нем не указаны существенные признаки, отличающие понятие "культуры поведения" от понятия "духовная культура".

Рассматривая культуру поведения в узком плане, некоторые авторы диссертационных исследований /157, 169/ неправомерно расши ряют ее нравственную основу. Особенно ярко эта тенденция прослеживается в определении, предложенном Г.В.Пархоменко /167, с.27/: "Под культурой поведения мы подразумеваем определенную потребность, привычку, обусловленную наличием соответствующих умений и навыков поступать в том или ином случае в соответствии с нормами социалистического гуманизма, с коммунистическим мировоззрением".

Такое расширительное толкование не вносит ясность в понимании специфики культуры поведения! По нашему мнению, наиболее верно отражается сущность культуры поведения в определении, данном в Педагогической энциклопедии./III, т.2, с.547/: "Культура поведа -ния - соблюдение основных требований и правил человеческого общежития, умение находить правильный тон в общении, с окружающими".

В цитируемом определении моральную основу культуры поведения составляют простые нормы нравственности, которые и по содержанию и по функциональному назначению во многом идентичны содержанию и функциям культуры поведения. В совокупности, они составляют такие нравственные ценности, которыми руководствуются люди в повседневной жизни и, которые, в свою очередь, являются ядром более высоких общечеловеческих моральных норм. Простые нормы представляют "арифметику" морали, тот "нравственный минимум", которым должен обладать человек как социальная личность. Особую важность они приобретают во взаимоотношениях личности и общества, ибо нельзя себе представить человеческое существование без обязательных для всех его членов норм и правил общежития. Беа них невозможно ни общественное производство, ни элементарный порядок во взаимоотношениях среди людей.

Условия и основные задачи воспитания культуры поведения у подростков в клубном театральном коллективе

В решении задач коммунистического воспитания подрастающего поколения определенное место принадлеікит культурно-просветительным учреждениям. Составная часть их деятельности - это воспитательная работа с детьми и подростками, организация для них разнообразных досуговых занятий и развлечений.

Важным звеном в системе культурно-просветительных учреждений, способствующим воспитанию культуры личности подростка, является советский клуб. Наряду со школой, клуб принадлежит к тем социальным институтам воспитания, которые помогают вырабатывать правильное общественное поведение подростков. "Клуб, ставящий себе определенные, культурные в большинстве случаев цели, дисциплинирует своих членов...",- отмечала Н.К.Крупская /35, с.18/. Воспитательная деятельность клуба, направлена на оказание помощи семье и школе в формировании коллективистских черт характера подростков, на развитие их общественной активности, выработку навыков культурного поведения.

Специфика воспитательной работы клуба со школьниками во многом определяется его функциями. Клубные учреждения призваны всесторонне просвещать школьников, углублять их нравственно-эстетические представления, пополнять знания о нормах поведения, о правилах социалистического общежития, создавать условия для полноценного проведения досуга.

Условием эффективности решения задач по воспитанию культуры поведения, является вовлечение подростков в клубные коллективы с яркой, общественно-полезной направленностью деятельности. Это положение; соответствует мысли К.Маркса /7, с.75/, который писал: "... только в коллективе индивид получает средства, дающие ему возможность всестороннего развития своих задатков, и, следовательно, только в коллективе возможна личная свобода". При этом коллектив К.Марксом рассматривался не только как средство воспитания, но и как фактор развития личности воспитуемого.

Советская педагогическая и психологическая наука уделяли и уделяют проблемам воспитывающего коллектива значительное внимание /37, 51, ИЗ, 127/. В педагогических трудах Н.К.Крупской, М.И.Калинина, А.В.Луначарского ставилась конкретная и четкая задача "... научить ребят работать и жить коллективно" /31, с.313/. Внедрение коллективности, по их мнению, предполагает "создание таких условий, при которых коллективность составляла бы неотъемлимую часть наших привычек, норм поведения..." /28, с.164/.

Видные педагоги П.П.Блонский /47/, В.Н.Сорока-Расинский /122/, С.Т.Шацкий /137/ и др. внесли значительный теоретический вклад в решение вопроса о коллективном воспитании. Существенную роль в подтверждении теории воспитывающего коллектива, сыграл практический опыт воспитательных учреждений С.Т.Шацкого, В.Н.Сороки-Расинс-кого, А.С.Макаренко, школы коммуны Наркомпроса РСФСР. Этот опыт стал основой, педагогических обобщений А.С.Макаренко /95/.

Участвуя в решении задачи всестороннего и гармонического развития каждой личности, советские исследователи дополняют и обогащают теорию воспитывающего коллектива. В научно-педагогической литературе активно обсуждаются проблемы развития коллектива, определяются его основные признаки, типы, принципиальные отличия коллектива от группы и т.д. /85, 115, 123, 127/.

Клубный коллектив формируется в результате целенаправленной, систематической воспитательной работы. Воспитательные задачи реализуются успешнее если клуб имеет, по выражению Н.К.Крупской /33, с.232/, "... целый ряд опорных пунктов, для того, чтобы... повести действенную борьбу с бескультурьем..." Такими"опорными пунктами" по воспитанию культуры поведения у подростков в клубе, являются, в частности, самодеятельные театральные кружки с общественно значимой направленностью в деятельности.

В научной литературе /63, с.129/ подчеркивается, что клубный кружок. "... это объединение досугового характера, организующее людей сходных интересов, которые систематически занимаются по определенной программе под руководством специалиста с целью приобрел тения знаний, умений, развития способностей".

Воспитывающее влияние театрального кружка на личность подростка происходит по нескольким направлениям. Прежде всего, в кружке организуется непосредственная творческая и разнообразная культурная деятельность его участников. Применяя различные формы и методы занятий, руководитель кружка оказывает определенное воздействие на личность подростка, ориентирует его на те или иные виды творческой деятельности, тем самым, формируя ценностные ориЕнтации, установки, принятые в этом кружке. Далее,, в процессе творческой, учебно-воспитательной работы в клубном кружке осуществляется опосредованный, а зачастую, и прямой контроль за поведением подростков, происходит своеобразная корректировка поведения и ориентация его на лучшие образцы. Кружковые формы работы с детьми и подростками ценны тем, что представляют собой, по мнению З.А.Петровой /112, с.54/, педагогически управляемые."... прочные союзы, формирующиеся в подлинные коллективы в педагогическом смысле слова — с четко поставленной целью, определенной добровольной социальной ролью каждого индивидуума, в зависимости от. его духовных интересов и склонностей, и потому охотно подчиняющиеся правилам и обязанностям, существующим в данном коллективе". Придя в клубный театральный коллектив со сложившимися традициями, подросток испытывает на себе их воспитательное воздействие и соответственно корректирует: собственные потребности, интересы, ценностные ориентации., поведение. Система контролируемых межличностных отношений, которая складывается при. коллективной форме проведения досуга, создает благотворные, возможности для воспитания культуры поведения у подростков. А воспитательная ценность творческих досуговых занятий состоит в том, что они "... создают благоприятный эмоциональный микроклимат, способствуют нравственному воспитанию, учат доброжелательности, формируют чувство достоинства, уважение к: людям, желание быть им приятный и полезным" /112, с.53-54/.

Состояние и особенности клубной работы по воспитанию культуры поведения у подростков

Основное содержание работы и задачи воспитания культуры поведения подрастающего поколения определяются, прежде всего, требованиями социалистического общества, заложенными в советском этикете. Эти требования, четко сформулированные в Моральном кодексе строителя коммунизма как простые нормы нравственности и справедливости /14/, раскрываются и конкретизируются для школы в "Примерном содержании воспитания школьников" / 114/, с учетом их возрастных и психологических особенностей.

В городских клубных учреждениях роль такой программы воспитания школьников выполняют планы работы детских отделов и секторов, в которых определенное место занимают нравственно-эстетические вопросы.

Изучение работы детских отделов и секторов городских клубных учреждений проводилось нами в неразрывной связи со всей многосторонней клубной деятельностью. Для получения объективных данных использовался комплекс методов педагогических и социологических исследований, среди которых важное место отводилось наблюдению, беседам, опросу, анкетированию, анализу документов. Нами были изучены планы воспитательной работы с детьми и подростками ряда клубных учреждений Белоруссии и Краснодарского края. Подробно анализировалась деятельность тех шубных учреждений, на базе которых проводилась исследовательская работа /Дворца культуры Белсовпрофа и Дворца культуры дважды ордена Ленина и ордена Октябрьской револю- ции. тракторного завода имени В.И.Ленина г.Шнека; Дома культуры научно-исследовательского института масличных культур имени академика Пустовойта г.Краснодара; районного Дома культуры имени Н.К. Крупской станицы Павловской, Краснодарского края. . :

Одновременно с анализом клубной документации проводились беседы с клубными работниками, анкетный опрос по специально разработанной программе 102-х руководителей городских клубных самодея- тельных кружков и объединений школьников Белоруссии. Цель бесед и анкетирования состояла в том, чтобы выяснить характер и содержание работы, проводимой в клубах по воспитанию культуры поведения у школьников.

Документами,определяющими направление воспитательной работы городских клубных учреждений со школьниками, являются перспективные и текущие планы работ детских отделов и секторов. Анализ этих планов в период с 1978 - 1983 гг. показал:

I.B изучаемых клубных учреждениях Белоруссии и Краснодарского края, в их детских отделах и секторах ведется перспективное /обычно на I год/ и текущее./на месяц, квартал/ планирование воспитательной работы со школьниками.

2.В перспективном планировании ставятся долговременные воспитательные задачи с учетом возрастных и психологических особенностей школьников. /Дифференциация воспитательной работы проводится по классам, соответственно с 1-4 кл., 5-7 кл., 8-Ю кл./.

3.Текущее планирование /в основном месячное/ ведется по направлениям комтунистического воспитания. В планах специальных разделов по воспитанию культуры поведения у школьников не предусматривается.

4.В основу планирования воспитательной работы детских отделов и секторов заложен принцип комплексного подхода к постановке всего воспитания, требующий обеспечения тесного единства идейно-политического, трудового и нравственного воспитания с учетом возрастных особенностей контингента.

Вопросы нравственно-эстетического воспитания школьников занимают значительное место в работе изучаемых нами клубных учреждений. Неоценимую помощь в осмыслении нравственно-эстетических проблем оказывает одна из вашшх форм - массовая клубная работа. Она дает возможность охватить большое число школьников в качестве участников, слушателей, зрителей тех или иных клубных творческих дел. В процессе проведения массовой клубной работы развивается интерес у школьников к вопросам культуры поведения, что дает возможность узнать им новое о правилах хорошего .тона, о нормах поведения в быту, на улице, в общественных местах. Клубные учреждения применяют разнообразные массовые формы работы со школьниками и их родителями. В изучаемых нами городских клубных учреждениях наиболее; распространены следующие: I.Народные университеты нравственного образования и воспитания школьников. 2.Народные университеты педагогических знаний для родителей; педагогические чтения для родителей.

Критерии, показатели и уровни сформирование сти культуры поведения у подростков в клубном театральном коллективе

Моральное сознание, чувства подростка нельзя рассматривать изолированно от его действий,поступков, в которых, как правило, проявляются его моральные убеждения. Поэтому критериями, определяющими сформированиесть культуры поведения у подростка являются его целостное и устойчивое поведение, отвечающие требованиям норм и правил советского этикета. Взяв за основу эти критерии мы исходили из соображений, что культура поведения подростка включает в себя знание и понимание норм и правіш поведения /этикета/, положительное отношение к ним, потребность и привычку следовать им в повседневной жизни. Поскольку культура поведения предполагает единство J названных: компонентов, то соотношение между знанием, пониманием, чувством и внешней формой выражения /поведением/ положено нами в основу выявления показателей культуры поведения подростков.

Для оценки культуры поведения у подростков, посещающих театральные коллективы были взяты критерии / целостность и устойчивость поведения, отвечающего нормам и правилам советского этикета/ на основе которых разработаны показатели в сфере сознания, чувств и поведения. І.Характеристику знаний подростков о культуре поведения определяли следующие показатели: а/знание нравственно-эстетического содержания культуры поведения /правил. вежливости, тактичности, внимательности, предупредительности, точности, скромности, красоты манер, внешнего облика/; б/понимание сущности требований норм и правил культурного поведения; 2. В качестве показателей, характеризующих в какой-то степени сферу нравственных чувств подростков, были использованы данные, о наличии чувства сопереживания, которое проявляется в умении сочувствовать знакомому и незнакомому человеку, а также чувство хорошего вкуса; 3.Показатели, характеризующие культуру поведения в целом, основывались на данных о соотвествии знаний реальному поведению подростков, которые определяли специальные эксперты по разработанной программе.

Для проверки объективности предложенных показателей наїж была проведена исследовательская работа в двух театральных кружках. При выборе кружков в качестве объектов исследования учитывались особенности их функционирования.

Экспериментальная группа /37 чел./ - театральный кружок Дворца культуры Белсовпрофа /руководитель - Ы.И.Фурьен/ объединял, в основном, учащихся школ J 19, 35, 42 г.Минска. Кружок функционирует более десяти лет, имеет устойчивые традиции, в нем сложилась определенная преемственность в формировании его состава. Кружок имеет стабильное ядро, актив его авторитетен среди участников. Руководит кружком опытный педагог , имеющий специальное образование и умело направляющий работу актива. Репертуар составляют игровые спектакли по пьесам:"В стране невыученныех уроков" В.Гераскиной и "Так мы росли" А.Карпенко.

Контрольная группа /38 чел./ -театральный кружок Дворца культуры тракторного завода им.В.И.Ленина /руководитель - А.А.Заболо-тников/ объединял учащихся школ № II, 57, 139 г.Минска, расположенных в районе Дворца культуры. Кружок существует более 8 лет. В начале исследовательской работы произошла возрастная смена его участников. Ядро его ранее составляли старшеклассники. Уйдя в самостоятельную трудовую жизнь, большинство покинуло кружок, а небольшая часть / 6 чел./ перешла в Народный театр Дворца культуры. Вновь набранный состав омолодился и преобладающим возрастом стал подростковый. Для развития кружка характерен этап активного влияния руководителя на все стороны его жизни. По нашим наблюдениям, руководство кружком осуществлялось грамотно, профессионально, со знанием педагогических приемов работы с подростками. Умелый подход к каждому участнику, творческий характер репетиций; создавали "мажорный тон" жизни кружка и обеспечивали безусловную авторитетность его руководителя. Влияние актива на этом этапа развития кружка ощущалось незначительно. В репертуаре кружка: поэтическая композиция по стихам М.Светлова "Пригодись, мое сердце!" и спектакль "Тимуровец Лаптев" по пьесе А.Хмелика. В период проведения исследования кружок активно работал над спектаклем по пьесе А.Шварца "Два клена".

Исследовательская работа в названных кружках проводилась нами поэтапно. Па первом этапе ставились задачи: I.Выявить уровни знаний подростков о культуре поведения; 2.Определить понимание ими сущности норм и правил культурного поведения; 3.Выявить наличие у подростков чувства сопереживания, хорошего вкуса.

Для более полного и достоверного получения результатов применялись различные исследовательские методы. Основным методом было избрано включенное наблюдение. Наблюдение проводилось в течение двух лет в процессе репетиции и во внерепетициоиное время /экскурсии, выступления со .спектаклями, концертами, встречи с режиссерами, актерами, творческие встречи с другими коллективами и. т.д./. Результаты наблюдений фиксировались в специальном дневнике, запись которого велась по разработанной форме. Кроме того, активно применялись нами индивидуальные и фронтальные беседы, анкетные опросы, проигрывались "модели поведения".

С учетом особенностей возраста проводилось анкетирование подростков с целью выявления их знаний о культуре поведения. Элементы занимательности были предусмотрены в первом анкетном опросе, который проводился в форме викторины. Подросткам предлагалось раскрыть содержание терминов /вежливость, внимательность, предупредительность, тактичность, скромность, терпимость/. Выбор этих терминов был продиктован тем, что закодированные в них требования составляют основу нравственного содержания культуры поведения. При проведении викторины ребятам представлялась возможность подумать в уединении в течение 30 минут, причем, пользование книгой или словарем исключалось. Были получены ответы определения: в экспериментальной группе - 222;в контрольной группе - 228. Одновременно было проведено собеседование с каждым кружковцем о том, что он знает оп правилах культурного поведения.

Похожие диссертации на Педагогические основы и методика воспитания культуры поведения подростков в клубных театральных коллективах