Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Педагогическая регуляция интереса молодежи к коммерческим играм Кудинова Елена Евгеньевна

Педагогическая регуляция интереса молодежи к коммерческим играм
<
Педагогическая регуляция интереса молодежи к коммерческим играм Педагогическая регуляция интереса молодежи к коммерческим играм Педагогическая регуляция интереса молодежи к коммерческим играм Педагогическая регуляция интереса молодежи к коммерческим играм Педагогическая регуляция интереса молодежи к коммерческим играм Педагогическая регуляция интереса молодежи к коммерческим играм Педагогическая регуляция интереса молодежи к коммерческим играм Педагогическая регуляция интереса молодежи к коммерческим играм Педагогическая регуляция интереса молодежи к коммерческим играм
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Кудинова Елена Евгеньевна. Педагогическая регуляция интереса молодежи к коммерческим играм : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.05 : Москва, 2000 199 c. РГБ ОД, 61:00-13/1550-7

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Коммерческие игры как составной элемент досуговой деятельности человека

1. Становление развитие коммерческих игр в истории мировой цивилизации

2. Мотивы участия личности в коммерческих играх с. 61

Глава II. Организация досуговой деятельности личности с использованием технологий коммерческих игр

1. Технологии коммерческих игр используемых в досуговой деятельности личности

2. Содержание деятельности культурно-развлекательного центра

Заключение

Литература

Приложение

Введение к работе

Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-новому, многое заново открываем, многое переоцениваем.

В современной социокультурной ситуации произошла смена ценностей, экономических ориентиров и в связи с этим появились изменения в сфере досуга. В процессе обновления нашего общества выявился ряд проблем в этой сфере. В отличие от прошлых лет сегодня в организации досуга отказались от жесткой регламентации. Изменившиеся экономические условия привели к коммерциализации сферы досуга. Практикам сегодня приходится отказываться от стереотипов и искать новые формы его организации. Это имеет принципиальное значение как в теоретическом, так и в практическом плане.

Па протяжении всей истории развития нашего государства появились отличные от официоза формы проведения досуга, которые всегда были насыщены игровыми элементами. На наш взгляд, это обусловлено тем, что игра и все, что с ней связано, всегда являлись определенной альтернативой официальным, казенным формам культуры. Ведь игра соответствует природе человека, дополняет разнообразные формы его досуговой деятельности, позволяет осуществлять процесс его развития в занимательной и увлекательной форме, дает возможность -отвлечься от повседневности, отдохнуть, развлечься.

Но с изменением экономических условий изменилось и отношение к игре. С коммерциализацией сферы досуга все больше и больше в нее проникают элементы ранее запрещенных коммерческих игр, игр, официально не признанных таковыми, но являющимися ими по своей сути, а то и азартных игр в чистом виде. В современной социокультурной ситуации специалисты сферы досуга оказались не готовы к решению связанных с этим проблем. В результате сегодня отношение к играм этого класса полярное: от полного неприятия до поклонения, ощущается заметный разрыв между

ролью игры в досуговой деятельности человека и ее обедненным

толкованием на практике.

Обращение к данной проблеме объясняется тем, что коммерческие игры и азартные развлечения известны издавна. В различные периоды истории Германии, Франции, Америки они то запрещались, то вновь разрешались. Если обратиться к истории России, то за редким исключением практически все виды данных развлечений официально всегда были запрещены законом, но, как утверждал Энгельгардт, правительство смотрело на них «сквозь пальцы». В настоящее же время Россия, как и многие другие страны, испытывает бум коммерческих нетрадиционно негативное отношение к ним в нашей стране сказалось и на литературе по данной проблеме. Всю литературу, связанную с проблемой коммерческих игр и азартных развлечений, можно разделить на справочную, информационно-публицистическую и художественную.

Справочная литература дает нам определения понятий и сущности коммерческих игр. К пей можно отнести разнообразные словари, справочники, энциклопедии. Наиболее полно характеризуют данную проблему две работы, изданные в России в последние годы. Это русское издание «Энциклопедии азартных игр» английского автора А. Вайкса и «Игорный бизнес» под редакцией А. Пурника. Кроме того, в последние годы выходит много справочно-методической литературы с описанием правил различных игр.

Особый интерес вызывают публикации в периодической печати. В начале 90-х годов, когда в России резко возрос интерес к азартным развлечениям, и различные казино и залы игровых автоматов открывались повсюду, ряд газет и журналов обратились к этой проблеме. Наиболее интересные информационные материалы в тот период публиковались в газете «Поле Чудес» и журнале «Игротека». В этих публикациях рассказывалось об интересных исторических фактах, связанных с азартными развлечениями, об отношении к этой проблеме известных людей: артистов.

политиков, журналистов и др., о том, в каких взаимоотношениях находится

государство и игорный бизнес в ряде европейских государств, о запретах и их последствиях и т.д. Также был целый ряд публикаций о состоянии, обычаях и традициях, царящих в казино знаменитейших мировых столиц игорного бизнеса. Это было интересно с, познавательной точки и необходимо с практической, так как эта сфера индустрии развлечений в нашей стране в тот период находилась в зачаточном состоянии. В настоящее время увеличилось количество изданий, интересующихся этой проблемой, а, следовательно, увеличилось и количество публикаций. Все они, как правило, носят чисто информационный характер. Как наиболее интересные, необходимо отмстить публикации в журнале «Итоги», А Рыклина, С. Авдеенко, А. Клина, С. Драгунского. В 1994 году в России появился журнал «Большая игра». Он адресован организаторам игорного бизнеса. Публикации журнала носят как познавательный, исторический, так и теоретический и методический характер. По своему содержанию он может быть интересен и широкому читателю, однако ему практически недоступен из-за дороговизны подписки.

Художественная литература, как никакие другие источники, дает нам информацию о психологических аспектах азартных развлечений. Наличие художественных произведений, в которых в той или иной степени упоминаются различные виды азартных игр, количество этих произведений свидетельствуют о том, что несмотря ни на какие запреты этот вид развлечений существовал в различных исторических эпохах.

Карты, рулетка, бильярд, как, пожалуй, никакие другие игры, занимают весьма заметное место в искусстве. Драматические коллизии, связанные с ними, встречаются во многих произведениях: начиная с «Одиссеи» Гомера и заканчивая романами современных авторов. В произведениях Ф.М. Достоевского, А.С. Пушкина, А.П. Чехова, Н.В. Гоголя и других всемирно известных и менее знаменитых авторов нашли отражение те впечатления, которые были получены при посещении игорных заведений. Ведь все они в

большей или меньшей степени, в духе своего времени, проводили досуг за картами, рулеткой, на бегах. Так, свидетелем тайных чувств Анны Карениной к Вронскому стал петербургский высший свет, собравшийся на скачки (Л.Н. Толстой «Анна Каренина»), на перипетиях игры в рулетку держится драматический сюжет новеллы С. Цвейга «24 часа из жизни женщины», герой «Тамбовской казначейши» М.Ю. Лермонтова проигрывает в карты свою жену, даже игра в шашки может приобрести азартный оттенок, если играют Чичиков с Ноздревым, а ставка у них - мертвые души (Н.В. Гоголь «Мертвые души»). Чего только не выигрывали и не проигрывали литературные персонажи, какие еще только ситуации не были описаны в литературных произведениях, отражая что-то существенное в нашей жизни.

Атмосфера игорных домов России также хорошо нам известна по описаниям в романах А.С Пушкина, Ф.М. Достоевского, О. Бальзака и других. У А.П. Чехова в «Острове Сахалин»: «Майдан - игорный дом, маленькое Монте-Карло, развивающее в арестанте заразительную страсть к штофу и другим азартным играм. Картежная игра, как эпидемическая болезнь, овладела уже всеми тюрьмами. Тюрьмы представляют собой большие игорные дома. Дело поставлено очень широко и говорят даже, что здешние картежники-организаторы, у которых при случайных обысках находят сотни и тысячи рублей, ведут правильные деловые отношения с сибирскими тюрьмами».

А. С. Пушкин «Пиковая дама»: «они прошли ряд великолепных комнат, наполненных учтивыми официантами. Несколько генералов и тайных советников играли в вист, молодые люди сидели развалясь на штофных диванах, ели мороженое и курили трубки. В гостиной за длинным столом, около которого теснились человек двадцать игроков, сидел хозяин и метал банк».

Таким образом, художественная литература дает нам описание

обстановки игры и игорного дома, описание психологии игрока, человека

включающегося в азартные игры. Правда, со времен классиков до наших

дней в поведении игроков, собственно, ничего и не изменилось. Все та же

отрешенность и сосредоточенность в игре.

Слово «игра» не является научным понятием в строгом смысле этого слова. Вместе с тем она является предметом изучения историками культуры, тпюграфами, психологами, историками религии, искусствоведами, исследователями спорта и военного дела и т.п.

Изучению феномена игры как особого вида человеческой деятельности был посвящен ряд философских, культурологических трудов И. Капта, И. Хейзинги, Г.В. Плеханова, В.А.Разумного, 3.В. Соколова и других ученых. В разработку психологии игры человека внесли вклад Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.П. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Спиваковская, Д.В. Элькопип.

Целый ряд исследователей пытались найти нечто общее между самыми разнообразными и разнокачественными действиями, обозначаемыми словом «игра». Мы не имеем до настоящего времени удовлетворительного разграничения этих деятельностей и удовлетворительного объяснения разных форм игры. В истории человеческого общества игра переплеталась с магией, культовым поведением, спортом, военными и другими тренировками, искусством.

У.М. Гелассер составил сводку исследований игры за первую

половину нашего века. Обобщая обзор биологических и психологических теорий игры, он указывает, что, вероятно, из-за трудностей в достижении адекватного и всеохватывающего определения и даже описания игры, приложимого ко всем явлениям, которое признавалось за таковую и из-за трудностей последующего удовлетворительного развития избранных теорий, большинство психологических книг и экспериментальных работ было

направлено скорее на эмпирическое наблюдение, чем на теоретическую

работу.

Начало разработки теории игры обычно связывается с именами таких мыслителей XIX века, как Г. Спенсер и В. Вундт. Разрабатывая свои философские, психологические и главным образом . эстетические взгляды, они попутно, только в нескольких положениях, касались игры как одного из самых распространенных явлений жизни, связывая происхождение игры с происхождением искусства. Ближе всего к пониманию возникновения игры подошел В. Вундт. Однако и он склонен считать источником игры стремление получить наслаждение. В. Вундт указывает на возможность отделения способов действий от предмета труда и тех, конкретных предметно-материальных условий, в которых протекает труд. Эти мысли имеют принципиальное значение. Если Г. Спенсер рассматривал игру, включая игру человека, в биологическом аспекте, то В. Вундт включает ее в социально-исторический аспект.

Ф. Шиллер утверждал эстетическую природу игры и видел в ней характеристику существа человека вообще. Игра - наслаждение, связанное со свободным от внешней потребности проявлением избытка сил. Человек играет только тогда, когда он в полном значении слова человек, и он бывает вполне человеком лишь тогда, когда играет.

В основе игры по Бсйтендейку лежат три основных исходных влечения, которые он заимствовал из теории 3. Фрейда: к освобождению, к слиянию и к воспроизведению. Он относит" игру к категории ориснтировочпо-ислсдоватсльской деятельности. Игра есть действие с предметом, который обладает для животного элементом новизны.

Д. Б. Эльконин считает, что «человеческая игра - это такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми

вне условий непосредственной утилитарной деятельности"1. В этой же

работе дается и толкование понятия «игра»: «Игра, играть в русском языке

чрезвычайно многозначны. Слово «игра» употребляется в значении

развлечения, в переносном значении, например, «играть с огнем», и в

значении чего-то необычного - «игра природы» или случайного - «игра

судьбы»2.

Е. А. Покровский в своих работах об игре отмечал, что «в этот многообъемлющий круг, соответственно современным понятиям стало входить все, начиная от детской игры в солдатики• до трагического воспроизведения героев на сцене театра, - от детской игры на орехи до биржевой игры на червонцы...»"1.

Центральным вопросом теории игры является вопрос о се историческом происхождении. Этот вопрос был поставлен Г.В. Плехановым. «Игра есть дитя труда, который необходимо предшествует ей во времени», -указывал он4. Это положение является исходным для исторического понимания возникновения игры. Г.В. Плеханов считал, что игра возникает в ответ на потребность общества в подготовке подрастающих поколений к жизни в этом обществе.

Прежде всего, игра - порождение деятельности, посредством которой человек преобразует действительность, изменяет мир. Сущность игры заключается в том, что в ней важен не результат, а сам процесс, процесс переживаний, связанных с игровыми действиями. Она всегда предполагает элементы импровизации и творчества. Можно предположить, что колесо изобрели дети, играя, а уж потом взрослые приспособили его для телеги, потому что так просто изобрести колесо бессмысленно, а в игре это вполне естественно. Кроме творческого инстинкта, игра тренирует эмоции и вырабатывает ряд качеств, необходимых личности вне игрового поля. Она

учит выигрывать, напрягая всю силу воли и преодолевая конкуренцию,

причем настоящий игрок воспринимает выигрыш без злорадства и неприличного ликования. Игра же учит и проигрывать, не впадая в панику или отчаяние и не теряя веры в себя. Настоящий игрок не падает духом и сохраняет спокойствие в трудные моменты, а если переживает проигрыш, то делает это с достоинством и юмором. Настоящий игрок скорее проиграет, чем нарушит правила - в жизни это называется честностью и принципиальностью. Иными словами, игра это то, что так необходимо и для взрослых, и для детей, это неотъемлемая часть жизни. Она- сопровождает нас с детства до самой старости, дает выход чувству азарта и жажде соперничества. Игры, включая элементы творчества и импровизации, тренируют эмоции и вырабатывают ряд качеств, необходимых человеку в его обычной жизни.

С.Л. Рубинштейн в качестве исходной особенности, определяющей сущность игры, выделяет особенности ее мотивов. «Первое положение, определяющее сущность игры, состоит в том, что мотивы игры заключаются не в утилитарном эффекте и вещном результате, которые обычно дает данное действие в практическом неигровом плане, но и не в самой деятельности безотносительно к ее результату, а в многообразных переживаниях значимых для играющего сторон действительности. Мотивы игровой деятельности отражают более непосредственное отношение личности к окружающему, значимость тех или иных ее сторон переживается в игровой деятельности на основании более непосредственного отношения к их собственному внутреннему содержанию. В игровой деятельности отпадает возможное в практической деятельности людей расхождение между мотивом и прямой целью действия субъекта. Игре чужда корыстная казуистика опосредовании, в силу которой действие побуждается каким-нибудь побочным его результатом, вне прямого отношения к предмету, на который оно направлено. В игре совершаются лишь действия, цели которых значимы для индивида по их собственному внутреннему содержанию. В

этом основная особенность игровой деятельности и в этом ее основное очарование и лишь с очарованием высших форм творчества сравнимая прелесть»1.

Характеризуя игру, К.Левин указывает на ее основное динамическое свойство, заключающееся в том, что, ,е одной стороны, она имеет дело с явлениями, относящимися к уровню реальности в том смысле, что они доступны наблюдению посторонних лиц (в противоположность, например, дневным грезам). С другой - значительно меньше связана законами реальности, чем неигровое поведение. Поставленная в- игре цель и ее выполнение доставляют личности особое удовольствие". Шаг за шагом в нашей психологии выкристаллизовался подход к игре как к особому типу деятельности, воплощающему в себе его отношения с окружающей, прежде всего, социальной действительностью и имеющему специфическое содержание и строение - особый предмет и мотивы деятельности и особую систему действий.

У разных народов понятие «игра» имеет различную трактовку: у древних греков игра означала действие, свойственное детям, выражая главным образом то, что у нас принято называть ребячеством; у евреев игре соответствовало понятие о шутке и смехе; у римлян - радость, веселье; у немцев - легкое, плавное движение, похожее на качания маятника, доставляющее при этом большое удовольствие. Впоследствии на всех европейских языках словом «игра» стали обозначать обширный круг человеческих действий.

В современной научной литературе различным аспектам игры посвящено значительное количество работ.

В докторской диссертации Т.А. Апинян осуществлено целостное исследование игры, проведена типологизация игры на основе выявления ее различных модальностей и способов функционирования в культуре, что

позволило определить природу, специфику игровой деятельности и описать

основные функции игры: гедонистическую, коммуникативную,

стратегическую, адаптационную, креативную, компенсаторную,

оздоровительную. Выявлены существенные характеристики игры, что

создает теоретико-методологическую ,базу для общей теории, обоснован

научный статус игрологии как отрасли культурологического знания.

Педагогической теории игры и ее практическому применению в воспитании посвящены работы педагогов П.П. Блонского, А.С. Макаренко, А.В. Сухомлинского, а также ряда современных ученых: Ю.П. Азарова, А.В. Мудрика.

Различные педагогические теории игры рассматриваются в докторских диссертациях Р.И. Жуковской, А.С. Прутченкова, В.Г. Яковлева; в кандидатских диссертациях О.В. Авраменко, Т.С. Бибарцевой Н.А.Бойченко, Г.И.Григоренко, В.М.Григорьева, В.В. Демина, В.М.Захарова, А.М.Ивановой, Ф.В. Изотовой, А.А. Корбут, Г.А.Ляпиной, Э.В.Паничевой, И.М. Печерского, Л.И.Смагиной, А.И.Ткачеико, М.Г.Яновской. Для нашего исследования наибольший интерес представляют работы тех авторов, которые касаются проблемы игры в сфере досуга: В.П.

Барахсанова, Л.И.Козловской, Э.Г.Рыжик, Н.П.Сердюковой, Э.В.Соколова,

В.Д. Пономарева, Л.Х. Цеевой.1

Следует отметить, что значительное количество работ посвящены методике организации игровой деятельности детей и подростков и методике проведения игр для взрослых, связанных с их познавательной и творческой деятельностью, формированию и реализации игровой культуры личности. Ряд авторов указывают на воспитательное значение игровой деятельности для молодежи.

Мы видим, что в реальную жизнь человека игра входит по разным поводам и в разные моменты его биографии, начиная с того, что все люди, детство которых не исковеркано войной либо другими уродливыми социальными явлениями, вкусили сладость детских игр: в казаков-разбойников и дочки-матери. Выходя из детства, люди с играми, как правило, не расстаются. Взрослых интересуют игры салонные и спортивные. Игра, таким образом, может символизировать возрастную и социальную группы. Домино, как правило, игра пенсионеров, в преферанс играют преимущественно в домах отдыха и на пляжах, теннис считается престижной игрой. Приверженцы шахмат авансом получают репутацию людей интеллектуальных и серьезных, любители играть в очко, напротив, вызывают настороженность. Для того чтобы участвовать в игре, требуется, как правило, умение. Люди, достигшие высот в той или иной игре, пользуются признанием окружающих, восполняющим подчас неуспех в реальной сфере.

Для многих взрослых людей игра становится профессией. Мы знаем профессиональных футболистов, хоккеистов, спортивных тренеров, своеобразной игрой занимаются актеры, есть специалисты но военным

играм. Существует промышленность, выпускающая игровой инвентарь. В

настоящее время стало особой областью конструирование и производство

игральных автоматов, электронных и компьютерных игр. Есть еще область,

где взрослые соприкасаются с играми как с объектом профессиональной

деятельности - наука. В первую очередь это гуманитарные науки, в каждой

из них появились ветви, посвященные играм. Не чужды играм и другие

науки, например, математика. Так, теория вероятностей началась с решения

французским математиком Б. Паскалем некоторых задач, связанных с

азартными играми, в XX веке возникла математическая теория игр . Сами же

азартные игры породили профессию игрока (человека, зарабатывающего на

жизнь игрой), крупье в игорном доме, маркера в бильярдной,

профессиональных карточных шулеров.

Итак, игра наполняет жизнь каждого человека, в какую эпоху и в какой бы стране он не жил, и притом с младенчества до смерти.

Таким образом, сегодня о проблеме «игры» говорится очень много. Игру рассматривали как предысторию искусств, ее связывают с трудовой деятельностью и спортом, много говорится о роли игры в обучении, в последнее время много внимания уделяется имитационным управленческим играм, игровому моделированию. В сфере досуга игра рассматривалась как форма, как элемент в контексте досуговой программы и как самостоятельная игровая программа. В соответствии с этим существует и классификация игр.

Однако ни одно педагогическое исследование не выбрало своим объектом такой класс игр, как «коммерческие игры». Сегодня все еще существует стереотип отношения к подобным играм как к негативному, реакционному явлению. Не так давно в общественном мнении, в восприятии государственных чиновников и руководителей игорный бизнес ассоциировался чуть ли не с преступной деятельностью.

Однако сегодня все более очевидно, что игры этого класса становятся все более и более популярными. С появлением разнообразных игровых

1 автоматов, всевозможных развлекательных центров, казино, ряда

телевизионных программ, которые содержат элемент азартных,

коммерческих игр, то есть игр с денежным или материальным выигрышем,

все больше людей сегодня тянутся к подобному проведению досуга, и не

обращать на это внимание нельзя. Ведь азартные игры сегодня завоевывают

все большую популярность, казино стало неотъемлемой частью нашей

жизни. Поэтому игры этого класса должны занять свое место в деятельности

досуговых учреждений, и наша сегодняшняя задача - определить это место.

Ведь можно осуждать азарт, запрещать игры и не упоминать о них в книгах,

клеймить по телевидению, но все же около пресловутых «наперсточников»

будет толпиться народ. В конце концов, даже в шахматы играют на деньги.

Прямолинейное изгнание дьявола приводит к его появлению в другом

обличье. Должна быть разумная альтернатива. Для энергии азарта необходим

какой-либо менее вредный для общества выход, чем буйство на стадионе или

подпольная рулетка.

Коммерческие игры, имея свои особенности, служат удовлетворению определенных эмоционально-психологических потребностей. При этом игра выполняет как общие функции досуга, так и специфические. К последним можно отнести функции снятия психического напряжения, символическое приобщение человека к иным, чем его собственный, видам деятельности.

Первые организаторы казино работали в полулегальных условиях. Негативное отношение в обществе и государстве к коммерческим играм подтверждает и анализ существующей литературы по проблеме.

Но как удивительно меняется окружающий нас мир. Слова и понятия вчера еще мало известные, а порой даже запретные, сегодня становятся самыми обыденными. Новые экономические условия развития пашей страны изменили отношение и к игорному бизнесу. В Москве сегодня насчитывается около 170 казино, возникают игорные заведения не только в областных центрах, но и городах районного подчинения. Появилось объединение

профессиональных организаторов игорного бизнеса - Московская ассоциация деятелей игорного бизнеса.

Таким образом, хотим мы того или нет, игорный бизнес вошел в нашу жизнь, и наша страна пытается на равных встать в один ряд с цивилизованными государствами в индустрии развлечений. Поэтому именно сегодня необходимо думать о завтрашнем дне, о том, как игорный бизнес в России будет развиваться в дальнейшем. Основа успеха в любом деле - это его динамика, постоянное и неуклонное развитие. Игорный бизнес в этом плане не исключение. Для того чтобы внести в него качественные изменения, необходимо, прежде всего, поднять профессиональную и культурную «планку» организации игорного бизнеса. И это касается не только работников, но и игроков - людей, которые приходят в казино и клубы не выигрывать миллионы, а провести время, отдохнуть, отвлечься от повседневности.

Необходимость исследования условий возникновения потребности человека в самореализации через участие в коммерческих играх; а таюке факторов, влияющих на формирование мотивов включения человека в эти игрь1,определилапедагогическую направленность данного исследования.

Цель исследования - разработать социально-культурные технологии, обеспечивающие функционирование культурно-развлекательного центра и педагогическую регуляцию интереса молодежи к коммерческим играм. Цель определяет следующие задачи исследования:

® определить этапы становления и развития коммерческих игр,

© выявить социально-психологические основания участия личности в коммерческих играх,

дать характеристику и классификацию коммерческих игр,

© разработать социально-культурные технологии, обеспечивающие педагогически обоснованную систему функционирования культурного развлекательного центра для педагогической регуляции интереса молодежи к коммерческим играм.

Учитывая актуальность и недостаточную разработанность темы,

объектом исследования являютсІГкоммерческих игр в возрасте от 15 до 30

лет.

Предметом исследования избраны технологии использования коммерческих игр в досуговой деятельности личности.

На основании теоретического анализа литературы по исследуемой проблеме, изучения практики, результатов проведенного исследования была сформулирована следующая гипотеза.

Процесс участия человека в коммерческих играх, как одном из видов игровой деятельности, сегодня осуществляется спонтанно. Никто и никак не управляет этим процессом. Более того, условия коммерциализации сферы создают благоприятную почву для включения молодого человека в систему коммерческих игр и азартных развлечений. Для педагогической регуляции интереса молодежи к ним необходимо создание благоприятных условий, учитывающих как возрастные особенности и личностные мотивы, так и многообразие содержания и форм коммерческих игр. Предоставить такие условия может разработка социально-культурных технологий, обеспечивающих функционирование культурно-развлекательного центра и позволяющих регулировать интерес молодежи к коммерческим играм, стимулировать социально-значимые личностные мотивы включения молодежи в игровую деятельность. При этом государственное управление и работа в них высококвалифицированных профессионалов расширяет возможности реализации игровых интересов общества.

Методологической основой настоящего исследования явились положения крупнейших философов, психологов, педагогов об игре как важной стороне жизнедеятельности человека.

В определении теоретических позиций существенную роль сыграли работы, посвященные вопросам: психологии игры человека (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, К.Левин); культурологическим аспектам игры (И.Хейзинги,

Р. Кайуа, T.A. Апинян), различным аспектам игровой деятельности (Ю.П.

Азаров, А.Д. Жарков, В.А. Разумный, Ю.А. Стрельцов и другие).

Источниками специальной информации стали справочная литература, ряд исторических документов, публикации в периодических изданиях, анализ художественной, популярной и справочно-методической литературы. Важным источником сведений по проблеме стала поисково-исследовательская работа автора.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: педагогическое наблюдение, в том числе включенное, в целях получения общей картины организации игровой деятельности молодежи; беседы с работниками досуговых учреждений, а также владельцами и работниками игорных заведений; устные и письменные экспресс-опросы; анкетирование посетителей досуговых учреждений и игорных заведений; изучение и анализ литературы (исторической, художественной, справочной). На этапе апробации разработанных социально-культурных технологий был проведен педагогический эксперимент.

Исследование проводилось на базе культурно-досуговых учреждений и игорных заведений г. Смоленска и г. Ярцево Смоленской области.

На первом этапе был проведен теоретический анализ проблемы, разработаны программа и методика исследования, определены основные положения, цель, задачи и рабочая гипотеза.

Второй этап состоял в проведении опытно-экспериментальной работы, целью которой было выявить уровень информированности людей и их отношение к проблеме коммерческих игр, а также изучении возмолшости использования элементов этих игр в досуговой практике. На данном этапе был реализован цикл специально разработанных культурно-досуговых программ. После каждого мероприятия проводился опрос аудитории с целью выяснить степень удовлетворенности организацией программы.

На третьем этапе были проведены контрольные опросы с целью определить, как изменился уровень информированности людей, их

отношение к данной проблеме за прошедшее время и выявить тенденции

развития игорного бизнеса в России. Осуществлен анализ данных,

полученных в результате опытно-экспериментальной работы, обобщены

результаты, сформулированы выводы исследования, подготовлены к

опубликованию научно-методические рекомендации по его использованию.

Научная новизна исследования заключается в многоаспектном изучении проблемы, которая ранее не была предметом самостоятельного исследования. Предпринята попытка проследить эволюцию коммерческих и азартных игр с момента их появления до становления игорного бизнеса, как части индустрии досуга на примере, западных стран и России. В результате:

© уточнены и конкретизированы понятия «коммерческие игры», «игры шанса», «азартные игры» и осуществлена их классификация,

© определены и охарактеризованы исторические этапы зарождения, и развития коммерческих игр, сделана попытка прогнозирования путей дальнейшего развития коммерческих игр в России,

© выявлены социально-психологические условия включения человека в коммерческие игры,

© разработаны и апробированы социально-культурные технологии, обеспечивающие педагогически обоснованную систему функционирования культурного развлекательного центра, идея которого заключается в регуляции интереса молодежи к азартным развлечениям, получившим широкое распространение в настоящее время.

Практическая значимость заключается в возможности использования материалов диссертации для совершенствования деятельности досуговых учреждений в рыночных условиях, а также при организации деятельности таких новых типов досуговых учреждений, как развлекательные центры, игровые залы и т.п. Они способствуют повышению организационно-методических основ при реализации всеобщей потребности человека в познание реалий жизни через игровую модель, в организации развлечений в практической деятельности досуговых учреждений. Данное исследование

дает возможность его использования в преподавании ряда вузовских курсов,

на курсах повышения квалификации и переподготовки специалистов

социально-культурной сферы. Материалы исследования позволяют

совершенно по-новому организовать досуговую деятельность, опираясь на

природную потребность человека в поиске нового, неожиданного, а его

желании к необычным ощущениям; стимулировать деятельность

существующих досуговых объектов путем расширения сферы их

деятельности за счет использования пока нетрадиционных форм досуга;

обеспечить максимальное удовлетворение досуговых интересов различных

слоев населения.

Апробация результатов исследования. Основные положения

диссертации раскрывались в выступлениях автора и были предметом

обсуждения на научно-практических и научно-теоретических конференциях:

«Региональные особенности и специфика народной культуры Смоленщины»

(Смоленск, 1993 г.), «Социально-культурная деятельность в сфере досуга:

история и современность» (Москва, 1994 г.), «Культура России на рубеже

столетий» (Москва, 1996 г.), «Культура и образование: проблемы и

перспективы развития» (Смоленск, 1997-99 г.г.). Опыт диссертантки

рассматривался на Летней сессии Методологического университета,

организованной Московским общественным научным фондом, а также на

научно-практических конференциях преподавателей и студентов

Смоленского колледжа культуры и искусств и Смоленского

государственного института искусств. Прочитаны лекции на курсах

повышения квалификации при Комитете образования г. Москвы и на

факультете дополнительного профессионального образования Московского

государственного университета культуры. Материалы исследования

использованы в учебном процессе Смоленского колледжа культуры и

искусств и Смоленского института искусств при подготовке менеджеров

социально-культурной сферы, в преподавании курсов «Социально культурная деятельность», «Организация и методика игровой деятельности»,

при написании курсовых и дипломных работ.

По материалам диссертации опубликованы следующие работы:

1. Элемент азарта в игровой деятельности. //Социокультурная деятельность в сфере досуга: история и современность: Материалы студенческой научно-практической конференции МГУК, 18 мая 1996 г. М., 1996. С. 38-41

2. Азартные игры в России: исторический аспект. // Культура на рубеже столетий: Тезисы докладов международной научно-практической конференции Москва 22-23февраля1996 /МГУК. - М,, 1996. - Вып.2. - С. 127-129.

3. Народная игра основа формирования игровой культуры личности. //Культура и образование: проблемы, перспективы развития: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (Смоленск, 16-17 декабря 1997 г) - Смоленск: СГИИ, 1997. - Ч. 2. - С. 86-89

4.Традиции игровой культуры. - Смоленск: СГИИ, 1998. - 20 стр.

5. Игры современного российского общества. //Культура и образование: проблемы, перспективы развития. Материалы международной научно-практической конференции (Смоленск, 17-18 декабря 1998 г.) - Смоленск: СГИИ, 1998.-С. 131-134.

б.Игорный бизнес: Учебные планы...//Инновационная образовательная деятельность по переподготовке специалистов социально-культурной сферы (1999- 2001 г.г.): Программа. 4.2. - Содержание образовательных модулей -М., 1998.-С.147-156.

7. Воспитательно-познавательные возможности игрового общения // Общечеловеческие ценности и профессиональное становление личности. Материалы международной научно-практической конференции молодых ученных (Смоленск, 30-31 марта 1999 г.) - Смоленск: СГИИ, 1999. - с. 163-167.

Положения, выносимые на защиту:

• наличие коммерческих игр на протяжении всей истории существования человеческих цивилизаций свидетельствует о наличии в человеке стремления к самореализации через игровую модель;

•. интерес к коммерческим играм и мотивы участия в них, формирующиеся у человека в процессе социально-культурной практики,

а

отвечают его потребности в азарте ожидания непредвиденных игровых ситуаций, необходимости эмоциональной разрядки, самоутверждении;

• учет разнообразия социально-психологического воздействия коммерческих™ личность при условии регуляции интереса молодежи к ним позволяет использовать их возможности в досуговой практике;

• рациональное сочетание развлекательно-коммерческой деятельности с социально-значимой ведет к совершенствованию деятельности и повышению престижа существующей государственной инфраструктуры досуга.

Структура диссертации продиктована логикой развития темы в соответствии с целью и задачами исследования и включает введение, две главы, список литературы, приложение.

Становление развитие коммерческих игр в истории мировой цивилизации

История коммерческих игр берет свое начало еще из древнегреческой мифологии. Запечатленная в глиняных табличках, свитках, рисунках, иероглифах, она свидетельствует, что имеет право на жизнь и присуща всем человеческим цивилизациям со времен фараонов, империй, династий вплоть до наших дней. Наличие в устном и художественном творчестве народов таких понятий как «случай» и «игра» свидетельствует о том, что корни коммерческих игр необходимо искать в особенностях становления и развития азартных игр.

Назвать дату появления азартных игр невозможно, так как «азарт» -это явление психологического порядка, и хронологически достоверно установить, когда наши предки обнаружили его существование, невозможно. Лишь сопоставляя отдельные хронологические факты и находки археологов, можно делать определенные предположения. Так, ряд находок, хранящихся в Британском музее, убедительно свидетельствует о существовании азартных ? игр в Древнем Египте задолго до строительства пирамиды Хеопса. К этим находкам можно отнести игральные кости из слоновьего бивня, датирующиеся 1573 годом до нашей эры, фреску, изображающую двух египтян за игрой в «атеп», которая основана на принципе чисто случайных совпадений: два игрока стоят спиной друг к другу, один показывает определенное число, а второй пытается его угадать. Судья, стоящий рядом с игроками, ведет счет и следит, чтобы отгадывающий не подглядывал.1 В древнегреческой мифологии можно найти и подтверждение тому, что греческие боги Зевс и Посейдон увлекались игрой в камни.2 Знаменитый древнегреческий слепой Гомер в своей «Одиссее» так описывает гошси на колесницах: «Первые в беге себя испытали они, устремившись с места того, на котором стояли, пустилися разом, пыль поднимая...».1 Среди греческих мифов мы находим и легенду о том, что после победы над титанами Зевс со своими братьями Посейдоном и Аидом, став властителями Вселенной, бросили жребий, чтобы решить, кому достанется та или иная ее часть: Зевс выиграл Олимп, Посейдон - морские глубины, Аид - подземный мир.

В древнегреческой мифологии есть и предание, объясняющее происхождение азартных игр. «Однажды Тихо (богиня судьбы) прогуливалась в тенистых рощах Олимпа, и Зевс соблазнил ее. От этого союза родилась девочка, необычное дитя, находившая удовольствие исключительно в придумывании различных игр, где исход решал только случай. Ее звали Фортуна - богиня счастья, удачи, случая». Из глубины веков дошла до нас и греческая ваза, на которой изображены Аякс и Ахилл, играющие в кости. Древнегреческий историк Геродот сообщает, что в карты играли в Мидии в V111 -VI1 веках до. нашей эры.

История Рима также пестрит бесчисленными упоминаниями об азартных пристрастиях римской знати. Император Клавдий был одержим игрой в кости, Юлий Цезарь и Марк Антоний прославились не только как могущественные консулы, но и как заядлые игроки, также посвящавшие свой досуг играм в кости, астрагал, петушиным боям и конским ристалищам.

Рим, основанный в 735 году до нашей эры, являлся средоточием различных этрусских традиций и обычаев, заимствованных завоевателями у побежденного народа. Среди культурного наследия прежних властителей полуострова особенно выделялась страсть этруссков к азартным играм. Римляне переняли у своих предшественников игральные кости кубической формы, понятие лотереи как общественного способа получения призов и подарков во время торжеств, игру в орлянку и трик-трак. Самозабвенно предаваясь азарту, римляне в то же время публично его клеймили как недостойный гражданина порок. И официально игры были разрешены лишь во время Сатурналий, ежегодных праздников в честь бога Сатурна.. Пример подавали такие правители, как Август, Калигула, Клавдий, Нерон. На аренах римских цирков устраивались грандиозные спектакли, где центральное место отводилось скачкам. Ставки на фаворитов-наездников и их знаменитых скакунов сыпались дождем. В ход шли серебро, рабы, женщины и даже фамильная честь древних патрицианских родов. К этому же периоду относится и первое упоминание о лотереях, но в форме гадания и ворожбы.

Эта разновидность азартной игры была известна еще на заре цивилизации. Китай считают родиной карт, где бумажные деньги служили не только для взаимных расчетов, но и для азартных игр. Однако в классических образцах китайской литературы, датируемых 300 годом до нашей эры, встречаются ссылки на «вей-чи», сложную игру с сотнями фигур. «Вей-чи» можно считать прародителем шахмат. Изобретение данной игры приписывают древнекитайскому императору Яо, правившему в 2300 году до нашей эры. Игра предназначалась для его сына, чтобы он мог совершенствовать свой ум и свои полководческие таланты. В «вей-чи» практически нет места случайности, так как победа зависит исключительно от мастерства игроков, но зрители традиционно делали ставки на исход поединка. И древнекитайская литература содержит ряд ссылок на подлинные исторические факты, когда из двух законных претендентов на высокие государственные должности заветное место получал именно победитель. Таким образом, факты свидетельствуют о наличии азартных состязаний, игр и развлечений в культуре практически каждого народа. Устные традиции, рисунки, иероглифы - все, чем человек пользовался для передачи накопленного опыта своим потомкам, содержат такие понятия, как «случай» и «игра».

С развитием человечества азартные игры продолжали совершенствоваться, видоизменяться и распространяться. Можно считать, что в период с первого по пятый век нашей эры увлеченность разнообразными играми била велика вопреки запретам и наказаниям. Так, история Британии свидетельствует, что после захвата ее римлянами, англосаксами, скандинавами и норманнами (каждый из этих народов был печально известен в Европе в качестве заядлых игроков), азартные игры захватили пальму первенства среди всех остальных форм досуга коренного населения острова. Британцы окунулись с головой в водоворот азарта, отдавая ему последние крохи своего времени. Дело дошло до того, что был принят указ, по которому деньги, поставленные на кон за последние 24, часа изымались в казну, плюс сто шиллингов в пользу церкви. В довершение наказания осужденных раздевали донага и секли кнутом. Естественно, что по этому указу королю и его приближенным разрешалось увеселять себя азартными играми. Эти события происходили во времена крестового похода 1190 года1.

Приблизительно к XIV столетию в.. истории азартных игр произошло очередное примечательное событие. В Европе появились игральные карты, привезенные в Испанию участниками крестовых походов. Первое упоминание о карточной игре в Европе, дошедшее до наших дней, относится к 1379 году2. Правда, по другим источникам это событие датируется 1392 годом3.

Мотивы участия личности в коммерческих играх

Наше обращение к истории коммерческих игр обусловлено не только желанием знать досуговые традиции общества в прошлом, но и стремлением рассмотреть те его закономерности, которые мало в чем изменились в психофизиологическом восприятии и ныне. Игровая деятельность создает особый мир для человека, в который он уходит от «ненасытной обыденности». Коммерческие игры и азартные развлечения при столь полярном отношении к ним остаются неотъемлемым элементом времяпрепровождения человека.

Почему люди играют в азартные игры? Что заставляет их делать ставки и затем с трепетом ожидать исхода, ведь каких-либо доказательств того, что азарт и стремление к риску заложены в самой природе человека, нет?

Справочная литература трактует данные понятия следующим образом: «Азарт - сильное возбуждение, задор, увлечение. Азартный -увлекающийся страстный». «Азарт - сильное увлечение, задор, запальчивость».2

В Большой советской энциклопедии указывается, что слово «азарт» происходит от французского hasard - случай, риск; арабского - as-saxar -игральная кость; испанского azar - игра в кости и объясняет его как увлечение, задор, запальчивость, излишняя горячность.3

Как мы видим «азарт» неоднозначен сам по себе, и его необходимо рассматривать по отношению к чему-либо. Его можно отнести и к увлекающемуся человеку - азартно спорить, работать с азартом и к человеку несдержанному, запальчивому, увлекающемуся риском.

Медицина утверждает, что азарт, дух соревновательности, стремление к достижению результата, цели вырабатывает адреналин в крови, активизирует жизненно важные обменные процессы и тем. -самым положительно влияет на здоровье.

Очень, важно, в какое русло направить азарт человека, ведь в основе лежит целый комплекс психологических мотивов. Люди, побуждаемые корыстными мотивами способны сделать его категорией Зла, в противоположном случае - категорией Добра.

Отношение к проблеме азарта вообще и азартных игр в частности, как мы уже отмечали, всегда было полярным. Вот как об этом пишет М. Осоргин в своих рассказах.

«Азарт ... и все в негодовании. Говорят, большая страсть -снижение человеческого достоинства. Ну, конечно! Горящие глаза, забвение человеческого, близость к зверю. Азарт человека возносит к небу, близит е богами. Среди азартных, т.е. настоящих, нет трусов и ловкачей, нет злодеев и очень много людей безбрежной щедрости и минутной (всегда минутной) высочайшей душевной красоты. Эти люди умеют и смеют дарить широким жестом, счастливить, любить всем сердцем»1.

Всюду коммерция и жульничество, и все полны азарта выиграть любыми способами. Но в данном случае точнее было бы сказать "все полны жажды наживы". Азарт - это игра. Любой человек, даже самый не азартный, за редішм исключением, любит игры, процесс игры. Людям нравится каждый раз как бы состязаться с судьбой. Интригуюпгие сети азарта увлекают все больше людей, но большинство играют не только и не столько ради приза -ради интереса.

Бурное развитие индустрии азартных развлечений в России в настоящее время требует к себе пристального внимания и всестороннего изучения всех ее сфер, сторон и аспектов. Невольно встает ряд вопросов. Что послужило бурному росту игорных заведений? Какие слои населения посещают эти заведения? Что служит мотивом принятия участия в игровом процессе,, мотивом посещения тех или иных игорных заведений? Каково отношений людей к азартным играм, к их легализации или запрету? Какие из азартных развлечений преобладают, чему отдается предпочтение? Каков возраст играющих? Где предпочтительнее реализовать изначальный и извечный интерес человека к игре? Рассмотрим отношение простых людей, владельцев и работников игорных заведений и их посетителей к этому далеко не полному перечню вопросов.

Возникает необходимость в изучении данной проблемы не столько в глобальном плане, сколько на местном, региональном уровне. Этому и призвана послужить представленная ниже опытно-экспериментальная работа по исследованию пока не очень привьгтяых для нас форм проведения досуга.

Отказ от стереотипов, поиск новых форм организации досуга в настоящее время гфинципиален не только в теоретическом, но и практическом плане. Изменение экономических условий, коммерциализация многих сторон жизни на современном этапе, в том числе и сферы досуга, способствовали этому.

Обращаясь к проблеме игр, азарта и азартных развлечений, прослеживая периоды их развития в мировой истории, и в частности в России, нельзя не отметить, что хотим мы того или нет, но игорный бизнес вошел уже в нашу жизнь. Поэтому Россия, пытаясь встать на равных в один ряд с другими цивилизованными государствами в индустрии развлечений, должна думать о завтрашнем дне, о- том, как будет развиваться индустрия развлечений в дальнейшем.

Таким образом, целью проводимой опытно-экспериментальной работы являются определение, выявление и анализ различных мнений по поводу проблем, которые в настоящее время ставит социокультурная ситуация, изучение возможностей использования азартных развлечений в практике досуговых учреждений.

Для изучения современного состояния проблемы, национальных особенностей становления и перспектив дальнейшего развития азартных развлечений в России была проведена опытно-экспериментальная работа. Она проходила в естественных условиях. Местом проведения стал г. Смоленск и г. Ярцево Смоленской области. В исследовании приняли участие: посетители казино г. Смоленска и г. Ярцево Смоленской области, посетители досуговых мероприятий в учреждениях культуры города, сами владельцы и работники игорных заведений, а также практические работники досуговых учреждений, которые могли бы в перспективе открыть на своей базе казино, и просто прохожие. Работа проходила в несколько этапов.

Первый этап можно назвать констатирующим. Его целью было выявить уровень информированности людей и их отношение к проблеме. На этом этапе в 1994 году на пять вопросов экспресс-анкеты ответило в общей сложности 255 человек. Из них 20 человек - это практические работники досуговои сферы, по 100 человек представляют посетителей досуговых учреждений и просто прохожих на улице. " В экспресс-анкете были предложены следующие вопросы: 1. "Что такое азартные игры?" , 2. "Какие азартные игры Вы знаете?" 3. "Посещаете ли Вы казино?" 4. "Как Вы думаете, что приводит людей в казино?" 5. "Нужны ли азартные игры сегодня, может, их полностью запретить?"

Технологии коммерческих игр используемых в досуговой деятельности личности

В научной литературе нет единства в оценке современной социокультурной ситуации. Однако можно констатировать единство мнения ученых и практиков о том, что в настоящее время динамика изменений повой социальной реальности требует адекватных действий, формирующих и реализующих культурную политику. Регулирование социально-культурных процессов возможно лишь при учете динамичности новых тенденций. Смена экономических ориентиров и ценностей, произошедшая сегодня, выявила и обнаружила ряд проблем в сфере досуга. С коммерциализацией этой сферы мы становимся свидетелями нарождающейся в нашей стране индустрии развлечений, которая всегда существовала и существует в развитых странах. И как составная часть этой индустрии в России стал развиваться игорный бизнес. Открытие границ привело к широкому распространению не очень привычных для нас форм проведения досуга. Игровые залы, ночные клубы, казино стали расти как грибы. Россия испытала бум коммерческих игр и азартных развлечений, как, впрочем, и другие страны. Однако, как уже говорилось выше, наше государство не имеет вековых традиций официального разрешения таких развлечений, как большинство западных стран, хотя этот вид развлечений, как показывает история, всегда был довольно популярен в народе.

Результаты проведенного нами исследования подтверждают, что желание человека реализовать свою природную потребность в поиске новых и неожиданных ощущений через игровую деятельность очевидно и в настоящее время. Сегодня эта потребность может быть реализована не только в бытовых условиях, но и в условиях нарождающейся индустрии развлечений.

Проведенные экспериментальные мероприятия- с использованием элементов азартных игр, активное участие в них аудитории продемонстрировали возможность их использования в практике досуговых учреждений. В связи с эти возникает необходимость выделить приоритеты в их использовании, следовательно, определить сущность понятия «азартная игра» и охарактеризовать ее функции и технологии.

Азартная игра, обладая- внутренней энергетикой, заключает в. себе притягательную силу, требующую от человека целостного сплава его физических, эмоциональных и интеллектуальных качеств. Задор и увлеченность характерны для играющих в любом возрасте и в любые игры - будь то лапта или карты. Очень трудно увидеть на футбольном матче спокойного и хладнокровного болельщика, о них обычно говорят: «азартный болельпгик». Можно услышать и выражение «азартный игрок». Так что же такое азартные игры? Согласно законам многих стран, к азартным играм причисляются такие, где элемент случайности перевешивает умение и навык. И с этой точки зрения шахматы никогда не будут считаться игрой азартной. В Большой советской энггдклопедии есть трактовка понятия «азарт». Однако термин «азартные игры там не встречается.] Понятие об азартных играх мы встречаем в классификации Роже Кай-уа, французского социолога, долгое время работающего в ЮНЕСКО. Он, опираясь на фундаментальные труды И. Хейзинги, автора книги «Гомо лю-денс», капитальной работы об играх, опубликованной в 1938, году разделяет все игры на четыре категории: alea - от латинского слова, обозначающего случайность1. Именно эта категория включает в себя азартные и лотерейные игры. В мире не так уж много игр, которые полностью лишены элементов лотереи. Азартный игрок любую, даже самую благородную игру может превратить в азартную, играя на деньги.

«Словарь русского языка» СМ. Ожегова трактует азартные игры как игры, в которых выигрыш зависит от случая, случайного расклада карт2. «Азартные картежные игры» - случайные, роковые, противопоставляются коммерческим, расчетливьш, зависящим от умения», - так говорит об азартных играх «Толковый словарь» В. Даля.3 Гэмблинг (англ.) - азартная игра, происходит от англосаксонского «гагамениан», соответствующего понятию «спор» или игра в широком смысле слова4. Что же сегодня можно отнести к азартным играм? Анализ литературы и материалов социологических опросов показывает, что азартными играми являются те, в которые играют на деньги, то есть, предполагается материальная выгода. Но сегодня на деньги играют в рулетку, бильярд, покер, преферанс; известны различные лотереи, и даже в телевизионном клубе «Что, где, когда?» тоже играют на деньги. И это далеко не полный перечень развлечений подобного типа. Но между этими играми нельзя ставить знак равенства. Если вернуться к определению азартных игр, которое дает С. И. Ожегов, - «игры, в которых выигрыш зависит от случая» - то это рулетка, различные лотереи, игральные автоматы и т.п., то есть азартные игры, в которых больше азарта, чем самой игры. При слишком серьезном отношении и сильном увлечении ими они приносят, безусловно, вред играющим, кроме, конечно, тех, кто профессионально выигрывает.

Содержание деятельности культурно-развлекательного центра

Сегодня в ряд важнейших задач по обновлению содержания и форм развития культуры, поиску новых концепций развития досуговой сферы выдвинулась проблема изучения контркультурных форм проведения досуга, которые в отличие от официоза насыщены игровыми элементами, и использования их в социально-культурной сфере.

В современных условиях идет резкая диффирмпциация досуговых потребностей. Наряду с традиционными и привычными все более широкое распространение получают различные дорогостоящие формы проведения досуга. Повсеместное распространение разнообразных ночных клубов, баров, казино и игровых залов лишний раз это подтверждает. С поляризацией досуговых потребностей мы четко видим выделение в социально-культурной сфере двух направлений деятельности: - развитие культуры, сохранение народных обычаев, традиций, досуг детей и т.п., то, что в лучшем случае окупает себя, а вообще - то это сфера деятельности государства, меценатов, спонсоров; - так называемая индустрия развлечений (находящаяся у нас в стране в стадии становления), в том числе и игорный бизнес, в деятельности которого широко используются коммерческие игры. Здесь можно за рабатывать деньги и за их счет развивать деятельность первого направления. Об этом говорит и история развития известнейших игорных домов и некоторых возникших сегодня в России казино. В настоящее время большинство досуговых учреждений, особенно 3-5 группы, содержатся довольно скудно, и существовать Дома культуры на бюджетные средства не могут, им нужны фирмы-партнеры, которые финансово бы их поддержали. Организация различных дорогостоящих форм проведения досуга для состоятельных людей дает возможность получать дополнительные средства для дотирования социально-значимых мероприятий. Однако нельзя, чтобы перераспределение средств или отсутствие таковых зависели от желания отдельных личностей.

Как уже отмечалось выше, частное предпринимательство в индустрии развлечений оказывается изначально по своей сути наиболее криминализированным и бесконтрольным, начиная с "отмывания" денег, нажитых нечестным путем, сокрытия доходов, неплатежей налогов, "крышей", сомнительных действий и круга лиц. Государственный, подверженный общественному контролю вариант развития мог бы казаться наиболее приемлемым. Однако в силу невозможности оперативно отслеживать веяния времени, широкий круг игровых интересов граждан и соответственно быстро перестраиваться, шагая в ногу со временем, отсутствия квалифицированных кадров и, главное, финансов, он в настоящее время не может быть приемлемым в чистом виде. Данная ситуация выдвигает на первый план как вопросы подготовки вьісокоісвалифицированньїх специалистов для этой сферы, которым необходимо уметь ориентироваться в динамично меняющейся обстановке, уметь найти правильные ориентиры, так и вопросы организационно-методического порядка.

Проведенная опытно-экспериментальная работа подтвердила, что в современной социокультурной ситуации азартные игры и развлечения, с ними связанные, остаются по-прежнему популярными, несмотря ни на какие социально-экономические потрясения. С широким распространением разнообразных игровых автоматов, всевозможных развлекательных центров, казино, бильярдных, ряда телевизионных программ, которые содержат элементы азартных, коммерческих игр, то есть игр с денежным или материальным выигрышем, все больше людей сегодня тянутся к подобному проведению досуга, и не обращать на это внимание нельзя. Казино стало неотъемлемой частью нашей жизни. Исторический же опыт, как России, так и ряда зарубежных стран, показывает, что интерес к азартным играм может возрастать, может уменьшаться, но увлечение ими не гфоходит никогда. Опыт же ряда западных стран (например, Германии) показывает возможность за счет игорного бизнеса поддержать развитие культуры. Следовательно, встает вопрос о том, что игры этого класса должны занять свое место в деятельности досуговых учреждений, и наша сегодняшняя задача - определить это место.

Опираясь на полученные в ходе опытно-экспериментальной работы данные, приведенные вьпле, можно сделать вывод, что все больше людей сегодня рассматривают различные игорные заведения как место для отдыха и развлечений. Желающих посещать их не становится меньше, даже в наше сложное в экономическом плане время. Условия рынка, в которых приходится работать в настоящее время досуговым учреждениям, диктуют свои законы - раз есть потребность, ее необходимо удовлетворять, то есть, на наш взгляд, назрела необходимость создания нового типа досуговых учреждений.

Естественно, что сегодня нельзя говорить о полном отсутствии институтов подобного рода. Однако все они находятся в частных руках, следовательно, вся эта сфера очень криминализирована. По количеству разнообразных игорных заведений Россия давно опередила Европу, однако, о высоком качестве обслуживания говорить трудно. Эта ситуация связана с тем, что первые организаторы казино работали практически в полулегальных условиях и с негативным отношением к азартным играм в обществе и государстве. Ведь лишь новые экономические условия развития нашей страны изменили отношения к игорному бизнесу. Но самым главным, на наш взгляд, является отсутствие в России исторических традиций существования официально разрешенных игорных заведений. Именно это накладывает отпечаток на профессиональный и культурный уровень их организации. И это касается не только работников, но и игроков - людей, которые приходят в казино и клубы не выигрывать миллионы, а провести время, отдохнуть, отвлечься от повседневности.

Похожие диссертации на Педагогическая регуляция интереса молодежи к коммерческим играм