Введение к работе
Актуальность исследования. Всесторонняя поддержка самореализации личности обозначена в качестве одной из стратегических целей государственных концепций и целевых программ, направленных на развитие культурного потенциала населения. Ряд основополагающих документов в области национального развития, культуры и образования, социальной и молодежной политики, таких как «Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы», «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года», «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» подчеркивают необходимость формирования условий максимально возможной самореализации населения в социально значимых видах деятельности и признают приоритетную роль культуры в развитии и самореализации личности.
В качестве одного из механизмов стимулирования населения к самореализации государственные структуры рассматривают совершенствование системы социально-культурной деятельности, организацию досуга и массового художественного воспитания. Стремление к самореализации личности в процессе любительской творческой деятельности предполагает развитие субъектности, осознание человеком своего места в макросреде общественных отношений в целом и творческой среде любительского коллектива в частности.
Любительское гитарное музицирование представляет собой вид творческой деятельности, непосредственно связанной с самореализацией личности. В ходе исторического развития во многих странах мира он приобрел массовый характер, сформировалась разветвленная структура международных объединений, интегрирующих многочисленные сообщества любителей. Особое распространение в России гитарное музицирование получило с конца 50-х гг. XX в., вместе с развитием молодежного туристического досуга и появлением клубов авторской песни. До сих пор данный вид любительской музыкальной деятельности остается актуальным и занимает ведущие позиции в досуговой сфере.
Проблематика изучения самореализации личности в процессе любительского гитарного музицирования находится в центре интересов научной общественности, о чем свидетельствуют материалы прошедших за последние пять лет научно-практических конференций разного уровня в Москве, Санкт-Петербурге, Омске, Праге, Тамбове, Самаре и других городах. Социологические, психологические и педагогические аспекты самореализации личности в условиях любительских объединений рассматриваются в недавно изданных монографиях М.С. Бережной, А. А. Дерка, Р.А. Зобова, В.Н. Келасьева, В.В. Одинцова и др.
Вместе с тем, организационно-педагогические подходы к самореализации личности в процессе любительского гитарного музицирования нуждаются в особом научном осмыслении, ориентированном на оптимизацию учебно-воспитательного процесса в профильных досуговых объединениях.
Степень разработанности проблемы. Данному вопросу посвящены многочисленные исследования (А.Г. Асмолов, Г.А. Берулава, Л.M. Митина, А.Б. Орлов, А.Р. Фонарев и др.). Их анализ позволяет выделить один из основополагающих принципов психологического сопровождения организации образовательного процесса – принцип личностного развития. Социально-философский анализ предмета исследования осуществляется с опорой на базовые понятия, концепции и выводы, представленные в научных трудах отечественных и зарубежных философов, политологов, социологов, культурологов, психологов (Л.M. Баткин, Г.С. Батищев, Л.П. Буева, Г.П. Выжлецов, В.В. Давыдов, О.Г. Дробницкий, А.Г. Здравомыслов, Р.А. Зобов, Э.В. Ильенков, А.К. Исаев, В.Н. Келасьев, В.Е. Кемеров, JI.H. Коган, И.С. Кон, T.A. Коростылева, В.А. Кувакин, Ю.Н. Кулюткин, А.Ф. Лосев, А.Г. Москаленко, Н.В. Мотрошилова, Н.С. Розов, В.Н. Сагатовский, Г.С. Сухобская, В.П. Тугаринов, И.Т. Фролов и др.).
Важное значение имеют работы в области теории социально-культурной деятельности, позволяющие выявить особенности самореализации личности (М.А. Ариарский, Т.И. Бакланова, И.В. Бестужев-Лада, А.Ю. Бутов, Р.С. Гарифуллина, Е.И. Григорьева, М.И. Долженкова, М.Е. Дуранов, А.Д. Жарков, А.С. Каргин, Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников, В.Е. Новаторов, Л.Ю. Сироткин, В.В. Туев, Н.Н. Ярошенко В.С. Цукерман и др.).
Анализ научной литературы по проблематике показал, что специальных исследований самореализации личности в области любительского гитарного музицирования не было проведено. В то же время широко исследуется проблема и особенности процессов самореализации личности в деятельности молодежных и детских объединений в работах Г.М. Ващенко, Н.А. Козловой, М.И. Рожкова, Е.Н. Сорочинской, Г.К. Чернявской.
Вопросы самореализации личности в условиях образовательных учреждений рассматриваются в исследованиях Ф.У. Базаевой, О.А. Блощинского, О.А. Блоха, А.А. Борисовой, Е.В. Гущиной, Л.Х. Жаппуевой, С.А. Иванова, А.К. Киселева, А.Н. Кузнецовой, И.В. Кулагиной, А.С. Петелина, А.И. Прядкиной, С.Ю. Свешникова, Е.Д. Тарадай. Педагогические условия самореализации личности в учреждениях дополнительного образования и культурно-досуговой деятельности представлены в трудах М.З. Галеевой, М.В. Грищук, Л.К. Игнатьевой, М.Г. Квиткова, Н.Г. Крыловой, Е.М. Могалюк, А.В. Павлинова, О.С. Парц, С.П. Романенковой, Е.Ю. Умяровой. Самореализация личности в процессе музицирования является предметом исследований Г.И. Батыршиной, М.А. Васильева, Е.Г. Гуляевой.
В историческом музыкознании проблемы любительского музицирования рассматривались в трудах А.Д. Алексеева, Б.В. Асафьева, Т.Н. Ливановой, В.И. Музалевского, Л.А. Рапацкой, В.А. Натансона; теоретико-методоло-гическое рассмотрение проблемы любительского музицирования представлено в исследованиях Г.И. Андрюшенкова, М.К. Бурьяк, В.Л. Власенко, И.В. Денежко, И.Ю. Дьяченко, С.И. Дорошенко, Л.О. Горбовец, С.С. Естемесовой, О.А. Калимуллиной, М.Т. Картавцевой, Е.А. Касмицкой, О.П. Кеериг, В.А. Кириллова, А.Ю. Любомудровой, Е.Н. Михеевой, Л.Э. Муртазиной, Н.А. Огарковой, Н.Ю. Омельянюк, В.В. Расстрыгина, С.В. Ренне, Е.Л. Рыбаковой, Т.Н. Саниева, О.В. Слуевой, Я.Ю. Смирнова, В.И. Строкова, О.В. Тарасова, И.А. Хвостовой.
Различным аспектам гитарного музицирования посвящены труды отечественных и зарубежных авторов (Б. Вольман, В.Р. Ганеев, Н.Н. Дмитриева, М. Иванов, Н.А. Иванова-Крамская, К.В. Ильгин, В.П. Машкевич, В.М. Мусатов, А.А. Петропавловский, В.И. Попов, В.А. Русанов, М.А. Самохина, А.А. Скрынников, Э. Шарнассе, А.В. Ширялин, М.С. Яблоков).
Тем не менее, несмотря на значительные научные достижения, остается нерешенной проблема исследования, состоящая в выявлении организационно-педагогических условий самореализации личности в процессе любительского гитарного музицирования. Решение данной проблемы состоит в разрешении противоречий между:
– потребностью общества в формировании социально активной творческой личности и отсутствием научно обоснованных технологий педагогического сопровождения процесса ее самореализации в сфере любительского гитарного музицирования;
– признанием педагогической общественностью существенных потенциальных возможностей самореализации личности в процессе любительского гитарного музицирования и отсутствием соответствующего обоснования на уровне теории и технологии социально-культурной деятельности;
– потребностью объединений любительского гитарного музицирования в оптимизации и модернизации педагогического процесса и отсутствием его адекватного современным требованиям информационно-методического, материально-технического и кадрового обеспечения.
Цель исследования состоит в обосновании организационно-педа-гогических условий самореализации личности в процессе любительского гитарного музицирования.
Объектом исследования является самореализация личности в процессе любительского гитарного музицирования.
Предмет исследования – организационно-педагогические условия самореализации личности в процессе любительского гитарного музицирования.
Гипотеза исследования состоит в том, что оптимальная самореализация личности в процессе любительского гитарного музицирования возможна на основе:
– обоснования и систематизации педагогических подходов к любительскому гитарному музицированию как особому феномену в развитии социально-культурной деятельности;
– определения сущности, специфики и содержательных направлений самореализации личности в процессе любительского гитарного музицирования;
– обоснования организационно-педагогических условий самореализации личности в процессе любительского гитарного музицирования;
– разработки модели и программы самореализации личности в процессе любительского гитарного музицирования;
– конкретизации критериального аппарата, характеризующего параметры, показатели и уровни самореализации личности в процессе любительского гитарного музицирования.
Поставленная цель и выдвинутая гипотеза обусловили выделение следующих задач исследования:
1. На основе обобщения теоретико-методических подходов к развитию любительского гитарного музицирования в отечественной и зарубежной практике социально-культурной деятельности конкретизировать приоритетные формы, методы и средства организации педагогического процесса в данной сфере, а также специфику их реализации на различных этапах исторического развития.
2. Выявить организационные особенности развития любительского гитарного музицирования в современных социально-культурных условиях.
3. Определить сущность и специфику самореализации личности в процессе любительского гитарного музицирования.
4. Обосновать организационно-педагогические условия самореализации личности в процессе любительского гитарного музицирования.
5. Апробировать модель и программу самореализации личности в процессе любительского гитарного музицирования.
Методы исследования:
– теоретические методы: анализ научной литературы, методической документации, публикаций периодической печати и средств массовой коммуникации по проблеме исследования; обобщение организационно-педагогического опыта, анализ, систематизация, классификация, сравнение, схематизация, педагогическое моделирование;
– эмпирические методы: педагогическое наблюдение, опрос (анкетирование, интервьюирование, беседа), тестирование, изучение результатов творческой деятельности, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий), изучение продуктов творческой деятельности, методы математической обработки данных.
Опытно-экспериментальная база исследования. Констатирующий эксперимент проводился в виде виртуального социологического исследования в сети Интернет среди целевой аудитории, а также с применением квотной выборки в учреждениях социально-культурной сферы на мероприятиях гитарного творчества (340 человек). Он охватил участников из Саратовской, Московской, Ленинградской, Тамбовской, Нижегородской, Самарской, Воронежской, Пензенской и других областей. Формирующий эксперимент проводился на базе МБОУ ДОД «Детская школа искусств № 2 им. И.Я. Паницкого» (г. Балаково), АНО «Центр культуры и детского творчества «Дисплей»» (г. Балаково), МБУ «Центр комплексного обслуживания детей и молодежи «Молодежная инициатива»» (г. Балаково), МБОУ ДОД «Детская школа искусств № 4» (г. Балаково), МБОУ ДОД «Детская музыкальная школа № 7» (г. Саратов) в период с 2010-2013 г.
Организация исследования. Эмпирическое исследование самореализации личности в процессе любительского гитарного музицирования осуществлялось в три этапа в период с 2009 по 2013 г. На каждом этапе, в зависимости от решаемых задач, применялись соответствующие методы исследования.
– Первый этап (2009 г.) включал осознание проблемной ситуации, постановку исследовательской проблемы, анализ научной литературы, формирование теоретических и методологических подходов к исследованию, выбор экспериментальной базы, определение целей и задач, выдвижение гипотезы, разработку теоретической модели педагогического сопровождения самореализации личности в процессе любительского гитарного музицирования.
– Второй этап (2010-2012 гг.) – разработка авторской анкеты для определения степени и мотивационных аспектов включения любительской аудитории в различные виды гитарного музицирования, опроса и анализ результатов констатирующего эксперимента. В ходе формирующего эксперимента осуществлялась диагностика личностных характеристик участников и состояния развивающей среды любительского объединения; разрабатывалась и реализовывалась авторская педагогическая программа «Мой остров – гитара»; осуществлялось обобщение результатов диагностического, преобразующего и контрольного этапов исследования.
– Третий этап (2012-2013 гг.) – анализ и обобщение результатов, полученных за период активной экспериментальной работы, проверка гипотезы и степени реализации поставленных целей и задач, опубликование данных исследования, корректировка текста диссертации.
Методологическую основу исследования составили:
– базовые положения деятельностного подхода психологической науки к структуре познавательных действий человека и формированию личности;
– гуманистическая система психолого-педагогических воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу развития и проявление всех способностей;
– личностно ориентированный подход в педагогике, определяющий сущность обучения и воспитания как процесс индивидуального саморазвития, способствующего самореализации личности;
– культуросообразный педагогический подход теории воспитания, представляющий человека как уникальный мир культуры, а формирование личности через взаимодействие с системой культурных ценностей;
– положения концепции экзистенциализма, акцентирующие внимание на уникальности, свободе и ответственности личности.
Теоретическую основу исследования составили идеи субъектной активности личности К.А. Абульхановой-Славской, Б.Г. Ананьева, А.Н. Леонтьева, C.Л. Рубинштейна; социально-философские (Н.А. Бердяев, С.И. Гессен, М.С. Каган, С.Л. Франк, М. Хайдеггер) и психологические (А. Маслоу, А.В. Петровский, К. Роджерс) концепции личности и ее потребностей; теории формирования и саморазвития личности в условиях досуговых объединений и молодежных организаций (Т.И. Бакланова, И.П. Иванов, А.С. Макаренко, Е.И. Смирнова, В.А. Сластенин и др.); положения о сущности процесса музицирования (Д.К. Кирнарская, Г.Г. Нейгауз, А.А. Николаев, Г.М. Цыпин), концепции педагогической и музыкальной психологии (Л.Л. Бочкарев, Л.С. Выготский, Е.В. Назайкинский, Б.М. Теплов и др.).
Теоретическая значимость результатов исследования заключается в следующем:
– положения истории социально-культурной деятельности дополнены авторской периодизацией развития любительского гитарного музицирования с уточнением сложившихся организационно-педагогических подходов и выявлением вариативных форм любительского гитарного музицирования, что способствует пониманию специфики эволюции и перспектив развития данного вида досуговой деятельности; обоснованием организационно-педагогических условий самореализации личности в процессе любительского гитарного музицирования; конкретизированы информацией о сущности и специфике самореализации личности в процессе любительского гитарного музицирования;
– разработан критериальный и предложен диагностическийаппарат, которые могут быть использованы для оценки эффективности самореализации личности в условиях деятельности любительского объединения гитарного музицирования;
– сформированы теоретическая модель и программа самореализации личности в процессе гитарного музицирования, которые могут послужить основой для дальнейших проектных разработок в области педагогики народного художественного творчества.
Полученные в ходе исследования данные могут служить базой для дальнейших теоретических разработок при создании условий самореализации личности в процессе любительского художественного творчества.
Научная новизна результатов, полученных в ходе диссертационного исследования, заключается в том, что в нем:
– на основе обобщения исторического опыта и теоретико-методических подходов к развитию любительского гитарного музицирования в отечественной и зарубежной практике социально-культурной деятельности проведен сравнительно-сопоставительный анализ и предложена авторская периодизация развития любительского гитарного музицирования, а также конкретизированыдоминирующие содержательные тенденции, формы, методы и средства организации педагогического процесса, характерные для функционирования досуговых объединений данного типа;
– обоснованы организационные особенности развития любительского гитарного музицирования в современных социально-культурных условиях, включающие классификацию принципов, функций и форм организации, а также основных структурных компонентов, признаков и характеристик педагогического процесса, свойственных данному виду досуговых объединений;
– определены сущность и специфика самореализации личности в процессе любительского гитарного музицирования. Сущность самореализации личности состоит в специально организованной субъектом деятельности, направленной на наиболее полное выявление, развитие и раскрытие способностей, талантов, возможностей, удовлетворение жизненных амбиций, творческой состоятельности и готовности к самовыражению в сфере гитарного музицирования на основе коллективного творчества. Специфика самореализации личности связана с осуществлением целенаправленного педагогического процесса, ориентированного на оптимизацию мотивационно-деятельностного, когнитивного, организационного, коммуникативного и эмоционально-ценностного компонентов развития личности, опирающихся на особые формы и методы совместной творческой деятельности;
– конкретизированы организационно-педагогические условия самореализации личности в процессе любительского гитарного музицирования, предполагающие создание разветвленной сети объединений любителей, стимулирование в них самоорганизационных процессов и творческой активности, а также оптимизацию учебно-воспитательного процесса, ориентированного на формирование общности единомышленников, индивидуально-личностное развитие и психолого-педагогическую поддержку музыкантов-любителей;
– апробированы модель и программа самореализации личности в процессе любительского гитарного музицирования, направленные на самоактуализацию, творческое самоутверждение, максимально полное раскрытие индивидуальных художественно-творческих и духовно-нравственных качеств, формирование ценностных ориентаций и потребностей личности в творческой активности, творческом взаимодействии и достижениях в сфере гитарного музицирования.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его материалы позволят расширить представления о специфике и закономерностях самореализации личности и могут быть использованы в процессе преподавания теории и методики организации любительского творчества. Апробированная в ходе эксперимента авторская программа «Мой остров – гитара» может стать содержательной основой учебно-воспитательного процесса любительских объединений гитарного музицирования и учреждений дополнительного образования.
Материалы исследования также могут быть использованы:
– в деятельности государственных органов управления культурой при разработке региональных и федеральных программ развития самодеятельного творчества населения;
– в учебном процессе среднего и высшего профессионального образования в области социально-культурной деятельности, социального воспитания и социальной работы при разработке теоретических и практических занятий в рамках базовых и вариативных курсов, творческих проектов, отражающих технологическую специфику деятельности любительского объединения гитарного музицирования;
– в системе переподготовки и повышения квалификации специалистов сферы культуры, образования и социального воспитания при реализации программ, отражающих инновационные подходы к созданию клубных объединений любителей.
Достоверность научных результатов и основных выводов обеспечивается: методологической обоснованностью теоретических положений; выбором методов, адекватных предмету, цели и логике исследования; целенаправленным анализом реальной педагогической практики и педагогического опыта, комплексным характером и корректной организацией опытно-экспери-ментальной работы а также возможностью ее повторения; обработкой результатов методами математической статистики; успешной апробацией разработанной автором организационно-педагогической модели самореализации личности в процессе любительского гитарного музицирования.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Положение о периодизации развития любительского гитарного музицирования в отечественной и зарубежной практике социально-культурной деятельности (1 этап (XIII – XIX вв.) – широкое распространение домашнего любительского гитарного музицирования; 2 этап (XIX в.) – становление организационных принципов и досуговых форм совместного гитарного музицирования; 3 этап (конец XIX – начало XX в.) – распространение массового музицирования в демократических слоях общества; 4 этап (XX в.) – активное формирование досуговых объединений гитарного музицирования локального, регионального и международного уровня, разработка системы информационно-методического обеспечения их деятельности); а также о специфических особенностях педагогического процесса любительских объединений, свойственных развитию данного вида досуговой деятельности в аристократической (систематичность, многофункциональность, разветвленная самоуправляющая структура, параметры членства) и народной (спонтанность, массовость, связь с другими жанрами) среде.
2. Положение об организационных особенностях развития любительского гитарного музицирования в современных социально-культурных условиях, включающих классификацию сущностных (активные и относительно активные виды музицирования), организационных (педагогически организованные и стихийные, индивидуальные, групповые и массовые) и функциональных (коммуникативная, социализирующая, образовательная, информационно-просветительская, рекреационная, культуротворческая) признаков, присущих формам организации любительского гитарного музицирования; особенностях формирования (по территориальному признаку, стилистическим или инструментальным предпочтениям), приоритетных форм творческого взаимодействия (фестиваль, концерт, мастер-класс, джем-сейшн, ансамбль, форум, конкурс), организационных уровнях учебно-воспитательной работы (межличностный, групповой, учрежденческий, городской, егиональный, всероссийский, международный).
3. Положение о сущности и специфике самореализации личности в процессе любительского гитарного музицирования. Под самореализацией понимается специально организованная субъектом деятельность, целью которой является наиболее полное выявление, сбалансированное и гармоничное развитие, а также раскрытие своих способностей, талантов, потенций, возможностей, различных аспектов личности; удовлетворение жизненных амбиций, творческая состоятельность и готовность к самовыражению в сфере любительского гитарного музицирования на основе самодеятельности и сотворчества с другими людьми. Специфика самореализации личности связана с осуществлением целенаправленного педагогического процесса, ориентированного на оптимизацию мотивационно-деятельностного, когнитивного, организационного, коммуникативного и эмоционально-ценностного компонентов развития личности, опирающихся на особые формы (встречи членов объединения, концертная деятельность, тематические и игровые вечера, «открытая сцена», фестивали, конкурсы, выездные лагеря) и методы (совместное музицирование, «коммуникативное погружение») коллективной творческой деятельности.
4. Положение об организационно-педагогических условиях самореализации личности в процессе любительского гитарного музицирования, к которым отнесены:
– совершенствование информационно-методического обеспечения (посредством разработки планов, программ, учебных пособий и дидактических материалов) учебно-воспитательного процесса творческих коллективов и любительских объединений гитарного музицирования, ориентированного на стимулирование творческой самоактуализации и самореализации участников;
– постоянный мониторинг индивидуально-личностного развития и динамики психологических особенностей участников объединения гитарного музицирования, который направлен на обеспечение целенаправленной психолого-педагогической поддержки, коррекцию и арт-терапевтическое воздействие;
– создание досуговой общности увлеченных единомышленников и стимулирование активности участников объединения гитарного музицирования в разнообразных видах и формах познавательной, исследовательской, художественно-творческой, организационной и коммуникативной деятельности, основанной на оптимальном учете индивидуальных особенностей, интересов и потребностей;
– развитие самоорганизационных процессов, а также создание в объединении гитарного музицирования мобильной системы самоуправления, интегрирующей участников, способствующей самореализации, социальной адаптации, проявлению инициативы и самостоятельности;
– реализация программ, направленных на популяризацию и широкое распространение гитарного музицирования, продвижение творческого продукта любительского объединения гитарного творчества; создание его позитивного имиджа и обеспечение связи с общественностью на основе эффективного использования ресурсного потенциала средств массовой коммуникации;
– создание и обеспечение тесного взаимодействия внутри разветвленной инфраструктуры региональных и межрегиональных объединений, ассоциаций, союзов и иных досуговых общностей любителей гитарного музицирования;
– форомирование единого информационного пространства функционирования любительских объединений гитарного музицирования на основе создания адекватных мультимедийного комплекса и виртуального сообщества;
– оптимизация материально-технического обеспечения функционирования любительских объединений гитарного музицирования, предполагающая доступность и соответствие необходимым кондициям репетиционной базы, инструментария, нотной и научно-методической литературы, аудио-звукового оборудования;
– реализация программ переподготовки и повышения квалификации кадров работников культуры и искусства, обеспечивающих формирование компетенций, связанных с организацией эффективной самореализации личности в процессе любительского гитарного музицирования.
5. Модель самореализации личности в процессе любительского гитарного музицирования, интегрирующая структурно-целевой, организационно-содержательный и критериальный блоки и отражающая цели и задачи программ самореализации личности; структурные компоненты, организационно-педагогические условия самореализации личности в процессе любительского гитарного музицирования; направления, принципы, формы, средства и методы деятельности досуговых объединений; критерии, показатели и уровни проявления компонентов самореализации.
6. Авторская программа «Мой остров – гитара», направленная на достижение высокого уровня самореализации личности участников досугового объединения любительского гитарного музицирования, предполагающая: включение участников в творческую, организационную, исполнительскую, познавательную деятельность; активизацию всех компонентов самореализации личности; поддержку самореализации участников во всех направлениях деятельности, стимулирующая интенсивную творческую и социальную активность.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись по следующим направлениям:
а) публикация результатов исследования в печати (12 научных статей автора, объемом 7,8 п.л., в том числе 3 статьи, опубликованные в журналах, рекомендованных ВАК РФ для публикации результатов диссертационных исследований);
б) обсуждение основных положений исследования на международных и общероссийских научно-практических конференциях «Классическая гитара: современное исполнительство и преподавание» (г. Тамбов), «Профессиональное музыкальное искусство: отечественные традиции в контексте мировой музыкальной культуры» (г. Самара), «Актуальные проблемы формирования творческой личности в условиях единого культурного пространства региона» (г. Омск), «Инновации в экономике, управлении проектами, юриспруденции, образовании, социологии, медицине, философии, психологии, математике и технике: теория и практика» (г. Санкт-Петербург) с 2008 по 2013 гг.;
в) внедрение авторской педагогической программы самореализации личности в процессе любительского гитарного музицирования «Мой остров – гитара» в педагогический процесс МБОУ ДОД «Детская школа искусств № 2 им. И.Я. Паницкого» (г. Балаково), МБОУ ДОД «Детская музыкальная школа № 7» (г. Саратов);
г) внедрение результатов исследования на теоретических и практических занятиях по курсу «Народное художественное творчество» ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина», «Методика обучения игре на инструменте» ГОУ СПО «Балаковское училище искусств (техникум)».
Структура диссертации определена логикой и последовательностью решения задач исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и ряда приложений.