Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА I. Теоретические основы нравственного воспитания подростков средствами искусства (на примере детских творческих объединении!!)
1.1. Состояние разработанности проблемы взаимодействия искусства и морали в нравственном развитии личности 14
1.2. Сущностные характеристики нравственного воспитания подростков средствами искусства 48
1.3. Воспитательный потенциал детских творческих объединений в
нравственном развитии подростков средствами искусства 62
ВЫВОДЫ КI ГЛАВЕ 87
ГЛАВА II. Экспериментальное обоснование эффективности педагогических условий и модели нравственного воспитания подростков средствами искусства в детских творческих объединениях
2.1. Педагогические условия эффективной организации нравственного воспитания подростков средствами искусства 91
2.2. Модель нравственного воспитания подростков средствами искусства 132
2.3. Результаты экспериментальной работы по реализации педагогических условий и модели нравственного воспитания подростков средствами искусства в детских творческих
объединениях 149
Выводы ко II главе 178
Заключение 179
Литература 184
Приложения 216
- Состояние разработанности проблемы взаимодействия искусства и морали в нравственном развитии личности
- Сущностные характеристики нравственного воспитания подростков средствами искусства
- Педагогические условия эффективной организации нравственного воспитания подростков средствами искусства
- Модель нравственного воспитания подростков средствами искусства
Введение к работе
АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ. Социально-экономические преобразования, происходящие в современном российском обществе, значительно изменили его социокультурную жизнь, отразили наиболее радикальные перемены, происходящие в нем, как в социоэкономическом и политическом плане, так и в сфере морали. С одной стороны, в обществе накоплен огромный духовно-нравственный опыт, широкое признание получили идеи гуманизма, добра, справедливости. С другой стороны, дефицит моральных ориентиров и образцов поведения привел к явлениям дегуманизации и аморализма в современном обществе, амбивалентности моральных воззрений, обессмысливанию внутреннего мира личности.
Подрастающее поколение оказывается наиболее восприимчивым к разрушающему воздействию моральных устоев общества. Сложности психологических процессов, происходящих в подростковом возрасте, характеризуют его как нестабильный, сложный период для нравственного становления личности, наиболее подверженный негативным общественным воздействиям. В этих условиях особенно остро встает необходимость нравственного развития личности, в основе которого должно быть воспитание активной жизненной позиции у подростков по отношению к окружающему миру, их ориентация на общечеловеческие ценности.
Особое значение в нравственном воспитании подростков приобретает
художественное образование в условиях деятельности детских творческих
объединений. Искусство как особая форма художественно-творческой
деятельности людей, обладая способностью постижения, глубиной обобщения
действительности, выраженного в эмоционально-чувственной форме
художественных образов, является необходимым условием освоения системы
нравственных ценностей. Детские творческие объединения предоставляют
возможность гармоничного сочетания созерцательного и активно-творческого
отношения к ценностям культуры и искусства, включая в себя различные
виды, формы и принципы образовательной и воспитательной деятельности,
направленные на индивидуальное развитие каждого обучающегося, на
удовлетворение его эмоциональных, интеллектуальных, познавательных, социальных и других потребностей.
СТЕПЕНЬ РАРАБОТАННОСТИ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Проблеме нравственного воспитания подростков посвящены работы Е.В. Бондаревской, И.С. Марьенко, Л.И. Рувинского, И.Ф. Харламова, В.А. Сластенина, Р.А. Валеевой, Р.Х. Шакурова и др., исследования Т.А. Спивинской, СВ. Алабжина, СВ. Кочневой и т.д. Вопросы нравственного воспитания средствами искусства освещаются в работах Б.М. Неменского, В.А. Разумного, М.С Кагана, В.Ш. Масленниковой, в исследованиях Г.М. Синдиковой, Г.С Аркавий и др. Положения и разработки образовательных и воспитательных возможностей детских творческих объединений нашли отражение в работах А.Д. Жаркова, Н.В. Кротовой, Ю.А. Стрельцова, М.А. Ариарского, Н.В. Погореловой, А.С. Каргина, Е.И. Смирновой и т.д. Проблема нравственного воспитания подростков в учреждениях дополнительного образования рассматривается в исследованиях Р.С Гарифуллиной, А.А. Ермолина, И.Ю. Хитаровой и др.
Вместе с тем, остается нераскрытым воспитательный, образовательный и развивающий потенциал искусства в целях нравственного развития подростков в условиях деятельности детских творческих объединений.
Проведенный анализ авторских программ художественно - эстетической направленности Республики Татарстан выявил невысокий уровень методического обеспечения нравственного воспитания личности подростка средствами искусства, недостаточную эффективность педагогических воздействий на личность учащегося.
На основании анализа психолого-педагогической, искусствоведческой литературы, изучения опыта работы детских творческих объединений художественно-эстетической направленности Республики Татарстан нами были выявлены ПРОТИВОРЕЧИЯ между:
-необходимостью нравственного воспитания подрастающего поколения, освоения им системы нравственных ценностей и недостаточно эффективным
использованием воспитательного потенциала культуры и искусства как особой формы художественно-творческой деятельности в обществе;
-значительным воспитательным потенциалом детских творческих объединений в нравственном развитии подростков и недостаточным использованием его педагогами художественно-эстетического профиля;
-потребностью в учебно-образовательных программах художественно-эстетической и этической направленности в целях использования их в нравственном воспитании и недостаточной теоретической и практической разработанностью научно-методической модели нравственного развития участников детских творческих объединений средствами искусства.
Выявленные противоречия позволили сформулировать ПРОБЛЕМУ исследования: каковы педагогические условия нравственного воспитания подростков средствами искусства в детских творческих объединениях.
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: выявить, теоретически и экспериментально обосновать педагогические условия нравственного воспитания подростков средствами искусства в детских творческих объединениях.
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: процесс нравственного воспитания подростков средствами искусства в детских творческих объединениях.
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: реализация комплекса педагогических условий нравственного воспитания подростков средствами искусства в детских творческих объединениях.
В процессе исследования была выдвинута ГИПОТЕЗА: нравственное воспитание подростков средствами искусства в детских творческих объединениях будет эффективным, если:
1) реализуются педагогические условия нравственного воспитания
подростков средствами искусства в детских творческих объединениях: учет
возрастных особенностей подростков в процессе художественно-творческой
деятельности, обогащение образовательного процесса творческих
коллективов художественно-эстетической направленности нравственно-содержательным аспектом, эмоциональное стимулирование нравственно-мотивированной художественно-творческой деятельности подростков;
воспитательный процесс организуется на основе научно обоснованной модели нравственного воспитания подростков средствами искусства в детских творческих объединениях, включающей целевой, содержательный, процессуальный и диагностико-результативный компоненты;
разработаны критерии, позволяющие отслеживать динамику уровней и результативность нравственного воспитания подростков средствами искусства в детских творческих объединениях.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были поставлены следующие ЗАДАЧИ:
Определить сущностные характеристики нравственного воспитания подростков средствами искусства и проанализировать особенности взаимодействия искусства и морали в нравственном развитии личности.
Раскрыть воспитательный потенциал детских творческих объединений в нравственном развитии подростков средствами искусства.
Выявить, теоретически и экспериментально обосновать комплекс педагогических условий, разработать и апробировать модель процесса нравственного воспитания подростков средствами искусства в детских творческих объединениях.
Разработать критерии, позволяющие отслеживать динамику уровней и результативность нравственного воспитания подростков средствами искусства в детских творческих объединениях.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ ОСНОВОЙ исследования стали: теория
искусства (Б.М. Неменский, Я. Мукаржовский, B.C. Жидков, К.Б. Соколов,
И.С. Кон, Ю.Б. Борев, Ю.У. Фохт-Бабушкин и др.) и морали (А.А. Гусейнов,
С.Ф. Анисимов, А.И. Титаренко, Р.Г. Апресян и др.), основные идеи
постмодернизма (Д.А.Силичев, И.П. Ильин, Ж.-Ф. Лиотар, О.Б. Вайнштейн и
др.), основные идеи теории нравственного воспитания (О.С. Богданова, И.С.
Марьенко, Л.И. Рувинский, В.Э. Чудновский, И.Ф. Харламов и др.), идеи
гуманистического (Ш.А. Амонашвили, Р.А. Валеева, Г.Б. Корнетов, Л.П.
Разбегаева, А.А. Мильграм и др.), аксиологического (Т.Б. Сергеева, Л.К.
Иванова, И.А. Липский и др.), синергетического (В.И. Аршинов, Н.Г. Савичева, В.В. Горшкова и др.), культурологического (О.В. Гукаленко, А.П. Валицкая, СВ. Кульневич и др.), личностно-деятельностного (Б.Г. Ананьев, В.В. Сериков, Е.В. Бондаревская, А.Н. Леонтьев и др.) подходов, теория личности (А.Г. Асмолов, Б.С. Братусь, А.А. Бодалев и др.), теория психического развития личности в онтогенезе (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, Д.И. Фельдштейн и др.).
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ исследования:
исследования, посвященные теории морали (А.А. Гусейнов, С.Ф. Анисимов, А.И. Титаренко, Р.Г. Апресян, А.В. Разин и др.), а также посвященные состоянию морали в современном российском обществе (В.Э. Бойков, Е.Л. Дубко, К.Н. Костюк, А.П. Скрипник, Л.В. Редин и др.);
теоретические исследования нравственного (И.С. Марьенко, Е.В. Бондаревская, И.Ф. Харламов, В.И. Андреев, В.А. Блюмкин, О.С. Богданова, Л.Ю. Сироткин и др.) и эстетического (Н.И. Киященко, Ю.К. Бабанский, Б.М. Неменский, Я. Мукаржовский и др.) воспитания;
исследования, посвященные философскому, искусствоведческому и культурологическому, психологическому анализу искусства в нравственном воспитании личности (В.И. Толстых, М.С. Каган, В.А. Разумный, В.Ш. Масленникова, Л.И. Кунчева, Б.Ф. Сикорский, И.С. Кон, Б.А. Эренгросс и
др-);
исследования, посвященные особенностям постмодернистского искусства (Ж.-Ф. Лиотар, Ю.У. Фохт-Бабушкин, Ю.Б. Борев, К.З. Акопян, О.Б. Вайнштейн, Н.Б. Маньковская и др.);
положения и разработки образовательных и воспитательных возможностей детских творческих объединений (Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников, В.И. Смирнова, Ю.А. Стрельцов, П.П. Терехов и др.), а также исследования, посвященные специфике нравственного и эстетического воспитания подростков в детских творческих объединениях средствами изобразительного (А.В. Бенедский, Б.М. Неменский, И.Л. Бочкарева и др.) и
театрального (А.Г. Буров, Т.А. Марченко, Ю.И. Рубина, И.И. Шигапова и др.) искусства;
исследования, посвященные возрастным особенностям подростков (Л.Ф. Обухова, Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский, И.В. Шаповаленко, Л.И. Божович, Д.И. Фельдштейн и др.);
исследования, посвященные моделированию воспитательных процессов (В.П. Беспалько, Н.М. Борытко, В.В. Краевский, В.М. Монахов, В.В. Сериков, В.Н. Савиных и др.).
Для решения поставленных задач были использованы следующие
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: теоретические (анализ философской,
дидактической, психолого-педагогической, искусствоведческой,
культурологической, методической, социологической литературы по исследуемой проблеме, монографическое изучение личности подростка); эмпирические (изучение и анализ передового педагогического опыта, педагогической документации, включенное и невключенное наблюдение; анкетный опрос; тестирование, анализ творческих работ); статистические (математическая и статистическая обработка полученных данных).
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ БАЗОЙ исследования стала театральная студия «Родня» и изо-студия «Ступени» Центра детского образования детей (ЦДОД) «Заречье», а также физико-математический лицей №131 г. Казани. В эксперименте приняло участие 190 подростков и педагоги театра- и изо -студий.
ЭТАПЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.
Первый этап (2003-2005 гг.) включал изучение и теоретический анализ
философской, психолого-педагогической, социологической,
культурологической и искусствоведческой литературы по проблеме
исследования; формировался понятийный аппарат; на базе методического
центра внешкольной работы Авиастроительного района г. Казани
анализировался опыт нравственного воспитания подростков средствами
искусства в детских творческих объединениях художественно-эстетической
направленности. Была определена рабочая гипотеза, разработана процедура
диагностики нравственной воспитанности личности подростка. Проводился констатирующий эксперимент.
Второй этап (2005-2007 гг.) предполагал продолжение теоретического исследования проблемы, теоретическое обоснование подхода к проектированию модели нравственного воспитания подростков средствами
разработаны критерии, позволяющие отслеживать динамику уровней и результативность нравственного воспитания подростков средствами искусства в детских творческих объединениях;
определена специфика нравственного воспитания подростков средствами искусства в условиях деятельности детских творческих объединений.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ исследования состоит в том, что в нем проанализированы особенности взаимодействия искусства и морали в нравственном развитии личности; раскрыт воспитательный потенциал детских творческих объединений в нравственном развитии подростков средствами искусства; выявлены педагогические условия нравственного воспитания подростков средствами искусства в детских творческих объединениях; определены критерии эффективности процесса нравственного воспитания подростков средствами искусства в детских творческих объединениях.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ исследования состоит в научно-методическом обеспечении процесса нравственного воспитания подростков средствами искусства в условиях деятельности детских творческих объединений. Учебно-методическое пособие «Нравственное воспитание подростков средствами искусства в детских творческих объединениях» (Казань, 2008) используется в учебно-воспитательном процессе вузов культуры и искусств, центрах детского образования детей, школах искусств. Результаты исследования могут быть использованы при дальнейшей разработке системы дидактических материалов по формированию нравственности подростков в вузах культуры и искусств, самодеятельных коллективах художественно-эстетической направленности, школьных и внешкольных воспитательных учреждениях.
ДОСТОВЕРНОСТЬ ВЫВОДОВ И РЕЗУЛЬТАТОВ исследования определяются теоретико-методологической обоснованностью исходных положений, системным использованием эмпирических и теоретических методов, адекватных поставленным целям и задачам исследования, целенаправленным анализом реальной педагогической практики,
комплексным и продолжительным характером экспериментальной работы, применением в процессе обработки результатов исследования метода математической статистики.
АПРОБАЦИЯ И ВНЕДРЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ исследования осуществлялась в ходе экспериментальной работы в изо-студии «Ступени» и театральной студии «Родня» Центра детского образования детей (ЦДОД) «Заречье» г. Казани. Изучаемые вопросы обсуждались на научно-методических заседаниях кафедры педагогики и психологии (2003-2008 гг.), докладывались на III Всероссийской научно-практической конференции «Реализация воспитательного потенциала гуманитарного образования в условиях вхождения России в Болонский процесс» (Казань, 2005); Всероссийской научной конференции «Современные социокультурные процессы: проблемы, тенденции, новации» (Казань, 2006); аспирантских чтениях «Молодежь, наука, культура: прогностическая парадигма» (Казань, 2007); Всероссийской научно-практической конференции «Гуманитарные науки и образование: новые пути интеграции» (Орел, 2008). Результаты исследования отражены в учебно-методическом пособии «Нравственное воспитание подростков средствами искусства в детских творческих объединениях» (Казань, 2008). Материалы исследования используются на занятиях в изо-студии «Ступени» и театре-студии «Родня» ЦДОД «Заречье» г. Казани.
ПОЛОЖЕНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ:
1. Нравственное воспитание подростков средствами искусства построено на включении учащихся в разнообразную художественно-творческую деятельность, основанную на идее передачи средствами высокохудожественных образцов культуры и искусства опыта эмоционально-чувственного отношения к миру, с целью формирования способностей к нравственно-эстетическому восприятию и переживанию, формирования нравственных ценностей, художественного вкуса личности, ее представлений о нравственно-эстетическом идеале, развития творческой активности воспринимающего субъекта.
Эффективность нравственного воспитания подростков средствами искусства в детских творческих объединениях обеспечивается при реализации модели, состоящей из: целевого, содержательного, процессуального и диагностико-результативного компонентов, а также комплекса педагогических условий нравственного воспитания подростков средствами искусства в детских творческих объединениях: учета возрастных особенностей подростков в процессе художественно-творческой деятельности, обогащения образовательного процесса творческих коллективов художественно-эстетической направленности нравственно-содержательным аспектом, эмоционального стимулирования нравственно-мотивированной художественно-творческой деятельности подростков.
Критериями, позволяющими отслеживать динамику уровней и результативность нравственного воспитания подростков средствами искусства в детских творческих объединениях, явились: когнитивный критерий, отражающий морально-этические знания, интерес к моральным проблемам; эмоциональный критерий, отражающий проявление эмпатической способности, развитость нравственных, мировоззренческих чувств; ценностно-мотивационный критерий, отражающий отношение к нравственным ценностям, потребность высоконравственно поступать в ситуациях морального выбора; поведенческий критерий, отражающий устойчивость проявления в поведении и отношениях нравственных ценностей, чувств, качеств.
4. Специфика нравственного воспитания подростков средствами
искусства в условиях деятельности детских творческих объединений
заключается в:
- возможностях совместной (педагога и подростка, подростка и коллектива) художественно-творческой деятельности, что соответствует удовлетворению основных потребностей подростков: в неформальном общении, самовыражении, самореализации, самооценке, в приобретении опыта социальных отношений; личностно - деятельностном характере образовательного процесса; признании индивидуальности каждого подростка,
его сущностного права на свободу эстетических предпочтений, морального выбора;
- активизации в процессе самодеятельного художественного творчества
познавательной сферы в ходе освоения теоретических основ искусства и
морали: развивается теоретическое мышление подростков, удовлетворяется их
потребность в рефлексии; эмоциональной сферы: занятия искусством дают
возможность гармоничного сочетания созерцательного и активно-творческого
отношения к ценностям культуры и искусства, в процессе художественно-
эстетической деятельности формируется ценностное отношение к
произведениям искусства; волевой сферы: эмоциональная значимость
освоения и создания культурных ценностей предполагает проявление волевой
активности подростка;
- формировании у подростка в процессе занятий творчеством
художественного вкуса, ценностных ориентации, устойчивого интереса к
искусству, нравственных принципов работы в творческом коллективе,
ответственности за результат деятельности.
СТРУКТУРА ДИССЕРТАЦИИ:
Диссертация состоит их введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Исследование содержит 5 таблиц, 9 гистограмм, 408 наименований литературных источников (из них 405 отечественных и 3 зарубежных).
Состояние разработанности проблемы взаимодействия искусства и морали в нравственном развитии личности
Проблема взаимодействия искусства и морали в нравственном развитии личности на современном этапе обусловила задачу ретроспективного рассмотрения понятий «мораль», «нравственность», «искусство», определения взаимосвязи искусства и морали в нравственном развитии личности, выявления основных тенденций взаимодействия искусства и морали в современном российском обществе на основе изучения философско искусствоведческой, социологической, психолого - педагогической литературы.
В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к понятию мораль. «Мораль (латинское mores-нравы) - нормы, принципы, правила поведения людей, а так же само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом)» [179, с.191-192].
В.И. Даль толковал слово мораль как «нравственное ученье, правила для воли, совести человека» [329, с. 345]. У СИ. Ожегова мы видим: «Нравственность — это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами» [249, с. 414].
В Российском энциклопедическом словаре [281] дается следующее определение морали: «мораль (от лат. moralis - нравственный), нравственность- система норм и ценностных представлений, определяющих и регулирующих поведение человека.
Как видим, понятия «мораль» и «нравственность» выступают здесь как синонимы. Наука в равной степени признает существование одних и тех же
морально-нравственных феноменов и характеристик - морального (нравственного) сознания, нравственной (моральной) деятельности, нравственных (моральных) отношений, норм, обычаев и т.д.
В то же время, по мнению Л.М. Аболина, мораль всегда связана с внешней целесообразностью (необходимостью), а нравственность - с целеполаганием самого индивида (свободой) [1, с. 18-19].
O.K. Позднякова полагает, что категории «мораль» и «нравственность» следует различать на уровне исследования этикой должного и сущего, на уровне теоретической этики и метаэтики. Таким образом, должное — это сфера морали, а сущее — нравственности [258, с. 54].
Б.Т. Лихачев отмечает, что мораль как форма общественного сознания рождается в системе конкретно-исторических общественных отношений, является их духовным продуктом, суммой правил, требований, норм, регулирующих взаимодействия между людьми, их отношение к вещам и явлениям реального мира. Нравственность же конкретного человека есть освоенная, внутренне принятая общественная мораль, регулирующая его индивидуальное поведение, опирающаяся на мировоззренческие убеждения и чувство совести [204, с. 263].
И все же значение слов «этика» (от греч. обычай, нрав, характер), и «мораль» (от лат. нрав, нравы, обычаи) близко к значению русского слова «нравственность», в связи с чем мы будем употреблять их как синонимы.
П.А.Кропоткин определял нравственность следующим образом: «нравственность - это ощущение в себе человеческого достоинства, стремление жить, сообразуясь с его велениями, мучения при безнравственном поступке - все это общее, неотвязное свойство человеческой натуры» [27, с. 10]. Основным понятием в нравственности П.А. Кропоткин считал Справедливость, под которой он подразумевал «равенство по отношению ко всем человеческим существам» [181, с.274].
Таким образом, краткий обзор философско-этической литературы показал закономерность и многоплановость проявления морали, ее противоречивость, и динамизм проявления. Однако мы пришли к мнению, что единого понятия морали до сих пор не выработано.
Так, например, О.Г. Дробницкий в своей книге «Понятие морали» пришел к выводу о невозможности дать дефиницию морали, сославшись на следующий довод: «Если бы мы перечислили в некоторой единой формуле все выясненные признаки нравственности, то от этого мало что стало бы ясно. Такое определение было бы суммарным компендиумом ряда терминов, разъяснение смысла которых разбросано по всей книге» [120, с.375].
А.А. Гусейнов при характеристике морали, большое значение придает моральным отношениям: «Мораль как общественное отношение в ее так сказать чистом виде, обнаруживается (отражается) в моральном сознании, в нравственных чувствах и понятиях. Чувства (вины, раскаяния и т.д.), требования (личностные добродетели, нормы, кодексы и т.д.), другие проявления морального сознания представляют собой специфические формы описания моральных отношений, они, собственно, и есть их непосредственная действительность [114, с.12].
В.А. Блюмкин определяет мораль как одну из форм общественного сознания, отражающую общественное бытие, явление конкретно-историческое: «Мораль - это есть моральное сознание, содержание которого составляют моральные отношения и которое осуществляет моральную деятельность и воплощается в моральном поведении» [44, с. 28]. Соответственно, «моральное воспитание - это формирование морального сознания личности...» [Там же].
В науке получило распространение определение морали через «добро» и «зло»: «Мораль ... является таким оценочно-императивным способом освоения действительности, который регулирует поведение людей с точки зрения противоположности добра и зла» [217, с.98]. ... Мораль может быть рассмотрена как особый вид духовно-практического освоения социальной действительности человеком, имеющим целью творчески активное совершенствование общественных отношений и себя самого по законам добра» [Там же, с. 100].
Сущностные характеристики нравственного воспитания подростков средствами искусства
Выявленные тенденции взаимодействия искусства и морали в современном российском обществе, оказывающие непосредственное влияние на нравственное становление личности, обусловливают необходимость определить сущность, основные задачи и специфику нравственного воспитания подростков средствами искусства, выявить основные компоненты нравственной воспитанности подростков.
Проблемами нравственного воспитания занимались многие видные ученые. Так, в трудах И.С. Марьенко [220] утверждается, что ведущая роль в процессе нравственного воспитания принадлежит формированию нравственных отношений. Главную роль в этом он придает накоплению школьником опыта нравственного поведения. Л.И. Рувинский [285] акцентировал внимание на механизме соединения нравственного знания и переживания и на этой основе выстраивал теорию персонификации воспитания. В.Э. Чудновский [357] предлагал анализ развития нравственной устойчивости подростков в контексте разработки психологических основ данного процесса. В.А. Блюмкин и др. [44] определили нравственное воспитание как педагогический процесс, предполагающий организацию разнообразной педагогической деятельности учащихся и формирование у них моральных отношений (потребностей, целей и мотивов деятельности), а также формирование у учащихся моральных свойств (качеств). М.И. Боршевский [269] провел глубокий анализ нравственных убеждений личности школьника как одного из важных компонентов морального сознания, особое внимание, уделив способам его формирования. З.И. Васильева [72], Н.И. Болдырев [50], Е.В. Бондаревская [51, 54], А.В. Зосимовский [141], И.Ф. Харламов [349] и др. в своих исследованиях сделали попытку выразить взаимопроникновение основных компонентов нравственного воспитания как единый целостный процесс формирования нравственной личности, ее активного, деятельностного сознания и сознательного, нравственно мотивированного поведения. В их работах получило обоснование понятие «целостная нравственная личность» и велись поиски педагогических условий ее формирования.
Работы указанных авторов позволили выделить основные задачи нравственного воспитания: 1. Формирование нравственного сознания. Моральное сознание является некоторым целостным образованием, организующим свое содержание посредством определенной структуры. Элементами данной структуры выступают: - этические и моральные знания: понятия, категории морали (например, представления о долге, совести, справедливости, счастье и достоинстве человека); - моральные идеалы; - ценностные ориентации; - формирование оценки и самооценки. 2. Формирование нравственных убеждений. 3. Развитие основных нравственных чувств: мировоззренческих (патриотизма, чувства общественного долга, ответственности); нравственных (совести, справедливости, собственного достоинства, чести). 4. Формирование нравственных потребностей. 5. Формирование моральных качеств. 6. Формирование нравственных отношений: к труду, к учению, общественным интересам, к людям, самому себе, к общественной морали. Нравственные отношения являются ценностным смысловым содержанием общественных отношений. 7. Формирование моральной мотивации поведения.
Концепции авторов позволили определить нравственное воспитание как сложный многогранный процесс формирования у личности нравственного сознания, нравственных чувств, убеждений, потребностей, нравственно мотивированного поведения, осуществляемый под воздействием социальных институтов с целью подготовки ее к активному участию в общественной, производственной и культурной жизни, выполнению различных социальных ролей.
Подростковый возраст (10-11 до 14-15 лет) является наиболее благоприятным периодом в нравственном воспитании, в том числе средствами искусства. Это подтверждают исследования Л.И. Божович [48], Л.С. Выготского [83, 84, 85], Д.Б. Эльконина [372, 373, 374], B.C. Мухиной [234], И.Ю. Кулагиной [186], Л.Ф. Обуховой [246], Л.Ю. Сироткина [298, 299] и др.
Это период завершения детства, вырастания из него, переходный от детства к взрослости. Исходя из концепций авторов, появление у подростков потребности и возможности самостоятельно намечать определенные жизненные цели и планировать их осуществление, реализовать намерения регулировать поведение свидетельствует о возникновении предпосылок для развития нравственных убеждений. Определившийся статус в системе общественных отношений взрослых способствует интенсивному формированию социально устойчивой позиции подростков, реализующейся в общественно ценной деятельности и общении. Подросток, анализируя себя в общении с другими людьми, начинает понимать свойства своего характера, в том числе и негативные, переживает наличие у себя отрицательных черт, хочет исправить собственные недостатки.
Педагогические условия эффективной организации нравственного воспитания подростков средствами искусства
Исследование проблемы нравственного воспитания подростков средствами искусства в условиях деятельности детских творческих объединений проводилось автором на протяжении пяти лет.
Целью эксперимента явилась проверка на практике справедливости выдвинутой гипотезы о том, что нравственное воспитание подростков средствами искусства в детских творческих объединениях будет эффективно при реализации педагогических условий и апробации модели нравственного воспитания подростков средствами искусства в детских творческих объединениях, а также разработке критериев, позволяющих отслеживать динамику уровней и результативность нравственного воспитания подростков средствами искусства в ДТО.
В соответствии с планом экспериментальной работы, после проведения констатирующего эксперимента и определения исходного уровня нравственной воспитанности подростков средствами искусства, в каждой из экспериментальных групп определялась эффективность внедрения всей совокупности определенных гипотезой педагогических условий и модели нравственного воспитания подростков средствами искусства в ДТО.
Эффективность комплексного использования различных видов искусства в процессе обучения и воспитания обоснована в трудах Ю.Б. Борева, М.С. Кагана, А.Я. Зись, Н.И. Киященко, И.Л. Лазарева, Н.Л. Лейзерова, Н.Б. Крыловой, Л.П. Печко, А.А. Мелик-Пашаева, Е.В. Квятковского, Г.А. Петровой, Т.В. Шуртаковой и др. Основополагающим в данных концепциях является то, что средства искусства призваны формировать нравственную культуру личности в качестве одного из условий обогащения нравственной культуры общества в целом.
Рассмотрим педагогические условия нравственного воспитания подростков средствами искусства в ДТО.
Условия - философская категория, выражающая отношение предмета к окружающим его явлениям, без которых он существовать не может. Условие составляет ту среду, обстановку в которой последнее возникает, существует и развивается. Чаще всего условия рассматривают как совокупность объективных и субъективных факторов, необходимых для обеспечения эффективного функционирования всех компонентов воспитательной системы
К данной проблеме обращались многие педагоги и исследователи. Например, О.Ф. Федорова определяет понятие педагогические условия как «совокупность объективных возможностей содержания обучения, методов, организационных форм и материальных возможностей его осуществления, обеспечивающих успешное решение поставленной задачи» [341, с.50].
К внешним условиям нравственного формирования личности А.Н. Хузиахметов относит внешние объективные источники и факторы нравственного формирования личности подростка [355, с.84,].
В.И. Андреев отмечает, что «педагогическое условие представляет собой обстоятельство процесса обучения, которое является результатом целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов (приемов), а также организационных форм обучения для достижения определенных дидактических целей» [13, с.5].
Теоретический и практический анализ нравственного воспитания подростков средствами искусства в детских творческих объединениях позволил определить систему средств создания педагогических условий нравственного воспитания подростков средствами искусства в ДТО. Экспериментальной базой исследования стали театральная студия «Родня» и изо-студия «Ступени» Центра детского образования детей (ЦДОД) «Заречье» г. Казани.
Первым выделенным нами условием нравственного воспитания подростков средствами искусства в детских творческих объединениях явился учет возрастных особенностей подростков, а именно его физиологических, психологических и личностных характеристик. Подростковый возраст (с 10-11 до 14-15 лет) - период завершения детства, вырастания из него, переходный от детства к взрослости. В работах Л.С. Выготского [83, 84, 85] , Д.Б. Эльконина [371, 372, 373], Л.Ф. Обуховой [242], И.Ю. Кулагиной [186, 187], Л.Ю. Сироткина [298, 299], Л.И. Божович [48] И.В. Шаповаленко [360] и др. подростковый возраст представлен как один из наиболее кризисных периодов развития. Это возраст психологической неуравновешенности, связанный с периодом полового созревания и ослаблением всех видов торможения, а также соматических (телесных) изменений, порождающих внутренние и внешние конфликты. В процессе педагогического наблюдения мы отмечали неустойчивость настроения большинства учащихся в процессе художественно-творческой деятельности, физического состояния и самочувствия, противоречивость побуждений, ранимость, депрессивные переживания, эмоциональные реакции большой силы по незначительному поводу. Поэтому, в процессе организации творческой деятельности в театре - и изо-студии, мы стремились проявлять чувствительность к тем переменам, которые происходят с растущим ребенком, относиться к подросткам с пониманием, гибко изменять воспитательную тактику, перестраивать отношения, учитывая новые потребности и новые способности подростка.
Модель нравственного воспитания подростков средствами искусства
Логика проектирования модели в пространствах современного воспитания опиралась на теоретические положения, изложенные в работах В.П. Беспалько, Н.М. Борытко, Б.С. Гершунского, Е.А. Крюковой, В.М. Монахова, В.А. Сластенина, В.В. Серикова и др.
Как правило, под моделью понимается система элементов, воспроизводящая определенные стороны, связи, функции предмета исследования, что отметил В.В. Краевский [177].
В.Н. Савиных отмечает, что «в самом широком смысле нормативная модель на определенном возрастном интервале представляет собой четкий, логичный, практико-ориентированныи ответ на вопросы: как происходит развитие подростка, что и каким образом надо делать педагогу на данной возрастной ступени, чтобы помочь взрослеющему человеку развить у себя сущностные человеческие способности» [290, с. 10].
Модель нравственного воспитания подростков средствами искусства в детских творческих объединениях потребовала реализации комплекса логико-методологических процедур. Модель включила в себя следующие компоненты: целевой (цели, задачи, принципы (общие и частные)), содержательный (основные направления и этапы воспитательной работы), процессуальный (педагогические условия, формы, методы (общие и специальные), диагностико-результативный (критерии, компоненты, уровни, результат).
Целевой компонент включил в себя цель, задачи, принципы (общие и частные) нравственного воспитания подростков средствами искусства в детских творческих объединений.
Цель - нравственное воспитание подростков средствами искусства в детских творческих объединениях.
Задачи: формирование нравственного сознания (моральных знаний), нравственных ценностей и ценностных ориентации, развитие нравственных качеств, формирование нравственных чувств, нравственных отношений, моральной мотивации поведения.
В своей воспитательной работе с подростками изо- и театра-студии ЦДОД «Заречье» в целях их нравственного развития мы опирались на следующие основные принципы, описанные В.А. Прудниковой, Ш.А. Амонашвили, Р.А. Валеевой, И.А. Липским, В.И. Аршиновым, О.В. Гукаленко, СВ. Кульневич, Е.В. Бондаревской и др.: - гуманизации. Данный принцип опирается на учет личностных и индивидуальных особенностей воспитанников. В центре внимания уникальная целостная личность, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Педагогическое воздействие на подростков осуществлялось нами на субъект-субъектном уровне. Мы старались принимать подростка таким, каков он есть, поставить себя на его место, проникнуться его ощущениями и переживаниями, проявлять искренность и открытость. В такой атмосфере становилось возможным привлечение любых форм учебно-воспитательной работы - от спонтанных и гибких до формализованных. Мы стремились дать возможность развития, саморазвития личности подростка, способствовать поиску своей индивидуальности, помочь идти к самоактуализации, то есть реализации себя в деятельности, в отношениях с людьми. Для реализации этих целей на занятиях искусством нами организовывались дискуссии, ролевые игры, ситуации морального выбора на основе художественных произведений.
- Принцип ценностной ориентации. Педагогический аспект данного принципа заключается в том, чтобы объективные ценности мировой, отечественной и народной культур стали специфическими потребностями формирующейся и развивающейся личности, устойчивыми жизненными ориентирами подростка путем перевода их в субъективные ценностные ориентации. На занятиях искусством мы стремились объединить несколько «кругов» ценностей в воспитании. Во-первых, это - общечеловеческие ценности, (истина, жизнь, свобода, счастье, честь, развитие и др.). Во-вторых, это - ценности, обладающие характером преемственности, будучи передаваемыми от поколения к поколению вне зависимости от социальных изменений (труд, гуманизм, красота, знание, идеал воспитанного человека, Отечество и др.). И, наконец, это - ценности, ставшие приоритетными в новой системе координат социального развития общества (компетентность, конкурентоспособность, инициативность, успешность и др.). Для возникновения ценности нужен не столько процесс осмысления, сколько реального проживания. Опыт собственной выстраданной иерархии смыслов накапливался подростками в процессе ситуаций морального выбора, коллективной, социально одобряемой творческой деятельности и др. Сформированная индивидуальная система гуманистических ценностных ориентации характеризовала мотивационно-ценностное отношение личности подростка к окружающему миру. При условии интериоризации ценностей они приобретали побудительную силу мотива деятельности подростка, побуждали его к активной деятельности, к самовоспитанию и саморазвитию личности.