Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социально-нравственное воспитание подростков в условиях молодежного объединения "Новая цивилизация" Ермолин Анатолий Александрович

Социально-нравственное воспитание подростков в условиях молодежного объединения
<
Социально-нравственное воспитание подростков в условиях молодежного объединения Социально-нравственное воспитание подростков в условиях молодежного объединения Социально-нравственное воспитание подростков в условиях молодежного объединения Социально-нравственное воспитание подростков в условиях молодежного объединения Социально-нравственное воспитание подростков в условиях молодежного объединения Социально-нравственное воспитание подростков в условиях молодежного объединения Социально-нравственное воспитание подростков в условиях молодежного объединения Социально-нравственное воспитание подростков в условиях молодежного объединения Социально-нравственное воспитание подростков в условиях молодежного объединения
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Ермолин Анатолий Александрович. Социально-нравственное воспитание подростков в условиях молодежного объединения "Новая цивилизация" : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.05 Москва, 2002 303 с. РГБ ОД, 61:02-13/2014-X

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Молодежное объединение, как психолого-педагогическая проблема .

1. История зарождения молодежных объединений .

2. Н.К. Крупская и А.С. Макаренко, как теоретики молодежного движения в СССР .

3. Современное состояние молодежных объединений в России.

4. Критерии оценки социально-воспитательной деятельности молодежного объединения.

Глава 2. Содержание, формы и методы деятельности молодежного объединения «новая цивилизация».

1. Возникновение и развитие молодежного объединения «Новая цивилизация».

2. Структура и содержание деятельности молодежного объединения «Новая цивилизация».

3. Технология воспитательной деятельности «Новой цивилизации».

4. Динамика социально-нравственного развития личности подростков в движении «Новая цивилизация».

Заключение

Список литературы

Приложения

Введение к работе

Введение. 3

Глава 1. Воспитание ценностного отношения к образованию как педагогическая проблема.

1.1 Категории "ценность", "образование",
"образование как ценность" в современном гуманитарном
знании. 15

  1. Проблема ценностных ориентации и отношений школьников в социально-гуманитарной области познания. 38

  2. Место ценностного отношения к образованию и способы его представления в содержании современного начального образования. 67

Выводы по 1 главе. 92

Глава 2. Педагогические аспекты воспитания ценностного отношения к образованию.

  1. Характеристика педагогической работы по воспитанию ценностного отношения к образованию в современной начальной школе. 97

  2. Деятельность учителя и ученика в процессе реализации ценностных отношений как части содержания начального образования. 129

Выводы по 2 главе. 171

Заключение. 174

Список литературы. 177

Приложение. 194 

История зарождения молодежных объединений

Вопросы воспитания детей и молодежи в истории человечества всегда играли одну из основных ролей. Каждая эпоха по-разному формулировала принципы и задачи воспитания, исходя из общественно-политических установок того или иного периода и развития педагогической науки. Однако вне зависимости от эпохи воспитанию всегда отдавался приоритет перед образованием [104].

На коллектив сверстников как важное условие эффективности процесса воспитания, указывал еще Витторино де Фельтра -педагог, которого герцог падуанский пригласил для воспитания своих детей. Педагог поставил условие: мальчики должны воспитываться вместе с другими детьми в загородном дворце. В школе радости В. Да Фельтре обучалось и воспитывалось 80 детей.

Коллективное воспитание осуществлялось в последующем как в зарубежной, так и в отечественной педагогике (Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ф. Фрёбель, И.И. Бецкой, СУ. Зеленко, СТ. Шацкий, А.С. Макаренко и др.).

«Идеи использования товарищества или сообщества школьников появляются в Российской педагогике еще в 60-е годы XIX века. Будучи прогрессивными, они находили свое раскрытие в трудах ведущих педагогов России того времени: К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, Н.И. Пирогова, В.П. Острогорского, В.Я. Стоюнина и других» [52, 9].

Рубеж девятнадцатого-двадцатого столетий принес с собой небывалое развитие наук, в том числе и социально-педагогических. Не случайно, что именно в этот период в различных странах зарождаются многочисленные организации, ставящие своей задачей воспитание детей и молодежи. Это - общества «Детский сад», Фребелевское общество и многие другие. Возникновение внешкольных детских учреждений связывают с именами П.Ф. Лесгафта, СТ. Шацкого, А.У. Зеленко и других прогрессивных деятелей России рубежа веков. Однако, это были объединения и общества, создаваемые взрослыми для детей.

Как отмечается в монографии «Воспитание? Воспитание.... Воспитание!» «атмосфера ябедничества, фискальства, доносов, характерная для многих школ того периода (имеется ввиду дореволюционная школа), порождала, с одной стороны, волну самоубийств среди учащихся, с другой - появление стихийно образующихся группировок, в которых дети пытались найти то, чего лишила их школа, - возможность самим обсуждать и решать интересующие их проблемы» [71, 63]. Постепенно эти группировки начали оформляться в объединения, наподобие взрослых. Тем более, что методики последних к тому времени уже были разработаны и проверены на практике. Наряду с вышеназванными, к ним можно отнести «Юношеские бригады», «Юношескую Христианскую Ассоциацию» и другие.

Однако из всех общественных детских движений наиболее массовым стало движение скаутов. Оно появилось в первом десятилетии XX века в Великобритании. Как известно, его основателем был офицер английской колониальной армии, полковник Роберт Баден Пауэлл. Уйдя в отставку, он занялся воспитанием подростков. В своей работе он использовал опыт, накопленный им во время войны с бурами, а также опыт подготовки новобранцев к военным действиям в условиях колониальных войн в Индии2. Также в основе разработок Баден-Пауэлла, согласно исследованию О. Решетникова лежали четыре педагогические теории:

«Прагматическая педагогика трудовых школ Д. Дьюи (США). Согласно Дьюи, дети, выполняя различную работу и приобретая необходимые для трудовой деятельности навыки, тем самым готовятся к предстоящей жизни.

Экспериментальная, педагогика В. Лая (Германия). Лай сформулировал принцип обучения через практику, эксперимент.

Теория свободного природосообразного воспитания М. Монтессори (Италия). Задачу воспитания Монтессори видела в создании таких условий, которые соответствуют потребностям ребенка, помогают выявить его запросы и способствуют его самовоспитанию и самообучению.

Теория гражданского воспитания Г. Кершенштейнера (Германия). Кершенштейнер придавал большое значение внешкольному воспитанию, деятельности молодежных организаций» [55, 26].

Баден-Пауэлл создал программу работы с молодежью, которая базировалась на использовании игровых технологий. Основной целью придуманной им игры было воспитание людей сильных духом, смелых, честных и хороших граждан.

В 1907 году он организовал для 20 мальчиков из различных социальных слоев общества летний лагерь на острове Броунси (Великобритания)3. Дети были разделены на группы по 5 человек. Такая группа называлась «патруль» и носила имя конкретного животного. Внутри патруля выделялся старший мальчик - лидер, который брал на себя ответственность за деятельность патруля в течение всего периода существования лагеря.

Каждый участник лагеря мог в соответствии с полученной инструкцией научиться лесному искусству, экономии, наблюдательности, дисциплине, взаимопомощи, выдержке, воспитать в себе чувство товарищества и патриотизма.

Все участники лагеря носили на плече шерстяные узлы различных цветов: «волки» - голубой, «быки» - зеленый, «львы» -желтый, «вороны» - красный.

Каждый патруль владел флагом с изображением «своего» животного. У каждого мальчика был латунный знак с лилией, который прикреплялся к пиджаку. После того, как скауты проходили тесты (вязание узлов, следопытство и т. п.), им выдавался еще один латунный значок. Когда мальчики достигали более высокого результата, они получали шейный платок цвета хаки.

Мальчики тренировали свою наблюдательность и упражнялись в пожарном деле, учились разводить костры и слушали увлекательные рассказы о флаге, морских традициях, путешествиях. Каждый день в лагере проходили спортивные игры, часто проводились различные соревнования между патрулями, а после полудня проводилась игра «След-олень», во время которой мальчики-охотники выслеживали мальчика-оленя и с помощью мячей пытались поразить его. Особенно поощрялось при этом чувство командной сплоченности и проявление товарищества.

В том же году были сформулированы Баден-Пауэллом и опубликованы базовые положения скаутинга. Упор в системе Баден-Пауэлла делался на гражданско-нравственное воспитание. Он писал: «В Великобритании в настоящее время насчитывается два миллиона мальчиков, из которых от четверти до полумиллиона находится под хорошим влиянием и вне школьных стен. Осталось 1 730 000 без такового. Эти остальные быстрыми шагами идут к хулиганству или дурной гражданственности из-за отсутствия рук, способных направить их на надлежащий путь, где они могли бы быть полезными.

Н.К. Крупская и А.С. Макаренко, как теоретики молодежного движения в СССР

Дальнейшее развитие молодежного движения в России связано с именами Надежды Константиновны Крупской и Антона Семеновича Макаренко и с созданием комсомольской и пионерской организаций, которые на длительный период времени значительно опередили скаутское движение по массовости. Этому посвящены труды А.Ф. Верхотиной, И.С. Житковой, П.А. Ключниковой, В.В. Лебединского, К.А. Лебедевой, В.И. Николаева, А.А. Степашко, А.А. Серовой, С.А. Черника.

Изучив историю общественных воспитательных движений, Н.К. Крупская пришла к выводу, что методы и формы воспитания, разработанные в скаутизме, могут быть адаптированы для работы с молодежью в России.

Осенью 1918 года на съезде Всевобуча (всеобщего военного обучения) было решено создать организацию юных коммунистов -ЮК-ов на базе оставшихся скаутских отрядов. Скаутская работа частично продолжалась под новым названием, некоторая часть скаутских руководителей перешла на сторону большевиков.

Однако уже в октябре 1919 года на втором съезде комсомола было решено распустить ЮК-скаутские отряды, сохранявшие элементы классического скаутинга. Какое-то время отряды еще продолжали жить и работать, пока в 1924 окончательно не были вытеснены образовавшейся пионерской организацией.

В 1921 Крупская выпустила брошюру «РКСМ и бойскаутизм» [84, 130-132], в которой сформулировала основные принципы, формы и методы деятельности пионерской организации. В брошюре говорилось о необходимости создания детской организации, скаутской по форме и коммунистическую по содержанию.

Уже через год в Москве появились 3 пионерских отряда Первый - в Сокольниках. Второй - в Замоскворечье. Третий - на Красной Пресне. Первые пионерские отряды создавались на предприятиях и при заводах. Они появились не без помощи скаут-лидеров. После их возникновения опыт пионерских отрядов был рассмотрен на очередном съезде. Было рекомендовано распространить опыт Москвы на другие города.

Н.К. Крупская, высказывая свое отношение к скаутингу, признавала «привлекательность форм бойскаутской работы», но содержание всей работы скаутов она видела «в воспитании из подрастающего юноши верного слуги короля и капиталистического порядка» [86]. В то же время Н.К. Крупская подчеркивала, что в скаутинге очень полезно привитие конкретных навыков: «Каждый взрослый, что-либо умеющий, должен помогать ребятам научиться тому, что он знает» [82].

Н.К. Крупская призывала школьников проявлять инициативу и самим идти к знающим и умеющим людям, ставя в пример скаутов: «Бойскаут выбирает себе значок, скажем, скотника. Ему дается программа умений: он должен научиться ухаживать за молочным скотом, доить, делать масло и сыр, стерилизовать молоко. Поставлена цель. И только. Но не открывается никаких курсов, школ. Бойскаут должен сам найти пути, как всему этому обучиться. В этом подходе дается громадный стимул к самодеятельности, к инициативе использования окружающего. Ищи как научиться». И далее Н.К. Крупская делает вывод: «... у бойскаутизма мы должны научиться такому вполне правильному подходу к окружающей жизни, научиться брать из окружающей среды нужные знания и умения» [82].

Н.К. Крупская цитирует Ж.-Ж. Руссо «Жизнь - вот ремесло, которому я хочу его обучить. Выйдя, из моих рук, он не будет - я согласен с этим - ни судьей, ни солдатом, ни священником, он будет прежде всего человеком. Все, чем должен быть человек, он сумеет стать по мере надобности не хуже всякого другого, и пусть судьба заставляет его менять места, - он всегда окажется на своем» [141]. И далее «не давайте вашему воспитаннику никаких словесных наставлений, так как он должен извлекать их из опыта».

Дальнейшее развитие идеи молодежного движения получили в работе «Пионердвижение». Здесь Н.К. Крупская подчеркивала сильную сторону скаутизма - самодеятельность детей. В то же время она отмечала и отрицательные черты скаутского движения, которые с точки зрения Н.К. Крупской, состояли в том, что скаутизм не учит коллективно действовать, а главное - «прививает буржуазные взгляды, засоряет сознание ребят, проповедует религиозность».

Тем не менее, признавая ценность открытого Баден Пауэллом метода, Н.К. Крупская писала о скаутизме, что «это очень продуманная педагогическая система воспитания, покоящаяся на знании детской психологии, детских интересов, детской среды. Она увлекает ребят, потому что организует их труд и отдых, вносит элементы игры» [83].

Известно, что и девиз пионеров «Будь готов» позаимствован основателями пионерского движения у бойскаутских организаций. Впоследствии, мало кто из членов пионерской организации догадывался об ее истоках.

Таким образом, Н.К. Крупская очень хорошо знала об эффективности скаутских программ и высоко ценила их практическую направленность. Во многом именно благодаря этому в основу деятельности создаваемого при ее непосредственном участии пионерского движения легли основы скаутинга: самодеятельность детей; их работа в коллективе; тесное взаимодействие со взрослыми; обучение через игровые технологии. Новым, по сравнению со скаутингом, что было разработано и внедрено в пионерскую и комсомольскую организации по мысли Н.К. Крупской было: четкая политическая ориентация всех участников движения, а также целенаправленный общественно-полезный труд. Разрабатывая методологические основы пионерской организации, Н.К. Крупская считала, что многие вопросы школьного воспитания можно решить с помощью молодежных объединений. В 20-е годы шел успешный поиск форм взаимодействия школы и детских и юношеских коммунистических организаций в работе по воспитанию активных участников социалистического строительства.

Последнее способствовало тому, что советская педагогика начала активно формировать научную базу по взаимодействию школы и молодежных объединений. Теории и методике деятельности пионерской и комсомольской организаций посвящены труды С.А. Демьянчука, Л.В. Кузнецовой, Л.Ф. Спирина, П.В. Конаныхина, В.Е. Ширвиндта и др.

Так, выделяя два генеральных направления работы школ: общественно-политическое воспитание и общественно-полезный труд, как важнейшие факторы, определяющие воспитание молодежи вообще, Н.К. Крупская отводила значительное место в решении поставленных перед школой задач детским и молодежным коммунистическим организациям.

К решению вопросов идейно-политического воспитания она подходила с позиций марксистской социологии и в то же время давала их психолого-педагогическое обоснование. Она указывала, что комсомол и пионерская организация охватывают подростков в том возрасте, когда убеждения еще только складываются. Среда сверстников, использование комсомолом и особенно пионерской организацией ярких, красочных, романтических форм и методов работы, способных дать ребятам опыт коллективных эмоциональных переживаний явлений общественной жизни, что в свою очередь будет повышать интерес подростков к ней, а также вызывать чувства солидарности с рабочими и крестьянами.

Возникновение и развитие молодежного объединения «Новая цивилизация».

Наша деятельность по формированию объединения молодежи опиралась на специфику развития подростка. Как указывал И.В. Гребенников, имеется «два типа перехода от детства к взрослости. Первый - непрерывный, второй - с наличием разрыва между тем, чему ребенок учится в детстве, и теми способами поведения И представлениями, которые необходимы для осуществления роли взрослого. Первый тип перехода существует в условиях сходства ряда важных норм и требований к детям и взрослым. В таких обстоятельствах развитие протекает плавно, ребенок постепенно учится способам взрослого поведения и оказывается подготовленным к выполнению требований статуса взрослого. Второй тип перехода существует в условиях расхождения в существенных нормах и требованиях к детям и взрослым (он характерен для общества с высоким промышленным развитием). В таких условиях переход к взрослости происходит с внешними и внутренними конфликтами и имеет специфический результат -неподготовленность к роли взрослого при достижении «формальной» зрелости» [107, 17].

Опытно-экспериментальная работа имела целью создание молодежного объединения, которое бы увлекло ребят и не позволило бы им пополнить ряды беспризорников. Поэтому главное внимание на первом этапе уделялось задачам сформировать приоритетные для ребят формы работы.

Разрабатывая организационные и педагогические основы объединения «Новая цивилизация», мы исходили из положений, выработанных в отечественной и зарубежной педагогике о детских и молодежных объединениях и их воспитательном воздействии. Известный педагог Б.Т. Лихачев писал: «Воспитательная сила воспитательного процесса зависит от степени организованности самой жизни детей, целесообразности и последовательности развития всего многообразия жизненных отношенческих ситуаций. Динамика воспитательного процесса как раз и состоит в системе и динамике протекания отношенческих ситуаций».

Ученый, характеризуя отношенческие ситуации, отмечает, что они возникают на трех уровнях. Первый уровень - необходимое, должное, обязательное. Этот уровень важен так как жизнь в обществе требует подготовки ребенка к ней, к вступлению во взаимоотношения с людьми, с окружающей средой и т. п.

Второй уровень определяется воспитательными ситуациями, представляющими ребенку свободный выбор: видов деятельности, общения, отношений с другими людьми, сверстниками. Ребенок может выбрать себе интересующие его виды деятельности, друзей. Вместе с тем и здесь есть необходимые условия: дружба имеет свои законы, есть правила этики общения и др.

Третий уровень обусловлен возникающими случайными ситуациями. Здесь создаются отношения, свойственные временной группе на основе временных интересов, обязанностей.

Важным положением, на котором основывалась деятельность межрегионального объединения детей и молодежи «Новая цивилизация», являлось положение о роли взрослого в воспитательном процессе.

Известно, что ребенок как человеческое существо формируется в процессе присвоения общественно-исторического опыта поколений и передается этот опыт ребенку взрослым.

О роли взрослого, педагоги в формировании личности ребенка писал еще К.Д. Ушинский, подчеркивая, что личность учителя для ребенка значит очень много. Личность учителя ничем заменить невозможно.

Определяя роль взрослого как полноправного и ведущего участника воспитательного процесса, Б.Т. Лихачев пишет: Будучи объектом воспитания, каждый взрослый человек несет в себе потенциальную возможность стать активным участником воспитательного процесса, субъектом воспитания детей. Он является субъектом уже потому, что живет и действует, делает выбор нравственного поведения в целях удовлетворения своих потребностей и интересов в присутствии детей. Тем более взрослые люди становятся субъектом воспитательного процесса, когда осознают смысл и цель своей жизни, долг, ответственность за свое влияние на подрастающее поколение, осуществляют более или менее целенаправленно свое физическое и духовно-нравственное совершенствование».

Следующее положение состояло в понимании роли коллектива и его взаимоотношений с личностью (А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Л.И. Новикова, В.А. Караковский и др.).

Опытно-экспериментальная работа началась в Подмосковном городе Балашиха, где был организован клуб «Кавалергард». Место для его работы выделила воинская часть. В течение учебного года в выходные дни группа ребят примерно из 30 человек регулярно собиралась в этом помещении для проведения занятий. Общей перспективной идеей был большой летний поход на о. Плещееве с разбивкой лагеря.

Отряд, собиравшийся каждое воскресенье жил по своим законам и правилам, большой и разнообразной интересной программой, которая составлялась советом отряда совместно с соискателем, выступавшим в это время в роли инструктора.

В течение года члены отряда готовились к походу, изучали предметы, которые могли пригодиться во время похода и длительной стоянки в лесу. Ребята учились ориентироваться по карте с помощью компаса и приемы ориентирования без приборов, способы оказания первой медицинской помощи и транспортировки пострадавших. Во время практических занятий школьники тренировались устанавливать палатки и разводить костер, готовить пищу. У них формировались навыки выживания в экстремальных ситуациях. Серьезное внимание уделялось физической подготовке и выносливости. Одновременно с этим члены отряда готовили необходимое снаряжение и оборудование, составляли список всего необходимого, собирали деньги и приобретали соответствующую экипировку и снаряжение. Все это проходило на хорошем эмоциональном фоне, так как у ребят появилась возможность лучше узнать друг друга, проверить себя во время тренировок, получать новую и интересную информацию.

Затем был многодневный поход и лагерь, в котором пригодилось все, чем занимался отряд в течение учебного года. Это был одновременно праздник и экзамен, который все выдержали.

В следующем учебном году отряд сплотился еще больше. Кроме подготовки к предстоящему большому походу в работе ребят появились новые направления, в частности знакомство и переписка с молодежью разных стран. «Этот первый опыт позволил сделать вывод о том, что методы, разработанные для скаутской, уточненные благодаря деятельности пионерской и других молодежных организаций, адаптированные к современным российским условиям, нравятся школьникам, и, главное, дают хорошие педагогические результаты. Класс стал очень дружным, ребята помогали друг другу не только во время наших занятий, но и в школе, на уроках, в свободное время. Они стали чаще встречаться за пределами школы. Если использовать формальный показатель, они успешно закончили школу (хотя у многих ранее были серьезные трудности в учебе и в отношениях с педагогами) и все поступили в высшие учебные заведения.

Опыт Балашихинского отряда лег в основу концепции исследования педагогических возможностей новых методик в социальной адаптации и воспитании школьников.

На втором этапе исследования соискатель совместно с В.Г. Мамоновым создал лицей «Подмосковный» интернатного типа для детей погибших пограничников. Специфика отобранного для лицея контингента подростков была такова, что значительная его часть была надолго вырвана из образовательной среды. Необходимо было разработать такие формы и методики работы, которые позволили бы восполнить пробелы в образовании и воспитании ребят, вызванные длительным отрывом от школы.

Структура и содержание деятельности молодежного объединения «Новая цивилизация».

Организация детей и молодежи основой своей структуры имеет клуб. Сегодня в «Новой цивилизации» 25 клубов. Они разбросаны по всей территории России, но не равномерно. Самые старые клубы сосредоточены в регионах, где градообразующими предприятиями являются предприятия ЮКОСа. Главным образом это клубы, расположенные в городах Самарской области.

В «Новой цивилизации» к кандидату в навигаторы предъявляются следующие требования: быть не моложе 11, но не старше 18 лет; пройти медицинское обследование и предоставить справку установленного образца, разрешающую занятия в спортивной секции. Кроме подписи врача справка должна быть заверена вашими родителями или опекунами; понимать, признавать и быть готовым выполнять в повседневной жизни торжественное обещание и Законы «Новой цивилизации». знать девиз, лозунг и правила поведения на природе; описать эмблему навигатора - и объяснить ее значение; показать знак навигатора; показать, как вяжется прямой узел.

Не каждый навигатор - подросток, принимающий участие в играх «Новой цивилизации» - является членом клуба. Чтобы стать им, необходимо пройти весь игровой цикл, в том числе летний лагерь «Ньюландия». Здесь, преимущественно, навигаторы имеют возможность пройти «Вазовый курс навигатора» и сдать по нему зачеты, а также предложить свой социальный проект. После того, как приняты все зачеты и утвержден проект, навигатор становится членом клуба.

Главное требование к члену клуба - активная работа в качестве менеджера молодежных программ «Новой цивилизации» со своими сверстниками.

Независимо от возраста, за пределами клуба каждый из его активистов выступает в роли менеджера, организатора работы с детьми и подростками. Клуб существует не сам для себя, хотя в нем создается свой собственный микромир, он не только готовит школьников к активной взрослой жизни, но уже сегодня, в меру возможностей активно участвует в ней.

Вступив в клуб, навигатор попадает в один из отрядов, более подходящий к нему по возрасту: отряд младших школьников (8 - 10 лет), отряд школьников среднего звена (11 - 14 лет), отряд старших школьников (15 - 17 лет).

Отряды в свою очередь делятся на патрули. Максимальный состав патруля 10 - 12 человек - число наиболее удобное для коллективной деятельности.

Патрули навигаторов можно сравнить со строительными блоками, из которых состоит все здание объединения.

Члены патруля сами ставят перед собой цели и добиваются их осуществления. Вместе с тем, работая самостоятельно, навигатор всегда осознает себя членом своей команды. Патруль - это сплоченный круг верных друзей, объединившихся для того, чтобы жизнь стала интересной и наполненной яркими событиями и веселыми играми. На общих мероприятиях навигаторы могут научиться друг у друга различным полезным навыкам.

В организации деятельности детей и молодежи объединения большое значение придается патрулю. Именно в составе патруля ребята учатся практическим навыкам сами и учат своих товарищей. Главным критерием эффективности патруля следует считать степень овладения каждым из его членов максимальным набором специальностей «Новой цивилизации» и участие в конкретных проектах клуба. Иными словами, степень практической подготовки к жизни каждого и коллектива, ответственность за клуб должны стать главной заботой командиров патрулей и отрядов. Каждый член патруля имеет конкретное поручение. Они могут быть постоянными или временными. Характер поручения может зависеть как от долгосрочных задач патруля (как, например, содействие самообразованию его членов), так и от разовых дел, в которых он участвует. Целесообразно, чтобы каждый патруль имел своего Советника, которым может быть взрослый инструктор клуба, родители или опытные члены клуба старшей группы.

Наряду с обычными патрулями существует патруль новичков. Это особая команда, которая набирается из новичков, принятых в ряды «Новой цивилизации». Такому дозору особое внимание уделяют взрослые советники «Новой цивилизации», а во главе его ставится наиболее опытный навигатор, желающий работать с новичками.

При помощи инструкторов-наставников вновь сформированный дозор живет той же самой жизнью, что и остальные патрули навигаторов. Его члены выбирают командира патруля, разрабатывают план своей деятельности, принимают участие в совместных мероприятиях отряда.

Члены патруля для начинающих навигаторов много времени уделяют изучению азов. Пройдет еще немало времени, прежде чем новички почувствуют себя готовыми для получения более высокого разряда навигатора.

Особый контингент составляют ребята, у которых нет возможности заниматься в клубе «Новой цивилизации». Им рекомендуется прежде, чем приступать к практической работе, внимательно изучите все разделы «Базового курса навигатора».

Идея «Базового курса навигатора», базирующегося на квалификационных разрядах или, другими словами, ступенях роста мастерства навигаторов является краеугольным камнем объединения. Настойчивость, целеустремленность и работа каждого юного разведчика должны быть по достоинству вознаграждены с учетом индивидуального вклада каждого мальчишки. За успешную сдачу квалификационных испытаний навигаторы получают красиво оформленные знаки отличия, которые прикрепляются к форме граждан «Новой цивилизации». Любая нашивка на одежде навигатора - не украшение: каждый знак отличия подтверждает конкретное достижение члена организации и свидетельствует о его опыте и подготовленности.

В отличие от школы, постигая тайны мастерства разведчика, ребята могут сами выбрать наиболее подходящие темпы усвоения программы обучения. Все зависит исключительно от желания и настойчивости.

Для получения очередного разряда навигатор должен освоить целый ряд профессий и получить нашивки, подтверждающие это. На практике это выглядит так: если вы чувствуете себя подготовленным к более высокому разряду, то обращаетесь к своему советнику. На основании устного заявления, собирается квалификационная комиссия, в состав которой входят взрослые инструктора, а также наиболее подготовленные навигаторы из числа общепризнанных лидеров отряда. Именно этой комиссии и предоставляется право присваивать очередные разряды.

Кроме приобретения конкретных практических навыков от кандидатов на очередной разряд требуется активное участие в жизни патруля, а также соблюдение Обещания и Законов «Новой цивилизации».

И еще одна немаловажная деталь. Разряды навигаторов не имеют никакого отношения к воинским званиям и не дают никаких командирских полномочий ни одному из их обладателей. Все руководящие должности в отряде, начиная с командира патруля, являются выборными.

Похожие диссертации на Социально-нравственное воспитание подростков в условиях молодежного объединения "Новая цивилизация"