Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Этнопедагогика празднично-обрядовой культуры адыгов Мамхягова Мадина Мухарбиевна

Этнопедагогика празднично-обрядовой культуры адыгов
<
Этнопедагогика празднично-обрядовой культуры адыгов Этнопедагогика празднично-обрядовой культуры адыгов Этнопедагогика празднично-обрядовой культуры адыгов Этнопедагогика празднично-обрядовой культуры адыгов Этнопедагогика празднично-обрядовой культуры адыгов Этнопедагогика празднично-обрядовой культуры адыгов Этнопедагогика празднично-обрядовой культуры адыгов Этнопедагогика празднично-обрядовой культуры адыгов Этнопедагогика празднично-обрядовой культуры адыгов
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Мамхягова Мадина Мухарбиевна. Этнопедагогика празднично-обрядовой культуры адыгов : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.05 : Москва, 1999 204 c. РГБ ОД, 61:00-13/1372-5

Содержание к диссертации

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава I. ТЕСРЕТЙЧЕСКЙЕ ОСНОШ ПРАЗДНИЧНО-ОБРЯДОВОЙ

КУЛЬТУРЫ АДЫГОВ 21

§ I. Понятна "этнопедагогика празднично-обрядо вой культуры" адыгов 21

§ 2. Теоретические подходы к изучению народной педагогики 48

§ 3. Теоретические подходы к изучению праздников и обрядов адыгов 73

Глава П. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ

КУЛЬТУРЫ ПО РАЗВИТИЮ ПРАЗДНИЧНО-ОБРЯДОВОЙ

КУЛЬТУРЫ АДЫГОВ 97

§ I. Этнопедагогика календарных праздников и обрядов адыгов 97

§ 2. Этнопедагогика адыгских праздников и об рядов животноводов 122

§ 3. Выразительные средства этнопедагогики празднично-обрядовой культуры адыгов 142

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 164

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 173

ПРШЮЕЕНИЯ 184 

Введение к работе

Актуальность исследования. Духовное обновление общества делает празднично-обрядовую культуру адыгов в период перехода нашего общества на рыночные отношения весьма сложной научной проблемой.

Проблема этнопедагогики празднично-обрядовой культуры адыгов проистекает как из объективных, так и субъективных причин.

Для того, чтобы рассмотреть этнонедагогику празднично-обрядовой культуры адыгов необходимо понимание реальностей процессов происходящих в обществе и возможность трансформировать их адекватно изменяющейся действительности.

Но эта идея реально осуществима в стабильных условиях общественного развития. Поскольку празднично-обрядовая культура сложный феномен, его следует рассматривать как единый творческий организм, все составляющие которого трансформируются в изменяющемся образе жизни народа. Праздник и обряд неотъемлемые компоненты любого образа жизни.

В последние годы заметно активизировался интерес к своей истории и культуре у разных народов России. Не стал исключением в этом плане и адыгский народ. Вытеснение огромных пластов национальной культуры из общественной жизни в прошлом привело к нивелированию этнокультурных ценностей и национального самосознания людей. Необходимость возрождения этнопедагогичес-ких традиций возникла вследствие преодоления нигилистического отношения к ним со стороны населения республики.

Сохранение и развитие традиционной культуры адыгов, обеспечение преемственности в передаче этнокультурных ценностей

должно стать приоритетным направлением социокультурной политики в республике и Россжи.

Осмысление процесса этнокультурного возрождения - актуальная проблема не только для становления личности,но и важнейшая задача различных научных дисциплин,в том числе этнопедагогики.

Проблема приобщения детей и юношества к национально! культуре в республике Адыгее, несмотря на все возрастающие поиски путей ее решения. Б настоящее время особенно остро сказывается отсутствие практического опыта по использованию этнокультурных традиций в воспитании подрастающего поколения, не отлажен механизм введения национально-регионального компонента в учебно-воспитательный процесс, отсутствуют программы, методические пособия, отвечающие локальным особенностям организации праздников и обрядов адыгов.

Отсюда, налицо противоречие между состоянием празднично-обрядовой культуры адыгов и объективной потребностью народа в её возрождении.

Преодолению этого противоречия мешают негативные тенденции опирающиеся на концепцию "культурного обслуживания",которая не позволяет раскрыть творческие потенциальные возможности празднично-обрядовой культуры адыгов.

Разрешение вышеуказанных противоречий сдерживается отсутствием специальных научных исследований проблемы этнопедагогики празднично-обрядовой культуры адыгов»

Следовательно, актуальность данной проблемы определяется потребностью адыгейского народа в раскрытии этнопедагогических основ празднично-обрядовой культуры, оптимально сбалансированной во всех компонентах.

Состояние изученности проблемы. Этнопедагогика за послед

нив годы уделяется большое внимание как в нашей стране, так а за рубежом. Этнонедагогака стала предметом асследованвя представителей самых разных смежных специальностей: педагогов, этногра-фов, истораков, социологов, философов, культурологов в др. Достаточно подробная библиография представлена в статье Г .А. Комаровой3 и особенно в историографическом очерке И.С.Кона по этнографии детства.

Анализ научной литературы показывает, что, во-первых, проблемами изучения детства занимались главным образом педагоги и психолога, привлекая, однако, и этнографический материал; а во-вторых, основное внимание педагоги обращали на народную педагогическую мысль, отраженную в пословицах, поговорках, рассказах и т.п., а психологи - на общую социально-психологическую адаптацию детей и молодежи, законы регуляции поведения и т.д. В этом плане педагогика почти у всех народов выглядит одинаково: все они хотели и хотят воспитывать своих детей честными, сме-лыми, трудолюбивыми И Т.П.

Однако важно проследить, какой смысл вкладывается в содержание этих общенародных ценностей. Ведь у каждого народа процессы социализации имеют свои особенности, связанные с теми или иными нормативными представлениями и воспитательским опытом, выработанным в течение многих веков. И тут нельзя не согласиться с А.П.Сидельковским, когда он пишет, что в этих вопросах "прослеживаются свои единичные, особенные и общие тенденции, познание которых во многом еще ждет своих исследователей.

Наблюдение как метод изучения современного педагогического опыта дополнялось анкетами и беседами, в данном случав помогающими выяснению отдельных сторон педагогического опыта прошлого. Запись бесед со стариками о воспитании детей в прошлом во многих случаях конкретизировала факты, выявленные в архивах и обогащала данную работу дополнительными материалами для характеристики педагогических представлений адыгов. В отдельных случаях при раскрытии тех или иных педагогических явлений прошлого можно было полагаться на записи более позднего времени, поскольку обряды и традиции народа в области воспитания, как и народные обычаи вообще, носят устойчивый характер и в течение столетий сохраняются без существенных изменений.

1. Сходство народных идеалов и педагогических параллелей свидетельствуют о близости общих принципов и методов воспитания. Но как верно отмечает Л.С.Выготский, "для недагогив и для тех, чья деятельность требует точного знания ребенка, анализ фактов важнее теории". Поэтому при изучении народной практики воспитания необходим дифференцированный подход, при котором "отправ

ной точкой сравнительного исследования должна быть не отдельно взятая морально-психологическая черта или ценность, например, трудолюбие или самостоятельность, или конкретный психологический прием, в целостный образ жизни, в рамках которого формируется, функционирует и видоизменяется соответствующая система социализации и межпоколенной трансмиссии культуры .

Непосредственную зависимость воспитания детей от социокультурной среды наглядно показывают,правда,в художественно типизированной форме, М.Эпштейн и Е.Юкиыа в статье "Образы детства", в которой авторы, анализируя детские образы в литературных произведениях, приходя к выводу, что герои Диккенса или Марка Твена по своим социально-психологическим характеристикам отличаются от героев Толстого, Бунина, Достоевского и др.

Поступки, поведение, внутренний мир детей и подростков в обобщенных образах выпуклы и зримы. Однако они не менее приметны у их прототипов в действительной жизни при более вниматель ном рассмотрении. В качестве примера можно привести вышедшие в 1983 г. два сборника "Этнография детства , посвященные традиционным формам воспитания детей и подростков у народов Восточной и Юго-Восточной Азии и у народов Передней и Южной Азии. Хотя статьи в этих изданиях сделаны в одном заданном ключе и авторы рассматривают одни и те же вопросы, работы эти не похожи друг на друга. Наряду с общими тенденциями социализации

здесь показаны и этнокультурные особенности рассматриваемых

народов.

Начиная с послевоенных лет педагоги и этнографы стали обращать пристальное внимание на традиционное воспитание детей, на особенности детской субкультуры, на обычаи и обряды детского цикла и т.д. Но среди них преобладают работы педагогического характера. Такого рода монографические исследования имеются по азербайджанцам,1 грузинам,2 армянам, чувашам,4 татарам, осе-тинам, кабардинцам и т.д. Этнографы также изучают проблемы воспитания детей и молодежи, хотя специальных монографических работ пока еще мало. Соответствующие вопросы рассматриваются главным образом в исследованиях, посвященных семье и семейному быту, правда за последние годы по обычаям и обрядам детского

Я 9

цикла написаны кандидатские диссертации об удмуртах «казахах, черкесах, мордве, абхазах12 и др.

Таким образом, началось накопление материала по изучению этнопедагогики у отдельных народов. Это в какой-то мере облегчает следующий этап процесса исследования, основные вехи которого наметил А.П.Сидельковский: "Диалектика перехода от педагогики отдельного народа (например: черкесов, кабардинцев или адыгейцев) к особенной педагогике, которая свойственна всем родственным народам (в данном случав - всем адыгам),а затем ко всему об-щему в воспитании, которое присуще и другим народам Северного Кавказа, отражает сложнейшие закономерности общесоциального и особенно социально-педагогического процесса .

В настоящей работе будут затронуты не все обряды адыгов, способствовавшие воспитанию подрастающего поколения.Описанию и анализу подвергнутся лишь те из них,которые перевит в народные увеселения или игры, а также такие обряды,которые были близки к этому. Такой выбор объясняется тем, что обряды адыгов сами по себе нашли свое отражение в исторической литературе. Но этого нельзя сказать об обрядовых играх и обрядах, принявших игровой, увеселительный характер. При всемэтом под обрядами в данной работе подразумевается такая совокупность установленным обычаем адыгов (адыгэ хабзэ) действий, которые связаны с религиозными, а также бытовыми традициями; под обрядовыми же играми - игры, преимущественно театрализованные, тяготеющие к драматическим представлениям, житеиско-бытовым мероприятиям или же военным упражнениям, которые связаны так или иначе с обрядами, проводимыми во время земледельческих и животноводческих празднеств, при рождении детей, на свадьбах и похоронах. Исходя из этого, в данной работе будут представлены адыгские календарно-производственные и семейно-бытовые обряды и сопровождавшие их

обрядовые игры.

Семейно-бытовые обряды и обрядовые игры адыгов способствовавшие воспитанию детей и молодежи составляют большой раздел нашей диссертации - это обряды и связанные с ними обрядовые игры,проводимые в связи с рождением детей и их совершеннолетием.

Также мы рассмотрим такие обряды и обрядовые игры, которыми адыги сопровождали празднества, связанные с земледелием, животноводством, а также, пчеловодством, и которые приурочивались к определенным временам и датам года к периоду подготовки к весенне-полевым работам, выходу на пахоту, возвращению пахарей, летним работам по уходу за посевными, уборке урожая, сенокошению, выгону скота на летние пастбища, роению пчел и др.

Приведенные выше авторы в своих исследованиях косвенно касались исследования этнопедагогики празднично-обрядовой культуры. Они обосновали методологию проблемы, определили ее место в системе культурологии, сконцентрировали внимание ученых на основных направлениях исследования данной проблемы.

Учитывая актуальность и недостаточную разработанность проблемы,диссертантка избрала объектом исследования празднично-обрядовая культура адыгов, а предметом -этнопедагогика празднично-обрядовой культуры адыгов.

Предварительный анализ проблемы позволил сформулировать рабочую гипотезу исследования, которая состоит в предположении о том, что раскрытие этнопедагогики празднично-обрядовой культуры адыгов будет способствовать оптимизации процесса творчео-ко целостной саморегулирующейся системы традиций, обычаев, праздников и обрядов.

Все это и определило цель исследования, которая состоит в том, чтобы выявить основы этнопедагогики празднично-обрядовой культуры адыгов.

Данная цель обусловила необходимость решения ряда взаимосвязанных исследовательских задач:

- рассмотреть понятие "этнонедагогика празднично-обрядовой культуры" адыгов;

- раскрыть теоретические подходы к изучению народной педагогики в празднично-обрядовой культуре адыгов;

- выявить основные направления совершенствования этноне-дагогичееких основ празднично-обрядовой культуры адыгов;

- выработать практические рекомендации по использованию этнопедагогики празднично-обрядовой культуры адыгов в учреждениях культуры.

Выбор баз исследования был определен целью исследования, территориальным расположением, что создавало возможности для репрезентативного исследования и сравнительного анализа, осуществления констатирующего и опытного этапов исследования.

Базы исследования, которыми стали Дома культуры Карачаево-Черкесской республики, экспериментальный - Хабезский Дом культуры Хабезского района, а контрольный - Адыге-Хабльский ДК Адыге-Хабльского района.

Теоретико-методологическую основу исследования составили сложившиеся в философии и культурологии концепции народной педагогики и понимания всепроникающего характера культуры.

Идеи тесной взаимосвязи явлений материальных и духовных (Кант, Гегель, Фихте), ценностно-ориентированного, активно-деятельное тного процесса "духовно-практического" основания мира (К.Маркс, Ф.Энгельс, ГЛЗлеханов).

Существенное воздействие на теоретическую позицию автора оказали идеи русских мыслителей - Н.А.Бердяева, В.С.Соловьева, М.М.Бахтина, Г.СБатищева и др. о бесконечном духовном самосовершенствовании человека, о путях удовлетворения духовных

потребностей личности.

Проблемы творческой целостности празднично-обрядовой культуры рассматривались с позиций эстетических идей Дробязко В., Погожева Т.А., Протопопова Н.Ф., Славинаса А.Я.,Чемякнна С.Н., Хромова Ю.Б.

Были использованы труды ученых советского и постсоветского периода по вопросам этнических процессов и явлений культуры, теоретические работы современных этнографов по национальным вопросам, работы философского и историографического характера, где рассматриваются проблемы соотношения исторического источника с историческими фактами.

Для успешного изучения этнопедагогики большое значение имеют изучение, обобщение и всесторонний анализ традиционных методов и механизмов воспитания детей и молодежи у народов нашего многонационального государства в настоящее время, ибо культурные традиции всегда были и продолжают оставаться универсальным стабилизирующим и селективным механизмом действующим во всех сферах социума.

прт ння т?яч исследования. Исследование проводилось в течение 4-х лет (1995-1999 гг.).

Было осуществлено изучение и анализ философской, культурологической, социологической, педагогической литературы с целью выявления состояния проблемы. На этом этапе происходила разработка программы, инструментария и методики исследования,подбор баз для проведения исследования. На основе анализа документов, материалов, периодической вечатн, монографий и других публикаций по интересующим автора проблемам была сформирована методологическая часть программы исследования и намечен ее процедурный раздел. На основе анализа документации экспериментального и контрольного Домов культуры было изучено состояние празднично

обрядовой культуры адыгов в районе.

В обоих Домах культуры проводилось изучение объективных возможностей совершенствования организации этнопедагогической деятельности учреждений культуры в воссоздании творческой целостности празднично-обрядовой культуры адыгов. Осуществлена логическая и структурная обработка исследовательских материалов; получен фактологический материал, что позволило разработать специальную этнопедагогичвекую программу, включающую комплексные разделы по воссозданию празднично-обрядовой культуры адыгов, в которых предусмотрены различные акции раскрывающие социально-педагогический потенциал исследуемого фено-мена •

Методика исследования включала целый комплекс различных методов, направленных на достижение поставленной цели. В том числе, метод наблюдения использовался в целях определения эффективности различных компонентов этнопедагогики празднично-обрядовой культуры адыгов. Методы беседы и опроса.

Для проведения исследования была сделана попытка найти методики, которые позволили бы в дополнение к внешней форме обстоятельствам выявить специфику праздника и обряда адыгов как социального организма; а специалистам и сотрудникам учреждений культуры осознать, что подлинными мотиваторами организации деятельности являются знания, умения, навыки, способы и формы этнопедагогической деятельности, которые бы были созвучны стратегии народных праздников и обрядов. Избранная методика позволила получить необходимый и достаточный объём сведений, способствующих наиболее полному пониманию этнопедагогической сущности празднично-обрядовой культуры адыгов.

Достоверность исследования обеспечивалась использованием на всех этапах идентичного инструментария, применением взаїмо

дополняющих методик, достаточностью полноценного фактологического материала. Репрезентативность фактологического материала позволила осуществить сравнительный анализ полученных данных. Подтверждается изученностью баз исследования,; длительностью научного поиска, адекватностью методики его целям и задачам.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что рассматриваемая проблематика будет впервые исследована в данном контексте. До сих пор не предпринималось попыток исследовать феномен этнопедагогики празднично-обрядовой культуры адыгов, связанных с духовным творчеством и символической коммуникацией, как художественно-эстетический образ конкретной эпохи, как пространственно-временной континиум развития личности.

5 процессе исследования рассмотрены понятие и существенные характеристики этнопедагогики празднично-обрядовой культуры адыгов, что позволило выстроить систему способную быть самоуправляемой, саморазвивающейся. Для выяснения жизнеобеспечения системы на базах исследования были определены три основные направления совершенствования празднично-обрядовой культуры адыгов. Это внедрение в организацию деятельности учреждений культуры празднично-обрядовых программ, которые проявляют функции; расширяют диапазон действия, что представляет наибольшие возможности для обогащения этнопедагогики празднично-обрядовой культуры адыгов.

Празднично-обрядовая программ адыгов позволяет осуществлять взаимодействие учреждения культуры с другими социально-культурными институтами, способствует повышению уровня координации как составной части организации, способствующей созданию психолого-педагогических ситуаций для реализации социально-творческих способностей личности.

Апробация исследования состоит в том, что разработаны и внедрены в практику научно-методические рекомендации для учреждений культуры, где автор делает акцент на то, что организация их деятельности будет наиболее эффективной, если она осуществляет дифференцированный подход к возрастным категориям посетителей на основе ценностных ориентации народа адыгов, его мотивированного включения в празднично-обрядовую культуру. Следовательно, создание этнопедагогики празднично-обрядовой культуры способствует развитию многофункциональной предметной художественной деятельности адыгов, подготовке полифункциональных празднично-обрядовых программ, различающихся по формам организации и методам проведения, что позволило диссертанке зафиксировать реальные позитивные сдвиги.

Практическая значимость исследования заключается в разработанных автором рекомендациях, предложениях и выводах, которые внедрены в практику учреждений культуры адыгов и могут быть использованы в учреждениях культуры республики различного типа.

Материалы полученные в ходе исследования используются в деятельности Областного научно-методического Центра народного художественного творчества и культурно-просветительной работы:

- оказании информационно-методических, образовательных и других видов услуг предприятиям, учреждениям, организациям культуры;

- участии в разработке и производстве материально-технической базы досуга;

- организации и проведении учебной и производственной практики студентов в передовых базовых организациях отрасли культуры.

Материалы полученные в ходе исследования данной проблемы используются в Карачаево-Черкесском училище культуры в процес

се преподавания курса "Режиссура культурно-досуговых программ" по кафедре "Социально-культурной деятельности".

Дттробдт вя работы осуществлялась посредством:

- опубликования результатов исследования в печати;

- выступления на республиканской научно-практической конференции молодых ученых. Москва 25-26 марта 1997 "Социум и культура: голоса молодых" с докладом "Празднично-обрядовая культура адыгов";

- ответов перед специалистами работников учреждений культуры адыгов в 1996-1999 гг.

На защиту выносятся следующие положения:

- празднично-обрядовая культура адыгов исторически обусловленное образование, осуществляющее производство и освоение духовных ценностей, обеспечивающая универсальное развитие и реализацию сущностных сил личности;

- празднично-обрядовая культура адыгов располагает богатыми организационными возможностями воздействия народных традиций, народной педагогики на процесс формирования потребностей людей, выступает регулятором их поведения с учетом менталитета народа;

- этнопедагогика празднично-обрядовой культуры осуществляется на основе определенного набора взаимосвязанных операций, прогнозирование результата с учетом объективных и субъективных факторов; экономического планирования, сложившейся практики разделения труда и знания потребностей, мотивации и интересов посетителей учреждений культуры;

- разработка празднично-обрядовой программы как результат есть главная основа этнопедагогики способствующей обретению личностью духовной свободы в мире культуры. Она является одним из инструментов самореализации проявления личностью в социуме.

Духовная свобода предполагает формирование таких качеств

как патриотизм, любовь к своей Родине, своему народу, своей истории, социально активной, нравственной личности знающей свои права и обязанности;

- в основе этнонедагогики празднично-обрядовой культуры адыгов лежат законы общественной морали людей как субъектов истории, их внутреннего мира, определяющих отношение людей к самим себе, другим людям, природе и обществу. Место и значение праздников и обрядов адыгов определяется тем, что в них - в сжатом, "спрессованном", "сконденсированном" виде - представлены обобщенные итоги всей предшествующей истории, переориентированном на законы индивидуального развития личности. Этим - в контексте диссертации определяется мест© праздников и обрядов адыгов, как способов непосредственного общения людей, знаково-симводического представления самых общих культурных смыслов, воспроизводства тех или иных систем ценностей;

- значение восстановления механизмов культурной преемственности и, следовательно, формирования личности,как субъекта национальной истории адыгов, столь велико, что - вопреки всей силе негативных воздействий конкретно-исторических условий и обстоятельств современной жизни россиян, их действие уже положило начало процессу нравственного возрождения ("выздоровления") общества на основе творчески целостной празднично-обрядовой культуры адыгов, что и подтверждается результатами нашего исследования.

Как показал предварительный анализ, процесс освоения празднично-обрядовой культуры адыгов, сложный и противоречивый. Большую опасность для него представляет механическое.формальное навязывание культуры извне. Основная цель приобщения личности к культуре в содержании праздника и обряда - это пробуждение в ней нравственно-эстетических начал, формирование свободной и

органичной потребности личности в культуре. Только тогда празднично-обрядовая культура адыгов становится народной педагогикой.

Большой вклад в развитие этнопедагогики празднично-обрядовой культуры внесли просветители.

Адыгский просветитель и педагог Ставропольской гимназии Умар Берсей в 1853 г. составит "Букварь черкесского языка", по которому учил родному языку своих учеников-адыгов в Ставропольской гимназии.

В этнографической и педагогической литературе советского периода появилось много работ, трактующих отдельные стороны педагогического опыта русских, грузин, латышей, татар, чуваш, адыгов, армян и другие рассматривались актуальные этнопедагогн-ческие проблемы.

В зарубежной этнографической и историческо-педагогической литературе освещались лишь отдельные стороны народного педагогического опыта, и то - по преимуществу в этнографическом плане.

В основу данной темы легли полевые этнографические материалы, собранные автором в 1995-1999 гг. в Карачаево-Черкесии, Адыгеи, Кабардино-Балкарии.

Сбор этнографического материала осуществлялся по заранее составленной программе. При этом основной задачей полевых работ было выявление этнопедагогических материалов вообще и по народным играм адыгов в прошлом и настоящем в частности. Всего же нам удалось выявить и записать более 85 адыгских детских и народных игр. Для выяснения достоверности информации и для определения особенностей игр они проверялись путем сопоставления данных, полученных в различных населенных пунктах Кабар

дино-Балкарии, Адыгеи, Карачаево-Черкесии.

Кроме того, наряду с полевыми записями, в работе использованы материалы научно-исследовательских институтов Кабардино-Балкарии, Адыгеи и Карачаево-Черкессии, а также источники, найденные в Российской Государственной библиотеке. В архивах этих научных учреждений накоплен богатый материал по обрядам, верованиям и некоторым обрядовым играм адыгов. Среди этих материалов встречаются интересные факты и детали, сопоставление которых с уже известными историческими и литературными данными, а также с собранными нами полевыми этнографическими материалами дают богатый материал не только для научных гипотез, но и для более конкретных выводов.

Поэтому в данном исследовании празднично-обрядовая культура адыгов рассматривается диссертанткой как единый комплекс. При таком подходе взаимосвязь обряда и праздника аналогична взаимосвязи единичного и общего, а значит праздник всегда имеет более масштабный, нежели обряд, характер.

Проблема этнонедагогики празднично-обрядовой культуры не может быть решена тщательного изучения данного явления в диалектическом развитии.

При исследовании творческой целостности празднично-обрядовой культуры автор обращала особое внимание на взаимосвязь, взаимовлияние и взаимодействие праздников и обрядов.

На основе проведенного анализа современного состояния празднично-обрядовой культуры адыгов было сделано предположение, что процессы, наблюдаемые на протяжении реформирования государства отразили как основные этапы истории государства, так и современные социальные и этнокультурные трансформации в этнопедагогике людей. Поэтому празднично-обрядовая культура адыгов стала своеобразным "полем", на котором в пространстве

и во времени протекали сложнейшие процессы её творческого развития, в том числе и элементов, органично связанных с культурными традициями адыгов при одновременном появлении празднично-обрядовых новаций.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, вводной характеристики, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Похожие диссертации на Этнопедагогика празднично-обрядовой культуры адыгов