Введение к работе
Актуальность исследования. Современная социокультурная
ситуация требует высококвалифицированного отношения к
педагогическим выразительным средствам в учреждениях
культуры. Эволюция духовных ценностей, составляющих основу
общенациональной культуры и определяющих гуманистические
ориентиры развития нашего общества требует инновационного
подхода к исследованию педагогических средств, используемых в
постановке театрализованных представлений. Внутренний
технологический кризис социально-культурной деятельности
усугубляется внешними обстоятельствами - сложностью развития
рыночных отношении, мировым экономическим кризисом, когда
личности приходится решать неотложные проблемы
жизнеобеспечения, что выступает дополнительным фактором
культурно-педагогической дезинтеграции. Все это не позволяет
определить перспективы развития технологии социально-
культурной деятельности в целом, не' изучив педагогических
аспектов основных составляющих механизма ее
функционирования.
На фоне социальной напряженности общества, педагогические выразительные средства социально-культурной деятельности призваны удовлетворять и формировать эстетические и нравственные потребности личности, вводить ее в конкретно-историческую систему социальных отношений. Обогащение технологий социально-культурной деятельности педагогическими выразительными средствами, развивающимися по своим специфическим законам, наполняет конкретную форму программы содержанием, раскрывая животрепещущие проблемы, касающиеся конкретной аудитории. Поэтому интегративное взаимодействие педагогических выразительных средств в постановке театрализованных представлений в учреждении культуры носит характер прямой зависимости, адекватной детерминации от объективных и субъективных факторов.
Актуальность рассмотрения интегратнвного взаимодействия педагогических выразительных средств в постановке театрализованных представлений в учреждении культуры обусловлена следующими противоречиями между:
потребностями общества в сохранении и развитии
театрализованных представлении как педагогически
ориеитирозанного в условиях свободного времени воспитательного воздействия и использованием педагогических выразительных средств, которые не способствуют раскрытию потенциальных возможностей театрализованных представлений;
необходимостью сохранения целостности социально-культурной деятельности, предотвращения ее распада на отдельные компоненты и элементы программы, формы и методы и отсутствием концептуального подхода к основному механизму ее функционирования -технологии.
Среди технологий социально-культурной деятельности театрализованные представления занимают особое место. Это наиболее художественно насыщенная деятельность, требующая большого набора творческих способностей и руководителя постановки, и прежде всего в сценарном мастерстве и режиссуре.
Степень научной разработанности проблемы.
Исследование педагогических выразительных средств в театрализованных представлениях учреждений культуры вызвано необходимостью обратиться к философским трудам В. Г. Афанасьева, С.Ф. Андреева, К.А. Абульхановой-Славской, А. И. Арнольдова, B.C. Библера, М.А. Давыдовой, С.Н. Иконниковой, В.М. Межуева, А.К. Уледова, определившим роль, место и границы художественной культуры в духовной жизни общества.
Большой вклад в анализ данной проблемы внесли и социологи: В. Г. Андреенков, И. И. Волков, В. И. Иванов, А.В. Кабыща, В.В. Колбановская, B.C. Коробейников, Г.В. Осипов, В.П. Рож и и, А. И. Ракитов, P.M. Рывкина, А. Г. Харчев, Ф.Р. Филиппов, изучавшие отношение различных групп населения к художественной деятельности.
Важное место в вопросах функционирования художественной культуры занимают труды А.Я. Апресяна, А.М. Андреева, Г.Г. Даламяна, М.С. Кагана, IO.A. Лукина, Ю.А. Сохора, У.Ю. Фохт-Бабушкина, B.C. Цукермана, которые дали анализ влияния различных факторов на художественный процесс.
В педагогической науке к данной проблеме обращались Ю. П. Азаров, Н.К. Бакланова, Н. И. Иванов, B.C. Кузин, B.C. Коробейников, Б.И. Лихачев, Б.М Морозова., К.К. Платонов, Л.И. Рувинскнй, Г. Л. Смирнов, В.М. Соколов, рассматривающие функционирование художественной культуры как целостный процесс.
Существует ряд исследований, имеющих научное значение для изучения театрализованных представлений, подготовленных Е.В. Вановской, Д.М Ганиным, Д.II. Катышевой, Л.Л. Коновичем, А. Д. Силиным, Е.Д Селивановым, В. Л. Триадским, И.М. Тумановым, И. Г. Шароевым, А. И. Чечетиным, в которых раскрываются режиссерско-драматургическне основы массовых театрализованных представлений и праздников.
В исследование проблем развития театрализованных представлений в учреждениях культуры особый вклад внесли В.Н. Гагин, Д.М. Генкин, А.Д. Жарков, Л.С. Жаркова, А.А Коновпч, Ю.Д. Красильников, А.В. Сасыхов, Ю.А Стрельцов, В.Е. Триоди», В.М. Чижиков.
Существенным пробелом в педагогическом осмыслении функционирования выразительных средств в театрализованных представлениях в учреждениях культуры является отсутствие специальных исследований по данной теме.
Таким образом, актуальность исследования интеграт ивного взаимодействия педагогических выразительных средств в постановке театрализованных представлений в учреждениях культуры определяется потребностями общества в совершенствовании этой деятельности и отсутствием на практике построения этого процесса на научной основе.
Учитывая актуальность и недостаточную разработанность проблемы, диссертант избрал объектом исследования педагогические средства в постановке театрализованных представлений в учреждениях культуры, а предметом -интегративное взаимодействие педагогических выразительных средств в постановке театрализованных представлений в учреждениях культуры.
Предварительный анализ проблемы позволил сформулировать рабочую гипотезу исследования, которая состоит в том, что выявление педагогических выразительных средств в постановке театрализованных представлений в учреждении культуры будет наиболее полным, если разработка, создание и анализ программы театрализованного представления в учреждениях культуры как технологический процесс подчинен общим закономерностям функционирования педагогических систем в режиме творческого процесса.
Все это и определило цель исследования, которая состоит р поиске оптимальной интегративной модели взаимодействия педагогических выразительных средств через призму концепции ценностно-ориентированного и активно-деятельностного подхода к целостному технологическому процессу в учреждениях культуры.
Данная цель обусловила необходимость решения ряда взаимосвязанных исследовательских задач:
рассмотреть элементы и нте грат и в но го взаимодействия педагогических выразительных средств в постановке театрализованных представлений в учреждениях культуры в современный период;
раскрыть понятия «театрализованное представление» и «педагогические выразительные средства»;
выявить основные закономерности и нте гративно го взаимодействия педагогических выразительных средств в постановке театрализованных представлений в учреждениях культуры;
выработать практические рекомендации по выявлению потенции педагогических выразительных средств в постановке театрализованных представлений в учреждениях культуры.
Базами исследования стали московские Дворцы культуры Московского Метростроя -экспериментальный и автозавода ЗИЛ -контрольный. В Московской области в г. Балашиха - Дворец культуры и техники «Машиностроитель» - экспериментальный и АО «Криогенмаш» - контрольный.
Выбор объектов исследования был определен идентичностью решения ими задач развития театрализованных представлений, территориальным расположением, наличием примерно одинаковой материально-технической базы на всех объектах, что создавало благоприятные возможности для сравнительного анализа, осуществления констатирующего и опытно-экспериментального этапов исследования.
Теоретико-методическую основу исследования составили идеи художественного творчества, роли массового искусства в жизни общества, внедрение в практическую деятельность учреждений культуры нового хозяйственного механизма, обеспечивающего в сфере досуга условия для мотивированного выбора личностью форм участия в различных театрализованных представлениях.
В основу исследования была положена научная концепция
доктора педагогических наук, профессора Л.Д. Жаркова о
ценностно-деятелыгостном подходе к целостному
технологическому процессу в учреждениях культуры. В данной концепции педагогический потенциал выразительных средств в постановке театрализованных представлений в учреждениях культуры.
Проблемы интегративного взаимодействия педагогических средств в постановке театрализованных представлений рассматривались с позиций педагогических и эстетических идей IO. Б. Борева, Е. Б. Вахтангова, В. И. Немировича-Данченко, М.О.Кнебель, К.С. Станиславского, В.А. Сухомлинского.
Существенную роль в определении теоретической позиции диссертанта сыграли труды, обогащающие опыт методической деятельности учреждений культуры, функционирующих в различных регионах России.
Все это обязывает устанавливать более тесные связи между социумом и эмпирическими способами методической ориентировки.
Организация исследования. Исследование проводилось в течение 8 лет (2001 - 2009 гг.) в три этапа.
Первый этап (2001 - 2003 гг.) предусматривал изучение и анализ философской, психологической, социологической, педагогической, культурологической, художественной и научной литературы с целью теоретического анализа состояния проблемы. На этом этапе происходила разработка программы, инструментария и методики исследования, подбор баз для проведения экспериментальной работы. На основе анализа документов, материалов, периодической печати, монографий и других публикаций по интересующим автора проблемам была сформирована методологическая часть программы исследования и намечен ее процедурный раздел. На основе контент-анализа документации учреждений культуры было изучено состояние театрализованных представлений на базах исследования.
На II этапе (2004 - 2007 гг.), носившем характер экспериментального исследования, на обеих базах проводилось изучение объективных возможностей совершенствования технолоши интегративного взаимодействия педагогических выразительных средств, а также степени реализации их
возможностей на практике. В этих целях была разработана специальная программа совершенствования деятельности учреждений культуры на экспериментальных базах при постановке театрализованных представлений.
На III этапе (2008 - 2009 гг.), носившем аналитико-формирующий характер, проводилась опытно-экспериментальная работа по внедрению в практику разработанной автором программы совершенствования деятельности учреждений культуры по выявлению педагогических выразительных средств при постановке театрализованных представлений.
Методика исследования включала целый комплекс различных методов, направленных на достижение поставленной цели. Это составление социологической документации - анкет, карт, опросных листов; беседы, которые проводились со всеми категориями посетителей базовых учреждений культуры, всего участвовало 1500 человек.
Метод наблюдения использовался в целях определения
эффективности различных элементов и нте грат ив но го
взаимодействия педагогических выразительных средств в постановке театрализованных представлений в учреждениях культуры.
С применением вышеуказанных методов было осуществлено снятие первого среза уровня деятельности базовых учреждений культуры в подготовке и проведении театрализованных программ.
В рамках исследования был осуществлен социально-педагогический эксперимент, в котором участвовало 1500 человек посетителей и 30 активистов. Цель эксперимента состояла в том, чтобы выявить потенциальные возможности педагогических выразительных средств в театрализованных представлениях в учреждениях культуры.
В программу социально-педагогического эксперимента входила апробация разработанной программы совершенствования деятельности учреждений культуры по оптимальному использованию педагогических выразительных средств:
После создания каждой театрализованной программы проводился опрос, выяснялось мнение его участников, определялась степень воздействия на конкретную аудиторию.
На контрольных базах шла обычная работа по собственному плану, в которой автор диссертации не предпринимал попыток
изменить положение дел, а лишь наблюдал и фиксировал результаты деятельности, собирая материал для сравнительного анализа.
В процессе эксперимента в подготовке и проведении театрализованных программ основное внимание уделялось интеграции педагогических выразительных средств, раскрытию их художественного потенциала.
Раскрытие педагогических задач этого процесса в базовых учреждениях культуры потребовало значительной помощи 30 специалистов и штатных сотрудников.
В 2009 году подводились окончательные итоги исследования. Уточнялись основные теоретические выводы и практические рекомендации, осуществлялась проверка исходной гипотезы и конкретных результатов опытно-экспериментальной работы.
Достоверность исследования обеспечивалась
использованием на всех этапах идентичного инструментария, применением взаимодополняющих методик, организацией экспериментально-опытной работы, мнением экспертных групп, достаточностью для полноценного количественного и качественного анализа отобранных для изучения материалов. Репрезентативность эмпирического материала и относительно равные возможности экспериментальных и контрольных учреждений культуры позволили осуществить сравнительный анализ полученных данных.
Научная новизна исследования состоит в том, что по-новому рассмотрены понятие и сущность характеристики педагогических выразительных средств.
Впервые рассмотрена интеграция педагогических выразительных средств через призму ценмостно-деятельностного подхода к целостному технологическому процессу, что позволило выстроить систему, где каждое выразительное средство несет педагогический аспект, способно чутко реагировать на решение сценариста-режиссера, быть самоуправляемым. Для выяснения жизнеобеспечения интеграции выразительных средств исследованы педагогические условия их функционирования в учреждениях культуры, где была проведена экспериментальная работа.
Определены две группы педагогических условий повышения результативности технологии постановки театрализованных программ. К первой группе диссертант относит организационные
условия: определение программы учреждений культуры, в которой проявляется профессионально-прогностическая деятельность специалистов, нацеленная на оптимизацию количества и качества разнообразных педагогических выразительных средств, расширение их диапазона, что представляет наибольшие возможности для проявления активности личности, обогащение театрализованных программ, участие коллективов художественной самодеятельности, любительских объединений. Вторая группа педагогических условий касается привнесения искусства в сложившиеся формы театрализованных представлений, способствующие повышению их эмоционального воздействия, созданию психолого-педагогических ситуаций для реализации социально-творческих способностей личности посетителя учреждения культуры.
Теоретическая значимость состоит в том, что разработаны и
внедрены в практику учреждений культуры теоретические основы,
где автор делает акцент на то, что каждое педагогическое
выразительное средство в технологии постановки
театрализованных программ в большей или меньшей степени несет педагогический заряд в зависимости от уровня профессионального мастерства сценариста и постановщика профаммы. Этому способствуют развитие многофункциональной предметной художественной деятельности, создание полифункциональных любительских объединений художественной направленности, а также широкого актива.
В процессе экспериментальной работы выработан новый подход в теории постановки театрализованных профамм, направленной на интефацию художественной и организационной деятельности учреждений культуры, и оптимального использования их на практике.
Театрализованное представление автор диссертации рассматривает как форму социально-культурной деятельности и способ организации педагогического процесса в учреждении культуры, имеющего единый, целостный технологический цикл, направленный на конкретную реальную аудиторию, основная часть которой является либо активом у субъектов, либо участниками -субъектами, положительно воздействующую на аудиторию -объект.
Практическая значимости исследовании заключается в разработанных автором рекомендациях, предложениях и выводах, которые внедрены в практику экспериментальных учреждений культуры Москвы, Московской области и могут быть использованы в учреждениях культуры всех типов во всех регионах страны.
Материалы, полученные в ходе исследования данной проблемы, используются в Московском государственном университете культуры и искусств на кафедре режиссуры театрализованных представлений в процессе преподавания курса «Режиссура театрализованных представлений и праздников».