Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Взаимодействие учреждений культуры и кинопроката при организации досуга молодежи Монастырский Денис Викторович

Взаимодействие учреждений культуры и кинопроката при организации досуга молодежи
<
Взаимодействие учреждений культуры и кинопроката при организации досуга молодежи Взаимодействие учреждений культуры и кинопроката при организации досуга молодежи Взаимодействие учреждений культуры и кинопроката при организации досуга молодежи Взаимодействие учреждений культуры и кинопроката при организации досуга молодежи Взаимодействие учреждений культуры и кинопроката при организации досуга молодежи Взаимодействие учреждений культуры и кинопроката при организации досуга молодежи Взаимодействие учреждений культуры и кинопроката при организации досуга молодежи Взаимодействие учреждений культуры и кинопроката при организации досуга молодежи Взаимодействие учреждений культуры и кинопроката при организации досуга молодежи
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Монастырский Денис Викторович. Взаимодействие учреждений культуры и кинопроката при организации досуга молодежи : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.05 : Москва, 1999 181 c. РГБ ОД, 61:99-13/758-0

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретическая основа исследования досуговой деятельности молодежи во взаимодействии учреждений культуры и кинопроката стр. 15 - 75

1.1. Культурно-досуговая деятельность молодежи как социально-педагогическая проблема стр. 15-34

1.2. Основные тенденции изменения социально-педагогической значимости учреждений культуры и кинопроката стр. 35 - 58

1.3. Моделирование культурно-досуговой деятельности на основе взаимодействия культуры, образования и экономики стр. 58 - 75

Глава 2. Педагогическая технология организации культурно-досуговой деятельности молодежи во взаимодействии учреждений культуры и кинопроката стр. 76 - 144

2.1. Особенности педагогической технологии в сфере организации культурно-досуговой деятельности молодежи стр. 76 - 97

2.2. Педагогические модели досуговой деятельности молодежи во взаимодействии учреждений культуры и кинопроката стр. 98 - 118

2.3. Анализ эффективности педагогических моделей досуговой деятельности во взаимодействии учреждений культуры и кинопроката стр. 118 144

Заключение стр. 145 154

Список литературы стр. 155 172

Приложение

Введение к работе

Стремительные перемены, происходящие в нашей стране, привели к изменению и переоценке культурных ценностей общества. Для современной культуры характерно изменение духовного спектра с акцентом на материальный фактор.

Возросший интерес к материальным ценностям приводит к усилению прагматических ориентации у людей, особенно у подрастающего поколения, ограничивает духовные запросы. Традиционные ценности, составляющие основу культуры, трансформируются, причем, зачастую не в лучшую сторону: этика трудолюбия перерождается в умение "добывать" деньги; стремление к образованию заменяется желанием любыми путями стать удачливым и предприимчивым в области зарабатывания материальных благ. Постепенно формируется облик молодого поколения, которому присущ культ потребительства, утрата интереса к прошлому и настоящему своей страны и отсутствие веры в будущее.

В этой связи возрастает роль образования молодежи. Общество всегда было заинтересовано в повышении уровня образованности молодых людей, поскольку именно от их знаний, качеств и умений зависят судьбы, духовно-нравственное здоровье общества и состояние культуры. Это отражено в исследованиях А. И. Арнольдова, А. А. Аронова, Н. Г. Воробьева, И. Н. Ерошенкова, Т.Г.Киселевой» Ю.Д.Красильникова, Ю.П.Лукина, В.П.Подвойского, В.С.Садовской, Ю.А.Стрельцова, Г.Н.Филонова.

Проблемы модернизации сферы досуга молодежи находится в поле зрения многих исследователей. Это объясняется тем, что

деятельность традиционных центров культурной жизни (театров, кинотеатров, Домов и Дворцов культуры) претерпевает в настоящее время существенные изменения. Имеется большое число диссертационных исследований, научных статей, монографий, посвященных этой проблеме, среди которых можно отметить работы В. Н. Болховитинова, Л.Г.Брылевой, Г.Н.Будановой, Е.Н.Вороновой, Л.Г.Генералова, Ю.А.Грибкова, В.М.Клюева, В. Е.Нова-торова, С.В.Шишкина и др.

Результаты научных исследований показали, что происходит уменьшение активности культурно-досуговой деятельности традиционных центров досуга, и выявили ряд противоречий, возникающих при создании новых форм организации досуга в условиях рыночной экономики. Как отмечает Г.Н.Буданова 21 , с одной стороны, наблюдается снижение уровня рекреационных услуг в государственном секторе, а с другой - повышение его в негосударственном секторе, где создаются досуговые центры нового типа, на коммерческой основе, с использованием современной техники и технологий. В деятельности этих центров досуга просматривается синтез социально-культурных и образовательных функций, однако, имея коммерческую основу, они могут удовлетворить потребности в культурно-досуговой деятельности лишь ограниченной доли потенциального контингента.

Таким образом, коммерческие интересы отодвигают на задний план социальные и педагогические факторы, которые при организации культурно-досуговых мероприятий в учреждениях негосударственного сектора почти не учитываются. Между тем, как показывают исследования ряда ученых, эти важнейшие функции традиционных культурно-досуговых учреждений могут и

должны быть восстановлены и усилены путем модернизации сферы досуга с учетом новых социально-экономических условий. В.Е.Новаторов в своей работе 91 раскрывает теоретические и методические основы досуговой деятельности, принимая во внимание происходящие преобразования в обществе. При этом большую педагогическую роль он отводит профессиональному работнику сферы досуга, подчеркивая значение активного взаимодействия педагога (работника-культуролога) и воспитанника (посетителя досугового учреждения) для самореализации личности в сфере свободного времени. Основное внимание В.Е.Новаторов уделяет просветительской направленности культурно- досуговой деятельности и. в меньшей мере, ее коммерческой стороне.

Эта сторона проблемы разрабатывается М.И.Кокоревым 64 , который исследует возможность оптимального сочетания культурно-образовательной и коммерческой направленности в деятельности досуговых учреждений, в частности, в области кинопроката. Им отмечается, что проблема кинобизнеса на сегодняшний день освещена в научной литературе недостаточно. Функционирование кинотеатров в условиях рыночной экономики значительно затруднено, сокращается объем кинопроизводства, отмечается тенденция закрытия кинотеатров. Эти обстоятельства вынуждают искать новые формы организации кинопроката, которые дают возможность кинотеатрам создать систему самофинансирования, не утрачивая при этом свои просветительские функции.

Одним из способов модернизации сферы досуга ученые видят в использовании моделирования процесса организации досу говой деятельности. Это новое в культурологической науке направление раскрывается в работе И.В.Парфеновой 96 . Технологию моделирования автор рассматривает как процесс создания новой или реконструкции имеющейся социально-культурной сферы, который предусматривает инвариантность различных процессов, объектов, структур, а также социальных отношений человеческого общения в сфере досуга.

Автор подчеркивает, что подавляющее большинство моделей культурно-досуговой деятельности находится в настоящее время еще в стадии разработки.

При создании моделей культурно-досуговой деятельности нельзя не учитывать возрастающее стремление молодых людей к творческой самореализации в досуговой сфере. В связи с этим усиливается роль дополнительного образования в области изобразительного и прикладного искусств, музыкальной жизни, физического самосовершенствования и др. В тоже время отсутствуют современные культурно-образовательные программы, разработанные специально для учреждений культуры инновационного, интегрированного типа, отвечающие целям и задачам формирования культурного, духовно и физически развитого человека.

Анализ научной литературы выявил недостаточную разработанность вопросов взаимодействия культуры, образования и экономики в области культурологической науки. Не в полной мере освещены проблемы моделирования культурно-досуговой деятельности и создания интегрированных досуговых учреждений, синтезирование отражающих специфику различных отраслей культуры, в том числе такой важной, как кинопрокатное производство.

Отмеченные факторы обусловили выбор темы данного диссертационного исследования: "Взаимодействие учреждений культуры и кинопроката при организации досуга молодежи".

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ - совместная деятельность учреждений культуры и кинопроката по организации досуга молодежи.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ - педагогический процесс, способствующий самореализации личности в досуговои деятельности во взаимодействии учреждений культуры и кинопроката.

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ - разработать педагогическую модель организации досуга молодежи во взаимодействии учреждений культуры и кинопроката.

Данная цель требует решения ЗАДАЧ ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ:

1. Определить с социально-педагогических позиций теоретические основы организации досуговои деятельности молодежи в учреждениях культуры и кинопроката.

2. Раскрыть особенности организации досуга молодежи во взаимодействии учреждений культуры и кинопроката.

3. Определить критерии оценки деятельности учреждений культуры и кинопроката при организации досуга молодежи.

4. Экспериментально проверить эффективность функционирования педагогических моделей организации досуговои деятельности молодежи во взаимодействии учреждений культуры и кинопроката.

Поставленные задачи позволили выдвинуть ГИПОТЕЗУ ИССЛЕДОВАНИЯ, которая состоит в том. что взаимодействие учреждений культуры и кинопроката будет способствовать эффективному решению проблемы организации досуга молодежи, если:

- организационно-содержательная деятельность досуговых учреждений рассматривается как социально-педагогическая проблема;

- при организации досуговой деятельности молодежи во взаимодействии учреждений культуры и кинопроката проявляется системный подход, который предполагает создание комплекса досуговых мероприятий, обеспечивающих культурно-образовательные и образовательно-рекреационные услуги;

обеспечивается формирование личностной системы культурных ценностей, качеств творческой личности; поиск и раз F работка новых организационно-методических форм культурно-до-суговых занятий.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ ОСНОВОЙ ИССЛЕДОВАНИЯ являются основополагающие концепции педагогики, психологии, культурологии о развитии личности, ее самореализации, о важности досуговых занятий, самостоятельного творчества в жизнедеятельности человека, исследования русских ученых-философов Н.А.Бердяева, С.Н.Булгакова, педагога Е.Н.Медынского, а также труды в области менеджмента американских ученых Мескока М.X., Альберта М.и Хедоури Ф.; законодательные и нормативные документы в области образования, предпринимательства в области культуры и досуга.

БАЗОЙ ИССЛЕДОВАНИЯ были определены московские кинотеатры "Дом Ханжонкова" ("Москва") и Имени Моссовета, а также учреждения культуры и кинопроката гг. Липецк. Кострома.

В исследовании использовался КОМПЛЕКС МЕТОДОВ:

- аналитические (анализ научной литературы, изучение традиционных и новых форм досуговой деятельности молодежи);

- диагностические (анкетирование, индивидуальные и групповые беседы, анализ результатов практической деятельности посетителей центров досуга);

- формирующие (моделирование культурно-досуговой деятельности молодежи, составление образовательных программ);

- методы статистического анализа деятельности учреждений культуры и кинопроката.

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: исследование проводилось с 1995 по 1998 гг. на базе учреждений культуры, кинопроката и образования гг. Москвы, Липецка, Обояни (Курская обл.) и Костромы и включало три этапа:

I этап (1995-1996 гг.) -поисково-экспериментальный. Изучалась теория и практика культурно-досуговой деятельности молодежи, определялись ее научные принципы, содержание. Были подготовлены базы для проведения исследования.

II этап (1996-1997 гг) - экспериментально-теоретический. На базе учреждений культуры и кинопроката в городах Москва, Липецк, Обоянь, Кострома, осуществлялось изучение мотивов досуговой деятельности молодежи в новых социаль но-экономических условиях, а также используемых организационных форм и методов работы досуговых центров. Было опрошено 410 респондентов среди посетителей этих учреждений молодежного возраста и 75 респондентов-руководителей и сотрудников учреждений культуры и кинопроката. Респондентам были предложены анкеты "Анализ досуговой деятельности молодежи" и "Анкета организатора досуговой деятельности", вопросы которой были направлены на выявление интересов и мотиваций молодежи при выборе досуговых мероприятий и степени значимости организационных и содержательных факторов организации досуга для работников учреждений культуры и кинопроката.

III этап (1997-1998 гг.) - опытно-экспериментальный и констатирующий. Разрабатывалось содержание досуговой деятельности молодежи в новых социально-экономических условиях, оформлялись результаты опытно-экспериментальной работы. На экспериментальных базах (кинотеатры "Москва" и Имени Моссовета) были организованы две модели организации досуга молодежи: "Дополнительные образовательные услуги" и "Образовательно-рекреационные услуги", проверена эффективность их работы на основе составленных критериев оценки. Результаты разработки были представлены в публикациях, а также, выступлениях на конференциях.

ДОСТОВЕРНОСТЬ РЕЗУЛЬТАТОВ исследования подтверждается методологической обоснованностью исходных теоретических позиций; применением комплекса методов, соответствующих объекту и предмету исследования и его задачам, репрезентативностью выборочной совокупности и полученных результатов

опытно-экспериментальной работы.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА И ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: - определены теоретические основы досуговой деятельности молодежи во взаимодействии учреждений культуры и кинопроката;

- С социально-экономических позиций разработаны педагогические модели организации досуговой деятельности молодежи во взаимодействии учреждений культуры и кинопроката;

- определены критерии оценки функционирования педагогических моделей организации досуговой деятельности молодежи во взаимодействии учреждений культуры и кинопроката.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: состоит в разработке содержания досуговой деятельности молодежи во взаимодействии учреждений культуры и кинопроката на основе разработанных моделей и разработке спецкурса, внедренного в образовательных учреждениях среднего профессионального образования.

АПРОБАЦИЯ И ВНЕДРЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ: Основные идеи разработки теоретических и практических вопросов по проблеме организации досуговой деятельности молодежи были обсуждены, одобрены на научно-практических конференциях, проходивших в Москве 25-27 февраля 1997 г.. 25-26 марта 1998 г и 25-26 февраля 1999 г. Результаты исследования опубликованы в сборниках материалов конференций и других научных изданиях: "Проблемы отечественной культуры и судьбы молодого

поколения"-M., 1997, "Духовные ценности и молодое поколение"- М., 1998, "Российская культура накануне нового столетия: итоги и перспективы развития"- М., 1999, "Российская культура глазами молодых ученых". С-П., 1998 ( сборник трудов молодых ученых).

В Московском областном высшем училище (колледже) искусств прочитан спецкурс "Инновационные методы деятельности учреждений культуры и кинопроката с молодежью" в 1997-98 учебном году.

НА ЗАЩИТУ ВЫНОСЯТСЯ: 1. Принципы научного моделирования организации культурно-досуговои деятельности молодежи во взаимодействии учреждений культуры и кинопроката.

2. Педагогические модели организации культурно-досуговои деятельности молодежи во взаимодействии учреждений культуры и кинопроката.

3. Критерии оценки эффективности педагогических моделей организации досуговой деятельности молодежи во взаимодействии учреждений культуры и кинопроката.

СТРУКТУРА ДИССЕРТАЦИИ:

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения,

списка литературы и приложений.

Введение

Глава 1. Теоретическая основа исследования досуговой

деятельности молодежи во взаимодействии учреждений культуры и кинопроката.

1.1. Культурно-досуговая деятельность молодежи как социально-педагогическая проблема.

1.2. Основные тенденции изменения социально-педагогической значимости учреждений культуры и кинопроката.

1.3. Моделирование культурно-досуговой деятельности на основе взаимодействия культуры, образования и экономики.

Глава 2. Педагогическая технология организации культур-но-досуговой деятельности молодежи во взаимодействии учреждений культуры и кинопроката.

2.1. Особенности педагогической технологии в сфере организации культурно-досуговой деятельности молодежи.

2.2. Педагогические модели досуговой деятельности молодежи во взаимодействии учреждений культуры и кинопроката.

2.3. Анализ эффективности педагогических моделей досуговой деятельности во взаимодействии учреждений культуры и кинопроката.

Культурно-досуговая деятельность молодежи как социально-педагогическая проблема

Современная социокультурная ситуация в России требует глубокого анализа процесса воздействия культурно-досуговой деятельности на подрастающее поколение. В настоящее время у молодежи наблюдается усиление прагматичного подхода к решению жизненных проблем и снижение интереса к духовному обогащению и образованию. Интеллектуальный труд обесценивается, а в устремлениях молодежи доминирующую роль приобретает материальный фактор. В результате формируется новый облик молодого поколения, которому присущ культ потребительства, отсутствие интереса к истории страны и веры в будущее.

Как отмечают Т.Г.Киселева и Ю.Д.Красильников, нынешнюю социокультурную ситуацию характеризует принципиальная тенденция перерастания культурно-просветительной работы как исторически подвижного процесса в более широкое социальное явление - социально-культурную деятельность. Суть этого процесса - в признании активного творческого участия самого человека в качестве основного ценностного регулятива сферы культуры, просвещения, досуга, отдыха 57 .

Степень и характер влияния отечественной культуры на духовное становление молодых членов общества во многом зави сит от повышения престижа образования, упрочения традиционных ценностей, составляющих духовную основу общества, известно, что гражданская зрелость человека во многом определяется развитием его духовных потребностей, богатством и раскрепощенностью его внутреннего мира. В трудовой деятельности потребности такого рода трудно реализовать, поэтому особое место здесь отводится культурно насыщенному досугу, который позволяет обогатить интеллектуальное развитие человека, пополнить его образование, улучшить физическое состояние.

Четко выраженная гуманитарная просветительская направленность культурно-досуговой деятельности была особенно характерна для России XIX века. Этому способствовали, прежде всего, традиции русской философии этого периода времени. Проблема внутреннего мира личности, роли Любви в жизни человека рассматривались в работах известных философов и писателей: Н.А.Бердяева, В.С.Соловьева, С.Н.Булгакова, Л.Н.Толстого. Они связывали свои надежды со светлым будущим прежде всего, с духовной деятельностью, самосовершенствованием человека. Самореализовываться личность может через Любовь, но не простую, чувственную, а объединяющую человека с Космосом. Они считали, что эту главную ценность жизни необходимо предложить молодому поколению, которому нужны идеалы. Главный смысл развития духовности человека они видели в развитии идеалов вселенской любви, идеологии всепрощения, концепции богочеловечества, желании поднять людей над суетой, жестокостью и озлобленностью.

В этой связи важно осмыслить понятия "душа", "дух","ду ховность". Эти понятия появились в христианской антропологии, то есть учении о целостном человеке, его происхождении и назначении в мире и вечности 9 . Особенностью религиозного учения о человеке является то, что оно не строится по канонам рационалистического знания - главное место в нем занимает вера. Особый интерес представляет учение христианской антропологии о сущности человека. Человек трехсоставен и состоит из тела, души и духа.

Душа - это то идеальное, что есть в человеке. Она представляет собой тонкую энергетическую структуру, которая является выражением чувств и способностей человека.

Дух - это сила проявления тех или иных качеств души. Духовность в человеке - это сила проявления душевных качеств - нравственных, религиозных, эстетических, умственных и др.

Духовная культура - это то, что отражает внутренний мир человека. Это сила или степень развития в нем качеств души, выражающих идеалы Божества, сила развития ума, нравственности, эстетических качеств, творческих устремлений, степень понимания своего места во Вселенной, связи с природой, Космосом. Но духовная культура - это и предметный мир человека, в котором воплощены его душевные качества, мировосприятие. Это и социальный опыт человечества, его знания, нормы, ценности, в которых реализованы народная душа, дух народа.

Учение христианской антропологии о человеке имело фундаментальное значение для сферы образования и педагогической деятельности. Н.А.Бердяев писал, что "живое, конкретное, вот этот человек - выше по своей ценности, чем отвлеченная идея добра, общего блага, бесконечного прогресса и пр. Это и есть христианское отношение к человеку" 9 .

Сущность человека - в движении, в настоящем духовном преображении себя, в актах выхода за свои пределы, в самостроительстве и самовоспитании. Для образования эти идеи имеют принципиальное значение. Образование - это, прежде всего, развитие и саморазвитие. Педагогическая деятельность - это деятельность по созданию условий саморазвития, самообразования людей, по обеспечению для них пространства выбора, возможностей свободного и творческого действия. Идея христианской антропологии, весь дух ее учения можно рассматривать как гуманистические по своей сути и направленности.

Основные тенденции изменения социально-педагогической значимости учреждений культуры и кинопроката

Коренные изменения, происходящие в нашем обществе, заставляют задуматься над ролью и местом учреждений культуры и кинопроката в системе воспитания молодежи. Несомненно, что весь накопленный за десятилетия опыт работы неправомерно отбрасывать на основе лишь идеологических разночтений. Он может и должен быть востребован в современных условиях. В тоже время новая система социальных отношений, возрождение национальной духовности, возникновение новых форм досуговой деятельности требуют более адекватных подходов к рекреационной деятельности с учетом запросов населения в условиях рынка и, особенно, молодежи как наиболее активной части общества.

Личностная мотивация молодых людей является источником и движущей силой их творческой деятельности. Последнюю можно представить в виде потребностей, удовлетворение которых юноши и девушки субъективно связывают с учреждениями культуры. К ним относятся: потребность в самореализации, самоутверждении, общении, познании, самооценке. Личностные потребности, лежащие в основе мотивации, позволяют определить тот социально-психологический тип, который характеризует современную молодежь, выявить ее преобладающие ценностные ориентации

Нестабильность во всех сферах жизни приводит к нестабильности и в системе нравственных форм и ценностей совре менной молодежи. С одной стороны, вроде бы сохраняется традиционная шкала ценностей: добро, честность, бескорыстие. С другой - нарастает индивидуализм, противопоставление себя другим людям, эгоизм и прагматизм, происходит переориентация на собственное "я", личное благополучие, на выживаемость, самосохранение, идет усиление процесса индивидуализации, отчуждения. Служение обществу, государству отступает на задний план.

В публикации С. Любошиц 72 сообщается, что в 1997 году социологами был проведен опрос среди 500 юношей и девушек -выпускников школ и студентов московских и ивановских вузов на предмет выяснения их шкалы ценностей. Выяснилась следующая тенденция: чем моложе были опрошенные, тем выше ценили они деньги, но, одновременно, чем выше человек в шкале ценностей ставил деньги, тем важнее было для него получить хорошее образование.

По исследованию Агентства социальной информации, на которое ссылается автор, зарождающаяся модель профессионального успеха уже на равных включает в себя деньги и хорошее образование. Студенты, например, мечтают о "работе первоклассного юриста, который знает свое дело", "хорошей специальности, которая позволит хорошо устроиться на работу и зарабатывать деньги". На эту же модель профессионального успеха ориентируют своих детей и родители.

Мировоззренческой базой, позволяющей молодежи успешно адаптироваться в новых социально-экономических условиях, является социальный конформизм. Конформистская идеология реализуется, в частности, в тех ценностных ориентациях, которые позволяют изучить новый социальный портрет российской молодежи и ее отношение к культурным ценностям народа.

В исследовании Г.Г.Силласте, посвященном изучению ценностных ориентации молодых людей в условиях социальной трансформации российского общества, выделяется четыре блока проблем, которые волнуют молодое поколение 110 . Первый блок, социальный, включает: расширение безработицы, рост цен, понижение жизненного уровня населения, криминализация общества, прошедшие военные действия в Чечне и нестабильная обстановка в Кавказском регионе. На втором месте по силе тревоги молодежи находится блок экономических проблем: кризис в экономике, спад промышленного и сельскохозяйственного производства. На третьем месте - экологическое состояние окружающей среды. На четвертом - политические проблемы, слабость и беспомощность государственной власти. И только в последнюю очередь молодежь высказывает беспокойство по поводу кризиса морали, культуры и нравственности.

Следовательно, молодежь стремится реализовать свое предназначение вне культурной среды, формирующей ее. А ведь культуру сравнивают с огромной сокровищницей, в которой за многие столетия скопились бесценные знания о мире и путях его освоения о человеке и его месте в этом мире.

Интенсивные социокультурные изменения в стране имели целью обеспечить быструю модернизацию нашего общества, но не дали ожидаемого результата из-за несоответствия традиционной и перенимаемой культуры. Так, например, идет стремительная коммерциализация досуга. Становятся платными, а потому недоступными для многих молодых людей ранее свободно посещае мые ими клубы и спортивные секции, которые пользуются у них наибольшим спросом. Их досуг ограничивается, в основном, просмотром видеофильмов ( в видеосалонах или самостоятельно), которые далеки от нравственной направленности. В исследовании С.Цымбаленко, С.Щеглова о подростках 90-х годов подчеркивается, что резко сократилось число детских клубов по месту жительства, внешкольных учреждений, детских лагерей, практически сведена на нет база внеурочной работы со школьниками 130 .

Особенности педагогической технологии в сфере организации культурно-досуговой деятельности молодежи

Современные исследования в области технологии организации культурно-досуговои деятельности молодежи основаны на комплексном подходе к решению проблемы, учитывающем все многообразие потребностей человека, его склонностей, социальных установок, материального достатка. Отношения посетителя и педагогического работника досугового учреждения должны строиться на основе их взаимодействия, которое предполагает включение посетителя в систему культурно-досуговых взаимоотношений, способствующих постоянному самообразованию человека, его саморазвитию и самосовершенствованию. В этой связи культурно-досуговую деятельность можно рассматривать как своеобразную педагогическую систему, при которой воспитанник творит себя сам. Однако, педагогу досугового учреждения необходимо создавать ряд условий для самореализации личности в культурно-досуговои деятельности, к которым следует отнести формирование духовного мира молодого человека, организацию его познавательной деятельности, включение в общение, стимулирование развития качеств творческой личности.

Как можно заметить, аналогичные условия являются необходимыми факторами эффективности образования и воспитания в школьной образовательной системе, где в настоящее время большое внимание уделяется разработке новых педагогических технологий. В связи с этим мы сочли необходимым проанализировать школьный образовательно-воспитательный процесс с позиций взаимодействия педагога и ученика, предполагающего конечной целью самореализацию школьника в учебной деятельности; затем, базируясь на принципах педагогической технологии, развивать их применительно к сфере досуга, так как она по существу является областью дополнительного образования учащейся и работающей молодежи.

Термин "технология" сегодня один из самых популярных в педагогике. Он стал употребляться тогда, когда внимание исследователей привлекли особенности педагогического воздействия на учащихся. Поскольку прежде фактор педагогического воздействия не выделялся для изучения, то освоение педагогической деятельности учителями часто не было эффективным, а число педагогически запущенных учащихся постоянно росло. Весь набор репрессивных мир, принимаемых в процессе обучения и воспитания таких учащихся, как правило отрицательно влиял на их отношение к образованию в целом и снижал уровень успешной адаптации к коллективу сверстников.

В этой связи важно видеть разницу между педагогическим и непедагогическим воздействием. Педагогическое воздействие предполагает предоставление учащемуся возможности самостоятельно и осознанно делать выбор, становясь субъектом собственной жизни. Оно не допускает манипулирования ребенком ("чтобы любил учителя"), подавления его "неразумной" воли ("чтобы слушался старших"). Педагогическое воздействие пред полагает также отказ от системы шаблонных воздействий антипедагогического плана ("положи дневник мне на стол, а я понаблюдаю за тобой до конца урока", "выйди вон из класса", "закрой свой рот" и т.п.).

Являясь компонентом профессионального мастерства, педагогическая технология всегда должна присутствовать во взаимоотношениях педагога и учащегося. Однако, специальное обучение учителей искусству воздействия в системе профессиональной подготовки фактически отсутствует. Отсюда освоение педагогической деятельности учителями часто затягивается. В исследовании В.Питюкова приводятся следующие данные: только 12% учителей определят срок, который необходим для освоения педагогической профессии от 1 до 3 лет, 30% - 7 лет, а остальные - свыше 10 лет.

Педагогическое воздействие, обеспеченное педагогической технологией, выстраивается совершенно иным образом. В первую очередь, необходимо разбудить активность учащегося, так как только интенсивное взаимодействие с миром способствует развитию личности. Трудно представить, что, не проявляя активности, ученик может освоить учебный предмет, добиться спортивных успехов или научиться играть на музыкальных инструментах. Далее необходимо вооружить его способами совершения той или иной учебной деятельности, стимулировать его индивидуальный выбор, предоставить ему возможность самостоятельно принимать решение и нести за него ответственность.

Педагогические модели досуговой деятельности молодежи во взаимодействии учреждений культуры и кинопроката

Механизм моделирования предполагает создание определенной системы, включающей в себя ряд элементов, расположенных в определенном порядке, и связи между ними. Соответственно, модель в культурно-досуговои деятельности мы представляем как конструкцию, реализующую единство целей, методов и средств.

Как отмечалось ранее, система функционирования культурно-досуговои деятельности предполагает формирование у посетителей учреждения культуры навыков активного действия, нацеленного на поиск рациональных путей решения социально-культурных проблем. Отсюда, мы полагаем, модель культурно-досуговои деятельности должна носить воспитывающий, развивающий характер, причем приоритетными выбираются социальные цели. Однако, рыночные отношения вносят определенные коррективы в деятельность учреждений культуры, заставляя развивать и коммерческое направление как источник финансирования культурно-досуговых мероприятий.

Основной задачей, вытекающей из поставленной главной цели, является организация обучения и воспитания молодежи как дополнительного образования в процессе досуговой деятельности. Пути и средства достижения цели и решения задачи могут быть самыми разнообразными, но они должны складываться в единую систему воздействия на молодежь с ориентацией на социально-культурные ценности.

Содержание культурно-досуговои деятельности представляет собой своего рода характеристику знаний, умений и навыков, которыми должен обладать каждый культурный человек и на формирование которых направлена работа учреждений культуры.

Известно, что цели, задачи и содержание какого-либо процесса обучения реализуются путем использования соответствующих методов и организационных форм. Система методов, используемых в культурно-досуговои деятельности, подразделяются на две группы в зависимости от способов деятельности молодых людей - "учащихся" (методы учения) и в зависимости от способа действия культурологических работников - "учителей" (методы преподавания).

В любом учебном процессе организационные формы работы определяются составом обучающихся, местом и временем занятий, последовательностью видов деятельности учащихся и способами руководства со стороны педагога. Ими могут быть занятия в кружке, организация экскурсий, туризма, физкультурно-оздоровительных мероприятий.

Как показало наше исследование на констатирующем этапе, для успешного осуществления культурно-досуговои деятельности необходимы соответствующие организационные и материальные условия, а именно: наличие квалифицированных кадров; существование и постоянное развитие связей учреждений культуры с общеобразовательными учебными заведениями; наличие учебной и материально-технической базы; издание методических пособий и программ для руководителей различных секций и кружков; издание научно-популярной литературы по различным вопросам куль туры досуга; осуществление маркетинговой и рекламной деятельности.

На основании перечисленных компонентов организационной системы культурно-досуговой деятельности нами были разработаны и экспериментально проверены две модели работы комплексных центров досуга. Одна модель направлена на усиление линии дополнительного образования, а другая - линии образовательно-рекреационных услуг.

Первая модель создавалась на базе кинотеатра "Москва" ("Дом Ханжонкова") в Москве, Триумфальная площадь, 2.

Данный кинотеатр открыт в 1913 г. фирмой "А. А. Ханжонков и Ко"; он построен по проекту архитекторов А. Фалькбаума и В.Чебанова. В 1913-1930 гг. назывался "Триумфальный", затем - "Горн" и "Межрабпом". Современное название получил после реконструкции в 1936 г. В середине 50-х годов встроен в многоэтажное административное здание, которое было реконструировано в 1977 г. В зрительном зале 515 мест. Кинотеатр является молодежным и одновременно выступает как Центр национальных кинематографий страны 37 .

Второе предназначение выражает специфику работы кинотеатра по пропаганде работ киностудий страны. В настоящее время репертуарная политика кинотеатра строится на принципе многогранности репертуара. В отличие от стандартной формы работы, когда один фильм демонстрируется на всех сеансах все дни недели, в графике работы предусмотрен ежедневный показ пяти-шести кинокартин, способных удовлетворять любые запросы.

Похожие диссертации на Взаимодействие учреждений культуры и кинопроката при организации досуга молодежи