Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Теоретические предпосылки осуществления художественного просвещения средствами самодеятельного творчества 15
I. Художественное просвещение как фактор развития личности 15
2. Анализ возможностей клубного учреждения в решении художественно-просветительских задач 36
3. Самодеятельный коллектив как субъект художественного просвещения 60
В ы в о д ы 80
Глава 2. Художественно-просветительский процесс в самодеятельном коллективе 83
I. Специфика художественного просвещения в самодеятельном коллективе и ее отражение в методике построения педагогического процесса (итоги констатирующего и промежуточного * этапов исследования) 83
2. Педагогическая организация художественно- просветительской работы в самодеятельном
коллективе (результаты опытно-экспериментальной работы) 116
В ы в о д ы 156
Заключение 159
Список использованной литературы 166
П р и л о ж е н и я
- Художественное просвещение как фактор развития личности
- Анализ возможностей клубного учреждения в решении художественно-просветительских задач
- Специфика художественного просвещения в самодеятельном коллективе и ее отражение в методике построения педагогического процесса (итоги констатирующего и промежуточного * этапов исследования)
Введение к работе
Современный этап зрелого социалистического общества характеризуется усложнением задач формирования нового человека, возрастанием в этом процессе роли художественной культуры. - ^
Важнейшим средством приобщения широких народных масс к художественной культуре на всех этапах развития социалистического общества являлось художественное просвещение трудящихся, которое рассматривалось партией и государством как важнейшая задача в деле формирования личности, обладающей марксистско-ленинским мировоззрением, эстетическими и нравственными качествами,,/ широким культурным кругозором /8, 13, 14, 15, 21, 24, 25, 26, 27, 29/.
Современная концепция усиления роли художественной культуры предполагает понимание художественного просвещения как средства освоения личностью действительности, понимания ею неразрывности художественной культуры и общественного уклада жизни страны, стремления к осмыслению в художественной форме общественно-политических, нравственных, эстетических проблем, составляющих сущность социалистической действительности. /144/.
Немаловажным обстоятельством является возможность самопознания личности через постижение идейно-художественных ценностей произведений искусства. В этом смысле искусство представляет собой концентрированный опыт человеческой жизни, освоение которого при неизбежной ограниченности индивидуальной жизненной практики является важным фактором социализации личности /43, 61, 85, 210, 221/.
Наконец, художественное просвещение в значительной степени можно рассматривать как определенный этап в процессе взаи- модеиствия личности с искусством: человек получает возможность не только воспринимать художественные произведения, но и переходить к активной деятельности по их созданию, осуществлению личного вклада в художественную культуру /8, с.663-664,665-668/.
Во взаимодействии трудящихся с художественной культурой особое место принадлежит самодеятельному творчеству, которое приобщает широкие массы к художественным ценностям, в значительной степени оказывает влияние на их художественное развитие. Это позволяет рассматривать самодеятельное творчество,охватывающее сегодня более 30 млн.человек, как одно из действенных средств художественного просвещения.
С Вместе с тем данные многих научных исследований и анализ практики убедительно показывают недостаточную ориентацию самодеятельности на художественно-просветительские цели, в результате чего занятия самодеятельным творчеством не всегда приводят к формированию хорошего художественного вкуса, развитых1 художественных потребностей, системы художественных знаний, направленности на овладение богатствами художественной культуры. Налицо объективное противоречие между потенциальными возможностями самодеятельного творчества в деле обеспечения художественного просвещения участников и степенью реализации этих возможностй в практике работы самодеятельных коллективов, что проявляется в отсутствии опоры художественно-исполнительских навыков на соответствующие знания в области искусства. Разрешение этого противоречия связано с утверждением взглядов на самодеятельное творчество как на средство художественного просвещения его участников и разработкой методики художественно-просветительской деятельности в самодеятельном коллективе, которая могла бы быть использована независимо от его жанровой принадлежности.
Актуальность и недостаточная разработанность проблемы в теории и практике культурно-просветительной работы обусловили цель настоящего исследования: изучить возможности самодеятельного творчества как средства художественного просвещения участников и создать на этой основе методику художественно-просветительской деятельности в самодеятельном коллективе.
Задачи исследования:
Проанализировать состояние художественного просвещения в условиях самодеятельного творчества.
Определить основные направления художественного просвещения в клубном учреждении.
Изучить специфику самодеятельного коллектива как субъекта художественно-просветительской деятельности.
Разработать методику художественно-просветительской деятельности в самодеятельном коллективе.
Объект исследования: художественное просвещение участников самодеятельного творчества.
Предмет исследования: педагогическая организация художественного просвещения в условиях клубного самодеятельного коллектива.
В качестве базы исследования послужили культурно-просветительные учреждения Челябинска и Челябинской области (Дворец культуры и техники им.В.И.Ленина, Дворец культуры им.В.Й.Ленина Южно-Уральской железной дороги, Дворец культуры им.Мамина-Сиби-ряка г.Магнитогорска, Дворец культуры г.Сатки и др. Всего - 19 клубов и Дворцов культуры). В качестве экспериментальных были выбраны самодеятельные коллективы различных жанров, близкие по уровню художественного развития, типичные для самодеятельного творчества, имеющие звание "народных коллективов": хореографии "Самоцветы", оркестр русских народных инструментов, театральный коллектив "Зеркало", вокально-инструментальный ансамбль дворца культуры и техники им.В.И.Ленина, народный коллектив театр "Манекен" Челябинского политехнического института, диск-театр "Ракурс" Челябинского медицинского института, академический хор Челябинского государственного университета.
Б качестве контрольных были определены коллективы аналогичных жанров дворца культуры им.В.И.Ленина Южно-Уральской железной дороги (театр-студия "Юность", хореографический коллектив, вокально-инструментальный ансамбль, оркестр русских народных инструментов) и академический хор Челябинского института механизации и электрификации сельского хозяйства.
Гипотеза исследования: в современных условиях эффективность художественного просвещения средствами самодеятельного коллектива зависит от выполнения ряда педагогических требований: насыщения всех видов деятельности коллектива (учебно-репетиционной, художественно-творческой, исполнительской, общественно-организаторской и др.) содержанием, нацеленным на решение художественно-просветительских задач; интеграции художественно-просветительских возможностей самодеятельного коллектива и клубного учреждения; наличия методики художественного просвещения в коллективе самодеятельного творчества, применимой независимо от его жанровой принадлежности.
Методологической основой исследования явилась концепция развитого социализма как особого, необходимого и длительного этапа первой фазы коммунистической формации, сформулированная в материалах ХХУІ съезда КПСС, ноябрьского (1982 г.), июньского (1983 г.), февральского (1984 г.) Пленумов ЦК КПСС. В соответствии с этой концепцией повышение образования рассматривается как один из факторов интенсификации всех сфер общественного производства, а возрастание роли художественной культуры как объективная закономерность современного этапа развития советского общества.
Автор опирался на положения классиков марксизма-ленинизма о воспитательном потенциале искусства, нашедших свое дальнейшее развитие в трудах М.Калинина, Н.Крупской, А.Луначарского.
В определении теоретической позиции существенную роль сыграли работы советских ученых по проблемам художественной культуры зрелого социализма, по вопросам эстетического и художественного воспитания как способа гармонизации духовной и практической жизни человека (Ю.Барабаш, Ю.Борев, А.Буров, Л.Волович, А.Егоров, А.Зись, М.Каган, Е.Квятковский, Н.Киященко, Л.Коган, О.Лармин, Б.Лихачев, Ю.Лукин, Г.Недошивин, В.Разумный, В.Ска-терщиков, Ю.Фохт-Бабушкин, Ю.Шаров и др.).
Логика исследования потребовала обращения к работам, посвященным вопросам организации художественного просвещения, процесса художественно-творческой деятельности, формирования художественных потребностей, направленности личности на овладение художественными ценностями, умениями и навыками (Б.Асафьев, И.Вайсфельд, Н.Ветлугина, Л.Выготский, Д.Кабалевский, Б.Мейлах, А.Мелик-Пашаев, В.Неверов, Б.Неменский, О.Никифорова, С.Раппопорт, А.Сохор, Б.Теплов, В.Шацкая, Б.Яворский, П.Якобсон и др.), а также изучались вопросы, посвященные образованию взрослых и непрерывному образованию (А.Владиславлев, А.Даринский, Ю.Кулюткин, О.Купцов и др.).
В процессе исследования был осуществлен анализ работ по общим проблемам самодеятельного творчества (Ф.Прокофьев,Е.Смирнова, В.Триодин и др.), а также по вопросам, связанным с развитием личности средствами самодеятельности. Исследователи изучали ряд сторон формирования личности и особенностей постро- - 8 -ения педагогического процесса в коллективах: всестороннее и гармоническое развитие человека (Ф.Соломоник, Т.Томашевская); воспитание творческой личности, развитие творческих способностей участников (К.Долинова, В.Кузнецов, Э.Куруленко, Б.Титов, Г.Шепилов), стимулирование социальной активности кружковцев (С.Лебедева, Л.їїодоба, Т.Позднякова); педагогическую организацию художественно-пропагандистской деятельности коллектива (В.Дадашев, Б.Пальцев, 0.Ромах); педагогические возможности коллективов различных жанров (хорового - Р.Гудялис, Ю.Кустов, Г.Маленкович, ВЛабанный; театрального - Т.Лаврова, В.Плоткин, В.Рождественская, М.Шибаева; оркестра русских народных инструментов - А.Каргин; изобразительного искусства - В.Дедок и др.); внутриколлективные традиции (А.Красносельский); организацию самодеятельности в различных сферах (трудовой коллектив - В.Ве-лединский, система профтехобразования - Л.Леднева); мотивы участников (Н.Кипрушева, А.Михайлик, Ш.Санатулов); организационно-педагогические условия работы самодеятельных объединений (В.Воловик, А.Марков); музыкальное воспитание юношества (Д.їїер-чик, Т.Синецкая, В.Щербаков).
Особое внимание было уделено анализу работ, в той или иной степени затрагивающих проблемы художественно-просветительской деятельности: повышение музыкально-образовательного уровня учащихся профтехобразования (Т.Синецкая); теоретические предпосылки художественно-просветительской работы'В музыкальной самодеятельности (Ю.Соколовский). Некоторые аспекты художественно-просветительской деятельности затронуты в работах В.Рождественской, Л.Русановой. Однако указанные авторы не ставили решение проблем художественного просвещения в качестве задач своего исследования.
Из диссертаций, направленных на художественно-просвети- - 9 -тельские цели в самодеятельности, отметим работы Т.Баклановой и Л.Дугинец. В первой глубоко и содержательно решаются технологические вопросы музыкального образования участников самодеятельного хора, во второй художественное просвещение рассматривается за рамками художественно-творческой деятельности участников, анализируются народные университеты культуры, созданные специально для кружковцев.
Цели и задачи исследования обусловили его методику, реализация которой осуществлялась на протяжении с 1977 по 1984 год в три этапа.
На первом этапе основное внимание уделялось теоретическому обоснованию проблемы, уточнению понятийного аппарата, формулировке гипотез, определению общей логики исследования, анализу специальной литературы и диссертационных работ.
В ходе второго, констатирующего, этапа исследования выявлялись уровни художественного развития участников самодеятельности, а также характер их направленности на овладение определенными знаниями в области художественной культуры. Использовались методы: I) анкетирование участников самодеятельного творчества с целью выявления их направленности на художественное развитие (всего I 446 человек); 2) программированное интервью как способ определения первичного уровня информированности в различных видах и жанрах искусства (всего 342 человека);3) составление монографических характеристик участников самодеятельности по стандартизированному образцу (определение места художественного образования среди других видов деятельности личности, системы склонностей, предпочтений человека в художественной деятельности).
В качестве переходного звена от констатирующего к формирующему этапам исследования была применена методика фокусиро- - 10 -ванного (направленного) интервью, позволившая, с одной стороны, дать более глубокую и обоснованную характеристику уровня художественных знаний, с другой, - побудить личность к их активному приобретению, сформировать у нее ценностное отношение к этой деятельности.
На третьем, формирующем, этапе исследования осуществлялись: организация художественно-просветительской работы в каждом из экспериментальных коллективов, основанной на наполнении всех видов их деятельности художественно-просветительским содержанием; длительное программированное наблюдение в коллективах, имеющее целью фиксацию позитивных изменений в уровнях художественной образованности участников и их ценностных побуждений к художественно-познавательной деятельности; сравнительный анализ изменений в уровне художественной культуры участников экспериментальных и контрольных коллективов с целью определения педагогической эффективности опытно-экспериментальной работы: повторное интервьюирование участников и составление вторичных монографических характеристик. ' Научная новизна исследования заключается в том, что в нем самодеятельное творчество рассмотрено в качестве важного и своеобразного средства художественного просвещения его участников, обоснованы пути реализации художественно-познавательно- . го потенциала самодеятельного коллектива на основе методики педагогической организации художественно-просветительской работы. Выявлены ценностные отношения участников к художественному просвещению, определены уровни их мотивации; изучена зависимость между уровнем и разнообразием художественных знаний и направленностью личности на овладение ими. Выявлены и обосно- ваны направления художественного просвещения в процессе собственно просветительской, зрелищно-информационной, художественно-творческой деятельности клуба, осуществляемой на базе ее / основных форм.
Практическая значимость исследования состоит в разработке методики художественного просвещения в самодеятельном коллективе. Данная методика, во-первых, оснащает руководителей самодеятельных коллективов приемами изучения уровня художественной информированности участников и их направленности на овладение художественными знаниями; при этом в качестве ведущего предложена методика фокусированного интервью. Во-вторых, логика построения художественно-просветительского процесса позволяет использовать данную методику для самодеятельного коллектива любого жанра, опираться на любой вид деятельности, преодолевать противоречия между идеальным характером деятельности и реальным уровнем возможностей участников, найти потенциальные связи развития художественных знаний и педагогических приемов их реализации. Внедрение этой методики в практику работы самодеятельных художественных коллективов различных жанров показало ее педагогическую эффективность, существенно повысило уровни художественных знаний участников самодеятельности, перестроило мотивационную сферу в сторону направленности побуждений на художественно-просветительскую деятельность.
Методика принята к практическому использованию Межсоюзным Домом самодеятельного творчества г.Челябинска, о чем свидетельствуют соответствующие акты о внедрении.
Основные положения и выводы исследования включены в программу лекционного курса "Самодеятельное художественное творчество в СССР", читаемого в вузах культуры страны на отделениях художественных специализаций (раздел ІУ "Методика работы с - 12 -самодеятельным коллективом"), а также используются в курсе "Педагогика" в Челябинском государственном институте культуры.
Диссертация выполнена в рамках комплексного исследования Челябинского государственного института культуры "Народное художественное творчество в условиях развитого социализма (на материалах Южного Урала)".
На защиту выносятся:
1. Положение о том, что самодеятельное творчество предо ставляет его участникам богатые и разносторонние возможности художественного просвещения, которое выступает как предпосылка творчества и как составная органическая часть деятельности са модеятельного коллектива (учебно-репетиционной, художественно- творческой, исполнительской, общественно-организаторской и т.д.).
Усиление художественно-просветительской деятельности в коллективе создает позитивное отношение к приобретению художественных знаний, обогащает мотивацию кружковцев, формирует художественную культуру участников, стремление к самостоятельной просветительской деятельности (проведение лекций, бесед, обсуждение книг, кинофильмов, общественно-политических и культурных проблем).
2. Основные пути реализации художественно-познавательного потенциала самодеятельного творчества: ориентация всех видов деятельности на художественное просвещение участников при активизации использования художественных знаний руководителя, взаимообогащении кружковцев, привлечении специалистов различных областей художественной культуры; включение кружковцев в художественно-просветительскую деятельность клуба (лектории, музыкальные гостиные, встречи с деятелями культуры и искусства, участие в работе народных уни- - ІЗ -верситетов культуры и т.д.); - стимулирование художественного самообразования участников и организация помощи в этом процессе (выбор форм самообразования, анализ созданных художественных ценностей, помощь в выборе произведений искусства для прослушивания и просмотра, в приобретении книг, пластинок, репродукций и т.д.).
3. Обобщенная методика педагогической организации художественно-просветительской работы, применимая к коллективу любого жанра, основанная на: а) выявлении уровней художественного развития участников; стимулировании их художественно-познавательной активности; ис пользовании основных видов деятельности (учебно-репетиционной, художественно-творческой, исполнительской, общественно-органи заторской и т.д.); поиске и реализации потенциальных связей, помогающих преодолеть определенную ограниченность каждого конк ретного коллектива (выход за рамки избранного жанра искусства, включение в другие виды творчества, использование традиционных клубных форм просвещения и т.д.); учете реальных результатов деятельности; б) применении педагогических приемов, позволяющих форми ровать ценностное отношение участников к художественно-позна вательной деятельности: целенаправленный отбор произведений репертуара как исходного условия включения в познавательную и ценностно-ориентационную деятельности, использование синтетич ности художественных объединений с целью стимулирования инте реса к отдельным жанрам и видам искусства; расширение жанров в процессе учебно-репетиционной деятельности, позволяющее вклю чать . участникам в иные виды творчества; преодоление жанровой специфики коллектива за счет включения его в комплексные формы исполнительства, требующие знаний и умений в различных видах - 14 -художественной деятельности; воплощение художественного замысла (режиссура, постановка, аранжировка и т.д.), позволяющие выходить на другие виды и жанры искусства, стимулирующие интерес к общественно-политическим, этическим, эстетическим, историческим и другим знаниям.
Апробация работы. Основные положения диссертации были изложены на научно-теоретических и научно-методических конференциях Челябинского государственного института культуры (1978-1984 гг.), на межвузовской аспирантской конференции "Актуальные проблемы развития культуры и искусства на современном этапе" (Ленинград, 1979 г.), на П Всероссийской научно-теоретической конференции аспирантов вузов культуры и искусства "Актуальные проблемы культуры и искусства в свете постановления ЦК КПСС "О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы" (Пермь, 1980 г.), на Ш Всероссийской научно-теоретической конференции аспирантов вузов культуры и искусства "ХХУІ съезд КПСС и актуальные проблемы культуры и искусства" (Свердловск, 1981 г.).
Материалы диссертации апробировались в ходе использования рекомендаций в практической деятельности клубных учреждений и самодеятельных коллективов г.Челябинска и области, в сообщениях основных выводов исследования на курсах повышения квалификации работников культуры и искусства при управлении культуры Челябинского облисполкома, в Школе клубного работника Межсоюзного Дома самодеятельного творчества трудящихся, на факультете повышения квалификации преподавателей культпросветучилищ Министерства культуры РСФСР при Челябинском государственном институте культуры.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав ("Теоретические предпосылки осуществления художественного - 15 -просвещения средствами самодеятельного творчества" и "Художе-ственно-просветительский процесс в самодеятельном коллективе"), заключения, списка использованной литературы и приложения.
Художественное просвещение как фактор развития личности
Социализм как качественно новая общественная формация открыл широким массам трудящихся доступ к духовным ценностям, сделал их творцшли культуры, ставя своей целью наиболее полное удовлетворение растущих материальных и духовных потребностей людей.
Общество развитого социализма законодательно гарантирует советским людям заботу о духовных ценностях как средстве эстетического воспитания, повышения их культурного уровня, свободу художественного творчества, обеспечивая его общедоступностью ценностей мировой и отечественной культуры /12, ст.20, 27, 46, 47/.
Формирование личности нового человека, его активной жизненной позиции предполагает освоение достижений, выработанных человечеством. Важное место в этом процессе принадлежит художественной культуре, искусству, выступающему ее основным структурообразующим элементом, аккумулирующем в себе мощное воспитательное воздействие, обладающее возможностью формировать целостную личность.
Усиление социальной роли культуры и искусства, как отмечалось на ХХУТ съезде КПСС, связывается партией с повышением их значения в формировании марксистско-ленинского мировоззрения, более полного удовлетворения многообразных духовных потребностей советских людей /15, с,182/. Сложившаяся в стране социально-культурная ситуация, как отмечают многие исследователи, отличается возросшим образовательным уровнем населения и повышением удельного веса искусства в структуре досуга. Изменились и масштабы соприкосновения населения с искусством, усилилась культурная активность населения. В этих условиях особое значение приобретает уже не количество контактов с художественными произведениями, а характер и степень их воздействия на человека /221/.
Отношение человека к искусству во многом определяет его позицию в отношении к различным видам деятельности. Исследования показали, что имеется зависимость между характером труда и отношением человека к искусству /50, с.95, 97; 99; 141, с.83; 71, с.387-388; 112; 238, с.88-89, 130, 131/. В свою очередь, характер взаимодействия человека с искусством влияет на его познавательную деятельность, развитие интеллекта /146; 213/.
Анализ возможностей клубного учреждения в решении художественно-просветительских задач
Для создания картины осуществления художественного просвещения в клубе с целью достаточной ее объективности, мы стремились к получению всесторонних данных, отражающих специфику осуществления художественно-просветительской работы в условиях клубного учреждения на всех уровнях как в масштабах клуба, так и в рамках самодеятельного коллектива.
С эти целью изучалась клубная документация, отражающая реальные мероприятия, направленные на вооружение их посетителей и участников художественными представлениями и знаниями, программирующая определенный опыт общения с искусством. Ее изучение дополнялось материалами интервью и бесед с руководителями клубных учреждений и их подразделений, организующих осуществление художественного просвещения, а также с участниками самодеятельных коллективов, включенных в процесс художественной деятельности. Результаты непосредственных и регулярных наблюдений дополняли указанные материалы. Сравнительный анализ данных помог определить наиболее сильные и уязвимые стороны в осуществлении художественного просвещения, обобщить имеющийся положительный опыт.
Клуб более чем другие социальные институты, связан с художественной деятельностью широких масс, традиционно являясь своеобразным центром не только художественного потребления, но и активной художественной деятельности. В условиях клуба решение художественно-просветительских задач достигается за счет синтезирования его организационно-материальных возможностей, использования специфической клубной художественной среды,большого арсенала форм и методов культурно-просветительной работы, разнообразных видов и жанров искусства, а также специфичных для клуба направлений художественно-просветительской работы, связанных с художественной пропагандой, с активной творческой самодеятельностью трудящихся.
Понимая неразрывность отдельных компонентов художественно-просветительской деятельности клуба как в теоретическом плане, так и в плане практического осуществления этой деятельности, мы, тем не менее, в целях научного анализа рассмотрим отдельные составляющие этого процесса.
Прежде всего клуб обладает определенными организационно-материальными возможностями для обеспечения художественно-просветительского процесса. Наличие специальных помещений, разнообразного оборудования, технических средств, музыкальных инструментов, культинвентаря, теле- и радиоаппаратуры; использование средств массовой коммуникации, пластинок, магнитофонных записей,- все это при условии целенаправленного использования является реальной основой для организации процесса художественного просвещения.
Клубное учреждение располагает определенной учебно-методи - 38 -ческой литературой, пособиями для организации практической работы, которые могут обеспечить определенную последовательность в приобретении знаний, а также в их реализации в дальнейшей самостоятельной художественной деятельности.
Проведенный диссертантом анализ клубной практики, а также имеющейся методической литературы, которая регулярно поступает в клубные учреждения, позволяет с полным основанием утверждать, что степень обеспеченности их данными материалами достаточна для организации деятельности по художественному просвещению на определенном научно-методическом уровне.
Опрос показал, что если такая работа не проводится, то это связано с отсутствием установок клубных работников на необходимость ее осуществления в рамках клубного учреждения (об этом подробнее см. 3 данной главы).
Вместе с тем, штатным расписанием клубного учреждения предусмотрено наличие специальных людей, занимающихся организацией и руководством художественной деятельностью трудящихся. Это руководители кружков, режиссеры,, дирижеры, балетмейстеры, хормейстеры, художники-постановщики, художественные руководители, заведующие художественными отделами, секторами /152/.
Однако, как показало исследование (а наши данные полностью подтвердили результаты, полученные другими исследователями /39, 166, 186/) деятельность художественных руководителей на всех уровнях характеризуется не только отсутствием установок, но и слабым владением методикой осуществления художественного просвещения в условиях клубного учреждения.
Специфика художественного просвещения в самодеятельном коллективе и ее отражение в методике построения педагогического процесса (итоги констатирующего и промежуточного * этапов исследования)
Цель предлагаемой методики - сформировать у личности участника художественной самодеятельности осознанную потребность в широком художественном просвещении, научно обосновать пути реализации этой потребности, дать основы художественных знаний.
Задачи методики, обусловленные данной целью, будут заклга-часть в следующем:
1. Выявить уровень информированности личности в области искусства, в том числе ее эстетические и художественные знания.
2. Раскрыть характер и направленность художественных потребностей личности.
3. Обосновать пути осуществления художественного просвещения в самодеятельном художественном коллективе.
4. Определить показатели педагогической результативности процесса художественного просвещения в самодеятельном коллективе.
Решение поставленных задач предполагает определение исходных требований к построению данной методики, имеющих методологический характер, вытекающих из природы самодеятельного художественного коллектива и специфики его деятельности.
На наш взгляд, принципиальное значение приобретают следующие положения:
I. Системообразующим фактором в самодеятельном художест - 84 -венном коллективе является художественная деятельность, направленная на создание художественного образа и обеспечивающая художественное развитие личности.
2. Художественная деятельность, являясь ведущей в самодеятельном коллективе, программирует учебно-репетиционный процесс, работу по освоению репертуара, общественно-организаторскую активность и исполнительство, художественную пропаганду . Тем самым реализуются целевые установки на осуществление задач художественного просвещения во всех основных видах коллективной деятельности участников,
3. Ценностно-ориентационные и познавательные механизмы, А.В.Сасыхов отмечает, что клубные коллективы практикуют несколько видов деятельности при ведущей роли одного /92, с.60/. Точки зрения на виды деятельности, характеризующие са-модеятельные коллективы различных типов, различны. Так, А.В. Сасыхов отмечает познавательную, ценностно-ориентационную, практически-преобразующую, творческую, рекреационную /92, с.60/; Е.И.Смирнова и В.Е.Триодин в классификации основных видов деятельности исходят из структурных компонентов деятельности, предложенных М.С.Каганом /182, 208/. В качестве основных видов деятельности клубных объединений Ю.А.Стрельцов предлагает учебно-познавательную, ценностно-ориентационную, культурно-творческую, пропагандистско-организационную /192/. А.В.Сасыхов рассматривает такие виды деятельности объединений, как учебу, творческую, поисково-исследовательскую, пропаган-дистско-организаторскую /92/. Е.И.Смирнова отмечает в качестве основных видов деятельности клубных коллективов: познавательную, учебную, игровую, дискуссионную, поисково-исследовательскую, организаторскую, пропагандистскую,творческую /179/. связанные с соответствующими функциями искусства, в условиях самодеятельности проявляются специфично, так как обусловлены ее особенностями как педагогического явления и своеобразием коллективной жизни художественных объединении досуга.
Такой подход к построению педагогического процесса обусловлен тем, что его компоненты "не механически следуют друг за другом, а проявляются как своеобразное единство в каждом конкретном акте взаимодействия" /37, с.40/.
Отмечая значимость системного подхода для педагогической теории, Ю.К.Бабанский подчеркивает, что он "опирается на такие важнейшие ленинские положения, как необходимость охватывать, изучать все стороны и связи познаваемого предмета,брать его в самодвижении и развитии, рассматривать предмет в его связи с имеющимися условиями, помня, что истина всегда конкретна" /37, с.37/.
Негативные моменты в осуществлении художественного просвещения в самодеятельности связаны с отсутствием связей с другими видами деятельности либо с ложным характером, их иллюзорностью. Наиболее ярко это проявляется в планировании учебно-воспитательной, художественно-творческой, исполнительской деятельности коллективов, когда намеченные мероприятия существуют сами по себе, без логической связи одного с другим. Наиболее типичным примером такого проявления являются рекомендации для руководителей самодеятельных художественных коллективов, где в качестве методов развития предлагаются различные походы в кино, театр, на концерты и т.д., зачастую имеющие ценность сами по себе, вне зависимости от содержания художественной деятельности.