Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Социокультурные ценности в контексте деятельности общественных объединений и организаций 15
1.1. Социокультурная , парадигма ценностных ориентации учащейся молодежи: теоретико-методологический анализ 16
1.2. Социально-педагогическая интеграция личности в формировании ценностных ориентации учащейся молодежи 58
1.3. Современные молодежные движения как социальное явление 77
Глава 2. Социально-педагогические условия социализации молодежи в контексте деятельности общественных организаций и объединений 99
2.1. Социально-педагогические, условия формирования социально- значимых ценностных ориентации молодежи в процессе деятельности общественных организаций и объединений 100
2.2. Педагогическое руководство деятельностью общественных организаций и объединений 124
2.3. Условия реализации воспитательного потенциала в социокультурном пространстве 151
Заключение 160
Библиография 164
Приложение 1 177
Приложение 2 180
Приложение 3 184
Приложение 4 186
Приложение 5 189
Приложение 6
- Социокультурная , парадигма ценностных ориентации учащейся молодежи: теоретико-методологический анализ
- Социально-педагогическая интеграция личности в формировании ценностных ориентации учащейся молодежи
- Социально-педагогические, условия формирования социально- значимых ценностных ориентации молодежи в процессе деятельности общественных организаций и объединений
- Педагогическое руководство деятельностью общественных организаций и объединений
Введение к работе
Актуальность исследования.
. Масштабные общественно-политические и социально-экономические
изменения в современной России, необходимость решения многочисленных
социальных проблем, появление новых возможностей для самореализации
личности, существенное увеличение степени творческой свободы актуализируют
необходимость пересмотра методологических основ теории формирования
социокультурных ценностей учащейся молодежи с целью максимального
приближения этой теории к потребностям общества. Стало совершенно очевидно,
что прежняя теоретическая парадигма не позволяет формировать
социокультурные ценности сообразно меняющимся реалиям. Система
социокультурных ценностей - это органическая взаимосвязь продуктов
человеческой деятельности, специфических технологий их создания и
потребления. На нее оказывает влияние комплекс факторов, в числе которых
можно выделить следующие: социально-экономический потенциал;
этносоциальная среда; художественно-эстетический потенциал; морально-эстетико-правовой и социально-политический климат в обществе; научно-технический ресурс; образовательное пространство. Отношение человека к системе социокультурных ценностей отражает его предпочтение в отношении определенной системы ценностей и соответствует характеру структуры личности. Ценностное отношение, как и ценность, объективно само по себе и одновременно субъективно, так как существует в сознании субъекта. Оно обозначает как объективные связи, в которые вступает человек с окружающими его людьми и предметами, так и то, как он сам относится к действительности. Ценностное отношение раскрывает внутренний мир личности, основными составляющими которого являются устойчивые смыслы и личностные ценности как источники данных смыслов. Личностные ценности отражаются во внутреннем мире в виде идеалов добра, красоты, совестливости, ответственности и т.п.; потребности — в виде желаний, стремлений.
Построение новой парадигмы требует, раскрытия сущности целостного процесса воспитания, социализации и развития подрастающего поколения, в современных условиях, что связано с необходимостью серьезного анализа социальной природы человека. Такой анализ невозможен без междисциплинарного подхода, учитывающего достижения разных наук социально-гуманитарного цикла. Для исследователя принципиальное значение приобретают культурная социализация личности в процессе усвоения субъектом социального опыта, приобщения ко всему, что создано человечеством в процессе исторического развития, формирование ответственности индивида перед обществом и общества перед индивидом.
Главным концептуальным конструктом современной теории социализации является положение о молодежи как субъекте социальной действительности. Интерес к ценностной проблематике в социально-культурной деятельности обусловлен нормативно-регулирующим характером функций, которые выполняет система ценностей в обществе. Формирование социальноактивного, ответственного гражданина, способного творчески перерабатывать социальный опыт является результатом развития культуры общества. Социокультурные ценности обладают способностью влиять на процессы формирования и изменения культуры. Социальное пространство и время выстраивают определенную иерархию ценностей, находящихся в диалектическом единстве с конкретным этапом развития общества. Сущностный смысл процесса социализации молодежи определяется как взаимозависимый процесс ее адаптации, интериоризации, саморазвития и самореализации. Соответственно важное значение в данном контексте приобретают процессы организации и самоорганизации в молодежной среде. Важно отметить, что механизмы организации и самоорганизации молодежи дополняют друг друга. Они эффективны в том случае, если учитывают природу молодежи, специфику ее психофизиологического и социального развития.
Отказ государства от патернализма привел к серьезным подвижкам в молодежной среде. Это обстоятельство требует нового взгляда на проблему молодежного возраста, точного отражения феномена современной молодежной
субкультуры, социальной ответственности молодых людей в условиях трансформации общества. Результаты анализа проблем социализации в социально-педагогическом аспекте свидетельствует о том, что существующие институты, призванные способствовать социализации, не справляются со своими функциями в новых условиях. В силу этих обстоятельств возникает объективная необходимость переосмысления теории и практики социализации молодежи, уточнения процессов организации и самоорганизации в молодежной среде, содержания, форм, методов деятельности институтов социализации, в том числе молодежных общественных объединений и организаций.
Принципиально важной является модернизация системы дополнительного образования детей и молодежи, ее ориентация на удовлетворение реальных социокультурных, образовательных потребностей, создание условий для творческой самореализации молодых людей.
Степень разработанности проблемы
Внимание отечественных исследователей было обращено к системе ценностей общества с 60-х гг. прошлого века. Теоретическую основу российской аксиологии составляют работы таких авторов, как С.Ф Анисимов, И.И Антонович, Л.М Архангельский, В.А Блюмкин, Л.А Волович, О.В Горшкова, А.Г Здравомыслов и др. В трудах этих исследователей рассматривались фундаментальные проблемы аксиологии, связанные с отологическими вопросами теории ценностей, изучались исторические корни происхождения проблемы ценностей в философии, культурологии, этике и эстетике, объяснялось отношение системы ценностей к миру духовного и материального, исследовались формы и способы существования ценностей.
С начала 70-х гг. объектом исследования в работах А.И Веререцкой, О.В Горшковой, Е.М Груздовой, А.Г. Здравомыслова, Е.В. Золотухиной, Е.Ф. Соколовой, В.А. Ядова и др. становятся структура и содержание системы общественных и личных ценностей, влияние различных факторов на формирование и изменение системы ценностей. Анализу воспитательного потенциала общественных объединений и организаций посвящены работы М.А.
Ариарского, П.К. Багаева, А.В. Волохова, В.А. Дергунова, С.Н. Иконниковой, М.Е. Кульпетдинова, Д.В. Криш, Г.П. Николаева, И.И. Фришмана и др.; возможностям учреждений дополнительного образования - работы В.А. Горского, В.А. Сулеймановой, А.Х. Чупанова, Е.Б. Евладовой, А. Колодина и др.; проблемам социализации детей и молодежи в условиях общественных объединений и организаций исследования Л.В.Байбородовой, А.В. Волохова, М.И.Рожкова, В.Н.Кочергина, И.И.Фришмана, Е.Б. Штейнберга и др.
Значительную часть исследований в области теории и практики социально-культурной деятельности составляют (труды Р.З. Богоудиновой, М.Г. Вохрышевой, Р.С. Гарифуллиной, Ю.Д. Красильникова, Н.Ф. Максютина, А.П. Маркова, Г.Я. Никитиной, Р.Г. Салахутдинова, В.Е.Триодина, Д.В. Шамсутдиновой, Н.Н. Ярошенко др.).
Исследования ряда авторов посвящены личностно ориентированным технологиям воспитания (А.А Кирсанова, В.Ш Масленниковой, В.В.Серикова, Л.Ю. Сироткина, И.С. Якимбанской и др.). Основные идеи дополнительного образования школьников рассматривают В.А. Горский, Е.Б. Евладова, А. Колодин, В.А. Сулейманова, А.Х. Чупанов.
Отдавая должное научным трудам указанных авторов отметим, что на данный момент не в полной мере раскрыты причины недостаточной эффективности деятельности по формированию ценностных ориентации молодежи в современных условиях, а именно: несвоевременная корректировка представлений об интересах молодежи; неспособность институтов социализации адаптироваться к новым реалиям; отсутствие форм самоорганизации детей и молодежи, охватывающих все категории подрастающего поколения.
Имеет место противоречие между общественной потребностью в эффективной системе формирования социокультурных ценностных ориентации молодежи в условиях трансформации общества, с одной стороны, и дестабилизацией социализирующих институтов утратой ими четких ценностных ориентиров и способности служить инструментами организации, самоорганизации молодежи, а также недостаточной реализацией социально-педагогических, социокультурных, образовательных возможностей системы дополнительного
образования детей и молодежи, с другой стороны. Для устранения данного
противоречия необходимо в частности решить проблему определения
теоретических и социально-педагогических оснований для актуализации
д социокультурных ценностных ориентации молодежи в контексте деятельности
общественных объединений и организаций как институтов социализации.
Цели исследования: выявить и обосновать социально-педагогические
условия формирования социокультурных ценностных ориентации современной
молодежи; раскрыть многомерный характер целостного процесса социализации;
I обосновать деятельность общественных объединений и организаций как
институтов, формирмирующих социальную активность подрастающего поколения; рассмотреть воспитательные возможности системы дополнительного образования учащейся молодежи в социокультурном аспекте.
Объект исследования - социокультурные ценности молодежи и их
9 формирование в контексте деятельности молодежных общественных
объединений и организаций.
Предмет исследования - социально-педагогические условия формирования социокультурных ценностных ориентации молодежи общественными объединениями и организациями
Гипотеза исследования: важнейшими условиями оптимизации процесса формирования социокультурных ценностных ориентации молодежи общественными объединениями и организациями, обеспечения синхронизации темпов коррекции этих ориентации с изменениями общественных потребностей являются:
своевременная разработка теоретических основ для данного направления деятельности, адекватных радикально изменяющимся реалиям жизни;
эффективное стимулирование социальной активности молодежи,
базирование этой активности на интериоризации социального и культурного
опыта, накопленного человечеством;
I использование социализации молодежи в качестве концептуального
конструкта механизма, эффективно влияющего на выбор ценностных ориентации;
деятельность общественных объединений и организаций активизирующая
жизненную позицию молодого поколения, существенно влияющая на
процессы его самовоспитания, самоутверждения, самореализации,
4 способствующая успешному внедрению социальных инноваций;
ориентация деятельности системы дополнительного образования учащейся
молодежи на удовлетворение реальных социокультурных и
образовательных потребностей, наиболее полное раскрытие творческого
потенциала как отдельной личности, так и социально-демографической
группы в целом.
ш Задачи исследования:
исследовать традиционные черты и специфические особенности теории формирования социокультурных ценностных ориентации молодежи в современных условиях, обосновать доминирующие ценностные ориентации;
изучить природу ценностных ориентации и основные факторы влияющие на их динамику;
^ 3. выявить и сформулировать сущностные характеристики
современной молодежи как особой социальной группы, способной быть не только объектом, но и субъектом процесса социализации;
4. обосновать социально-педагогические условия деятельности
общественных объединений и организаций как институтов социализации,
организации и самоорганизации в молодежной среде;
5. раскрыть социокультурный, образовательный, культурно-досуговый
' 9
потенциал системы дополнительного образования, который должен быть зарегистрирован в процессе формирования социокультурных ценностных ориентации.
Методологическую и теоретическую основу исследования составили: фундаментальные труды философов, психологов, социологов, педагогов, раскрывающие процесс социализации личности (работы С.С Батенина, В.В Васильковой, М Вебера, Г.Гегеля, Э.Дюркгейма, Ф Званецкого, М.А. Инкельсона, В.Г. Крысько, Л.Н. Когана, Н.О. Лосского, Д. Марковича, Г.П. Менчикова, В.В. Москаленко, А.П. Назаретяна, Т.Парсонса, Х..Ф. Сабирова, Л.Н. Столовича, Э.В. Тадевосяна и др.); проблемы воспитания (работы С.С. Аверинцева, Л.В. Алиева, И.П. Андриади, В.И. Андреева, П.К Багаева, Ю.К Бабанского, Л.И. Божович, А.А. Бодалева, М.Вебер, А.В. Волохова, Л.С. Выготского, Р.Г. Гурова, М.И. Рожкова, М.А. Инкельсон, М.Е. Кульпетдинова, Ф.В. Крона, В.А. Караковского А.В Мудрик, Л.И.Новикова, ВА.Сухомлинского, А.Шлизенгера, Н.Ф. Федорова, Д.И.Фельштейна, Д.Э.Эльконина и др.); вопросы теории социализации детей и молодежи средствами общественных объединений и организаций (работы Л.В Байбородова, А.В. Волохова, М.И. Рожкова, В.Н. Кочергина, И.И.Фришмана, Е.Б. Штейнберга и др.); проблемы теории творческого саморазвития (работы В.И.Андреева, Г.Вайцваг, И.П. Иванова и др.); вопросы теории и практики социально-культурной деятельности (работы М.А. Ариарского,Р.З Богоудиновой, М.Г. Вохрышевой, Р.С Гарифуллиной, Т.Г Киселевой, Ю.Д Красильникова, Н.Ф Максютина, А.П. Маркова, Г.Я. Никитой, ,Р.Г. Салахутдинова, В.Е. Триодина, Д.В. Шамсутдиновой, и др.); личностно ориентированные технологии воспитания (работы А.А. Кирсанова, В.В. Серикова, Л.Ю. Сироткина, И.С. Якимбанской и др.); основные идеи дополнительного образования школьников (работы В.А.Горского, Е.Б.Евладовой, А. Колодина, В.А. Сулеймановой, А.Х. Чупанова).
Методы исследования. Анализ философской, социологической, культурологической, эстетической, психолого-педагогической литературы, использование теоретических и эмпирических методов исследования (наблюдение, анкетирование, интервьюирование) позволили собрать и изучить большой эмпирический материал об особенностях процесса социализации молодежи в современных условиях, сущностных характеристиках молодежи как
социально-демографической группы, ее приоритетах, о деятельности общественных организаций, объединений как институтов организации молодежи, их социализации, о социокультурном, образовательном, культурно-досуговом потенциале учреждений дополнительного образования.
Теоретические методы (аналогия, моделирование, системный подход) дали возможность выявить специфические для нашего исследования противоречия, определить теоретические, методические, социально-педагогические подходы к исследованию деятельности общественных объединений и организаций молодежи как к механизму организации, самоорганизации подрастающего поколения, в процессе формирования социокультурных ценностей.
Экспериментальная база. Исследование осуществлялось на базе Центра внешкольной работы Приволжского района г. Казани, на различных этапах экспериментальная работа проводилась в школах этого же района № 10, 18, 19,40, 48, 52, 68, 69,78, 83,95,97,100, 127,129, 136,139,150, гимназиях № 6,21.
Исследование выполнялось в три этапа.
На первом этапе (1999 - 2003 гг.) проводилось изучение практики социализации подрастающего поколения эмпирическим путем, по данным отечественных и зарубежных литературных источников, а также теоретически обосновалась проблема. Были определены цели, гипотеза и задачи исследования.
На втором этапе (2003 - 2005 гг.) проведены диагностика, анализ и обобщение информации о состоянии проблемы; определены сущность и содержание процесса социализации подрастающего поколения; выявлены психолого-педагогические условия, процесса социализации совокупность требований к нему, правил его организации и реализации, влияющих на него факторы. Сформулированы методические основы для создания условий, способствующих выполнению социализирующих функций общественными инструментами в соответствии с познавательными и досуговыми интересами подрастающего поколения. Разрабатана модель культурно-досуговой среды учреждений дополнительного образования школьников.
На третьем этапе (2005 - 2006 гг.) завершена опытно-экспериментальная работа по проверке социально-педагогических условий, обеспечивающих эффективность социализации подрастающего поколения, обобщены и систематизированы результаты работы в данном направлении, сформулированы выводы и практические рекомендации, оформлена диссертация.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
обосновать доминирующие ценностные ориентации учащейся молодежи;
на основании изучения работ отечественных и зарубежных авторов проанализированы природа и процесс становления ценностных ориентации, динамика их трансформации под влиянием различных социокультурных факторов;
исследован процесс формирования социокультурных ценностных ориентации молодежи как субъекта культурной социализации в условиях современных социальных отношений;
обоснованы сущностные характеристики современной молодежи как особой социальной группы, как объекта и субъекта социальной действительности, способного творчески перерабатывать социальный опыт, влиять на характер изменения социальной действительности;
выявлены и раскрыты социально-педагогические условия деятельности институтов социализации (общественных объединений и организаций) как механизма организации и саморганизации учащейся молодежи, влияющего на развитие личности, ее творческого, познавательного потенциала, формирование социальной ответственности подрастающего поколения, обеспечение готовности к принятию решений по принципиальным вопросам развития общества;
выявлены образовательные, культурно-досуговые технологии в системе дополнительного образования детей и молодежи, способствующие выполнению ею социализирующих функции.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что уточнены место и роль ценностных ориентации молодежи в современном российском обществе, а также основные направления их развития и изучения; показаны приоритетные направления деятельности общественных молодежных объединений и организаций как механизма, формирования ценностных и социальных норм для молодого поколения, в процессе его культурной социализации; раскрыты тенденции развития теории и практики социализации молодежи средствами общественных объединений и организаций; определена специфика воспитательной деятельности учреждений дополнительного образования раскрыты те положения программно-методического обеспечения, на которые необходимо опираться при организации деятельности общественных объединений.
Практическая значимость исследования состоит в том, что на основе его результатов разработана и внедрена в практику учреждений дополнительного образования учащихся целостная система социализации личности в контексте деятельности детских и молодежных общественных объединений и организаций.
Разработаны методические рекомендации по общепроффесиональной подготовке и повышению квалификации педагогов учреждений дополнительного образования школьников, педагогов-организаторов, руководителей детских и молодежных объединений и организаций, с учетом необходимости решения проблемы формирования ценностных ориентации у подрастающего поколения.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается выбором методологических позиций, опирающихся на данные философской, социологической, социально-педагогической литературы; комплексным использованием теоретических и эмпирических методов исследования; итогами экспериментальной работы; всесторонним анализом передового педагогического опыта и результатами педагогической деятельности автора.
Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы, содержащиеся в диссертации, изложены в шести опубликованных автором работах. Результаты исследования докладывались на Всероссийской научно-практической конференции «Научно-методологические основы модернизации содержания социокультурного образования» (Казань, 2004); Республиканской научно-практической конференции «Наука. Инновации. Бизнес» (Казань, 2005); Всероссийской научно-методической конференции «Оценка качества образования в вузе культуры и искусств: методические проблемы, опыт, перспективы» (Казань, 2005); Всероссийской научно-практической конференции «Молодежь и ценности модернизирующегося общества» (Омск, 2005); Республиканской научно-практической конференции «Современные социокультурные процессы: проблемы, тенденции, новации» (Казань, 2006); Всероссийской научно-практической конференции «Дополнительное профессиональное образование как фактор формирования конкурентоспособности специалистов социокультурной сферы» (Казань, 2006).
Положения, выносимые на защиту:
1 .При определении страдегии и тактики деятельности молодежных общественных объединений и организаций по формированию социокультурных ценностных ориентации подрастающего поколения принципиально важен учет следующих моментов:
ценностные ориентации представляют собой сложную систему, текущее состояние и динамика которой определяются особенностями социокультурного развития и ценностных ориентациях в экономической (выраженной в ценностном отношении к труду), социальной (выраженной в ценностном отношении к человеку, обществу) и культурной ситуации в стране (в нашем случае - в России);
молодежь как социально-демографическая группа является не только объектом, но и субъектом социальной действительности;
для выработки оптимальных ценностных ориентации молодежи необходимы
анализ всего комплекса существующих социально-педагогических условий, в
которых протекает данный процесс, и их коррекция (при возможности воздействия на определенные компоненты данного комплекса);
результат деятельности по выработке ценностных ориентации может считаться
* полноценным лишь в том случае, когда у молодого человека появляется
готовность к осмыслению социальным действиям, социальная ответственность, сформированные на основе усвоения положительного социально-культурного опыта предшествующих поколений, а также способность к творческому решению реальных жизненных задач.
Деятельность институтов дополнительного образования учащейся молодежи целесообразно рассматривать как системообразующую основу для развития молодежных объединений и организаций, выполнения ими социализирующих функций, реализации культурно-досугового потенциала с целью формирования социокультурных ценностных ориентации.
К числу важнейших социально-педагогических условий, которые обеспечивают требуемую эффективность работы, направленной на социализацию молодежи, принадлежат:
готовность педагогов-организаторов школ, руководителей объединений и
организаций к активной социальной деятельности, выполнение ролевой
функции лидера при наличии таких ценностей как: смелость,
ответственность профессиональная компетентность;
і*' программно-вариативный подход к деятельности молодежных
общественных объединений и организаций;
использование социально ориентированных игр, имитирующие реальные
условия жизнедеятельности человека.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, '^ заключения, списка использованной литературы, включающего 151 источник, и приложений, в которых содержатся материалы экспериментальной работы.
«
Социокультурная , парадигма ценностных ориентации учащейся молодежи: теоретико-методологический анализ
Современная социокультурная ситуация в России представляет интерес в плане соотношения глобализации и культуры. Глобализация, пронизывающая весь культурно-исторический опыт прошлого человечества, является мощным стимулятором творческого процесса самоидентификации субъектов культурной деятельности. Актуализируется потребность в выработке совместной, негосударственной культурной политики, направленной на воспитание и правовое обеспечение «культуры толерантности», что обеспечит социальным институтам и механизмам возможность осуществлять совместный процесс развития цивилизации, культуры, выходя за рамки стихийности и понимания ценности культуры глобализации. Современная социокультурная система, находящаяся в неустойчивом состоянии, проходит точку бифуркации, в которой принципиальное значение имеет выбор, осуществляемый личностью, поскольку совокупность выборов определяет направление развития системы.
Принципиальное значение для выбора личностью той или иной поведенческой стратегии имеют ценностные ориентации сообщества, в котором эта личность существует. При устойчивом состоянии социокультурной системы ценностные ориентации сообщества преобладают над ценностными ориентациями личности, поскольку работают механизмы, приводящие мировоззрение большинства членов сообщества в социомерную форму, и, прежде всего -путем культурной социализации. Однако ситуация социокультурного полураспада, когда на первый план выступают унификация культурно-исторических форм, нивелировка ценностей, отделение знаков от ценностных смыслов, делает ценностные ориентации личности первичными. По мнению Л.Н.Столовича «теория ценности как особая отрасль философского знания возникла во второй половине XIX века, как «философия ценности», названная в ф последствии "аксиологией"1. Обращая внимание на смысловую нагрузку в понятий «ценность», «достоинство», «оценка» и т.д., исследователь рассматривает первую стихийно сложившуюся общечеловеческую концепцию личности с точки зрения этимологии. И приходит к следующему выводу: «генезис понятия «ценность», реконструируемый на основе этимологии обозначающих его слов, показывает, что в нем соединились три значения: характеристика внешних свойств, вещей и предметов, выступающих как объект ценностного отношения; психологические качества человека, являющегося субъектом этого отношения; отношения между людьми, их общение, благодаря которому ценности обретают общезначимость; «ценность» и «стоимость» являются следствием поляризации этих значений в результате развития товарно-денежных отношений» , последние образуют особый класс ценностей - экономический. Таким образом, Л.Н. Столович отмечает, что в каждом из этих классов ценностей своеобразно сочетаются основные значения ценности вещественно-предметное, психологическое и социальное. В концепции
Мюнстерберга [95], отмечается, что: «эстетические ценности выражают самосогласованность мира. Они существуют на двух уровнях - на уровне жизненных ценностей и на уровне ценностей культуры. На пером уровне - это предмет радости: гармония внешнего мира, любовь, чувство счастья в человеческой душе. На уровне культурной ценности - это ценности прекрасного, воплощенные в искусстве, воспроизводящем внешний мир (изобразительное искусство), раскрывающем связи между людьми (поэзия), выражающем внутренний мир человека (музыка). Красота как ценность воплощает эстетическое единство человека и мира. Она сверхиндивидуальна, но предполагает индивидуальное отношение - стихийное на первом уровне и осознанное на втором» . Согласимся с мнением Е.Н. Устюговой относительно идеи всецелостности и универсальности культуры на протяжении многих столетий [134]. В сложившемся историческом опыте самосознания культуры идея всецелостности воспринималась «как некий культурный идеал. Прообраз единого мира, заложенный в основных мировых религиях, в идее суперэкуменизма, в различных гуманистических концепциях; к поиску универсалий стремилась философская мысль, этические учения искали щ основания для солидарности человечества через установление смысла и форм взаимной ответственности, искусство воссоздавало образ единого целостного мира, а с XIX в. целеустремленно велись поиски универсального художественного языка» . Таким образом, автор утверждает, что внутри самой культуры существуют предпосылки и потребность в широком распространении общих устремлений, которые оказываются имманентными для самой культуры, что выступает движущей силой глобализационных тенденций, причем данные предпосылки и потребности влияют на формирование ценностных векторов цивилизационных процессов. Исследователь подчеркивает существующее взаимовлияние различных региональных культурных миров, доказывает нам, что возвращение к забытому и вновь актуализированному культурному наследию позволит выйти на новый цикл культурного творчества. Рассмотрим предложенный Е.Н.Устюговой исторический экскурс формирования системы ценностей: «поклонение природным силам в древнем мире, выразившееся в Египте в обожествлении телесной природы человека, продолжилось в Греции утверждением ценности созидательной творческой активности человека в сфере пластических форм бытия, а в культуре Древнего Рима эта активность была обращена к миру души человека. Необъяснимость позиций политеизма этого открывшегося духовного космоса стала почвой для формирования монотеистической христианской культуры, опирающейся на значимость личностного начала.
Социально-педагогическая интеграция личности в формировании ценностных ориентации учащейся молодежи
Современное молодое поколение оказалось в сложнейшей ситуации, когда оно, логикой истории призванное продолжать развитие на базе унаследованных материальных и духовных ценностей, вынуждено, находясь в стадии становления, участвовать в выработке новых положительных ценностей. Возникшая на современном этапе развития общества острая необходимость пересмотра понятийно-терминологического набора социокультурных ценностей и их предметной основы предполагает осуществление в нашем исследовании анализа социально-педагогических условий социализации учащейся молодежи. Происходящие изменения заставили педагогов и социологов пересмотреть методологические основы теории социализации личности подрастающего поколения, выдвигая на первый план максимальное приближение теории социализации к потребностям общества. Традиционные механическо-упрощенные подходы социализации молодежи постсоветского пространства доказали узость и несостоятельность прежней теоретико-методологической парадигмы теории социализации молодежи. Современное раскрытие сущности целостного процесса воспитания, социализации и развития подрастающего поколения связано с серьезным анализом социальной природы человека как носителя социальности, совокупности обобщенного социального опыта предшествующих поколений, что в полной мере актуализирует анализ исследования с учетом достижений различных наук социально-гуманитарной направленности, культурной антропологии, социологии, психологии, педагогики. Обращаясь к теории социализации личности в социокультурном пространстве, рассмотрим концептуальные основы понятия «социализация». Автором термина «социализация», по мнению В.Ш. Масленниковой [90], является американский социолог Ф.Г. Гиддингс, который определил социализацию как развитие социальной природы или характера индивида, подготовку человеческого материала к социальной жизни. Однако проблемы социализации рассматривались задолго до широкого распространения предложенного
Гиддингсом термина. Так или иначе, многочисленные концепции социализации сходны во мнении, что процесс социализации предполагает два подхода, расходящихся между собой в понимании роли самого человека. Исследователи утверждают, что первый подход предполагает пассивную позицию человека в процессе социализации, а саму социализацию рассматривает как процесс его адаптации к обществу, которое формирует каждого её члена в соответствии с присущей ему культурой. Данный подход определен как субъект-объектный (общество - субъект воздействия, а человек - его объект).
Второй подход предполагает активное участие человека в процессе социализации, влияет на его адаптацию в обществе и на жизненные обстоятельства. Данный подход определен как субъект-субъектный.
Первый подход имеет давнюю традицию и рассматривает процесс социализации как природность и социальность личности, систему общественных отношений в процессе социализации, влияние макро и микро среды, характерных для общества в котором проходит социализацию личность, обучение и воспитание личности в системе социальных институтов. Рассмотрим предложенную концепцию в рамках первого субъект-объектного подхода. Определение природности человека как «биологического существа (организма)» отражает его принадлежность к классу млекопитающих. Однако способность к трудовой деятельности и высокоразвитый мозг, наличие сознания, благодаря которому человек способен отражать мир и преобразовывать его доказывает, что человек - социальное существо (личность). В психологической науке категории индивид-личность индивидуальность образуют единство. Личность в психологии рассматривается как представитель определенного общества, осознающий свое отношение к окружающим её людям и социальной действительности, наделенный специфическими индивидуальными и социально психологическими особенностями. Индивидуальность характеризует личность как главенствующую особенность, неповторимость, непохожесть на окружающих.
Социально-педагогические, условия формирования социально- значимых ценностных ориентации молодежи в процессе деятельности общественных организаций и объединений
К концу XX в. Россия оказалась без созидательной идеологии и идеалов, что оказало резко отрицательное влияние на формирование ценностных ориентации вступающих в жизнь поколений. Современные задачи организации воспитательного процесса, способствующие формированию гражданственности, патриотизма, высокой культуры, уважения к историческому прошлому, являются одними из важнейших. Поскольку образование является зеркалом системы, отражением состояния общества возникает необходимость формирования ценностных ориентации личности в сфере национального развития, в частности, приобщения человека к национальным ценностям. Так, СМ. Арутюнян [8] в структуру национального самосознания включает такие элементы, как «сознание этнической принадлежности, приверженности к национальным ценностям, стремление к государственной самостоятельности» . Процесс формирования этнического (национального) самосознания, по мнению P.M. Тухватуллина [132], имеет стихийный и сознательный периоды . Сознательный период формирования национального самосознания, по мнению автора, связан с появлением интеллектуальной части этноса - интеллигенции. Таким образом, мировоззренческие позиции интеллигенции влияют на направленность национального самосознания в смысле приоритета общечеловеческих и национальных ценностей.
По мере развития общества развивается сфера образования и происходит формирование институтов общественно-государственного воспитания молодежи. К социальным институтам воспитания относится система внешкольной дополнительной работы, которая в исторической практике формировалась с целью привлечения деятельности детей и подростков, к различным видам деятельности. Развитие дополнительного внешкольного образования за время своего существования претерпело значительные изменения. На этапе становления внешкольное образование выполняло компенсаторные функции, решая задачу ликвидации неграмотности, повышения культурного уровня населения. Развиваясь и совершенствуясь, внешкольное образование приобрело форму адаптивного дополнительного образования, направленного на приспособление индивида к изменяющимся условиям его жизни и трудовой деятельности. Расширение производственных и научно-технических возможностей доказывает актуальность адаптивных функций дополнительного образования в аспекте решения проблем социально-психологической адаптации личности к жизни в быстроизменяющемся мире.
Вариативные проекты внешкольных учреждений предусматривают -создание условий свободного выбора в сфере образовательного и развивающего досуга для развития способностей воспитанников, удовлетворения их интересов и потребностей в творчестве и общении со сверстниками и взрослыми.
Рассматривая теории общественного воспитания, исследователи П.Ф.Каптерев, В.П.Вахтеров основывались в своих работах на гуманистическом, антропологическом аспектах в объяснении подхода к воспитанию, на понимании его социокультурной обусловленности: взаимосвязь образования и социальной жизнью человека; социальные аспекты воспитания и обучения; приобретение систематических знаний, развитие способностей.
В работах Е.Н. Медынского сформулированы методологические принципы внешкольного образования: непременным его условием образования активность субъекта, позволяющая личности раскрыться со всех сторон; непрерывность образования; его общедоступность.
Таким образом, по мнению Е.Н. Медынского «внешкольное образование - всестороннее, гармоническое развитие личности или человеческого коллектива в умственном, нравственно-социальном, эстетическом и физическом отношениях».
Активно внедрены в практику учреждения дополнительного образования (УДО) теоретические основы СТ. Шацкого и А.С. Макаренко. Основу педагогики клубной работы СТ. Шацкого и А.С Макаренко [84] составлял принцип свободы выбора по интересам, самодеятельности и самоуправления: добровольность; творческая деятельность по интересам; разнообразие видов деятельности; развивающая среда.
В советской системе образования основой построения и организации внешкольной работы являлись: массовость и общедоступность занятий на основе добровольного объединения детей по интересам; развитие инициативы и самодеятельности воспитанников; развитие коллективных основ деятельности детей и подростков; общественно полезная направленность деятельности; разнообразие форм внешкольной работы; учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Проведенный анализ показал, что систему внешкольной работы характеризуют присущие только ей базовые основы, позволяющие данному направлению развиваться в обновляющейся системе социального воспитания в условиях дополнительного внешкольного образования.
Переломным для дополнительного внешкольного образования явилось решение коллегии Министерства образования Российской Федерации от 25 мая 1994 г., (№ 12/1) «О стратегии развития государственных муниципальных учреждений дополнительного образования детей», в котором одобрен план действий по реализации стратегии развития государственных и муниципальных учреждений дополнительного образования, включающий следующие основополагающие элементы: сохранение и развитие видового многообразия сети учреждений дополнительного образования детей с целью удовлетворения образовательных потребностей формирующейся личности, усиления мотивации к познанию и творчеству, а также профилактики криминогенного поведения подростков; развитие инновационной деятельности, направленной на создание мотивирующих и развивающих программ, формирующих экологическую, этническую, правовую и экономическую культуру; адаптация внешкольных учреждений к современным требованиям.
Педагогическое руководство деятельностью общественных организаций и объединений
В ходе теоретического анализа проблемы исследования и обобщения опыта социализации личности молодежи выявлены педагогические условия, реализация которых способствует эффективной организации в деятельности молодежных объединений и организаций. Деятельность молодежных объединений и организаций, как показывает практика - эффективное средство социализации подрастающего поколения. Новый методологический подход к деятельности объединений и организаций, опирающийся на уважение к личности, выявил ряд основных требований, предъявляемых к содержанию, формам и методам работы, обеспечивающим формирование у молодежи социального опыта и готовности к его развитию. Социализация молодежи в деятельности общественных объединений и организаций осуществляется эффективней, в ходе организации разнообразных социально ориентированных игр, которые способствуют адаптации подрастающего поколения к новым политическим и социально экономическим условиям. Так, П.М. Ершов [66] рассматривает игру как трансформацию потребностей в вооруженности (накопление и совершенствование средств удовлетворения своих потребностей)1. Исследователь Т.С. Бибарцева [13] характеризует границы игрового явления: 1) игра определенное действие: физическое, интеллектуальное, социальное; 2) игра инициируется внутренней потребностью (мотивационной сферой); 3) игра является школой социального общения Игровая деятельность выполняет следующие функции: развлекательную, познавательную, коммуникативную, диагностическую, социализирующую, самореализации. По мнению Э.Канта, игра есть имитация настоящей деятельности [66]. Имитируя деятельность, подрастающее поколение приобретает социальный и культурный опыт, выполняя поставленные взрослыми цели и решая запланированные задачи.
Имитируя игровую деятельность, личность обучается исполнению социальных ролей. Задача наставника, руководителя объединения или организации - регулировать исполнение роли, для усвоения реальной, а не виртуальной культуры человеческого взаимодействия.
Пионером в организации активных форм работы является И.П.Иванов [57]. Предложенная им в 60-х гг. коллективно-творческая деятельность, адаптированная к современным условиям С.Шмаковым [146], имеет большой успех в деятельности организаций. Педагогическая идея коллективно-творческой деятельности (далее - КТД) многомерна, она имеет «широкую» цель, основанную на детской импровизации. Организация КТД зависит от своеобразия коллектива, критерии оценки воспитанники могут предлагать самостоятельно. Автор предлагает примерные формы работы: познавательный «Аукцион» - распродажа (продают книги, значки и т.д.), составляется круг вопросов для аукциона, например: Где была издана первая книга? Как она называлась? (в случае, если аукцион посвящен книгам).
Возможно применение таких видов КТД как «Веселые и полезные конкурсы», «Вечер творческих мастеров», «Фестиваль однофамильцев», «Карнавал» и др. Активные формы работы в группе предлагает Н.Е.Щуркова [149]. По ее мнению, именно такие формы работы позволяют воспитаннику осваивать современную культуру общения, постигать мир и вести жизнь, достойную человека. Они раскрывают перед воспитанником социокультурное содержание, восхождение на уровень современной культуры. Развитие воспитанника осуществляется в процессе активного сотворчества с педагогом. Групповая работа в молодежных объединениях и организациях - это синкретическое единство социальноых объектов жизни, открывающихся перед воспитанником социальных ценностей, преобразующихся в личностный смысл, выводящих его на активные взаимодействия с окружающим миром. Формы групповой деятельности носят камерный характер. Создание теплой душевной обстановки позволяет воспитаннику ощутить свою сопричастность к друзьям, семье, школе, городу, родине, земле, космосу, позволяя личности безболезненно войти во взрослую жизнь. Разработка данной формы работы в деятельности общественных объединений и организаций необходимо предполагает: 1) опору на реальные повседневные предметы действительности как на воспитательное средство (кроме человека); 2) обеспечение одновременного трехканального влияния происходящего действия (визуального, звукового, операционно-действенного); 3) планирование деятельности «здесь и сейчас» в предлагаемых обстоятельствах.