Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование нравственно-эстетической культуры военнослужащих средствами культурно-досуговой деятельности Гатальский Владимир Дмитриевич

Формирование нравственно-эстетической культуры военнослужащих средствами культурно-досуговой деятельности
<
Формирование нравственно-эстетической культуры военнослужащих средствами культурно-досуговой деятельности Формирование нравственно-эстетической культуры военнослужащих средствами культурно-досуговой деятельности Формирование нравственно-эстетической культуры военнослужащих средствами культурно-досуговой деятельности Формирование нравственно-эстетической культуры военнослужащих средствами культурно-досуговой деятельности Формирование нравственно-эстетической культуры военнослужащих средствами культурно-досуговой деятельности Формирование нравственно-эстетической культуры военнослужащих средствами культурно-досуговой деятельности Формирование нравственно-эстетической культуры военнослужащих средствами культурно-досуговой деятельности Формирование нравственно-эстетической культуры военнослужащих средствами культурно-досуговой деятельности Формирование нравственно-эстетической культуры военнослужащих средствами культурно-досуговой деятельности
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Гатальский Владимир Дмитриевич. Формирование нравственно-эстетической культуры военнослужащих средствами культурно-досуговой деятельности : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.05 : Москва, 2001 176 c. РГБ ОД, 61:02-13/362-8

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Нравственно-эстетический потенциал досуга и условия его реализации

1.1. Досуг как предмет педагогики и смежных наук 14-37

1.2. Формирование нравственно-эстетической культуры личности средствами досуга 37-70

1.3. Специфика реализации воспитательного потенциала свободного времени молодежи 70-96

Глава II. Пути и средства формирования досуговои культуры военнослужащих

2.1. Обеспечение оптимальной взаимосвязи служебной деятельности и досуга 96-126

2.2. Профессиональная адаптация молодых воинов на разных этапах службы как основа отбора содержания и форм свободного времяпрепровождения 126-144

2.3. Формирование умений и навыков рациональной организации досуга 144-165

Заключение 166-169

Литература

Введение к работе

Актуальность темы исследования.

Осуществляемая ныне реформа Вооруженных Сил Российской Федерации решает широкий комплекс задач, предусматривающий их приведение в соответствие со сложившимися в стране к началу XXI века социальными, научно-техническими, военно-стратегическими, организационно-управленческими требованиями. Государство и общество видят сегодня необходимость коренного преобразования структуры Вооруженных Сил, их технической оснащенности, профессионального мастерства личного состава, системы управления частями и подразделениями, взаимодействия родов войск, нравственно-психологической готовности военнослужащих к выполнению своего гражданского долга. Личностные качества солдата, матроса, милиционера в формирующемся информационном обществе XXI века становятся факторами национальной безопасности, и это предопределяет настоятельную потребность с первых дней воинской службы создать им такую культурную среду, которая максимально стимулировала бы развитие их физических сил, интеллекта, воли, трудолюбия, ответственности, нравственно-эстетических качеств.

Многовековая история русской армии позволила сложиться оправдавшим себя традициям военно-технической и тактической подготовки солдат и офицеров. С начала XIX века благодаря утвердившейся системе взаимного обучения и реализации иных форм общекультурного развития солдат, армия стала существенным фактором преодоления неграмотности и малограмотности населения. Особую роль в духовной жизни страны играл офицерский корпус, в первую очередь офицеры флота, неотъемлемыми качествами которых выступали высокий интеллект, эстетическая культура, непреложное следование кодексу чести. Русский офицер, как правило, был начитан, мог поддержать беседу, умел отлично танцевать, владел шпагой, словом, кистью, музыкальным инструментом, обладал умениями и навыками организации досуга.

Все эти качества, естественно, закладывала семья, но они закреплялись и развивались в военно-учебных заведениях, культивировались непосредственно в воинских частях и подразделениях.

К сожалению, после 1917 года, когда на командные посты Красной Армии пришла масса людей, не получивших необходимой общекультурной подготовки, многие традиции, связанные с обеспечением воинской культуры, в том числе культуры досуга, были утеряны. Еще хуже обстояло дело с рядовым составом. Если в 30-80-е годы среди солдат, матросов и милиционеров осуществлялась определенная культурно-просветительная работа, способствовавшая духовному наполнению их свободного времени, то в последнее десятилетие, когда Вооруженные Силы РФ переживали глубокий кризис, проблемы поддержания боеспособности, решения элементарных экономических вопросов и преодоление «дедовщины» оттеснили культурно-досуговую деятельность на задний план. А между тем, эффективность реформы Вооруженных Сил, в первую очередь, зависит от людей, от их гражданской и нравственно-эстетической позиции, от их психологической готовности к реализации новых социальных требований, от их профессионализма и культуры, соответствующих критериям информационного общества XXI века.

Степень разработанности проблемы.

Теория досуга представляет важное направление современной философии, социологии, экономики, культурологии, социальной психологии, педагогики. В трудах отечественных и зарубежных ученых с достаточной полнотой раскрыта сущность досуга как социально-педагогической категории, отражающей деятельность человека в свободное время, обеспечивающую рекреацию и его дальнейшее физическое и духовное развитие.

Усилиями СТ. Струмалина, ГА. Прудынского в 20-50-е годы, а в последствии М.А. Ариарского, ВИ. Бестужева-Лады, ДМ. Генкина, Б.А. Грушина, А.Д.Жаркова,Г.А. Евтеевой, Т.Г.Киселевой, Ю.ДКрасильникова, Ю.Н. Кротовой, Н.Ф. Максютина, Б.Г. Мосалева,

5 И.А. Новиковой, БД. Парыгина, В.С.Садовской, Э.В. Соколова, Ю.А.Стрельцова, В.Я. Суртаева, А. А. Сукало, Б.А. Титова, В.Е. Триодина, В. А.Ддова и ряда других исследователей в России были теоретически осмыслены и практически решены многие социально-экономические, социологические, социально-психологические и культурологические аспекты досуга. Эта деятельность активно перекликалась с исследованиями зарубежных ученых (Т. Фридман, Э.Д. Дюмазедье, М. Каплан, Д. Келли, Н. Миллер, Т.Парсонс, С. Паркер, К. Роберте и др.), которые выявили специфику досуга разных групп населения, определили взаимосвязь профессионально-трудовой и культурно-досуговой деятельности, обосновали пути и средства духовного обогащения свободного времяпрепровождения людей. Однако, при обилии публикаций по проблемам досуга, в них преобладали экономические, социологические, социально-психологические аспекты и явно недостаточно были представлены проблемы педагогики. .Чрезвычайно мало научных работ по методологии и методике формирования культуры досуга. А между тем, сегодня не столько важно показать значимость досуга (это ясно каждому), сколько необходимо раскрыть механизм постижения культуры досуга, технологию овладения досуговой квалификацией.

Самой уязвимой в исследованиях проблем досуга остается организация свободного времени военнослужащих. При всей ее актуальности, в 90-е годы XX века не появилось ни одной научной публикации, в которой раскрывались бы педагогические аспекты формирования досуговой культуры солдата, матроса или милиционера.

Глубокое противоречие, сложившееся между объективной необходимостью эффективно использовать не только рабочее, но и свободное время для формирования личностных качеств рядового состава современной армии, флота и подразделений Министерства внутренних дел и реальным уровнем решения этой задачи, обусловило целесообразность социально-педагогического теоретико-эмпирического исследования, цель которого - разработать систему формирования культуры досуга молодых военнослужащих.

Из этой цели вытекали задачи:

1. Определить нравственно-эстетический потенциал досуга и условия его реализации.

2.Раскрыть специфику формирования нравственно-эстетической культуры личности средствами досуга.

3.Выявить состояние организации досуга в различных родах войск.

4.Обосновать пути и средства формирования досуговой культуры военнослужащих.

5.Разработать и внедрить социально-педагогическую программу формирования досуговой квалификации молодых военнослужащих.

Изучение теории и истории проблемы, многолетний опыт службы в Вооруженных Силах и данные поисково-констатирующего этапа исследования позволили сформулировать рабочую гипотезу, исходящую из того, что формирование молодого воина, отвечающего требованиям информационного общества XXI века, не может более ограничиваться рамками общекультурного развития и военно-технической подготовки, а должно, наряду с ними, включать и формирование досуговой квалификации как неотъемлемого качества личности.

За полтора-два года пребывания в Вооруженных Силах молодой солдат, матрос или милиционер может сформировать в себе досуговую культуру, однако методика решения этой задачи принципиально отлична от методики формирования общекультурного уровня и профессионального мастерства.

Усвоение традиционных воинских качеств строится по вектору от требований

общества - к личности, которую вовлекают в систему сложившихся знаний, умений и

навыков. Овладение досуговой квалификацией идет от личности, ее наклонностей,

способностей, дарований и иных особенностей - к обществу, которое она может обогатить

своим социально-культурным творчеством. Формирование воинского мастерства строится

7 на принципах безусловной обязательности, постижение культуры досуга - на принципах педагогики сотворчества, в рамках которой и офицер, направляющий педагогический процесс, и молодой солдат выступают субъектами культурно-досуговои деятельности.

Объектом исследования послужили молодые военнослужащие армии, флота и милиции, вовлеченные в различные формы культурно-досуговои деятельности.

Предметом исследования стал социально-педагогический процесс формирования культуры досуга молодых солдат, матросов и милиционеров.

Базой исследования стали подразделения Ленинградского военного округа, Балтийского флота и Главного управления внутренних дел Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Гипотезой исследования является предположение о том, что формирование нравственно-эстетической культуры военнослужащих средствами культурно-досуговои деятельности в армейской, флотской и другой военной среде может быть эффективно решено, при условии системного подхода, предполагажщего взаимосвязь и взаимодействие военных учреждений культуры с обучением и воспитанием военнослужащих основам воинского мастерства;

включения молодого военнослужащего с первых дней службы в процесс занятий самодеятельным художественным творчеством;

поэтапного включения военнослужащих в мир культуры, соответствующего основным этапам их служебно-профессиональной адаптации;

целенаправленной педагогической деятельности руководителей воинских коллективов по перестройке сложившихся форм общественной организации досуга;

возрастании роли педагогики свободного времени, как объекта научного знания, культуро-созидающего потенциала досуга.

Методология исследования строилась на синтезе психолого-педагогических (Б.Г. Ананьев, Ю.К. Бабанский, С.Г. Вершловский, Л.С. Выготский, Б.С. Гершунский, ЛИ. Новикова, ЗА. Малькова, Г.Н. Филонов и др.) концепций воспитания и философско-культурологических (М. Вебер, С.Н. Иконникова, М.С. Каган, Э. Кассирер, Л. Уайт и др.), исходящих из восприятия личности как высшей ценности общества.

Принципиальное значение имел вывод исследования Э.В. Соколова о том, что деятельность человека в свободное время обладает внутренней целевой доминантой, выражающей стремление личности к реализации ее сущностных сил, целостности в развертывании свободной деятельности, предопределяющей специфику культуры досуга.

Исследование опиралось на обоснованные Г.А. Евтеевой уровни использования свободного времени и классификацию культурно-досуговых занятий, детерминированных возрастом, образованием, характером профессионально-трудовой деятельности и спецификой интересов и потребностей личности.

Значительную роль в раскрытии социально-культурного потенциала досуга сыграл анализ теоретических, методических и прикладных выводов исследований, сложившихся в Западной Европе и США научных школ (В. Бужински, Ж. Дюмазедье, М. Каплан и др.), определивших структуру и тенденции развития свободного времяпрепровождения разных групп населения. Преодолению утвердившихся в последние десятилетия стереотипов неадекватного восприятия зарубежного опыта обеспечения общественного досуга способствовало изучение практики функционирования культурных центров имени Дж. Кеннеди в Нью-Йорке и имени Ж. Помпиду в Париже, центров отдыха и развлечений в США, Канаде, Японии, Австралии, Новой Зеландии и Западной Европе.

Методология и методика исследования исключали прямолинейное истолкование связи общественной организации досуга и качественных изменений в уровне культуры личности, не позволяли ограничиться поиском одновариантных решений, диктовали

необходимость учета самых разнообразных факторов социально-культурного и психолого-педагогического влияния. Мы рассматривали объект анализа в естественной взаимосвязи с окружающей действительностью, в единстве со всей системой духовной жизни общества, с учетом специфических особенностей центров досуга как важных звеньев этой системы. Комплексный подход к проблеме позволил рассматривать личность в ее реальных взаимосвязях и отношениях одновременно как члена ряда коллективов в труде, в учебе, в семье, в быту и на досуге. Мы стремились обозреть социально-культурные процессы в сфере досуга как единый комплекс, как систему, в структуре которой функционирует интересующее нас конкретное звено.

С точки зрения отдельного человека и культуры в целом, значение занятий на досуге чрезвычайно велико, ибо они включают каждого в систему культурных ценностей, помогают их освоению, служат целям гармонического развития личности. Однако досуг не должен заполняться чем-то случайным, в нем всегда должна просматриваться цель. Удовлетворение одной потребности порождает новую потребность, поэтому изменения в методике, работа в сфере досуга должна строиться на принципе: от простого к сложному, от физических упражнений - к удовлетворению духовных потребностей, от индивидуальных занятий — к общественным, от пассивности - к активному творчеству.

По мере духовного роста человека, обогащается и его досуг и, если нет условий для его поступательного развития, это приводит к негативным последствиям. Именно в условиях неразвитости конструктивных начал досуговой деятельности свободное времяпрепровождение превращается в фактор антикультуры, порождает условия для пьянства, наркомании, разврата и других антиподов образа жизни любого цивилизованного общества. Методика исследования строилась на совокупности взаимодополняющих методов социологического, социально-психологического и, в первую очередь, педагогического анализа.

В ходе исследования был применен комплекс психолого-педагогических методов, включающих в себя целенаправленное наблюдение, анализ и обобщение опыта работы воинских подразделений и культурно-просветительных учреждений, изучение их документации, а также отчетов о нравственно-психологическом состоянии личного состава, собеседование, интервьюирование, анкетирование.

Исследование осуществлялось на базе органов и подразделений Ленинградского военного округа, Балтийского флота, Главного управления внутренних дел Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Санкт-Петербургского Дома офицеров, Дворца культуры милиции и их филиалов. В исследованиях совместно с диссертантом приняли участие инструкторский состав этих клубных учреждений и слушатели военно-учебных заведений (в общей сложности более 40 человек), которые под руководством диссертанта, с помощью анкетного опроса, индивидуальных и групповых бесед, личных наблюдений анализировали состояние культурно-просветительной работы на различных этапах адаптации молодых военнослужащих и реальные возможности использования их свободного времени как резерва гармонического развития личности.

При помощи вышеперечисленных методов, сил и средств была изучена и проанализирована деятельность 12 воинских подразделений и 30 коллективов воинской художественной самодеятельности.

Программированное научное наблюдение было направлено на систематическое изучение интересов, запросов, увлечений молодых военнослужащих, затем проводилось сравнение с их реальными занятиями на досуге. Это позволяло выявить степень соответствия духовных потребностей и возможностей их реализации. Особое внимание было уделено анализу отношения молодых солдат, матросов и милиционеров к проведению культурно-массовых мероприятий в свободное время и их личного участия в подготовке и проведении своего досуга. Этот метод позволил определить степень эффективности

проводимых мероприятий и увидеть молодого воина не только как потребителя культурных ценностей, но и как его созидателя. В ходе наблюдения удалось отследить диалектику развития личности под воздействием различных форм и методов культурно-просветительной работы, а главное, определить степень влияния референтной служебной деятельности на содержание и формы досуга и степень воздействия культурно-досуговой деятельности на качество несения воинской службы. Наблюдение велось по единой программе, предусматривающей целевые установки личности, формы проведения досуга, число участников культурно-досуговой деятельности, время и место наблюдения, а также способы фиксации данных.

В процессе исследования (на стадии поисково-констатирующего и формирующего социально-педагогического эксперимента) было проведено 242 собеседования с молодыми военнослужащими 1-го и 2-го года службы; осуществлен анкетный опрос 1140 солдат, 880 матросов, 560 милиционеров; изучено более 400 планов, сценариев, справок, отчетов и иных документов, характеризующих организацию досуга в подразделениях и клубных учреждениях; 16 раз информация диссертанта о ходе исследования и выявленных в нем фактах была предметом обсуждения с руководителями воинских частей, членов Военного Совета Балтийского флота, Ленинградского военного округа, Главного управления МВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Достоверность исследования обеспечена соответствием методики научного анализа поставленным целям и задачам, широтой и однотипностью базы научного поиска, длительностью и разносторонностью опытно-экспериментальной работы.

Научная новизна исследования проявилась в обосновании социально-педагогической концепции формирования культуры досуга молодых военнослужащих, основанной на идее необходимости овладения ими досуговой квалификацией с той же

12 непреложностью, последовательностью и ответственностью, как и военно-тактическим мастерством.

Исследование позволило определить принципиально новый подход к методике формирования культуры досуга военнослужащих, выявив ее отличие от принятой в классической педагогике методики обучения основным общекультурным знаниям и воинскому мастерству.

Особая значимость этой методики заключается в том, что она, как свидетельствуют итоги исследования, в полной мере может быть распространена за пределы Вооруженных Сил и использоваться в любой сфере обучения и воспитания.

Практическая значимость исследования выразилась в научно-методических рекомендациях по совершенствованию системы нравственно-эстетического воспитания молодых военнослужащих во всех родах Вооруженных сил Российской Федерации; внедрении в практику воинских подразделений методики поэтапного включения солдат, матросов и милиционеров в мир культуры, соответствующего основным этапам их служебно-профессиональной адаптации.

Рекомендации получили одобрение Военных Советов Ленинрадского военного округа, Балтийского флота и Главного управления МВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области.

Апробация исследования осуществлялась посредством публикаций автора и их общественных обсуждений; в форме 16 докладов диссертанта на Военном Совете Ленинградского военного округа и научно-практических конференциях специалистов, с помощью цикла лекций, прочитанных в системе повышения квалификации офицеров армии, флота и милиции.

13 На защиту выносятся следующие положения:

1. Социально-педагогическая концепция формирования культуры досуга молодых
военнослужащих, исходящая из идеи необходимости обеспечить формирование культуры
досуга солдат, моряков и милиционеров с той же непреложностью, последовательностью и
стабильностью, с каковой это осуществляется в системе их обучения основам воинского
мастерства.

2. Методика формирования культуры досуга молодых военнослужащих,
принципиальная особенность которой проявляется в том, что, в отличие от системы
социализации и овладения военно-тактическими знаниями, умениями и навыками, она
отталкивается не от требований социума и критериев воинского мастерства, а от свойств
конкретной личности, ее способностей, наклонностей, дарований.

Эта методика в полной мере может быть распространена за пределы Вооруженных сил и использоваться в любых образовательно-воспитательных структурах.

3. Принцип педагогического сотворчества как норма взаимоотношений солдат и
офицеров, направляющих воспитательный процесс формирования культуры досуга в
воинских подразделениях, в условиях которого оба выступают субъектами социально-
культурного творчества.

Досуг как предмет педагогики и смежных наук

Военнослужащие - особая группа населения, проявляющая существенные отличия в профессиональной, семейно-бытовой и досуговой жизнедеятельности. Они имеют меньше свободного времени, их досуг в силу специфики службы, к сожалению, страдает определенными ограничениями. Однако, именно они, испытывая физические и психические перегрузки, часто попадая в стрессовые состояния и ощущая постоянный контроль над собой, особо нуждаются в эффективном досуге, в умении разумно использовать его конструктивный потенциал. А это в свою очередь диктует необходимость глубоко и разносторонне исследовать феномен досуга военнослужащих, увидеть в нем общее и особенное, выявить его аксиологию, определить объективные возможности педагогического воздействия на его характер, направленность, содержание и формы организации.

Достижения современной педагогики, социологии, психологии, культурологии и смежных наук позволяют определить наиболее общую модель досуга человека начала XXI века и на ее основе вычленить модель свободного времяпрепровождения солдат и офицеров разных родов войск и милиции.

Как сложное социальное явление досуг может и должен быть рассмотрен как единое сложное социальное явление.

Сегодня активно обсуждаются философские, экономические, социальные, психологические, педагогические и другие аспекты исследования досуга. Изолированное рассмотрение этих отдельных аспектов бесперспективно - назрела необходимость междисциплинарных исследований, которые, с одной стороны, взаимодополняют друг друга, создавая "объемную" модель досуга, а, с другой стороны - имеют возможность фокусировать внимание на тех или иных аспектах в рамках целого.

Предпосылки этому уже имеются, чему свидетельствуют исследования научной школы прикладной культурологии, функционирующей на базе кафедры социально-культурной деятельности Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств1. Опыт этой научной школы свидетельствует, что такая модель не может представлять собой мозаику, формальное сплетение различных подходов, она должна иметь интегрирующий признак, а именно - цель, обуславливающую ее смысл.

Модель досуга не может существовать ради самой себя точно так же, как и исследования не должны осуществляться ради самих культурологических, экономических, социологических, психологических, педагогических и иных исследований. Цель предлагаемой модели - личность, самореализующаяся в досуге и активно участвующая в осуществлении досуговой деятельности; личность, ищущая и находящая удовлетворенность в досуге, личность активно развивающаяся, самодостаточная. Комплексные исследования ориентированы, прежде всего на то, чтобы помочь личности в осуществлении досуговой деятельности, создать необходимые условия для ее самореализации. В этом смысле оправданы экономические, социологические, психологические и другие подходы.

При этом не имеет значения, как будет называться такое направление исследований -педагогикой досуга, прикладной культурологией или как-то еще. Важна не внешняя оболочка, а содержание этого процесса.

Необходимо отметить, что задача комплексного исследования досуга стоит не только перед нами: аналогичная проблема осознается и зарубежными исследователями досуга. Существует целый ряд направлений исследований, которые требуют определенной интеграции. Однако для педагогики наиболее существенными сегодня представляются психологическая и социологическая модели досуга, вытекающие из концепции Д. Келли. Эти модели находятся в русле естественного процесса интеграции теоретических подходов, осуществляемых в настоящее время. Во-первых, это те проблемы, на которые мы постоянно наталкиваемся при решении тех или иных вопросов, связанных с досугом. Во-вторых, схема Д. Келли ориентирована на исследования, которые мало известны советскому читателю и представляется, что знакомство с ними расширит наши представления о возможностях, предоставляемых этими подходами. В-третьих, представляется необходимым дальнейший критический анализ моделей в связи с актуальными задачами исследования досуга, возникающими в настоящее время в нашей стране. В-четвертых, процессы интеграции различных моделей исследования досуга в том виде, в каком они происходят за рубежом, дают возможность более предметно и широко подходить к анализу аналогичных процессов в отечественных исследованиях и к разработке комплексной модели исследования досуга применительно к условиям нашей страны.

Формирование нравственно-эстетической культуры личности средствами досуга

Нравственно-эстетическое развитие личности военнослужащих, как и любых иных групп населения, носит всепроникающий характер, осуществляется во всех сферах жизнедеятельности, строится на общих закономерностях постижения духовной культуры. И это предопределяет необходимость с достаточной полнотой разобраться в этих закономерностях, выявить причины усвоения ценностей культуры, обосновать педагогические механизмы превращения досуга в средство последовательного и эффективного духовного обогащения.

По мере своего становления и развития личность последовательно включается в мир материальной, физической и духовной культуры, однако эффективность этого процесса находится в прямой зависимости от реализации ряда условий, среди которых особое значение ныне приобретает определение оптимальных границ воздействия на него со стороны общества, государства, семьи, учебно-воспитательных учреждений и иных социальных институтов.

Карл Роджерс 4I, к примеру, отстаивает концепцию отказа от идеологии формирования личности и перехода к идеологии ее развития. Цель воспитания он видит в обеспечении процесса естественного развития индивида; источник и движущие силы личностного роста - в самом человеке, а условием успешности этого процесса считает понимание и принятие личностью себя. Гуманистическая педагогика, по К. Роджерсу, направлена не на передачу информации и формирование знаний, а на личностно-центрированный процесс, смысл которого - помощь в развитии личности, в освоении себя и адекватной Я-концепции, в раскрытии своих способностей и дарований.

Жан Жак Руссо видел эффективность развития личности в сфере досуга в реализации принципа свободного воспитания; А.С. Макаренко стоял на противоположных позициях и связывал успех формирования личности с жесткими рамками коллектива; многие представители педагогической науки и практики занимали более гибкую, промежуточную позицию, но все исходили из необходимости использовать досуг как средство стимулирования культурно-досуговой активности личности, как сферу самореализации творческих потенций индивида.

В Вооруженных силах ныне правомерно реализовывать любые концепции рациональной организации досуга, которые направлены на разностороннее развитие личности, однако ближе всего для армии, флота или милиции педагогические принципы А. С Макаренко. В рамках общеобразовательной школы, колледжа, лицея, гимназии или Вуза эти принципы могут сегодня вызывать критические замечания, но применительно к военнослужащим представляют наиболее адекватную природе воинской службы форму организации свободного времяпрепровождения. Важно лишь достичь эффективного использования сложившихся к началу XXI века средств, методов и форм организации социально-культурной деятельности.

Обобщение данных отечественной педагогики и прикладной культурологии 42 позволяет преодолеть бытовавшую многие десятилетия терминологическую путаницу и опереться на достаточно четкий и научно обоснованный категориально-терминологический аппарат.

В исследованиях школы педагогической и прикладной культурологии Санкт-Петербургского государственного университета культуры в первую очередь обоснованы такие понятия как средства, методы и формы социально-культурной и культурно-досуговой деятельности.

Средства социально-культурной деятельности - это духовные, материальные факторы и виды деятельности, источники и инструменты создания благоприятной культурной среды и идейно-эмоционального воздействия на сознание, чувства и поведение людей, вовлечение их в мир культуры, в процесс создания, освоения, сохранения, распространения и дальнейшего обогащения ценностей культуры.

К ведущим средствам социально-культурной деятельности, принятым ныне в Вооруженных силах, в первую очередь относятся: - живое слово; - искусство, образ; - средства массовой информации; - технические средства: звукозаписывающая, звуковоспроизводящая, проекционная и иная аппаратура и т.д.

Методы социально-культурной деятельности - это система информационного и идейно-эмоционального воздействия; совокупность приемов и способов совместных действий организаторов и участников социально-культурной деятельности, направленных на решение конкретных просветительных, воспитательных и иных культуросозидающих задач.

В социально-культурной деятельности ныне сложились три группы методов. Первая группа - это методы формирования общественного сознания, которые включают в себя: - информирование; - разъяснение; - комментирование; - обобщение; - внушение; - "заражение"; - убеждение. Вторая группа - это методы вовлечения в социально-культурную деятельность, способствующие преобразованию знаний в нормы и принципы поведения, в убеждения как качество личности. Эти методы предусматривают: - включение в различные формы непрерывного просвещения; - привлечение к разным видам любительского творчества; - приучение к выполнению общественно-культурных функций; - самоорганизацию; - самоуправление; - самообразование; - самообслуживание; - игру и т.д.

Обеспечение оптимальной взаимосвязи служебной деятельности и досуга

Многогранность и разносторонность личности предопределяется многими факторами, но в первую очередь она детерминируется спецификой проявления человека в разных сферах жизнедеятельности. Профессионально-трудовая, познавательно-образовательная, общественно- этическая, семейно-бытовая, культурно-досуговая и иные сферы человеческого бытия ставят личность в условия необходимости реализации определенных граней своей индивидуальности. Однако при этом, безусловно, сохраняется органичная и постоянная связь между различными сферами жизнедеятельности, непреложное влияние одной сферы на другую.

Для военнослужащих наиболее активно проявляется взаимосвязь и взаимодействие между служебной деятельностью и досугом. Еще И.П. Павлов убедительно показал, что досуг человека предопределяется характером профессионально-трудовой деятельности: для лесоруба - лучшая форма досуга - чтение, а для литератора - колка дров. Для солдата, матроса, милиционера досуг призван снять физическое, психическое и интеллектуальное напряжение, обеспечить духовное и физическое развитие, принести эстетическое удовлетворение. Будучи производной повседневной воинской службы, досуг в свою очередь должен вернуть к ней обновленного человека и это обуславливает необходимость обеспечить такое содержание и такой характер досуга молодого воина, который, безусловно способствовал бы общему развитию личности и в то же время активно влиял на успешность решения служебных задач.

Приступая к формирующему социально-педагогическому эксперименту по формированию досуговой культуры молодых военнослужащих, мы исходим из того, что досуг является органичной частью социальной жизни человека и выступает как особый вид его деятельности в рамках свободного времени; досуг - это сфера формально нерегламентированной в значительной мере поисково-экспериментальной деятельности, определяемой интересами, потребностями и увлечениями личности; досуг - это социологическая категория, имеющая конкретно-историческое содержание. Она тесно связана с другими категориями, такими, как образ жизни, интересы и потребности; целенаправленный досуг - категория педагогическая, выступающая как действенное средство стимулирования разностороннего развития личности.

Многие виды занятий первоначально родились в сфере досуга как любительство. Авиация и космонавтика, археология и геология, зоология и ботаника, машиностроение, письменность, народное творчество и различные виды искусства возникли из увлечений и размышлений людей в сфере досуга.

Наконец, все существеннее становится роль досуга в стабилизации и укреплении различных социальных институтов, в том числе и семьи. Совместное проведение досуга супругами, родителями и детьми становится одним из важных скрепляющих факторов.

В современных условиях контраст между стремлением рациональнее и эффективнее организовать труд и недостаточной организованностью в личном и общественном досуге, нерациональном его использовании представляется все более нетерпимым. Разумеется, эффективность использования досуга во многом зависит от самого человека, от уровня его культуры, развитости интересов и моральных качеств. Однако было бы ошибкой думать, что досуг в современном обществе может существовать и развиваться без необходимой научной организации. Дело в том, что деятельность человека в свободное время, его умонастроения определяются рядом социальных условий: окружающей его культурной средой, пространством вокруг его дома, сетью культурно-бытовых учреждений, транспортом, возможностями для общения с соседями и друзьями. Даже возможность быть одному лишь в малой степени зависит от намерений человека.

У молодых военнослужащих досуг, как правило, проходит непосредственно по месту службы и в малой степени в условиях увольнения. И главная педагогическая задача сводится к тому, чтобы создать в казарме благоприятную культурную среду, духовное пространство, где человек чувствует себя уютно и комфортно. Не менее важно выработать у воина духовно-эстетическую установку на проведение свободного времени в период увольнения, и здесь необходимо учитывать ряд принципиально важных факторов и аспектов. Первый из них заключается в существовании конкретных общественных и личных условий, создающих реальность досуга. Ряд жизненных обстоятельств может приводить к сокращению и даже вообще к вытеснению досуга, сводить его к минимуму. Эта неритмичность досуга, своего рода «пульсация», создает определенные трудности в его использовании.

Второй аспект относится к пространственной системе культуры, ее разнообразию и размещению. Чем богаче культурная среда, тем шире диапазон возможностей, тем разнообразнее духовная жизнь.

Третий аспект характеризует отношение самой личности к использованию досуга. Можно жить в благоприятной культурной среде и оставаться примитивным человеком. Для военнослужащих необходимо учитывать и такой фактор, как отдаленность ряда гарнизонов от сложившейся в городах инфраструктуры социально культурной сферы. Однако, как показывает практика, удаленность же от учреждений культуры, хотя и затрудняет культурное развитие человека, тем не менее, вовсе не обязательно ведет к снижению интенсивности его духовной жизни.

Истоки проблем, связанных с организацией досуга, лежат в сфере действия как объективных, так и субъективных факторов. К объективным факторам можно отнести: общий недостаток свободного времени; недостаточное развитие материально-технической базы досуга; недостаток личных средств; недостатки в организации досуга; Субъективные факторы в первую очередь отражают: отсутствие или недопустимо низкий уровень духовных интересов и потребностей человека; низкий уровень досуговой культуры; - отсутствие умений и навыков самоорганизации своего свободного времени. Если оставить в стороне рассмотренные выше факторы, наибольшее значение в развитии культуры досуга сегодня имеют два момента: во-первых, организаторская деятельность по лучшему обеспечению досуга разного рода государственных учреждений и общественных институтов и, во-вторых, собственно процесс воспитания (и самовоспитания) личности. Проблема организации общественного досуга и в еще большей мере проблема формирования потребности и способности человека самоорганизовать свое свободное время затрагивает все без исключения группы населения.

Профессиональная адаптация молодых воинов на разных этапах службы как основа отбора содержания и форм свободного времяпрепровождения

Социально-педагогическое исследование специфики службы и досуга работников милиции позволило с достаточной достоверностью выявить взаимосвязь этих сфер жизнедеятельности, определить приоритеты профессиональных и досуговых интересов и потребностей молодежи, работающей в системе МВД. Осознавая специфику условий функционирования различных видов и родов Вооруженных Сил, мы повторили такое исследование среди молодых солдат и матросов, ожидая увидеть существенные отличия не только в характере службы, но и в организации их досуга. Однако итоги сравнительного исследования в армии, на флоте и в милиции дали неожиданный результат.

С одной стороны, научный поиск подтвердил известные данные о принципиальных отличиях условий работы в милиции и службы в армии или на флоте, которые детерминируют разные формы свободного времяпрепровождения. У молодых милиционеров, при всей сложности их профессиональной деятельности, есть домашний досуг, у солдат и матросов его, за редким исключением, практически нет. Труд и отдых милиционера предопределяется зарплатой, премиальными, другими факторами стимулирования индивидуальной организации досуга; для молодых воинов, проходящих службу в армии или на флоте, их досуг, как правило, носит общественно-организованный характер и, в отличие от работников милиции, в основном ограничен территорией дислокации части.

С другой стороны, все указанные выше различия, оказались менее значимыми, чем два ведущих фактора, оказывающих решающее воздействие на содержание и формы досуга всех военнослужащих: степень профессиональной адаптированности молодого воина; уровень его духовно-эстетических интересов и способов их реализации.

Проблема адаптации личности к окружающей среде - одна из узловых не только в психологии и педагогике, но и в теории социально-культурной деятельности. Наиболее остро она проявляется в воинской среде, где человеку приходится сталкиваться со значительным физическим, психологическим и иным напряжением. В этой связи современная военная психология рассматривает такие виды адаптации как: физиологическую, например, при увеличении физической нагрузки; биологическую, когда нарушается сон, аппетит, снижается работоспособность; психологическую, например, повышение чувствительности глаз в темноте или убыстрение мышления при дефиците времени; социальную - вхождения в новую работу, в новый коллектив 81.

Анализ процесса вхождения молодых воинов в служебную деятельность показал наличие всех вышеуказанных видов адаптации. В то же время, как показывают результаты исследований, проведенных в последние годы, и наших наблюдений, при относительно легком приобщении к социальной роли военнослужащего, в целом процесс адаптации здесь проходит значительно медленнее и с большими трудностями. Именно этим объясняется тот факт, что больше всего срывов у личного состава происходит в первые 8-9 месяцев. И это дает основание предположить, что наряду с общей адаптацией, связанной с вовлечением личности в профессиональную деятельность вообще, необходима дополнительная адаптация, связанная с учетом специфики службы в различных рядах Вооруженных сил.

Анализ процесса включения молодых солдат, матросов и милиционеров в военную жизнь свидетельствует, что он носит характер непрерывного преодоления трудностей на основе мобилизации внутренних психологических ресурсов индивида. Мобилизация этих ресурсов может проходить стихийно, а может быть результатом определенного психолого-педагогического воздействия, позволяющим обеспечить: - выработку мотивации, глубокого осознания своих обязанностей и смысла воинской службы; - формирование морально-волевых качеств, необходимых для успешного выполнения оперативно-служебных задач: смелости, решительности, способности мобилизовать свои силы, бдительности, ответственности, честности, неподкупности и т.д.; - развитие интеллектуальных качеств - осмысленности действий, проявлению сообразительности, умения вычленять главное и т.д.; - выработку профессионального мастерства как основы успешных действий в сложных и даже экстремальных условиях; - целенаправленную психологическую подготовку, выработку умений и навыков преодоления отрицательных психических состояний и способности переключать эмоциональную напряженность на решение актуальных задач воинской службы.

В ходе исследования мы неоднократно замечали, что призванный в армию или поступивший на службу в милицию новичок переживает сложную адаптивную ситуацию, характеризующуюся для него новизной условий работы, жизни, взаимоотношений. У него возникает адаптивная потребность к утверждению себя в воинском коллективе, к установлению оптимальных отношений с сослуживцами. В зависимости от способов разрешения этой потребности адаптация может протекать по негативному или позитивному плану. В первом случае молодой воин попадает в зависимость от асоциальных элементов, идет на поводу у адаптивной ситуации (приспособленчество). Во втором - он управляет этой ситуацией, находит социально приемлемые выходы из нее.

Похожие диссертации на Формирование нравственно-эстетической культуры военнослужащих средствами культурно-досуговой деятельности