Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Теоретико-методологические вопросы исследования формирования коммуникативной культуры организаторов туристского досуга 19
1.1 Понятия коммуникации и коммуникативной культуры личности в системе социально-гуманитарного знания 19
1.2 Коммуникативная культура в профессиональной деятельности организаторов туристского досуга 35
1.3 Методологические аспекты изучения формирования коммуникативной компетентности организаторов туристского досуга 54
Глава 2. Социально-культурное сопровождение формирования коммуникативной компетентности организаторов туристского досуга в образовательном учреждении 75
2.1 Коммуникативные возможности организаторов туристского досуга на начальном этапе профессионального обучения в вузе 77
2.2 Организационно-педагогические проблемы обеспечения коммуникативной компетентности будущих организаторов туристского досуга как основа включения дополнительных ресурсов вуза в процесс формирования их коммуникативной культуры 89
2.3 Коммуникативный потенциал культурно-досуговой деятельности и основные принципы его использования в общей программе формирования коммуникативной культуры организаторов туристского досуга в период их вузовской подготовки 107
Заключение 146
Литература 153
Приложение
- Понятия коммуникации и коммуникативной культуры личности в системе социально-гуманитарного знания
- Коммуникативная культура в профессиональной деятельности организаторов туристского досуга
- Коммуникативные возможности организаторов туристского досуга на начальном этапе профессионального обучения в вузе
- Организационно-педагогические проблемы обеспечения коммуникативной компетентности будущих организаторов туристского досуга как основа включения дополнительных ресурсов вуза в процесс формирования их коммуникативной культуры
Введение к работе
Актуальность темы исследования.
Проблема формирования коммуникативной культуры личности является одной из наиболее актуальных в культурологической, психологической, педагогической литературе. Пристальное внимание ученых к вопросам коммуникативной квалификации человека ХХІв. объясняется прямой зависимостью между возможностью и качеством существования человека в социальном мире и его готовностью, способностью, умением общаться с людьми. Наблюдаемая в России в последние десятилетия тенденция к снижению уровня культуры взаимодействия среди молодежи обостряет потребность в изучении процессов формирования коммуникативной компетентности.
Межличностная коммуникация является не только условием социального бытия человека, но и важнейшей составляющей целого ряда так называемых социономических профессий - врача, психолога, педагога, социального и социально-культурного работника. Здесь общение буквально пронизывает профессиональную деятельность, осуществляемую в системе «человек-человек». В этих условиях квалифицированность и успешность выполнения профессиональных задач зависит от качества взаимодействия с людьми в конкретных социокультурных и профессиональных ситуациях.
Особую роль процесс общения играет в профессиональной деятельности организатора туристского досуга (турменеджера, турлидера, тураниматора), осуществляемой в контакте с туристами. Реализация потребности человека в туристической деятельности (отдыхе, оздоровлении, удовлетворении духовных, культурно-познавательных потребностей, изменении природно-климатической и социальной среды, получении новой информации) сопровождается общением со специалистами сферы туризма от начала и до конца осуществления тура. Поэтому коммуникативная культура турменеджера - это основная составляющая его профессиональной компетентности и важнейший критерий успешности деятельности. В этой связи формирование коммуникативной компетентности организатора туристского досуга выступает в качестве
важнейшей задачи профессиональной подготовки, которая должна быть решена в рамках образовательного учреждения. Ориентация на решение проблемы формирования коммуникативной культуры организаторов туристской деятельности связана, прежде всего, в целом с развитием сферы туризма, а также с необходимостью ее обеспечения высококвалифицированными кадрами и с недостаточной их профессиональной подготовленностью к взаимодействию с туристами.
Туризм является лидирующей отраслью в экономике приблизительно 75% стран мира (ВТО, 1995г.). В России туризм как самостоятельная отрасль народного хозяйства, сочетающая в себе рыночные аспекты и социально-ориентированные цели, находится пока еще в начальной стадии своего развития. В целях активизации иностранного и национального туризма возникает необходимость не только в законодательных гарантиях в решении вопросов инвестиционной привлекательности вложений в сферу туризма и обеспечении грамотного управления этой сферой, но и в развитии профильной подготовки кадров, соответствующей высокому уровню современных отечественных и международных требований. В ходе становления туристского бизнеса осуществляется бурный процесс создания туристских фирм и рынка туризма и увеличивается потребность в специалистах всех уровней, в том числе и работающих с тургруппами, что влечет за собой возникновение значительного числа образовательных институтов туристского профиля.
Общим для развития туристского бизнеса большинства стран явилось длительное игнорирование фактора трудовых ресурсов как мощного импульса, который сам по себе, в силу собственной ценности может вносить вклад в туристический опыт. В связи с такой установкой и подготовка кадров для сферы туризма не вызывала особых забот и тревог. Она была направлена на обучение человека выполнению только определенных функций в рамках конкретной должности. Сегодня при возросших сложностях поиска новых решений в обеспечении источника прибыли и конкурентоспособности, отношение к трудовым ресурсам приобрело новый оттенок. На трудовой потенциал стали смотреть как на определяющее звено обеспечения прибыли и
напрямую связывать его с будущим туризма [157]. В этой связи вопросы развития профессионального образования оказываются в центре стратегических интересов сферы туризма. Сосредоточенность внимания на проблеме формирования коммуникативной культуры ее специалистов объясняется результатом анализа теоретических исследований и обобщения практики организации туристической деятельности. Они приводят к следующим выводам:
В общей системе профессионально важных качеств организатора туристского досуга коммуникативные свойства и умение общаться оказываются наиболее значимыми;
Эффективность работы организатора туристского досуга в наибольшей мере зависит от характера складывающихся у него отношений с туристами и обслуживающим персоналом;
Среди возникающих проблем одно из первых мест занимают коммуникативные затруднения, трудности и проблемы в общении;
Наибольшую неудовлетворенность и у туристов и у самих организаторов туристской деятельности вызывают те стороны их профессиональной подготовки, которые связаны со стилем профессионального общения, умениями межличностного взаимодействия [185] Стало быть важнейшая проблема специалиста работающего с туристами связана, прежде всего, с культурой общения, а подготовка организатора туристского досуга в профильном образовательном учреждении - с обеспечением профессиональной коммуникативной готовности его выпускников.
Подготовку личности организатора досуга туристов к полноценному межличностному общению с людьми, к сотрудничеству и диалогу с ними, как нам кажется, можно рассматривать в качестве главного звена и основного направления в вузовской системе профессионального образования специалистов сферы туризма. Это направление мы будем называть -формирование коммуникативной культуры организатора туристского досуга или коммуникативной подготовки личности. Коммуникативная компетентность
рассматривается как необходимый для успешной профессиональной деятельности уровень коммуникативной культуры. В обосновании актуальности формирования коммуникативной культуры мы опираемся на «человеческий ракурс» рассмотрения феномена туризма, преломляющегося в профессиональной деятельности данного специалиста.
На протяжении многих лет туризм рассматривался как отрасль, стимулирующая местную экономику, повышающую благосостояние и влияющую на качество и уровень жизни населения страны. В большей мере выделялся некий экономический взгляд на возможность развития индустрии путешествий и отдыха. Внимание исследователей привлекали в туристской сфере прежде всего два аспекта - экономический и правовой (В.И.Азар, А.Ю.Александрова, В.С.Сенин, Н.В.Турчинская и др.) [2, 3, 158, 184].
Различные аспекты правового регулирования туризма освещаются в работах В.А.Квартального, Г.А.Папиряна, Ю.М. Чеботаря и др. [79, 136, 194] Не меньшее значение в условиях активизации туристской деятельности в России приобретают организационно- управленческие аспекты исследования туризма [33, 54, 118, 184]. Однако на определенном этапе поиска возможностей расширения сферы туризма возникла необходимость в рассмотрении туризма в большей мере в рамках гуманитарного знания. Важную роль в теоретико-методологическом обосновании феномена туризма сыграли труды отечественных исследователей культуры, формирующих современное представление о культуре и процессах межкультурного взаимодействия в условиях глобализации (Г.А. Аванесова, К.Х. Делокаров, С.Н.Иконникова, М.С. Каган, В.М. Менсуев, А.Я. Флиер и др.).
Актуальным является рассмотрение туризма как фактора взаимодействия культур в трудах Ф.Бока, Н.К.Иконниковой, Л.Г. Ионина и др. [65, 71]. Обращают на себя внимание исследования туризма как социокультурного явления в жизни общества. В этом направлении интерес представляет исследование С.Н. Сычаниной [178] и сделанные ею выводы:
- туризм как явление зародился в глубокой древности и в процессе своего развития, пройдя долгий путь эволюции, превратился в массовую
индустрию досуга, чему способствовало развитие досуга как одного из элементов социального времени индивида; - туризм в современном мире стал одним из важных факторов самоидентификации индивида в социокультурном пространственно-временном континууме, социализации и ресоциолизации личности, реализации ее внутреннего духовного и физического потенциала, проводником информации в каналах социальной коммуникации. Рассматривая функции туризма, С.Н. Сычанина подчеркивает его влияние на возрастание духовных запросов людей. Благодаря туризму происходит дифференциация социокультурных потребностей, возникает стремление к систематическому ознакомлению с иными моделями социального поведения и материальной и духовной предметной деятельностью, происходит чувственное и предметное познание мира. В современном мире туризм стал неотъемлемым фактором развития человеческой цивилизации. На основе его влияния происходит познание мира в планетарном масштабе, глобализация и стандартизация моделей социального поведения, распространение прогрессивных достижений человеческой цивилизации по всему миру. Перемещаясь в социальном пространстве и времени, турист осознает себя частью мирового социального пространства. Путешествия формируют и развивают личность человека, восстанавливают духовное равновесие, реабилитируя его физическое состояние, обновляя жизненные силы, придавая новые импульсы его существованию. Туризм служит удовлетворению физиологических, познавательных, эстетических и иных социокультурных потребностей человека, включая и потребность в развитии социальных коммуникаций.
Интерес представляет коммуникативный аспект изучения путешествия как социокультурного явления и как досуговой деятельности, ставшей неотъемлемой частью жизни большинства населения земного шара. А.В. Мозговой [121], изучая социальные мотивы путешествий современного человека в контексте досуговой (свободной) самореализации личности, выделяет особые коммуникативные возможности туризма и растущую
потребность в их использовании в современном мире. В частности, он подчеркивает, что довольно высокий уровень формализации и ролевых предписаний обыденного межличностного взаимодействия увеличивает стремление людей к общению, выводящему за рамки формального взаимодействия. Более или менее продолжительная смена социального окружения в процессе путешествий является одним из притягательных средств реализации этого стремления. С точки зрения А.В. Мозгового, путешествие как социально-культурное явление выполняет преимущественно две функции: познавательную и коммуникативную. При этом коммуникативная деятельность путешественника направлена на интенсивность информационного обмена и межкультурную проницаемость, а познавательная деятельность в путешествии опосредуется качеством каналов коммуникации. Таким образом, социокультурный подход к исследованию туризма, прежде всего, ставит в центр внимания человека, его ценности, духовные потребности, формирование и развитие личности, самореализацию современного человека и свободного проявления личностных качеств в разных социальных средствах в процессе коммуникации. Реализация социально-культурного потенциала туризма во многом обеспечивается его социокоммуникативным состоянием. Коммуникации являются предпосылкой и условием поддержания контактов между национальными культурами, а также между их отдельными сегментами. В этой связи коммуникативная компетентность (умение общаться с людьми, устанавливать контакты) как туристов-субъектов туристской деятельности, так и менеджеров туристских групп, обеспечивающих осуществление этой деятельности, выступает фактором реализации социально-культурного предназначения туризма, его сущности. Существующая на сегодняшний день неудовлетворенность коммуникативной подготовленностью специалистов сферы туризма к полноценному общению непосредственно с туристами снижает возможности полноценной реализации функций туризма и акцентирует внимание на необходимости разработки проблемы формирования коммуникативной культуры организатора туристского досуга в период его профессионального обучения.
Интерес к исследованию коммуникативной культуры объясняется и тем, что проблема подготовки коммуникативно-грамотного работника связана не только с чисто отраслевыми потребностями сферы туризма и своеобразием туристской деятельности и спецификой включения в нее человека, но и проблемами общекультурного развития человека XXI века, его коммуникативной квалификацией в том числе и потенциальных и реальных претендентов на работу с людьми в сфере туризма. Сегодня можно констатировать проявление интереса к общению во всех сферах культуры, спектр его простирается от обыденного и политического до научного. «Общение, подчеркивает И.И.Докучаев, есть результат многообразных потребностей людей друг в друге. Без общения невозможна ни одна человеческая деятельность, в его условиях она возникла и развивалась. Оно внесло важнейший вклад в возникновение человеческого бытия и входит в самую его сущность. Общение есть контакт уникальных и неповторимых личностей или социальных групп. Общение есть взаимодействие, оно не похоже на другие - однонаправленные формы деятельности человека. В общении люди не только приобщаются друг к другу, не только становятся ближе но и самоопределяются, требуют признания у другого своей личной ценности и состоятельности. Но наше.время не всегда располагает возможностями для реализации этих многообразных функций» [45, с.8-9]. Исследуя общение в истории культуры, И.И.Докучаев выделяет причины, вызвавшие в XX и XXI веке интерес к этому явлению [45]. Одна из них, с его точки зрения, связана с исключительным историческим положением, в котором оказалось человечество к началу указанной эпохи. Прогресс в области техники, прежде всего средств связи и транспорта, позволил людям впервые в их тысячелетней истории действительно объединиться. Но объединение требует готовности, способности и умения общаться. Пути и инструменты общения оказались важнейшей проблемой, заявившей о себе в условиях мировой интеграции. В современных условиях наблюдаются разрушительные для общения тенденции. Небывалое развитие индивидуализма и обособленности человека приводит его к неспособности общаться. Согласно Э.Фромму [192] научно-технический прогресс породил особый социальный тип
«кибернетического человека», который и к окружающему миру и к самому себе подходит только с интеллектуальных позиций и сопровождается отсутствием эмоциональных реакций, притуплением чувств. Ориентация на познание и обладание, неумение различать живую и неживую природу, неспособность к человеческим отношениям и к общению, преобладающий интерес к неодушевленным объектам, серость языка, его механистичность - основные характеристики «кибернетического типа». Перед современным человеком стоит множество проблем, которые решить простым накоплением суммы знаний он не может. Выжить сегодня он может ориентируясь на взаимопонимание, понимание другого человека, общение с культурами разных времен и народов, на способность услышать других людей, осмыслить и прочувствовать их ценности сопоставить разные голоса, прислушаться к собственному голосу, осознать себя. Однако, в современных исследованиях этой проблемы отмечается, что развитое внимание к другому человеку, умение понимать и принимать другого человека, душевная чувствительность, умение понимать и управлять ситуациями общения - редкое явление нашей жизни, указывается на дефицит духовной, коммуникативной культуры в современном обществе. Духовность, тонкая душевная организация редко встречается в сегодняшней жизни, они задавлены цивилизацией, телевидением. Отмечается общее снижение культуры общения и поведения подрастающего поколения: агрессивное общение со взрослыми и сверстниками, ненормативная лексика, несоблюдение правил этикета, неумение слушать собеседника, отсутствие терпимости в отношениях с окружающими и т.д. Проблемы, связанные с коммуникативной культурой обостряются в частности, в юношеском возрасте в ходе профессиональной подготовки и проявляются в трудностях адаптации к новым социальным ролям при поступлении молодых людей в вуз, вступлении в самостоятельную жизнь, профессиональном становлении. В этой связи, формирование коммуникативной культуры будущего организатора туристского досуга в стенах вуза имеет ценность не только в связи с подготовкой к соответствующей профессиональной деятельности, но и с воплощением идеи формирования духовно развитой личности, ориентированной на человека как
на ценность, на взаимодействие с людьми, на установление диалога и взаимопонимания, обеспечение субъектности коммуникативной деятельности. Российский культурно-воспитательный идеал человека XXI века включает в себя не только развитие интеллекта человека, но и духовно-нравственное формирование личности. Возрождающаяся концепция личности, основанная на идеях природосообразности, культуросообразности и индивидуально-личностного развития выдвигает проблему формирования коммуникативной культуры личности в разряд актуальных проблем воспитания гражданина России, развития его общей культуры. Необходимость сосредоточить внимание на проблеме формирования коммуникативной культуры будущего организатора туристского досуга в период его обучения объясняется не только спецификой его профессиональной деятельности, но и как показали результаты исследования коммуникативных возможностей студентов первого курса, проведенного в Санкт-Петербургском государственном университете культуры и искусств, низким уровнем коммуникативной культуры поступившего в вуз, недостаточно сформированными коммуникативными качествами будущих претендентов на работу в сфере туризма. Полученные данные подтверждают актуальность специальной коммуникативной подготовки, обеспечивающей коммуникативную компетентность будущего специалиста сферы туризма. При этом следует отметить, что востребованность такого процесса возникает не только в связи с социальным заказом на подготовку профессионала, но и в целом с вызывающим тревогу снижением уровня общей культуры молодых граждан России
Анализ научной литературы и состояния практики позволяет констатировать, что сложившаяся система подготовки кадров для сферы туризма не обеспечивает необходимого уровня развития коммуникативных качеств студентов — будущих специалистов, что негативно сказывается на успешности их профессиональной деятельности, обедняет содержание и формы туризма как многообразного социально-культурного явления. Низкий уровень коммуникативной культуры организаторов туристского досуга приводит к возникновению межличностных конфликтов, снижает степень
удовлетворенности от туристской деятельности, не позволяет качественно реализовывать рекреационные, познавательные и воспитательные функции туризма. Дополнительным пространством оптимизации коммуникативной компетентности турменеджера в рамках образовательных учреждений может стать социально-культурная деятельность студента, которая обладает значительным коммуникативным ресурсом в силу своей свободы, нерегламентированности, субъективной притягательности и творческого характера.
Таким образом, актуальность данного диссертационного исследования определяется широким проблемным полем, которое можно представить в виде ряда противоречий между: потребностью современной социально-культурной практики в турменеджерах, умеющих эффективно взаимодействовать в различных форматах коммуникации и нехваткой такого рода специалистов; необходимостью повышения коммуникативной культуры будущих специалистов в процессе культурно-образовательной деятельности и отсутствием целостной системы, ориентированной на формирование этого блока личностных и профессиональных качеств; наличием значительных ресурсов формирования коммуникативной компетентности путем включения студентов в процесс социально-культурной деятельности и их невостребованностью в период подготовки; значительным научным фондом знаний по проблеме человеческой коммуникации и дефицитом научно-обоснованных технологий эффективного наращивания коммуникативной компетентности будущего турменеджера.
Актуальность проблемы, а также ее недостаточная изученность определили цель диссертационного исследования - обосновать коммуникативную компетентность как базовую профессиональную характеристику организатора туристского досуга и разработать условия ее оптимизации средствами социально-культурной деятельности.
Объект исследования - формирование коммуникативной компетентности будущего организатора туристского досуга в культурно-образовательном пространстве вуза.
Предмет исследования — условия реализации педагогического потенциала социально-культурной деятельности как средства оптимизации коммуникативной компетентности будущего организатора туристского досуга в вузе.
Для достижения указанной цели были намечены следующие задачи:
1. Исследовать теоретико-методологические аспекты феномена коммуникативной культуры специалиста социально-культурной сферы.
2. Охарактеризовать сложившиеся в теории и практике методологические и процессуальные подходы к формированию коммуникативной компетентности будущего специалиста сферы туризма.
Изучить состояние и проблемы формирования коммуникативной культуры специалистов профессий социально-культурной направленности;
Разработать структуру, содержание и критерии сформированное™ коммуникативной культуры будущего организатора туристского досуга;
Вскрыть ресурсы социально-культурной деятельности как средства оптимизации коммуникативной компетентности будущих турменеджеров;
6. Определить и экспериментально апробировать социально- педагогические условия формирования коммуникативной культуры турменеджера в образовательной и социально-культурной деятельности вуза;
7. Разработать программу формирования коммуникативной культуры организатора туристского досуга в вузе с использованием ресурсов социально- культурной деятельности.
Степень научной разработанности проблемы. Формирование коммуникативной культуры личности исследуется на стыке смежных областей гуманитарного знания: философии, культурологии, социологии, психологии, педагогики, прикладной культурологии, педагогики досуга.
Проблема формирования коммуникативных умений и способностей нашла свое отражение в работах известных отечественных философов, культурологов, педагогов и психологов, в которых общение обосновано как явление коммуникации и вид человеческой деятельности (Л.Буева, М.Каган, А.Леонтьев). В исследованиях И.Докучаева, М.Кагана, Э.Маркаряна,
Э.Соколова на основе широкого толкования культуры как специфически человеческого способа деятельности раскрывается понятие «культура общения», а коммуникативная культура рассматривается как элемент духовной культуры. Проблема формирования коммуникативной культуры изучается в рамках теории человеческой коммуникации, где понятия «общение», «коммуникация» рассматриваются с позиции деятельностного подхода, в рамках социального взаимодействия. Среди факторов влияющих на становление и развитие личности, ведущее место отводится социализации, инкультурации, воспитанию (С.Иконникова, М.Каган, Г.Нигматуллина, Э.Соколов, В.Степина, Б.Титов и др.)
Формирование коммуникативной компетентности рассматривается в связи с общей теорией способностей личности. Коммуникативное развитие личности характеризуется как стратегическая цель образовательной деятельности (А.Бодалев, А.Петровский), показана роль общения в учебной деятельности (В.Давыдов, А.Найн, Х.Лийметс); изучены возможности целенаправленного формирования коммуникативных качеств (М.Кобзев, Д.Романова, Н.Березовин, Л.Грицюк); раскрыты проблемы формирования коммуникативной культуры студенческой молодежи (О.Даниленко, С.Иконникова, И.Кон, В.Лисовский, Ю.Мясникова, А.Покида, В.Суртаев).
Проблеме общения в педагогическом процессе посвящены исследования многих отечественных психологов и педагогов: Ю.Емельянова, В.Кан-Калика, Е.Климова, Н.Колмогоровой, А.Леонтьева, В.Мудрика, В.Рыжова. Достаточно хорошо исследованы отдельные структурные компоненты коммуникативного аспекта педагогической деятельности: диалог и монолог в общении (В.Горшкова, Е.Пронина); культура речевого общения (Т.Ладыжанская, Н.Формановская и др.); невербальное общение (В.Лабунская, Л.Митина, Л.Петровская и др.). Изучение учебно-познавательных и социокультурных возможностей высшего учебного заведения социально-культурной направленности позволило вычленить досуг студенческой молодежи как фактор формирования ее коммуникативной культуры. С учетом того, что коммуникативная культура выступает как необходимая составляющая
личности, выполнен ряд исследований этой проблемы применительно к профессии врача, психолога, учителя, менеджера (М.Дашкин, И.Макаровская, Е.Прозорова). Коммуникативно-воспитательный потенциал культурно-досуговой деятельности, возможности его использования в процессе формирования коммуникативной культуры личности исследуются в работах М.Ариарского, Г.Бирженюка, А.Жаркова, Ю.Красильникова, Н.Максютина, А.Маркова, А.Панфиловой, А.Соколова, Ю.Стрельцова, А.Сукало, В.Суртаева, П.Терехова, Б.Титова, В.Триодина.
Общие аспекты социокультурных проблем туризма как специфического вида социально-культурной деятельности и вопросы подготовки кадров для сферы туризма, осуществляющих профессиональную деятельность во взаимодействии с людьми, затронуты в работах А.Ахметшина, Н.Безруковой, В.Квартального, А.Карамашевой, А.Мозгового, С.Сычаниной, В.Янкевич. В то же время проблема формирования коммуникативной культуры будущего турменеджера в системе высшего профессионального обучения до настоящего времени не изучена, а в практической плоскости если и решается, то без опоры на теоретическую базу и без технологической оснащенности.
Обозначенные выше исследования системно характеризуют структуру и содержание коммуникативной культуры личности, выявляют общие закономерности ее формирования, определяют педагогические возможности интерактивных технологий в системе наращивания коммуникативной компетентности специалистов социально-культурной сферы. Полученные в них результаты можно считать той теоретической и эмпирической базой, которая позволяет рассмотреть процесс формирования коммуникативной культуры организатора туристского досуга в рамках единого культурно-образовательного процесса и определить условия его оптимизации.
Предварительное изучение проблемы позволило сформулировать гипотезу исследования:
1) коммуникативная компетентность организатора туристского досуга выступает базовой характеристикой, определяющей уровень его профессиональной успешности и степень личностной самореализации;
2) коммуникативную культуру личности можно оптимизировать за счет целенаправленно организованной внеучебной социально-культурной деятельности, дополняющей образовательный процесс большими условиями для самореализации и компенсирующей дефициты учебной деятельности креативно-коммуникативными технологиями, эффективно наращивающими личностные и профессиональные качества будущих организаторов туристского досуга.
Методология исследования основывается на единстве
культурологического и педагогического подходов к решению обозначенных проблем. Интердисциплинарный характер исследования предполагал опору на достижения в различных отраслях социально-гуманитарного знания, синтез различных педагогических аспектов и методов изучения феномена коммуникативной компетентности. В качестве важнейшего ресурса совершенствования системы образования, оптимизирующего уровень коммуникативной компетенции личности, рассматривается культура как универсум творческих возможностей человечества, совокупность опредмеченных и обращенных в историческую перспективу способов"; результатов и возможностей творческой деятельности, форма созидания и максимального выражения человеческой природы (М.Бахтин, С.Иконникова, М.Каган, Э.Соколов). Стратегическим условием корректировки образовательных моделей является единство и взаимодополняемость образования и культуры, что определяет трактовку социально-культурной деятельности как важнейшего условия развития личности и совершенствования образовательного процесса, а образования как формы трансляции культуры и реализации ее креативного потенциала, как социокультурной системы, обеспечивающей культурную преемственность и развитие человеческой индивидуальности, как способ подготовки человека к успешному существованию в социуме и культуре. Методологию работы составили также: результаты исследований роли социальной среды в развитии личности (В.Бочарова, Б.Вульфов, Л.Сироткин); концептуальные положения теории развивающего обучения (Л.Выготский, В.Давыдов, Л.Занков); синергетические идеи, утверждающие духовные приоритеты в воспитании и обучении, идею
диалога как со-творчества, со-творения (М.Богуславский, Л.Зорина, Н.Селиванова).
Теоретическую основу исследования составили: концепция социально-культурной деятельности как важнейшего ресурса оптимизации коммуникативной культуры специалиста в период его вузовской подготовки, включенность в которую реализует потребность личности в общении, самовыражении, культурной идентичности, вырабатывает и формирует способность к диалогу и солидарности; положение культурологии, социологии, педагогики о социокультурной и коммуникативной направленности профессий в системе «человек-человек»; стратегия развития коммуникативных способностей, основанная на идее детерминированности межличностного взаимодействия ценностно-смысловой сферой личности (Л.Божович, А.Леонтьев, М.Яницкий).
Предмет, цель и задачи диссертационного исследования определили следующие методы исследования , анализ философской, культурологической, социологической, психолого-педагогической литературы по проблемам связанным с коммуникативной культурой личности, с особенностями коммуникативной культуры турменеджера, с содержательными и процессуальными аспектами формирования коммуникативной культуры будущего организатора туристского досуга в вузе; изучение и обобщение опыта образовательных учреждений, тестирование, анкетирование, наблюдение.
Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств со студентами факультета Культуры семьи и детства. В состав контрольной группы вошли 120 респондентов, в состав экспериментальной группы - 180.
Организация и методика исследования. Комплексное исследование осуществлялось в три этапа на протяжении пяти лет (2000-2005гг):
На первом - диагностическом этапе (2000-2001г.г.) осуществлялся теоретический анализ проблемы, определялись методологические подходы к исследованию проблемы, отбирался практический материал, проводилось предварительное обследование объекта. В этот же период был разработан
понятийный аппарат, сформулирована рабочая гипотеза, определены цели и задачи исследования, намечены пути и средства разработки экспериментальной программы и выявления организационно-педагогических условий ее реализации, проведён констатирующий эксперимент.
На втором - поисково-констатирующем этапе (2001-2003гг) разрабатывалась концепция диссертации и методический аппарат опытно-экспериментальной работы. Было проведено пилотажное исследование коммуникативных особенностей студентов; разработана теоретическая модель коммуникативной компетентности личности турменеджера; разработана и апробирована программа реализации педагогических ресурсов социально-культурной деятельности, оптимизирующая процесс развития коммуникативной культуры будущих специалистов туристской сферы.
На третьем — экспериментальном этапе (2003-2005гг) проведен эксперимент с целью апробации, проверки и уточнения научно-методических выводов, полученных в ходе исследования, осуществлен анализ данных опытно-экспериментальной работы; обобщены и систематизированы полученные результаты, подготовлена окончательная редакция текста диссертационного исследования. В итоге была разработана и апробирована программа оптимизации процесса формирования коммуникативной культуры организатора туристского досуга, проанализированы ее педагогическая эффективность и перспективы внедрения.
Понятия коммуникации и коммуникативной культуры личности в системе социально-гуманитарного знания
Так как понятие «коммуникативная культура организатора туристского досуга» практически не подлежало специальному научному анализу, то его теоретическое обоснование в данном случае потребовало рассмотрения многообразных подходов, точек зрения, теорий становления, прежде всего, понятия «коммуникация» и содержания этого понятия.
Термин «коммуникация» (от латинского Communicare - связывать, сообщать) появился в научной литературе в начале XX века. Сейчас используется в различных смыслах: коммуникация как передача и прием информации, включающий в себя массовые процессы, связанные с отношениями на уровне общества, института, общности, группы; как межличностное общение; как средства сообщения (транспортные коммуникации) и способы распространения и приема информации (пресса, телефонная сеть, радио и телевизионные системы, интернет и др.).
В период становления теории коммуникации огромный вклад в этот процесс вносят философы (Кант, Фихте, Гегель, Фейербах). Так на рубеже XVIII - XIX вв в немецкой классической философии были разработаны категории «субъект» и «объект», которые имели принципиальное значение для разработки теории коммуникации. Под субъектом понимался человек в его активно познавательном отношении к окружающему объективному миру -объекту. Осмыслению подлежала идея глубинной социальной и нравственной основы общения. Была сформулирована идея общего блага как высшей цели взаимодействия. Исследовался вопрос становления личности. И был сделан ряд выводов о том, что: 1) человек становится личностью только в системе социальных связей; 2) личность определяет себя, определенным образом относясь к другой личности; 3) человек может проявить себя как человек только в общении с другими. Человеческая сущность налицо только в общении, в единстве человека с человеком, опирающимся лишь на реальность различия между «Я» и «Ты» В XIX веке в рамках философии прагматизма возникает семиотика - новое направление в исследовании коммуникации, которая уделяла особое внимание знаковой природе коммуникации, анализу свойств знаков и знаковых систем.
В философии XX века утверждается мысль о том, что мир - это всегда - мир коммуникации (К. Ясперс) [203]
В этот же период разрабатывался «диалогический принцип» (М. Бубер) [27], который указывает на два типа человеческих отношений: с миром вещей («Я» - «Оно») и отношения с другими людьми («Я» - «Ты»). В первом случае человек находится перед миром вещей - объектов познания и использования. Во втором случае другой человек внедряется в жизнь «Я» и изменяет ее своим присутствием. В паре «Я - Оно» «Я» выступает как индивидуальность и достигает осознания себя как субъекта. В паре «Я - Ты» «Я» предстает как личность и достигает осознания себя как субъективность. Индивидуальность проявляется тогда, когда отличается от других индивидуальностей. Личность проявляется постольку поскольку вступает в связь с другими личностями. Встреча одного с другим образует диалогику или бытие человека с человеком.
Перечисленные идеи философов послужили основой для дальнейшей разработки теории коммуникации. В силу многоаспектности коммуникации и близкой к ней категории - общение, участие в их исследовании принимают представители различных общественных и гуманитарных наук.
Если обратиться к разработкам отечественных психологов, то важными представляются выводы Л.С. Выготского и С.Л. Рубинштейна. Л.С. Выготский исходил из первичности социальной практики, производности сознания от реальной жизни людей (прежде всего труда). Индивидуальное сознание он рассматривает в его обусловленности факторами культуры, включая язык и другие знаковые системы. Сознание, познание предполагают мышление - речь и значит - общение (С.Л. Рубинштейн). Причем сознание не только проявляется, но и формируется как фокусы или центры, вокруг которых организуется «мир человека».
Начиная с 70-80-х годов XX века в психологии, социальной психологии, социологии, педагогике начинается разработка собственно понятий коммуникации и общения. Анализ публикаций в этой области позволяет сделать вывод о том, что термин «коммуникация» (в широком значении этого понятия, выражающем смысловой аспект социальной взаимосвязи) и термин «общение» часто употребляются как эквивалентные. В последнем «Психологическом словаре» (1996) статья «Коммуникация» ограничивается ссылкой: «см.Общение». В философской энциклопедии общее значение понятия «коммуникация» кратко определяется так: «Общение. Ср. коммуникативная функция языка, т.е. функция общения, обмена мыслями» [130, с. 131].
В книге М.С. Кагана «Человеческая деятельность» и в работах многих других авторов понятия «коммуникация» и «общение» (или коммуникативная деятельность) употребляются как синонимы.
Близость терминов «коммуникация» и «общение» подтверждается также наличием в литературе многих их синонимических производных и словосочетаний: «средства коммуникации» и «средства общения», «коммуникативная потребность» и «потребность в общении», «коммуникабельность»/ «коммуникабельный» и «общительность»/ «общительный», «коммуникативная культура» и «культура общения». С целью вычленения сходства терминов «коммуникация» и «общение» и их различий в нашем исследовании был осуществлен синтез и анализ различных мнений в этой области.
Коммуникативная культура в профессиональной деятельности организаторов туристского досуга
Развитие индустрии туризма сегодня сопровождается потребностью вовлечения в нее множества специалистов, от квалификации которых зависит успешность функционирования всей сферы туризма. Особенно остро ощущается необходимость в организаторах туристского досуга. Понимание того, кто есть организатор туристского досуга трактуется по- разному. Существует узкое толкование, при котором к этой категории специалистов относят только тураниматоров создающих специальные услуги при которых турист вовлекается в активное действие посредством программ досуга. Эта деятельность, с точки зрения Н.И.Гаранина и И.И.Булыгиной [36, с. 21-28] -есть «...туристская анимация, являющаяся разновидностью туристской деятельности, направленная на оздоровление отдыхающих, отвлечение их от повседневных забот, на повышение настроения, то есть на восстановление жизненных сил и энергии, на удовлетворение специфических г туристских потребностей в общении, движении, творчестве, приятном препровождении времени, развлечении».
Различают несколько типов туристской анимации, в рамках которой действуют тураниматоры. К ним относят: анимационные туристские маршруты; дополнительные анимационные услуги в виде программ, предназначенных для «поддержки» основных туристских услуг турпакета; гостиничную анимацию как комплексную рекреационную услугу, основанную на личных человеческих контактах тураниматора с туристами и совместном их участии в развлечениях, предлагаемых анимационной программой туркомплекса.
Таким образом, с одной стороны, к организаторам туристского досуга относят специалистов - тураниматоров, организующих рекреационные досуговые программы. Однако в данном исследовании интерес представляет более широкое понимание того, кто такой организатор туристского досуга. Рассматривая в целом туристскую деятельность как вид досуга, можно к организаторам туристского досуга отнести не только специалистов рекреационных программ, но и экскурсоводов, гидов-переводчиков, организующих знакомство с памятниками культуры и искусства, обычаями, традициями, культурой народов разных регионов, стран, но и руководителей тургрупп, турлидеров, турменеджеров, выполняющих совокупность функций по организации туристской деятельности, то есть туристского досуга.
Однако, как показывает анализ документов, отражающих квалификационные требования к профессиям и должностям туристкой сферы, коммуникативный аспект деятельности этих специалистов слабо в них отражен.
На основании Общероссийского классификатора ОК 016-94 основных профессий и должностей и указателя CEDEFOP (сборника материалов Европейского центра профессионального образования «Профессии в туристском секторе», выпущенном в Берлине в 1994г.) На уровне турагентства выделена должность по CEDEFOP-указателю - турлидер, сопровождающий группы, турменеджер. Российское наименование должности - руководитель туристской группы (турменеджер, турлидер). Опираясь на этот Документ, в дальнейшем эти три названия должности будут использоваться как синонимы.
В России требования к персоналу турфирмы, в том числе, например, и к турлидеру приводятся в утвержденных руководителем должностных инструкциях или иных документах, определяющих обязанности сотрудника (квалификационных характеристиках, положениях об оплате). Основные требования к руководителям туристских групп, отраженные в документах: [196] - Свидетельство об окончании курсов по подготовке руководителей туристских групп; - Знание порядка оформления финансовых документов (на проезд группы, при расчетах с гостиницей, рестораном, экскурсионным бюро и т.д.); - Владение основами психологии при общении с группой (участниками поездки); - Знание правил перевозки туристов и багажа на всех видах транспорта, прохождения таможенного и пограничного контроля; - Знание методов и правил оказания первой (неотложной) медицинской помощи; - Знание условий и порядка страхования туристов и руководителя туристской группы; - Знание иностранного языка.
Если попытаться на основании перечня указанных требований определить те знания и навыки, которые являются в данном случае системообразующими или выявить удельный вес требований к коммуникативной культуре в общей структуре требований, то сделать это не представляется возможным. Более того, на первый взгляд создается впечатление не столь большой значимости культуры общения и коммуникативной культуры этого специалиста. Однако, современные социально-культурные реалии, с одной стороны, актуализировали проблематику коммуникативной культуры, а с другой - показали недостаточность теоретического осмысления тех аспектов, которые связаны с оптимизацией профессиональной деятельности менеджеров туризма, предполагающей его полноценную способность эффективно функционировать среди людей, совместно с людьми, базируясь на коммуникативной культуре. Проблема коммуникативной культуры является общей для профессий типа «человек-человек». Профессия - это, в первую очередь, профессиональная деятельность, то есть особый вид целенаправленной координированной деятельности, возникающей вследствие общественного разделения труда. На основании предмета труда выделяют пять основных типов профессии: «человек - живая природа», «человек - техника (и неживая природа)», «человек знаковая система», «человек - художественный образ» и «человек - человек». Последний тип из перечисленных включает представителей всех, так называемых социономических профессий - учителей, врачей, социальных, социально-культурных работников, в том числе профессионалов работающих с туристами. В этой связи профессиональную деятельность организатора туристского досуга представляют как общие, свойственные всем социономическим профессиям характеристики, так и специальные, особые, присущие только его деятельности. Основополагающей характеристикой деятельности организатора туристского досуга как и представителей всех социономических профессий является ее социальный характер. Это работа с людьми. Продуктом этого труда являются услуги для населения. Она одновременно может протекать на нескольких уровнях социальной системы: - индивид (субъект труда - менеджер, руководитель группы туристов, тураниматор); «команда» или трудовой коллектив туристской организации, профессиональное сообщество сторон принимающей и отправляющей туристов; - социум как потребитель труда субъекта деятельности - туристы, туристская группа.
Коммуникативные возможности организаторов туристского досуга на начальном этапе профессионального обучения в вузе
Проверка гипотезы и более обоснованное построение программы обеспечения формирования профессиональной компетентности студентов -будущих организаторов туристского досуга потребовали на первом этапе исследования изучения индивидуальных коммуникативных возможностей студентов в начальном периоде образовательного процесса, когда они еще не включены в специальное профессиональное обучение.
Под коммуникативными возможностями имелись ввиду: наличие у студентов направленности на людей, на коллектив, проявление к ним интереса; полнота и развитость структуры коммуникативных качеств; проявление знаний и умений осуществлять взаимодействие на поведенческом уровне.
При ориентации на изучение коммуникативных возможностей студентов мы исходим из понимания зависимости состояния развитости этих возможностей у студентов экспериментальной группы в целом от развитости их духовного мира, духовной культуры, приобретенной коммуникативной культуры. С точки зрения Ю.В.Мясниковой [124, с. 331], «духовная культура студенческой молодежи - это степень восприятия студенчеством культуры общества, качественный показатель того, насколько глубоко и органично культурные и нравственные требования воплотились в их деятельности (учебной, досуговой, социальной, политической) на основе формирующего влияния общества и институтов образования». Культура общения студенчества находится в неразрывной связи с ее ценностными ориентациями, нравственными и моральными качествами. Нравственные и правовые нормы, гражданственность, патриотизм, установка на саморазвитие, толерантность, экологическое осознание - ведущие компоненты ценностных мировоззренческих основ, определяющих коммуникативное ядро личности. Мировоззрение личности есть обобщенная система взглядов на мир в целом, на место человека в нем, совокупность научных, правовых, нравственных, религиозных, эстетических убеждений, идеалов людей. И именно духовная культура, опирающаяся на мировоззренческую основу обеспечивает возможности осознания ценностей человеческой коммуникации, гуманистического, диалогового общения, накопленного опыта, культурных традиций в области человеческих контактов.
Молодежь - это социально-демографическая группа, выделяющаяся на основе совокупности возрастных характеристик (15-30 лет), особенностей социального положения, социально-психологических свойств, которые обусловливаются общественным строем, культурой, закономерностями социализации, воспитанием данного общества. Студенческая молодежь, занимающая особое место в общей структуре групп молодежи - это наиболее однородная и по возрасту и по социальных характеристикам ценностно-ориентационная общность. Студенческие годы - это время определения, выбора собственной жизненной позиции, годы познания не только профессиональных, но и общекультурных ценностей глобального мира. Факт учебы в высшем учебном заведении определяет его собственный социальный статус, но длительность периода приобретения образования, невысокие размеры стипендии или вообще ее отсутствие, ограниченные возможности получения дополнительного заработка не обеспечивают ему экономическую самостоятельность. Социально-экономическое и общественно-политическое положение молодежи, ее духовный мир находятся в состоянии становления, формирования. Становление и развитие духовной культуры молодежи осуществляется в процессе социализации и инкультурации.
Первые исследования в отечественной науке XX века по проблеме жизненных планов молодежи, ценностей, интересов, ее социально-профессиональных ориентации были проведены в начале 60-х годов, а затем активно продолжались в 70-80-е годы.
В работах ученых этого периода [69, 86, 106 и др.] отражены ключевые характеристики молодежи, как особой социально-демографической группы, ее положение в социальной структуре общества, возрастной предел и другие социальные особенности. Исследование сущности и структурных элементов ценностных ориентации молодого поколения, а также разработка проблем духовной культуры молодого поколения занимают центральное место в современных исследованиях [62, 67, 176 и др.]
С началом 90-х годов, связанных с социально-экономической трансформацией российского общества, актуализировалось изучение особенностей социализации молодежи, трансформации их ценностей, механизмов обеспечения инкультурации и пр [69, 129, 176, 180 и др]. Анализ современной научной литературы [112, 140 и др.] показывает что ученые единодушны в мнении о том, что существует противоречие между объективной потребностью общества в высокоразвитой духовной культуре студенческой молодежи как активного носителя культурного потенциала социума и реальным духовным уровнем студенческой молодежи, не отвечающим потребностям современного российского общества.
Проблема формирования духовной культуры личности была во все времена. Однако значимость указанной проблемы в российском обществе резко возросла в условиях социального и экономического кризисов 90-х гг. XX века, сопровождающихся процессами массового «раскультуривания» людей, утраты ими основ культурной компетентности.
В условиях, когда российское общество на современном этапе лишено стабильности, оно хаотично и находится в продолжающемся трансформировании, выросло новое поколение молодых людей, с совершенно новыми ценностными ориентациями и мировоззренческими установками в сравнении с теми которые два десятка лет тому назад являлись доминирующими. Анализ результатов исследований современных ученых позволяет фокусировать внимание на том, что в условиях всеобщего кризиса общество характеризуется отрицанием прежней системы ценностей. «Если до рыночных преобразований у субъекта имелась сложившаяся и относительно устойчивая ценностно-нормативная база, то в условиях свершившихся социально-экономических преобразований ценностная база в области культуры носит слишком расплывчатый характер у личности» - делает вывод Г.А.Нигматуллина [129]. В этих условиях, с точки зрения Г.А.Нигматуллиной, актуальность приобретает становление системы ценностей, ориентированных на гуманистические идеалы, а также формирование духовной культуры молодежи.
Рассматривая коммуникативную культуру как составляющую духовной культуры студенческой молодежи и делая выводы об актуальности формирования духовной культуры в вузах, мы тем самым обосновываем и актуальность проблемы коммуникативной культуры студентов. Более конкретный взгляд на картину духовной культуры, ценностных ориентации, сформированных у молодежи в условиях рыночных реформ общества представляет, в частности, исследование Соколова А.В. и Щербаковой И.О., осуществленное на базе пяти крупных петербургских вузов [167]. В результате этого исследования в студенческой среде было выявлено три различных социально-психологических типа, отражающих особенности ценностных ориентации студенческой молодежи. Эти типы отличаются по следующим ценностным ориентациям:
1 тип - жизнь по правде, чистая совесть; предпочтение отдает духовным ценностям, для этого типа «человек выше доллара», коллективист, «один за всех, все за одного», «не имей сто рублей, а имей сто друзей»; имеет осознанную безоговорочную любовь к Родине;
2 тип - ориентация на личный успех, готовность одурачить мир, чистота совести не важна; индивидуалист, «нет вечных друзей, нет вечных врагов, есть вечные интересы»; понимает патриотизм как благоустройство своего дома, а не отечества в целом, готов сменить гражданство, если это окажется выгодно.
3 тип - руководствуется общепринятыми моральными нормами; для этого типа привлекательны все ценности, но есть желание минимализировать риск и труд, связанный с их приобретением; скорее индивидуалист, чем коллективист, близок девиз «мой дом - моя крепость».
Организационно-педагогические проблемы обеспечения коммуникативной компетентности будущих организаторов туристского досуга как основа включения дополнительных ресурсов вуза в процесс формирования их коммуникативной культуры
Анализ реального состояния формирования коммуникативной культуры студентов в социокультурном пространстве высшего учебного заведения, занимающегося подготовкой специалистов для сферы туризма - одна из задач данного диссертационного исследования. Проанализировав достоинства и недостатки осуществления этого процесса, можно более точно определить оптимальные педагогические условия дальнейшего решения проблемы коммуникативной подготовки кадров.
На основе обобщения и анализа научной литературы, данных проведенного специального исследования, опыта диссертанта, в течение последних 10 лет занимающейся организацией учебного процесса студентов университета культуры и искусств, определена трактовка понятия «организационно-педагогические условия», применяемая в нашем исследовании. В это понятие включено все, что обеспечивает процесс формирования коммуникативной культуры в вузе. В структурные компоненты педагогических условий, с нашей точки зрения, входят: коммуникативная среда вуза, культурный контекст, т.е. содержание образовательного процесса, общение во внеучебное время, формы и методы учебно-образовательной и культурно-досуговой деятельности, процесс организации обучения и досуга, межличностное общение (в системах «преподаватель - студент», «студент -студент», «студент - обслуживающий персонал вуза», «студент-практикант -сотрудники турфирмы, туристы» и т.д.).
При анализе реального состояния формирования коммуникативной культуры учащихся университета социокультурной направленности, мы исходили из научных взглядов, концепций, идей, отраженных в материалах диссертации. Изучаемые нами научные позиции в этой области знаний позволяют сделать ряд выводов, опираясь на которые можно более точно оценить реальные и потенциальные возможности коммуникативной подготовки будущих специалистов.
Среди основных источников формирования коммуникативной культуры личности (таких как: жизненный опыт, искусство, общая эрудиция), особое место занимает специально организованный образовательный процесс, т.е. специальное обучение, в частности, в вузе социально-культурной направленности. Педагогические условия, при которых такое специальное обучение будет соответствовать современным требованиям, нуждается в специальном исследовании. Опираясь на современные концепции образования, следует учитывать, что оно, являясь основным механизмом воспроизводства культуры в обществе, призвано так же порождать и культуру личности, культуру взаимодействия с людьми, внутреннюю психологическую культуру, что соответствует основным целевым установкам программ модернизации современного образования. В данной диссертации мы принимаем позицию А.Запесоцкого о социальном развитии будущего специалиста (предполагающем формирование профессиональных умений и навыков, а так же освоение форм и способов успешной коммуникации личности в качестве субъекта многообразных социальных отношений), как стратегической цели любого образовательного учреждения [58].
Далее мы принимаем позицию А.В.Соколова о том, что в педагогике различают образование и профессионализацию (профессиональную подготовку), которые в педагогической практике вуза неразрывно связаны друг с другом [164]. Стало быть социальное развитие личности студента, в том числе и коммуникативное, как задачу вуза можно решать на двух уровнях: на общегуманитарном уровне образовательного процесса (в процессе изучения общегуманитарных дисциплин); на уровне специального профессионального обучения (при изучении специальных коммуникативных дисциплин);
Включение в образовательный процесс вуза коммуникативной подготовки студентов - будущих специалистов в определенной мере связано со становлением «человека культуры» и со становлением профессионала обладающего, прежде всего, уровнем коммуникативной культуры. Через формирование коммуникативной культуры в высшем учебном заведении решается задача, с одной стороны, развития культуры социального взаимодействия в обществе, а с другой, применительно к данному исследованию - подготовки кадров, способных успешно работать с людьми в сфере туризма. Это значит, что формирование коммуникативной культуры турменеджера должно включать в себя как освоение опыта человеческого социального взаимодействия, формирование «человечности» как духовной сущности людей, так и подготовку к субъект-субъектному взаимодействию в контексте профессиональной деятельности в сфере туризма.
Взгляд на профессиональную деятельность менеджера туристской группы как на социономическую (осуществляемую в системе «человек-человек») [42, 200], на особенности предмета его деятельности (суть которого в обеспечении «диалога культур», «взаимодействия культур» регионов, стран, планеты посредством организации туристского досуга) [157] и на функции этого специалиста, реализуемые во взаимодействии с людьми [153] -позволяет в качестве условия формирования коммуникативной культуры выделить направленность общегуманитарных и специальных дисциплин, педагогов вуза и организаторов его учебного процесса на формирование коммуникативной культуры как приоритетную задачу воспитания личности студента гуманистического типа и специальную генеральную задачу профессиональной подготовки турменеджеров; ориентированность содержания образовательного процесса, его методик на развитие и саморазвитие коммуникативной культуры студента - будущего турменеджера как на стержневую составляющую его профессионализма;
Формирование собственно коммуникативной культуры профессионала как специальная педагогическая задача с учетом научных выводов исследователей (Ю.Н.Емельянов, Ю.М. Жуков, В.В.Рыжов и др.), может решаться в двух направлениях. С одной стороны это формирование коммуникативной направленности личности, а с другой - развитие ее коммуникативной компетентности. Специальный для менеджеров туристской деятельности процесс коммуникативной подготовки предполагает обеспечение в учебном процессе совокупности этих двух направлений. В этой связи, формирование коммуникативной культуры в рамках специальной подготовки кадров для работы с туристами выстраивается в двух направлениях. Первое -формирование коммуникативной направленности турменеджера, в основе которой лежат преобладающие мотивы его профессиональной коммуникативной деятельности, связанные с достижением внутренней и внешней удовлетворенности туристов осуществлением туристской деятельности. Второе направление - формирование и развитие коммуникативных знаний, способностей, умений, навыков будущего турменеджера, т.е. обеспечение его коммуникативной компетентности, способности устанавливать и поддерживать необходимые, соответствующим целям, задачам, особенностям профессиональной деятельности контакты с туристами и коллегами. Важнейшим условием формирования коммуникативной компетентности, как показывают материалы первой главы, предстает разработка содержания коммуникативного образования в соответствии с научными достижениями в области знаний человеческой коммуникации, социокультурных ситуаций, в которых она происходит и процесса формирования коммуникативной личности. В этой связи, разработанность содержания и методики коммуникативного обучения с опорой на теорию общения, педагогику туризма, теорию формирования коммуникативной личности, на модель личностно-коммуникативных свойств, коммуникативного потенциала личности предопределяют грамотность осуществления формирования коммуникативной культуры при специальном обучении. Большинство позиций современных ученых, изучающих педагогические аспекты коммуникативной компетентности (Батурина О.А., Буртовая Н.Б., Макаровская И.В. и др.) выделяют в структуре коммуникативной компетентности три компонента: теоретический, практический и личностный.