Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Применение метода словесного портрета в следственной и оперативной деятельности (Методологические и психологические аспекты проблемы) Османов Тахиржан Юсупджанович

Применение метода словесного портрета в следственной и оперативной деятельности (Методологические и психологические аспекты проблемы)
<
Применение метода словесного портрета в следственной и оперативной деятельности (Методологические и психологические аспекты проблемы) Применение метода словесного портрета в следственной и оперативной деятельности (Методологические и психологические аспекты проблемы) Применение метода словесного портрета в следственной и оперативной деятельности (Методологические и психологические аспекты проблемы) Применение метода словесного портрета в следственной и оперативной деятельности (Методологические и психологические аспекты проблемы) Применение метода словесного портрета в следственной и оперативной деятельности (Методологические и психологические аспекты проблемы) Применение метода словесного портрета в следственной и оперативной деятельности (Методологические и психологические аспекты проблемы) Применение метода словесного портрета в следственной и оперативной деятельности (Методологические и психологические аспекты проблемы) Применение метода словесного портрета в следственной и оперативной деятельности (Методологические и психологические аспекты проблемы) Применение метода словесного портрета в следственной и оперативной деятельности (Методологические и психологические аспекты проблемы) Применение метода словесного портрета в следственной и оперативной деятельности (Методологические и психологические аспекты проблемы) Применение метода словесного портрета в следственной и оперативной деятельности (Методологические и психологические аспекты проблемы) Применение метода словесного портрета в следственной и оперативной деятельности (Методологические и психологические аспекты проблемы)
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Османов Тахиржан Юсупджанович. Применение метода словесного портрета в следственной и оперативной деятельности (Методологические и психологические аспекты проблемы) : Дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.09 : Москва, 2000 233 c. РГБ ОД, 61:01-12/70-2

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Зарождение и развитие метода словесного портрета

1. Краткий исторический обзор возникновения и развития в криминалистике метода словесного портрета 11

2. Гносеологические закономерности метода словесного портрета 40

3. Онтологические аспекты характеристик признаков внешности по методу словесного портрета 56

ГЛАВА II. Психолого-физиологические основы структуры «восприятие - запоминание - воспроизведение» признаков внешности человека

1. Проблема восприятия и распознавания образов в современной системе познания 93

2. Процессы возникновения, хранения и передачи информации о признаках внешности человека и ее фиксации с использованием метода словесного портрета 121

ГЛАВА III. Практическое использование метода словесного портрета

1. Современные возможности использования метода словесного портрета при раскрытии и расследовании преступлений 145

2. Судебно-портретная экспертиза 187

Выводы и предложения 209

Библиография 213

Приложение 227

Введение к работе

Актуальность темы. Социальные и экономические преобразования в России сопровождаются таким отрицательным явлением, как рост преступности, в том числе организованной.

Борьба с преступностью требует активизации всех мер: политических, экономических, социальных, правовых. Наряду с совершенствованием правовой базы важное значение в этой борьбе придается деятельности правоохранительных органов и в первую очередь органов внутренних дел, как самых многочисленных и действующих на различных направлениях в борьбе с преступностью.

Для активизации деятельности по раскрытию и расследованию преступлений важное значение имеет использование современных достижений, науки криминалистики, в том числе разработок из области криминалистической техники. Одним из эффективных криминалистических средств в раскрытии и расследовании преступлений является применение метода словесного портрета, используемого в целях розыска скрывшихся преступников, для отождествления лиц, в криминалистических учетах и т.д. Эффективность использования метода словесного портрета во многом зависит от уровня его разработанности, степени владения этим методом практических работников.

Исследования ведущих советских криминалистов Н.В. Терзиева, А.А. Гусева, З.Г. Самошиной, В.А. Снеткова, A.M. Зинина, З.И. Кирсанова, А.Ю. Пересункина, М.Н. Овсянниковой и других внесли существенный вклад в развитие метода словесного портрета. При дальнейшей разработке данного метода логично было бы ожидать его повсеместного использования по всем соответствующим направлениям: для целей установления личности, розыска, регистрации и т.д. однако этого, к сожалению, не произошло. Метод словесного портрета еще недостаточно эффективно применяется в следственной и оперативной деятельности.

Говоря об одном из вариантов использования метода словесного портрета, а именно о субъективных портретах, создаваемых на основе этого метода В.А. Снетков отмечал: «В работе по раскрытию преступлений необходимо полнее использовать возможности применения субъективных портретов. Высокая эффективность этого действенного средства раскрытия преступлений подтверждена многолетней практикой. Поэтому тем более нетерпимо пассивное отношение в отдельных регионах к использованию субъективных портретов для розыска и установления преступника» (Снетков В.А., 1985г.).

A.M. Зинин, поднимая проблемные вопросы применения метода словесного портрета отмечает, что несмотря на многолетней опыт использования методов, методик и средств, базирующихся на методе словесного портрета имеется целый ряд проблем, возникающих в ходе установления личности по чертам внешности. «Прежде всего, как используемая почти во всех ситуациях установления личности, нуждается в совершенствовании методика словесного портрета. Для преодоления неоднозначности оценки признаков, включаемых в словесный портрет, следовало бы упорядочить градацию признаков и усовершенствовать систему их наглядных изображений, применяемых в качестве образцов»1.

Недостаточная эффективность применения метода словесного портрета при раскрытии и расследовании преступлений отмечалась и другими учеными и практиками.

Для того чтобы определить причины подобного положения дел, требовалось проанализировать имеющиеся разработки, рассматривая, их как единую структуру, включающую гносеологию метода словесного портрета, состояние его терминологической части, психологические и методологические аспекты его применения для раскрытия и расследования, преступлений.

1 Зинин A.M. Установление личности по чертам внешности (некоторые проблемные вопросы) //Уголовный процесс и криминалистика на рубеже веков. Академия управления МВД РФ, 2000. - с. 182.

Указанные обстоятельства обусловили выбор темы данного исследования.

Объект и предмет исследования. Объектом исследования являлись психологические аспекты восприятия, запоминания и воспроизведения информации о признаках внешности человека, возможности извлечения такой информации из памяти субъекта, носителя образа лица, её достоверность, влияние указанных факторов на полноту и системность изложения признаков внешности человека, воспринимаемых другим лицом и использования полученных данных в различных формах отождествления личности; современное состояние терминологической части словесного портрета, возможности ее активизации.

В качестве предмета исследования выступала практика использования метода словесного портрета в следственной и оперативной деятельности, а также при производстве судебно-портретных экспертиз.

Цель и задачи исследования. Основной целью исследования являлась теоретическая разработка комплекса вопросов, касающихся методологических и психологических аспектов проблемы метода словесного портрета, изучение которых позволило бы выявить причины недостаточного его использования в борьбе с преступностью. Для достижения этой главной цели были поставлены и решены следующие задачи:

рассмотреть гносеологию метода словесного портрета в плане пополнения его научных основ за последние десятилетия;

обратить особое внимание на онтологию его характеристик с целью определения того, насколько единообразно трактуется система словесного портрета в современной учебной, методической и справочной литературе, так как это имеет решающее значение в деле подготовки практических работников к применению этого метода в повседневной работе;

на базе положений психологии и нейрофизиологии восприятия, за-

б поминания и воспроизведения образов проанализировать процессы возникновения, хранения и передачи информации о признаках внешности человека при составлении и использовании словесного портрета;

рассмотреть современное положение по использованию метода словесного портрета при проведении, таких следственных действий, как допрос, освидетельствование, предъявление для опознания;

раскрыть возможности применения метода словесного портреты в оперативно-розыскной деятельности, обратив особое внимание на некоторые спорные положения его использования;

определить пути и перспективы развития судебно-портретной экспертизы на основе анализа ее истории и современного состояния.

Методология и методика исследования. Методологическую основу исследования составили всеобщий метод познания, отражающий диалектическую связь теории и практики, методы антропологии, анатомии, психологии, нейрофизиологии и иных наук.

Методологической основой исследования явились работы ученых криминалистов и практиков, занимавшихся исследованием проблемы словесного портрета: Н.В. Терзиева, А.А. Гусева, З.Г. Самошиной, В.А. Снеткова, A.M. Зинина, З.И. Кирсанова, Н.С. Полевого, А.Ю. Пересункина, М.Н. Овсянниковой, И.Ф. Виниченко, Р.Э. Эльбура и др., а также судебных медиков: Ю.М. Кубицкого, М.В. Кисина, С.А. Бурова, В.И. Пашковой и других.

При работе над диссертацией были использованы труды ведущих криминалистов: Т.В. Аверьяновой, И.Л. Александровой, Р.С. Белкина, А.И. Винберга, А.Ф. Волынского. В.А. Жбанкова, А.И. Каледина, В.Я. Колдина, Ю.Г. Корухова, В.П. Лаврова, И.М. Лузгина, А.А. Леви, Н.П. Майлис, В.Ф. Орловой, Ю.К. Орлова, Н.Ф. Пантелеева, А.К. Педенчука, Н.А. Селиванова, Л.Г. Эджубова и других.

Наряду с юридической литературой была использована литература по анатомии, антропологии, нейрофизиологии, психологии, судебной медицине, работы Тонкова В.П., Бунака В.В., Герасимова М.М., Леонтьева В.В., Выготского Л.С., Кравкова СВ., Рубахина Б.Ф., Ратинова А.Р., Зинченко П.И., Смирнова А.А., Сичивицы О.М., Дулова А.В., П.Линдсея, Д.Нормана, П.Милнера и многих других.

Достоверность и обоснованность выводов и предложений, сформулированных в работе, определяется эмпирическими данными, собранными путем анкетирования 87-ми следователей и 112-ти оперативных работников, изучением работы экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел, в том числе 56 заключений экспертов, личным опытом оперативно-розыскной деятельности диссертанта.

Научная новизна исследования определяется тем, что в Работе с позиции комплексного подхода проанализировано современное состояние использования метода словесного портрета в практике борьбы с преступностью. Определены причины его недостаточно эффективного применения, на практике. По результатам исследования этими причинами являются: слабая подготовка практических работников, различие в изложении системы и терминологии метода словесного портрета в специальной литературе (методической, учебной, справочной), перенасыщенность словесного описания признаков внешности.

В диссертации намечены пути устранения имеющихся недочетов применительно к таким направлениям: использование словесного портрета следователями, оперативными работниками, экспертами, при уголовной регистрации.

Основные положения, выносимые на защиту и отражающие теоретическую значимость работы:

  1. Проведенный историко-аналитический обзор свидетельствует о том, что при относительной неизменной сущностно-содержательной конструкции словесного портрета его терминологическая часть претерпела существенные, но не всегда оправданные изменения в плане значительного увеличения фиксируемых элементов внешности и числа их характеристик.

  2. Изложение системы словесного портрета в Учебной литературе по криминалистике, в методических и справочных пособиях свидетельствует об отсутствии, необходимого единообразия, авторы по-разному трактуют методику и системное построение словесного портрета, используют неодинаковую терминологию.

Подобное положение дел нельзя признать приемлемым при учете того, что главный смысл и ценность словесного портрета состоит в постоянстве системы описания и единстве терминологии.

  1. Для устранения имеющегося разнобоя было предложено разработать единую на уровне стандарта оптимальную систему изложения материала по методике описания внешности терминами словесного портрета для ее текстуального воспроизведения во всех учебниках и пособиях. Важность реализации подобного подхода определяется насущной необходимостью повышения качества владения методом словесного портрета практическими работниками.

  2. При разработке упомянутой выше (п.З) оптимальной системы терминов словесного портрета указано на необходимость сокращения малозначительных и изменчивых признаков, учитывая психологические и нейрофизиологические ограничения в восприятии образа человека, влияние субъективных и объективных факторов на процесс восприятия и запоминания.

  1. Плодотворность использования метода словесного портрета в следственной и оперативно-розыскной деятельности во многом определяется тем, насколько правильно обозначен статус средства доказывания, основанного на этом методе. В частности, субъективные портреты, использование которых способствует раскрытию и расследованию преступлений, иногда ошибочно причисляются к суммированным производным доказательствам, в то время как они являются носителями ориентирующей, а не доказательственной информации.

  2. Наряду с определением статуса каждого из средств, основанных на методе словесного портрета, должны определяться возможности его допустимости в плане достоверности получаемой информации, пределы использования, значение полученных с его помощью результатов.

В работе даны практические рекомендации по разграничению и сочетанию действий, основанных на данных словесного портрета, таких как оперативное отождествление личности и процессуальное предъявление для опознания.

Практическая значимость исследования. В практическом плане являются значимыми: проведенный сравнительный анализ изложения метода словесного портрета в учебной, методической и справочной литературе; раскрытие механизмов восприятия образов, его запоминания и воспроизведения применительно к признакам внешности человека и их влияние на полноту и достоверность информации о внешнем облике, поучаемой в процессе следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий. Представляет практический интерес обзор развития различных способов применения словесного портрета и сделанный на основе этого прогноз дальнейшего его использования при раскрытии и расследовании преступлений, а также предлагаемая оптимальная система изложения метода словесного портрета.

Апробация результатов исследования осуществлялась в виде сообщений на научно-практических конференциях (Ташкент, 1998 г.; Тула, 2000 г.), научно-практических семинарах в Ташкентской Академии МВД Республики Узбекистан, на кафедре московского института МВД России, внедрения в учебный процесс этого института, внедрения в деятельность оперативных подразделений МВД РУз; публикацией 4-х научных статей общим объемом 2,5 печатных листа.

Краткий исторический обзор возникновения и развития в криминалистике метода словесного портрета

Приведем энциклопедическое определение метода словесного портрета. «Словесный портрет, система описания внешности человека в целях его розыска и идентификации по внепшим признакам. Впервые была разработана Бертильоном, существенно усовершенствована и упрощена Рейссом. Применяется в криминалистической регистрации, для розыска скрывшихся преступников и лиц, пропавших без вести, в ходе экспертного отождествления живых лиц и трупов.. .))1.

Это ёмкое определение позволяет не только сразу же понять содержание и основное назначение метода словесного портрета, но и увидеть в нем отражение истории зарождения и развития этого метода, как отражение генеральной идеи - выделить преступника из общей массы населения. Не случайно, надо полагать, в указанном определении сформулированы главные задачи метода - розыск и отождествление человека по признакам внешности. Однако прежде чем были созданы и усовершенствованы цивилизованные, а стало быть, научно обоснованные, методы и средства, служащие целям розыска и идентификации, человечество прошло достаточно долгий путь трансформации различных способов, направленных на «узнавание» преступников как лиц, совершивших в прошлом то или иное преступление.

Система клеймения рабов, подобно скоту, существовавшая в эпоху рабовладельческого строя, уходит в глубь веков. Перенос способа клеймения на преступников является логическим продолжением этой системы, стремлением добропорядочной части общества отторгнуть от себя лицо, совершившее преступление, пометить это лицо так, чтобы каждый имеющий с ним дело имел представление о том, «кто есть кто». При этом, разумеется, в некоторой степени учитывались и интересы правоохранительных органов того времени, имеющих возможность при наличии у человека клейм и меток судить о рецидиве совершенного преступления. Наше мнение о том, что клеймение лишь в малой мере призвано было помогать отправлению правосудия, основывается на том, что, судя по письменным документам, основной преследуемой при клеймении целью было наказание, наказание в виде позора, сочетаемой с тяжелейшими, порой изуверскими, телесными наказаниями.

Не отвлекаясь на общую историю, обратимся к истории Руси и Российской империи, где все изложенное было подтверждено многочисленными документальными источниками.

Клеймение на Руси всегда сочеталось с телесными наказаниями. Принято считать, что первое упоминание о телесных наказаниях содержится в законодательном сборнике ХП-ХШ вв. «Русская правда».

Содержащиеся в нем наказания, определяемые как отдача на «поток и разграбление», вовсе не означали исключительно только отдачу в рабство или изгнание лица. Под этим следовало понимать и телесные наказания, тем более что в некоторых списках «Русской правды» термин «на поток» был заменен словами «на бой»1. Телесные наказания были варварскими: отрубание рук, обрезание языка, выкалывание глаз, четвертование, отрубание головы и т.п. Со временем они носят характер «наказаний - отметин», с тем чтобы можно было судить о преступлении, совершенным человеком. Руки отрубают ворам, языки отрезают в первую очередь тем, кто посягает своими речами на веру или власть князя.

Существовал целый ряд указов2, устанавливающих кару для воров и разбойников. Так, по Указу 1689 г. за один разбой полагалось резать левое ухо, а за второй предавать смертной казни и «сечь уши за первую и вторую татьбу»1. Клеймение встречается в писаном праве Руси в проекте договора Новгорода с городом Готландом 1270 г., которым предписывалось, помимо телесного наказания, всех воров «Клеймить в щёку» . В Уставной Двинской Грамоте 1397 г. определили «татя всякого пятнати». Однако ни в Судебниках, ни в Уложении царя Алексея Михайловича это наказание не уточняется. В законодательных постановлениях до Петра I оно встречается редко. Однако из исторических документов следует, что оно применялось, хотя и бессистемно.

Словом «Вор» клеймили как воров, так и фальшивомонетчиков. Также клеймили лиц, замеченных в денежном бунте 1662 г. Наряду с клеймом «вор» существовало и клеймо в виде буквы «Б» (бунтовщик). Для ссыльных в каждом сибирском городе существовал свой особый знак (т.е. не только отметина, но и «уголовная регистрация» по месту ссылки). Чаще всего клейма ставили на лице, иногда на спину. Технология клеймения была чрезвычайно проста: докрасна накаляли печать и ударяли ею по части тела.

Историки отмечают, что со времени Петра Великого это наказание приобрело более определенный характер. Уже в первые годы царствования Петр I постановил, чтобы клеймение сопровождало все наказания, заменяющие смертную казнь. В последующих законодательных актах он достаточно точно указал, какие и кому клейма должны ставить при наказании. Наряду с клеймением широко практиковалось вырывание ноздрей (за воровство, разбой, убийство, кражи, бунт и т.д.). Вырывание ноздрей, несомненно, также являлось наряду с наказанием отличительным знаком преступника, к тому же еще и клейменого1. Особо следует обратить внимание на мотивировку клеймения в Указе Петра I (1746 г.), который назначал клеймение всех воров, разбойников и других уголовных преступников, чтобы они «от прочих добрых людей были отличны, и когда ... учинят утечку ... таковых к поимке через то клеймение удобный способ быть может»2.

Изменялись и формы клейма. Некоторое время, в конце XVII и начале XVIII вв. клеймо имело изображение орла. С 1705 г. снова начали ставить букву «В» (вор), с 1746 г. все четыре буквы: ВОРЬ. При этом букву «В» ставили на лбу, а остальные на щеках (левой и правой). Клеймили пластиной с иглами. В образовавшиеся ранки втирали порох. Это уже была, по сути дела, татуировка. Наряду с упомянутым существовали и иные клейма: «С» (ссыльный), «К» (каторжник), «СК» (ссыльно-каторжный).

С развитием общества вопрос об отмене клеймения подымался не раз. Инициаторами выступали отдельные прогрессивно настроенные сановники, комитеты, комиссии. Так, в 1824 г. адмирал Мордвинов подал царю Александру 1 записку об отмене торговой казни (избиение кнутом) и клеймения. «Лицо человека, - говорилось в записке, - Всевышний Творец оживотворил чувствами души и знамением ума». Поэтому ему «не долженствовало бы быть местом поругания». В записке предлагалось в крайнем случае наносить клейма на руку или плечи .

Проблема восприятия и распознавания образов в современной системе познания

Продуктивное использование метода словесного портрета подразумевает не только владение его терминологией, но и умение собрать информацию о признаках внешности, знать закономерности хранения и изменения такой информации, возможности её воспроизведения, уметь оценить достоверность или, наоборот, ненадежность этой информации.

Успешное решение этих и многих связанных с ними задач зависит в первую очередь от слолшого механизма восприятия человеком окружающей действительности и ее материальных объектов.

В самом общем виде механизм возникновения, переработки и выдачи информации человеком определяется психологической цепочкой: восприятие - запоминание - воспроизведение. Отправляясь от этой схемы, в криминалистической тактике и судебной психологии, определяются, например, тактика и психология допроса, тактика и психология предъявления для опознания и т.д. . При этом в самом общем виде рассматриваются факторы объективные и субъективные, влияющие, на "каждый из указанных этапов, которые проходит информация.

Для большинства следственных действий подобный подход оказывается достаточным, однако если мы хотим на более глубоком уровне выяснить принципиальные возможности и практический уровень восприятия признаков внешности человека, воспроизведения их в памяти и вербально, допустимые операции с такой информации, мы должны обратиться к более подробному анализу таких категорий, как восприятие, переработка информации в нервной системе, теория распознавания образов, память, её виды, механизмы памяти, язык.

Без рассмотрения этих категориальных понятий трудно разобраться в таких сугубо практических вопросах, как, например, в каком объеме (оптимальном) должна излагаться модельная система описания по методу словесного портрета, в каком объеме она должна быть использована при регистрацией, а в каком для применения метода в оперативно-розыскных целях; на что можно рассчитывать при допросе свидетеля (потерпевшего) о признаках внешности подозреваемого и какие ожидания будут оправданы при отождествлении лица путем предъявления для опознания или при производстве судебно-портретной экспертизы. И, наконец, каким образом, в каком объеме, следует обучать словесному портрету работников правоохранительных органов.

Какого бы вопроса из числа вышеприведенных мы не коснулись, мы неизбежно становимся перед необходимостью обращения к психофизиологическим аспектам механизмов восприятия, запоминания, воспроизведения, причем освещения этих механизмов достаточно детально, на основе современных научных данных .

Одной из форм восприятия, более всего реализуемой применительно к проблеме словесного портрета, является наблюдение. Наблюдение - это наиболее элементарный метод эмпирического исследования, выступающий, как правило, в составе иных эмпирических методов.

Наблюдение обычно трактуют как активный познавательный процесс человека, в основе которого лежит работа органов чувств. Наблюдение никогда не рассматривают в отрыве от мышления человека, его знаний, опыта (житейского, профессионального, иного). Иными словами, содержание и направленность восприятия объекта обусловлены знаниями, интересами, опытом человека, его взглядами и отношениями к окружающей его действительности. Это явление получило название апперцепции. В апперцепции проявляется единство чувственного и рационального, как двух сторон познания.

Различают устойчивую апперцепцию и временную (ситуативную). Наблюдение, как метод познания, должно удовлетворять ряду условий, делающих его наиболее плодотворным. Главными из них считают:

1) преднамеренность наблюдения, т.е. осуществление его для решения четко определенной поставленной задачи;

2) планомерность - осуществление наблюдения по плану, определяемому его целями и решением поставленных задач. Планомерность призвана обеспечить системность наблюдения, исключить возможные пробелы, обеспечить фиксацию наиболее существенного, важного;

3) целенаправленность - имеется в виду, что внимание наблюдателя обращено на признаки объекта; стороны явления, избирательно отобранные для решения главной задачи. При этом различают наблюдение фиксирующее и флюктуирующее. При первом - наблюдение направлено на восприятие отдельных признаков, сторон, частей объекта. Второе - охватывает объект в целом. Соединение обоих видов наблюдения способно дать полную, объективную, достоверную информацию об объекте;

4) активность наблюдения означает такой характер действий наблюдателя, когда он не воспринимает все подряд, а стремится отыскать и воспринять определенные объекты на основе имеющихся у него знаний и опыта;

5) систематичность наблюдения - одно из важнейших его условий или даже требований, предъявляемых к наблюдению. Систематичность означает не однократное, а многократное восприятие объекта. Это наблюдение или непрерывное, или осуществляемое по определенной системе. Только такое наблюдение способно, дать ценную информацию.

Результат наблюдения является первейшей предпосылкой любой познавательной деятельности.

В процессе наблюдения, как одной из форм восприятия, человек опирается на уже имеющиеся у него знания, сопоставляя воспринимаемое (наблюдаемое) с запечатленными в его сознании образами. При этом окружающие предметы и явления далеко не всегда представляются такими, какие они есть в действительности. Система восприятия нередко совершает ошибки, причины которых могут быть различны. Ошибки могут быть вызваны иллюзиями (оптическим обманом), могут возникать из-за длительной предшествующей стимуляции внимания на нечто другое, отчего необходимо освободиться (а на это требуется какое-то время). Наконец, причиной ошибки может быть недостаток времени для интерпретации информации, полученной извне. Способность человека определить и выделить некоторую сумму компонентов зрительного образа не зависит от умения строить уже знакомые фигуры. При интерпретации зрительной информации могут быть выделены в качестве «единиц» любые группы признаков, каждая из которых обладает какой-то отличительной особенностью:

Процессы возникновения, хранения и передачи информации о признаках внешности человека и ее фиксации с использованием метода словесного портрета

Одной из первоочередных проблем, возникающих для использования информации в уголовном процессе, является проблема установления достоверности этой информации. Проблема эта достаточно сложная, требующая анализа и проверки соответствия фиксируемого представления об объекте (событии, явлении) самому объекту (событию, явлению). Подчеркивая данное обстоятельство, В.Я.Колдин и Н.С.Полевой отмечают: «Как только встает проблема правильности, адекватности полученных фактических данных, доказательства и их соответствия действительности (а это главное в доказывании), на первый план выдвигаются разнокачественность элементов отражательного процесса, необходимость разграничения объективного и субъективного, реального и идеального»1.

Развивая данное положение, Р.С.Белкин при формулировании определения фиксации доказательств, предлагает различать гносеологический аспект этого действия, информационную сущность и процессуальный её аспект2.

С гносеологической точки зрения фиксация, несомненно, является отражением содержания доказательства. При этом естественным требованием к такой фиксации является то, что она должна давать максимально полное представление об отражаемом объекте, адекватно передавать его свойства и признаки. Полнота и точность отражения зависят от многих факторов. Основными из них являются субъективные и объективные. Субъективные - это свойства личности, если она является носителем отражения, объективные - условия как восприятия, так и воспроизведения информации об объекте (доказательстве).

При рассмотрении информационной сущности фиксами доказательственной информации необходимо прежде всего определиться в терминах. Под сообщением будем подразумевать форму представления информации для её хранения., обработки, преобразования или непосредственного использования1. «Канал» (прямой канал) - заданная совокупность средств передачи информации от источника сообщений к получателю, включающая в себя физическую среду. Под сигналом понимают форму представления информации для передачи по каналу. Обратная связь - передача информации по обратному каналу, т.е. от получателя к источнику сообщений. Нам потребуются также термины: кодирование и декодирование. Под первым понимают преобразование дискретного сообщения в дискретный сигнал, осуществляемое по определенному правилу. Декодирование - это восстановление дискретного сообщения по сигналу на выходе дискретного канала, осуществляемое с учетом правил кодирования.

С позиции информационной сущности фиксации доказательств эту операцию следует воспринимать как одну из форм декодировки информационного сообщения, перевод его из одной формы в другую (например вербальное сообщение в протокольную фиксацию). При этом такая фиксация должна обеспечивать возможность неоднократного пользования информацией, ее сохранение, накопление. В тех случаях, когда речь идет не просто об информации, а об информации, имеющей доказательственное значение, должны быть указаны и средства её получения. В процессуальном плане фиксация доказательственной информации является выражением удостоверительной деятельности субъекта доказывания. Однако применительно к использованию метода словесного портрета значительная часть информации о нем может быть использована и вне уголовного процесса (в ОРД, административном процессе, гражданском процессе).

В целом же важно подчеркнуть, что фиксация информации это не что-то полутехническое, а один из элементов сложного процесса доказывания. По своей сути, фиксация ближе к собиранию доказательств. На это обстоятельство обращали внимание А.И.Винберг1, П.А.Лупинская2, И.М.Гуткин3, Ф.Н.Фаткулин4. Глубокое обоснование это положение нашло в работах Р.С.Белкина5.

Соглашаясь в принципе с такой позицией, Г.И.Грамович обращает внимание на необходимость дифференцирования термина «фиксация». Автор справедливо замечает, что данным термином определяют как использование научно-технических средств для закрепления доказательств, так и процессуальное закрепление. Поэтому он предлагает эти категории именовать по-разному. Первую -криминалистическая фиксация, вторую -процессуальное фиксирование6. Мы согласии с подобным уточнением и будем использовать оба термина. Так, составление композиционного портрета являются, по сути своей, криминалистической фиксацией, а протокольная запись показаний потерпевшего о признаках внешности преступника - процессуальным фиксированием.

Обратимся к анализу процессов возникновения, хранения, передачи, и фиксации информации о признаках внешности человека по методу словесного портрета (или с использованием его концептуальных положений) с учетом материалов предыдущего параграфа данной главы.

Прежде всего необходимо отметить, что психологии восприятия признаков внешности человека уделяли внимание многие криминалисты. Среди них и авторы монографий и пособии по тактике предъявления для опознания7, и авторы специализированной литературы, посвященной самому методу словесного портрета1.

В указанных работах с той или иной степенью детализации рассматриваются основные этапы возникновения информации, главным образом тот, который может быть назван восприятием (А.И.Гинзбург, Н.Н.Гапанович, А.А.Леви и его авторский коллектив В .Л. Снетков, Ю.П..Дубягин, Ю.Г.Торбин). Уделяется определенное внимание влиянию памяти (особенно Н.И. Гаврилова). Однако цельного детального анализа всех, стадий восприятия человека, формирования образа и его воспроизведения, основанных на данных психофизиологии, мы не нашли.

В общем плане схематически все этапы .возникновения, переработки, хранения и извлечение информации о словесном портрете можно изобразить в следующем виде:

Современные возможности использования метода словесного портрета при раскрытии и расследовании преступлений

Проблеме установления личности придается очень большое значение в отечественной криминалистической литературе.

Вопросам установления личности посвящены работы Г.А.Самойлова1, В.Е.Корноухова2, Е.Е.Центрова3 и многих других авторов. Наиболее значимым за последние года можно считать работу В.А.Жбанкова, посвященную концептуальным основам установления личности преступника4. В этой работе автор выделяет три элемента личности как системы: социально-обусловленные свойства, биологически обусловленные свойства, психологические свойства. В контексте нашей работы основное внимание уделяется биологическим свойствам. И здесь несомненный приоритет работ В.А. Снет-кова и A.M.Зимина5. В опубликованных работах В.А.Снетков уделил основное внимание врожденным и приобретенным свойствам и признакам внешнего строения человека, предложил систему описания признаков в развитие существовавшего ранее словесного портрета. А.М.Зинин, посвятивший многие годы исследованию перспективного направления применения словесного портрета - теории и практика субъективных портретов, внес значительный вклад во все составляющие криминалистического отождествления личности: криминалистическая система признаков, система отображений признаков внешности, субъективные портреты, система методов установления личности с использованием признаков внешности и другие1.

Изучение свойств человека, в том числе биологических, как основы словесного портрета, было бы невозможным на качественно новом уровне без общего развития таких направлений криминалистики, как проблемы интеграции и дифференциации научных знаний2, разработка методов судебно-экспертных исследований3, значимых исследований, посвященных анализу деятельности экспертно-криминалистических. подразделений ОВД, а также общим проблемам влияния научно-технического прогресса на развитие криминалистики4.

Как справедливо отмечает А.А.Эксархопуло: «Закономерности современной НТР прежде всего проявляются во взаимопроникновении, взаимовлиянии различных отраслей знания, определяющих их прогрессивное развитие. Появление принципиально нового в любой отрасли знаний, ставящей своей задачей создание новых средств познания действительности и в этом отношении криминалистика не исключение - немыслимо в условиях изоляции той или иной науки от научных исследований, находящихся на передовых позициях современной научно-технической мысли»5.

Мы полагаем, что вышесказанное относится как ко всей криминалистике в целом, так и к такой её частности, как словесный портрет. Ранее было продемонстрировано, как - много сделали именно отечественные криминалисты для развития метода словесного портрета, какие новые достижения психологии, физиологии, антропологии, иных наук нашли отражение в этом ме- то де стараниями криминалистов.

С указанных позиций в данном параграфе будут рассмотрены с учетом направленности данной работы в целом: использование словесного портрета следователем, в том числе при допросах и в процессуально-розыскной деятельности; в оперативно-розыскной деятельности, в том числе при предъявлении фотоальбомов, при составлении субъективных (главным образом композиционных) портретов; в криминалистических и оперативно-справочных учетах.

Основу словесного портрета составляет описание признаков внешности. Это не единственно возможный способ описания. Подчеркивая это обстоятельство, А.М.Зинин и М.Н.Овсянникова различают следующие описания, существующие в криминалистической практике: а) по личным наблюдениям составителя описания; б) со слов других лиц, видевших, знавших лицо, подлежащее установлению; в) по различным документам, материалам, в которых имеются сведения о внешности; г) в ходе изучения материальных объектов, отобразивших признаки внешности устанавливаемого человека; д) при осмотре и изучении трупа или останков1.

При этом авторы отмечают, что из всех видов описания в качестве носителя информации о признаках внешности самым предпочтительным является описание, составленное до методу словесного портрета. Совершенно соглашаясь с авторами, мы хотели бы подчеркнуть, что любое из приведенных ими описаний может быть составлено по методу словесного портрета с тем или иным приближением к оптимальному варианту. По личным наблюдениям («а») регистраторов тюрем, СИЗО, ИТУ составляются ими словесные портреты осужденных (взятых под стражу); со слов других лиц («б») (потерпевших, свидетелей) может составить словесный портрет следователь; по документам («в»), содержащим сведения биологического и медицинского характера может быть составлена опознавательная карта; в ходе изучения-материальных объектов («г»), отразивших признаки внешности, а к таким объектам можно отнести и фотоизображения, и видеозапись, описание по методу словесного портрета может с успехом составить эксперт; при осмотре и изучении трупа («д») описание по методу словесного портрета является обязательным, и оно такое же, как и в п. «а» - по личным наблюдениям составителя описания.

Иными словами, было бы неверно методологически противопоставлять какие-либо описания методу словесного портрета. Цель должна быть иная: находить возможности приближения любого описания внешности к методике словесного портрета.

Похожие диссертации на Применение метода словесного портрета в следственной и оперативной деятельности (Методологические и психологические аспекты проблемы)