Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Объективные и субъективные факторы, обусловливающие противодействие расследованию убийств в Дагестане
1. Региональная обстановка в Дагестане как фактор, обусловливающий особенности расследования убийств
2. Препятствия расследованию убийств, возникающие при исполнении отдельных этнорелигиозных обычаев и обрядов
Глава 2. Характер и специфика следственных ситуаций первоначального этапа расследования убийств в Республике Дагестан и их классификации
ГЛАВА 3. Пути и криминалистические средства разрешения проблемы противодействия расследованию убийств в Дагестане
1. Компромисс как метод общего разрешения проблемы противодействия расследованию убийств
2. Организационные меры и тактические средства компромиссного подхода на первоначальном этапе расследования убийств
Заключение 139
Список используемой литературы 141
Приложения 176
- Региональная обстановка в Дагестане как фактор, обусловливающий особенности расследования убийств
- Препятствия расследованию убийств, возникающие при исполнении отдельных этнорелигиозных обычаев и обрядов
- Характер и специфика следственных ситуаций первоначального этапа расследования убийств в Республике Дагестан и их классификации
- Компромисс как метод общего разрешения проблемы противодействия расследованию убийств
Введение к работе
Актуальность темы диссертационного исследования. Современный этап развития российского общества и государства, связанный с коренной перестройкой политических и экономических основ, обновлением почти всех социальных институтов, характеризуется резким обострением социальной и межнациональной напряженности, одним из закономерных следствий которой стал резкий рост преступности, в частности насильственной.
Сказанное в полной мере относится и к Республике Дагестан. В результате распада СССР и действия в Дагестане перестроечных факторов коренным образом изменилось отношение власти и общества к религии -началось широкомасштабное возрождение ислама, который является исторически господствующей религией для более чем 40 народностей, на равных правах проживающих на территории Республики.
Главная особенность этой религии, в сравнении с другими религиями мира, состоит в том, что она представляет собой не только веру, но и систему жизненных ценностей, социальных и межличностных отношений. Исламское законоведение (шариат) проникнуто духом религии. Исламское право является неотъемлемой частью религии и мыслится как единая правовая система для всех мусульман.
Огромную роль в жизни современного мусульманского населения вновь стало играть неукоснительное соблюдение этнорелигиозных обычаев и обрядов. Исполнение некоторых из них приводит к возникновению конфликтных ситуаций между коренным населением и правоохранительными органами при расследовании преступлений, связанных с гибелью мусульман. Эти конфликтные ситуации возникают, главным образом, при производстве первоначальных следственных действий по установлению характера события, повлекшего гибель мусульманина, и выражаются в препятствиях, в противодействии этой следственной деятельности родственников и знакомых погибших. Обусловлено это противодействие их стремлением осуществить захоронение умершего в день
4 смерти и до захода солнца. Но если каждый отдельный случай такого противодействия образует частную конфликтную ситуацию, то весь комплекс таких ситуаций в республике, блокирующих первоначальный этап деятельности следователя по выявлению и расследованию преступлений, связанных с причинением смерти человеку, складывается в серьезную проблему, требующую безотлагательной научной разработки и скорейшего практического разрешения.
Поскольку данная проблема касается большого круга различных видов преступлений, связанных с гибелью людей, то ее исследование было решено ограничить одним видом таких преступлений - убийством, относящимся к числу самых жестоких и опасных. По данным МВД и прокуратуры Республики Дагестан в последние годы количество зарегистрированных умышленных убийств увеличилось почти в два с половиной раза: с 91 в 1990 году до 224 в 2004 г.. Большое количество их остаются ежегодно нераскрытыми (от 27 до 40%).
Очевидно, что расследование убийств в Дагестане с учетом фактора названного противодействия представляет собой исключительную сложность, ибо связано с изначальной потерей важнейших доказательств, во-первых, и с необходимостью тем или иным образом преодолеть это противодействие и решить задачи, стоящие перед расследованием, во-вторых. Однако, как показывает практика, это далеко не всегда удается. Но даже и в случае конечного успеха, расследование всегда связано с большими издержками и недостатками, обусловленными указанным противодействием.
В научной юридической литературе уделено значительное внимание рассмотрению и исследованию проблем раскрытия умышленных убийств, их квалификации и мотивам совершения, а также криминалистическим методам, типовым программам, мысленному моделированию и т.д., которые способствуют эффективному разоблачению убийц (работы: Л.А. Андреевой, Ю.М. Антоняна, СВ. Бородина, B.C. Бурдановой, Л.Г. Видонова, В.Л.
5 Васильева, Г.А. Густова, О.Н. Коршуновой, И.Н. Мамайчук, Н.Н. Михайлова, А.В. Наумова, С.К. Питерцева, А.А. Степанова, Г.Н. Федорычева и др.).
Между тем, в большинстве работ, посвященных как раскрытию убийств, так и исламской религии, не исследованы особенности расследования убийств в регионах с преобладающим мусульманским населением.
Все это выдвигает ряд аспектов, требующих специального, углубленного изучения и разработки проблемы расследования убийств в Дагестане в свете отдельных этнорелигиозных традиций его коренного населения.
Из сказанного видно, что научное исследование данной проблемы в целях изыскания путей и средств ее решения, а также разработки частных рекомендаций для следователя по ее решению, является актуальным.
Цель и задачи. Целью диссертационного исследования является изучение криминалистических и методологических проблем, возникающих при расследовании убийств в регионах с преобладанием мусульманского населения по материалам Республики Дагестан, а также определение основных путей их решения, выработка рекомендаций, направленных на повышение эффективности деятельности органов предварительного следствия на первоначальном этапе расследования убийств.
В соответствии с целью были определены взаимосвязанные задачи, решение которых составляет содержание диссертационного исследования:
1. Анализ особенностей современной практики расследования
преступлений, повлекших гибель людей, в частности убийств, выявление и
теоретическое осмысление проблем, возникающих на первоначальном этапе
расследования убийств, а также причин, порождающих противодействие
расследованию.
2. Выявление формальных проявлений противодействия, видов его
направленности, а также условий, определяющих степень вреда,
причиняемого указанным противодействием достижению целей
расследования убийств, установление сущности, обусловливаемых им конфликтов.
3. Выделение и содержательное сопоставление типичных следственных
ситуаций, складывающихся на первоначальном этапе расследования убийств
в результате названного противодействия, а также разработка системы их
криминалистических классификаций.
4. Разработка теоретически обоснованных рекомендаций по
организации деятельности следователя на первоначальном этапе
расследования убийств в регионах с преобладанием мусульманского
населения и в условиях противодействия, обусловленного его
этнорелигиозными особенностями.
Объектом диссертационного исследования являются:
деятельность следователя по раскрытию и расследованию убийств,
деятельность иных субъектов, связанная с убийством человека в свете этнорелигиозных особенностей жизненного уклада коренного населения Дагестана;
состояние научных, тактических и методических исследований в рассматриваемой сфере аспектов.
Предметом диссертационного исследования являются содержание и закономерности организации деятельности следователя по раскрытию и расследованию убийств на первоначальном этапе в условиях регионов с преобладанием мусульманского населения, а также методы оптимизации, повышения эффективности этой деятельности.
Методология її методика исследования. Методологической основой исследования служат основополагающие категории диалектики, положения и законы гносеологии.
В диссертационном исследовании использовались логический,
исторический, сравнительно-правовой, логико-юридический методы
познания и анализа с одновременным использованием таких
социологических методов, как обобщение, анкетирование,
7 интервьюирование, метод экспертных оценок, опрос и изучение соответствующих документов и уголовно-процессуальных актов.
Теоретическая база исследования. Автором использованы результаты теоретических исследований в области криминалистики, уголовно-процессуального права, судебной экспертизы, оперативно -розыскной деятельности, исламской религии.
Теоретической основой исследования явились труды Л.А. Андреевой, В.И. Баскова, Р.С. Белкина, B.C. Бурдановой, А.С. Боголюбова, С. Боронбекова, Э.У. Бабаевой, СВ. Бородина, М.Б. Вандера, И.А. Возгрина, М.В. Вагабова, Г.А. Густова, К.С. Гаджиева, Л.Я. Драпкина, В.Г. Донцова, О.Н. Коршуновой, И.А. Копылова, Г.М. Керимова, Г.В. Костылева, Г.Н. Мудъюгин^., СК. Питерцева, В.Л. Попова, И.П. Петрушевского, В.И. Рохлина, Т.Б. Рамазанова, К.Х. Рамазанова, А.А. Степанова, Ю.Н. Сагидова, А.Р. Хайбуллова, М.Г. Якубова, Н.П. Яблокова, и др.
Эмпирическая база исследования. Эмпирическую базу диссертационного исследования составили данные, полученные при изучении, анализе и обобщении материалов 70 уголовных дел об убийствах, . рассмотренных судами Республики Дагестан в 1997-2004 годах; итоги анкетирования практических работников правоохранительных органов, прокуроров, следователей прокуратуры, МВД, судей (150 анкет); выборочного интервьюирования судебно-медицинских экспертов Дагестана; а также результаты обобщения и анализа статической отчетности правоохранительных органов Республики Дагестан и Республиканского Бюро судебно-медицинской экспертизы.
Нормативную базу исследования составили: Конституция Российской Федерации, Конституция Республики Дагестан, Уголовно - процессуальный кодекс РФ и иное законодательство.
Научная новизна настоящего исследования состоит в том, что впервые на монографическом уровне предпринята попытка комплексного изучения теоретических и практических проблем первоначального этапа
8 расследования убийств в регионах с преобладанием мусульманского населения (по материалам Республики Дагестан). При этом в диссертации впервые рассматриваются особенности расследования убийств в свете отдельных религиозноэтнических традиций мусульманского населения, региональные следственные ситуации и предлагаются разработанные диссертантом компромиссный подход как метод разрешения проблемы противодействия расследованию убийств и комплекс конкретных организационных мер и тактических механизмов обеспечения практической реализации положений компромиссного соглашения в ходе первоначальных следственных действий.
Теоретическая значимость результатов диссертационного исследования заключается в постановке и выделении комплекса криминалистических проблем, а также в том, что полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы в научных исследованиях по криминалистике и являются вкладом в исследование криминалистических проблем расследования убийств.
Практическая значимость исследования заключается в том, что на основе анализа криминалистических проблем деятельности следователя по расследованию убийств в регионах с преобладанием мусульманского населения выделены наиболее типичные следственные ситуации, характеризующиеся специфическим противодействием расследованию, знание которых может быть использовано для повышения эффективности деятельности следователя и снижения уровня конфликтности следственных ситуаций, характерных для первоначальном этапа расследования убийств
Основные положения, выносимые на защиту. По результатам проведенного исследования на защиту выносятся следующие положения:
1. Концепция, согласно которой специфику организации первоначального этапа расследования убийств в регионах с преобладанием мусульманского населения определяет обстановка расследования, понимаемая как система различного рода взаимодействующих между собой в
9 процессе расследования объектов, явлений и процессов, особенности поведения участников процесса расследования, психологические связи между ними и другие факторы объективной реальности, определяющие эффективность, условия и иные обстоятельства расследования преступления.
2. Криминалистическое понятие противодействия и классификация
противодействия расследованию убийств (и других преступлений, связанных
с гибелью людей), особенности которого в регионах с преобладанием
мусульманского населения (в том числе и в Республике Дагестан)
обусловлены комплексом действий этнорелигиозного характера,
препятствующих началу процессуально-криминалистической деятельности
правоохранительных органов и являющегося по своей природе результатом
двустороннего конфликта, вызванного объективным столкновением
разнонаправленных интересов.
3. Концепция, согласно которой специфика обстановки расследования
требует многоуровневой классификации типичных следственных ситуаций с
учетом региональных особенностей, в которых осуществляется
расследование. Автором предложено новое понятие «региональная
следственная ситуация», характеризующее ситуации, типичные лишь для
отдельных или даже для одного региона России и обусловленные особыми
обстоятельствами жизни населения в этих регионах. Такие ситуации могут
быть предметом научного изучения и классификации, пополнять
криминалистическую теорию следственных ситуаций, обогащая ее своим
специфическим содержанием.
4. Комплекс проведенных по различным основаниям
криминалистических классификаций региональных следственных ситуаций,
отягощенных фактом противодействия расследованию, наиболее
существенная из которых представляет собой трехуровневую
классификационную систему, отражающую: 1) типовые уровни
сложности следственных ситуаций и обстоятельства, которыми эти
уровни определяются; 2) типовые виды направленности противодействия и
10 3) типичные формы проявления противодействия при проведении следственных действий разных видов.
5. Концепция о компромиссном подходе как общем методе разрешения
проблемы противодействия расследованию убийств (и других преступлений,
связанных с гибелью человека). Сущность такого подхода - снятие
конфронтации сторон и ликвидация конфликтов на основе удовлетворения
законных интересов каждой из них.
6. Комплекс конкретных предлагаемых мер организационного
характера и тактических приемов проведения первоначальных следственных
действий, обеспечивающих реализацию следственными органами условий
соглашения.
Апробация результатов исследования. Содержащиеся в диссертации основные выводы и положения докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры прокурорско-следственной деятельности в сфере борьбы с преступностью, а также на совместных заседаниях названной кафедры и кафедры криминалистики Санкт-Петербургского юридического института Генеральной прокуратуры РФ.
Практические предложения и рекомендации диссертанта нашли отражение в выступлениях на научно-практических конференциях в Северо-Кавказском филиале Российской правовой академии Министерства юстиции РФ и в Санкт-Петербургском юридическом институте Генеральной прокуратуры РФ, теоретических семинарах юридического факультета Дагестанского филиала Московской Академии экономики и права (МАЭП) и кафедры права Дагестанского государственного технического университета.
Материалы диссертационного исследования используются при проведении занятий в Северо-Кавказском филиале Российской правовой академии Министерства юстиции РФ, а также использовались при организации и проведении занятий в Дагестанском и Моздокском филиалах МАЭП, в Кизлярском филиале Санкт-Петербургского юридического института.
Региональная обстановка в Дагестане как фактор, обусловливающий особенности расследования убийств
Совершение преступлений любых категорий и видов всегда в той или иной степени обусловлено обстановкой, в которой происходит подготовка к его совершению, а также собственно процесс реализации преступного замысла, сокрытие факта его совершения, а также следов преступления. Проблемам влияния обстановки совершения преступления в целом либо отдельных ее факторов на раскрытие и расследование преступлений в криминалистике традиционно уделяется большое внимание, в том числе и при исследовании проблем, связанных с раскрытием и расследованием убийств различных видов1. При этом обстановка совершения убийства рассматривается как элемент сложной системы.
Многие авторы, в том числе Г.А.Густов, А.В.Дулов, В.А.Образцов, Н.П.Яблоков и другие, рассматривают обстановку совершения преступления одним из основных элементов криминалистической характеристики преступлений.
Иного мнения придерживаются И.А.Возгрин и И.Ф.Пантелеев, которые не включают обстановку совершения преступления в его криминалистическую характеристику. Однако, в той или иной степени значение обстановки, в которой совершается противоправное деяние, признается всеми.
Вместе с тем, раскрытие и расследование убийств также происходит в определенной обстановке и представляет собой лишь относительно самостоятельную систему. Этот процесс не может происходить вне времени и пространства. Он также обусловлен целым рядом факторов объективного и субъективного характера, т.е. обусловлен обстановкой, в которой проходит.
Анализ результатов проведенного исследования показал, что особенности организации раскрытия и расследований убийств, совершенных на территории Дагестана, обусловливаются не только специфичностью структуры того или иного события убийства, вида убийств, но и спецификой той обстановки, в которой происходит сам процесс расследования.
Специфика этой обстановки столь значительна, что ее изучение позволило сформулировать ряд проблем криминалистического характера, без разрешения которых успешное раскрытие и расследование убийств на территории республики представляется весьма затруднительным. Сущность этих проблем не может быть понята и, следовательно, правильно оценена вне контекста обусловливающей их специфической среды. Более того, любые варианты разрешения этих проблем, любые рекомендации по их преодолению, так или иначе должны органично сочетаться с этой средой. В противном случае они не смогут оказать сколько-нибудь значимого влияния на разрешение ситуации, не дадут ожидаемого эффекта.
В каждом же конкретном случае коллизий криминалистического характера общий фактор среды проявляет себя через понятие «обстановка». Только в отличие от традиционного криминалистического подхода нами обстановка исследовалась не как составная часть структуры преступления (убийства), но как составная часть процесса его раскрытия и расследования. При этом понятие «обстановка расследования» отражает сущность, типичные черты и особенности функционирования среды (общего) на уровне философских категорий отдельного, единичного, т. е. — частного.
Обстановка расследования формируется под влиянием различных факторов объективного и субъективного характера. Ее содержание определяется и особенностями личностей участников процесса, и особенностями личностей иных лиц, деятельность которых оказывается так или иначе связанной с процессом расследования, и общими региональными особенностями этнокультурального характера.
Таким образом, под обстановкой расследования нами понимается система различного рода взаимодействующих между собой в процессе расследования объектов, явлений и процессов, характеризующих место, время, вещественные, природно-климатические, бытовые и иные условия окружающей среды, особенности поведения участников процесса расследования, психологические связи между ними и другие факторы объективной реальности, определяющие эффективность, условия и иные обстоятельства расследования преступления.
Правильное понимание обстановки расследования убийств невозможно без исследования исторических условий и процесса формирования региональной среды, без уяснения той роли, которую играла и играет религия - ислам - в жизни народа Дагестана. Национальная мозаичность при условии практически сложившейся моно религиозности населения порождает региональные проблемы, без решения которых трудно рассчитывать на эффективность противодействия преступности, на успешность организации уголовного преследования лиц, виновных в совершении убийств. По нашему мнению, учет указанных особенностей при организации и проведении комплекса мероприятий по общей и частной превенции, направленной на преодоление и последующее недопущение противодействия расследованию убийств, имеет принципиально важное методологическое значение.
К моменту вхождения в состав России Дагестан не был единым государством. На его территории размещалось 15 феодальных владений — небольших ханств, постоянно подвергавшихся нашествиям со стороны Турции и Ирана. Присоединение Дагестана к России произошло (было юридически оформлено) в 1813 году в соответствии с Гюлистанским договором между Россией и Ираном.
В начале XX века Дагестан представлял собой отсталую окраину России. После Октябрьской революции Дагестан стал одной из первых на Северном Кавказе автономных республик в составе РСФСР (Декрет ВЦИК РСФСР от 20 января 1921 года).
В современной России Республика Дагестан является самым южным ее регионом, примыкающим к Чеченской республике, республике Калмыкия и Ставропольскому краю. Население Дагестана составляет 2 млн. 82 тыс. человек, из которых около 42% проживают в городах.
Этнический состав Дагестана уникален: более 40 народностей на равных правах проживают на территории этой республики. Исторически господствующей религией в ней является мусульманская (ислам).
Дагестан обладает большими природными богатствами и, прежде всего, значительными запасами нефти и газа. При этом нефть отличается высоким качеством (простой перегонкой из нее можно получить лучшие сорта бензина, керосина и дизельного топлива). Кроме того, в республике много запасов минерального сырья, цветных металлов, в частности, медно-колчеданное месторождение в Кизил-Дере, дающее медь высшей в мире пробы. Богата республика и разнообразными строительными материалами, запасами солей, а также энергоресурсами, в том числе и возобновляемыми (нетрадиционными) — источниками геотермальной, ветровой и солнечной энергии. Дагестанский прикаспий славится своими рыбными запасами.
Препятствия расследованию убийств, возникающие при исполнении отдельных этнорелигиозных обычаев и обрядов
Наряду с многочисленными положительными формами организации жизни и быта мусульман Коран закрепил ряд положений, а Шариат разработал рекомендации по их практическому осуществлению, исполнение которых мусульманами в современных условиях либо в целом могут оцениваться действующим законодательством как преступление либо препятствует реализации российских норм судопроизводства в борьбе с преступностью, в частности — в расследовании убийств.
К числу таких положений прежде всего необходимо отнести институт кровной мести. О ней в Коране говорится следующее: «Предписано вам возмездие за убитых: свободный — за свободного, и раб — за раба, и женщина — за женщину» (2:173); «душа — за душу, и око — за око, и нос — за нос, и зуб — за зуб, и раны — отмщение» (5:49); «для вас в возмездии — жизнь, о, обладающие разумом!» (2:175).38
Как видим, в основе института кровной мести лежит принцип «талиона»39 - важнейший принцип уголовной ответственности в раннеклассовом обществе, в соответствии с которым наказание должно точно соответствовать причиненному вреду. «В прежних, еще доисламских, родоплеменных отношениях восточных народов существовал обычай (адат) кровной мести. Обязанность отомстить за «кровь» лежала на всем роде убитого. Поэтому и сама месть переносилась на весь род убийцы. Ислам же ограничил древние обычаи кровомщения, определив, что кровная месть разрешается только в отношении убийцы, но не его родственников.»40
Итак, Коран узаконивает право родственников убитого на адекватный ответ — убийство убийцы. По исламским представлениям кровная месть выступала и теперь выступает средством защиты чести, достоинства рода и семьи, справедливым возмездием за причиненное зло. В связи с правом на отмщение ближайшие родственники погибшего именовались «хозяевами крови», а убийца «кровником» — лицом, которое должно тем же (смертью) ответить за причиненное зло.
Однако, акт возмездия (отмщения) — как в до исламские времена, так и по исламу — не завершал конфликта. Убийство убийцы, в свою очередь, давало виновной ранее стороне, которая теперь становилась потерпевшей стороной, право на ответное отмщение. Таким образом, институт кровной мести порождал длительную вражду родов, сопровождавшуюся многочисленными взаимными убийствами своих «кровников». История мусульманских народов знает множество примеров длинных «цепочек» такого рода убийств.
На последующих этапах своего развития ислам предусмотрел альтернативное средство разрешения конфликтов, связанных с убийствами. Шариатское судопроизводство почти всех мусульманских стран стало все более широко пропагандировать и применять другой вид коранического наказания — дият (по араб. - д и й а), то есть — выкуп, материальную компенсацию за убийство. Появившаяся альтернатива позволяла «хозяевам крови» самим решать — с учетом различных обстоятельств конкретной ситуации — какой вид религиозного (а посему и морального) удовлетворения для них предпочтительнее: отмщение (убийство) или компенсация. Если семья убитого принимала компенсацию от родственников убийцы, зафиксированную документом, то шариатский суд обычно ограничивался формальным наказанием убийцы. Принятие выкупа означало отказ потерпевшей стороны от кровной мести и примирение с «кровниками». На этом конфликт родов, связанный с убийством, считался исчерпанным.
В исламе субъектом права является не отдельная личность, а семья. Убийство рассматривается как преступление не против общества, а против семьи. Поэтому и кара за него определяется как «право человека» (хакк адам), то есть как право семьи выбрать наказание (кисас или дийа). Шариат сохранил многие пережитки родоплеменных обычаев до исламской цивилизации — патриархально-общинного строя, в частности, закон кровомщения. Сохранил и пеню («цену крови»), как в «Русской правде» (вира).41
В ранних коранических установлениях размер выкупа за убийство мусульманина определялся в 100 верблюдов. В позднейшие времена предметом платежа верблюды в натуре становились значительно реже. Их стали заменять стократной стоимостью одного верблюда, выражавшейся либо денежной массой, либо эквивалентным числом голов другого скота, либо иными ценными предметами, а чаще всего — комбинацией различных платежных средств.
В настоящее время размеры компенсаций в разных мусульманских странах существенно различаются. Скажем, в Арабских Эмиратах, размер выкупа однозначно закреплен шариатскими установлениями: за убийство мужчины — 150 тысяч дирхамов (около 40 тысяч долларов), женщины — 75 тысяч.42 В Саудовской Аравии уголовным законом 1934 г. выкуп "за кровь " (убийство) устанавливался в размере 1 тысячи риалов, а по новому шариатскому законодательству начала 90-х годов 20-го века — 45 тысяч риалов.43 В Судане, в соответствии в новым УК 1983 г., базирующемся на исламской основе, наказание за убийство (кисас) предусматривает либо смертную казнь, либо полный выкуп (100 верблюдов или их стоимость в суданской валюте).
Здесь представляется нужным отметить существенный прогресс суданского закона в сравнении с кораническим институтом кровной мести. Законодатель как бы ликвидирует этот институт, отнимая у «хозяев крови» право на непосредственное отмщение. В любом случае разрешение конфликта, связанного с убийством, передается шариатскому суду. Последний может наказать виновного в убийстве смертной казнью (естественно, с учетом пожеланий потерпевшей стороны), однако ее приведение в исполнение уже не дает права родственникам казненного на ответное возмездие. Таким образом, связанный с убийством конфликт родов переводится из области межродовых отношений в сферу мусульманского права, с помощью которого данный конфликт разрешается окончательно.
Н. Торнау, фундаментально исследовавший — впервые в России — жизнь и законы мусульман Дагестана в первой половине 19 века, в частности, писал: «Всякое умышленное убийство мусульманина влечет за собою право кровомщения (Кесос)... Кесос дозволяется учинять только над теми, которые виновны в смерти. — Сие удостоверяется: 1) Признанием, 2) Свидетельскими показаниями и 3) Присягою.»45 Все это, разумеется, удостоверялось в Шариатском суде — перед судьями (казнями).
Характер и специфика следственных ситуаций первоначального этапа расследования убийств в Республике Дагестан и их классификации
Убийство, посягающее на самое ценное, необратимое человеческое благо - жизнь, справедливо относится к категории особо тяжких преступлений, характеризующихся очень высокой общественной опасностью и, посему, очень строго наказывающихся уголовным законом. Убийство человека для людей из его ближайшего окружения — это большая потеря, а для членов семьи - трагедия. И если на фоне обыденных житейских событий даже обычная смерть человека выглядит исключительным событием, то его убийство - просто ошеломляющим.
Познание многих сторон в убийствах представляется задачей куда более сложной, чем, скажем, в таких преступлениях как кража, грабеж или хулиганство. Событийная сторона убийств - в сравнении с преступлениями других видов - исключительно разнообразна, а в своей мотивационно-психологической сфере — чрезвычайно многогранна и сложна. В связи с грозящим суровым наказанием убийцы, как правило, отчаянно противодействуют своему изобличению в преступлении. Поэтому их преступления часто сопряжены с инсценировками, устраиваемыми виновными с целью скрыть либо сам факт убийства, либо свою причастность к нему, а также с имитацией смягчающих обстоятельств, чтобы таким образом избежать уголовной ответственности или понизить степень ее суровости. Это разумеется осложняет доказывание их виновности и, соответственно, предъявляет самые высокие требования к качеству предварительного расследования.
Именно по результатам расследования убийств население России традиционно оценивает уровень профессионализма следственных органов в целом.
К качеству расследования убийств вполне закономерно предъявляются самые высокие требования. Главная цель последних - исключить возможность судебной ошибки, «цена» которой по делам об убийствах была бы непомерно велика. Но выполнение этих требований возможно лишь при условии, что правоохранительные органы проведут расследование каждого факта убийства всесторонне, полно и объективно, а суд, руководствуясь этими же критериями, исследует данный факт по существу.
Правда, приходится, с сожалением, констатировать, что новый УПК РФ, в отличие от прежнего УПК РСФСР, исключил требования всесторонности, полноты и объективности исследования обстоятельств преступления из числа принципов судопроизводства и не упоминает их в главе 2-ой, специально посвященной принципам последнего. Это решение законодателя представляется ошибочным, так как по своей природе названные требования являются не частнонаучными (уголовно-процессуальными), а общенаучными условиями всякого познания, гарантирующими его высокое качество. Без их соблюдения результаты любой сложной познавательной деятельности просто не могут быть признаны достоверными. Поэтому, будучи всеобщими принципами познания, они остаются ими и в судопроизводстве, независимо от того, признает ли эту их роль законодатель в конкретной статье уголовно-процессуального кодекса . Для дальнейшего же использования принципов всесторонности, полноты и объективности в реальных интересах судопроизводства, на наш взгляд, вполне достаточно и того, что они законодателем не запрещены.
Кстати, нельзя не заметить непоследовательности законодателя в решении данного вопроса в новом УПК РФ. Не относя требования всесторонности, полноты и объективности к числу принципов судопроизводства, он, тем не менее, прямо указывает на всесторонность и объективность как на обязательные условия, определяющие возможность выделения уголовного дела (ч.2 ст.154 УПК РФ), то есть придает им значение регуляторов, а значит и принципов всего института выделения дела, причем в равной мере как для «предварительного расследования», так и для «разрешения уголовного дела» в суде.
При этом необходимо добавить, что существенный рост уровня раскрываемости убийств в 1999 и 2000 годах в значительной мере обусловлен длительной работой в Дагестане специальной следственно-оперативной бригады, состоявшей из высококвалифицированных следственных работников Генеральной прокуратуры РФ и оперативных сотрудников МВД РФ.
Отмеченную невысокую раскрываемость убийств в Дагестане можно, конечно, объяснить традиционно выделяемыми причинами: 1) недостаточным уровнем профессионализма как следственных, так и оперативных работников; 2) слабым уровнем их взаимодействия при расследовании этих преступлений и 3) упущениями прокурорского надзора за качеством расследования убийств. Однако констатацией этих предельно абстрактных причин вряд ли можно существенно помочь расследованию данных преступлений и повышению уровня их раскрываемости. Между тем, в числе факторов, отрицательно влияющих на уровень раскрываемости убийств в Дагестане, а также повышающих уровень их латентности, конечно, необходимо учитывать и противодействие исследуемой категории.
На первоначальном этапе расследования убийств могут складываться различные следственные ситуации. Прежде, чем перейти к рассмотрению особенностей, обусловленных региональными факторами, отметим, что само понятие следственной ситуации нуждается в определенном уточнении.
С точки зрения филологов, определение понятия ситуации как таковой, не вызывает существенных разногласий. В. Даль определял ситуацию как «видоположенье, показание на чертеж»59. СИ. Ожегов рассматривал ситуацию как совокупность обстоятельств, положение, обстановку .
Компромисс как метод общего разрешения проблемы противодействия расследованию убийств
Объективным фактором, определяющим в настоящее время специфичность региональных следственных ситуаций, которые складываются на первоначальном этапе расследования убийств в регионах с преобладающим мусульманским населением, является распространение ислама и тех этнокультуральных особенностей, которые им обусловлены.
В свете сказанного становится очевидной потребность нового, в корне отличного от прежнего, подхода к оценке сущности того противодействия расследованию убийств, с которым приходится постоянно сталкиваться правоохранительным органам Дагестана, и, уже на этой новой основе, — к поиску путей разрешения данной проблемы.
Прежний подход к проблеме был явно односторонним, исходившим из традиционно формулируемых интересов осуществления уголовного преследования виновных в совершении убийства. Этим подходом временно воспользовался в предыдущих частях настоящего исследования и его автор, так как это было оправдано методическими соображениями: сначала нужно было определить природу и содержания противодействия столь специфического характера, показать его цели, направленность, формы, чтобы затем и поэлементно, и в комплексе оценить вред, наносимый этим противодействием интересам раскрытия и расследования убийств, выявления и привлечения к уголовной ответственности виновных. Этот подход позволил увидеть саму проблему и ее масштабы.
В принципе же, понятно, что традиционный подход может быть сведен к узковедомственной по интересам и запретительно-силовой по методам преодоления противодействия линии поведения и принятия решений правоохранительных органов. В данном случае он неприемлем для разрешения исследуемой проблемы, поскольку основан на неуважении к этнокультуральным ценностям и религиозным чувствам населения, на игнорировании его законных интересов. Более того, справедливо признать такой способ решения проблемы недопустимым, поскольку он является незаконным и его использование противоречило бы требованию безусловной законности производства предварительного расследования.
Новый же подход, по нашему убеждению, должен базироваться на объективной, диалектической оценке существа рассматриваемого противодействия — как явления, имеющего двусторонний характер. В исследуемой ситуации родственники, знакомые потерпевшего и другие лица противодействуют правоохранительным органам в расследовании убийств не из прихоти, не с целью избежать ответственности за содеянное, а только потому, что те своей процессуальной деятельностью препятствуют своевременному погребению убитого (погибшего от иных криминальных действий), то есть нарушают их законные (коранические) интересы.
В контексте двустороннего характера исследуемого конфликта содержание понятия «противодействие» предстает в более сложном виде и его, думается, можно определить как «действия, препятствующие тем действиям, которые препятствуют первоначальным.» Иными словами, налицо явление обоюдного, встречного противодействия. Констатация этого положения исключительно важна, ибо становится отправной точкой в поиске путей и средств разрешения данного конфликта.
Однако, прежде чем перейти к рассмотрению предложений по решению данной проблемы, следует обозначить два исходных положения и ввести два рабочих понятия.
Положение первое. Ни Коран, ни Шариат не содержат никаких запретов или ограничений по части медицинских исследований трупов в регионах с преобладающим мусульманским населением. Поэтому противодействие родственников или знакомых судебно-медицинскому исследованию этих трупов фактически обусловливается ни чем иным, как все тем же кораническим требованием похоронить умершего в день его смерти.
Положение второе. Объяснение сопротивления уголовно-процессуальной процедуре исключительной жесткостью требований погребального обряда, а также иных обрядов этнорелигиозного характера в немалой мере преувеличено.
«Погребение (по араб. - дафн) умершего, по учению ислама, следует совершать как можно скорее, по возможности, в день смерти, в крайнем случае - на другой день» . Как следует из приведенной цитаты, погребение умершего в день смерти напрямую увязывается в исламе с наличием возможности сделать это. Если такой возможности нет («крайний случай»), то погребение осуществляется на следующий день. В сущности, грехом для родственников умершего, его знакомых или иных лиц, взявших на себя исполнение соответствующих обрядов, в таких ситуациях является не сам факт переноса его погребения на другой день, а непростительное неиспользование возможностей, имевшихся для своевременного погребения.
При решении вопроса о том, можно ли успеть похоронить умершего в день его смерти, обычно учитывают, что технически осуществить погребение можно в летнее время через 3-4 часа после обнаружения его смерти, а в зимнее - через 4-5 часов (поскольку значительно усложняется рытье могилы, а также замедляется исполнение некоторых требований похоронного обряда).
В связи с тем, что учет временных интервалов летнего и зимнего погребального цикла потребуется нам при изыскании путей нейтрализации противодействия расследованию, представляется необходимым прибегнуть к использованию в ходе дальнейшего исследования двух рабочих понятий: 1) «контрольный час» и 2) «критический час». Суть этих понятий состоит в следующем.
«Контрольным» мы называем тот час светового дня, который предшествует началу погребального цикла и заключает в себе последнюю по времени возможность погребения умершего в день его смерти, причем — с полным соблюдением этио-культуральных требований к организации и проведению похоронного обряда. Вычитая цифру «4» из цифры, фиксирующей последний час летнего светового дня (зимой - цифру «5»), как раз и получим цифровое обозначение «контрольного часа» текущего дня. Так, например, при заходе солнца летним днем в 21 час, «контрольным» следует считать семнадцатый час дня (21 -4 = 17). Зимой, при окончании светового дня, скажем, в 18 часов, «контрольным» часом будет тринадцатый (18 - 5 = 13). Как видим, для исчисления «контрольного» часа берется наибольший показатель времени, необходимого для выполнения всех действий, связанных с погребением (летом - 4 часа, зимой - 5).
За «контрольным» следует «критический» час. Это уже первый текущий час погребального периода, сокращающий остающуюся его часть до критических величин (летом — 3 часа, зимой — 4 часа) и делающий погребение умершего в день его смерти весьма проблематичным.
В обычных условиях за три часа светового времени почти невозможно успеть технически подготовить и осуществить погребение. И лишь при некоторых, способствующих ему, обстоятельствах это можно успеть сделать. К числу таких способствующих обстоятельств относятся, во-первых, возможность максимально ускорить техническую подготовку погребения (подготовку могилы, совершение других необходимых подготовительных действий) и, во-вторых, допустимое, исходя из этонокультуральных подходов, упрощение обрядной процедуры, сокращение некоторых ее элементов.