Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА I. Социально-правовая и криминологическая характеристика религиозного экстремизма в Кыргызской республике 15
1. Понятие, признаки, социально-правовые особенности религиозного экстремизма и формы его проявления 15
2. Уголовно-правовая характеристика отдельных составов преступлений, связанных с религиозным экстремизмом (по УК РФ и УК КР) 47
3. Криминологическая характеристика религиозного экстремизма 83
ГЛАВА II. Особенности уголовно-правовых и предупредительных мер противодействия религиозному экстремизму в Кыргызской республике 112
1. Организационно-правовое регулирование противодействия религиозному экстремизму 112
2. Особенности уголовно-правовых мер воздействия на преступления, связанные с религиозным экстремизмом 143
3. Особенности предупредительных мер противодействия религиозному экстремизму 169
Заключение 198
Список использованной литературы 205
Приложения 221
- Понятие, признаки, социально-правовые особенности религиозного экстремизма и формы его проявления
- Уголовно-правовая характеристика отдельных составов преступлений, связанных с религиозным экстремизмом (по УК РФ и УК КР)
- Организационно-правовое регулирование противодействия религиозному экстремизму
- Особенности уголовно-правовых мер воздействия на преступления, связанные с религиозным экстремизмом
Введение к работе
Актуальность исследования. За пятнадцать лет независимости Кыргызская Республика доказала свою приверженность демократическим принципам развития. Однако преобразования, происходящие в нашем обществе, осложняются явлениями, которые представляют серьезную опасность для стабильности и безопасности Республики. Прежде всего, это распространение и активизация экстремизма как одной из форм радикального отрицания существующих общественных норм и правил.
Феномен экстремизма привлекает внимание политологов, социологов, психологов, он стал объектом изучения юридических наук, прежде всего криминологии и уголовного права. Поскольку экстремизм все более отчетливо проявляется противоправными деяниями, он представляет особую опасность для личности, ведет к попранию прав и свобод человека, дестабилизирует жизнь общества и подрывает устойчивость государства.
Анализ правоприменительной практики Кыргызской Республики показывает, что экстремизм проникает в различные сферы жизни кыргызского общества. Весьма активно произрастая на религиозной почве, он приобретает все более широкие масштабы.
Одновременно подчеркиваем, что религиозный экстремизм не может отождествляться с религией вообще. Поэтому предметом познавательного интереса в данном исследовании выступает не собственно религия, а лишь те ее радикальные и превращенные формы, которые ради достижения поставленных их инициаторами целей трансформируют религию в идеологический инструмент, оправдывающий любые средства, включая и насильственные.
Международные религиозно-экстремистские организации, отдельные проповедники проводят активную деятельность среди населения стран Центральной Азии, в частности Кыргызстана. Строгая приверженность к радикальным интерпретациям какой-либо религии, как правило, порождает религиозную нетерпимость к другим вероисповеданиям, что приводит к возбуждению религиозной розни.
4 Особо выделяются проявления религиозного экстремизма внутри одной
конфессии, между различными ее течениями, которые, обвиняя друг друга в неверии, вероотступничестве, пропагандируют исключительность, превосходство одной религиозной группы либо, наоборот, неполноценность другой.
Религиозный экстремизм наносит ущерб суверенитету Республики, ее безопасности и общественному порядку. Более того, экстремисты часто используют религию с намерением дестабилизировать либо свергнуть конституционный строй. Здесь налицо политический характер религиозного экстремизма, который заключается в захвате государственной власти и перестройке всей общественной структуры в соответствии с религиозными канонами. В достижении своих целей приверженцы религиозного экстремизма используют, как правило, все крайние меры, нередко связанные с преступными действиями, в частности с террористическими актами.
Исследование проблем религиозного экстремизма особенно значимо у нас не только в силу существующей ситуации, но еще и потому, что Кыргызская Республика существенно отстает в этой сфере от других стран, где последние годы ведется целенаправленное и разноаспектное изучение данного феномена, разработан ряд теоретических и практических рекомендаций, которые в немалой степени облегчили противодействие религиозному экстремизму в этих государствах.
Несмотря на очевидную опасность религиозного экстремизма, проблема его проникновения на территорию Кыргызской Республики и распространения по ней явно недооценивается. Прослеживается неадекватное реагирование государственных, в частности правоохранительных, органов Кыргызской Республики на экстремистскую деятельность различных религиозных объединений, групп, отдельных деятелей. В свою очередь, неэффективность и безрезуль-тативность предпринимаемых мер противодействия религиозному экстремизму, на наш взгляд, объясняются прежде всего недостаточной изученностью данной проблемы.
Необходимо сформулировать социально-правовую характеристику
религиозного экстремизма, определить его содержание и формы проявления, установить значимые признаки его разносторонних связей с преступностью, без познания которых невозможна научно обоснованная организация противодействия этому социально-негативному явлению, представляющему большую общественную опасность. Важно выявить источники религиозно-экстремисткой идеологии, различных форм ее проявления и причины, способствующие ее проникновению и активизации на территории Кыргызской Республики.
Актуальность данного исследования заключается еще и в том, что развитие религиозного экстремизма подчиняется определенным закономерностям, которые требуют специального изучения, привлечения специалистов различных отраслей знания. Следует отметить, что в научной разработке мер противодействия проявлениям религиозного экстремизма недостаточную активность проявляют криминологи, специалисты уголовного права, тем более, когда религиозный экстремизм имеет криминальное содержание. В российской криминологии интерес к проблеме экстремизма вообще и его разновидностям в частности возник лишь в конце 90-х гг. XX в. А в Кыргызстане соответствующие исследования не осуществлялись и, следовательно, основы криминологии и уголовной политики в противодействии проявлениям экстремизма не разрабатывались.
На нынешнем этапе становления Республики недостаточно разработан правовой, включая уголовно-правовой, инструментарий, необходимый для борьбы с экстремистской деятельностью не только отдельных лиц, но и общественно опасных религиозных объединений. Следовательно, это является одной из причин неблагоприятной ситуации правоприменительной практики Кыргызской Республики в сфере борьбы с религиозным экстремизмом.
Проведение научных изысканий в данном направлении необходимо также для усиления профилактической практики в отношении религиозного экстремизма. Разработка и применение профилактических мер представляются важными именно сейчас, когда некоторые экстремистски настроенные группы
еще не реализовали свои радикальные устремления, но в их идеологии уже заложены принципы нетерпимости к представителям других религий, течений, а также содержатся прямые призывы к изменению конституционного строя Кыргызской Республики.
Таким образом, теоретическая и практическая значимость проблемы религиозного экстремизма и недостаточная разработанность мер противодействия ему определили актуальность диссертационного исследования.
Степень научной разработанности проблемы. Некоторые аспекты экстремизма, его разновидности нашли отражение в трудах исследователей различных стран. Однако большинство работ, касающихся рассматриваемой проблемы, было опубликовано в виде журнальных и газетных статей, в которых авторы высказывают свою точку зрения по отдельным вопросам.
Весьма ценными, на наш взгляд, являются работы религиоведов, политологов, правоведов, социологов, философов, в которых раскрыта проблема сущности и содержания экстремизма, включая религиозного. Среди них труды В.Н. Арестова, В.О. Бобровникова, Г. Джемаля, Н.В. Жданова, А.А. Игнатен-ко, А.В. Кудрявцева, А.В. Малашенко, Б.К. Мартыненко, С. Оганесяна, Л.Р. Полонской, В. Пономарева, Н.А. Романова, Л.Р. Сюкияйнена, М.П. Телякаво-ва, И.Н. Яблокова и других. Работы перечисленных ученых, безусловно, следует использовать при комплексном изучении данного явления, но они не содержат уголовно-правового и криминологического анализа исследуемой категории.
Тем не менее исследованием уголовно-правовых и криминологических вопросов рассматриваемой проблемы, в частности связи экстремизма с преступностью, характеристики преступлений, связанных с осуществлением экстремистской деятельности, изучением личности экстремиста и др., занимались такие ученые, как Ю.И, Авдеев, А.И. Алексеев, Ю,М. Антонян, Л.Д. Башкатов, Т.А. Бажан, К.К. Демиров, СВ. Дьяков, Л.Д. Залиханова, МЛ. Киреев, Н.В. Кривельская, СМ. Кочои, Е.В. Кунц, В.В. Пилявец, У.Т. Сайгитов, О.В. Старков, Н.В. Степанов, В.Н. Фадеев, М.С. Фокин, СН. Фридинский и другие. Изу-
7 чению уголовно-правовых и криминологических проблем криминального религиозного экстремизма посвящены работы В.А. Бурковской.
В работах вышеперечисленных авторов также были высказаны мнения по совершенствованию мер противодействия экстремистской деятельности, в том числе уголовно-правового и профилактического характера.
Определенный вклад в исследование политических, социальных и религиоведческих проблем религиозного экстремизма, исламского радикализма и фундаментализма на региональном уровне внесли ученые Центральной Азии и в частности Кыргызстана. Среди них можно назвать труды М.С. Ашимбае-ва, Б. Бабаджанова, У. Ботобекова, С. Жусупова, О. Молдалиева, К. Мухабба-това, Н.М. Омарова, А, Князева, Ш. Рискулова1 и других.
Объект и предмет исследования. Объектом исследования выступают общественные отношения, порождающие и способствующие распространению религиозного экстремизма в Кыргызстане.
Предметом исследования является совокупность уголовно-правовых и криминологических мер противодействия религиозному экстремизму в Кыргызской Республике и иные средства противодействия правового и профилактического характера.
Цель и задачи исследования. Цель диссертационного исследования за-
1 См., например: Ашимбаев М.С. Современный терроризм: взгляд из Центральной Азии. Алматы: Дайк-Пресс, 2001. 213с; Бабаджанов Б. О деятельности "Хизб ут-Тахрир" в Узбекистане. // Ислам в постсоветском пространстве. - М: Арт Бизнес-Центр, 2001 С. 158-169; Жусупов С. Проблемы религиозного экстремизма в Центральной Азии. Сб. материалов межд. конф. / Алматы: КИСИ и Фонд им. Фридриха Эберта, 2001. 104с; Молда-лиев О.А. Исламизм и международный терроризм: угроза ислама или угроза исламу? - Бишкек: Издательство Фонд им. Фридриха Эберта, 2004. 200с; Му-хаббатов К.М. Социально-политические факторы образования религиозно-политической организации "Хизб-ут-Тахрир" и ее реакционная сущность (по материалам Таджикистана): Дисс. ...канд. полит, наук. - Душанбе. 2004. Омаров Н. Международный терроризм, транснациональная организованная преступность - угроза государственной безопасности: Центральная Азия после 11 сентября 2001 года. - Бишкек: Центр ОБСЕ в Бишкеке, 2001. 80с; Князев А. Афганский кризис и безопасность Центральной Азии после 11 сентября 2001 года. - Душанбе: Дониш, 2004. 639с.
ключается в выявлении сущности, форм проявления, признаков религиозного
экстремизма, его особенностей в Кыргызской Республике и разработка эффективных мер противодействия религиозному экстремизму.
Для достижения указанной цели в диссертации поставлены следующие задачи:
сформулировать определение религиозного экстремизма, выявить его признаки и формы проявления, а также особенности его проявлений на территории Кыргызстана;
составить перечень преступлений, связанных с религиозным экстремизмом, и дать уголовно-правовую характеристику отдельных составов преступлений по УК КР с часто встречающимися проявлениями религиозного экстремизма;
провести криминологический анализ современного состояния религиозного экстремизма в Кыргызской Республике;
показать организационно-правовые основы противодействия религиозному экстремизму;
разработать предложения, направленные на дальнейшее совершенствование уголовного законодательства Кыргызской Республики по противодействию преступлениям, связанным с религиозным экстремизмом;
разработать профилактические меры противодействия религиозному экстремизму.
Методологическую основу исследования составляют диалектический метод, основанный на сочетании как общенаучных, так и частно научных методов, используемых в социально-правовых исследованиях, а также на взаимосвязи теории и практики. Кроме того, использовались социологические, правовые и криминологические методы исследования, в частности сбор и анализ уголовной и иной статистики, анкетирования, приемы изучения материалов уголовных дел.
Теоретической основой исследования стали труды видных ученых по уголовному праву и криминологии, уголовной политике: ГА Аванесова, А.И.
Алексеева, М.М. Бабаева, Г.Ф. Байрак, СВ. Бородина, Л.Д. Гаухмана, Г.М. Ге-
воргяна, А.И. Гурова, А.И. Долговой, СВ. Дьякова, СМ. Иншакова, И.И. Кар-пец, М.П. Киреева, B.C. Комиссарова, А. Коробеева, В.Н. Кудрявцева, Н.Ф. Кузнецовой, В.В. Лунеева, А.А. Магомедова, В.В. Мальцева, Г.М. Миньковского, С.Н. Миронова, А.В. Наумова, П.Г. Пономарева, Э.Ф. Побегайло, В.П. Ревина, В.Ю. Тихонравова, В.А. Тишкова, В.Е. Эминова, В.Б. Ястребова и др.
Эмпирическую базу исследования составили статистические данные о состоянии преступности МВД Кыргызской Республики за 1999-2004 гг., анализ материалов 65 уголовных дел, возбужденных по ст. 297, 299 УК КР, результаты экспертного опроса 82 практических работников правоохранительных органов, 49 сторонников религиозной экстремисткой организации "Хизб ут-Тахрир". Осуществлен контент-анализ периодической печати в Кыргызстане, в которых освещались проблемы религиозного экстремизма и его различные проявления.
Научная новизна исследования заключается в том, что автором предпринята попытка комплексного исследования криминологических и уголовно-правовых аспектов противодействия религиозному экстремизму на территории Кыргызской Республики. В исследовании раскрывается содержание религиозного экстремизма и выявлены основные его признаки. Основываясь на результатах анализа различных его проявлений, определены и сформулированы уголовно-правовые и криминологические признаки преступлений, связанных с религиозным экстремизмом. Оценена степень эффективности мер уголовно-правового, предупредительного характера противодействия религиозному экстремизму в условиях Кыргызстана и выработаны предложения по их совершенствованию. А также разработаны предложения правоохранительным органам по оптимизации предупредительных и профилактических мер противодействия.
Кроме того, на основе сравнительного анализа международного права и национального законодательства проведена исследовательская работа по систематизации правовых мер противодействия проявлениям религиозного экстремизма, рассмотрены практические возможности повышения эффективности их
применения.
Положения, выносимые на защиту. На защиту выносятся следующие основные положения,
1. Авторское определение понятий:
"религиозный экстремизм" как деятельности религиозных объединений либо иных организаций или отдельных лиц, характеризующейся приверженностью крайним формам толкования вероучений, отрицающие другие нормы и правила, принятые в обществе, включая противоправные, и распространение своих взглядов и влияний радикальными, нередко противоправными методами для реализации поставленных целей.
"преступления, связанные с религиозным экстремизмом" - виновные, противоправные, общественно опасные деяния, которые посягают на общественные отношения, охраняемые уголовным законом Кыргызской Республики: конституционные права и свободы граждан; свободу совести и вероисповедания граждан; равенство граждан вне зависимости от их конфессиональной принадлежности; психическое и физическое здоровье населения; общественную нравственность; общественную безопасность и общественный порядок; конституционный строй Кыргызской Республики; безопасность государства.
2. Основные признаки религиозного экстремизма, в том числе:
- наличие крайностей в религиозных взглядах и действиях его привер
женцев; - толкование религиозных источников, поощряющих или оправды
вающих радикальные способы, методы, имеющие разрушительный характер, в
процессе реализации религиозных и религиозно-экстремистских идей; - от
рицание иных религиозных идей или иной системы религиозных взглядов, ко
торые являются идеологическим обоснованием однозначных способов и ме
тодов разрешения религиозных отношений; - использование специфического
агитационно-пропагандистского воздействия, использующее авторитет ре
лигиозных деятелей с целью привлечение более широких масс на свою сто-
рону2.
3. Основные типичные признаки преступности религиозно-экстремистского
характера, в частности:
рост совершения преступлений религиозно-экстремистского характера на территории Кыргызской Республики, прежде всего: возбуждение религиозной вражды (за 1999 - 2004 гт, возрос в 8 раз); публичные призывы к насильственному изменению конституционного строя за три года (2002-2004 гг.) по сравнению с предыдущим периодом (1999-2001 гг.) возрос почти в 2,3 раза;
причины высокого уровня латентности преступлений, совершаемых религиозными экстремистами, обусловлены: нерегистрированием множества преступных фактов данной категории, необращением граждан в правоохранительные органы, низким уровнем оперативно-розыскной деятельности, неподготовленностью сотрудников правоохранительных органов, сложностью вопросов, связанных с квалификацией действий религиозно-экстремистского характера;
зависимость масштабов распространенности религиозно-экстремистских взглядов и преступлений религиозно-экстремистской направленности от масштабности (распространенности) организаций, активности их деятельности, количества вовлеченных в эту деятельность лиц.
Факторы обуславливающие распространение религиозного экстремизма на территории Кыргызской Республики: - устойчивые кризисные явления в экономической, социальной и политической сфере; - деформация политических структур; -слабая деятельность традиционных религиозных организаций; - недостаточное внимание к данной проблеме правоохранительных и других государственных органов; - бесконтрольная экспансия религиозно-экстремистской идеологии, -несовершенство законодательства Кыргызской Республики.
Правовую основу борьбы с религиозным экстремизмом в Кыргызской
2 Данный признак более свойствен деятельности религиозно-экстремистских движений, связанных с исламским фундаментализмом, развивающихся ныне на территории стран Центральной Азии.
12 Республике составляют Конституция Кыргызской Республики, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Кыргызской Республики, указы и распоряжения Президента Кыргызской Республики, уголовное законодательство Кыргызской Республики, другие законы, постановления и распоряжения Правительства Кыргызской Республики, а также принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты органов государственной власти.
Авторская модель системы уголовно-правового воздействия на преступные проявления религиозного экстремизма включающая3: - предупреждение преступлений религиозно-экстремистского характера; - пресечение преступных проявлений религиозного экстремизма; - реализацию ответственности лиц, совершивших преступления религиозно-экстремистского характера.
В целях совершенствования уголовно-правовых мер противодействия преступным проявлениям религиозного экстремизма предлагается внести следующие изменения и дополнения в уголовное законодательство Кыргызской Республики:
в целях стимулирования деятельного раскаяния отдельных лиц, совершивших преступления, предусмотренные ст. 297, 299 УК КР, дополнить названные составы примечанием, предусматривающим основания освобождения от уголовной ответственности лица впервые совершившее преступление, предусмотренное частью первой настоящей статьи.
дополнить ч. 2 ст. 297 и ст. 299 УК КР квалифицирующим признаком - "совершение преступления неоднократно".
в целях пресечения преступной деятельности сторонников экстремистских организаций на более ранних этапах и предупреждения совершения более тяжких преступлений целесообразно криминализировать деяния, связанные с изготовлением и хранением литературы и других материалов экстреми-
3 За основу была взята система мер, предложенная проф. П.Ф. Гришаниным, См.: Гришанин П.Ф. Система мер уголовно-правового воздействия органов внутренних дел на преступность // Особенности развития уголовной политики в современных условиях. - М.: Академия МВД России, 1996. С. 12-15.
13 стского характера.
8. Комплекс мер по профилактике религиозного экстремизма и преступлений, связанных с религиозным экстремизмом, в том числе профилактические меры общесоциального характера (устойчивое развитие, формирование и преодоление кризисных явлений экономики, социальной, духовно-нравственной, культурной, воспитательной и других сфер жизни общества и. т. д.);
- специальные меры (предусмотрены меры по совершенствованию нормативно-правовой базы предупреждения деяний связанных с религиозным экстремизмом, организационных основ правоохранительной деятельности, функции правоохранительных органов по предупреждению преступлений религиозно-экстремистской направленности).
Теоретическое и практическое значение исследования заключается в возможности и целесообразности использования его результатов для дальнейшего изучения проблемы религиозного экстремизма, разработки уголовно-правовых и криминологических мер противодействия религиозному экстремизму в Кыргызстане, для внесения коррективов в действующее законодательство Республики.
Приведенная в диссертации информация представляет интерес для заинтересованных организаций, специалистов, исследователей и работников правоохранительных органов в качестве реальных представлений о религиозном экстремизме в современных условиях. Она может способствовать выявлению направлений и тактических приемов в борьбе с экстремизмом на религиозной основе.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается его комплексным характером, многообразием использованных методик, а также системным подходом и репрезентативностью эмпирического материала. При проведении исследования автор использовал личный опыт работы в оперативных и следственных подразделениях МВД КР.
Апробация и внедрение результатов исследования* Положения и выводы, содержащиеся в диссертационном исследовании, получили апробацию в
14 6 публикациях автора общим объемом 2,3 п, л. Результаты исследования внедрены в практическую деятельность УВД г. Ош, Генеральной прокуратуры Кыргызской Республики, а также в учебный процесс и научно-преподавательскую работу Академии МВД Кыргызской Республики, Ошского государственного Университета при преподавании курсов: "Уголовное право", "Уголовный процесс" и "Криминология".
Структура исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав (по три параграфа каждая), заключения, списка использованной литературы, состоящего из 197 наименований, и приложений.
Понятие, признаки, социально-правовые особенности религиозного экстремизма и формы его проявления
"Экстремизм - понятие неоднозначное и, как все понятия, относительное. В общем смысле, экстремизм - это любая крайность, то, что выходит за рамки общепризнанного и общепринятого, - пишет Л.И. Залиха-нова. - Его проявления многообразны. Экстремистские течения есть в политике, философии, культуре. Есть экстремистская музыка, и экстремальные виды спорта. В любом случае экстремизм - всегда окраина, периферия, то, что противопоставляет себя центру. Негативные аспекты экстремизма известны. Главное - агрессивное отрицание другого, глухота и слепота по отношению ко всему, что выходит за рамки концептуальной системы экстремиста. Собственно говоря, для экстремиста вообще нет другого. Есть только чужое. Бессмысленно его понять. С другой стороны, экстремизм - явление, безусловно, положительное и ценное. Выделяя и обо-собливая какие-то моменты жизни, он позволяет рассмотреть их более пристально"2.
Согласно действующему закону Кыргызской Республики № 150 "О противодействии экстремистской деятельности" экстремизм (законодатель отождествляет экстремизм с экстремистской деятельностью) определяется как деятельность общественных и религиозных объединений, либо иных организаций, либо средств массовой информации, либо физических лиц по планированию,
организации, подготовке и совершению действий, направленных на: насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Кыргызской Республики, подрыв безопасности Кыргызской Республики; захват или присвоение властных полномочий; создание незаконных вооруженных формирований; осуществление террористической деятельности; возбуждение расовой, национальной или религиозной розни, а также социальной розни, связанной с насилием или призывами к насилию; унижение национального достоинства, осуществление массовых беспорядков, хулиганских действий и актов вандализма по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды, а равно по мотивам ненависти либо вражды в отношении какой-либо социальной группы; на пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности; пропаганду и публичное демонстрирование нацистской или сходной с нацистской атрибутики или символики; публичные призывы к осуществлению указанной деятельности или совершению указанных действий; финансирование указанной деятельности либо иное содействие ее осуществлению или совершению указанных действий, в частности путем предоставления для осуществления указанной деятельности финансовых средств, недвижимости, учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной, факсимильной и иных видов связи, информационных услуг, иных материально-технических средств.
По существу, указанный закон почти дословно повторяет формулировку Федерального закона Российской Федерации от 10 июля 2002 г. № 114 "О противодействии экстремистской деятельности". Исключения составляют некоторые экстремистские материалы, например труды руководителей национал-социалистической рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, которых кыргызские законодатели предпочли не выделять1. 1 О противодействии экстремистской деятельности: Федеральный закон
Аналогичные подходы применены в принятых законах о борьбе с экстремизмом законодателями некоторых стран - участниц СНГ1, где дано довольно обширное определение экстремистской деятельности, которое устанавливает основу для определения и характеристики отдельных видов экстремизма и их различных проявлений. Казахстанский закон дает понятие отдельных видов экстремизма, включая религиозный, тем самым подтверждая, что экстремизм проникает во все области общественной жизни: межнациональные, религиозные, политические и др.
Как мы видим из вышеуказанных определений, экстремизм обычно связывается с политикой. Об этом в своем исследовании упоминает В.А. Бурковская: "Системное толкование норм "антиэкстремистских законов" государств-участников СНГ показывает, что они направлены преимущественно на борьбу с посягательствами на основу конституционного строя, государственную или общественную безопасность, что является формами выражения прежде всего поли-тического экстремизма". Спекуляция на чувствах верующих разных религий и конфессий стала обычным делом в практике некоторых политических сил. Нередки случаи использования религиозных лозунгов для разжигания межнациональной вражды и усугубления конфликтов между различными политическими группами в обществе . Но если учесть, что политика охватывает практически все сферы жизни общества и, соответственно, выступает в самых различных ипостасях, то станет ясно, насколько потенциально обширным является поле деятельности для экстремистов всех мастей. К этому следует добавить, что экстремизм может проявляться и вне политики: концентрация внимания только на политической части экстремистского спектра ошибочна.
История развития человеческих отношений убедительно доказала, что экстремизм, как выражение крайних взглядов и установок определенных социальных сил, обладает способностью проникать во все сферы этих отношений. В каждой из них экстремизм имеет определенную направленность, формы проявления, степень остроты. Применяемые при этом приемы и методы, которые являются характерными только для него, дают основание для вывода о том, что экстремизм представляет собой своеобразный способ разрешения социальных противоречий, сложившихся в тех или иных областях общественной жизни1.
Экстремизм со временем пополнился новыми формами. Б.К, Мартыненко из многочисленных форм экстремизма (политический, национальный, националистический экстремизм) выделяет и религиозный экстремизм: - проявляется в нетерпимости к представителям различных конфессий либо в жестоком противоборстве в рамках одной конфессии. Зачастую он используется в политических целях, в борьбе религиозных организаций против светского государства или за утверждение власти представителей одной из конфессий2.
Религиозная тема, еще недавно представлявшая интерес лишь для небольшой группы экспертов и чиновников, отвечающих за проблемы государственно-конфессиональных отношений, после 11 сентября 2001 г3, приобрела новый контекст, и мир наконец среагировал на проявление религиозной агрессии. Трагическое событие в театральном центре на Дубровке во время представления мюзикла "Норд - Ост", показывает, что экстремизм на религиозной основе приобретает все более дерзкий характер.
Уголовно-правовая характеристика отдельных составов преступлений, связанных с религиозным экстремизмом (по УК РФ и УК КР)
Введение в уголовный закон Российской Федерации понятия экстремизма, содержащегося в Федеральном законе от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности", расширил возможности уголовного преследования лиц за осуществление ими экстремистской деятельности, поскольку содержащееся в федеральном законе понятие экстремистской деятельности включает в себя непосредственные проявления экстремизма, в частности религиозного экстремизма.
Вместе с тем в литературе имеются различные классификации преступлений, связанных с экстремистской деятельности, включая с религиозным экстремизмом. С.Н. Фридинский выделяет две группы подобных преступлений: преступления, связанные с экстремистской деятельностью и преступления экстремистской направленности, где он отмечает, что понятие преступлений, связанных с экстремистской деятельностью, шире понятия преступлений экстремистской направленности. По его мнению, под преступлениями, связанными с экстремистской деятельностью, следует понимать виновные общественно опасные деяния, посягающие на конституционные права и свободы человека и гражданина, общественную безопасность и общественный порядок, общественную нравственность, основы конституционного строя и безопасность государства, совершенные по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды.
С другой стороны как указывает А.Р. Ратинов "антиэкстремистское законодательство объединило в одной корзине преступления различной правовой природы, например, унижение национального достоинства и создание незаконных вооруженных формирований, осквернение могил, терроризм и тому подобное. В разряде экстремистских смешались преступления различной тяжести: от наименее опасных, предусматривающих ответственность в виде штрафа или ареста на срок до трех месяцев, и вплоть до особо опасных государственных преступлений, за которые может быть назначено максимальное наказание в виде лишения свободы на срок до 20 лет" .
Кроме того, категория "преступления экстремистской направленности" используемая в Федеральном законе "О противодействии экстремистской деятельности", вызывает дискуссию. Н.В. Степанов объясняет необоснованность этой категории тем, что понятие "направленность" используется в теории уголовного права при определении цели в составе преступления. Значит, к преступлениям экстремистской направленности правомерно отнести лишь те из составов, указанных в ст. 282.1 УК, которые содержат указание на экстремистские цели. В связи с этим было бы логично охарактеризовать данную группу преступлений как "преступления являющиеся проявлениями экстремизма"
Однако по мнению Б.А. Мыльникова число преступлений экстремистской направленности, помимо указанных в ст. 281.1 УК РФ, может насчитываться более тридцати2. Например, действия направленные на насильственный захват власти, насильственное удержание власти или насильственное изменение конституционного строя государства, организация незаконных вооруженных формирований или участие в них, предусмотрены в УК РФ в качестве самостоятельного преступления. Законодателем они не отнесены к преступлениям экстремистской направленности.
Тем не менее Федеральный закон "О противодействии экстремистской деятельности", а также изменения, которые были внесены за последний период в Уголовный кодекс Российской Федерации, предоставили правоприменителю достаточно большой набор инструментария для противодействия экстремистской деятельности.
Очевидно, что уголовно-правовая характеристика всех преступлений, связанных с экстремистской деятельности намного шире, чем преступлений связанных с религиозным экстремизмом. Исходя из этого представляется необходимым рассмотреть уголовно-правовые признаки тех преступлений, в которых признаки религиозного экстремизма проявляются наиболее ярко, учитывая при этом условия и криминогенную обстановку в Кыргызской Республике, которые являются объектом данного исследования. Поэтому считаем целесообразным охарактеризовать преступления, являющиеся проявлениями религиозного экстремизма, предусмотренные в уголовном законодательстве Кыргызской Республики.
К сожалению, уголовное законодательство Кыргызской Республики не охватывает все его преступные проявления уголовно-правовыми нормами, не
указывает связи экстремизма с преступностью. Нашим законодателям предстоит серьезно заняться созданием системы юридических норм, которые могут послужить правовой основой для борьбы с экстремизмом, и прежде всего с наиболее распространенным его видом в Кыргызстане - религиозным экстремизмом. При этом необходимо использовать опыт зарубежных законодателей, в первую очередь российского, ибо есть сходство в проявлениях экстремизма, в группе преступлений, связанных с экстремизмом, и, наконец, в уголовно-правовых системах России и Кыргызстана.
Тем не менее в законодательстве Кыргызской Республики делаются попытки принятия превентивных мер, направленных на борьбу с экстремизмом. До принятия в Кыргызстане "антиэкстремистского" закона Служба национальной безопасности КР разработала проект закона "О внесении дополнений в Уголовный кодекс КР", где предлагает дополнить УК статьей 295-1 -"Экстремистская деятельность". Сотрудники СНЕ определяют экстремизм как деяние, направленное на насильственное изменение конституционного строя государства, насильственное посягательство на общественную безопасность, включая организацию в вышеуказанных целях незаконных вооруженных формирований, на насильственный захват власти или насильственное удержание власти либо участие в них, а равно как организацию, руководство, участие в деятельности общественного или религиозного объединения либо иной организации, в отношении которых вступило в законную силу решение суда о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности.
Организационно-правовое регулирование противодействия религиозному экстремизму
Активное распространение религиозного экстремизма в отдельных регионах Кыргызской Республики показало не только неподготовленность правоохранительных органов к эффективному противодействию ему и его проявлениям, но и отсутствие правовой основы для борьбы с данным явлением. Это в значительной степени обусловило необходимость формирования в Кыргызстане законодательной базы, а именно: принятия национальных законодательных актов, а также присоединения и ратификации ряда международных договоров по борьбе с экстремизмом и терроризмом.
Часть 2 ст. 12 Конституции Кыргызской Республики гласит: "На основе Конституции принимаются законы и другие нормативные акты", а в соответствии ч. 3 этой же статьи "ратифицированные Кыргызской Республикой межгосударственные и иные нормы международного права являются составной и непосредственно действующей частью законодательства Кыргызской Республики".
Решительным шагом в противодействии религиозному экстремизму было принятие Закона Кыргызской Республики "О противодействии экстремистской деятельности". Его особое значение подчеркивается тем, что Президент Кыргызской Республики К.С. Бакиев подписал данный закон 17 августа 2005 г. через три дня после инаугурации. Это был первый закон, подписанный им.
Принятие антиэкстремистского закона в Кыргызстане, серьезно озаботило сторонников экстремистских течений. По сообщению местных СМИ, активисты религиозно-экстремистской организации "Хизб ут-Тахрир" сразу же заявили, что новая власть намерена начать глобальную войну против религиозных течений, обвинив их в экстремизме. течений, обвинив их в экстремизме.
Однако власти уверены, что принятие этого закона, направленного на создание правовой основы для пресечения проявлений экстремизма для нашей республики было необходимо. Данный закон может использоваться для совершенствования ряда правовых актов и для стимулирования деятельности правоохранительных органов по пресечению общественно опасных крайних (в первую очередь религиозно-радикальных) группировок, организаций.
Таким образом, названный закон определяет правовые и организационные основы предотвращения любых проявлений экстремизма в Кыргызской Республике, устанавливает систему государственных органов Кыргызской Республики, осуществляющих борьбу с экстремизмом, механизм координации их деятельности в этой сфере, основные формы и методы проведения профилактических и иных мер противодействия экстремизму, закрепляет общие принципы ответственности политических партий, религиозных организаций, некоммерческих организаций и граждан за экстремистскую деятельность.
Закон предусматривает правовое определение экстремистской деятельности, ранее отсутствовавшее в законодательстве республики и являющееся одной из главных составляющих данного закона. Определение экстремистской деятельности основано на закреплении перечня противоправных действий, которые закон оценивает как экстремистские. Более того, закон признает экстремизмом подготовку либо публичные призывы к совершению таких действий, а также их финансирование.
Закон усиливает полномочия регистрирующего органа по применению санкций к общественным объединениям в случае осуществления ими экстремистской деятельности, наделяя его правом внесудебного приостановления деятельности общественного (религиозного) объединения (ст. 7), Такой подход законодателя объясняется необходимостью принятия решительных мер в отношении тех общественных или религиозных объединений, чья деятельность, являясь по существу экстремистской, влечет причинение вреда личности, общественному порядку и т.п., а продолжение их деятельности может повлечь еще более тяжкие последствия.
Значительное свойство закона, на наш взгляд состоит в том, что в нем имеется норма об ответственности организаций, оказывающих содействие осуществлению экстремистской деятельности. При этом закон устанавливает два основания для ликвидации указанных организаций: во-первых, предоставление финансовых средств, объектов собственности, учебной, полиграфической и материально-технической базы для осуществления экстремистской деятельности; во-вторых, оказание экстремистской организации после ее ликвидации финансовой поддержки, предоставление помещений, телефонной, факсимильной и иных видов связи, информационных услуг, иных видов материально-технических средств, обеспечивающих ее функционирование. Имущество организации, ликвидируемой по указанным основаниям, подлежит обращению в доход государства.
Кроме того, в законе предусмотрена профилактика экстремистской деятельности. Конечно, методы убеждения по отношению к более убежденным активистам религиозно-эктремистских групп в большинстве случаев окажутся малорезультативными, но можно надеяться, что какую-то часть жертв религиозного экстремизма еще можно отвратить хотя бы от совершения серьезных преступлений или участия в экстремистских организациях.
Высокоэффективное противодействие экстремизму возможно при условии, если нацелить его на более ранние этапы экстремистской деятельности. В этой связи считаем заслуживающим указание в Законе "О противодействии экстремистской деятельности" расширение полномочий прокуратуры за счет такого правового средства прокурорского надзора, как предостережение. Основанием для объявления предостережение о недопустимости осуществления экстремистской деятельности, согласно положениям закона, является наличие достаточных и предварительно подтвержденных сведений о готовящихся противоправных действиях, содержащих признаки экстремизма.
Особенности уголовно-правовых мер воздействия на преступления, связанные с религиозным экстремизмом
В сложившихся условиях, когда экстремизм в массовом сознании сопрягается с определенными этническими группами, а этническая интерпретация криминогенных факторов вызывает обострение социальной конкуренции и задействование криминальных структур, заинтересованных в возникновении масштабных социальных конфликтов, уголовно правовая форма воздействия государства на тех, кто провоцирует межсоциальную напряженность, представляется наиболее эффективной и целесообразной1. Меры уголовно-правового воздействия на преступные проявления религиозного экстремизма представляют собой юридическую систему - целостность взаимозависимых и взаимосвязанных элементов, которые имеют непосредственное отношение к противодействию религиозному экстремизму. Система мер уголовно-правового воздействия по нашему мнению, может включать в себя следующее2. 1. Уголовно-правовые меры предупреждения преступлений религиозно-экстремистского характера, к которым относятся: - пропаганда уголовного законодательства об экстремизме, включая религаозный; - официальное предостережение активных сторонников религиозного экстремизма; - побуждение экстремистов к добровольному отказу от преступных действий и деятельному раскаянию; - содействие социальной адаптации экстремистов, отбывших наказание, в целях предупреждения с их стороны рецидива. 2. Уголовно-правовые меры пресечения преступных проявлений религи озного экстремизма, а именно: - пресечение преступных проявлений религиозного экстремизма путем задержания лица, совершившего преступления; - привлечения к ответственности за приготовление или покушение на преступление; - своевременное применение уголовно-правовых запретов с "двойной" превенцией в целях предупреждения преступных проявлений религиозного экстремизма. 3. Уголовно-правовые меры реализации ответственности лиц, совершив ших преступление религиозно-экстремистского характера. Они представляют собой: - выявление, регистрацию преступлений религиозно-экстремистского характера, возбуждение уголовных дел и раскрытие преступлений; - обоснованную квалификацию общественно опасных деяний, связанных с религиозным экстремизмом. Вышеперечисленные уголовно-правовые меры не являются исчерпывающими, но их комплексное использование может эффективно воздействовать на преступные проявления религиозного экстремизма. В научной литературе проблемы уголовно-правовых мер противодействия преступлениям, связанным с религиозным экстремизмом, несмотря на их малочисленность, получили определенное освещение. Именно поэтому нам представляется логичным рассмотреть лишь те вопросы, которые наиболее часто возникают в правоприменительной практике. Также, такой подход связан с совершенствованием существующих уголовно-правовых средств в уголовном законодательстве Кыргызской Республики. В качестве причин низкой эффективности применения соответствующих норм уголовного законодательства Кыргызской Республики в противодействии преступным проявлениям религиозного экстремизма наиболее часто назывались следующие: - несовершенство самих норм УК; - пассивность правоохранительных органов, не желающих заниматься делами указанной категории; - низкая квалификация следователей, не позволяющая им полноценно расследовать дела и грамотно формулировать обвинения; - недостатки экспертизы, нехватка специалистов соответствующего профиля; - отсутствие наработанной судебной практики и руководящих разъясне ний о порядке применения указанных статей (приложение 3). Справедливо отметили специалисты, проводившие исследования в области разработки уголовно-правовых мер воздействия на преступность, что комплексность и взаимозависимость уголовно-правовых мер в борьбе с преступностью более эффективны, чем отдельно взятая группа мер. Однако в практической деятельности это не учитывается, и борьба с преступностью в основном сводится к применению третьей группы мер, без применения возможностей первой и второй группы, а именно: реализации уголовной ответственности. Правоохранительные органы удивительно не восприимчивы к уголовно-политическим новациям и сохраняют верность традициям, берущим истоки в тоталитарном прошлом .