Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Правовое регулирование общественных отношений в сфере охраны культурных ценностей 14
1.1. Культурные ценности как предмет уголовно-правовой охраны 14
1.2. Законодательство, регулирующее оборот культурных ценностей в Российской Федерации 26
Глава 2. Уголовно-правовая характеристика преступных посягательств на культурные ценности 51
2.1. Понятие преступных посягательств на культурные ценности и их виды 51
2.2. Хищение предметов, имеющих особую ценность (ст. 164 УК РФ) 62
2.3. Контрабанда культурных ценностей (ч. 2 ст. 188 УК РФ) 109
2.4. Невозвращение на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран (ст. 190 УК РФ) 131
Глава 3. Криминологическая характеристика преступных посягательств на культурные ценности 143
3.1. Состояние преступности в сфере сохранности культурных ценностей, ее причины и условия 143
3.2. Профилактика правонарушений в отношении культурных ценностей 160
Заключение 180
Список использованной литературы 189
- Культурные ценности как предмет уголовно-правовой охраны
- Законодательство, регулирующее оборот культурных ценностей в Российской Федерации
- Понятие преступных посягательств на культурные ценности и их виды
- Состояние преступности в сфере сохранности культурных ценностей, ее причины и условия
Введение к работе
Актуальность избранной темы объясняется, прежде всего, социальной значимостью культурных ценностей для российского общества и государства, а также распространенностью и повышенной опасностью Преступных посягательств на культурные ценности.
Российская Федерация обладает огромными сокровищами культурных ценностей, которые отражают национальный характер и выражают духовно-нравственное состояние народов Российской Федерации и всего общества.
По официальным данным в России насчитывается более 2,5 тысяч музеев, в которых хранится почти 100 миллионов разнообразных памятников материальной и духовной культуры народов Российской Федерации. Более чем в 20 тысячах религиозных учреждениях размещены ценные произведения древнерусской живописи и прикладного искусства, культовые раритеты. Значительные материальные и художественные ценности сосредоточены более чем в 6 тысячах частных собраний, у членов 200 различных объединений и обществ коллекционеров.
Культурные ценности являются не только материальным благом, но и выражают духовное состояние народа. В современном мире культурные ценности стали предметом капитализации денежных средств, эквивалентом, превращаются в товар, охотно приобретаемый не только истинными коллекционерами, но и лицами, желающими материализовать излишки денежных средств - представителями преступного мира. Это во многом обусловило усиливающийся на них спрос, а совершаемые на этой почве различного рода преступные посягательства и вывоз похищенных ценностей за границу приобрели особую остроту.
Общественная опасность преступных посягательств на культурные ценности очевидна, поскольку они наносят непоправимый ущерб историческому и духовному наследию страны. В этой связи проблема
защиты государственных фондов и сохранения историко-культурного наследия народов Российской Федерации приобретает особое значение.
Необходимость разработки уголовно-правового регулирования защиты культурных ценностей не только от посягательств на их собственность, но и от незаконного их вывоза за пределы России -очевидна.
Преступные посягательства на культурные ценности зачастую имеют транснациональный характер. Многие из них совершаются не в одиночку, а организованными, относительно стабильными и сплоченными группами, специально созданными для занятия контрабандной деятельностью на основе четкого распределения ролей на так называемой конвейерной основе. На сегодняшний день в России действует более 200 совместных предприятий и организаций, занимающихся контрабандой культурных ценностей.
Совершенствуются методы и способы провоза культурных ценностей, растет число лиц, специализирующихся на незаконном вывозе культурных ценностей и антиквариата. Изменяется география незаконного вывоза, она заметно расширилась. Помимо вывоза в Европу, участились случаи контрабанды предметов старины и искусства в США, Японию, страны Ближнего Востока. Отмечаются неоднократные случаи вывоза целых коллекций в страны Балтии и на Украину, чаще автомобильным и железнодорожным транспортом с применением различных способов и ухищрений.
Утрата культурных ценностей приводит к духовному обнищанию народа, к девальвации их в сознании людей, к нигилизму в отношении собственного достоинства, самобытности, национальной сплоченности.
Девальвация духовных ценностей наряду с другими социальными
явлениями способствует укреплению напряженности во
взаимоотношениях регионов и центра, федеративному устройству и социально-экономическому укладу Российской Федерации. Снижение
духовно-нравственного потенциала общества названо одним из основных факторов, способствующих росту преступности, особенно ее организованных форм, а также коррупции.
В Концепции национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной 10 января 2000 года Указом Президента РФ № 24, интересы личности определены в духовном и интеллектуальном развитии человека и гражданина, а общества - в духовном обновлении России. Национальные интересы в духовной сфере состоят в укреплении нравственных критериев и сохранении культурных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны.
Эти проблемы в условиях агрессивного развития преступности можно решить в конечном итоге только уголовно-правовыми методами и способами, что и является одной из основных задач предлагаемого исследования.
В ходе работы диссертант пришла к выводу, что разработка данной проблемы представляется совершенно недостаточной, поскольку не удалось обнаружить ни одного монографического исследования, в котором уголовно-правовая защита культурных ценностей изучалась бы целостно, в комплексе. Однако создана достаточная основа, позволяющая исследователю ориентироваться в этой сложной проблематике. В частности, такую теоретико-методическую основу заложили своими разработками А.В. Аграшенков, А.В. Бургучев, А.Н. Бородак, А.В. Гайдашов, В.Г. Горбачев, А.И. Гуров, С.Г. Долгов, Н.Ф. Кузнецова, Ю.П. Марданов, А.А. Незведский, В.М. Первушин, С.А. Приданое, В.Г. Растопчин, А.П. Сергеев, В.Н. Тищенко, СП. Щерба.
Объект и предмет исследования. Объектом данного исследования является совокупность общественных отношений, возникающих в связи с созданием и применением уголовно-правовых норм, устанавливающих ответственность за преступные посягательства на культурные ценности.
Предмет исследования составляют нормы уголовного
законодательства, регулирующие охрану культурных ценностей как духовного достояния народов России и всего человечества; иные смежные правовые нормы российского законодательства, направленные на сохранение культурного достояния Российской Федерации; научные исследования в этой области и статистические материалы.
Цели и задачи диссертационного исследования. Основной целью работы является комплексная научная разработка теоретических и практических проблем борьбы с преступными посягательствами на культурные ценности.
Достижение поставленной цели предполагается путем решения следующих задач:
формулирования понятия культурных ценностей и определения их значения для человеческого общества и его эволюционного развития;
формулирования определения «преступные посягательства на культурные ценности»;
анализа положения российского законодательства, регулирующего оборот культурных ценностей и обеспечивающего его охрану;
детального анализа составов преступлений, предусмотренных ст. 164,ч. 2 ст. 188, 190 УК РФ;
изучения состояния, структуры и динамики преступных посягательств на культурные ценности с учетом их латентности, а также социально-демографических и других характеристик субъектов данных преступлений;
выявления главных детерминант, способствующих совершению преступных посягательств на культурные ценности;
изучения практики и оценки состояния предупреждения преступных посягательств на культурные ценности с целью выработки
конкретных предложений по совершенствованию правовой охраны этой сферы.
Методология и методика исследования. Методологическую основу диссертационного исследования составляют современные положения теории познания социальных явлений. В процессе подготовки диссертации применялись следующие методы социально-правового исследования: статистический, социологический, формально-логический, сравнительно-правовой и историко-юридический.
Нормативную базу исследования составили Конституция Российской Федерации, уголовное и гражданское законодательство нашего государства, законодательство, регулирующее оборот культурных ценностей в Российской Федерации, а также подзаконные нормативные акты Правительства РФ, ГТК России.
Теоретической основой исследования явились фундаментальные труды отечественных и зарубежных авторов в области права (уголовного, таможенного, гражданского и криминологии) и наук (культурологии, социологии и философии).
Эмпирическая база настоящего исследования опирается на обширный материал, полученный за продолжительный период времени применительно к Российской Федерации, а также к такому крупному территориальному региону, каким является Южный федеральный округ, включая Ростовскую область, Краснодарский край, Ставропольский край, республики Северная Осетия, Ингушетия и Дагестан. Анализу подвергнуты статистические данные о состоянии преступности в отношении культурных ценностей в Российской Федерации и Южном федеральном округе за 1996-2003 гг., аналитические материалы Государственного таможенного комитета России, Южного таможенного управления, ГУВД Ростовской области, НЦБ Интерпола; изучено 100 уголовных дел соответствующей категории, проведен опрос практических работников органов дознания, следствия и суда.
На конкретно-методическом уровне поставленная цель и задачи решались также посредством комплексного использования широкого круга литературных источников по общей теории права, гражданскому праву, уголовному праву, уголовному процессу, криминологии и криминалистике.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования определяется выбором темы исследования, подходом к ее изучению, а также полученными результатами. Впервые диссертантом на монографическом уровне дано понятие преступления против культурных ценностей, проведена классификация этих преступлений, обозначено понятие «культурные ценности», предложены меры профилактического характера в отношении преступлений и правонарушений в отношении культурных ценностей. В работе содержатся предложения, направленные на совершенствование уголовного законодательства и законодательства в области культуры.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Определение преступных посягательств на культурные ценности и
их родового объекта, под которыми следует понимать умышленные
общественно-опасные деяния (действия, бездействия), запрещенные
уголовным законом под угрозой наказания, посягающие на общественные
отношения, связанные с оборотом культурных ценностей как
материального и духовного достояния народов России и причиняющие
ущерб национальной и экономической безопасности Российской
Федерации. Родовым объектом данных преступлений являются
общественные отношения, обеспечивающие духовную, национальную и
экономическую безопасность Российской Федерации.
2. Классификация преступных посягательств на культурные
ценности. Основанием классификации данных преступлений является
непосредственный объект преступления. Так, диссертант выделяет два
вида преступных посягательств против культурных ценностей: 1.
Преступления, посягающие на право собственности культурных ценностей: ст. 164 УК РФ (хищение любыми способами предметов, имеющих особую ценность); 2. Преступления, связанные с перемещением культурных ценностей через таможенную границу РФ: ч. 2 ст. 188 УК РФ (контрабанда культурных ценностей) и ст. 190 УК РФ (невозвращение на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран).
3. Определение культурных ценностей и коллекции культурных
ценностей, исключающие их разнородное толкование. Культурные
ценности - это предметы и объекты материального мира, взятые
государством под охрану как памятники истории и культуры и духовное
наследие народов России, подлежащие учету не только с позиции
стоимости материальной ценности в денежном эквиваленте, но и
значимости для истории, нации, культуры, а также отражающие духовное
состояние и развитие, как народов Российской Федерации, так и других
стран. Под коллекциями культурных ценностей следует понимать
совокупность однородных или подобранных по определенному признаку
разнородных предметов, которые независимо от культурной ценности
каждого из них в отдельности, собранные вместе, имеют историческое,
научное или иное культурное значение.
Основными признаками культурных ценностей выступают: уникальность, старина, художественная, историческая, научная и иная культурная ценность, повышенная потребительская стоимость, общественная и государственная значимость.
4. Предложения по совершенствованию уголовного
законодательства:
- поместить нормы, предусматривающие ответственность за преступные посягательства на культурные ценности в одну главу, а
именно в главу 29 УК РФ «Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства»;
дополнить действующие составы преступлений, предусмотренных ст. 167, 168, 205 УК РФ квалифицирующим признаком -совершение преступления в отношении культурных ценностей;
внести изменения в диспозиции ст. 164, 190 УК РФ путем замены формулировок «предметы, имеющие особую ценность» и «предметы художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран» на термин «культурные ценности»;
дополнить ст. 164 УК РФ примечанием следующего содержания «культурные ценности - это предметы и объекты материального мира, взятые государством под охрану как памятники истории и культуры и духовное наследие народов России, подлежащие учету не только с позиции стоимости материальной ценности в денежном эквиваленте, но и значимости для истории, нации, культуры, а также отражающие духовное состояние и развитие как народов Российской Федерации, так и других стран»;
в ст. 188 и 190 УК РФ необходимо сделать ссылку на примечание к ст. 164 УК РФ, дающее определение «культурные ценности».
5. Основными условиями преступных посягательств на культурные
ценности являются отсутствие или слабая охрана культурных ценностей,
крупные недостатки в их учете и контроле, легкость реализации и вывоза
за границу культурных ценностей, пробелы законодательства,
регулирующего оборот культурных ценностей и обеспечивающего их
сохранность.
6. Меры по предупреждению и профилактике преступных
посягательств на культурные ценности:
создать единый реестр культурных ценностей - Государственный свод ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации;
создать единый сертификационный документ на произведения искусства и памятники культуры, который мог бы служить свидетельством о праве собственности на предмет, его стоимости и удостоверял бы законность намерения владельца на перемещение предмета за пределы России;
создать современные объединенные информационные, в т.ч. компьютерные банки данных на лиц, вовлеченных в преступную сферу;
принять двусторонние или многосторонние международные соглашения, предусматривающие правовую основу возврата незаконно вывезенных российских ценностей за границу;
создать общероссийские органы контроля за оборотом культурных ценностей, в том числе Федеральной службы по сохранению культурных ценностей и Межведомственного совета по вопросам вывоза и ввоза культурных ценностей, определить правовую основу их функционирования и компетенции, разграничить функции между ними и теми органами, которые уже давно существуют и занимаются общим кругом проблем;
создать общественные формирования и межправительственные образования по вопросам сотрудничества и оказания помощи в борьбе с преступными посягательствами на культурные ценности;
осуществить полную инвентаризацию всех общественных и частных коллекций культурных ценностей;
повысить уровень подготовки сотрудников полиции и таможни, а также сотрудников службы безопасности музеев.
Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что оно вносит определенный вклад в развитие теории уголовного права в части оснований ответственности за преступные посягательства на
культурные ценности, восполняет пробелы, сложившиеся в теоретической разработке данного состава.
Положения, выводы и предложения, сформулированные в диссертации, могут быть учтены и использованы для совершенствования уголовно-правового и процессуального законодательства в области охраны культурных ценностей, а также работниками правоохранительных и судебных органов в правоприменительной практике, учреждениями и работниками, обеспечивающими правомерный оборот культурных ценностей.
Результаты проведенного исследования могут быть использованы также в учебном процессе высших юридических заведений при чтении курсов по уголовному и таможенному праву, а также при проведении спецкурсов и спецсеминаров в рамках повышения квалификации практических работников правоохранительных органов.
Выводы диссертационного исследования не всегда являются бесспорными, не претендуют они и на полноту решения всех проблем повышения эффективности уголовно-правовой борьбы с преступными посягательствами на культурные ценности. Вместе с тем исследование позволяет включить дополнительные резервы совершенствования практики правоохранительных органов по борьбе с преступлениями против культурных ценностей, что, в свою очередь, должно способствовать снижению общего уровня преступности в стране.
Апробация результатов исследования. Диссертация подготовлена на кафедре уголовного права Ростовского юридического института МВД России, на заседаниях которой осуществлялось ее обсуждение. Основные теоретические разработки и положения, содержащиеся в диссертации, нашли отражение в опубликованных научных работах, выводы и предложения сообщались в научных докладах и обсуждались на международных, всероссийских и вузовских научно-практических конференциях, проводимых на базе Ростовского юридического института
МВД России, Ростовского юридического института Северо-Кавказской академии государственной службы при Президенте РФ в 1999-2001 годах.
Основные выводы и положения диссертационного исследования внедрены в учебный процесс Ростовского филиала Российской таможенной академии и практическую деятельность Южной оперативной таможни и таможен Южного федерального округа.
По теме диссертации опубликовано 4 научных статьи общим объемом 4,1 п.л., в том числе и учебное пособие «Борьба с контрабандой культурных ценностей народов Российской Федерации», рекомендованное МО РФ для студентов высших учебных заведений, обучающихся по юридической специальности.
Структура диссертации и ее объем определены предметом и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, объединяющих восемь параграфов, заключения, литературы и приложений. Диссертация выполнена в объеме, соответствующем требованиям ВАКа России.
Культурные ценности как предмет уголовно-правовой охраны
Предметом преступных посягательств на культурные ценности являются культурные ценности. Анализ законодательных актов и литературных источников показывают отсутствие единого подхода к определению содержания культурных ценностей.
Определенные попытки законодательного закрепления понятия «культурные ценности» содержатся в «Основах законодательства Российской Федерации о культуре» от 9 октября 1992 г.1, которые под культурными ценностями признают нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, выраженные в предметах материального мира.
Кроме этого, культурными ценностями являются произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость, здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты.
Культурные ценности - это предметы изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, музыкальные инструменты произведения печати, почтовые марки, грампластинки, другие предметы, представляющие историческую или иную ценность.
Закон Российской Федерации «О вывозе и ввозе культурных ценностей» от 15 апреля 1993 г. под понятием «культурные ценности» объединяет: культурные ценности, созданные отдельными лицами или группами лиц, которые являются гражданами Российской Федерации; культурные ценности, имеющие важное значение для народов Российской Федерации и созданные на территории РФ иностранными лицами или лицами без гражданства, проживающими на территории РФ; культурные ценности, обнаруженные на территории РФ; культурные ценности, приобретенные археологическими, этнологическими и естественнонаучными экспедициями с согласия компетентных властей страны, откуда происходят эти ценности; культурные ценности, приобретенные в результате добровольных обменов; культурные ценности, полученные в качестве дара или законно приобретенные с согласия компетентных властей страны, откуда происходят эти ценности; культурные ценности, взятые государством под охрану как памятники истории и культуры, и подлежащие учету не только с позиции стоимости в денежном эквиваленте, но и значимости для истории, нации и культуры народов Российской Федерации и других зарубежных стран. К сожалению, Закон акцентирует внимание на происхождении данной группы предметов, но не раскрывает их понятия по существу. Косвенным образом свет на этот вопрос проливает Пленум Верховного Суда РСФСР № 5 «О некоторых вопросах применения судами законодательства об ответственности за преступления против собственности» от 25 апреля 1995 г., п. 9 которого содержит следующую формулировку: «Особая историческая, научная или культурная ценность похищенных предметов определяется на основе экспертного заключения с учетом не только их стоимости в денежном выражении, но и значимости для истории, нации, культуры» . Полагаем, что данная формулировка применима к оценке похищенных предметов. Наше суждение разделяет и К.А. Булденко: «Закон, как и законодательство о культуре в целом, отличается тем, что понятие культурных ценностей, подлежащих правовой охране, не сформулировано в законодательном порядке четко, лаконично, без применения норм отсылочного характера»4. Культурное наследие народов Российской Федерации - это материальные и духовные ценности, созданные в прошлом, а также памятники и историко-культурные объекты и территории, значимые для сохранения и развития самобытности Российской Федерации и всех ее народов, их вклада в мировую цивилизацию.
Законодательство, регулирующее оборот культурных ценностей в Российской Федерации
Проблема охраны культурных ценностей признана давно. В настоящее время, практически все государства имеют законы, регламентирующие защиту объектов культуры. Основное их назначение -в установлении правового режима культурной собственности, в упорядочении вопросов, связанных с выявлением и учетом культурных ценностей, их использованием, охраной, реставрацией и т.д. Особое место при этом занимают проблемы правового регулирования ввоза и вывоза культурных ценностей при выезде на постоянное место жительства за границу, открытии наследства за рубежом, дарении, обмене выставками и торговле объектами культуры .
Развитие законодательства в сфере культурных ценностей привело к закреплению обязанности их защиты на уровне конституционной нормы.
Так, п. 2 ст. 74 Конституции Российской Федерации предусматривает ограничения перемещения товаров через государственную границу для обеспечения охраны культурных ценностей. Согласно конституции Италии, государство охраняет «историческое и художественное наследие нации». Аналогичные положения имеются в конституциях Албании, Венесуэлы, Вьетнама, Испании, Китая, Кубы, Португалии и некоторых других стран 2.
На международном уровне эти вопросы находятся в центре внимания таких международных организаций, как ООН, ЮНЕСКО, Интерпол, ИКОМ.
Законодательное обеспечение сохранения культурных ценностей в России в период экономических реформ впервые было заложено в Постановлении Правительства Российской Федерации № 266 «О мерах государственной поддержки культуры и искусства в период экономических реформ» от 22 апреля 1992 г.
Среди различных мер, направленных на поддержку культуры и искусства, пунктом 4 предусмотрено поручение Министерству безопасности Российской Федерации, Министерству внутренних дел Российской Федерации, Государственному таможенному комитету Российской Федерации совместно с Министерством культуры и туризма Российской Федерации до 1 июля 1992 г. разработать конкретные меры, направленные на усиление сохранности исторических, культурных и природных ценностей и объектов наследия и борьбы с незаконным их вывозом за границу.
Кроме этого, в данный период времени были приняты: Закон СССР «Об уголовной и административной ответственности за нарушение законодательства об охране и использовании памятников истории и культуры» от 2 июля 1991 г.; Постановление Правительства Российской Федерации «О мерах государственной поддержки культуры и искусства в период экономических реформ» от 22 апреля 1992 г.; Постановление Правительства Российской Федерации «Об образовании Государственного комитета по реституции культурных ценностей» от 23 июня 1992 г.
Дальнейшее развитие данная проблема получила 9 октября 1992 г., когда Верховным Советом Российской Федерации в качестве правовой базы сохранения и развития культуры в России были приняты «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», которые закрепили в общей форме, что культурное достояние народов Российской Федерации находится на особом режиме охраны и использования (ст. 25). Кроме того, в основах сформулированы такие основные понятия, как «культурные ценности», «культурное наследие народов Российской Федерации», «культурное достояние народов Российской Федерации» (ст. 3), основные права и свободы человека и народа в целом в области культуры (разделы II и III), а также установили ответственность за нарушение законодательства о культуре (ст. 62).
Основами установлено, что задачами законодательства о культуре являются: обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на культурную деятельность; создание правовых гарантий для свободной культурной деятельности объединений граждан, народов и иных этнических общностей Российской Федерации; определение принципов и правовых норм отношений субъектов культурной деятельности; определение принципов государственной культурной политики, правовых норм государственной поддержки и гарантий невмешательства в творческие процессы.
Понятие преступных посягательств на культурные ценности и их виды
Анализ действующего УК Российской Федерации показывает, что преступные посягательства на культурные ценности не выделены в отдельный вид преступлений и уголовная ответственность за них предусмотрена в различных главах настоящего Кодекса. Так, уголовная ответственность за контрабанду культурных ценностей и невозвращение культурных ценностей на территорию РФ предусмотрена в главе 22 «Преступления в сфере экономической деятельности», за уничтожение или повреждение памятников истории и культуры уголовная ответственность закреплена в главе 25 «Преступления против здоровья населения и общественной нравственности», а уголовная ответственность за хищение культурных ценностей предусмотрена в главе 21 «Преступления против собственности».
Располагая данные преступления в таком порядке законодатель, как нам видится, исходил из того, что данные преступления посягают на различный объект. Нам же представляется, что преступные посягательства на культурные ценности посягают на один объект, а именно на общественные отношения, обеспечивающие духовную, национальную и экономическую безопасность Российской Федерации, что позволяет нам выделить их в отдельный вид преступлений.
Важное значение при установлении объекта преступных посягательств на культурные ценности имеет раскрытие общих положений об объекте преступления, что позволяет нам уяснить сущность данного общественно опасного деяния.
Современная концепция уголовного права определяет объект преступления как то, на что посягает преступление, чему оно причиняет или может причинить существенный вред, т.е. общественные отношения, которые охраняются нормами уголовного закона .
Данная точка зрения основывается на работах таких авторитетных ученых, как А.Н. Трайнин, Н.И. Загородников, Н.Д. Дурманов, В.Я. Таций зо идр .
На близких позициях стоял и такой видный представитель досоветского периода уголовного права, как Н.С. Таганцев. Он определял преступление как «деяние, посягающее на такой охраняемый интерес жизни, который в данной стране, в данное время признается столь существенным, что государство ввиду недостаточности других мер угрожает посягавшему на него наказанием» .
То, что объектом преступления являются общественные отношения, было закреплено уже в ст. 3 и 7 Руководящих начал по уголовному праву РСФСР 1919 г. и в последующих уголовно-правовых актах государства. Так, в учебнике по Общей части советского уголовного права, изданном в 1925 г., подчеркивалось, что объектом всякого преступления являются общественные отношения, охраняемые аппаратом уголовно-правового принуждения.
В УК РСФСР 1960 г. в ст. 7 в качестве объектов уголовно-правовой охраны назывались общественный строй государства, его политическая и экономическая система, все формы собственности (государственная, общественная, личная), личность, основные права и свободы граждан и общественный порядок.
В Уголовном кодексе РФ 1997 г., кроме перечисленных в УК РСФСР 1960 г., нашли свою уголовно-правовую охрану окружающая среда и конституционный строй РФ (ст. 2).
Произведения искусства, музыки, литературы, особенно прошлых исторических периодов, антиквариат являются наиболее важными ценностями народов, объявляются государствами национальным достоянием, имеют огромную товарную ценность. Преступные посягательства на культурные ценности влекут невосполнимую утрату достояния исторического и духовного наследия нации, народа и общества в целом. Поэтому посягательства на культурные ценности - это посягательства на национальную и экономическую безопасность России.
Родовым объектом преступных посягательств на культурные ценности являются общественные отношения, обеспечивающие духовную, национальную и экономическую безопасность Российской Федерации. В дальнейшем в работе именно с указанных позиций нами рассматривается объект всех преступлений против культурных ценностей.
Духовность нации достаточно полно определена в «Концепции национальной безопасности Российской Федерации», утвержденной Указом Президента РФ № 24 от 10 января 2000 г., в которой говорится: «Национальные интересы в духовной сфере состоят в сохранении и укреплении нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны. Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации включает в себя также защиту культурного, духовно-нравственного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни, сохранение культурного достояния всех народов России, формирование государственной политики в области духовного и нравственного воспитания населения» .
Нам представляется, что духовность народа - это его информационное, нравственное состояние, определяющее характер его коллективного общественного поведения в прошлом, настоящем и будущем во всех сферах социальной деятельности.
Обратимся к объективным признакам государственной безопасности. Закон РФ № 2446-1 «О безопасности» от 5 марта 1992 г. в ст. 1 содержит следующую дефиницию: «Безопасность - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз» . При этом закон фиксирует и круг жизненно важных интересов, определяя их как совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства. Последнее положение представляется особенно важным.
Состояние преступности в сфере сохранности культурных ценностей, ее причины и условия
Преступность, связанная с культурными ценностями, получает все больший размах. Предметами преступных посягательств стали иконы и другие предметы религиозного культа, художественные ценности, в частности картины и рисунки ручной работы, оригинальные модели судов, макеты архитектурных сооружений и т.п. В настоящее время криминальный рынок культурных ценностей занимает третье место после наркобизнеса и торговли оружием .
В структуре совершенных имущественных преступлений, зарегистрированные факты преступных посягательств на культурные ценности статистически составляют незначительную часть . В то же время необходимо учитывать, что такого рода преступления, как правило, наносят большой материальный и моральный ущерб, зачастую невосполнимый, и вызывают негативный общественный резонанс.
На территории Российской Федерации находится около 2,5 тысяч музеев и картинных галерей, в которых хранится свыше 100 млн. разнообразных памятников материальной и духовной культуры. Кроме этого, в России зарегистрировано 86 религиозных организаций, относящихся к различным конфессиям, в состав которых входит более 20 тысяч культовых учреждений, где сосредоточены и размещены бесценные раритеты - произведения искусства, являющиеся национальным достоянием.
За период 2000 г. на территории Российской Федерации было зарегистрировано 2431 преступлений, связанных с культурными ценностями, что на 9,4 ниже чем число зарегистрированных преступлений в 1999 г. Однако обстановка продолжает оставаться сложной. Резко возросло количество хищений из музеев, выставочных залов, картинных галерей, библиотек. Наиболее ценные предметы антиквариата похищаются организованными преступными группами, чаще всего с целью контрабандного вывоза в дальнее зарубежье, где создана сеть торговли вывезенных из России предметами антиквариата1 4.
В последнее время был совершен ряд серьезных преступлений.
- В апреле 1999 г. вооруженными преступниками были похищены две картины известного русского художника Петрова из Русского музея г. Санкт-Петербурга. В результате грамотной работы уголовного розыска музею было возвращено похищенное.
- В декабре 1999 г. была совершена кража 16 полотен известных русских мастеров из музея Академии художеств г. Санкт-Петербурга. На данный момент преступники изобличены, похищенное изъято.
- В январе 2000 года в г. Москве была совершена кража коллекции старинного фарфора и оружия, принадлежащих гражданину Франции Мишелю да Винчи на сумму нескольких сот тысяч долларов США. В настоящее время большая часть похищенного изъята, ведется работа по привлечению к уголовной ответственности лиц, совершивших данное преступление.
В сентябре 2000 г. в г. Санкт-Петербурге совершена кража частной коллекции изделий фирмы Фаберже. Преступники изобличены, похищенное изъято165.
Ряд преступлений против культурных ценностей, вызвавших большой общественный резонанс, до настоящего времени остаются нераскрытыми. Так, в г. Москве была убита коллекционер М.Ю. Евсеева, в результате чего похищены 4 иконы XVIII - XIX вв., 6 каминных часов второй половины XIX в., ювелирные изделия; из государственного музея «Сталинградская битва» в г. Волгограде похищены 2 скульптуры всемирно известного скульптора Родена, представляющие большую художественную ценность166.
Основную массу преступных посягательств на культурные ценности данного вида составляют хищения из квартир и частных домовладений. Их насчитывается около 58 %. Посягательства на церкви, часовни, культовые места других конфессий составляют около 6 %. Музеи подвержены меньшей опасности (2,4 %), хотя ущерб, как правило, велик.
Несмотря на растущий профессионализм преступников, больше половины данных преступлений раскрывается. За 9 месяцев 2000 года раскрываемость, согласно статистики, составила 55 % . Большая часть похищенного возвращается государству и владельцам.
Криминологическое исследование состава преступников, квалифицирующихся на хищениях культурных ценностей, показывает, что, как правило, в него входят люди с высоким образовательным уровнем. Проведенным статистическим исследованием установлено, что научные работники составляют 32 %, художники - 21 %, инженеры - 17%, служащие религиозного культа - 4 %. Каждое третье посягательство совершают ранее судимые, 40 % - неработающие , 5% несовершеннолетние.
Состояние преступности, связанной с хищениями культурных ценностей, в Ростовской области за 1998-2002 гг. выглядит следующим образом.
На территории Ростовской области имеется 28 государственных музеев, 2 государственных выставочных зала, 3 государственных картинных галереи, мест скупки и реализации антиквариата - 4, молитвенных домов и иных церковных строений - 115. Кроме указанных мест значительное количество реликвий древнерусской культуры имеется в частных незарегистрированных коллекциях и собраниях отдельных граждан. В каждом крупном городе Ростовской области есть клубы коллекционеров.
За период 1998 г. на территории Ростовской области было совершено 26 хищений культурных ценностей. Из них раскрыто - 13 преступлений, не раскрыто - 13, процент раскрываемости составил -50 %169.
За аналогичный период 1999 г. на территории области было совершено 37 преступлений, связанных с хищениями культурных и исторических ценностей. Из них раскрыто 15 преступлений, не раскрыто -22. Таким образом, процент раскрываемости составил - 35,3 %170.