Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Религиозные организации деструктивного характера и специфика предупреждения органами внутренних дел их криминальной деятельности Демидов, Александр Владимирович

Религиозные организации деструктивного характера и специфика предупреждения органами внутренних дел их криминальной деятельности
<
Религиозные организации деструктивного характера и специфика предупреждения органами внутренних дел их криминальной деятельности Религиозные организации деструктивного характера и специфика предупреждения органами внутренних дел их криминальной деятельности Религиозные организации деструктивного характера и специфика предупреждения органами внутренних дел их криминальной деятельности Религиозные организации деструктивного характера и специфика предупреждения органами внутренних дел их криминальной деятельности Религиозные организации деструктивного характера и специфика предупреждения органами внутренних дел их криминальной деятельности Религиозные организации деструктивного характера и специфика предупреждения органами внутренних дел их криминальной деятельности Религиозные организации деструктивного характера и специфика предупреждения органами внутренних дел их криминальной деятельности Религиозные организации деструктивного характера и специфика предупреждения органами внутренних дел их криминальной деятельности Религиозные организации деструктивного характера и специфика предупреждения органами внутренних дел их криминальной деятельности Религиозные организации деструктивного характера и специфика предупреждения органами внутренних дел их криминальной деятельности Религиозные организации деструктивного характера и специфика предупреждения органами внутренних дел их криминальной деятельности Религиозные организации деструктивного характера и специфика предупреждения органами внутренних дел их криминальной деятельности
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Демидов, Александр Владимирович. Религиозные организации деструктивного характера и специфика предупреждения органами внутренних дел их криминальной деятельности : диссертация ... кандидата юридических наук : 12.00.08 / Демидов Александр Владимирович; [Место защиты: Моск. гос. лингвист. ун-т].- Москва, 2010.- 246 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-12/71

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Религиозные организации деструктивного характера России: история, определение понятий и классификация 14

1. Определение понятий: «секта», «культ», «деструктивное вероисповедание», «религиозная организация деструктивного характера», «религиозная преступность», «духовная безопасность» 14

2. Сектантские и еретические движения в истории России 33

3. Виды новых нетрадиционных религиозных организаций и их классификация 60

Глава II. Криминологическая характеристика деятельности деструктивных религиозных сект 77

1. Уголовно-правовая характеристика деятельности деструктивных религиозных сект 77

2. Личность адепта религиозной секты 101

3. Причины и условия преступлений, совершаемых членами религиозных сект деструктивного характера 114

Глава III. Органы внутренних дел в системе предупреждения преступности, связанной с противоправной деятельностью религиозных организаций деструктивного характера 135

1. Основные направления предупреждения преступности, связанной с противоправной деятельностью религиозных организаций деструктивного характера 135

2. Специфика органов внутренних дел по профилактике противоправной деятельности деструктивных религиозных сект в России 155

Заключение 175

Библиография 181

Приложения 197

Введение к работе

Актуальность диссертационного исследования. Общественно- политические изменения середины 80-х начала 90-х годов прошлого столетия, обусловили возникновение политической, экономической, социальной, идеологи ческой и, как следствие правовой нестабильности. Крушение советской государ ственной идеологии, изменение мировоззренческой ориентации и критериев шка лы ценностей в сознании большинства людей, обусловили образование духовного і вакуума, что привело к активным поискам мировоззренческой опоры, в том числе и религиозного характера. Рост интереса к проблемам духовной жизни и религиозной философии способствовал появлению и распространению множества нетрадиционных религиозных сект и культов.

Прикрываясь религиозной деятельностью, а также образовательными и культурными инициативами, представители сектантских общин, особенно иностранных, создают управляемые структуры, с помощью которых собирают военную, экономическую, политическую, социальную и другую информацию, которая может быть использована против России, разжигают сепаратистские настроения, всеми возможными способами пытаются укреплять свои позиции в органах государственной власти всех уровней.

Особо обращают на себя внимание сведения о том, что в некоторых религи озных сектах проповедуется религиозный фанатизм и экстремизм, что способст вует увеличению преступлений связанных с экстремизмом. Согласно данных ста- тистики МВД России в 2006 году зарегистрировано 211 преступлений экстреми стской направленности; в 2007 году - 356; в 2008 году - 460; в 2009 году - 548; за 9 месяцев 2010 года - 525'. I Принимая во внимание экономические, социальные, демографические про- блемы нашей страны, можно сказать, что на современное состояние российского общества повлияла и деятельность различного рода деструктивных религиозных 1 См.: Официальный сайт МВД России //

4 организаций, за которыми, по мнению ряда учёных и представителей российских правоохранительных органов, стоят спецслужбы иностранных государств, использующие «религиозную» экспансию как средство подрыва жизненно важных интересов населения в сфере духовных отношений.

Правоохранительные структуры и органы внутренних дел, в частности, оказались не готовы противостоять криминальной деятельности религиозных сект вследствие отсутствия навыков и опыта выявления, расследования и предупреждения преступлений, связанных с деятельностью тоталитарных религиозных сект и деструктивных культов.

На сегодняшний день ситуация в сфере противодействия криминальной деятельности религиозных организаций деструктивного характера остаётся проблемной,, так как лидеры и рядовые члены сект продолжают совершать преступления различной степени тяжести, посягающие на жизнь, здоровье, половую неприкосновенность, свободу, честь, достоинство, собственность граждан, общественную нравственность населения, безопасность государства и иные охраняемые блага:

С учётом того, что уровень опасности религиозного экстремизма продолжает оставаться достаточно высоким и отсутствует научное обеспечение системы профилактики преступности, связанной с деятельностью религиозных организаций деструктивного характера, возникает реальная потребность в совершенствовании отдельных направлений уголовной политики в сфере противодействия религиозному экстремизму, в том числе в части законодательного регулирования и развития контрольной деятельности.

Различные стороны криминальной деятельности современных сект и культов недостаточно полно изучены в теории уголовного права и криминологии, поэтому требуют специального исследования. Актуальным остаётся вопрос о классификации преступлений, совершаемых членами религиозных сект. Весьма актуальными являются вопросы разработки эффективных мер предупреждения преступности, связанной с деятельностью религиозных организаций деструктивного характера органами внутренних дел.

Степень разработанности темы. Изучение преступности, связанной с религиозной деятельностью, началось достаточно давно. Доказательством тому являются работы таких авторов, как К.К. Арсеньев, И.И. Бражнин, А.В. Белов, В.Д. Бонч-Бруевич, В.В. Болотов, П.С. Дагеля, Н.А. Казаков, А.И. Клибанов, Я.С. Лурье, А.Т. Москаленко, Ф.И. Федоренко, В.Н. Ширяев, Н.И. Юдин, которые рассматривали преступность, связанную с религиозной деятельностью, религиозные секты и ереси с позиции истории, социологии и педагогики.

Анализу уголовно-правовых проблем определения понятия, видов и показателей религиозных преступлений посвящены работы А.И. Алексеева, Ю.М. Ан-тоняна, М.М. Бабаева, Я.И. Гилинского, А.И. Гурова, А.И. Долговой, СМ. Иншакова, И.И. Карпеца, В.Н. Кудрявцева, Н.Ф. Кузнецовой, М.Д. Шарго-родского, Д.А. Шестакова, В.Е. Эминова и др.

Наиболее фундаментальные труды, посвященные криминологическим проблемам религии, подготовлены Г.И. Байдаковым, С.С. Витвицкой, Г.Л. Касторским, Е.В. Касторской, С.А. Лукьяновым, О.В. Старковым, Ю.Н. Тихонравовым, А.И. Хвыля-Олинтером и др.

Исследованием-, рассматриваемой проблемы в настоящее время занимаются такие учёные, как Е.К. Агеенкова-, Л'.Д. Башкатов, Н.Д. Вагина, М.М. Василенко, Е.Н. Волков; А.Л. Дворкин, Е.А. Димитрова, О.В. Заев, Н.В. Кривельская, О.В. Лукичёв, Н.И. Макарова, А.Ф.* Миннекаева, В.В. Пилявец, Т.М. Сулейманов, А.В. Тонконогов, E.MI Шевкопляс, Д.А. Шестаков и, другие. В работах данных учёных раскрываются основные направления деятельности деструктивных религиозных организаций, анализируются понятия деструктивная и тоталитарная религиозная организация, «секта», «религиознаяшреступность», проводится анализ криминологических особенностей преступлений, совершаемых членами данных организаций.

Объект и предмет диссертационного исследования: Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с развитием и современным состоянием криминальной деятельности религиозных организаций деструктивного характера, а также разработкой и реализацией мер криминологического и уго- ловно-правового характера по противодействию ей.

Предметом исследования выступает противоправная деятельность тоталитарных религиозных сект в России, детерминанты, определяющие как современное состояние преступности религиозной направленности, так и основные направления деятельности органов внутренних дел по предупреждению криминального поведения организаторов, духовных лидеров и рядовых членов данных организаций.

Цель и задачи диссертационного исследования. Целью исследования является всесторонний криминологический и уголовно-правовой анализ преступлений, совершаемых в сфере деятельности религиозных организаций деструктивного характера, а также разработка на его базе конкретных мер и основных направлений органов внутренних дел по их предупреждению.

Для достижения указанной цели в диссертации решаются следующие задачи: исследовать историю и современные условия возникновения религиозных сект в России; рассмотреть такие понятия предметной области, как «секта», «тоталитарная секта», «деструктивное вероисповедание», «религиозная организация деструктивного характера», «духовная безопасность»; представить существующую классификацию новых нетрадиционных религиозных организаций; разработать классификацию нетрадиционных религиозных организаций по степени их общественной опасности; обосновать криминальный характер деятельности новых религиозных организаций, действующих на территории России; выявить детерминанты преступности, связанной с деятельностью религиозных организаций деструктивного характера; сформировать комплекс мер по предупреждению преступности, связанной с деятельностью религиозных тоталитарных сект; определить направления деятельности органов внутренних дел по выявле-

7 нию и пресечению криминальной деятельности религиозных организаций деструктивного характера в Российской Федерации.

Методология и методика исследования. Методологическую основу диссертационного исследования составляет совокупность различных методов познания, отражающих диалектическую взаимосвязь теории и практики. В работе использовались такие научные методы, как исторический, историко-юридический, сравнительно-правовой, формально-логический и статистический, а также методы включенного наблюдения (полевого исследования), анализа материалов средств массовой информации, социологических опросов и данных статистики.

Эмпирическую базу исследования составили результаты анкетирования 425 жителей г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области, г. Ярославля и Ярославской области, проведённого в целях оценки отношения граждан к деятельности новых религиозных организаций на территории Российской Федерации, и другим вопросам, рассматриваемым в диссертационном исследовании; результаты анкетирования 237 членов новых религиозных организаций в целях определения их отношения к вопросам о влиянии исповедуемой'и распространяемой ими религиозной-идеологии на общественную безопасность иобще- < ственный порядок, на соблюдение основных- прав и свобод человека и гражданина, на сохранение и приумножение национального, исторического и духовного наследия в Российской Федерации; результаты.социологического опроса 115 сотрудников органов внутренних дел г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области, г. Ярославля и Ярославской области; материалы 12 уголовных дел возбужденных по результатам работы центров противодействия экстремизму при ГУВД г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области, при УВД по Ярославской области, а также 42 уголовных дела рассмотренных судами г. Санкт-Петербурга, г. Ярославля и Ярославской области; результаты опубликованных эмпирических и социологических исследований, проведённых другими исследователями.

Теоретическая основа исследования. Теоретической основой диссертации являются научные труды ученых в области истории, истории государства и права, социологии, психологии, религиоведения, криминологии, уголовного права и уголовно-исполнительного права, относящиеся к рассматриваемой проблеме. Формулируя конкретные выводы и рекомендации, автор опирался на теоретические положения, изложенные в трудах таких учёных, как В.А. Алов, Л.Д. Башкатов, Е.Г. Балагушкин, М.М. Василенко, А.Л. Дворкин, С.А. Иникова, Н.А. Казаков, А.И. Клибанов, Н.И. Макарова, Н.В. Петрова, В.В. Пилявец, В.Ю. Питанов, О.В. Старков, Т.М. Сулейманов, А.В. Тонконогов, Л.И. Хвыля-Олинтер, Е.М. Шевкопляс, Д.А. Шестаков и других.

Нормативную базу исследования составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, ведомственные нормативно-правовые акты по вопросам регулирования деятельности государства и общественных религиозных организаций.

Научная.новизнадиссертации' определяется авторским подходом к исследованию проблемы с учётом её научной разработанности в отечественной и зарубежной криминологической науке. Соискателем предпринята попытка интегрировать уголовно-правовой и криминологический анализ преступности, связанной' с деятельностью тоталитарных религиозных сект с обоснованием основных направлений реализации криминологического знания в практической деятельности органов внутренних дел.

В рамках этого подхода новизной отличается авторское определение такого понятия, как «деструктивная религиозная организация». Научную ценность определяют обоснованные причины и условия, способствующие появлению и распространению религиозных организаций деструктивного характера.

Исследования, проведённые в рамках диссертационной работы, позволили автору обосновать и сформулировать предложения по совершенствованию уголовно-правовых норм и предложить меры общесоциального и специально-криминологического противодействия преступности данного вида.

9 Научная новизна данного диссертационного исследования концентрированно отражена в следующих положениях, выносимых на защиту:

1. В Российском законодательстве до сих пор нет юридически закреплённо го определения такого понятия, как «деструктивная религиозная организация», что вызывает определенное затруднение для сотрудников правоохранительных органов в определении деятельности той или иной религиозной организации как социально опасной и классификации подобного рода организации как деструк тивной или тоталитарной секты. В связи с этим предлагается следующее опреде ление понятия религиозная организация деструктивного характера.

Под религиозной организацией деструктивного характера следует понимать организацию, представляющую угрозу охраняемым законом правам и свободам человека и гражданина, проповедующую религиозную идеологию и осуществляющую деятельность, направленную на ослабление или разрушение духовного, психического или физического здоровья личности, осуществляющую призывы к насилию, вседозволенности, к разжиганию межрелигиозной и межнациональной розни, побуждающую к отказу от исполнения гражданского долга, семейных обязанностей, норм общественного порядка, нравственности и морали.

В результате диссертационного исследования автор приходит к выводу о необходимости включения в Федеральный Закон РФ от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» отдельной статьи закрепляющей определение религиозной организации деструктивного характера.

2. В специальной ^литературе встречаются попытки классификации религи озных организаций деструктивного характера по различным основаниям. Более логично указать группы данных организаций по степени их общественной опас ности.

Отнесение религиозных организаций к категории деструктивных осуществляется через криминальную направленность их вероучения и культовой практики: - секты, открыто проповедующие и реализующие через культовую практику деяния, посягающие на общественные отношения, охраняемые уголовным законодательством; * 10 . религиозные секты, в вероучениях в которых присутствуют отдельные положения антиобщественной направленности, но они открыто не проповедуются и не используются при осуществлении культовой практики данных организаций, являясь частью тайного знания, доступного только для духовных лидеров и организаторов сектантских общин; религиозные организации, основанные на вероучении мировых религиозных систем, но отделившиеся от них в результате политических или идеологических разногласий и использующие в своей культовой практике притеснения либо ограничения охраняемых прав и свобод своих,последователей.

3. Основными причинами и условиями сохраняющейся преступности, связанной с деятельностью религиозных организаций деструктивного характера, являются - последствия политических,, экономических, социальных и идеологических потрясений; связанных.с политическими преобразованиями политики второй по- ловины80-х- начала 90-х годов XX века; . -отсутствие чётко определённой; и законодательно'закреплённой; политики государства в сфере отношений; с нетрадиционными религиозными общественными организациями; несовершенство- законодательства в вопросах ограничения: деятельности деструктивных религиозных культов и тоталитарных сект и пресечения их противоправной деятельности на территории России; недостаточное использование правоохранительными органами возможностей традиционных общественных религиозных организаций страны, особенно возможностей Русской Православной Церкви Московского патриархата, в снижении уровня преступлений на религиозной почве, а также в выявлениидеструктив-ных культов и тоталитарных сект, действующих под прикрытием гуманитарных, образовательных, научных и коммерческих организаций. отсутствие государственного контроля за деятельностью средств массовой информации^ вопросах популяризации нетрадиционных для государства религиозных организаций;' - низкий уровень профессиональной подготовки сотрудников правоохрани тельных органов по вопросам религиозного сектантства в современной России и противодействию антиобщественным проявлениям этого социального проявле ния;

4. Основными направлениями предупреждения преступлений, связанных с противоправной деятельностью религиозных организаций деструктивного харак тера, являются разработка и принятие нормативно-правового обеспечения предупредительной деятельности, которое бы выражалось в системе нормативно-правовых актов, прямо направленных на борьбу с религиозным экстремизмом и распространением деструктивных религиозных культов и тоталитарных сект; разработка конфессиональной политики, исключающей возможность появления и распространения религиозных организаций деструктивного характера, проповедующих религиозную идеологию и взгляды антисоциальной направленности; создание при Правительстве Российской Федерации межведомственного совета по координации противодействия распространению деструктивных религиозных культов на территории Российской Федерации; организация и проведение обязательной религиоведческой*экспертизы при регистрации новых религиозных организаций, проповедующих нетрадиционную для народов России религиозную идеологию.

5. Направления деятельности ОВД по предупреждению преступлений, со вершаемых членами религиозных организаций деструктивного характера: создание в системе органов внутренних дел специализированных подразделений, основным направлением служебной деятельности которых являлось бы обозначение оценки религиозных организаций на предмет их деструктивности и контроль над их деятельностью, а также осуществление специальных профилактических мероприятий по пресечению противоправной деятельности*подобного рода организаций; на уровне Департамента кадрового обеспечения МВД России необходимо

12 ввести в систему профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел методические рекомендации по определению степени деструктивности той или иной нетрадиционной религиозной организации; в целях улучшения информационного обеспечения профилактической деятельности преступности, связанной с деятельностью деструктивных культов, необходимо ввести в форму статистической отчётности ГИАЦ МВД России разделов: «Совершено преступлений религиозного характера», «Выявлено лиц, совершивших преступления религиозного характера»; органам внутренних дел необходимо взаимодействовать с традиционными религиозными организациями России, и прежде всего с Русской православной церковью Московского Патриархата, которая располагает богатейшими знаниями в области современного религиозного сектантства и опытом в вопросах обнару-жения деструктивности в деятельности новых религиозных организаций;. в системе ведомственных учебных заведений необходимо выделить отдельную специализацию для подготовки специалистов по борьбе с религиозным экстремизмом.

Принимая во внимание рост преступлений против жизни и здоровья, в частности убийств совершённых членами религиозных организаций деструктивного характера в целях исполнения различного рода культовых обрядов и ритуалов предлагаем дополнить ч. 2 ст. 105 УК РФ «Убийство» пунктом «о»: «Убийство с целью исполнения религиозного ритуала».

В целях пресечения практики склонения лидерами религиозных сект своих последователей к отказу от медицинской помощи предлагается включить в Уголовный кодекс статью 125' «Склонение к отказу от медицинской помощи по религиозным мотивам» следующего содержания: «Склонение к отказу от оказания медицинской помощи лиц, находящихся в опасном для жизни и здоровья состоянии по религиозным мотивам».

В качестве квалифицированного признака необходимо предусмотреть ответственность за тоже деяния совершённое в отношении заведомо несовершеннолетнего.

8. Для нейтрализации распространения антиобщественной религиозной идеологии предлагается ввести в Уголовный кодекс статью 239' «Реклама рели гиозного объединения, посягающего на личность и права граждан» следующего содержания: «Реклама религиозного объединения, деятельность которого сопряжена с насилием над гражданами или иным причинением вреда их здоровью либо с побуждением граждан к отказу от исполнения гражданских обязанностей или к совершению иных противоправных деяний».

9. Авторский проект методических рекомендаций по защите сотрудников органов внутренних дел от влияния религиозных организаций деструктивного ха рактера.

Структура и объём диссертации определены в соответствии с её целями и задачами. Работа состоит из введения, трёх глав, включающих в себя восемь пара- -. графов, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Определение понятий: «секта», «культ», «деструктивное вероисповедание», «религиозная организация деструктивного характера», «религиозная преступность», «духовная безопасность»

Для криминологической характеристики деструктивных религиозных организаций необходимо дать определения и раскрыть содержание таких понятий, как секта, культ, тоталитарная секта, деструктивный культ, деструктивное вероисповедание, деструктивная религиозная организация, духовная безопасность, религиозная преступность и т. п. Среди исследователей, занимающихся изучением сектантства и его роли в современной общественной жизни, нет общей точки зрения на представленную терминологию, но все исследователи едины во мнении, что тоталитарные секты имеют антисоциальный характер и, исходя из этого, определяют перечисленные понятия.

Секта (от лат. означает «школа, учение») - это один из типов религиозных объединений. Для сект характерна претензия на исключительность своей роли, доктрины, ценностей. С этим связаны тенденции к изоляции, резко выражено стремление к «духовному перерождению» её членов, признаком которого считается строгое соблюдение определенного нравственного кодекса и ритуальных предписаний. Данные признаки, которые не оформлены в строгом определении, дают представление о сектантстве в целом. Термин «сектантство» введен в религиозную практику официальными церквями1, которые стремились подчеркнуть свое превосходство, свою «истинность».

Согласно определению толкового словаря В. Даля, секта - братство, принявшее своё отдельное учение о вере; согласие, толк, раскол или ересь .

Любая секта появляется; тогда, когда какой-либо человек не доволен традиционной религией (ее доктринальными и нравственными принципами, религиозной властью или поведением членов религиозной общины). Уходя из общины, он увлекает за собой нескольких своих сторонников. Он убежден в своей правоте и вине религии в «потере истины». Его группа монополизирует истину изведет «борьбу за спасение душ» и за уничтожение религии, «которая стала орудием дьявола и местом проклятия».

Слово «ересь» происходит от греческого слова, обозначающего «выбор», отклонение, от догматов официальной христианской религии. Еретик - сторонник еретического вероучения; это человек, который из целостности правд веры:; выбрал или деформировал какую-либо часть, правды, чтобы ее пропагандировать, вследствие чего он! становится вероотступником1.

Христианская церковь с самого-начал а относилась к вероотступникам очень . серьезно.. В те времена; когда христианство было государственной? идеологией, над ними совершались суды и принимались к ним очень жесткиесанкции. Оценка этого явления и по сей день-однозначно отрицательна: еретики угрожают орто ДОКСИИЇ (целостностиг и правдивости веры), а также разбивают объединенных ве рой людей, разделяют общество; что-считается ненужной государству; и Церкви деструктивностью. Єлово деструктивность происходит от лат., destructio, что-означает «разрушительность; стремление к порче; неплодотворность; нарушение правильного, нормального строения чего-либо; нарушение нормальношструктурьгчего-либо» .

Природу проявления агрессивности, жестокости и кровожадности человечество пыталось, разгадать на протяжении тысячелетий. Именно с проявлениями вышеуказанных явлений, традиционно ассоциируется; преступная деятельность в общественном сознании. В них причины неисчислимых людских бед, страданий и трагедий; В XX в. значительный; шаг вперед в решениюэтой проблемы сделал немецкий ученый Э. Фромм , по мнению которого деструктивность раскрывается как злокачественная агрессия, проявляющаяся через человеческую страсть к абсолютному господству над другими живыми существами, а также в желании разрушать.

В социологии деструктивность понимают как разрушение, исходящее от человека и направленное вовне, на внешние объекты, или внутрь, на самого себя2.

Природа человеческой деструктивное социальна. Её истоки в пороках культуры и образа жизни человека. Ни у животных, ни у далеких- предков человека (первобытных охотников и собирателей плодов) деструктивность не выявлена.

Криминологическая наука признаёт постулат о качественном различии, имеющемся между отдельными преступлениями и преступностью как множест-венном (массовом) социальном феномене . Именно такой подход к преступности позволяет некоторым исследователям рассматривать криминологию как социоло- гию преступности.

Криминология, как и социология девиантности, изучает наркотизм, пьянство, самоубийства и иные социальные девиации. Преступность рассматривается как разновидность социальных девиаций, а деструктивность как коллективное проявление девиантного поведения.

Принимая во внимание всё вышесказанное, можно раскрыть деструктивность с позиции криминологии как вид коллективного поведения,. представляющего угрозу для криминологической безопасности, посягающего на- охраняемые законом интересы, направленного на разрушение устоявшихся и повсеместно принятых норм морали, норм общественных организаций, норм традиций, обычаев- и ритуалов, обеспечивающих наиболее целесообразное и гармоничное функционирование общества в соответствии с потребностями его развития.

Сектантские и еретические движения в истории России

Изложение истории религиозной культуры России и; связанных с ней сектантских, еретических и раскольнических течений требует объёмного исследования, которое затрагивает громадный хронологический период только официальной общепринятой, опирающейся? на,материальные свидетельства и факты исторической: науки. Поэтому автором диссертационного исследования предпринята попыткапизложения истории религиозных течений деструктивного характера, которые: по своей сути и религиозной деятельности покушались на основы государственности, также выступали против традиционных устоев и иерархии Русской

Православной Церкви, представляя тем самым угрозу для двух ветвей власти -светской и церковной, которые на протяжении достаточно долгого периода русской истории вместе формировали общественно-политический строй государства и уклад жизни народа.

Применительно к теме диссертационного исследования именно противодействие и пресечение деятельности еретических и сектантских религиозных течений деструктивного характера представителями органов светской и церковной власти с XIV по начало XX веков - в период, связанный с наибольшими проявлениями деятельности подобного рода сект и ересей, - представляют особый интерес, так как исторический опыт может быть полезен в решении проблем, связанных с религиозными сектами и тоталитарными культами, появившимися в постсоветской России за последние 15-20 лет.

Первые появления религиозных ересей на Руси относятся к X-XI вв., перио ду признания православного христианства в качестве государственной религии, как правило, это были секты языческого происхождения, открыто противостояв шие распространению православия1. В тот же период начинают появляться раз личного рода еретические христианские секты как отечественного, так и зарубеж ного происхождения, с которыми велась активная борьба. Примером-того, что деятельность представителей еретических религиозных течений характеризовалась как противоправная, могух служить сложившийся к ХІГвеку так называемый «Устав князя Владимира», а также «Святительское поучение» XIII века, в которых, наряду с другими категориями» преступников, упоминаются и еретики".

Однако массовых и широких проявлений деструктивной деятельности еретических сект зафиксировано не было: вплоть до XIV века исторические источники не содержат прямых известий о сколько-нибудь значительных еретических движениях на территории Руси.

Так, дошедшие до нас сведения о киевских еретиках XI - XII веков Андрея не и Дмитре читаются в Никоновской летописи XVI века и. не подтверждаются более ранними источниками. Более достоверно известие той же летописи о каком-то еретике начала XIV века, которого «перепре» (переспорил) митрополит Пётр. Это известие перекликается с любопытной записью, имеющейся на «Евангельских чтениях» Антониева-Сийского монастыря (XIV века); в ней московский князь Иван Калита восхваляется в частности и за то, что «при его державе» прекратились «безбожные ереси»1.

По-видимому, первыми широкими еретическими движениями, оставившими глубокий след в русском обществе, являются ересь стригольников XIV-XV веков и новгородско-московская ересь «жидовствующих» конца XV - начала XVI веков.

Учение «стригольников» возникло во второй половине XIV века среди низ шего духовенства, церковнослужителей и небольшого числа посадских людей Новгорода и Пскова". Последователи религиозного учения «стригольников» вы ступали против церковной иерархии, признавая истинной только древнюю апо стольскую церковь, критиковали образ жизни священников, проповедовали аске тизм, подвергали сомнению церковные таинства и отвергали церковные покаяния.

С точки зрения духовенства того времени, «стригольник», «стригольники» уничижительное; постоянно напоминающее о неполноправности, низверженно сти, незаконности как самого человека, считавшего себя учителем народа, так и его учеников, тоже стремящихся к проповеднической деятельности. «Стриголь I ник» - это обозначение лидера еретического движения расстриги Карпа; с которо , го был снят священный сан дьякона и который был отлучён от церкви за свои ере тические проповеди. Первоначально слово «стригольник» обозначало персонально самого Карпа после снятия с него сана, но в дальнейшем оно распространилось и на всех его учеников и последователей, что нашло своё отражение в летописях того времени как «стригольниковы ученики» и «стригольникова ересь»

Уголовно-правовая характеристика деятельности деструктивных религиозных сект

Деятельность так называемых новых религиозных организаций, прочно обосновавшихся на территории нашей страны с конца 80-х годов XX века, очень часто имеет ярко выраженную криминальную характеристику, особенно это относится к деятельности религиозных организаций сатанистской, неоязыческой, псевдоиндуистской и псевдобиблейской направленности.

Противоправная деятельность деструктивных религиозных организаций вытекает из криминальных наклонностей их внутренней жизни, методов вербовки и психологической обработки своих членов, форм действий против традиционных для России религий, формирования и распространения антисоциальных мировоззренческих установок. Противоправная деятельность,заключается также в подмене традиционных норм морали и нравственности внутригрупповыми нормами поведения, трактуемыми духовными лидерами, исходя из доктрины религиозной секты.

Криминальные наклонности деструктивных религиозных организаций также вытекают из их фанатичности и деформированности понимания1 цели жизни, вседозволенности выбора средств ее достижения, а также слепой подчиненности своим духовным лидерам и руководителям. Кроме ритуальных противоправных действий они часто совершают и провоцируют общеуголовные преступления. Например, с вовлеченных подростков требуют деньги, подталкивая их на попрошайничество, сбор пожертвований и даже кражи у собственных близких, вынуждают членов секты к отказу от прав на личное движимое и недвижимое имущество-путём его переоформления в пользу религиозной организации или духовных лидеров, провоцируют использование физического насилия в отношении идеологических оппонентов, а также в отношении бывших членов секты покинувших её по различным мотивам. В ходе своих семинаров и обучающих программ используют различные методы психологического и прямого физического насилия, трактуя эти действия- как необходимое условие на пути достижения духовного развития личности.

Несмотря на. внешнее разнообразие сект, их внутренние правила схожи. Члены секты подчиняются жесткой дисциплине, носящей часто характер тоталитарного порабощения с подавлением личности. У многих российских сект руководящие центры и основные источники финансирования находятся за-рубежом. Авторитет учителя- в сектах чрезвычайно высок. Под ним находятся близкое окружение (доверенные лица), среднее звено - активисты и рядовые сектанты. Иерархические структуры сект и преступных группировок весьма схожи. Во имя интересов секты их членам обычно разрешаются любые поступки: обман, предательство и т. п. вплоть до уголовно наказуемых деянии. Секты почти всегда тщательно скрывают свои интересы и задачи. Правду знает лишь узкий круг верхних руководителей сект. Принцип утаивания применяется относительно внешнего мира, а внутри самой секты вводятся многослойные уровни посвященных. В печатных изданиях (в большинстве анонимных) истинные цели не публикуются. Вместе с тем руководители многих сект (учителя) активно взаимодействуют между собой в вопросах построения отношений с государственными органами и традиционными религиозными конфессиями, особенно в конфликтных ситуациях. Несмотря на внешнюю пестроту и даже разнополярность сект, они стремятся помогать друг другу, причем, как показывает практика, делают это быстро и чаще всего скрытно1.

По общему мнению исследователей современного религиозного сектантства, крайне агрессивными и очень криминальными, выделяющимися даже на общем отрицательном фоне тоталитарных сект являются религиозные организации сатанистской ориентации.

Криминальный характер сатанинских и демонических культов . Лидеры сатанистов неоднократно характеризовались прессой как чрезвычайно распущенные садисты и мазохисты. Регулярно в средствах массовой информации появляются сообщения о жестоких преступлениях с участием адептов различного рода сатанинских культов. Назовём наиболее громкие из официально известных преступлений.

1. Ритуальное убийство в Пасхальную ночь 1993 г. в Оптиной пустыни трех монахов; в целом с 1988 года ритуальными способами (объясняемыми с точки зрения современной медицины как психические отклонения) убиты несколько видных священнослужителей Русской Православной Церкви.

2. Ритуальное убийство 16-летней девушки сатанистами в г. Канске Красноярского края (1995 г.).

3. Осуждение в 1995 г. в г. Ивано-Франковске трех адептов сатанинского культа за «осквернение могил».

4. Ритуальное убийство - жертвоприношение ребёнка в г. Бресте в октябре 1995 г..

5. Осквернение сатанистами Свято-Духова кафедрального собора в Минске в ночь с 23 на 24 июля 1996 г. (порча черной краской мозаичных икон Пресвятой Троицы, святых Иоанна Предтечи, учителей словенских Кирилла и Мефодия, нанесение культовой антихристианской символики, кощунственных надписей, выражающих прямую угрозу физического уничтожения христиан).

6. Поджег православного храма в г. Заславль в октябре 1996 г1.

7. 19 сентября 1998 года двое молодых людей убили подростка в его собственной квартире во время совершения магического ритуала. Они сообщают, что убийство должно было дать им дополнительные магические способности. Когда пострадавший стоял на коленях, его дважды ударили ножом в живот, после чего ритуальным мечом убийцы практически снесли ему голову. В комнате горели свечи, повсюду лежала оккультная литература и сатанинские символы2.

8. 12 января. 2000 года в Московской области четверо молодых, членов са танистской секты, убили юношу во время ритуального жертвоприношения. Преступники распяли молодого человека на кресте, вскрыли ему вены, а затем отрезали голову. После обряда они вывезли труп в лес и закопали1.

9. 20 января 2003 года в Санкт-Петербурге сатанисты совершили ритуальное убийство девушки, написав на ее лбу слово «дьявол»".

10. В апреле 2005 года в Красноярске одновременно пропали пятеро детей, позднее сожжённые тела красноярских школьников были обнаружены в коллекторе. По заключению экспертов перед сожжением тела детей были обескровлены, что говорит- о явном характере ритуального убийства, совершённого сатаниста-ми3.

11. 19 ноября 2006 года двое молодых людей совершили ритуальное убийство 50-ти летнего безработного. Потерпевшего избили ногами, а затем исполосовали ножом, стремясь нанести в сердце именно 13 ударов. Задержанные молодые люди пояснили, что давно придерживаются сатанистских взглядов и поклоняются Люциферу4.

Основные направления предупреждения преступности, связанной с противоправной деятельностью религиозных организаций деструктивного характера

Одна из главных задач, стоящих перед криминологической наукой, - это разработка действенных мер по предупреждению такого негативного социального явления, как преступность, а также постоянное совершенствование этих мер с учётом изменения качественных и количественных характеристик преступности и появления новых видов преступности, появляющихся в результате политических, экономических, идеологических и технических преобразований как российского общества, так и мирового сообщества в целом.

Предупреждение преступности - это деятельность государствами общества; направленная против преступности с целью удержания её на социально терпимом уровне посредством устранения или нейтрализации порождающих её причин1.

Предупреждение преступности осуществляется государством через деятельность правоохранительных органов, одно из центральных мест в системе которых занимают органы внутренних дел, выполняющие значительный объём работы по профилактике такого социального явления, как преступность.

В многочисленных правовых документах и научных трудах очень часто используется термин «борьба с преступностью». Данный термин представляет собой систему мер, направленных на устранение причин и условий, порождающих преступление и преступность и влияющих на их развитие.

Также борьба с преступностью подразумевает воздействие на лица, совершающие преступления, саму преступность в целях недопущения рецидива пре ступлений и самодетерминации преступности1.

В 1998 году коллективом криминологов во главе с Г. МІ Миньковским разработан законопроект, получивший название «Об основах предупреждения пре-ступлений»", в котором был употреблён термин «предупреждение преступности». Данный термин принят в криминологии многими учёными и означает целенаправленное воздействие на причины и условия преступности.

Из множества толкований данного криминологического термина наиболее детализированное его определение даётся академиком В1. Н. Кудрявцевым и профессором В. Е. Эминовым.

Предупреждение преступности - многоуровневая система мер и осуществляющих их субъектов, направленная на: а) выявление и устранение либо ослабление и нейтрализацию причин преступности, отдельных её видов, а также способствующих им условий; б) выявление и устранение ситуаций на определённых территориях или в определённой среде, непосредственно мотивирующих или провоцирующих совершение преступлений; в) выявление в структуре населения групп повышенного криминального риска и снижение этого-риска; г) выявление лиц, поведение которых указывает на реальную возможность совершения преступлений, и оказание на них сдерживаю щеголи корректирующего воздействия, а в случае необходимости - и на их ближайшее окружение3.

Предупреждение преступности является системой, включающей в себя объекты профилактики, её основные уровни и формы, меры предупредительного воздействия и субъекты, осуществляющие эту работу.

К объектам профилактики относятся: - процессы и явления экономического, социального и политического, психологического, духовного характера и другие факторы, обуславливающие состояние и динамику преступности; - деятельность людей, которая должна соответствовать нормам права и общественного взаимодействия, при этом характер деятельности может быть профессиональным, административно-управленческим, технологическим и т. д.; - личность преступника, понимаемая как социальный процесс формирования её криминогенно значимых свойств и качеств

В системе предупреждения преступности выделяют три основных уровня и три соответствующие им формы профилактики преступности: общесоциальный (общесоциальная профилактика), специально-криминологический (криминологическая профилактика) и индивидуальный (индивидуальная профилактика).

Общесоциальный уровень включает в себя деятельность государства, общества, их институтов, направленную на разрешение противоречий в области экономики, политики, идеологии, социальной жизни, в нравственно-духовной сфере и т. д. Она осуществляется различными органами государственной власти и управления, общественными формированиями, для которых функция предупреждения преступности не является главной и профессиональной ".

Специально-криминологический уровень предупреждения преступности нацелен именно на преступность, а точнее на отдельные виды преступлений и их конкретные проявления, их причины и условия, лиц, совершающих и способных-совершить преступления. Он включает те способы и средства воздействия, которые применяются в связи с необходимостью устранения криминогенных факторов или интенсификации факторов, препятствующих преступлению, и не преследуют никаких задач, не связанных с исполнением уголовного закона.

Индивидуальный уровень представляет собой деятельность в отношении конкретных правонарушителей. Индивидуальную профилактику можно разделить на четыре вида: раннюю, непосредственную, пенитенциарную и постпенитенциарную

Похожие диссертации на Религиозные организации деструктивного характера и специфика предупреждения органами внутренних дел их криминальной деятельности