Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Ответственность за посягательство на собственность по мусульманскому уголовному праву Елаян Гасан Фадель

Ответственность за посягательство на собственность по мусульманскому уголовному праву
<
Ответственность за посягательство на собственность по мусульманскому уголовному праву Ответственность за посягательство на собственность по мусульманскому уголовному праву Ответственность за посягательство на собственность по мусульманскому уголовному праву Ответственность за посягательство на собственность по мусульманскому уголовному праву Ответственность за посягательство на собственность по мусульманскому уголовному праву Ответственность за посягательство на собственность по мусульманскому уголовному праву Ответственность за посягательство на собственность по мусульманскому уголовному праву Ответственность за посягательство на собственность по мусульманскому уголовному праву Ответственность за посягательство на собственность по мусульманскому уголовному праву
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Елаян Гасан Фадель. Ответственность за посягательство на собственность по мусульманскому уголовному праву : Дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.08 : Махачкала, 2000 189 c. РГБ ОД, 61:00-12/469-1

Содержание к диссертации

Введение

Общая характеристика преступлений против собственности по мусульманскому законодательству

Понятие и формы собственности по мусульманскому праву

Уголовно-правовая охрана собственности по мусульманскому праву

Основные виды имущественных преступлений по мусульманскому праву

Уголовная ответственность за кражу по мусульманскому законодательству

Понятие, виды и элементы кражи по мусульманскому праву

Квалифицирующие обстоятельства кражи

Наказание за кражу по мусульманскому праву

Особенности ответственности за неоконченные и соучастие в преступлении против собственности по мусульманскому уголовному праву

Ответственность за неоконченные преступления против собственности

Ответственность за соучастие в преступлениях против собственности

Список использованной литературы

Введение к работе

Актуальность темы исследования. В последние годы российские и зарубежные исследователи все чаще обращаются к изучению мусульманского права, в том числе и уголовного. Интерес к этой проблематике представляется вполне закономерным, если учесть глубокое влияние, которое оказало мусульманское право на историю государства и права целого ряда стран Востока. В современных условиях при регулировании многих важных сфер общественных отношений традиционное мусульманское право вытеснено вновь принятым законодательством, особенно в странах бывшего соцлагеря.

Мусульманское право является одной из основных правовых систем мира. Для исследователя, представляющего европейскую правовую традицию, оно интересно по причине значительных различий между ним (правом) и европейскими правовыми системами - евро-континентальной (романо-германской) и системой общего права (англосаксонской).

Мусульманское право представляет собой правовую традицию, расцвет которой приходится на средневековье исламского мира,- В своем классическом виде это право существовало в теократических исламских государствах, халифатах и т.п. В настоящее время мусульманское деликтное право сохранило свои позиции универсально в своем традиционном виде в Саудовской Аравии, Йемене, Омане, Судане, Иране и некоторых княжествах Персидского залива. В остальных арабских странах в положении мусульманского права произошли серьезные изменения, связанные, прежде всего, с тем, что в правовых системах этих стран оно постепенно уступило ведущее место законодательству, основанному на рецепции западноевропейских образцов. Однако и в этой группе можно проследить несколько аспектов влияния традиционно-мусульманского уголовного права.

Нормы традиционного мусульманского права преследуют цель защиты пяти основных ценностей - религии, жизни, разума, продолжения потомства и собственности. Посягательство против собственности представляют собой та-

кие преступления, которые затрагивают самые основы мусульманского общества. Поэтому защита собственности от преступных посягательств составляет одну из важнейших функций исламского государства.

Во многих арабских стран, например, в Иордании, Саудовской Аравии и Ливане, основной акцент делается на всестороннее укрепление и развитие частной собственности, являющейся экономической основой этих государств, обеспечивающей, по мнению их руководителей, возможность дальнейшего развития по пути социального прогресса. Именно в связи с этим частная собственность объявляется в шариате и в конституциях арабских стран священной и неприкосновенной.

Социально-экономическое лицо некоторых других арабских стран (Сирия, Ирак) определяется государственным сектором экономики. Однако, частная собственность там сохраняет свое значение и пользуется даже более повышенной и эффективной защитой, чем государственная, о чем свидетельствует уголовное законодательство. От доминирующей в той или иной стране формы собственности зависит не только социально-экономическая, политическая, но и правовая жизнь данной страны.

Право собственности по мусульманскому праву гарантируется законом, охраняется от правонарушений гражданско-правовыми, административно-правовыми и уголовно-правовыми средствами. Проблема уголовно-правовой охраны собственности в мусульманском праве на сегодняшний день пока далека от своего разрешения. Она продолжает оставаться одним из важнейших предметов исследования не только в юридической, но и в экономической, социальной и других областях науки. Данная проблема приобретает особую актуальность и в связи с тем, что преступления против собственности являются самыми распространенными среди других уголовно-наказуемых деяний. Наблюдается неуклонный рост числа преступлений против собственности, который в некоторых странах принял угрожающий характер, превратившись в одну из острейших социальных проблем. Данная проблема также приобретает особую актуальность еще и потому, что преступления против собственности причиня-

5 ют огромный ущерб, который губительно сказывается на осуществлении различных социально-экономических и культурных программ.

О значении рассматриваемой проблемы свидетельствует еще один немаловажный показатель. По мусульманскому уголовному праву такие имущественные преступления, как кража и разбой, относятся к категории «хадд», ответственность за которые прямо установлена в Коране. О значении преступления против собственности свидетельствует также другой показатель, а именно количество норм уголовного законодательства арабских стран, посвященных преступлениям против собственности составляет около 25% норм Особенной части.

Уголовно-правовым нормам об ответственности за преступления против собственности отводится решающаяся роль в борьбе с этими преступлениями, в их предупреждении. Конечно, предупреждение преступления против собственности также следовало бы осуществлять путем устранения причин, их порождающих, что в условиях арабских стран является пока весьма сложной задачей. Тем не менее, совершенствование норм ответственности за преступления против собственности, а иногда принятие качественно новых, логически целесообразных, отвечающих потребностям общественного развития норм, их правильное применение и соблюдение могло бы положительно сказаться на предупреждении этих преступлений.

Важность и недостаточная разработанность этих проблем определили необходимость специального изучения особенностей мусульманского законодательства по исследуемому кругу вопросов, что и обусловило разработку данной темы.

Объектом исследования являются урегулированные нормами традиционного мусульманского права и официального уголовного законодательства арабских стран общественные отношения в сфере охраны собственности и борьбы с хищениями чужого имущества.

Предметом исследования являются системы норм традиционного (шариатского толка) мусульманского уголовного права и нормы официального уго-

ловного законодательства мусульманских стран об ответственности за посягательство на собственность, за хищения чужого имущества, а также материалы судебной практики ряда арабских стран.

Цели и задачи исследования. Основная цель данного исследования заключается в проведении всестороннего сравнительно—правового анализа норм мусульманского шариатского толка уголовного права, норм официального уголовного законодательства отдельных арабских стран, положения доктрины и судебной практики об ответственности за преступления против собственности с особым акцентом на трактуемого в широком диапазоне преступления в виде кражи чужого имущества.

Автор также ставит своей целью не только выявить наиболее характерные тенденции развития мусульманского права в этой области, но и обозначить особенности уголовного законодательства отдельных арабских стран об ответственности за имущественные преступления. При этом были рассмотрены как вопросы Особенной части уголовного права (составы отдельных преступлений, с более подробным анализом уголовной ответственности за такой относительно распространенный вид преступления, как кража, его составные элементы и квалифицирующие признаки, меры ответственности и наказания), так и ряд институтов в Общей части (соучастие, стадии преступления), поскольку лишь с учетом их применения к преступлениям против собственности можно правильно оценить и круг деяний, находящихся в сфере уголовно-правовой охраны.

Цель исследования определила основные задачи:

  1. Показать общие и специфические черты норм мусульманского уголовного законодательства об ответственности за преступления против собственности, законодательную базу той или иной страны в этой области;

  2. Дать характеристику основных видов имущественных преступлений, предусмотренных в мусульманском уголовном праве;

  3. Проанализировать факторы, оказавшие влияние на современное уголовное законодательство арабских стран;

  1. Показать повышенную общественную опасность преступлений против собственности, обосновать необходимость ее повышенной и более эффективной охраны;

  2. Проанализировать с большим акцентом основные признаки кражи, её квалифицирующие признаки, наказания за её совершение и другие аспекты уголовной ответственности за данное преступление;

  3. Сделать соответствующие выводы и выдвинуть конкретные предложения по совершенствованию норм арабского уголовного законодательства и положений доктрины, касающихся ответственности за преступления против собственности.

Методологическая и теоретическая основа работы. Методологической основой исследования служат основополагающие категории современной материалистической диалектики. В ходе работы над диссертацией автор использовал исторический, сравнительно-правовой, формально-логический, а также метод обобщения и анализа опубликованных материалов судебной практики. Переосмыслены традиционо-доктриальная основа мусульманского права, изучены уголовные законодательства арабских стран, источники права некоторых зарубежных стран (Франции и др.). При подготовке диссертации автор опирался на исходные положения Корана и конституции некоторых арабских странах. Выводы диссертации базируются на анализе как нового, так и ранее действующего уголовного законодательства, руководящих разъяснений Кассационного суда Иордании, Египта и Сирии, трудов и концепций ведущих ученых в областях мусульманского уголовного права, а также статей периодических изданий, содержащих фактический материал относительно избранной темы.

При разработке основных категорий и понятий автор опирался на положения, имеющиеся в трудах российских юристов, таких как: Г.Н.Борзенков, Бо-ронбеков С, М.А.Гельфер, И.Д.Козочкина, В.А.Лихачева, Наумова А.В., Г.И.Муромцев, В.А.Пантелеева, Л.Р.Сюкияйнена, М.А.Сулатаева, В.Е.Чиркин, М.С.Хайдарова, а также на труды западных авторов - Р.Давида, Р.Шарля и др. Работы указанных и других юристов оказали несомненную помощь в построе-

8 ний структуры диссертации, в последовательном анализе затрагиваемых в ней

вопросов, в обосновании сделанных выводов и предложений по совершенствованию уголовного законодательства соответствующих стран.

Одновременно широко изучены и использованы законодательство арабских стран, судебную практику и научные труды, а также комментарии известных арабских правоведов и юристов, таких как: Абдель Кадер Ода, Джунди Абдель Малик, Абдурахман Тауфик, Камель Ассаид, Махмуд Мустафа, Абдель Мухаймен Бакр, Аль-Маварди, Абдель Азиз Амер, Субхи Махмасани, Июрагим Десуки, Мухаммед Мадкур, Бен Теймийа, Атыйя Машрафа и многих других.

Научная новизна исследования. В российской юридической литературе отсутствуют пока специальные работы по данной проблематике. Интерес российских юристов к мусульманскому уголовному праву проявляется, прежде всего, в изучении общих проблем этой отрасли с точки зрения процесса его становления, общей направленности, роли и значения в системе правовой надстройки. В этом плане многие проблемы Особенной части, в том числе те, которые связаны с ответственностью за преступления против собственности по традиционному мусульманскому праву, остаются малоизученными и данное исследование является попыткой автора восполнить этот пробел.

Работа представляет по существу комплексное исследование проблемы ответственности за посягательство на собственность по мусульманскому праву. Использование сравнительного метода позволило выявить общие черты, характерные для традиционного мусульманского права и уголовного законодательства ряда арабских стран по вопросам ответственности и наказания за кражу. Системный подход дал возможность рассмотреть эту проблему в комплексе, показать взаимосвязь разных ее аспектов, обнаружить отдельные противоречия и недостатки.

Основные положения, выносимые на защиту. По результатам проведенного исследования на защиту выносятся выводы и предложения, имеющие, по мнению автора, как теоретическое, так и практическое значение.

1. Мусульманское уголовное право не содержит единой, четко определенной системы норм об ответственности за преступления против собственно-

9 сти. Основное внимание традиционное мусульманское деликтное право (шариат) уделяет краже и разбою.

  1. Степень и характер уголовно-правовой охраны собственности по шариату зависит от того, является ли то или иное имущество общественным или индивидуальным.

  2. Имущественные преступления по шариату делятся на две категории: а) преступления, представляющие наибольшую опасность, посягающие на «право Аллаха» и вместе с тем на интересы мусульманской общины в целом. К ним относятся кража и разбой; б) имущественные преступления категории «тазир». К ним относятся все иные преступления, посягающие на собственность, такие как: мошенничество, злоупотребление доверием и т.д.

  3. Необходимость расширения понятия «разбоя» по мусульманскому уголовному праву. С этой целью диссертант предлагает свое определение этого понятия.

  4. Имущественные преступления категории «хадд» (кража и разбой) по мнению мусульманских правоведов являются пригодными для всех времен и обществ, так как они исходят от Аллаха и его пророка. Они выступают против их отмены, изменения или усовершенствования. Иными словами, фактически отвергается возможность развития правовой мысли в области уголовного права, как бы этого ни требовала современная жизнь и логика развития законодательства и судебной практики.

  5. Нельзя, однако, отрицать, что возрождение и применение традиционного мусульманского уголовного права в ряде мусульманских стран привели к сокращению числа имущественных преступлений в отдельности и преступности в целом. При этом надо иметь в виду, что мусульманское право действует в тесном контакте с иными элементами исламской системы, особенно с религиозными правилами поведения и обычаями, которые в целом обеспечивают жесткий контроль за взаимоотношениями и связями людей в социальной среде.

  6. Образование состава кражи по традиционному мусульманскому уголовному праву связано с наличием трех обязательных условий: завладение

10 имуществом из охраняемого объекта; отчуждение собственности у потерпевшего и «переход» ее в собственность чужого лица. Украденное имущество должно достигать суммы, установленной шариатом. Отсутствие хотя бы одного из перечисленных признаков ведет к тому, что деяние не может квалифицироваться как «хадд», предусматривающего суровое наказание в виде отсечения конечностей.

  1. Понятие «тайное завладение» по шариату соответствует понятию «хищение», применяемому законодательными актами. Однако нормы шариата устанавливают дополнительный признак состава кражи, наказуемый как хадд: кража должна быть совершена из охраняемого объекта. По существу, речь в данном случае идет о квалифицированном составе кражи, так как, если незаконное завладение чужим имуществом имеет место не из охраняемого объекта, то оно также наказуемо лишением свободы, но не считается хаддом, влекущим отсечение конечностей.

  2. Учитывая, что в уголовном законодательства ряда арабских стран кража трактуется неадекватно шире, предлагается выделять в самостоятельные составы хищения факта открытого, насильственного или вооруженного завладения чужим имуществом, расценивая их как грабеж или разбой.

  1. Система наказания, применяемая за кражу имущества, дифференцирована в зависимости от ценности имущества и его индивидуальных особенностей, притом ценность определяется не только его стоимостью, но и значимостью для потерпевшего.

  2. Воздействие традиционного мусульманского права на современные уголовные законодательства Иордании и Палестины является незначительным, уступив место правовым традициям западных государств, в особенности французскому праву (Уголовного кодекса времен Наполеона- 1810 года).

  3. В связи с политической активизацией ислама, в ряде других арабских стран наблюдается тенденция к возрождению принципов и норм мусульманского уголовного права. Эта тенденция прослеживается в Мавритании, Ливии, Абу-Даби и т.д.

13. В диссертации также обосновывается необходимость совершенствования норм Общей части, касающихся стадий совершения преступления и соучастия. В частности, в квалификации с учетом отражения тех имущественных преступлений предлагается следующее:

а) в некоторых арабских странах, где действуют нормы шариата, должно
быть четко определено понятие «невозможное преступление» (негодное поку
шение на собственность) и ответственность за его совершение;

б) предусмотреть совершение преступления группой лиц по предвари
тельному сговору и организованной группой в качестве обстоятельства, отяг
чающего ответственность всех соучастников, в частности, при совершении пре
ступления против собственности;

в) в мусульманском уголовном праве при групповом совершении престу
пления не предусмотрено понятие «организатор». Поэтому следует установить
это понятие, предусмотрев особую уголовную ответственность для организато
ров преступления как главной фигуры при совместном совершении уголовных
имущественных преступлений несколькими лицами и потому заслуживающей
наиболее сурового наказания.

Практическая значимость диссертации заключается в том, что содержащиеся в ней предложения могут быть использованы для совершенствования уголовного законодательства об ответственности за преступления против собственности и эффективности практики его применения; в использовании ее положений в научных исследованиях, касающихся мусульманского уголовного права; в учебном процессе при изучении курса мусульманского права и уголовного права арабских стран, кроме того, они могут служить основой в плане разработки спецкурсов.

Апробация работы. Основные теоретические выводы, практические предложения и рекомендации были обсуждены на кафедре уголовного права и криминологии юридического факультета Дагестанского государственного университета.

*

Положения диссертации были изложены в выступлении на научной конференции ДГУ, посвященной проблемам уголовного права (1998). По материалам исследования было сделано научное сообщение на кафедре уголовного права и криминологии ДГУ (1999). Они опубликованы в 7 научных статьях общим объемом 5,5 п.л. Научный доклад по материалам диссертации направлен в Иорданскую коллегию адвокатов, которые обобщают материалы новых исследований проблем мусульманского права.

Диссертантом также разработан спецкурс «Особенности мусульманского уголовного права» для студентов юридического факультета ДГУ.

Структура диссертационного исследования определяется его целями и задачами. Оно состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Понятие и формы собственности по мусульманскому праву

Для правильного понимания уголовной ответственности за преступления против собственности необходимо, прежде всего, раскрыть понятие этого объекта уголовно-правовой охраны, показать его значение в общественной жизни людей и указать на основные формы его проявления, ибо возникновение того или иного общественного строя связано главным образом с той или иной доминирующей в нем формой собственности.

Регулирование права собственности и вытекающих из него имущественных и связанных с ними неимущественных отношений в арабских странах имеет свою специфику. Наряду с законодательством, значительная часть этих отношений определяется нормами мусульманского права. В некоторых арабских странах (Саудовская Аравия, Судан, Йемен, Ливия и Абу-Даби), уголовная ответственность за ряд преступлений против собственности регулируется также на основе шариата. Поэтому большой интерес представляет рассмотрение вопроса о понятии и формах собственности с точки зрения мусульманского права.

Прежде всего, необходимо отметить, что ислам рассматривает собственность как одну из пяти основных ценностей (религия, жизнь, разум, потомство и собственность), на которое опирается исламское общество. Не случайно мусульманские правоведы утверждают, что все правовые принципы и нормы ислама направлены главным образом на защиту этих ценностей от всякого рода посягательств1.

Право собственности по мусульманскому праву определяется как совокупность «законных» норм, в которых закреплено право владения, возможность пользования принадлежащим имуществом с целью извлечения из него полезных свойств дозволенными методами и способами, а также право определить судьбу имущества путем распоряжения им.

Собственность в исламском праве - это разрешение полной законной свободы на вещи и выгоды, ясно, что оно не характеризует собственность как абсолютную власть, она ограничивается подтверждением, что собственность -это «определяемая законодателями норма в отношении материальной вещи или выгоды». Из этого следует, что «законодатель обладает правом ограничить это право и лишить его совсем, подчинить его общественным правилам, регулирующим приоритет общего интереса над частным путем согласования индивидуальных и общественных интересов по мере возможности с нанесением собственнику ущерба в приоритет общественным интересам, как это определено в шариатском праве»1. Это определение перекликается с современными направлениями, которые не признают за собственником абсолютного права, в то время когда имеется необходимость защиты общественных интересов.

Право собственности по мусульманскому праву возникает на определенные вещи. Однако между исламскими учеными нет единства в понятии и определении вещи. Некоторые правоведы считают, что вещи должны обладать определенными признаками: стоимостью, быть годными для употребления и являться чьей-нибудь собственностью. По мнению ханафитов, вещь также должна быть способна к накоплению. Даже труд человека, утверждают маликиты и шииты, является вещью, при условии, если его можно реализовать за деньги. Шииты считают также, что вещь должна быть предметом собственности. Согласно мусульманскому праву, следующие вещи не могут быть предметом собственности: воздух, море, пустыня, мечети, дороги, книги неверующих, кресты, предметы азартных игр, музыкальные инструменты, вино, свинина и т.д. Предметом собственности согласно шариату может быть все то, что не запрещено иметь исламом и может установить юридическую связь между лицом и вещью, т.е. может быть предметом юридических действий. Видимо, на этой основе возникло разделение вещей на движимые и недвижимые, делимые и неделимые, заменимые и незаменимые и т.д.

На наш взгляд, эти предметы. Книги неверующих, кресты, музыкальные инструменты, могут быть предметом собственности и таким образом предметом кражи, поскольку они относятся к движимому имуществу, которые имеют определенную экономическую ценность, выражаются в ее стоимости и денежной оценки.

В мусульманском уголовном праве степень уголовной ответственности за имущественные преступления зависит и от того, на какую форму собственности посягает то или иное преступление. В мусульманском праве существуют следующие формы собственности, каждая из которых имеет свой правовой статус:

1. Индивидуальная (частная) собственность Ислам признает право человека на частную собственность и свободу распоряжаться ею по своему усмотрению, поскольку она приобретена его трудом. Эта концепция полностью согласуется с естественным инстинктом человека владеть, распоряжаться своей собственностью и извлекать из нее прибыль законным путем. Индивидуальная собственность включает в себя вещи, тесно связанные с необходимыми потребностями каждого человека, например, пищу, жилье, предметы домашнего обихода и т.д. Наряду с этим мусульманское право включает в частную собственность и основные средства производства, такие, как земля, заводы, фабрики, деньги и т.д. Именно в этой форме проявляется двойная природа частной собственности, призванной также выполнять свои социальные функции». При этом ислам запретил собственникам «мертвое» хранение своего имущества: «те, кто хранит золото, серебро и не тратит их во имя Аллаха, тем обещайте жестокое страдание».

Уголовно-правовая охрана собственности по мусульманскому праву

При обосновании уголовной ответственности за посягательства на частную собственность мусульманские правоведы пытаются показать ее социальную роль, доказать, что посягательства на нее представляют собой причинение существенного вреда общественным интересам, требующим социальной защиты. Мусульманские юристы рассматривают частную собственность как одну из пяти важнейших ценностей, «собственность (имеется в виду индивидуальная) утверждалась логикой жизни и разумом человека, соблюдать ее обязан каждый человек»

В исламе, а также в многочисленных трудах мусульманских юристов различных школ и толков, краже и разбою уделяется особое внимание, и они рассматриваются как опаснейшие среди имущественных преступлений, поскольку посягают на одну из основных ценностей ислама - собственность. Кража и разбой относятся, согласно шариату, к преступлениям категории «хадд», т.е. за их совершение ислам предусматривает строго определенную меру наказания - отсечение руки, ноги, а при совершении разбоя возможна и смертная казнь

Эти наказания применялись в случаях когда исключалась возможность исправления виновного.3 Необходимо также отметить, что суд не вправе смягчить или заменить их другими, запрещается отсрочка исполнения наказания, так как суд исполняет волю Аллаха, который приказал: «вору и воровке отсекайте руки...»

Установление таких строгих санкций за кражу и разбой, даже если он, разбой, выражался только в запугивании и не привел к изъятию имущества, является не случайным. Ведь кража и разбой, особенно в период возникновения ис лама, были самыми распространенными и опасными посягательствами против

частной собственности. С точки зрения мусульманских юристов ответственность за кражу и разбой не зависит от причиненного материального ущерба, хотя он в какой-то мере учитывается. Решающим для ответственности является то, что кража и разбой вызывают страх и беспокойство у людей, а в особенности, у потерпевшего. Вот в чем заключается их общественная опасность»1. Видимо, этим мусульманские правоведы оправдали применение к преступнику, посягающему на собственность, строгих мер наказания - отсечение руки и ноги и даже смертную казнь. Необходимо, однако, отметить, что мусульманские юристы разрабатывали детализированную систему требований к объективной и субъективной сторонам кражи и разбоя, что в определенной степени ограничило случаи применения столь суровых санкций, как отсечение руки, ноги и смертной казни. Эти требования, как правило, касаются субъекта, места, времени, объекта, мотива и цели.

Остальные имущественные преступления мусульманские правоведы относят к правонарушениям категории «тазир», т.е. наказание назначаемые виновным по усмотрению судьи в целях их исправления. По тазиру наказание следовало тогда, когда характер совершенного деяния и личность виновного позволяли считать возможным его исправление.2

Применение норм мусульманского уголовного права в Саудовской Аравии и других арабских странах предусмотрено рядом отдельных уголовных законов, принятых еще в конце 20-х и начале 30-х годов и предусматривающих ответственность за употребление спиртных напитков, организацию беспорядков и т.п. Что касается имущественных преступлений, в частности, кражи и разбоя, то ответственность за их совершение определяется на основе положения ханбо-листского толка мусульманского права, которое признано в Саудовской Аравии источником права. Если кражи и разбои отвечают установленным этой школой условиям, то они влекут за собой применение соответствующих мер наказания - отсечение руки, ноги или смертной казни. Однако необходимо отметить, что такая строгая мера наказания в настоящее время в Саудовской Аравии, Йемене и Судане применяется довольно редко.

«Кража и разбой после введения в Хиджазе (Саудовской Аравии) норм мусульманского уголовного права почти исчезли. Это главное, что заставило шариат полностью торжествовать в Хиджазе в нашу эпоху, превратить его из страны разбоев, грабежей и краж в страну порядка, безопасности и спокойствия. Как отмечено выше, такие жестокие меры применялись редко: с 1972 по 1976гг. зарегистрирован всего один случай приведения в исполнение такого наказания, а за 24 года - с середины 50-х до конца 70-х годов - общее количество наказаний за кражу отсечением руки составило 16 случаев»1. Мусульманские правоведы, которые в последнее время активизируют свою пропаганду, используя этот факт, пытаются доказать преимущество норм мусульманского уголовного права над современным уголовным законодательством.

Понятие, виды и элементы кражи по мусульманскому праву

В многочисленных трудах мусульманских юристов средневековья, а также в работах современных исследователей мусульманского уголовного права, особое внимание уделяется общей характеристике кражи, подробнейшему анализу ее элементов и признаков, а также разработке условий уголовной ответственности за ее совершение.

В первой главе данной работы мы выяснили причины повышенного внимания к краже, дали ей краткую характеристику, а теперь рассмотрим более подробно.

В нормах шариата (Коран и Сунна), где предусмотрена уголовная ответственность за кражу, не содержится понятие «кража» и не раскрываются все признаки и элементы. Вопросы, касающиеся понятия «кража», ее элементы и признаки были разработаны мусульманскими юристами спустя много лет. В теории мусульманского уголовного права даются различные определения этого понятия, затрагивающие ее объективную сторону, субъект и объект. Кража определяется как «изъятие имущества скрытно или тайно из общей массы имущества, принадлежащего другому лицу, что является бесспорным, из защищенного места его хранения»1, или: «тайное изъятие вменяемым, совершеннолетним лицом имущества других, спрятанного в «хирз» (специальное место для хранения), без сомнения, если оно не относилось к быстроизнашивающимся вещам и его стоимость достигла определенной суммы»2 или: «тайное хищение совершеннолетним, разумным лицом десяти дырхамов, спрятанных в «хирз»3.

Мусульманские юристы по-своему понимали и толковали нормы шариата. Они различают два вида кражи:

1. Кража, карой за которую является «хадд» (это наказание, устанавливаемое правом Аллаха, или наказание, устанавливаемое в интересах общины). Оно не может быть отменено ни людьми, ни общиной.

2. Кража, карой за которую является «тазир». Это наказание, при назначении которого судье (кади) предоставляется право выбора одного из видов наказания и их определения, в зависимости от степени и характера преступного деяния и личности преступника. Она имеет два вида:

а) Всякая кража, при которой отсутствуют обстоятельства (условия) при менения «хадд» или при которой имеются сомнения («шубха»), как изъятие имущества сына или изъятие совместного имущества.

б) Изъятие чужого имущества открыто, т.е. при знании потерпевшего о нем, помимо его воли и без насилия. К нему относятся различные виды грабежа и всякого рода присвоения чужого имущества. По мнению мусульманских пра воведов, эти преступления менее опасны, чем кражи, ибо пророк не принимал их совершение за «хадд», и существует якобы возможность узнать вора, задер жать его или обратиться за помощью1. Уголовный кодекс Иордании согласует ся с определением кражи мусульманскими правоведами. Так, статья 399 УК Иордании определяет кражу следующим образом: «изъятие движимого, при надлежащего другим лицам имущества, помимо их воли и без их согласия».

Статья 635 УК Ливана определяет кражу как «тайное хищение чужого движимого имущества с целью завладения». УК Ирака определяет кражу как «умышленное хищение движимого имущества, принадлежащего другим лицам» (ст. 439 УК).

Статья 280 нового УК Йеменской республики содержит следующее определение кражи: «Кража - это умышленное тайное завладение чужим движимым имуществом из охраняемого объекта без согласия собственника имущества». УК РФ определяет кражу как тайное хищение чужого имущества (ст. 158 УК РФ).

Уголовный кодекс Иордании подразделяет кражу на три группы:

1. Кража категории проступка делится на: а) карманную кражу (ст.407); б) кражу сельскохозяйственного оборудования (ст.409); в) кражу сельскохозяйственных урожаев (ст.410). Наказание при этом не превышает одного года тюремного заключения.

2. Кража категории проступка с отягчающими обстоятельствами. Статьи 406 и 408 указывают на ряд обстоятельств, которые могут сопровождать совершение кражи, превращая ее в проступок с отягчающими обстоятельствами. Так, они повышают уровень наказания, устанавливаемого за это преступление, до трех лет (исследования этих отягчающих обстоятельств будут проведены при изучении квалифицирующего обстоятельства совершения кражи).

3. Кража категории преступления, т.е. кража, совершенная при наличии хотя бы одного из предусмотренных законом квалифицирующих обстоятельств, резко усиливает ответственность за преступление и повышает уровень наказания от трех лет и выше. Этими преступлениями являются1: 1) кража из жилища (ст.400 УК Иордании); 2) кража с принуждением и насилием (401 УК Иордании); 3) кража на общественных дорогах (ст.402 УК Иордании); 4) кража из закрытых и обнесенных стеной помещений (ст.404 УК Иордании); 5) кража при исключительных обстоятельствах (ст.405 УК Иордании). Таким образом, нам становится ясным из предложенных определений кражи, что все они вращаются вокруг одной плоскости и между ними нет различий. Следовательно, элементы этого преступления одинаковы в мусульманском праве и во всех действующих арабских законах.

Ответственность за неоконченные преступления против собственности

Одним из главных факторов, влияющих на уголовную ответственность как за преступления против собственности, так и за любое умышленное преступное деяние, является степень завершенности преступных действий, образующих эти преступления, или непосредственно примыкающих к ним. Преступления против собственности могут выражаться в единственном преступном акте, хотя в большинстве случаев они протекают на протяжении довольно длительного времени и поэтапно. В процессе умышленной преступной деятельности различают стадии ее развития (обнаружения преступного намерения и принятие решения его осуществить, приготовления и покушения на преступление - начало исполнения)1. Развитие преступной деятельности после обнаружения умысла до момента его осуществления составляет предварительную преступную деятельность. Уголовная ответственность наступает не только за оконченное преступление, но и за совершение неоконченного преступления, т.е. действий, которые не привели к наступлению преступного результата, хотя и были на это направлены.

Зарождение преступного намерения. На этой ранней стадии происходит процесс обдумывания образа будущего деяния и принимается решение его осуществить. Однако для совершения обдуманного деяния недостаточно только принятия решения. Кроме этого, необходимо создать условия для его совершения (приготовление или приспособление средств и орудий, и т.д.), и только после этого приступить к его исполнению.

Необходимо отметить, что вопрос о стадиях преступления возникает только тогда, когда преступление не было доведено до конца. Исходя из этого, можно сделать вывод, что каждая предыдущая стадия поглощается последующей. В мусульманском законодательстве зарождение преступного намерения не считается наказуемым, так как, согласно шариату, человека нельзя судить за то, что у него творится в голове (душе). Также как нельзя его карать за то, что он собирается сказать или сделать, согласно высказыванию пророка Мухаммеда: «Аллах простит лицу то, о чем оно замышляет, если оно этого не выразило в деянии». Таким образом, шариат не может карать за намерение, если оно не получило физического воплощения, т.е. не выражалось в определенных действиях, образующих преступление, ибо «простое намерение» не может причинить ущерб общественным отношениям.

Что касается законодательства арабских стран, то зарождение преступного намерения и приготовление к преступлению объявляется ненаказуемым (ст.69 УК Иордании). УК Сирии также не содержит упоминания об ответственности за обнаружение намерения и приготовления. Исходя из этого, можно прийти к выводу о том, что уголовный закон не карает за намерение, если оно не приобрело материальную форму, т.е. не выражалось в определенных действиях, образующих преступление, ибо "намерение" не может причинить материальный ущерб охраняемым отношениям.

2. Стадия приготовления к преступлению. Он выражается в совершении определенных конкретных действий, создающих условия для совершения преступления (например, лицо изготовляет подложные документы для совершения мошенничества). Однако приготовительные действия таковы, что обычно трудно определить их цель (например, лицо покупает оружие для самозащиты, или с целью использования при совершении кражи). Кроме того, создав необходимые условия для осуществления преступления, субъект может отказаться от его исполнения.

Поэтому шариат не предусматривает ответственности за приготовление к преступлению, чтобы дать человеку возможность добровольно отказаться от исполнения преступления.

Однако ненаказуемость приготовления следует понимать в узком смысле, т.е. лицо не несет ответственности за приготовление к преступлению, если оно само по себе не содержит элементы другого состава. Это значит, что в силу опасности, некоторые приготовительные действия оказываются наказуемыми (например, если лицо решило совершить насильственную кражу с применением оружия, то покупка или хранение оружия само по себе является по шариату преступлением, которое заслуживает наказания независимо от того, совершил ли субъект кражу, или отказался от нее).

Что касается действующего законодательства арабских стран, то оно предусматривает ответственность за приготовительные действия только в том случае, если они образуют самостоятельные преступления. Так, Уголовный кодекс Иордании предусматривает уголовную ответственность за сговор, т.е. создание и формирование группы злоумышленников с целью совершения преступлений против людей и их имущества, даже если фактически не было совершено никакого преступления (ст. 157 УК Иордании). Таким образом, здесь законодательство перевело момент окончания преступления на более раннюю стадию, т.е. оно считается оконченным на стадии приготовления1. Ст. 158 УК Иордании предусматривает более суровую ответственность - не менее 7 лет - за создание или участие в вооруженных формированиях (из 3-х и более лиц) для совершения посягательства на людей и имущество, или совершения любых действий, относящихся к воровству. Члены подобных формирований могут подвергаться пожизненной каторге, если они совершили любые из вышеуказанных преступлений. Как уже отмечалось, законодательство арабских стран, воспринявших континентальные системы права, считает приготовление к преступлению в принципе уголовно не наказуемым

Похожие диссертации на Ответственность за посягательство на собственность по мусульманскому уголовному праву