Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Криминологическое исследование творчества осужденных в местах лишения свободы и реализация его антикриминогенного потенциала в предупреждении преступлений Оразаева Дина Карасаевна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Оразаева Дина Карасаевна. Криминологическое исследование творчества осужденных в местах лишения свободы и реализация его антикриминогенного потенциала в предупреждении преступлений : автореферат дис. ... кандидата юридических наук : 12.00.08 / Оразаева Дина Карасаевна; [Место защиты: Моск. ун-т МВД РФ].- Москва, 2009.- 19 с.: ил. РГБ ОД, 9 09-5/3086

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Российская Федерация находится на сложном и противоречивом этапе своего развития. Проводимые экономические, политические и правовые реформы сопровождаются кризисными процессами в экономике, способствуют безработице, резкому падению жизненного уровня россиян и в итоге обострению проблемы преступности. Криминализация общества не только препятствует его положительному устойчивому развитию, но и представляет угрозу национальной безопасности страны. В сложившейся ситуации государство традиционно ориентируется на репрессивные меры предупреждения преступности, отдает приоритет применению к преступникам уголовного наказания в виде лишения свободы, в ряде случаев без учета степени общественной опасности совершенного преступления. В то же время не является секретом, что усиление карательных мер по отношению к лицам, нарушившим уголовный закон, а также установление дополнительных правоограничений в отношении лиц, осужденных к лишению свободы, лишь усугубляет и без того сложную криминологическую обстановку в стране, увеличивает количество лиц, содержащихся в исправительных учреждениях, усиливает социальную напряженность.

Позитивные политические, социально-экономические и культурные преобразования, происходящие в нашем обществе, демократизация всех сторон его жизни предъявляют новые гуманистические требования к организации исполнения уголовных наказаний и содержанию лиц, лишенных свободы, вызывают объективную потребность поиска наиболее эффективных направлений, форм, средств и методов социализации и ресоциализации лиц, совершивших преступления и отбывающих за них соответствующее уголовное наказание, способствующих в целом реализации предупредительного потенциала государственного воздействия на преступность.

Познание преступной среды дает основание утверждать, что изучение творчества осужденных в местах лишения свободы как одного из мощных эмоционально-интеллектуальных средств социализации личности в условиях социальной изоляции является необходимой и чрезвычайно важной предпосылкой выбора оптимальных мер предупреждения преступности. Творчество является сущностной характеристикой человека, условием развития личности и культуры, фундаментальной основой человеческой жизни. Творчество рассматривается как деятельность, как процесс, как отношение человека к миру, как особое состояние сознания. Поэтому поддержание творческого человеческого потенциала государством, в том числе в среде осужденных, является одним из серьезных факторов стабильности, а значит, безопасности любого общества.

Проявления творческой деятельности весьма многообразны. Это многообразие отражает потребность всех сфер общества в прогрессивных изменениях и вместе с тем богатство сущностных сил человека. Между тем в науке выделяются следующие основные виды творческой деятельности человека: социальное, научное, техническое, художественное и др. Особое место в повседневной жизни занимает социальное творчество. В широком смысле слова оно охватывает все виды творчества, касающиеся преобразования и отражения любой сферы человеческой деятельности. Это представляется весьма важным для криминологической науки, изучающей закономерности преступного поведения и процессы, его стимулирующие. Любое творчество, имеющее отношение к сфере преступной деятельности во всех многообразных формах ее проявления, безусловно, должно стать самостоятельным объектом криминологических исследований. Наиболее ярким примером является творчество лиц, имеющих прямое отношение к преступной деятельности и характерному для нее особому преступному образу жизни, большей частью проявляемому в среде осужденных к лишению свободы.

Детальное изучение творчества осужденных позволяет выявлять их душевные переживания, тенденции движения их психологических состояний. Такой анализ является способом изучения субкультуры осужденных, а также личности преступника. Именно продукты творчества осужденных позволяют раскрыть качественную сторону их эмоциональных состояний: яркость, чувственность, надрыв и даже агрессивность. Все это чрезвычайно важно знать криминологу для создания специальной индивидуальной профилактической программы каждому осужденному в целях предупреждения совершения им повторных преступлений, программ противодействия распространению криминальной субкультуры, нацеленной на поддержание криминогенной стабильности.

Изучению субкультуры осужденных посвятили свои научные труды А. В. Абаджан, В. Ф. Абрамкин, Ю. К. Александров, Л. И. Альперн, В. М. Анисимков, Ю. М. Антонян, М. М. Бабаев, Е. Г. Багреева, Н.П. Бара- банов, Ю. И. Блохин, А. Г. Бронников, Д. Б. Вальяно, М. Н. Гернет, Я. И. Ги- линский, Ю. В. Голик, А. И. Гуров, А. И. Долгова, Е. С. Ефимова, А. И. Зуб- ков, Я. М. Коган, М. Ф. Костюк, С. Я. Лебедев, А. С. Михлин, А. Н. Олейник, В. Ф. Пирожков, С. В. Назаров, О. В. Старков, В. Ф. Трахтенберг, А. Г. Тара- брин, В. В. Тулегенов, Г. Ф. Хохряков, Л. В. Яковлева и др. Однако эти исследования касались в основном отдельных элементов пенитенциарной субкультуры, в частности особенностей неформального стратификационного разделения осужденных на субкультурные группы, особенностей уголовных татуировок, тюремного жаргона, криминальных традиций и обычаев, средств коммуникации, оставляя практически без криминологического внимания такой важный элемент тюремной субкультуры, как творчество осужденных. Данными обстоятельствами и необходимостью расширения криминологического познания факторов, способствующих эффективному предупреждению преступлений, как первичных, так и рецидивных, объясняется выбор темы диссертационного исследования.

Целью исследования стало получение нового научного знания о специфике творческой составляющей культуры (в нашем случае - субкультуры) и ее продуктов, относящихся к жизнедеятельности людей, лишенных свободы по приговору уголовного суда, а также использование этой научно обоснованной информации в организации предупреждения преступлений, как рецидивных, так и первичных.

Достижению цели исследования способствовало решение следующих задач:

- определение понятия и сущности феномена творчества в жизни общества, социальных групп, отдельных личностей, а также познание теоретических предпосылок криминологического анализа феномена творчества применительно к специфической сфере общения лиц, совершивших преступления и находящихся в местах лишения свободы;

- раскрытие особенностей творчества осужденных в местах лишения свободы как элемента тюремной субкультуры, выявление исторических предпосылок развития феномена тюремной субкультуры и его эмоциональных элементов, связанных с творчеством осужденных;

- разработка методических основ обеспечения криминологического изучения творчества осужденных в местах лишения свободы;

- изучение образцов творчества осужденных в местах лишения свободы в прошлом и настоящем системы уголовно-исполнительных учреждений России;

- исследование криминогенного потенциала творчества осужденных как необходимого условия предупреждения преступности;

- определение путей реализации антикриминогенного потенциала творчества осужденных в предупреждении преступлений;

- разработка рекомендаций, направленных на предупреждение преступлений с использованием знания об особенностях творчества осужденных, в том числе имеющих значение для предупредительной деятельности органов внутренних дел.

Объектом диссертационного исследования являются общественные отношения, возникающие на основе реализации творческого потенциала осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях.

Предметом исследования выступают: закономерности влияния механизмов творчества на процессы социализации и ресоциализации осужденных; исторические и современные предпосылки развития творческого потенциала осужденных в исправительных учреждениях; продукты творчества, творческий процесс и его субъекты в местах лишения свободы; криминогенное и антикриминогенное влияние творчества осужденных на формирование и предупреждение преступного поведения; организационно-правовые, тактические и специальные меры развития и коррекции творчества осужденных к лишению свободы, направленные на предупреждение первичных и рецидивных преступлений.

Методология и методика исследования. Обоснованность и достоверность выводов, содержащихся в диссертации, обеспечены комплексным применением общенаучных и частнонаучных методов познания социальной действительности: логического анализа и синтеза, обобщения, индукции и дедукции, исторического, логико-юридического, системно-структурного, социологического (опросы, наблюдение, изучение документов и продуктов художественного творчества) и др. Кроме того, с учетом междисциплинарного характера криминологического исследования его методологическую основу, помимо собственно криминологических, составили фундаментальные положения философии, социологии, психологии (общей, юридической, социальной, возрастной), педагогики, культурологии, искусствознания и фольклористики.

Нормативной базой исследования являются Декларация прав и свобод человека и гражданина, Конституция Российской Федерации, действующее уголовное и уголовно-исполнительное законодательство, а также законодательство в области образования и культуры, ведомственные нормативные акты Минюста России и МВД России.

Эмпирическую основу исследования составили данные, полученные автором в результате:

опроса (анкетирования) 250 осужденных мужчин и женщин, а также несовершеннолетних правонарушителей, отбывающих наказание в виде лишения свободы в исправительных колониях общего режима и воспитательных колониях за преступления различной тяжести на территории Московской, Рязанской, Белгородской областей;

опроса (интервьюирования) психологов, педагогов, библиотекарей (всего 45 человек) исправительных учреждений, находящихся на территории указанных областей;

опроса (интервьюирования) 60 сотрудников различных правоохранительных органов (прокуратуры Москвы и Московской области, ГУВД по г. Москве, УВД гг. Рязани, Нового Оскола, Можайска, Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний г. Москвы и учреждений уголовно-исполнительной системы, расположенных на территории указанных областей);

- опроса (интервьюирования) сотрудников Центра содействия реформе уголовного правосудия и других общественных объединений граждан, религиозных и благотворительных организаций и отдельных лиц, принимающих участие в процессе ресоциализации осужденных и проведении социально-воспитательной работы с ними.

Эмпирическую основу исследования также составили: результаты анализа печатных средств массовой информации, популяризирующих творчество осужденных за 2005-2009 гг.; сведения, зафиксированные в личных делах, письмах и личных альбомах осужденных, Интернете и иных документах информационно-справочного характера. Наряду с этим, были детально изучены сами образцы творчества осужденных.

Научная новизна исследования определяется ее предметом, поставленными задачами и заключается главным образом в том, что диссертация содержит не отраженную до настоящего времени в юридической литературе научную информацию о криминологических особенностях творчества лиц, лишенных свободы за совершение преступлений, с учетом криминогенных и антикриминогенных качеств этого традиционного элемента тюремной субкультуры, об использовании такой новой научной информации в предупреждении первичной и рецидивной преступности. При этом в диссертации впервые: определены формы популяризации криминогенного потенциала творчества осужденных в средствах массовой информации (криминально активная и криминогенная) и предложения по их нейтрализации; выявлен антикриминогенный потенциал творчества осужденных в местах лишения свободы и определены пути его реализации в предупреждении преступлений; предложена криминологическая классификация продуктов творчества у различных категорий осужденных в зависимости от их возраста, пола, тяжести совершенного преступления, срока и условий их содержания в местах лишения свободы, криминогенного и антикриминогенного влияния на формирование и развитие антиобщественного образа жизни.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Творчество осужденных в местах лишения свободы представляет собой социальную деятельность, направленную на создание уникальных, качественно новых материальных и духовных ценностей, выступающую средством самовыражения и самореализации людей, осужденных за совершение преступлений и находящихся в условиях социальной изоляции (исправительных учреждениях), детерминируемую как совокупностью накопленных у них социокультурных ценностей, обычаев, традиций, так и сформированными под их влиянием личными интересами и потребностями. При этом творчество осужденных содержит большинство элементов народного, коллективного и индивидуального творчества, традиционно реализуемого в социальной, технической, художественной, научной и иных сферах. Кроме того, творчество осужденных имеет свою специфику в зависимости от социально-демографических, уголовно-правовых и уголовно-исполнительных характеристик.

  2. Творчество в субкультурном образовании осужденных является одним из основных рычагов воздействия на личность, причем как включенную в сферу криминального общения, так и находящуюся в стороне от криминальных процессов. Наряду с этим, такое воздействие может быть, с одной стороны, криминогенным – формирующим и стимулирующим преступное поведение, с другой, - антикриминогенным – сдерживающим и нейтрализующим формирование и развитие преступных намерений и соответствующего им криминального образа жизни. И то, и другое обстоятельства, безусловно, обладают предупредительным, главным образом, индивидуально-профилактическим потенциалом, требующим использования в правоохранительной практике и в местах лишения свободы, и вне исправительных учреждений.

  3. Для нейтрализации криминогенного потенциала творчества осужденных в местах лишения свободы следует принимать во внимание наличие двух основных форм его воздействия на криминализацию сознания: криминально активную и потенциально криминальную. Криминально активная форма воздействия – это форма, при которой осужденный - производитель продукта творчества использует негативные образы тюремной субкультуры в своем творчестве с прямым умыслом, в частности предвидит возможность или неизбежность наступления общественно опасных последствий, желает их наступления. Ярким примером такого воздействия является специфический жанр творчества субкультуры преступного мира, к которому часть осужденных приобщается очень рано. Это один из наиболее распространенных видов художественно-изобразительного творчества осужденных - татуирование различных частей тела. Потенциально криминальная форма воздействия творчества осужденных в местах лишения свободы на криминализацию сознания – это форма, при которой осужденный - производитель продукта творчества использует негативные образы тюремной субкультуры в своем творчестве с косвенным умыслом, в частности предвидит возможность или неизбежность наступления общественно опасных последствий, не желает, но сознательно допускает эти последствия или относится к ним безразлично. В этом случае осужденный - производитель творческого продукта активно использует все негативные элементы тюремной субкультуры, но цель реализации такого творчества не является для него приоритетной. Как правило, это относится к тюремным поэтам, музыкантам, которые фиксируют свои стихи в своих личных альбомах или исполняют свои песни в клубе на территории колонии.

  4. Продукты творческой деятельности осужденных часто выступают важным источником профилактической информации. Именно в них, как ни в чем ином, раскрываются (формализуются) образы прошлого, настоящего и, возможно, будущего бытия личности осужденного. Отсюда целенаправленная организация предупреждения преступлений требует от специалистов обязательного обладания навыками профессионального распознавания по образцам творчества осужденных свидетельств их прошлой и настоящей жизни, а также анализа их отношения к совершенному преступлению, наказанию, режиму, администрации колонии, трудовой деятельности, окружающим людям. По образцам творчества, несомненно, можно прогнозировать поведение осужденного, как во время отбывания наказания, так и после освобождения, а, следовательно, более эффективно предупреждать совершение ими новых преступлений.

  5. В новых социально-экономических и нравственно-духовных условиях России возникает острая необходимость особого криминологического внимания к фактам популяризации в СМИ криминогенного потенциала творчества осужденных, главным образом, среди молодого поколения. В этом случае специалистам следует активно участвовать в нейтрализации криминогенности иллюстрируемого творчества, сопровождать трансляции и публикации криминогенных по своей сути образцов творчества преступников соответствующими антикриминогенными комментариями. Наряду с этим, важным антикриминогенным смыслом (возможно принципом) использования «позитивных» (не содержащих элементов криминальной субкультуры) продуктов творчества осужденных в предупредительной деятельности должно быть понимание того, что творчество едино и не требует разграничения по источнику своего происхождения. Тем более представляется криминологически неоправданным «клеймение» продуктов такого творчества в зависимости от принадлежности их авторов к какой-либо конкретной форме жизнедеятельности человека, в нашем случае представляющего криминальную среду. Обозначение этой принадлежности, как имеющей отношение к криминальному образу жизни, может быть отчасти допустимо исключительно для специалистов. Для всех остальных граждан демонстрация подобной принадлежности будет иметь, скорее, криминогенный эффект, препятствовать общепредупредительной цели. Это в обязательном порядке необходимо учитывать при организации публичных выставок творчества, являющегося продуктом среды осужденных.

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что полученная в его результате научная информация призвана дополнить и развить многие из разделов современной криминологической науки, в частности теоретические аспекты познания тенденций и закономерностей современной российской преступности, причин и условий ее формирования; криминологическую теорию анализа механизма детерминации преступного поведения личности через ее социально-психологические свойства, а также теоретические основы предупреждения преступности. Новая криминологическая информация о творчестве осужденных и его роли в системе предупреждения преступлений может дать импульс развитию других аналогичных гуманитарных исследований, например в области культурологи, социологии, психологии. Материалы исследования могут быть использованы в учебном процессе вузов юридического профиля, прежде всего, системы ФСИН России и МВД России при преподавании курсов «Криминология», «Предупреждение преступлений и административных правонарушений органами внутренних дел».

Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные в ходе его проведения положения и выводы могут быть использованы при совершенствовании стратегии предупреждения преступности, разработке различных программ нейтрализации криминогенных субкультурных факторов, стимулирующих формирование преступного поведения, а также в развитии антикриминогенных свойств творчества, направлении этого развития на предупреждение первичной и рецидивной преступности как в местах лишения свободы, так и за их пределами. Наряду с этим, положения, выводы и предложения, содержащиеся в диссертационном исследовании, могут составлять базу новых научных изысканий в области социально-правового контроля над преступностью.

Апробация результатов исследования. Полученные результаты исследования докладывались и обсуждались на расширенном заседании секции криминологии и предупреждения преступлений ЦОКР МВД России, состоявшемся 19-20 марта 2009 г. в Московском университете МВД России; научно-практической конференции адъюнктов и соискателей Московского университета МВД России 24 апреля 2009 г.; заседаниях и семинарах Центра содействия реформе уголовного правосудии в январе-марте 2009 г., а также использовались в учебном процессе Московского университета МВД России. Основные положения и выводы диссертации нашли отражение в трех научных публикациях автора по теме проведенного исследования, одна из которых в научном издании, рекомендованном ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации для публикации основных результатов диссертационных исследований соискателей ученой степени кандидата юридических наук.

Структура и объем работы. Поставленные научные задачи, характер и методология проведенных исследований определили структуру и содержание диссертации. Она состоит из введения, трех глав, объединяющих семь параграфов, заключения, библиографического списка и приложения.

Похожие диссертации на Криминологическое исследование творчества осужденных в местах лишения свободы и реализация его антикриминогенного потенциала в предупреждении преступлений