Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Достоинство личности в конституционно-правовом измерении Марченко Вадим Янович

Достоинство личности в конституционно-правовом измерении
<
Достоинство личности в конституционно-правовом измерении Достоинство личности в конституционно-правовом измерении Достоинство личности в конституционно-правовом измерении Достоинство личности в конституционно-правовом измерении Достоинство личности в конституционно-правовом измерении Достоинство личности в конституционно-правовом измерении Достоинство личности в конституционно-правовом измерении Достоинство личности в конституционно-правовом измерении Достоинство личности в конституционно-правовом измерении Достоинство личности в конституционно-правовом измерении Достоинство личности в конституционно-правовом измерении Достоинство личности в конституционно-правовом измерении
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Марченко Вадим Янович. Достоинство личности в конституционно-правовом измерении : диссертация ... кандидата юридических наук : 12.00.02 / Марченко Вадим Янович; [Место защиты: Рос. акад. правосудия]. - Москва, 2008. - 182 с. РГБ ОД, 61:08-12/393

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Формирование представлений о достоинстве личности и методологические основы его исследования 11

1.1 Социальные условия формирования и эволюция представлений о достоинстве личности 11

1.2 Научно-методологические подходы к исследованию достоинства личности 35

ГЛАВА 2. Нормативно-правовое регулирование достоинства личности 58

2.1 Международно-правовая регламентация достоинства человека 58

2.2 Конституционно-правовое регулирование достоинства личности в российском праве 67

2.3 Регулирование достоинства личности в конституциях и уставах, субъектов Российской Федерации 72

ГЛАВА 3. Конституционно-правовое измерение достоинства личности 83

3.1 Комплексный межотраслевой правовой институт достоинства личности 83

3.2 Публично-правовая природа конституционного права на достоинство личности 99

3.3 Личные свободы и социальные права человека как элементы нормативного содержания конституционного права на достоинство личности 113

ГЛАВА 4. Судебное толкование конституционного принципа достоинства личности 129

4.1 Содержание конституционного принципа достоинства личности: теоретические аспекты 129

4.2 Конституционный принцип достоинства личности в решениях Конституционного Суда Российской Федерации 139

Заключение 153

Библиография 157

Введение к работе

Актуальность исследования. После принятия Конституции РФ 1993 г. охрана достоинства личности впервые в российском конституционализме провозглашена обязанностью государства, что связано с формированием принципиально новой концепции взаимоотношений личности и государства, правовым критерием которых названо достоинство личности.

В теоретическом плане изучение конституционного права на достоинство личности относится к числу новых и наиболее сложных проблем российского конституционного права. Несмотря на то, что исследованию данной проблемы уделяется определенное внимание, тем не менее в науке не сложилось единого мнения относительно содержания конституционного права на достоинство личности. В частности, это связано с тем, что в статье 21 Конституции РФ отсутствует развернутое определение понятия «достоинство личности». Отсутствие понимания сущности достоинства в данном случае приводит к тому, что не различаются конкретные формы проявления достоинства личности в конституционном праве и сущность достоинства вообще. Неизбежным результатом фрагментарного рассмотрения отдельных сторон указанного права стала известная противоречивость его трактовок.

При выборе темы исследования автор учитывал еще одно важное обстоятельство, а именно недостаточную разработанность в теории отечественного и зарубежного конституционного права методологии исследования сущности достоинства как объекта конституционно-правового регулирования. Данное обстоятельство, по крайней мере, предполагает отграничение его конституционного содержания от аналогичного объекта регулирования иными отраслями права, прежде всего, гражданским и уголовным.

Несмотря на то, что российскими учеными в последнее время сделан заметный шаг в изучении конституционного права на достоинство личности, это вовсе не означает, что указанная проблема не нуждается в дальнейшем исследовании. Имеется потребность в научном осмыслении этого нового для российского конституционализма явления, определении его природы и содер-

жания. Требует изучения вопрос о месте права на достоинство личности в системе основных прав и свобод человека и гражданина. Вопрос о содержании конституционного принципа достоинства личности не поставлен даже в самом общем теоретическом виде, что сказывается на решении практических юридических задач. В дискуссионном состоянии находится вопрос о признании за достоинством личности значения комплексного межотраслевого правового института.

Освещение избранной темы имеет значение для судебной защиты прав человека и гражданина, поскольку конституционное право на достоинство личности можно использовать в качестве юридического критерия признания не соответствующих закону действий (бездействий) государственных органов или их должностных лиц, в том числе в результате издания актов, нарушающих права граждан. Такое положение, обусловливая необходимость научных изысканий по проблеме достоинства, делает задачу анализа вышеназванных аспектов еще более актуальной.

Степень научной разработанности темы исследования.

Начало специального исследования достоинства человека как правового явления приходится на конец XIX века. Ведущими отечественными правоведами того времени активно дискутировались вопросы обеспечения охраны чести и телесной неприкосновенности человека и реализации права на достойное существование (П.И. Новгородцев, И.А. Покровский, Б.А. Кистя-ковский, И.А. Ильин). Представляется, что повышенный интерес к этой проблематике обусловливался развитием в конце XIX - начале XX вв. идеи правового государства, а также необходимостью решения актуального для этого периода социального вопроса.

В советской правовой литературе исследования достоинства начались после принятия в 1962 г. Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик, в которых была включена норма об охране чести и достоинства человека. Этим объясняется активная разработка данной проблемы в гражданском и уголовном правоведении. Не умаляя вклада советских уче-

з ных-отраслевиков в изучении достоинства как объекта правовой охраны, отметим работы Н.А. Придворова', В.Е. Гулиева, Ф.М. Рудинского2, в которых достоинство личности впервые исследовалось как правовое явление в общетеоретическом плане.

После того, как достоинство личности было закреплено на конституционном уровне, актуальность исследований в данной области значительно возросла. Регулирование достоинства личности в российском конституционализме еще не было предметом самостоятельного научного исследования, где оно было бы рассмотрено в системном виде. Имеется относительно небольшое число работ, в которых рассматриваются отдельные аспекты права на достоинство личности или оно просто упоминается в том или ином контексте. Литература непосредственно по проблеме достоинства личности как конституционного принципа в целом пока отсутствует. Вместе с тем необходимо отметить появление в последнее время работ, в которых поднимались вопросы по проблематике достоинства личности. Различные ее аспекты получили отражение в трудах С.С. Алексеева, Н.А. Богдановой, Н.В. Витрука, Л.Д. Воеводина, Ю.А. Дмитриева, В.М. Капицына, А.Н. Кокотова, Е.А. Лу-кашевой, В.О. Лучина, В.Е.Чиркина, Б.С. Эбзеева.

Практический и научный интерес представляет немецкий опыт конституционного закрепления достоинства личности. Специально занимавшийся проблемой регулирования достоинства личности в Основном законе ФРГ, В.В. Невинский рассмотрел целый комплекс вопросов, связанных с его содержанием как конституционного принципа и определением его места в системе основных прав и свобод3.

К сожалению, сегодня ощущается недостаток комплексных конституционно-правовых исследований права на достоинство личности, которые позволили бы выявить его нормативное содержание, определить роль в россий-

1 Придворов Н.А. Достоинство личности и социалистическое право. - М., 1977.

2 Гулиев В.Е., Рудинский Ф.М. Демократия и достоинство личности. - М., 1983.

3 Невинский В.В. Немецкие граждане в зеркале основополагающих принципов конституции ФРГ.
-Барнаул, 1994.

ском праве и место в системе основных прав и свобод человека и гражданина, эффективнее использовать в судебной практике для устранения негативных последствий их нарушения. Предлагаемое диссертационное исследование представляет собой попытку восполнения указанного пробела.

Цель и задачи исследования. Целью диссертационной работы является комплексный анализ конституционного права на достоинство личности, описание методологии его исследования, выявление особенностей содержания и способы его конституционно-правового регулирования. Указанная цель достигается при разрешении следующего комплекса задач: 1) показать эволюцию представлений о достоинстве человека, 2) изучить механизм влияния социально-экономических условий на идею достоинства человека, 3) рассмотреть имеющиеся в научной литературе подходы к анализу содержания права на достоинство личности, 4) описать собственный подход к исследованию конституционного права на достоинство личности, отвечающего современному уровню правовых знаний, 5) обосновать значение конституционно-правового регулирования взаимоотношений личности и государства с точки зрения охраны достоинства, 6) проанализировать способы регулирования и формы конституционного закрепления достоинства личности, выявить значение основных прав и свобод человека и гражданина, конкретизирующих достоинство личности, 7) обобщить результаты толкования конституционного права на достоинство личности в судебной практике.

Объект и предмет исследования. Объектом исследования выступают опосредованные нормами конституционного права отношения личности и государства, критерием которых является уважение достоинства личности. Предметом исследования выступает сформулированное в статье 21 Конституции Российской Федерации нормативное установление об охране достоинства личности государством, а также соответствующие положения международно-правовых документов по правам человека, федеральных законов и законодательства субъектов РФ.

Теоретические основы исследования. Диссертация выполнена на ос-

нове изучения научно-монографического материала отечественных и зарубежных ученых в области теории и истории права, теории конституционного (государственного) права.

Общетеоретической основой исследования стали работы С.С. Алексеева, A.M. Васильева, В.М. Капицына, Д.А. Керимова, В.В. Лапаевой, Г.В. Мальцева, М.Н. Малеиной, Л.С. Мамута, Н.И. Матузова, B.C. Нерсесянца, Н.А. Придворова, В.Н. Протасова, Л.И. Спиридонова, В.М. Сырых, Ю.А. Тихомирова, В.А. Туманова, А.Ф. Черданцева, В.А. Четвернина.

Подвергнуты анализу научные работы отечественных государствове-дов С.А. Авакьяна, Н.А. Богдановой, Н.С. Бондаря, Т.А. Васильевой, Н.В. Витрука, Л.Д. Воеводина, В.Е. Гулиева, Ю.А. Дмитриева, Е.И. Козловой, А.Н. Кокотова, Г.Н. Комковой, И.А. Конюховой, О.Н. Кряжковой, О.Е. Ку-тафина, И.А. Ледях, Е.А. Лукашевой, В.О. Лучина, В.В. Невинского, Л.А. Нудненко, В.А. Патюлина, Ф.М. Рудинского, В.Е. Чиркина, Б.С. Эбзеева.

Отдельные диссертационные задачи разрешены, опираясь на работы видных дореволюционных ученых-правоведов: Н.Н. Алексеева, В.М. Гессе-на, В.Н. Дурденевского, А.И. Елистратова, Г. Еллинека, И.А. Ильина, С.А. Котляревского, Н.М. Коркунова, Б.А. Кистяковского, П.И. Новгородцева, Л.И. Петражицкого, И.А. Покровского, А.А. Рождественского, Г.Ф. Шерше-невича. Использованы труды отечественных и зарубежных мыслителей прошлого: Г. Гегеля, Т. Гоббса, И. Канта, П.Л. Лаврова, В.И. Ленина, Д. Локка, К. Маркса, B.C. Соловьева, И. Фихте.

Проанализированы результаты изучения вопроса правовой охраны достоинства личности в диссертационных работах М.Л. Гаскаровой, О.В. Герасимовой, И.М. Егорова, А.Ф. Закирова, В.В. Кузнецова, М.Е. Матросовой, Ю.В. Молочкова, М.А. Паладьева, Т.В. Протопоповой, И.В. Шишениной.

Нормативно-правовой основой исследования являются Конституция Российской Федерации, федеральное законодательство, конституции и уставы субъектов РФ, конституционное законодательство зарубежных государств, международные и региональные документы по правам человека. Ос-

6 новополагающее значение в анализе избранной темы сыграли правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации.

Эмпирическую базу исследования составляет практика Европейского Суда по правам человека, Верховных судов США, Канады, Израиля и Федерального конституционного суда ФРГ по вопросу толкования положения о достоинстве. Автором также проанализирована практика российских судов общей юрисдикции по делам о защите достоинства личности.

Методология исследования. При написании диссертации автор применил метод диалектического и исторического материализма и, в первую очередь, закон об определяющей роли бытия по отношению к сознанию. Применение сравнительно-правового, структурно-функционального и конкретно-исторического подходов способствовало обращению одновременно к теории и истории права и государства, конституционному праву, другим отраслям права. В работе также использованы лингвистический, аксиологический, социологический и статистический методы исследования.

Научная новизна исследования проявляется как в подходе к исследованию проблемы достоинства личности через комплексный, сравнительно-правовой анализ ее различных аспектов, так и в предлагаемых решениях ряда конкретных вопросов темы, что находит свое выражение в основных положениях, разработанных автором.

Вынося на защиту соответствующие положения, автор отдает себе отчет, что не все они являются бесспорными. Некоторые из них носят дискуссионный характер, другие же могут рассматриваться лишь в порядке постановки, что в целом соответствует нынешнему уровню разработанности данной проблемы в науке конституционного права.

На защиту вынесены следующие положения:

Социальные условия формирования и эволюция представлений о достоинстве личности

Исследование условий возникновения и развития человеческих представлений о достоинстве, анализ этой идеи и форм ее правового выражения необходимо осуществлять с позиций исторического процесса социализации человека. Условно этот процесс может быть поделен на этапы, в каждом из которых представление о достоинстве человека (при всей условности этого понятия применительно к ранним этапам человеческой истории) изменялось вместе с положением человека в обществе.

В общественных науках неоднократно предпринимались попытки показать процесс формирования, развития представлений о достоинстве человека и воплощения данного явления в праве4. Их результаты показывают, что понятие достоинства, во-первых, служит характеристикой общественных свойств человека; во-вторых, характеризует личные качества человека, связанные с оценкой его окружающими; и, в-третьих, выражает характер взаимоотношений государственно-организованного общества и человека. Применительно к теме настоящего исследования последнее из приведенных значений достоинства представляет наибольший интерес, поскольку, по нашему мнению, представления о достоинстве эволюционировали от общественного свойства к личному свойству человека.

На наш взгляд, исторический процесс развития общества и человека характеризуется становлением человека как автономного субъекта. В зависимости от конкретного типа социальных взаимосвязей общества и индивида менялось и представление о достоинстве. Такой взгляд отражен в так называемой идентификационной концепции человеческого достоинства, согласно которой представления о достоинстве обусловливаются системой взглядов, норм и отношений, «актуализирующих баланс автономии и зависимости человека за счет сочетания стандартов полноценности (равенства) и поиска собственного соответствия им и соучастия (солидарности), а вместе с этим возможности признания отдельности и самоценности человека (свободы)»5. В зависимости от исторического соотношения этих составляющих у человека формируется опыт достоинства, который предстает как субъективное достоинство (совокупность ощущений, образов, чувств, знаний об отношении людей друг с другом, об отношениях власти и человека) и условия для культивации такого опыта (общественный порядок), впоследствии получивший институциональное, терминологическое и нормативное закрепление в правах человека.

При этом, однако, нельзя игнорировать значение экономических условий, которые не только являются историческим фоном указанных идентификационных процессов, но и в значительной степени их определяют. Это побуждает при анализе процесса социального развития выделять в нем два момента, которые отражают диалектическое соотношение противоположностей. С одной стороны, это система общественных отношений и соответствующая им социальная структура, а с другой стороны, распределение в рамках этой структуры индивидов, их социальные и правовые статусы. Социальная структура общества не только предопределяет общественные свойства индивидов, но и специфику социального сознания людей отдельных эпох, присущие ему объективные мыслительные формы, одной из которых, как мы покажем, на всех этапах его развития было человеческое достоинство. Тогда как идентификационный процесс сам по себе отражает лишь стремление человеческого сознания отыскать смысл и установить основы общественного целого и положения в нем человека. Однако выявление причин еще не показывает существа происходящих в нем процессов. Задача исследователя в том и состоит, чтобы обнаружить и показать отношение между обществом и индивидом, а через него соответствие (идентификацию) фактического статуса человека и его правового положения.

Именно поэтому, говоря о типах социальных связей общества и индивида, мы ведем речь о формах общественных отношений, которые в различные исторические периоды характеризовались определенным способом производства личных и общественных благ и социальной структурой. С учетом сказанного, предметом настоящего исследования становятся связи и отношения индивидов, позволяющие обнаружить проявления социального положения человека в обществе, и, следовательно, раскрыть правовое содержание достоинства. В настоящей главе предпринята попытка выявить социально-экономические условия общественных укладов и указать на структуру сознания людей с тем, чтобы показать в обобщенном виде содержание, условия формирования и развития представлений о достоинстве

Международно-правовая регламентация достоинства человека

Система международно-правового регулирования прав человека представляет собой довольно сложную структуру, состоящую из различных элементов. Ядром системы современного регулирования являются всеобщие нормы-принципы - обобщенные нормы, отражающие характерные черты в содержании международного права. Одной из них является зафиксированный в международных и региональных документах по правам человека принцип уважения достоинства человека, который наделен особой политической и юридической силой.

Следует отметить, что международно-правовое регулирование достоинства человека происходило в двух направлениях. В рамках первого направления были разработаны и приняты универсальные международные документы по правам человека и специальные акты по вопросам защиты прав человека, в которых был сформулирован принцип уважения достоинства. Как уже было отмечено, отправной точкой этого процесса стало принятие Устава ООН, в котором впервые достоинство было институционализировано как идея ценности человеческой личности. В принятой в 1948 году Всеобщей декларации прав человека достоинство уже стало рассматриваться как неотъемлемое свойство, так как оно присуще «всем членам человеческой семьи от рождения, определяет равенство их прав и свобод, поведение в отношении друг друга в духе братства» (ст. 1). Принципиально важным моментом в документе является то, что свобода человека выводится из присущего человеческой личности достоинства, чем устанавливается соподчинение двух универсальных категорий, одна из которых - свобода - признается условием человеческого достоинства. Важность данного положения состоит в том, что оно предусматривает своим содержанием правовой подход, согласно кото

рому нарушение основных прав и свобод является нарушением достоинства человека. Поэтому формирование в системе международного права комплекса правил и гарантий, ориентированных на обеспечение и защиту прав и свобод продолжает осуществляться как углубление и нормативная конкретизация универсального принципа уважения достоинства человека.

В частности, указанный принцип был использован для устранения дискриминации человека по этническому признаку и обоснования равенства всех людей между собой безотносительно к происхождению. Расовые и этнические предрассудки препятствуют свободному развитию личности и затрудняют ей социокультурную коммуникацию, тем самым противоречат достоинству человека, которое служит основой свободы, справедливости и мира. В этом смысле целью Декларации о расе и расовых предрассудках 1978 г. было запрещение практики неравенства людей и рас и ликвидация любых форм их дискриминации. В статье 1 говорится: «Все люди принадлежат к одному и тому же виду и имеют общее происхождение. Они рождаются равными в достоинстве и в правах, и все они составляют неотъемлемую часть человечества»116.

Принцип уважения человеческого достоинства был применен в целой группе международных документов, регулирующих права лиц, подвергающихся задержанию или тюремному заключению. Например, в ст.1 Декларации о защите всех лиц от насильственных исчезновений говорится, что «любой акт насильственного исчезновения является оскорблением человеческого достоинства» . При этом подчеркивается, что подобные действия нарушают правосубъектность личности, право на свободу и безопасность личности, право не подвергаться пыткам и другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания и право на жизнь. Требование уважать личное достоинство сформулировано в Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания от 10 декабря 1984 г. Такое же требование внесено в Свод принципов защиты всех лиц, подвергающихся задержанию или заключению в какой бы то ни было форме от 9 декабря 1988 г. и в Основные принципы обращения с заключенными от 14 декабря 1990 г.

В другой группе международных документов принцип уважения человеческого достоинства был применен с целью актуализации требования свободы, утверждения полноценности, равенства в человеческом сообществе женщин, инвалидов и детей. К их числу относится Декларация о ликвидации дискриминации в отношении женщин от 7 ноября 1974 г., в ст.1 которой записано: «Дискриминация в отношении женщин, приводящая к отрицанию или ограничению ее равноправия с мужчинами, является несправедливостью в своей основе и представляет собой преступление против человеческого достоинства»118. Принцип уважения человеческого достоинства положен в основу принципа равноправия мужчин и женщин, предусмотренного Конвенцией о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин от 18 декабря 1979 г. В Декларации о правах умственно отсталых лиц 20 декабря 1971 г. и Декларации о правах инвалидов от 9 декабря 1975 г. сказано: «Инвалиды имеют неотъемлемое право на уважение их человеческого достоинства»119. О детях как о равноправных членах человеческой семьи, имеющих право на уважение их достоинства, говорится в Конвенции о правах ребенка от 20 ноября 1989 г.

Комплексный межотраслевой правовой институт достоинства личности

Достоинство личности, его признание, правовое закрепление, соблюдение, охрана и защита структурно представляет собой широкий комплекс правовых норм, регулирующих общественные отношения. Отраслевое законодательство закрепляет категорию «достоинство» как в общих нормативных правовых нормах, так и в различных регулятивных и охранительных правовых предписаниях. С позиции конституционного права достоинство личности означает взаимодействие личности и государства, обладающие относительно друг друга равенством в правовом положении. Однако отношения личности и государства являются в том или ином объеме предметом регулирования также гражданского, уголовного, семейного, налогового, административного, процессуального отраслей права. Здесь мы сталкиваемся с таким явлением в праве, когда при регламентации общего предмета регулирования - достоинства личности - соответствующие отраслевые нормы, отражающие специфику отношений между личностью и государством, взаимодействуют друг с другом, пересекаются, что обусловливает на стыке взаимодействия этих норм возникновение межотраслевого комплексного правового института достоинства личности

В теоретическом правоведении межотраслевые правовые институты являются разновидностью комплексных правовых институтов, которые появляются на границе различных отраслей права, близких по характеру регулируемых ими отношений. При этом возникает закономерный вопрос, что является основанием для характеристики достоинства личности как комплексного межотраслевого института? Очевидно, что отраслевые особенности предмета и метода регулирования достоинства не могут являться достаточным основанием для отнесения его к межотраслевому комплексному правовому институту. И менее всего механическое сочетание отраслевых норм о достоинстве может служить основанием для характеристики достоинства как комплексного межотраслевого института.

По нашему мнению, заслуживает внимания точка зрения о том, что комплексный характер правового института заключается не только в специфических отраслевых методах, но и в «особых принципах, общих положениях, отдельных специфических приемах регулирования»14 . В свете сказанного, важное значение приобретает категория «режима правового регулирования» отрасли конституционного права. Не ставя задачу рассмотреть этот вопрос в полном объеме, коснемся его лишь в тех аспектах, которые наиболее тесно связаны с развиваемым подходом к трактовке содержания права на достоинство как комплексного межотраслевого правового института.

Говоря о режиме правового регулирования, С.С. Алексеев определяет его как комплекс правовых средств, характеризующих особое сочетание взаимодействующих между собой дозволений, запретов и позитивных обя-зываний. Как системе регулятивного воздействия, правовому режиму свойственны специфические приемы регулирования, особый порядок возникновения и формирования содержания прав и обязанностей, их осуществления, специфика санкций, способы их реализации, а также действие единых принципов, общих положений, распространяющихся на данную совокупив ность норм .

Выше отмечалось, что развитие общества и государства в разные периоды отличалось особыми социальными формами взаимодействия личности и государства, в которых преобладают либо начала индивидуальной свободы, либо прямо противоположные по смыслу начала. В праве указанные закономерности отражаются в отличающихся друг от друга типах правового регулирования: дозволительном или разрешительном. При дозволительном типе содержание нормативного материала направлено на создание наиболее широких возможностей самореализации человека. Поэтому адекватным этому типу регулирования способом правового воздействия является признание субъективных прав человека и предоставление юридических гарантий их реализации149. В свою очередь, при разрешительном типе приоритетом обладают общественные интересы, а интересы отдельной личности становятся второстепенным предметом регулирования. В данном общественном порядке свобода человека ограничена, его поведение тщательно регламентируется, а возможности самореализации сужены. При этом большое значение приобретает исполнение предписаний. Указанный тип регулирования осуществляется преимущественно через установление правовых обязанностей граждан и их юридической ответственности .

Несмотря на имеющиеся в научной литературе различные мнения относительно направления развития современного отечественного конституционного права, мы придерживаемся позиции, что тенденция его развития определяется преимущественно дозволительным характером регулирования отношений личности и государства. Подтверждением этому является сформулированная в ст.2 и ст. 18 Конституции РФ идея конституционно-правового регулирования, ядром которой выступает человек, его права и свободы151. Дозволительный характер режима правового регулирования в конституционном праве выражается в таком построении системы российского законодательства, при котором ее смысловым центром становится уважение достоинства личности и ее прав, недопустимость вмешательства государства в сферу свободы и автономии личности.

Содержание конституционного принципа достоинства личности: теоретические аспекты

В российском конституционном праве наряду с традиционной трактовкой нормы о достоинстве как конституционного права, достоинство личности рассматривается как конституционный принцип. В.А. Четверний характеризует принцип достоинства личности как фундаментальный принцип в сфере личных (и не только личных) прав и свобод230. Указанную точку зрения разделяет В.В. Невинский, который предлагает придать достоинству личности значение основополагающего конституционного принципа, интегрирующего содержание нормативного регулирования общественных отношений в сфере реализации природных и социальных свойств и потребностей человека, взаимодействия его с обществом и государством

Как представляется, в настоящее время для отечественного конституционализма исследование содержания конституционного принципа уважения достоинства является актуальной теоретической и практической задачей. В правовой литературе подробно освещались теоретические аспекты принципов права и методологические основы их включения в систему средств пра-вового регулирования . Однако изменившиеся общественные условия, а вместе с ними взгляды и оценки явлений и процессов в правовой сфере, требуют уточнения отдельных теоретических позиций по данному вопросу.

В науке конституционного права разработаны два теоретико-методологических подхода к раскрытию содержания конституционных

принципов. Сторонники первого считают, что конституционные принципы являются нормативными руководящими началами общественно-политического строя государства, значение которых определяется важностью регулирования конституционных отношений личности, общества и государства. Авторы коллективного труда «Сравнительное конституционное право» под принципами конституции подразумевают руководящие, политико-идеологические и организационные начала, в соответствии с которыми осуществляется регулирование общественных отношений, составляющих ее со-циальное содержание . В.А. Четверний считает, что в любой конституции имеются эксплицитные и имплицитные принципы, в которых в концентрированном виде выражается ее концепция. По его мнению, в российской Конституции эксплицитные принципы («нормы-принципы») сформулированы в главе, посвященной основам конституционного строя. Им подчиняются органы законодательной и исполнительной власти, они могут и должны защищаться и применяться судом, из них вытекают субъективные права и юридические обязанности. Конкретизируются они в статьях конституции как принципы, проходящие сквозной идеей через все ее главы

В целом, такой подход имеет положительное значение, поскольку позволяет выделить в конституционном документе смысловые начала, на которых строится система нормативного регулирования конституционных правоотношений. Конституционные принципы отражают в обобщенной форме объективные закономерности правового регулирования взаимоотношений личности, общества и государства. Однако при этом остаются нераскрытыми признаки, выступающие в качестве критериев, позволяющих авторам решать вопрос о принадлежности того или иного конституционного положения к разряду конституционных принципов.

Согласно методологии второго подхода конституционные принципы рассматриваются как инструмент в системе правовых средств регулирования конституционных отношений. По сути, такой подход сводится к выделению среди конституционных норм особой их разновидности - конституционных норм-принципов. Говоря о значении указанной группы норм, Ю.А. Тихомиров отмечает их общеориентирующее воздействие на общественные отношения. Кроме этого, для конституционных норм-принципов характерно то, что они отражают не только объективные закономерности общественного разви-тия, но и концентрированное политическое содержание . В.О. Лучин обращает внимание на специфические черты конституционных принципов, какими являются их нормативность и направляющее воздействие на правовую систему .

Как можно заметить, представления о конституционных принципах ограничиваются их пониманием как руководящих правовых начал, выражающих в концентрированном виде суть конституционных отношений, с помощью которых осуществляется нормативное воздействие на объект (предмет) правового регулирования. Отличительным признаком этих представлений является доминирование в них онтологического (содержательного) аспекта над гносеологическим (познавательным), что объясняется практическим значением правовых норм в регулировании общественных отношений. Все это свидетельствует об умалении гносеологической природы принципов как логической формы отражения в мышлении явлений правовой действительности. При этом функциональные возможности конституционных принципов в системе правового регулирования недооцениваются, что вызывает сомнение

в их регулятивных свойствах

Похожие диссертации на Достоинство личности в конституционно-правовом измерении