Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Честь и достоинство личности как объект уголовно-правовой защиты
1.1. "Честь" и "достоинство" как философско-правовые категории 11
1.2. Нормы международного права, направленные на защиту чести и достоинства личности 33
1.3. Развитие отечественного уголовного законодательства о преступлениях против чести и достоинства личности 42
Глава 2. Способы защиты чести и достоинства личности по действующему российскому уголовному законодательству
2.1. Место уголовно-правовых способов защиты чести и достоинства личности в системе юридических гарантий их обеспечения 65
2.2. Уголовно-правовая характеристика общих норм о защите чести и достоинства личности 83
2.3. Отграничение общих норм о защите чести и достоинства личности от смежных и специальных составов преступлений 143
Заключение 158
Список использованной литературы... 161
Приложения 179
- Нормы международного права, направленные на защиту чести и достоинства личности
- Развитие отечественного уголовного законодательства о преступлениях против чести и достоинства личности
- Место уголовно-правовых способов защиты чести и достоинства личности в системе юридических гарантий их обеспечения
- Уголовно-правовая характеристика общих норм о защите чести и достоинства личности
Введение к работе
Актуальность темы исследования. Формирование
гражданского общества связано со становлением и развитием таких его неотъемлемых атрибутов, как правовое государство, права граждан, в том числе, права на свободу и личную неприкосновенность, на свободу слова, совести, вероисповедания, на неприкосновенность частной жизни и т.п. В соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права Конституция Российской Федерации 1993 года провозглашает приоритет неотъемлемых прав и свобод человека (ст.2). Данное обстоятельство свидетельствует о том, что в центре внимания Российского государства оказываются личные (гражданские) права и свободы человека. Одним из таких прав является право человека на достоинство, защиту своей чести и доброго имени (ст.ст.21, 23 Конституции РФ). Этому праву придается особое значение, так как достижение других прав и свобод теряет всякий смысл, если не будет обеспечено уважение достоинства личности. В этом смысле достоинство человека - источник его прав и свобод.1
Охрана чести и достоинства личности предусмотрена различными отраслями российского права. Нормы каждой отрасли права имеют свою определенную сферу применения и свои способы защиты от посягательств на честь и достоинство личности. Российское уголовное право является государственным, публичным правом. Однако ряд его положений, в том числе и вопрос о защите чести и достоинства личности, относится к области частноправовых интересов. Гражданам самим предоставляется право решить вопрос о целесообразности уголовного преследования при посягательстве на их честь и достоинство либо о выборе иных средств защиты данного права. Поэтому важно определить место
1 См.: Права человека. Учебник для вузов. - М., 1999, С.114.
уголовно-правовых способов защиты чести и достоинства личности в системе юридических гарантий их обеспечения.
Посягательства на честь и достоинство личности совершаются
в форме клеветы (ст. 129 УК) или оскорбления (ст. 130 УК). Статис
тика свидетельствует о том, что за последние пять лет в целом по
России наблюдается увеличение количества зарегистрированных
преступлений, предусмотренных ст. 130 УК РФ ("Оскорбление").
Так, в 1997 г. их число составило 5218; в 1998 г. - 8701; в 1999 г. -
14699; в 2000 г. - 15181; в 2001 г. - 11672. Количество же заре
гистрированных преступлений, предусмотренных ст. 129
("Клевета") снизилось с 1997 по 2001 гг. на 31% (с 880 в 1997 г. до
609 в 2001г.).1 Одновременно растет число исковых заявлений о
защите чести и достоинства личности в порядке гражданского
судопроизводства. Данное обстоятельство указывает на то, что
посягательств в форме клеветы не становится меньше, а
количество преступлений зависит лишь от выбора потерпевшим
способа защиты нарушенного права.
В ходе рассмотрения уголовных дел данной категории суды нередко испытывают определенные трудности при применении материальных и процессуальных норм, вследствие чего допускаются ошибки, снижающие эффективность борьбы с указанными преступлениями.
Уголовное законодательство России с принятием УК 1996 года пошло по пути увеличения специальных составов, в том числе и посягающих на честь и достоинство личности, что требует их изучения.
Нельзя сказать, что проблема уголовно-правовой защиты чести и достоинства личности ранее не исследовалась в специальной литературе. Напротив, в данной области проведен
1 По данным Главного информационного центра МВД России.
ряд серьезных изысканий такими учеными, как: Белявский Н.В., Духовской М.В., Курляндский В.И., Малеин Н.С, Марогулова И.Л., Мархотин В.И., Матросова М.Е., Ной И.С, Нуркаева Т.Н., Осмонов А.А., Придворов Н.А., Пурцхванидзе Б.З., Розин Н.Н., Солодкин И.И., Сугачев Л.Н., Товмасян М.Т., Трубников П.Я., Федоров М.И., Филановский И.Г., Хоштария А.Г., Цанава М.А., Чернышева С.А., Шмарион В.И., Ярошенко К.Б. и др.
Работы указанных авторов имеют, безусловно, важное теоретическое и практическое значение, однако, далеко не исчерпывают всех проблем данной темы исследования. По ряду проблем имеются спорные суждения. Есть вопросы, требующие дальнейшего, более глубокого изучения.
Высказанные положения в своей совокупности и определили выбор нами темы диссертационного исследования.
Объект и предмет исследования.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие по поводу защиты чести и достоинства личности.
Предметом диссертационного исследования являются нормы отечественного и зарубежного уголовного законодательства, предусматривающие ответственность за посягательства на честь и достоинство личности, тенденции развития уголовного законодательства в области защиты чести и достоинства личности.
Цели и задачи исследования.
Целью диссертационного исследования является теоретико-прикладное изучение вопросов уголовно-правовой защиты чести и достоинства личности и выработка предложений по совершенствованию действующего уголовного законодательства.
Для достижения указанных целей необходимо решение следующих задач:
- анализ содержания категорий "честь" и "достоинство" с
философских и правовых позиций;
изучение международно-правовых норм, направленных на защиту чести и достоинства личности;
исследование исторического опыта регламентации уголовной ответственности за посягательства на честь и достоинство личности в России;
- изучение зарубежного опыта правового регулирования уго
ловной ответственности за преступления против чести и достоинс
тва;
- определение места уголовно-правовых способов защиты
чести и достоинства личности в системе юридических гарантий их
обеспечения;
- юридический анализ составов клеветы и оскорбления, смеж
ных с ними уголовно-правовых норм, а также специальных
составов преступлений, связанных с посягательством на честь и
достоинство личности;
формулирование конкретных предложений по
совершенствованию действующего уголовного законодательства об ответственности за преступления против чести и достоинства личности и практики его применения.
Методология и методика исследования.
Методологической основой диссертационного исследования
является диалектический метод научного познания. В ходе
исследования применялись также и специальные методы, такие
как: историко-правовой, логический, систематический,
догматический, сравнительно-правовой и конкретно-
социологический.
Нормативную базу диссертации составляют международно-правовые акты по правам человека, Конституция Российской
Федерации, прежнее и действующее уголовное законодательство
V*
f России и зарубежных стран, регламентирующие вопросы охраны
чести и достоинства личности.
Теоретической основой исследования являются работы
отечественных и зарубежных ученых по философии, теории права,
| конституционному, уголовному и гражданскому праву,
? относящиеся к теме диссертации.
Эмпирическую основу диссертации образуют статистические
данные о состоянии и динамике преступлений против чести и
достоинства личности по Республике Башкортостан и по России в
і целом за 1997-2001 г.г.; официально опубликованная судебная
практика по делам рассматриваемой категории, практика судов
і Республики Башкортостан за 1996-2001 г.г., а также результаты
выборочного опроса 100 работников суда и прокуратуры.
Ф Научная новизна диссертационного исследования
заключается в том, что в нем:
- определяется место уголовно-правовых способов защиты
чести и достоинства личности в системе юридических гарантий их
обеспечения;
даются практические рекомендации по правильной квалификации преступлений против чести и достоинства личности, отграничению их от смежных составов преступлений;
- высказывается ряд предложений по совершенствованию
действующих и введению новых уголовно-правовых норм о защите
чести и достоинства личности.
| Основные положения, выносимые на защиту:
L 1. Честь как объект уголовно-правовой охраны - это
социальная оценка личности, ее качеств, основанная на поведении
! самого человека, его отношении к обществу и окружающим, как
I достойная уважения и соответствующая моральным принципам.
Достоинство как объект уголовно-правовой охраны - это самооценка лицом своего положения в обществе и требование уважения к себе, как к личности, со стороны окружающих.
Сформулировано предложение о выделении преступлений против чести и достоинства личности в самостоятельную главу раздела VII УК РФ "Преступления против личности".
Предложено дополнить часть третью статьи 129 УК РФ "Клевета" новым квалифицирующим признаком, изложив ее в следующей редакции:
"3. Клевета, соединенная с обвинением лица в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления либо повлекшая по неосторожности наступление тяжких последствий, - ...".
Доказана целесообразность исключения из состава ст. 137 УК РФ "Нарушение неприкосновенности частной жизни" слов: "или распространение", а также "либо распространение этих сведений в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации", одновременно вносится предложение дополнить УК РФ статьей 1291 "Диффамация".
Сформулировано предложение о дополнении УК РФ статьей 1301 "Посягательство на память умерших".
В целях обеспечения в уголовном законе равной защиты чести и достоинства представителей власти, независимо от их ведомственной принадлежности, предлагается дополнить УК статьей 3191 "Клевета в отношении представителя власти".
Теоретическая и практическая значимость исследования.
Теоретические выводы и предложения, сформулированные в диссертации, могут быть использованы в дальнейших исследованиях в области правовой защиты чести и достоинства личности.
Практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что его результаты можно использовать в процессе законотворческой деятельности по совершенствованию действующего уголовного законодательства.
Реализация предложений, сформулированных диссертантом, позволит правоприменителю избегать ошибок при квалификации посягательств на честь и достоинство личности, а также будет способствовать правильному пониманию положений Конституции России о приоритете прав и свобод человека.
Материалы диссертационного исследования могут быть использованы в учебном процессе при преподавании курса уголовного права.
Апробация результатов исследования.
Основные положения диссертационного исследования апробированы в выступлениях на межвузовских научно-практических конференциях: "Современное состояние российского общества и актуальные проблемы борьбы с правонарушениями" (г. Уфа, 2000 г.) и "Проблемы совершенствования Российского законодательства в обеспечении прав и законных интересов личности" (г. Челябинск, 2001 г.).
Результаты диссертационного исследования отражены в пяти публикациях автора, в том числе лекции "Преступления против чести и достоинства личности", внедрены в учебный процесс Уфимского юридического института МВД России по курсу "Уголовное право", спецкурсу "Проблемы квалификации преступлений" и используются в практической деятельности Кировского районного суда г. Уфы.
Объем и структура диссертации. Работа выполнена в объеме, отвечающем требованиям ВАК. Структура работы определяется целью и задачами исследования. Диссертация состоит
из введения, двух глав, объединяющих шесть параграфов, заключения, списка литературы и приложений.
Нормы международного права, направленные на защиту чести и достоинства личности
Современное государство не может существовать вне мирового сообщества, не может не поддерживать его идеи относительно нашего общего будущего. Законодательство большинства государств строится на основе приоритета норм международного права и в соответствии с ними. Так, в ч.4 ст.15 Конституции Российской Федерации указывается, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Все права человека можно условно разделить на конституционные (основные) и остальные. Основные на уровне Конституции и главных международных документов о правах человека закрепляют гуманистические идеалы общества, ограничивают власть и защищают человека от ее произвола. Основные конституционные права и свободы человека можно разделить на виды. Наиболее устоявшимся является мнение, согласно которому следует выделять социально-экономические, политические и личные права.1 Вместе с тем, в последнее время наметилась тенденция к детализации прав и свобод человека в зависимости от конкретной сферы их применения. Так, выделяют гражданские (личные), политические, социальные, экономические и культурные права.1 Данная позиция представляется нам более предпочтительной, потому что "такая классификация точнее отвечает реалиям времени, поскольку охватывает все важнейшие сферы взаимоотношений личности и общества, личности и государства"2.
Право на защиту своей чести и доброго имени и право на достоинство личности, наряду с другими правами и свободами, такими как право на жизнь; право на свободу и личную неприкосновенность; право на неприкосновенность частной жизни, жилища, личную и семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений; свободу передвижения и выбора места жительства; свободу слова, мысли, совести и религии; свободу выбора национальности и языка общения, относятся к категории гражданских прав.
В международно-правовых актах достоинство личности занимает особое место. Так, во Всеобщей Декларации прав человека, принятой 10 декабря 1948 г. резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН, преамбула начинается со слов о том, "что признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и равных неотъемлемых прав их является основой свободы, справедливости и всеобщего мира" и далее "... народы Объединенных Наций подтвердили в Уставе свою веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности..."3. Исходя из этого, можно сделать вывод: наличие у человека достоинства, наряду с другими неотъемлемыми правами - это та основа, которая способствует его гармоничному развитию и указывает на его ценность как часть человеческой семьи.
Видимо в связи с этим, статья 1 Всеобщей Декларации прав человека гласит: "Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах".
Следовательно, человек от рождения наделен достоинством и это его неотъемлемое право указывает на то, что он должен обладать всеми правами и свободами, провозглашенными Декларацией без какого бы то ни было различия и ограничения. Причем именно обладание человека достоинством лежит в основе всех тех прав и свобод, которые принято подразделять на экономические, социальные, культурные, гражданские и политические. На это указывается в Преамбулах: Международного Пакта об экономических, социальных и культурных правах, Международного Пакта о гражданских и политических правах, которые были приняты 16 декабря 1966 года; Конвенции против пыток и других жестоких бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, принятой 10 декабря 1984 года. В них закрепляется, что перечисленные выше права "вытекают из присущего человеческой личности достоинства"1.
В статье 5 Всеобщей Декларации прав человека говорится о том, что "никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим его достоинство обращению и наказанию". Из данного положения следует, что, так как человек обладает достоинством независимо от своей действительной социальной ценности, он имеет право на уважение со стороны окружающих.
Развитие отечественного уголовного законодательства о преступлениях против чести и достоинства личности
В более поздних редакциях "Русской Правды" начали появляться предписания об ответственности за оскорбление словом (лай), тяжесть которого ставилась в зависимость от пола (оскорбление женщины наказывалось более строго, чем мужчины) и социального положения оскорбленного, его чина, звания. Посягательство на служиво-родовую честь считалось более опасным, чем личное оскорбление человека. По "Русской Правде" оскорбление действием таких лиц влекло гораздо большее наказание, чем причинение вреда здоровью крестьянина.1
Начиная с Судебника 1550 года, понятие бесчестья значительно расширяется: это уже не только оскорбление действием или словом, но и ложное обвинение человека в краже или незаконном происхождении. Характерной особенностью рассматриваемого правового акта является специальное выделение статей о бесчестии представителей волостного управления: судей, целовальников, сотских, пятидесятских и др. В них Судебник выходит за рамки охраны личной чести, здесь охраняется уже честь лица, поставленного на должность мирским выбором.
Честь и достоинство различных сословий оценивается Судебником 1550 года по разному, в зависимости от занимаемого положения. Для сравнения, бесчестье, уплачиваемое самой низшей категории населения, было в сто раз меньше, чем уплачиваемое наиболее привилегированным гражданам (ст.ст.44-51)2.
Уложение 1649 года относит к оскорблению действием побои, которые наносятся умышленно, когда "поругатель хитростью или силой заманит человека в свой двор и там изобьет его" (ст. 11).
Плате за бесчестие граждан, делимых на классы и группы, уделяется 73 статьи Уложения.
В этих статьях давался не только подробный перечень сословий и должностных лиц, за оскорбление которых устанавливалась самостоятельная санкция, но обращалось особое внимание на место: оскорбление, нанесенное на царском дворе, в церкви или суде, обычно влекло тюремное заключение либо битье батогами, кнутом, за аналогичные деяния, совершенные в иных местах, следовали лишь денежные взыскания. В последних случаях Соборное Уложение под бесчестием понимало преимущественно оскорбление словом, в том числе, соответствующим действительности. Оскорбление действием предполагало наказание в основном тогда, когда оно было сопряжено с совершением другого преступления против личности, в частности, телесным повреждением.1
Уложение 1649 года знало не только оскорбление действием, но и словесную обиду. Оскорбление могло заключаться как в произнесении бранных слов, так и в ненадлежащем обозначении фамилии, названии уменьшительным титулом, названии мужчины "жонкою" и т.д.2
Дальнейшее развитие уголовного законодательства связано с деятельностью Петра I. По словам исследователей, Артикул воинский 1715 года - это частью немецкое, частью шведское законодательство, взятое без всякого разбора пригодности его для Русской земли. Более того, считалось, что законодательная деятельность Петра I произвела полную неурядицу в делах о преступлениях против чести.3
В Артикуле воинском преступления против чести и достоинства располагались в главе XVII - "О поносительных письмах, бранных и ругательных словах".
Артикул предусматривал уголовную ответственность за оскорбление словом и действием. Оскорбление действием рассматривалось самостоятельно, наряду с побоями. Удар по щеке рукой наказывался таким же ударом по щеке со стороны профоса (палача) в присутствии всей роты (Арт. 145). За побои, нанесенные рукой, полагалось тюремное заключение на три месяца, вычет полугодового жалования и испрашивание у потерпевшего прощения на коленях.
Были упразднены взаимные оскорбления как реакция потерпевшего на посягательство против его чести. Для сохранения общественного порядка обиженному запрещалось наносить обидчику такую же обиду. Он должен был обращаться к властям, а присутствовавшие содействовать примирению, не вступая в брань.
Кроме оскорбления Артикулом воинским был регламентирован новый состав, посягающий на честь и достоинство - клевета, которая подразделялась на устную и письменную. Устная клевета наказывалась полугодичным тюремным заключением, а кроме того, виновный обязан был публично заявить перед судом о том, что он солгал. В случае отказа сделать такое заявление, виновный подвергался тюремному заключению или штрафу в больших размерах. "Ежели оный поупрямица, который приговорен себя обличить, то может он денежным наказанием и заключением к тому принужден быть, и ему иной срок ко исполнению приговора положить. И ежели сему учинитца противен, то тюрьмою крепчае, а дачею денежною в двое прибавить, и иный срок назначен будет" (Арт.151).1
Клевету в письменной форме, выраженную с помощью анонимного письма, Артикул воинский называет пасквилем. "Пасквиль есть сие, когда кто письмо изготовит, напишет или напечатает, и в том кого в каком деле обвинит, и оное явно прибьет или прибить велит, а имени своего и прозвища в оном не изобразит" (толкование Арт.149)1. Следовательно, пасквилянт подлежал наказанию не только в том случае, когда он распространял ложные сведения, но и тогда, когда в пасквиле речь шла о вполне достоверных сведениях. Наказание было достаточно суровым -автор письма (пасквилянт) наказывался за то преступление, которое он вменял в вину обвиненному им человеку. Содержание анонимного письма подлежало расследованию. Даже если обвинение в чем либо оказалось справедливым, пасквилянту грозила тюрьма, шпицрутены или ссылка на каторгу (Арт.149-150). Применение наказания мотивировалось тем, что виновный "истинным путем не пошел, дабы другого согрешения объявить" (Арт.149).
Таким образом, можно заключить, что в Артикуле воинском была впервые сделана попытка дать понятие клеветы. Оскорбление же, известное как уголовное преступление еще в древнейших памятниках права, так и не было определено.
Впервые определение оскорбления дается только в Манифесте 1787 года, великолепное, по мнению Н.Н. Розина, своей неопределенностью: "Оскорбление или обида есть: буде кто кого вредит в праве или по совести, как то: порочит, поклепит, пренебрежет, уничижит или задерет" . Таким образом, обида включала не только оскорбление словом, но и действием, жестом, тоном.
Место уголовно-правовых способов защиты чести и достоинства личности в системе юридических гарантий их обеспечения
Вопросы защиты чести и достоинства личности уголовно-правовыми способами целесообразно рассматривать в связи с общим понятием механизма обеспечения прав и свобод личности.
В России существует определенный механизм обеспечения прав и свобод личности, под которым понимается "совокупность факторов, выступающих необходимыми условиями перевода благ, определенных личными конституционными правами и свободами, в практику индивидуальной жизнедеятельности человека"1.
Сущность механизма обеспечения прав личности с точки зрения его содержания составляют меры (способы и средства), обеспечивающие реальное осуществление провозглашенных в законе прав и свобод личности, иначе говоря, - система гарантий. А под гарантиями принято понимать условия, средства, способы, обеспечивающие фактическую реализацию и всестороннюю охрану (защиту) прав личности.2
Любая система означает, с одной стороны, целостность и единство данного явления, а с другой, - внутреннюю структурную дифференциацию составляющих его частей, т.е. их известную обособленность и самостоятельность по отношению к целому. Системное рассмотрение всякого сложного явления позволяет видеть и учитывать как общие черты всех структурных явлений, образующих систему, так и их особенности.1
Общее, что объединяет все гарантии в систему - их назначение. Все они направлены на практическую осуществимость прав и свобод личности. В тоже время гарантии можно дифференцировать в зависимости от социальной направленности способов и приемов обеспечения прав личности.
Традиционно гарантии прав и свобод личности подразделяются на общие и специальные. К общим относятся социально экономические, политические, организационные и идеологические гарантии. К специальным - собственно юридические (правовые) гарантии. Такая классификация гарантий в определенной мере носит условный характер, поскольку общие гарантии часто находят свое закрепление в правовых нормах, что делает их юридическими. С другой стороны, все юридические гарантии имеют определенное социальное содержание (экономическое, политическое, идеологическое, организационное).2
Долгое время в правовой науке юридические гарантии обеспечения прав личности сводились лишь к средствам их охраны (защиты от нарушений).3 Под юридическими гарантиями обычно понимались специальные меры, составляющие правоохранительную деятельность государственных органов, общественных организаций, установленные законом средства (способы), которыми охраняются и защищаются права граждан, пресекаются и устраняются их нарушения, восстанавливаются нарушенные права.4 Однако в последнее время ученые стали расширять содержание юридических гарантий прав личности за счет включения в систему гарантий средств, обеспечивающих правомерную реализацию прав и обязанностей личности. В частности, следует согласиться с Н.В. Витруком, который указывает, что юридические гарантии прав личности не исчерпываются лишь средствами борьбы с нарушениями этих прав и обязанностей- Они включают также закрепленные в праве средства, обеспечивающие реализацию прав и обязанностей личности. При этом государство призвано не только строго охранять юридические права, законные интересы и обязанности граждан, но и создавать эффективную систему средств, направленных на непосредственную их реализацию, на пользование теми благами, которые лежат в их основе.1
Таким образом, юридические гарантии можно определить как правовые средства, обеспечивающие охрану субъективных прав личности (то есть их правомерную реализацию), а также защиту этих прав в случае их нарушения.
Все юридические гарантии по отраслевому принципу можно классифицировать на следующие виды: 1) конституционные; 2) уголовно-правовые; 3) гражданско-правовые; 4) административно-правовые; 5) уголовно-процессуальные; 6) гражданско-процессуальные; 7) административно-процессуальные; 8) закрепленные в нормах трудового, семейного, финансового и других отраслей права. В нашей стране, как и во всем цивилизованном мире, на страже прав и свобод личности стоит, прежде всего, Конституция России, которая закрепляет и гарантирует основные права и свободы человека. Право на защиту чести и достоинства личности впервые возведено в ранг основных прав Конституцией СССР 1977 года. Однако в то время наиболее обеспеченными были социально-экономические права граждан. Личные (гражданские) права и свободы человека, в том числе и право на защиту чести и достоинства, были обеспечены в меньшей степени. С принятием Конституции РФ 1993 года, ратификацией Россией основных международно-правовых актов по правам человека стало возможным говорить о реальном изменении ценностных ориентиров и о повороте государства лицом к человеку. Честь и достоинство сегодня действительно рассматриваются как важнейшие духовные блага, неотделимые от личности и персонифицирующие ее.
В соответствии с Конституцией РФ, "Каждый имеет право на защиту своей чести и доброго имени" (ст.23). "Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления" (ст.21). Данные нормы Конституции получили свое развитие в отраслевом законодательстве Российской Федерации. Нормы каждой отрасли права имеют свою определенную сферу применения и свои способы защиты прав и свобод граждан, в том числе и права на честь и достоинство.
Уголовно-правовая характеристика общих норм о защите чести и достоинства личности
Глава 17 УК РФ содержит в себе нормы, предусматривающие ответственность за преступления против свободы, чести и достоинства личности. Следовательно, говоря об объекте уголовно-правовой охраны данной главы, необходимо исходить из того, что он собирательный, состоит из двух самостоятельных видовых объектов: свобода личности и честь и достоинство личности. На это указывает следующее.
Свобода человека имеет множество составляющих, одними из которых выступают честь и достоинство личности. Но в главе 17 УК РФ речь идет не о свободе человека вообще, а о его личной свободе, которая по смыслу ст.ст. 126-128 УК сводится к свободе передвижения, местонахождения и т.п.
С другой стороны, в соответствии со ст.1 Всеобщей декларации прав человека, "достоинство присуще всем членам человеческой семьи", "никто не может подвергаться произвольному посягательству на честь" (ст. 12). Значит честь и достоинство не зависят от свободы. Более того, достоинством человек наделяется с момента рождения.
По мнению СВ. Бородина, "в УК РФ 1996и года была предпринята попытка обособить главы кодекса: исходя из непосредственных объектов посягательства1. В большинстве случаев это удалось сделать, но не везде? В частности, в главе 17 остались преступления: посягающие на два самостоятельных непосредственных объекта: на общественные отношения, охраняющие соответственно личную свободу и их честь и достоинство. Дальнейшее дробление главы, очевидно, было признано нецелесообразным из-за небольшого числа посягательств на каждый объект"1. Думается, что если законодатель пойдет по пути выделения всех видовых объектов в самостоятельные главы внутри существующих разделов, то это будет способствовать более четкому представлению об объекте уголовно-правовой охраны в целом. Следует отметить, что большинство УК зарубежных стран придерживаются именно этих позиций.2
Таким образом, в главе 17 УК РФ речь идет о самостоятельных объектах уголовно-правовой охраны, поэтому представляется целесообразным предусмотреть защиту чести и достоинства в отдельной главе "Преступления против чести и достоинства личности" раздела VII УК РФ "Преступления против личности".
Честь и достоинство выступают в качестве непосредственного объекта клеветы (ст. 129 УК) и оскорбления (ст. 130 УК).
До недавнего времени честь и достоинство не всегда употреблялись вместе, а поэтому спорным оставался вопрос о непосредственном объекте клеветы и оскорбления.
Так, Н.Д. Дурманов отмечал, что и клевета и оскорбление посягают на один объект: честь и достоинство человека3. Этой позиции придерживается большинство современных ученых.4 Другие отмечали, что объектом клеветы выступает общественная оценка личности, а объектом оскорбления - сознание человеком его личного достоинства5. Третьи называли объектом клеветы и оскорбления личность1. Были и те, кто понимал под объектом данных преступлений "возможность пользоваться уважением в обществе"2.
Нам представляется, что не все эти определения приемлемы. Так, говоря о чести и достоинстве как объекте клеветы и оскорбления, мы не сможем определить специфику каждого из этих преступлений. Вряд ли правильно считать объектом клеветы и оскорбления личность, так как личность - более широкое понятие (родовой объект), включающее в себя честь и достоинство как составные части (видовой объект).
Определение же непосредственного объекта клеветы и оскорбления как "возможности лица пользоваться уважением в обществе" является весьма широким.3
По нашему мнению, честь и достоинство не тождественные, а взаимодополняющие друг друга понятия, поэтому они используются законодателем в сочетании друг с другом и лишь вместе образуют объект уголовно-правовой охраны составов клеветы и оскорбления.
Однако, исходя из специфики каждого из этих составов преступлений, применительно к клевете объектом выступают честь и достоинство человека в объективном смысле, т.е. оценка названных качеств со стороны окружающих, а при оскорблении - в субъективном смысле, т.е. оценка таких качеств как честь и достоинство самим потерпевшим.4
В Уголовном кодексе РФ 1996 года впервые в качестве непосредственного объекта клеветы, наряду с честью и достоинством, выступает репутация личности. Исследуя вопрос о чести в первой главе настоящей работы, мы указали на то, что репутация - это абсолютно любая оценка индивида, которая определяет социальный статус человека. Следовательно, подорвать репутацию - значит изменить мнение людей 6 конкретном человеке в худшую сторону.
При определении объекта преступления при посягательствах на честь и достоинство личности путем клеветы и оскорбления нельзя обойти стороной вопросы, возникающие в случаях, когда потерпевшими являются несовершеннолетние и психически больные лица.
Мнения ученых по данному вопросу неоднозначны. Одни, считая объектом посягательства при клевете и оскорблении либо самооценку лица (субъективное сознание своей ценности) либо репутацию (мнение других людей о ценности этого индивида), либо и то, и другое вместе взятое, - утверждают, что чувство чести, достоинства есть чувство человека как личности, и чувствовать их унижение могут лишь лица, обладающие сознанием собственного достоинства и сознающие характер происходящего с ними обхождения.1 Логическим завершением этой позиции является утверждение о том, что лица, не обладающие сознанием и не способные сознавать характер обхождения с ними, не являются объектами посягательства при клевете и оскорблении.2