Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Проблематика отечественной кинодраматургии в период формирования новой реальности (1986-1998 годы) Фолиянц, Каринэ

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Фолиянц, Каринэ. Проблематика отечественной кинодраматургии в период формирования новой реальности (1986-1998 годы) : автореферат дис. ... кандидата искусствоведения : 17.00.03.- Москва, 1999.- 35 с.: ил.

Введение к работе

Нынешняя эпоха в жизни нашей страны - это время великих общественно-политических потрясений, трансформации ее уклада, формирования новых представлений и ценностей. Безусловно, что нынешнее время это и новый этап в истории развития отечественной культуры и отечественного кинематографа как части этой культуры.

Кинематограф всегда подвергается тем же болезням и реакциям, что и сама действительность. В последнее десятилетие кинопроцесс в целом перестал быть упорядоченным, логичным. Прежде он представлял определенную целостность, складывающуюся в силу так или иначе упорядоченного художественного сознания, опиравшегося, в свою очередь, на упорядоченную систему ценностей. Ныне российский кинематограф продолжает оставаться в глубоком кризисе, как и сама реальность сегодняшнего дня. Однако и в этом критическом состоянии удается и заметить тенденции дальнейшего развития отечественного кино.

"Переоценка всех ценностей- вот лозунг нашей эпохи",1 -считает Питирим Сорокин. Эта эпоха переоценки ценностей, формирования новых нравственных идеалов, новых моделей в отечественной экономике и политике, активизации информационных процессов, трансплантации жизненных ориентиров на новую ценностно-смысловую основу и называется нами в данном исследовании "новой реальностью".

Следует сказать, что в первые же годы перестройке а именно с

1 Сорокин П. Принципы и методы современной науки о нравственности.// Этическая мысль. Научно-публицистические чтения. -М..1990.-С.324.

этой точки отсчета начинается наше исследование) произошло разрушение государственного монополизма в области кинематографа, что выдвинуло немало трудных проблем и тревожных вопросов. Кинематограф практически сразу вынужден был стать на рельсы тотальной коммерциализации. Произошла деидеологизация кино.

Переход от 80-х к 90-м годам - это своего рода рубеж, позволяющий увидеть ряд новых тенденций, особые подходы к материалу действительности, новые способы экранного претворения, особые формы контактов, складывающихся между произведением искусства и кинозрителем. Разумеется, осветить все эти аспекты в одной, сравнительно небольшой по объему работе практически невозможно. Поэтому в данном исследовании речь идет, прежде всего, о новых тенденциях в современной отечественной кинодраматургии.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ - попытка определить объективные тенденции развития отечественной кинодраматургии в период формирования новой реальности. Мы пытаемся проанализировать процессы освоения кинодраматургами действительности и постижение методов этого освоения. Прежде всего, нас интересует определение основных тем сегодняшней кинодраматургии, рассмотрение проблемы трансформации образов героя и антигероя, смоделированных временем под воздействием меняющихся социальных обстоятельств. Немаловажно также проследить новые принципы формирования художественного образа в фильмах последних лет и диалектику взаимодействия персонажей киносценариев с окружающей их социальной средой.

Интересно сопоставить поток новых картин с произведениями предшествующего этапа - не только в плане художественной ценности, но и с точки зрения развития общих закономерностей.

Исчерпал ли себя классический критический реализм с его пафосом познания действительности? Как формируются сегодня принципиально новые эстетические установки в кинематографе? Процессы, происходящие сегодня в отечественном кино, рассматриваются в работе вкупе с процессами, происходящими в действительности. Ибо ни одно значительное явление в художественном творчестве не может быть верно и до конца понято вне своего общественно-исторического контекста. Только в сопоставлении с сегодняшней общественной практикой, с реальными процессами общественной жизни и ее морально-психологическим климатом можно оценить социальную значимость темы нравственных исканий человека в современном кино, выявить предпосылки и идейно-эстетическое содержание ее эволюции, последние десять лет протекающей особенно динамично.

АКТУАЛЬНОСТЬ РАБОТЫ И НАУЧНАЯ НОВИЗНА состоят в том, что она, одна из немногих, обращена к практике сегодняшнего кинематографа, его взаимоотношениям с предшествующим этапом. В киноведении и кинокритике есть много работ, исследующих тематику современного российского кинематографа, анализирующих основные особенности становления драматургии, поиски и обновление выразительных средств. Однако это один из первых аналитических трудов, обобщающих весь материал и обращенных к тому критическому моменту кинопроцесса, который существует сегодня и нуждается в об-

стоятельном изучении.

Существенное значение для кинотеории могут иметь результаты, полученные на основе анализа нового материала кинопрактики конца 80-х- 90-х годов, раскрывающие нынешнее состояние и тенденции развития отечественной кинодраматургии, а также новые закономерности художественно-содержательной структуры кинопроизведений, расширяющие страницы известного о нашем современнике, выявляющие новые типы характеров киногероев в контексте их взаимодействия с окружающим социумом.

МАТЕРИАЛ ИССЛЕДОВАНИЯ составляют киносценарии и фильмы последних 12 лет (1986-1998г.) Несмотря на то, что эти произведения находились в центре внимания нашего киноведения и кинокритики, материал является малоизученным. Явления, происходящие в российской кинодраматургии конца 80-х -90 годов чрезвычайно разнообразны и заслуживают дальнейшей систематизации и обобщения.

В качестве материала исследования, нами взяты картины разных художественных уровней, а не только выдающиеся произведения крупных мастеров экрана. Повторимся, что мы рассматриваем данные фильмы с точки зрения драматургии, анализируя положенные в их основу сценарии.

Весь отобранный для диссертации материал подчинен системе анализа кинопроцесса сегодняшнего дня.

ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ОСНОВОЙ работы являются общеэстетическая и киноведческая концепции художественного образа, роли образа-характера в художественном познании и отображении действи-

тельности. Кроме общефилософских положений, в работе нашли отражение концепции и положения общей теории кинодраматургии, изложенные в трудах российских и зарубежных исследователей кинематографа.

В ОСНОВЕ МЕТОДОЛОГИИ - проблемный и системно-аналитический подходы, сочетание историко-киноведческого и культурно-эстетического анализа современных произведений киноискусства.

Список ЛИТЕРАТУРЫ, позволяющей исследователю глубоко изучить данную тему, открывается работами классиков отечественной и зарубежной философии и психологии, трудами современных философов, психологов, культурологов.2

Чрезвычайно важны и труды по истории советского кино, теории кинодраматургии известных современных ученных и исследователей, таких как В.Шкловский, А.Караганов, С.Фрейлих, Р.Юренев, И.Вайсфельд.

Много интересного с точки зрения осмысления и обобщения фактического материала по анализу современного российского и американского кинематографа содержится в работах М.Власова, Е.Громова, М.Зака, Л.Зайцевой, Е.Карцевой и многих других отечественных ис-

2 В работе над диссертацией использованы и цитируются труды Г-В.-Ф. Гегеля, Ф.Достоевского, Н.Бердяева, Л.ВыготскогоДФрейда, Э.Фромма, Х.Ортеги-и-Гассета. Изучение этих трудов открыло возможности постижения проблем различия менталите-тов, объяснения концепции героического в искусстве, помогло осмыслить глубоко происходящие в обществе процессы смены культурных пластов.

следователей.3

Огромное место занимают также публикации в периодической печати, газетах и журналах, так как с начала девяностых годов выходит мало книг, посвященных проблематике современного российского кинематографа. С особенной тщательностью изучались публикации в журналах "Киноведческие записки" и "Искусство кино", альманахе "Киносценарии". Текущая кинокритика позволила передать атмосферу творческих поисков и разнонаправленное авторских суждений о действительности, отраженной на современном экране.4

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ работы состоит в том, что она обращена к реальным дискуссионным кругам, рассматривающим крупнейшую кинематографию в сложнейший для нее момент перестройки и переформирования. Она представляет интерес для сегодняшних кинодраматургов, стремясь помочь их реальной практике. Исследование позволяет выявить основные тенденции развития совре-

3 См например Громов Е. Восхождение к герою. Экран и молодежь.-
М.:Просвещение,1982; Зайцева Л. Киноязык: возвращение к истокам-
М.:ВГИК,1997.;Зак М.Кинопроцесс.-М.,1990.;Капралов Г. Западный кинемато-
графхупермены и люди.-М.:Знание,1987;, КарцеваЕ.Вестерн: эволюция жанра.-
М.:Искусство,1986.;Туровская М. Памяти текущего мгновения. Опыт, портреты, замет-
ки.-М.:Сов. писатель, 1987.; Юренев Р. Новаторство совесткого киноискусства.-М:
Просвещение, 1986.И др.

4 Наиболее важными для нашего исследования можно назвать следующие статьи: Ара
бов Ю. О проблемах современной кинодраматургии // Информационный бюллетень
ВГИК.-1998-99уч.г. -№ 1; Зак М. Искусство злободневности // Искусство кино.-1995.-
№8; Мамтова Л. Черты героя проясняются// Искусство кино.-1986.-№2; Петров И.
Историческое и мифологической в кинопроцессе // Киноведческие записки.-1992.-№15;
Сиривля Н. Опять хочу вПариж// Искусство кино.-1993 .-№7; Шилова И. Пафос
замещения// Киноведческие записки.-1988.-№1.; Хлебникова В. Смерть героя//
Киноведческие записки.-1994.-№20.

менной кинодраматургии, указать темы, исчерпавшие себя на сегодняшнем экране, обозначить темы и сюжетные конструкции, которых ждет от создателей кинолент зритель.

Основные результаты и выводы исследования нашли отражение в публикациях по теме диссертации.

Диссертация обсуждена на заседании кафедры кинодраматургии ВГИК в мае 1999 года и рекомендована к защите.

Цели исследования и характер материала определили СТРУКТУРУработы, основное содержание которой изложено в трех главах.

Похожие диссертации на Проблематика отечественной кинодраматургии в период формирования новой реальности (1986-1998 годы)