Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Молодой герой узбекского игрового кино 1960-1990 гг. Каримова, Нигора Ганиевна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Каримова, Нигора Ганиевна. Молодой герой узбекского игрового кино 1960-1990 гг. : автореферат дис. ... кандидата искусствоведения : 17.00.03.- Ташкент, 1997.- 19 с.: ил.

Введение к работе

КИНЕМАТОГРАФ не может не учитывать специфику, духовные и социально-культурные запросы самой массовой аудитории - молодого зрителя, интересы которого больше всего обращены к молодежной теме.

В свою очередь, молодежная тема, в центре которой образ молодого героя на киноэкране, волнует не только практиков, но и искусствоведов, социологов, психологов. Яв.тяясь стержневым направлением творчества многих кипематоірафнстов, она оказала существенное влияние на ход развития современного кино в жанров о -стилистическом, идейно-содержательном планах, а также с точки зрения выразительных средств.

Особенно плодотворно молодежная тема проявилась в 60 - 90-е годы, внутренне пеодноро;щые, знаменующие собой переломный момент как в общекультурном, так и исторнко-нскусствоведческом контексте, связанном с исследованием духовного мира человека. На данном витке киноистории концепция создания образа молодого современника становится определяющей, когда речь идет о поиске новых гем и героев.

Изучение этого ценного опыта представляется важным, дает богатый материал для анализа и обобщений и объясняет причину внимания автора настоящей диссертации к проблеме воплощения молодежной темы в узбекском кино, разрабатываемой в русле идейно-творческой эволюции художественного образа на практике трех последних десятилетий.

Автор рассматривает проблему в сопоставлении с ведущими, доминирующими на сегодняшнем экране тенденциями, а также во взаимосвязи с художественными обретениями узбекских киномастеров, осмысливает прошлое и настоящее с современных позиции. Границы диссертации - кинопроцесс 1960 - 1990-х годов - явление значительное, емкое. Различные стороны этого процесса в достаточной степени освещены в ряде научных трудов и статей. Однако молодежной теме, без котороіі трудно представить кинематограф Узбекистана, отведено куда меньше места, чем она заслуживает. Имеющиеся разрозненные сведения не дают целостной картины видения проблемы. Тот аспект,- который подразумевается в настоящем исследовании, никогда раньше специально не рассматривался.

Таким образом, а к т у а л ь и о с г ь предложенной концепции определяется как важностью, так и ракурсом избранной темы.

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: проследить ход развития узбекского щрового кино на протяжении последних десятилетий в русле эволюции молодежной темы, в центре котороіі образ молодого героя. Вытекающие отсюда задачи:

- выявить основные тенденции и закономерности процесса, обусловленные как общественными факторами, уровнем развития культуры, гак и профессиональным MacrqKTBOM создателей узбекского кино;

охарактеризовать жанрово -стилистическую, идейно-тематичсс-куго направленность кшюфилъмов о молодежи;

обобщить опыт художников по пути овладения темой и средствами выразительности;

дать научно обоснованную оценку сложных явлений предшествующей и развертывающейся спонтанно практики.

Все это способствует осмыслению проблем молодежной тематики в узбекском игровом кино и специфических особенностей их решения.

ОБЪЕКТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ являются киноматериалы 60 -90-х годов, а также практические и теоретические проблемы, посвященные путям развития национального киноискусства, получившие освещение на страницах печати, в текущих дискуссиях, постановлениях пленумов и съездов союза кинсматоірафистов Узбекистана. Доминантой интересов автора впервые в киноведении Узбекистана стали фильмы о молодежи, несущие черты нового времени, аккумулирующие многие ценные и плодотворные художественные искания.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ ОСНОВОЙ диссертации послужили те труды, в которых изложена общетеоретическая и киноведческая концепция художественного образа, определены его значение, роль в осмыслении явлений действительности и их художественного отражения в киноискусстве. Некоторые положения работы опираются на обобщения известных деятелей зарубежного кино.

СТЕПЕНЬ ИЗУЧЕННОСТИ ТЕМЫ. Отдельные вопросы современного узбекского игрового кино отражены в трудах Д.Тешабаева, Х.Акбарова, М.Алиева, Х.Абул-Касымовой, М.Мирзамухамедовой, С.Хаджаевой и др. Однако в них и в некоторых других больше внимания уделено драматургии, режиссуре, жанрово-стилистическим поискам. В настоящей диссертации использованы также труды таких известных ученых-киноведов, как В.Баскаков, А.Караганов, Р.Юренев, М.Власов, С.Дробашенко, Е.Громов, работы В.Зайцевой, Ю.Богомолова, Е.Стишовой и др. Особое место занимают сведения, исходящие от создателей фильмов - сценаристов и режиссеров Ш.Аббасова, Р.Батырова, Э.Ишмухамсдова, О.Агишева, А.Хамраева и других, в которых содержатся не только оценка собственного творчества, но и размышления о путях решения тех или иных задач.

В киноведческой литературе в целом немного источников, относящихся специально к данной теме. Потому основными из них стали личные наблюдения автора.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА настоящей диссертации заключается в комплексном охвате малоизученного материала и системном его исследовании, расширяющем наше познание о сложных, динамичных и разнообразных процессах современного кинорепертуара о молодежи, его ведущих и определяющих ход развития тенденциях. В таком объеме и ракурсе проблема рассматривается впервые.

СТРУКТУРА И ОБЪЕМ РАБОТЫ обусловлены целью, поставленными задачами, объектом анализа, его противоречивостью и мо-

бильпостыо, теоретико-методолоінческим подходом к разработке научных идеи. Она состоит из Введення, Трех глав, Заключения и Библиографии.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ. Материалы диссертации могут быть использованы в вазовских курсах "История узбекского кипо" в теоретическом и историческом аспектах, а также служит}, базой на практических занятиях по подготовке молодых специалисток.

АПРОБАЦИЯ ДИССЕРТАЦИИ. Диссертация обсуждена на заседании отдела кино и телевидения НИИ искусствознания имени Хамзы 28 июня 1995 года, на заседании кафедры Режиссуры РТВ и кинотеле-оператореттза Тншгосннстигута искусств имени М.Уйгура 30.10.1996 г.; Основные положения диссертации обнародованы в статьях, тезисах и докладах на искусствоведческих конференциях.

Похожие диссертации на Молодой герой узбекского игрового кино 1960-1990 гг.