Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Звуко-цветовая ассоциативность в языковом сознании и художественном тексте: универсальный, национальный, индивидуальный аспекты Прокофьева Лариса Петровна

Звуко-цветовая ассоциативность в языковом сознании и художественном тексте: универсальный, национальный, индивидуальный аспекты
<
Звуко-цветовая ассоциативность в языковом сознании и художественном тексте: универсальный, национальный, индивидуальный аспекты Звуко-цветовая ассоциативность в языковом сознании и художественном тексте: универсальный, национальный, индивидуальный аспекты Звуко-цветовая ассоциативность в языковом сознании и художественном тексте: универсальный, национальный, индивидуальный аспекты Звуко-цветовая ассоциативность в языковом сознании и художественном тексте: универсальный, национальный, индивидуальный аспекты Звуко-цветовая ассоциативность в языковом сознании и художественном тексте: универсальный, национальный, индивидуальный аспекты Звуко-цветовая ассоциативность в языковом сознании и художественном тексте: универсальный, национальный, индивидуальный аспекты Звуко-цветовая ассоциативность в языковом сознании и художественном тексте: универсальный, национальный, индивидуальный аспекты Звуко-цветовая ассоциативность в языковом сознании и художественном тексте: универсальный, национальный, индивидуальный аспекты Звуко-цветовая ассоциативность в языковом сознании и художественном тексте: универсальный, национальный, индивидуальный аспекты Звуко-цветовая ассоциативность в языковом сознании и художественном тексте: универсальный, национальный, индивидуальный аспекты Звуко-цветовая ассоциативность в языковом сознании и художественном тексте: универсальный, национальный, индивидуальный аспекты Звуко-цветовая ассоциативность в языковом сознании и художественном тексте: универсальный, национальный, индивидуальный аспекты
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Прокофьева Лариса Петровна. Звуко-цветовая ассоциативность в языковом сознании и художественном тексте: универсальный, национальный, индивидуальный аспекты : диссертация ... доктора филологических наук : 10.02.19 / Прокофьева Лариса Петровна; [Место защиты: ГОУВПО "Саратовский государственный университет"].- Саратов, 2009.- 388 с.: ил.

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1 Звуко-цветовая ассоциативность в языковом сознании: теоретические основы исследования

1. Комплексная информация о мире в языковом сознании 26

1.1. Языковая картина мира и роль звука в ее реализации 26

1.2. Ассоциация и метафора в человеческом сознании и языке 29

1.3. К вопросу о корреляции звука и значения 37

2. Основы теории фоносемантики 41

2.1. Объект, принципы и законы фоносемантики 41

2.2. Звукосимволическая подсистема ЗИ системы 50

2.3. Дискуссионные вопросы звукосимволизма 57

3.Синестезия как полимодальное восприятие 64

3.1. Проблемы дефиниции синестезии 64

3.2. Дискуссионные вопросы теории собственно синестезии 76

3.3. К типологии синестезии 80

4. Звуко-цветовая ассоциативность: сознательное и бессознательное 90

4.1. Синергетические процессы в полимодальной перцепции 90

4.2. Семиотические идеи в фоносемантике 94

4.3. Теория и практика звуко-цветового синтеза в семиотических 98 системах

5. Универсальная теория цвета: психоэмоциональные основания для 115

полимодальности восприятия

5.1. Штрихи к универсальной теории цвета 115

5.2. Сводные данные об универсальном и национально-специфическом значении цвета Физиологические реакции на цвет 133

Эмоциональные реакции на цвет 136

Коннотативно-ассоциативные реакции на цвет 139

Символические реакции на цвет 143

6. Универсальная лингвоцветовая картина мира 151

6.1. Цветовая картина мира и ее отражение в языке 151

6.2. Цветовая картина мира на фоносемантическом уровне 155

Выводы: 159

ГЛАВА 2 Национальное своеобразие звуко-цветово ассоциативности

1. Изучение звуко-цветовой ассоциативности в различных языках: 163

история и современность

Французский язык 164

Немецкий язык 166

Английский язык 169

Русский язык 179

2. Методы исследования звуко-цветовой ассоциативности в языке 180

2.1. Вопрос о предмете и материале экспериментального исследования

2.2. Экспериментальные исследования звуко-цветовых соответствий

2.3. Вопрос о методике проведения мультиязыкового эксперимента

3. Мультиязыковой эксперимент по выявлению ЗЦА 200

3.1. Описание эксперимента и статистическая обработка результатов

3.2. Национальные системы ЗЦА 208

3.3. Тендерные и возрастные особенности ЗЦА 223

4. Национальные звуко-цветовые картины мира русского и английского языков

5. Исследование звуко-цветовой ассоциативности в тексте на национальном языке

5.1. Методика выявления звуко-цветовой картины мира в речи 237

5.2. Формализованные методы анализа звуко-цветовой картины 246

мира в тексте

5.3. Программа «Звукоцвет» и автоматизированный анализ текста 251

на русском и английском языках

Выводы: 264

ГЛАВА 3 Индивидуальные особенности звуко- цветовой ассоциативности в речи и художественном тексте

1. Речевое своеобразие звуко-цветовых соответствий 269

1.1. Принцип индивидуальности в аудиально-визуальной синестезии

1.2. Индивидуальные варьирования ЗЦА в контексте уникальной языковой картины мира

2. Методы исследования звуко-цветовой ассоциативности в художественном тексте

3. Эстетически значимые индивидуальные ЗЦА в контексте идиостиля

А. А. Блок, 286

К. Д. Бальмонт 294

A. Белый 304

В.Хлебников 311

Эдгар Аллан По 321

B. В. Набоков 330

4. Звуко-цветовая картина мира художника слова с точки зрения идиостиля

4.1. Синестетические мотивы на текстовом уровне 340

4.2. Синестетические мотивы на фоносемантическом уровне 345

5. Интерпретационный анализ звуко-цветовой ассоциативности в художественном тексте Дж.Китс «Sonnet» 359

В.В.Хлебников «Заклятие смехом» 362

Выводы: 367

Заключение 372

Список условных сокращений 376

Использованная литература

Введение к работе

Антропоцентрическая направленность современной лингвистики предполагает изучение речевых возможностей человека. В связи с тем, что ассоциативный механизм является одним из основных в речемыслительной деятельности, обращение к его исследованию актуально и плодотворно. С этой точки зрения значительный интерес представляет исследование лингвофоносферы (С.С.Шляхова) в соединении со сферой визуального восприятия, так как именно там гипотетически заключены самые древние (изначальные, отприродные) связи между формой языкового знака и его содержанием.

Исходным пунктом любой научной дисциплины являются принципы -философские и методологические основания, которые положены в ее основу. Главным принципом фоносемантики, рожденной на стыке таких языковых дисциплин, как фонетика, семантика, лексикология, психолингвистика,. является принцип не-произвольности языкового знака. Объектом ее является «звукоизобразительная (т.е. звукоподражательная и звукосимволическая) система языка» [Воронин 1982:21]. Чрезвычайно актуальным и дискуссионным остается вопрос о природе звукосимволизма. И.Н. Горелов (1969) выдвинул тезис об обусловленности ассоциативно-образного восприятия звуков механизмом синестезии, что позволило объяснить принципиальную возможность воспринимать слитно разнородные ощущения, получаемые посредством разных органов чувств (например, органами слуха и зрения, зрения и осязания и под.). Чуть позже известный американский психолог Лоуренс Маркс (1975) пришел к выводу, что синестезия является доязыковой формой категоризации, осуществляемой «на уровне организма» и присущей всему человечеству.

Смена научных парадигм на современном этапе лингвистических исследований привела к расширению представлений о явлении синестезии не только как характеризующем язык, но и имеющем отношение к функционированию человеческого мышления. Сегодня накоплен большой

объем литературы, авторы которой? обращаются; к вопросу синестезии? в* языковом, сознании человека.. Синестезия рассматривается^ в плане построения общей теории языка (Н: Kronasser, 1952; Bi:A. Звегинцев; 1957; И.А.Бодуэн де Куртене, 1963; Р.О^Якобсощ 1965; С. Ульманн; 1970; L.Marks, 1978; С.В.Воронин, 1982; М1В: Никитин, 1983; Ю;С. Степанов, 1985; В Т.Ъак, 1988; В:Ф: Петренко, 1988; Б.М. Фалеев, 1999; Б:.Уорф; 1999;: ВіА. Пищальникова, 2003; S. Day, 2004); как проявление метафорическогоs мышления* в литературном творчестве (J: Downey, 1912, G.O'Malley, 1957, ИіР: Абдуллин, 1996;-ЕМ!.Фортунатов, 1999; Б.Мі Галеев, 2000; 2004^ 2005; Т. И. Шуришина, 2002); в психолингвистическом аспекте (R: Brown; 1958; В.В.Левицкий, 1969; 1989; Ji-MvPeterfalvi; 1970; А.ЖЖуравлев; 1974; Ю;А. Тамбовцев, 1981); в стилистическом плане (И:В: Арнольд, 1981;.. Д.А; Романов, 1998; ШШ Старцева, 1999; E.Ht Фадеева; 2004); в сопоставительном плане (0;И; Кундик,. 1997; Л.Н: Санжаров= 1998; В.Г. Кульпина, 2001); в подъязыках: искусства^ (ШНі Еорелов; 1976; МіЯіСабанадзе; 1987;:Е.А^.Елина2002);Иіт.д. ит.п; В.последние десятилетия* повысился интерес к данному явлению» со стороны медиков? и: биологов;-' психологов и психофизиологові философов: и; культурологов^ лингвистов И', литературоведов, но сравнение дефиниций понятия показывает, что каждая^ отрасль научного знания имеет в виду разный феномен, соответственно^ возрастает недопонимание между направлениями: исследования; Очевидно, что в основе данного явления лежит сложный: комплекс реальных психофизиологических процессов, без учета которых выявление и объяснение его закономерностей невозможно. Назрела необходимость комплексного междисциплинарного исследования феномена синестезии для выработки единой теоретико-методологической базы. Не вызывает сомнений, что, пройдя через этап раздробления; рождения; новых направлений, наука подошла к эпохе синтеза. В; случае, с синестезией - это еще и этап соединения ручейков и притоков стран, мнений, эмпирического и практического опытаj в магистральное направление. Только?, сейчас

оформляется научная теория синестезии, только сейчас апробируются методики ее исследования, но уже можно говорить о многослойности феномена, его глубинной психофизиологической основе и различных способах проявления, в том числе о звуко-цветовой ассоциативности (ЗЦА), как одной из форм художественного (творческого) мышления.

Ментальное пространство человека организуется при посредстве многих важных элементов, одним из которых является цвет. Цветовое восприятие является чрезвычайно важным впечатлением внешнего мира, но проблема воздействия цвета на человека еще далека от решения. Связано это во многом с тем, что действие цветов обусловлено, с одной стороны, непосредственным физиологическим влиянием на организм, а с другой -ассоциациями, которые цвета вызывают у субъекта на основе его предшествующего опыта. В обыденной жизни в процессе восприятия того или иного цвета возникает спонтанное ассоциирование физиологического ощущения с закрепленным в данной культурной традиции символическим4' смыслом. Обычно выделяют три основные области исследования воздействия цвета - физиологическое, психологическое и эстетическое, - при" этом подчеркивается их взаимосвязь и взаимозависимость: именно «этими факторами обусловлены цветовые ассоциации, семантика и символика цвета, а также использование цвета в искусстве. Разумеется, все эти факторы и категории тесно связаны, порой невозможно их разделить» [Миронова 1994:12]. Таким образом, в сознании человека формируется цветовая картина мира (ЦКМ) объединяющая концептуальный и языковой уровни, с одной стороны, являясь оформлением когнитивных структур, с другой - словесным цветообозначением. Универсализированная цветовая картина мира, формирующаяся любым человеческим сознанием в силу физиологических особенностей, безусловно, имеет национально мотивированные приоритеты, связанные со многими условиями, начиная с экстралингвистических, заканчивая внутриязыковыми. Лингвоцветовая картина мира имеет все признаки национально обусловленной системы: относительная устойчивость,

сформированность и функционирование на базе национального языка, а также специфику, отражающую особенности когнитивных структур национального сознания.

Наиболее показательны результаты анализа цветовой семантики, проводимого разнообразными методами, что помогает уяснить специфику сознания говорящих на одном языке, а также проникнуть в философско-мировоззренческую концепцию творца слова, в том числе художественного. Видимо, поэтому особенно активно в лингвистике и литературоведении продолжаются исследования, посвященные реконструкции индивидуально-авторских представлений о мире, зафиксированных в цветовых номинациях в рамках текста. Активнее всего исследуется художественный текст, в особенности поэтический: не только лексика, синтаксис, морфология, но и «ритм и звук в <...> поэзии очень часто несут совершенно определенную информацию, улавливаемую читателем синестетически, на подсознательном уровне» [Тарановский 2000:319], Выход за эти традиционно узкие рамки необходим, чтобы появилась возможность «остранения», ведь только в этом случае можно обобщить увиденное и сделать выводы об универсальности или специфичности языковой картины мира.

Достижения фоносемантики последних десятилетий позволяют констатировать, что не только лексический уровень участвует в создании языковой картины мира, но и фонетический (точнее фонографический, шире

фоносемантический, т.е. элементы лингвофоносферы способны актуализировать элементы языковой картины мира. Исследования А.П. Журавлева, В.В. Левицкого, А.В. Михалева, И.Ю. Павловской, С.С. Шляховой, Е.А. Сомовой, Ю.А. Тамбовцева, I. Fonagy, О. Jesperson, L. Marks, J.J. Ohala, M. Magnus, наши размышления по этому поводу убеждают в правомерности такой гипотезы и дают основания для обобщений.

Диссертационное исследование посвящено изучению способности человеческого сознания к цветовому ассоциированию звуков и графонов и ее

отражению в речи и тексте в качестве одного из структурообразующих, а также конструктивно и содержательно значимых компонентов. Избран триединый аспект исследования явления звуко-цветовой ассоциативности как универсального, национально обусловленного в языковом сознании и индивидуально функционирующего в тексте феномена. Это обусловлено, во-первых, расширением круга вопросов, связанных с исследованиями общих составляющих универсальной- картины мира; во-вторых, реализацией конкретных национально обусловленных языковых картин мира, отраженных на всех уровнях, в том числе и фоносемантическом, в-третьих, появлением и активной разработкой психолингвистических методик исследования конкретной языковой личности и связанных с ней смыслов («субъективных значений»), которые обнаружили значимость фоносемантики для процесса понимания текста и тем самым обусловили возможность научной постановки проблем данной науки.

Н:С. Трубецкой, выделял два основных фонологических учения. — фонологию и фоностилистику, под последней подразумевая дисциплину, изучающую выразительные звуковые . приемы, рассчитанные на эмоциональное воздействие [Трубецкой 2000: 344]. С развитием же фоносемантики появилась возможность не механического соединения двух различных подходов к исследованию любой языковой системы, но объединение их методов для выхода на иной уровень осмысления семиотического пространства языка и речи. Все вышесказанное, обусловило актуальность настоящего исследования.

Объект исследования — языковое сознание человека в синестетическом цветовом ассоциативном аспекте. Предметом исследования является звуко-цветовая ассоциативность русского и английского языков и ее отражение в языке и художественном тексте.

Работа призвана ответить на вопрос об эстетических и эвристических
потенциях языка, о природе творящего сознания, об особенностях
художественной коммуникации на уровне фоносемантики.

Методологическая база исследования - теория фонетического значения А..П; Журавлева, фоносемантика Є. В; Воронина, фоностилистика Р. Якобсона.

Исходная гипотеза работы. Синестетически обусловленная звуко-цветовая картина мира в языке организуется с учетом универсальной бессознательной способности человека ассоциировать звуки и цвета, национального подсознательного свойства отражать специфику взгляда на мир через конкретный язык в образно-логическом и эстетическом восприятии и индивидуальной сознательно-подсознательной переработки поступающей информации в конкретном акте речи, творчества. В тексте (нехудожественном и художественном) процесс кодирования* синестетической информации происходит в обратном порядке: уникальные системы ЗЦА могут формировать глубинный слой, который способен^ восприниматься, в. процессе декодирования при условии «поддержки» на фоносемантическом; лексическом и текстовом уровне; национально мотивированные системы ЗЦА образуют основной слой- фиксирующийся при любом процессе рецепции в силу универсальной психофизиологической способности человека к полимодальнои ассоциативности.

Цель работы — рассмотреть звуко-цветовую ассоциативность как универсальное, национально обусловленное и индивидуальное по функционированию явление, предложить методы фоносемантического анализа текста с данной точки зрения, прикладные методики работы с текстами разных видов на русском и английском языках.

Для достижения этой цели необходимо было решить ряд задач:

1. Проанализировать различные подходы к феномену синестезии, выработать лингвистически значимое представление о видах и формах ее существования в языке и речи. Предложить типологию синестезии с учетом ее функционирования в языке, культуре и искусстве слова. Систематизировать существующие данные по теории цвета, выделить самостоятельные универсальные и национально-специфические каналы, его

воздействия на человека. Сформировать представление о ЗЦА как универсальном явлении.

  1. Разработать методику и провести эксперименты по выявлению национально обусловленных картин ЗЦА в русском и английском языке, систематизировать их результаты, определить наличие/отсутствие своеобразия тендерного и возрастного аспектов явления. Выработать критерии описания универсальных черт и национальной специфики звуко-цветовой картины мира разных языков и текстов на них.

  2. Обобщить существующие представления об автоматизированных методах анализа фоносемантической составляющей текста, выработать оптимальные принципы методологии комплексного анализа любого речевого произведения по параметрам звуко-цветовой ассоциативности.

  1. Установить способы проявления принципа индивидуальности ЗЦА в речи и художественном произведении в контексте уникальной картины мира. Проанализировать с точки зрения ЗЦА художественные тексты на русском и английском языках. Выработать типологию авторов по синестетическим параметрам. Определить возможности интерпретационного анализа текста в аспекте ЗЦА с учетом идиостиля художника слова.

  2. Разработать комплексную методику анализа художественного текста на основе сравнения данных автоматизированного, исследовательского и аудиторского восприятия. Провести серию экспериментов по цветовому ассоциированию художественных текстов разных видов и жанров, определить возможность фиксации авторского смысла в аспекте ЗЦА, выявить условия такой возможности.' Создать целостную типологию идиостиля, учитывающую отражение уникальной звуко-цветовой картины мира в художественном тексте.

Научная новизна заключается в создании общей теории звуко-цветовой ассоциативности в языковом сознании и художественном тексте, а также выработке комплексной методики анализа цветофоносемантической

структуры художественного текста с опорой на- концепцию языковой картины мира.

Для решения вышеизложенных задач в работе применен комплексный
метод.исследования, включающий метод научного анализа теории и истории
проблемы, лингвокультурологический, когнитивный, статистический анализ
экспериментального материала, перцептивный анализ художественных
текстов с * привлечением испытуемых, лингвопоэтический,

фоностилистический интерпретационный анализ. Общая установка на интегративность исследования обусловила привлечение данных и методик междисциплинарных направлений лингвистики: лингвокультурологии, психолингвистики, социолингвистики, когнитивной лингвистики — и-привела к последовательному сопоставлению языковедческих наблюдений со сведениями, предоставляемыми нелингвистическими науками о человеке. Положения, выносимые на защиту:

  1. Звуко-цветовая картина мира представляет собой универсальное образование, обладающее ярко выраженными национальными особенностями, внутри которых выделяются разнозначимые в данном культурном контексте проявления. Соответственно, существуют три* основных типа продуцирования звуко-цветовой ассоциативности: бессознательный (универсальный), подсознательный (национальный) и интенциональный (индивидуальный).

  2. Феномен синестезии, активно изучающийся разными методами в современной науке, является системным механизмом, в основе которого лежит процесс эмоционального обобщения, проявляющийся на семантическом уровне в общности эмоционально-оценочных свойств объектов разной модальности. Механизм этот не однороден: он включает полностью индивидуализированное психофизиологическое явление (собственно Єз), а также синестемию (Ст) - межчувственные ассоциации, проявление метафорического мышления человека. Синестезия в широком смысле - это ещё и способ целостного восприятия мира, в процессе познания-

которого приобретаются черты символизации. Звуко-цветовая картина мира, формирующаяся при посредстве механизмов Сз и Ст, представляет собой универсальное образование, отражающее архетипические черты мифологического мышления на основе бессознательной способности человека ассоциировать звуки и цвета.

  1. Универсальная основа способности человека к полимодальному восприятию (в виде ассоциирования и метафор) базируется на национальном (подсознательном) свойстве отражать специфику взгляда на мир через конкретный язык в образно-логическом и эстетическом восприятии. Собранный в ходе экспериментов материал позволил сформировать национальные системы звуко-цветовой ассоциативности носителей русского и английского языков. Обнаруженные формальные совпадения и фактические различия позволяют с высокой степенью достоверности говорить о наличии национальных систем звуко-цветовой ассоциативности в русском и английском языках при существовании универсальной цветовой фоносемантической картины мира.

  1. Индивидуальная звуко-цветовая картина мира имеет базовую инвариантную часть для всех носителей языка и вариативную, отражающую уникальный опыт субъекта. Информация о звуко-цветовых соответствиях воспринимается и перерабатывается на уровне подсознания с одновременным подключением сознательного и бессознательного уровней восприятия.

5. Исследование взаимосвязи звука и цвета в художественном тексте
предусматривает, прежде всего, изучение психического феномена,
индивидуального опыта ассоциирования (как авторского, так и
читательского), поэтому субъективный подход в таких наблюдениях является
основным и научно обоснованным: анализ текста на основе его звуко-
цветовой ассоциативности с учетом лингвистического, психологического,
физиологического, искусствоведческого и др. подходов демонстрирует
постепенное углубление в скрытую семантику художественного текста,

открывая новые горизонты в общей теории текста и.в.частных методиках его анализа. Разработанная комплексная методика анализа звуко-цветовой ассоциативности художественного текста позволяет обнаружить, что смысловая структура текста в его денотативной основе оказывается- не прямолинейно соответствующей колористическому значению звуков речи, а имеет несколько уровней сложного взаимодействия универсальных законов ^ восприятия, национальных особенностей звуко-цветовой ассоциативности и индивидуальных проявлений синестетических феноменов восприятия и репродукции, важное место среди которых занимает авторская интенция.

6. ЗЦА по-разному проявляется в текстах, относящихся к различным функциональным стилям. Наиболее ярко и отчетливо, коррелируя с лексической семантикой, часто организуя самостоятельный смысл * (сознательно-подсознательный уровень), находит отражение в художественном тексте, менее ярко, но все же последовательно

\

(подсознательный, реже - сознательный уровень) - в публицистике, образует
инвариантный (бессознательно-подсознательный национально

обусловленный) базовый фон. текста в научном* стиле, практически не*-' выходит за пределы универсальных бессознательных закономерностей в» деловом стиле.

Теоретическая значимость работы заключается в выработке комплексных подходов к исследованию языковых способов репрезентации синестетического мышления. Новым, как нам кажется, является представление о межсенсорном ассоциировании как универсальном, национально мотивированном и индивидуальном явлении, причем обнаружена устойчивая связь последнего фактора с идиостилевыми параметрами художника слова как на уровне продуцирующего, так и на уровне воспринимающего.

Практическая значимость исследования обусловлена возможностью использования результатов в преподавании таких лингвистических дисциплин, как общее языкознание, философия науки; современный русский

язык, филологический анализ текста, стилистика, риторика, и при написании учебников и учебных пособий по перечисленным выше курсам. Прикладные компьютерные программы могут быть применены при анализе звуковой стороны текстов на русском и английском языках. Принципиально возможна разработка прикладных методик преподавания русского языка как иностранного (фонетики, лексики, страноведения) с учетом универсальных и национальных систем ЗЦА разных языков.

Апробация результатов исследования. Материалы исследования были положены в основу учебного пособия (Лексикографическое описание свето-и цветообозначений в поэтическом тексте. Саратов, 2002). На протяжении семи лет автором читался спецкурс по дисциплине «Основы психолингвистики», составной частью которого являлся раздел «Фоносемантика художественного текста», десять лет ведется работа со студентами в рамках спецсеминара «Основы психолингвистики» в Педагогическом институте Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского, осуществляется руководство курсовыми и дипломными исследованиями по данной тематике.

Основные положения работы представлены в виде докладов и обсуждены на международных конференциях: «Европейская русистика и современность» (под эгидой МАПРЯЛ), г.Познань, Польша, 1999; «Предложение и слово», Саратов, 1999, 2002, 2005, 2007; «Филология и журналистика на рубеже тысячелетий» Ростов-на-Дону, 2000; «Прометей-2000», Казань, 2000; «Русский язык: исторические судьбы и современность», Москва, 2001, 2004, 2007; «Человек пишущий и читающий: проблемы и наблюдения», С.-Петербург, 2002; «История языкознания, литературоведения и журналистики как основа современного филологического знания», Ростов-на-Дону-Адлер, 2003; «Русская и сопоставительная филология: состояние и перспективы», Казань, 2004; «II научно-практическая конференция, посвященная Европейскому дню языков», Луганск, Украина, 2005; «Знак икона, индекс, символ», Санкт-Петербург, 2005; «Язык и культура», Москва, 2005; XIII и XIV симпозиумы по психолингвистике, Москва, 2000, 2003; всероссийских, межрегиональных и межвузовских конференциях:

«Актуальные проблемы психологии, этнопсихолингвистики,

фоносемантики», Пенза, 1999; XXVIII межвузовской научно-методической конференции преподавателей и аспирантов, С.-Петербург, 1999; «Язык, познание, культура на современном этапе развития общества», Саратов, 2001; «Синергия культуры», Саратов, 2002; «Антропоцентрическая парадигма в филологии», Ставрополь, 2003; «Русский язык и активные процессы в современной речи», Ставрополь, 2005; «Активные процессы в современном русском языке», Таганрог, 2006; школе-семинаре по психолингвистике и когнитологии, Москва, 2008; «Язык и мышление: психологический и лингвистический аспекты», Ульяновск, 2008; конференциях, теоретических семинарах СГУ, ПИ СГУ.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка принятых в работе сокращений, списка использованной литературы (408 русскоязычных и 87 иноязычных наименований) и восьми приложений. Положения диссертации иллюстрируются 39 таблицами, 29 рисунками и схемами.

По теме исследования опубликовано 54 работы общим объемом около 40 п.л. Основные результаты исследования отражены в следующих публикациях:

монография

1. Прокофьева, Л.П. Звуко-цветовая ассоциативность: универсальное,
национальное, индивидуальное: монография / Л.П.Прокофъева. - Саратов:
Изд-во Саратовского медицинского ун-та, 2007. - 280' с. (см.рецензию: Acta
lingidstica 2008 № 2. Vol.2
)

в журналах, рекомендованных ВАК

2. Прокофьева, Л.П. Цвето-звуковая картина мира: к постановке
проблемы / Л.П.Прокофъева II Вопросы филологии. - 2006. - № 1 (22). -
С.91-98.

3. Прокофьева, Л.П. Общая и частные методики фоносемантического
анализа текста с точки зрения цвето-звуковой ассоциативности /
Л.П.Прокофъева. II Вестник Саратовского государственного социально-

экономического университета. - 2006. - № 12 (январь - март). - С.132-137. (в списке ВАК до 1.01.07)

4. Прокофьева, Л.П. Национальное своеобразие звуко-цветовой
ассоциативности / Л.П.Прокофъева. II Вопросы когнитивной лингвистики. —
2007.-№3.-С. 111-118.

5. Прокофьева, Л.П. Тендерный аспект звуко-цветовой ассоциативности
/ Л.П.Прокофъева. II Вестник Поморского университета. Серия.
Гуманитарные и социальные науки. — 2008. — № 9. — С.80-82.

6. Прокофьева, Л.П. Звуко-цветовая картина мира в речи /
Л.П.Прокофьева. II Вестник Челябинского государственного университета.
Филология. Искусствоведение. - 2008. - № 9 (110). - С.91-98.

  1. Прокофьева, Л.П. Изучение звуко-цветовой ассоциативности в европейских языках: история и современность / Л.П.Прокофьева. // Вестник Нижегородского университета им.Н.И. Лобачевского. - 2008. — № 4. - С. 256-262.

  2. Прокофьева, Л.П. Принцип индивидуальности в аудиально-визуальной синестезии: от методики к теории / Л.П.Прокофъева. II Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. - 2008. - № 5. - С. 137-140.

  3. Прокофьева, Л.П. Теория и практика звуко-цветового синтеза в семиотических системах / Л.П.Прокофьева. II Музыковедение. — 2008. — № 5. -С. 17-23.

10. Прокофьева, Л.П. Национальные синестетические картинв мира
русского и английского языков / Л.П.Прокофьева. II Вестник Пятигорского
государственного лингвистического университета. - 2008. — № 3. - С. 133-
135.

статьи

11. Прокофьева, Л.П. Национальная система цвето-звуковых
соответствий русского языка / Л.П.Прокофъева. II Единицы языка и их

функционирование. - Саратов: Изд-во Саратовской академии права, 1997. -С.57-63.

  1. Прокофьева, Л.П. Цветовая символика звукобуквы как одно из стилистических средств художественного текста / Л.П.Прокофъева. II Слово в системе школьного и вузовского образования. - Саратов: Изд-во Саратовского педагогического ин-та, 1998. — С.143-146.

  2. Прокофьева, Л.П. Понятие позиции звукобуквы в аспекте звуко-цветовой ассоциативности / Л.П.Прокофъева. II Семантика языковых единиц. - М.: Изд-во Московского открытого педагогического ун-та, 1998. - С.331-333.

  3. Прокофьева, Л.П. «Зримое слово» в поэтическом тексте: из истории вопроса / Л.П.Прокофъева. II Предложение и слово: Доклады и сообщения международной научной конференции, посвященной памяти профессора В.С.Юрченко. - Саратов: Изд-во Саратовского* педагогического ин-та, 1999. -С.206-212.

  4. Прокофьева, Л.П. О «звуковом колорите» лирики А.С.Пушкина периода Болдинской осени / Л.П.Прокофъева. Е.А. Тихонова. II Пушкинский текст: Сборник статей'научно-методического семинара «Textus». Вып. 5. — СПб.- Ставрополь: Изд-во Ставропольского ун-та, 1999. - С.34-38.

  1. Прокофьева, Л.П. Перевод художественного текста: анализ имплицитных структур на уровне фоносемантики / Л.П.Прокофъева. II Актуальные проблемы психологии, этнопсихолингвистики и фоносемантики. - М.-Пенза: Изд-во Пензенского педагогического ун-та, 1999.-С.165-170.

  2. Прокофьева, Л.П. Звуковая радуга Владимира Набокова // Материалы XXVIII межвузовской научно-методической конференции преподавателей и аспирантов. Вып. 18. Стилистика художественной речи. — СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 1999. - С.63-67.

18. Прокофьева, Л.П. Авторский смысл и проблема интерпретации
поэтического текста / Л.П.Прокофъева. II Предложение и слово:

парадигматический, текстовый и коммуникативный аспекты. Межвузовский сборник научных трудов. - Саратов: Изд-во Саратовского педагогического ин-та, 2000. — С. 197-206 (см.: Обзор «Международная научная конференция «Предложение и слово» // Филологические науки. — 2000. - №1. — С. 121).

19. Прокофьева, Л.П. К вопросу о фиксации идиостиля на уровне
фоносемантики // Язык, познание, культура на современном этапе развития
общества. - Саратов: Изд-во Саратовской академии права, 2001. - С.233-243.

20. Прокофьева, Л.П. Универсальное и национальное в цвето-звуковой
синестезии / Л.П.Прокофьева. Е.А.Тихонова II Синергия культуры. Труды
Всероссийской конференции. - Саратов: Изд-во Саратовского технического
ун-та, 2002. - С.297-302.

21. Прокофьева, Л.П. Цвето-графемная ассоциативность носителей
русского и английского языков / Л.П.Прокофьева. II Предложение и слово:
Межвузовский сборник научных трудов. - Саратов: СГУ, 2002. - С.747-756
(см. аннотацию доклада: SLAVIA ORIENTALIS. Krakov, 2003. Т. LII№4. S.
623; обзор: Филологические науки 2003. - Ml. - С. 120).

22. Прокофьева, Л.П. Автор и читатель с точки зрения фоносемантики
(«Цветовые поля» стихотворения В.Набокова «Бабочка») / Л.П.Прокофьева,
Т.И.Шуришина. II
Антропоцентрическая парадигма в филологии.
Ч. 1 .Литературоведение. - Ставрополь: Издательство Ставропольского ун-та,
2003. - С.475-485.

23. Прокофьева, Л.П. Цвето-звуковая ассоциативность в языке и
идиостиле / Л.П.Прокофьева. II Труды Педагогического института
Саратовского государственного университета им.Н.Г.Чернышевского. -
Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 2003. -Вып.2. Филология. Лингвистика.
-С.182-192.

24. Прокофьева, Л.П. Суггестия «сгущенного» смысла
(Фоносемантическая интерпретация «Заклятия смехом» В.Хлебникова) /
Л.П.Прокофьева. Е.С.Жданова. II Творчество Велимира Хлебникова в
контексте мировой культуры XX века: VIII Международные Хлебниковские

чтения. 18-20 сентября 2003 г.: Научные доклады и сообщения: В 2 ч. / Сост. Н.В. Максимова. — Астрахань: Изд-во Астраханского ун-та, 2003. -Часть 1.-С. 154-159.

  1. Прокофьева, Л.П. Звук и смысл в поэзии А.Белого /Л.П.Прокофьева. II Словоупотребление и стиль писателя. Выпуск 2: Межвузовский сборник. -СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2003. - С. 194-205.

  2. Прокофьева, Л.П. Современные русские синестезические ассоциации (в возрастном и тендерном аспектах) / Л.П.Прокофьева. II Русский язык и активные процессы в современной речи. — Москва-Ставрополь: Изд-во Ставропольского ун-та, 2003. - С. 175-180.

27. Прокофьева, Л.П. Индивидуальное и универсальное в цветовой
символике звука (на основе фоносемантического и психолингвистического
анализа поэтического текста) / Л.П.Прокофьева. II Филологический вестник
Ростовского государственного университета. - 2003. - №3. — С.33-42.

  1. Прокофьева, Л.П. «Фоносемантический диалог» языков в контексте цветовой картины мира (на материале русского и английского языков) / Л.П.Прокофьева. II Вісник Луганського національного педагогічного університету імені Тараса Шевченка. Філологічні науки. Сбірник наукових праць, ліцензований ВАК Украіни. - 2005. - № 2 (82) Лютий. - С134-139.

  2. Прокофьева, Л.П. Цветообозначения в мужской и женской речи І Л.П.Прокофьева. II Предложение и слово. Межвузовский сборник научных трудов. - Саратов: Изд-во СГУ, 2006. - С.507-513. {см. обзор // Филологические науки, 2006. - №2. С. 123).

  1. Прокофьева, Л.П. «Звучащие краски» русской поэзии (эскиз фоносемантической теории идиостиля) / Л.П.Прокофьева. II Язык художественной литературы. Литературный язык: Сборник статей к 80-летию Мары Борисовны Борисовой. — Саратов: ООО «Научная книга», 2006. -С.271-277.

  2. Прокофьева, Л.П. Индивидуальные особенности звуко-цветовой ассоциативности в творчестве Эдгара Аллана По / Л.П.Прокофьева. II Acta

Linguistica. Journal of Contemporary Language Studies. - Vol.1. - № 1.- 2007. — P. 69-78.

  1. Прокофьева, Л.П. Автоматизированный фоносемантический анализ нехудожественного текста / Л.П.Прокофъева, Т.В. Миронова, И.Л. Пластун II Предложение и слово. Межвузовский сборник научных трудов. - Саратов: Издательский центр «Наука», 2008. - С. 136-142.

  2. Прокофьева, Л.П. Звуко-цветовая картина мира / Л.П.Прокофъева. II Языковое бытие человека и этноса: когнитивный и психолингвистический аспекты. Материалы IV Международных Березинских чтений. Вып. 14. - М.: ИНИОН РАН, МГЛУ, 2008. - С.202-208.

  3. Прокофьева, Л.П. Эстетически значимые звуко-цветовые ассоциации в контексте исследования языкового сознания (На материале идиостиля В.Хлебникова) /Л.П.Прокофъева. II Вопросы психолингвистики. - 2008. - № 7.-С. 69-73.

  4. Прокофьева, Л.П. Звуко-цветовая ассоциативность: сознательное и бессознательное / Л.П.Прокофъева. II Язык. - Сознание. - Культура. -Социум. Сборник докладов и сообщений международной научной конференции памяти профессора И.Н.Горелова. — Саратов: Издательский центр «Наука», 2008. - С.520-526.

  5. Прокофьева, Л.П. Звуко-цветовой синтез в семиотических системах советского времени / Л.П.Прокофъева. II Синестезия: Содружество чувств и синтез искусств. Материлы международной научно-практической конференции, 3-8 ноября 2008г. -Казань: КГТУ им.А.Н.Туполева, 2008. -С.126-132.

37. Прокофьева, Л.П. «Исцеляющее воздействие» искусства по
В.Хлебникову и В.Кандинскому /Л.П.Прокофъева. II Литературно-
художественный авангард в социокультурном пространстве Российской
провинции: история и современность: сборник статей участников
международной научной конференции (Саратов, 9-11 октября, 2008г.). -
Саратов: Издательский центр «Наука», 2008. - С. 228-235.

38. Прокофьева, Л.П. Интерпретационный фоносемантический анализ
текста (На материале стихотворения Дж.Китса «Sonnet») Ш.П.Прокофьева.//
Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Филология.
Журналистика. -2008. - Т. 8. - Вып. 1. - С. 29-33.

Учебно-методические пособия:

39. Прокофьева, Л.П. Лексикографическое описание свето- и
цветообозначений в поэтическом тексте. / Л.П.Прокофъева, Л.М. Оголева. —
Саратов: Изд-во Саратовского педагогического ин-та, 2002. — 68с.

40. Прокофьева, Л.П. Спецкурс и спецсеминар «Основы
психолингвистики». / Л.П.Прокофъева. — Саратов: Изд-во Саратовского
педагогического ин-та, 2002. — 11с.

Тезисы

41. Прокофьева Л.П. Квазилексическое тестирование как методика
выявления фонетического значения / Л.П.Прокофъева. II Обучение
иностранцев в России (лингвистические и методические проблемы). - Тула:
Изд-во Тульского ун-та, 1997. - С.37-39.

42. Прокофьева, Л.П. Фоносемантический «ореол» названия
художественного текста (на материале прозы В.Набокова) /Л.П.Прокофъева.
II
Филология на рубеже тысячелетий. Материалы Международной научной
конференции. Вып. 2. Язык как функционирующая система. - Ростов-на-
Дону-Новороссийск, 2000. - С. 168-170.

43. Прокофьева, Л.П. Синестезия и идиостиль / Л.П.Прокофъева. II
Прометей-2000. Материалы Международной научной конференции. -
Казань: Изд-во Казанского авиационного ин-та, 2000. - С.120-123.

44. Прокофьева, Л.П. Универсальное, национальное, индивидуальное в
цветовой символике звука / Л.П.Прокофъева. II Языковое сознание.
Содержание и функционирование. XIII Международный симпозиум по
психолингвистике и теории коммуникации. - М.: Ин-т языкознания РАН,
2000.-С.421-422.

45. Прокофьева, Л.П. Формализованные и психолингвистические
методы анализа фоносемантической структуры художественного текста (в
аспекте звуко-цветовой ассоциативности) / Л.П.Прокофьева. II Русский язык:
исторические судьбы и современность. Международный конгресс русистов-
исследователей. Труды и материалы. - М.: Изд-во Московского ун-та, 2001. -
С.421-422.

46. Прокофьева, Л.П. Фоносемантика на занятиях по лингвистическому
анализу текста / Л.П.Прокофьева. II Человек. Язык. Искусство. Материалы
Международной научно-практической конференции 14-16 ноября 2000г.
Mill У. - М.: Изд-во Московского педагогического ун-та, 2001. - С.197-198.

47. Прокофьева, Л.П. О национальной специфике цвето-звуковой
ассоциативности (на материале русского и английского языков) /
Л.П.Прокофьева. II Языковое сознание: устоявшееся и спорное. XIV
Международный симпозиум по психолингвистике и теории коммуникации.

- М.: Институт языкознания РАН, 2003. - С.213-214.

48. Прокофьева, Л.П. Цветовая картина мира на уровне фоносемантики
(на материале русского и английского языков) / Л.П.Прокофьева. II История
языкознания, литературоведения и журналистики как основа современного
филологического знания. Вып.2. История. Культура. Язык. - Ростов-на-Дону

- Адлер: Изд-во Ростовского ун-та, 2003. - С.117-119.

  1. Прокофьева, Л.П. Фоносемантика и идиостиль / Л.П.Прокофъева. II Русский язык: исторические судьбы и современность. II Международный конгресс исследователей русского языка. Труды и материалы. - М.: Изд-во Московского ун-та. 2004. -С.602-603 {см.: обзор «II Международный конгресс исследователей русского языка» // Русистика. Киев, 2004. - Вып. 4. С. 76).

  2. Прокофьева, Л.П. Лингвоцветовая картина мира Александра Блока // Русская и сопоставительная филология: состояние и перспективы: Международная научная конференция, посвященная 200-летию Казанского

университета (Казань, 4-6 октября 2004г.): Труды и материалы. - Казань: Изд-во Казанского ун-та им.В.И.Ульянова-Ленина, 2004. - С.237-238.

51. Прокофьева, Л.П. Цвето-звуковая картина мира: к постановке
проблемы / Л.П.Прокофъева. II III Международная научная конференция
«Язык и культура» (Москва, 23-25 сентября 2005г.): Тезисы докладов. Том.1.
- Москва: Изд-во Московского ин-та иностранных языков, 2005. - С. 153-154.

52. Прокофьева, Л.П. Цветовая символика звука в тендерном аспекте /
Л.П.Прокофъева. II Тезисы докладов международной конференции «Знак:
иконы, индексы, символы», посвященной 70-летию со дня рождения
проф.С.В.Воронина. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2005. —
С.52-53.

53. Прокофьева, Л.П. Фоносемантический анализ текста: от
эксперимента к методике / Л.П.Прокофъева. II Русский язык: исторические
судьбы и современность. III Международный конгресс исследователей
русского языка. Труды и материалы. - М.: МАКС-Пресс-2007. - С.355.

54. Прокофьева, Л.П. Звуко-цветовая ассоциативность в речи /
Л.П.Прокофъева. II Язык и мышление: психологический и лингвистический
аспекты. - Москва-Ульяновск: Изд-во Ульяновского ун-та, 2008. - С.25-26.

Ассоциация и метафора в человеческом сознании и языке

Знания о мире, полученные человеком в процессе жизнедеятельности, существуют в его сознании в виде картины мира, которая в самом общем виде понимается как «отражение реальной картины через призму понятий, сформированных на основе представлений человека, полученных с помощью органов чувств и прошедших через его сознание, как коллективное, так и индивидуальное» [Тер-Минасова 2000: 41]. Сложность и комплексность данного понятия предполагает многокомпонентный его состав, в свою очередь, с трудом членимый на «отдельные» картины мира, самой объемной из которых является языковая (ЯКМ); но и религиозная, и научная (например, физическая, биологическая, психологическая и т.д.), и художественная, и цветовая, и политическая, и др. имеют веские основания быть выделенными и изученными.

«Языковая ментальность - это способ языкового представления мира» [Почепцов 1990], включающая соотношение между миром и его языковым представлением или образом, ведь язык предопределяет наши представления о мире гораздо в большей степени, чем нам это может казаться. Вопросы о том, в какой мере языковая способность человека является врожденной и универсальной, а в какой представляет собой отражение и воплощение конкретной культурной реальности, в какой мере восприятие окружающего мира является универсальным для носителей любых языков и культур, а в какой складывается под воздействием специфики конкретного языка, остаются предметом дискуссии между «универсалистами» и «релятивистами», при этом продолжает накапливаться материал в пользу той или иной точки зрения. Между тем язык закрепляет в своей содержательной стороне не только точку зрения на мир, с которой смотрел на него народ, создавший данный язык, но и сам мир. Другими словами, картина мира, заключенная в языке, представляет собою синтез универсальных знаний о мире с идиоэтнически-ми. Источником первых является объективная действительность, источником других - национальная точка зрения на нее [Даниленко 2003]. И опять возникает вопрос о соотношении универсального и национального в ЯКМ. Сторонники первой концепции берут на вооружение ранние рассуждения Э. Сепира о том, что «внутреннее содержание всех языков одно и то же — интуитивное знание опыта. Только внешняя их форма разнообразна до бесконечности...» [Сепир 1993: 193]. Приверженцы второй - им же разработанную теорию лингвистической относительности: «Мы видим, слышим и вообще воспринимаем мир именно так, а не иначе, главным образом благодаря тому, что наш выбор при его интерпретации предопределяется языковыми привычками нашего общества» [Указ.соч.: 261]. Или у Б. Уорфа: «Мы расчленяем природу в направлении, подсказанном нашим родным языком» [Уорф 1960: 174].

Каждый язык, опираясь на общие принципы познания окружающего мира, находит свои пути освоения действительности и обобщения непознанного (А. Вежбицка, В. В. Иванов, О. Б. Сиротинина и мн.др.). Картины мира, рисуемые разными языками, в чем-то между собой похожи, в чем-то различны. Изучение их универсальных составляющих и национальных особенностей в межкультурной перспективе позволяет говорить в целом о восстановлении существенных фрагментов языковой картины мира и конституирующих их идей. Эти «идеи» составляют концептуальную систему или структуру, которая по определению Краткого словаря когнитивных терминов есть «тот ментальный уровень или та ментальная (психическая) организация, где сосредоточена совокупность всех концептов, данных уму человека, их упорядоченное объединение» [Кубрякова 1996: 94]. Таким образом, появляется насущная необходимость поиска неких обобщенных подходов к исследованию со отношения концептуальной и языковой картин мира, общих методологических оснований таких соотношений и выработки общих приемов их анализа.

В современной лингвистике существует представление о том, что в естественном языке отражается наивная картина мира , составляющая содержание обыденного сознания его носителей [Апресян 1995: 56-59; Урысон 1998: 3]. При этом отмечается, что наивная картина мира , хотя и воспроизводится пофрагментно в лексических единицах языка, однако сам язык непосредственно этот мир не отражает, а отражает лишь способ представления (концептуализации) этого мира национальной языковой личностью [Wierz-bicka 1980: 50], и поэтому выражение языковая картина мира (ЯКМ), активно функционирующее в настоящее время, в какой-то степени условно: «образ мира, воссоздаваемый по данным одной лишь языковой семантики, скорее карикатурен и схематичен, поскольку его фактура сплетается преимущественно из отличительных признаков, положенных в основу категоризации и номинации предметов, явлений и их свойств, и для адекватности языковой образ мира корректируется эмпирическими знаниями о действительности, общими для пользователей определенного языка» [Воркачев 2002: 79-95]. Необходимо исследование и других составляющих для создания обобщенной картины мира.

Одним из методологических оснований таких исследований может стать изучение роли базисных субстанций человеческого языка, по отношению к которым все другие существующие системы вторичны. Такой субстанцией является звуковая материя в ее соотнесении с ассоциативно соположенными звуку представлениями. Ведь, как отмечал Ж. Вандриес, всякое звучащее слово всегда вызывает в нашем сознании какое-либо представление, причем это происходит вне зависимости от смысла слова и часто до того, как этот предмет становится нам известным. В основе каждого продуктивного информационного сообщения лежат образ и его звуковое оформление как отражение понятийно-системных связей окружающей нас действительности, а ассоциации являются неотъемлемыми элементами мышления на всех уров нях умственной деятельности и в различных сферах профессионально-общественных интересов человека. Известно, что для человека звук, как эмоциональное состояние, тесно связан с цветом. По нашей гипотезе соединение разных подходов (общелингвистических, психолингвистических, культурологических, психологических, социологических и др.) при исследовании фрагментов картины мира поможет не только расширить наше понимание, но и продвинуться еще на один, пусть небольшой, шаг по бесконечной дороге познания.

Сводные данные об универсальном и национально-специфическом значении цвета Физиологические реакции на цвет

Объектом фоносемантики (ФС) является «звукоизобразительная (т.е. звукоподражательная (ЗИ) и звукосимволическая (ЗС)) система языка» [Воронин 1982:21], которую отличает набор некоторых основных свойств: не-конвенциональность, примарно-секундарная мотивированность, гипервариативность, стохастичность. По словам основоположника науки профессора С. В. Воронина, ЗИ являются не только слова, сохранившие фонетически мотивированную связь со значением, но и те, у которых она с течением времени оказалась затемненной и даже полностью утраченной (с помощью этимологического анализа (подкрепленного «внешними» данными типологии) эта связь может быть выявлена). Таким образом, «ЗИ-слово - это слово, звуко-изобразительное в своей основе, по своему происхождению» [Воронин 1982: 22]. Существенным недостатком многих исследований ЗИ является неразличение двух выделенных подсистем, в связи с чем возникают искусственные переносы признаков акустического денотата в ономатопее (onomatopoeia) на денотат неакустический (звукосимволическое слово) [Воронин 2004]. По-видимому, это происходит еще и оттого, что термин звуко-изобразителъностъ утратил однозначность в современном языкознании, употребляется как в фоносемантике, так и в поэтике, как в теории языка, так и стилистике, причем каждая наука привносит свое понимание, затемняя необходимую «прозрачность» толкования термина. Отметим, что европейская и американская лингвистика разделили термины и соответствующие им понятия, используя Iconism/Sound Iconism (звукоизобразительность - ЗИ) и Symbolism/Sound Symbolism (звуковой символизм).

Любая наука на этапе своего становления вырабатывает собственные принципы, которые становятся методологически оправданными на этапе обобщения собранного эмпирического материала. В ФС это принципы:

Бинарности, по которому языковой знак принципиально непроизволен; однако в «современной» синхронии он представляет собою двоякую сущность: он одновременно непроизволен и произволен: Сколько времени связи между звучанием и значением ЗИ-слова сохраняются живыми и осознаваемыми, зависит от семантической и фонетической судьбы слова. Слово эволюционирует как семантически, так и фонетически. При этом если в ходе семантической эволюции слова происходит денатурализация, то это значит, что привязанность значения слова к его форме начинает стеснять свободу его семантического развития, и слово, подобно вылупляющейся бабочке, сбрасывает путы кокона примарной мотивированности. Такова судьба более 3/4 словаря всех языков. В слове развиваются значения, не связанные с его звучанием [Бродович 2002].

Детерминизма, который предполагает обусловленность знакового облика слова значением слова, «мотивом» - тем признаком (свойством) объекта-денотата, который по завершении «мотивировочного хода» («хода мотивирующей мысли») кладется в основу номинации (так, например, Обозначение удара в любом языке будет связано со взрывными согласными и/или аффрикатой: ср.рус. топ-топ, стук; анг. dub, cluck, chip; индонез. detap, tuk; коми-перм. ,бута-бата, туп-тап [Шляхова 2003]);

Отражения, допускающий наличие соответствий между структурой элементов знака и структурой элементов денотата. В самом общем смысле слово с определенной фонологической характеристикой принадлежит ка кому-то семантическому классу, например, сочетание /gl/ в начальной по зиции во всех германских языках имеют отношение к отражению света. Ср. англ. glare, gleam, glim, glair и мн.др., норвеж. glimte, glitre, gl0. В русском языке также присутствует некоторое количество образов (глядеть, глянуть, глаз, гладкий, глазировать, глянец), но процент ниже вследствие того, что другие основные слова начинаются c/gl/и формируют вершину других групп (голова, главный, глубоко, голос, глина, глупый). Группы имеют тенденцию быть более специфичными в языке, тогда как истинный иконизм -универсален [Magnus 2001];

Целостности, в соответствии с которым свойства системы как целого не сводятся к сумме свойств элементов, составляющих систему, а определяются интегративными свойствами структуры системы, порождаемыми специфическими связями и отношениями между элементами системы. Так, губные достаточно регулярно встречаются в словах, имеющих отношение к началу чего-либо, а зубные - в словах, имеющих отношение к линейности и продолжающимся процессам, но рассматриваемые в целом многочисленные факты совпадений доказывают, что фонология находит отражение в семантике английских моносиллабических слов как всеобъемлющий и характерный признак [Magnus 2001];

Принцип многоплановости, предполагающий описание звукоизо-бразительной системы как линейно (синтагматически), парадигматически, иерархически, так и в связи с «внешними» факторами1;

Бинарный принцип ФС (непроизвольность/произвольность языкового знака) обусловливает значимость положений, получивших статус законов в новой науке: Закон соответствия, определяющий соотнесенность языкового знака с обозначаемым объектом; Закон множественности мотивации, свидетельствующий о возможности обозначения одного денотата более чем одним знаком;

Вопрос о предмете и материале экспериментального исследования

Метод самоанализа достиг своего расцвета к 20-м гг. XX века. Именно в это время во многих странах Европы и США публикуются многочисленные исследования, связанные с единичными случаями собственно Сз. Набирается материал, но он отнюдь не приближает к созданию теории, т.к. изначально основывается на описании индивидуализированных проявлений ассоциативности уникальных личностей, хотя, безусловно, вносит определенный вклад в расширение ареала исследования. Интерес вызывает факт, что в обзоре работ по Сз, опубликованном Альбертом Веллеком в 1930 г., были ссылки на более чем 800 (!) наименований, касающихся самых разных сторон феномена. Все это свидетельствует о чрезвычайно высоком уровне внимания к проблеме.

В 1927 году в Иенском университете приват-доцент психологии Аннелиз Аргеландер опубликовала монографию «Цветной слух и синэстетический фактор восприятия», где привела результаты проведенных экспериментов с немецкими гласными (доводы автора по выбору материала исследования таковы: «звуки гласных ближе всего в некоторых отношениях стоят к музыкальным звукам, тогда как согласные почти- таким же образом носят характер шума») [Argelander 1927: 48]. Было опрошено всего 10 информантов-синестетов и сделаны предварительные выводы о существовании упорядоченных соответствий между цветами и звуками. Важно, что исследователь проверил полученные результаты серией повторных индивидуальных и групповых экспериментов с тем же количеством испытуемых, что дает некоторые основания для того, чтобы считать данные относительно валидными.

Вплоть до середины 50-х гг. работы по исследованию Сз в Германии были приостановлены, да и позже встречаем лишь единичные упоминания: с помощью немецкого коллеги, изучающего Сз (Jorg Jewanski из университета Мюнстера) обнаружилась только одна неопубликованная работа, в которой интервьюерами были 50 несинестетов (Franz Roth, Untersuchungen der Beziehungen von Einzeltonen zu Gefuhlen und Farben, PhD. Dissertation Vienna 1951).

В это же время началось активное исследование Сз в искусстве: с 1927 по 1936 гг. в Гамбурге стараниями Georg Anschutz состоялось 4 научных конгресса «Цвет - Звук» (Farbeon-Kongresse), на которых было обозначено оригинальное направление исследований Сз немецких психологов, медиков, культурологов и музыковедов. Именно в результате их работы заложены основы Сз: во многом современное понимание, связанное с именем Р. Сайтовика, было уже сформулировано и опубликовано в Германии 20-х гг. XX века, о чем американские и британские исследователи обычно даже не упоминают. Важно отметить, что в немецких исследованиях уже с 1881 г. проводилось четкая граница между смешанными синестетическими и ассоциативными реакциями (Е. Bleuler&K. Lehmann, 1881; F. Mahling, 1923; G. Anschutz, 1925; A. Wellek, 1928 и др.), причем отмечалось, что черты ассоциативности отмечаются даже у ярких синестетов, т.е. сама способность к межсенсорному восприятию и универсальна и индивидуальна одновременно (как в норме, так и в случае отклонения от нее).

В современном немецкоязычном научном сообществе вновь возник интерес к этой проблеме в связи с общим вниманием к индивидуальным проявлениям человеческой психики. Так, в Институте нейропсихологии университета Цюриха Gian Beeli, Michaela Esslen, Lutz Jancke в течение последних несколько лет активно изучают цвето-графемную ассоциативность синестетов, говорящих на немецком языке как родном. Отмечается, зависимость ассоциаций от таких признаков, как положение букв в алфавите, частотность в речи и письменном тексте. При этом доказано, что обучение и процессы, происходящие при этом в памяти, обостряют синестетическое восприятие [Beeli et all, 2007]. В Таблице 8 приведены результаты ранних экспериментов по ЗЦА синестетов, говорящих на немецком языке как родном.

Давид Старр Джордан в 1891 г. в Ежемесячном научно-популярном журнале (The popular science monthly, 1891, bd.39), размышляя о собственных ассоциациях цвета и букв, цифр, нот, приводит опубликованные ранее свидетельства современников (проф. Френсиса Галтона и Эдварда Спенсера) и предлагает свою цветовую классификацию алфавита английского языка. Литература на английском языке с конца XIX до 20-х тт. ХХв. изобилует примерами описания индивидуальных ассоциаций, хотя уже в 1893 выходит статья Mary Whiton Calkins «Статистическое исследования псевдохроместезии и подобных форм», где обобщаются итоги серии экспериментов по изучению звуко-цветовых ассоциаций у широкой

Первая женщина, выполнившая все необходимые требования для получения научной степени доктора психологии в Гарварде, но которой было отказано в ее получении только на основании половой принадлежности. Основатель первой в США экспериментальной психологической лаборатории в Wellesley College, первая женщина президент Американской психологической ассоциации (АРА) и Американской философской ассоциации (APhA). аудитории (525 интервьюеров), в основном студентов Wellesley College. Валидность результатов проверялась повторными опросами через 1 год, при этом обнаружилось, что цветовые ассоциации связаны как с гласными, так и с согласными. Статистически значимых совпадений обнаружить не удалось (за исключением нескольких букв), после чего исследования ассоциаций несинестетов практически прекратились (во всех известных нам работах подобные небольшие группы служат контрольными для выявления своеобразия проявления того или иного изучаемого признака у истинных синестетов). Помещенные после текста статьи описания интервьюеров дали возможность установить, что Calkins с помощью анкеты выявляла собственно Сз: отсутствие в конце XIX века однозначной терминологии смешивало в одну группу и аномальные случаи, и ассоциативность. Большая группа информантов служила лишь отправной точкой для поиска синестетов (их обнаружено около 7%) [Calkins 1893]. Таким образом в американской исследовательской традиции произошло определение приоритетов в данной области и собственно звуко-цветовая ассоциативность выпала из поля зрения почти на целое столетие.

Чуть позже было проведено первое известное нам экспериментальное исследование ЗЦА у детей: в 1914 году Charles Peabody разослал более 700 анкет с примерами межсенсорных ассоциаций, получил 160 ответов с реакциями детей и 500 -реакциями студентов, из которых не было ни одного клинически диагностированного синестета. Первый существенный вывод - и дети, и студенты с достаточной легкостью связывают в своем сознании разномодальные явления, они статистически сравнительно однородны, что позволяет выстраивать обобщенные таблицы и делать предварительные выводы [Peabody 1915]. Подчеркнем, что сам факт получения результатов ассоциирования в различном возрасте, а также однородные статистические выкладки могут служить важным свидетельством универсальности явления.

В 30-х гг. XX века Н. L. Hollingworth из Колумбийского университета публикует серию описаний наблюдений за ребенком-синестетом, которые проводились в течение 12 лет, что положило начало этапу исследования цвето-буквенных ассоциаций в динамике [Hollingworth 1939]. Главные выводы, сделанные ученым, - ЗЦА имеют систематический характер и постоянны от детства до зрелого возраста, происходят акустическим путем (а не во время чтения про себя или вслух), при этом не подтвердилась полностью господствующее ранее убеждение, что ассоциации обусловлены буквами названий цветов, т.к. обнаружились значительные расхождения. В Таблице 9 сведены данные по ЗЦА, полученные разными исследователями в рамках английского языка.

Методы исследования звуко-цветовой ассоциативности в художественном тексте

Признание существования феномена, но отсутствие четкого и однозначного понимания Сз в мировой психологии, культурологи, психолингвистике, тем не менее, позволяет говорить о ней как о своеобразной психофизиологической универсалии, лежащей в основе ЗС как универсалии языковой. Как это обычно бывает, нечеткость определения базовых понятий привело к одностороннему пониманию приемов ЗС в тексте. Звукосимволизм обычно рассматривается как структурное средство поэтического произведения, рождающее мелодику стихотворения, и, как следствие, являющееся фоном его смысловой наполненности. Безусловно, такая интерпретация ЗС тоже возможна, и она частично нашла отражение в учебных пособиях, посвященных филологическому анализу художественного текста. В этом аспекте своевременным выглядело появление в 1999 г. «первой ласточки» - учебного пособия Н. М. Шанского и Ш. А. Махмудова «Филологический анализ художественного текста». Однако нельзя не отметить, что описанию особенностей стихотворного текста в этой книге отводится 4 страницы, из них звуковой организации — 3 абзаца! И это притом, что все исследователи стихотворной речи отмечают, что «единство содержания и формы... по отношению к поэзии... имеет особое значение. В поэзии все без исключения оказывается содержанием ...» [Эткинд 1998: 69]. В поэтическом произведении звуки не только семантизируются, но и становятся «окказиональным носителем содержания» [Указ.соч.: 272].

После этого разнообразные пособия по анализу текста стали появляться ежегодно, но традиция оставалась та же: звуковой и - уже - ЗС составляющей текста в лучшем случае отводилось несколько строчек, в худшем - не упоминалось вовсе. И только в последнее время стали появляться работы, где фоносемантический анализ становится непременной частью анализа любого текста, как поэтического (Казарин, 2000), так и прозаического (см., например, фундаментальную монографию И. Ю. Павловской, 2001). Фоносемантика художественного текста заняла свое место на границе стилистики и поэтики, привнеся в эти ставшие традиционными для науки о языке разделы информации об эстетической функции звукоизобразительных единиц.

Безусловно, наличие универсальных закономерностей в выявлении ФС составляющих текста, а также исследование произведений большого объема потребовало формализации непосредственных методов анализа. Изучение фоносемантической структуры художественного текста фактически было начато первыми работами А. П. Журавлева в 60-70 гг., продолжено в последующие годы, хотя метод оставался практически неизменным, лишь дополнялся набором сопутствующих приемов.

Элементарный и исключительно массовый пример представляют разработанные российскими исследователями формализованные методы изучения текста, воплощенные в прикладных компьютерных программах анализа текста на уровне фоносемантики ВААЛ, DIATON, PSYLINE CD, и мн. др. Сразу отметим, что почти все они имеют коммерческую (полную) и демонстрационную (сокращенную) версию, и в силу определенных причин мы можем пользоваться только последней. Тем не менее, основные принципы, лежащие в основе каждой из программ, - одни и те же - принцип семантического дифференциала, разработанный Ч. Осгудом и примененный на практике А. П. Журавлевым. Соответственно, основной метод при наличии разнообразных дополнительных методик тоже один и тот же: подсчет и выявление значимых отклонений от нормальной частотности звукобукв в речи, соотнесение их с матрицей оценок звукобукв русского языка по 25 бинарным шкалам (количество их может варьироваться), вычисление на этой основе градуированного набора максимально значимых для данного текста признаков. В системе ВААЛ реализованы алгоритмы оценки фонетического воздействия на человека слов и текстов русского языка, причем в основе этого эмоционального воздействия фоники слова и текста на подсознание человека лежат психофизиологические механизмы Сз. Система позволяет анализировать готовые тексты с точки зрения такого воздействия, составлять новые с заданным вектором воздействия, выявлять личностно-психологические качества авторов текста, проводить углубленный контент-анализ и делать многое другое (www.vaal.ru).

ДИАТОН (DIATON) - программа экспертизы суггестивных текстов, ориентированная на оценку скрытых (но объективно присутствующих, по мнению автора, проф.И. Ю. Черепановой) особенностей, которые сложно осознать: фоносемантических, ритмических, структурных характеристик текста. Фоносемантический анализ текста или слова заключается в оценке звучания текста безотносительно к его содержанию (www.vedium.ru). Существующая более поздняя версия «Компьютерная программа экспертизы текстов внушения ДИАТОН версия «СЛОВОДЕЛ» отличается только узкой направленностью на работу с окказиональным словом, рассчитана на анализ суггестивных особенностей текстов. Существенное отличие - введены данные анализа массива текстов внушения, включающего как классические суггестивные тексты (молитвы, мантры, заговоры), так и тексты психотерапевтического и гипнотического воздействия.

И ВААЛ, и ДИАТОН являются самыми популярными среди пользователей сети Интернет, они прекрасно друг друга дополняют, каждая хороша по-своему. Разработаны они, в основном, с направленностью на использование в практической (и политической) рекламе, а также призваны «создавать функционирующие модели суггестивных текстов, прогнозировать их воздействие» в рамках НЛП. Тем не менее, они активно используются всеми интересующимися просто как способ развлечения (существуют большое количество форумов и чатов в сети, где обыватели делятся своими восторгами и сомнениями по поводу «неправильной», по их мнению, оценки того или иного слова или текста). На наш взгляд, «популяризация» фоносемантических идей при помощи подобных программ привела, к сожалению, к недоверию и отрицанию принципа научности подобных исследований, поэтому у многих знакомых с ВААЛ и ДИАТОНом сформировано представление о фоносемантике как «лженауке».

Следующий вариант приспособления основного принципа и главного метода к конкретным практическим задачам - программа PSYLINE CD, представляющая, по мнению ее создателей, метод неосознаваемой ФС психодиагностики, который позволяет достаточно точно выявлять проблемные уровни взаимодействия человека с окружающим миром. Этот метод используется наряду с разработанной программой фоносемантического синтеза для записи индивидуального фоносемантического ключа в структуре (www.psyline.ru). Обилие наукообразных слов и выражений не позволяет данной программе стать такой же популярной, как один из ее модулей - Анализ Писем (текстов) 1.4 , представляющий, опять же, по словам создателей, «технологию автоматического анализа текстов, позволяющих оценивать эмоциональное состояние автора материала в момент его написания, и выявлять скрытые (подсознательные) послания в тексте., Модуль фоносемантического анализа текста позволяет в ряде случаев выявлять наличие внутреннего противоречия при подготовке текста, а также группировать материалы не только по смысловой теме, но и по уровню и направленности эмоционального воздействия на читателя». Комментарий аналогичен предыдущему

Похожие диссертации на Звуко-цветовая ассоциативность в языковом сознании и художественном тексте: универсальный, национальный, индивидуальный аспекты