Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Концептуальный анализ текста (На материале "Слова о смерти" святителя Игнатия Брянчанинова) Крылов Артем Алексеевич

Концептуальный анализ текста (На материале "Слова о смерти" святителя Игнатия Брянчанинова)
<
Концептуальный анализ текста (На материале "Слова о смерти" святителя Игнатия Брянчанинова) Концептуальный анализ текста (На материале "Слова о смерти" святителя Игнатия Брянчанинова) Концептуальный анализ текста (На материале "Слова о смерти" святителя Игнатия Брянчанинова) Концептуальный анализ текста (На материале "Слова о смерти" святителя Игнатия Брянчанинова) Концептуальный анализ текста (На материале "Слова о смерти" святителя Игнатия Брянчанинова) Концептуальный анализ текста (На материале "Слова о смерти" святителя Игнатия Брянчанинова) Концептуальный анализ текста (На материале "Слова о смерти" святителя Игнатия Брянчанинова) Концептуальный анализ текста (На материале "Слова о смерти" святителя Игнатия Брянчанинова) Концептуальный анализ текста (На материале "Слова о смерти" святителя Игнатия Брянчанинова)
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Крылов Артем Алексеевич. Концептуальный анализ текста (На материале "Слова о смерти" святителя Игнатия Брянчанинова) : Дис. ... канд. филол. наук : 10.02.19 : Москва, 2004 204 c. РГБ ОД, 61:05-10/468

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Проблема концептуального анализа текста в современной лингвистике

Что есть концепт ("концепт концепта") 12

Концептуальный анализ текста 29

Выводы 30

Глава 2. Проблема концептуального анализа 35

"Слова о смерти"

Метод 35

Топы 38

Материал исследования 51

Выводы 54

Глава 3. Концептуальный анализ "Слова о смерти" 58

Концепт"смерть" 60

Концепт"человек" 76

Концепт"Бог" 88

Концепт "душа" 98

Концепт "страсть" 108

Концепт "грех" 116

Концепт"тело" 124

Концепт"ад" 129

Концепт"рай" 135

Концепт"праведность" 140

Концепт "мытарства" 147

Концепт "земная жизнь" 155

Концепт "памятование смерти" 162

Системная классификация и дистрибуция концептов 170

Центр и периферия концепт-системы 183

Выводы 188

Заключение 192

Библиография 200

Введение к работе

"Если тебя печалит что-либо внешнее, - писал Марк Аврелий, - то не оно тебя печалит, а твое отношение к этому".

Действительно, личность существует не только в физической реальности, но и в реальности "идеологической" (назовем ее так). Личность ориентируется в мире посредством той системы оценок внешнего мира - тех "идеологических", мировоззренческих очков, которые были надеты в процессе воспитания. Эта мировоззренческая призма восприятия мира в сознании человека закрепляется в виде системы концептов. От концептуальной системы личности зависят не просто ее взгляды на мир -зависит ее судьба.

Актуальность работы обусловлена несколькими моментами. 1. Описать и понять культуру возможно сколько-нибудь адекватно через описание системы культурно значимых текстов. Текст является своеобразной ячейкой культуры. Всякий текст имеет своего автора. Поэтому описание и понимание культуры - это понимание ключевых авторов этой культуры и их ключевых текстов. Мировоззрение, мировидение, авторская картина мира в сознании автора представлены в виде системы концептов. В тексте система концептов воплощается в виде системы ключевых понятий и образов. В реальности и в культуре система концептов коррелирует с системой культурно значимых фактов, объектов и явлений. Таким образом, система концептов - это ключ к пониманию культуры через понимание индивидуального авторского сознания, отраженного в авторском тексте.

При этом важно отметить, что "поскольку механизм мышления нам до сих пор не известен (по словам А. А. Леонтьева, мы знаем, что имеем на входе и выходе, но сам процесс мышления остается для нас "черным ящиком") исходным материалом при решении вопроса об отношении мышления и речи по необходимости служит речь, в которой проявляются наиболее общие результаты человеческого познания в виде значений слов. Однако механизм отражения и даже первичного фиксирования этих результатов в языке/речи наблюдению пока не доступен и может быть смоделирован только предположительно. Именно поэтому открывается широкое поле для различных интерпретаций этого процесса, философских обобщений и домыслов, которые пока не могут быть проверены никакими строгими методами" [Пищальникова 2001, 18]. Именно поэтому также возможны самые разнообразные интерпретации того, как выстраивается личностная концептуальная система. И именно поэтому концептуальный анализ неминуемо должен опираться прежде всего на языковые данные и, уже, данные текста и лексики текста.

2. В исследованиях русской культуры, русской самобытности, "русского национального характера" многие годы упускался целый корпус важнейших текстов, на которых были воспитаны многие поколения наших предков — а значит, и мы. Дело в том, что изучение любой культуры личностно. Личность

в данном случае является и субъектом и объектом познания. Поэтому исследователя и интересует в культуре прежде всего эталонные представления о личности. Они позволяют ответить на вопрос: каким должен быть я сам? Одна из главных составляющих культурного содержания -комплекс представлений об эталонной личности: ее мировидение, жизненные и поведенческие установки. В России одно из направлений (не единственное, но весьма значимое) поиска эталонной личности было связано с православным христианством. Христианские тексты - важнейший материал, через концептуальный анализ которого можно понять русскую культуру, представления об идеале - прежде всего личностном.

3. Концептуальные исследования приобретают чрезвычайную важность особенно сейчас. Подчас абсурдная "культура" последовательно оказывает воздействие на личность. В ситуации абсурдности особенно сильны различные идейные влияния: философские, политические, сектантские, оккультные. Мощность идеологического влияния можно оїіисать через метафору "идеологическое ведро" [Громыко 2001; термин Д. Б. Дмитриева]. "Идеологическое ведро" - это система концептов "абсурдного сознания", отраженная в идейной структуре "абсурдного текста" и внушаемая другим через текст. Для филолога важно отследить методы такого воздействия. Концептуальный анализ текста позволяет проникнуть в авторское сознание и выявить те мировоззренческие постулаты, которые (подчас и незаметно) внушаются через текст.

4. Свт. Игнатий Брянчанинов, - один из самых влиятельных писателей второй половины XIX и, как ни неожиданно это может показаться, рубежа XX и XXI веков. В наше время его книги стали вновь популярны и авторитетны. Свт. Игнатий стоит в ряду известнейших церковных писателей и проповедников своего времени (таких как: митрополиты Филарет (Дроздов), Филарет (Амфитеатров), Амвросий (Подобедов), Михаил (Десницкий) и Григорий (Постников); епископы Иннокентий (Смирнов), Неофит (Докучаев-Платонов), Иоанн (Соколов) и мн. другие. По оценке Н. Тальберга, свт. Игнатий (Брянчанинов), вместе с свт. Феофаном (Говоровым), затворником Вышенским, а также св. праведным Иоанном Кронштадским, внесли большой вклад в фонд православной духовной литературы, посвященной аскетизму. И сейчас на работы святителя ссылаются многие современные авторы, начиная от о. Серафима Роуза и кончая статьями д. Андрея Кураєва, Юрия Воробьевского, Сергея Стефанова и др. По влиятельности тексты свт. Игнатия не уступают работам А. С. Хомякова, И. В. Киреевского, Ю. Ф. Самарина, Н. В. Гоголя, А. И. Григорьева, Н. Н. Страхова, Ф. М. Достоевского, К. Н. Леонтьева, В. В. Розанова, С. Н. Трубецкого, Е. Н. Трубецкого, Л. П. Карсавина, С. Л. Франка, о. П. Флоренского, о. С. Булгакова, о. В. Зеньковского и др.

5. Концептуальные исследования успешно развивались и развиваются в трудах отечественных и зарубежных исследователей, таких как: J. Fodor, R. Jackendoff, A. Paivio, G. Lakoff, M. Johnson, S. Kosslyn, J. Taylor, P. И. Павиленис, А. Вежбицкая, Ю. С. Степанов и мн. др. Предпосылки для развития концептологии закладывались еще у классических авторов. Однако, очевидно, еще не было опыта концептуальных исследований русской духовной литературы. Между тем эта сфера является важной и влиятельной частью русской культуры. Проблема, решаемая в диссертационном исследовании, проблема концептуального анализа текста - это проблема того, как выделить, описать и представить уникальное авторское мировидение, заложенное в сознании в виде концептуальной системы и выраженное материально в виде текста. Цель работы: учитывая указанную важность и влиятельность духовной литературы для русского мировоззрения, важность в концептуальной мировоззренческой системе русского христианства представлений о смерти, почти полную неисследованность творений свт. Игнатия концептологическими методами, - предпринять попытку концептуального анализа "Слова о смерти".

Для достижения поставленной цели были намечены следующие задачи: 1) рассмотреть возможные варианты и методы концептуального анализа и самого понимания, что есть концепт, - уже существующие в лингвистике; 2) сформулировать, что будет пониматься под концептом в данной работе; 3) описать метод исследования; 4) описать выявленным методом основные концепты "Слова о смерти"; 5) выявить дистрибуцию концептов и их системные отношения. Объект диссертационного исследования - русская духовная культура. Предмет исследования - "Слово о смерти" свт. Игнатия Брянчанинова. Метод концептуального анализа [ср. Маслова 2004; Степанов 1997 и др.] включает следующие процедуры: 1) определить референтную ситуацию, к которой принадлежит данный концепт; 2) установить ядро содержательного наполнения концепта через обращение к соответствующим словарям (соответствующим по времени - то есть той же эпохи, в которой жил автор; и соответствующим по тематике - имеются в виду прежде всего словарь церковно-славянского языка, богословский словарь, а также толковый словарь Даля); 3) учесть этимологию слова, вербально фиксирующего концепт; 4) рассмотреть контексты "Слова о смерти", дающие широкое и объемное содержательное наполнение концепта; 5) рассмотреть контексты культурной традиции, в которой писалось Слово, то есть книги и "слова" других церковных авторов - современности и прошлого; 6) ключевые концепты текста (и данной культурной традиции), будут непременно повторены и проинтерпретированы в церковной живописи, музыке, архитектуре и т.д. Научная новизна диссертации: впервые проведено концептологическое исследование текстового наследия русской духовной культуры и, конкретнее, творчества свт. Игнатия; показаны связи между системой концептов текста и системой логических топов, выявлена топическая заданность содержания концептов. Теоретическая значимость работы - в систематизации понятийного аппарата концепт-анализа и систематизации концептуальных представлений христианского православного мировоззрения: через призму концепта "смерть"; система концептов помещена в "систему координат" общих мест риторики и богословия. Практическая значимость исследования: материалы работы могут использоваться в вузовских курсах "Риторика", "Концептуальный анализ текста", "История словесности", "Культурология", "Русская культура", "Духовная культура", "Русская духовная культура", спецкурсах по философии и религоведению. Положения работы были апробированы на 7-й международной конференции по риторике (Москва, январь 2003), 9-й международной конференции "Текст. Структура и семантика" (Москва, апрель 2003), 11-й международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых "Ломоносов" (Москва, апрель 2004), на семинарах "Методология" Ю. В. Громыко (Москва, февраль 2003), а также в педагогической работе, проводимой в школе-лаборатории № 1314 Московского департамента образования - в рамках экспериментальной сети "Мыследеятельностная педагогика" и программы "Столичное образование"; в ходе преподавания курса "Введение в языкознание" на дневном и вечернем отделении 1 курса филологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова (2002 - 2003 гг.), а также курсов "История русской литературы" и "История зарубежной литературы" в школе-лаборатории № 1314 (2000 - 2002 гг.). По содержанию диссертационной работы сделано 4 публикации: Крылов А. А. Концептуальная структура текста и мировоззрение / Текст. Структура и семантика. Мат-лы IX международной конференции. М., 2003 -СИ - 84; Крылов А. А. "Идеологическое ведро" как понятие в теории риторики и концептологии / Риторика в системе гуманитарного знания. Материалы 7-й международной конференции по риторике. М., 2003 -С. 56- 58; Крылов А. А. Личностное мировоззрение глазами лингвиста / Евразийская студенческая ассоциация. Российский союз студентов. Студенческий союз МГУ. Материалы 11-й международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых "Ломоносов". Выпуск 12. - М., 2004 - С. 222 - 223; Крылов А. А. Миг замер и не кончается никогда (концепты Вечность и Любовь в христианстве) / Газета "Правда On line", 01.04.2003 - Раздел "Общество".

Что есть концепт ("концепт концепта")

Проблема концептуального анализа текста, а также вообще проблема определения и классификации концептов, возникла в рамках новой отрасли знания под названием "когнитивная наука". Когнитивная наука (когнитология) появилась в XX веке и разрабатывалась преимущественно в зарубежной лингвистике. Сразу нужно отметить, что к концу XX - началу XXI века когнитология, по единодушному признанию ученых, отнюдь не стала четко выделенной самостоятельной дисциплиной и не может рассматриваться как нечто единое и целостное [Eckardt 1993]. За годы существования и развития, известная фрагментарность и размытость границ когнитологии не только не исчезли, но усилились и стали заметнее [Dinsmore 1991].

В становлении и развитии когнитологии принимали участие многие выдающиеся исследователи, отличавшиеся оригинальностью мышления, новизной подходов и нетривиальностью предлагавшихся решений. В этой связи не удивляет противоречивость и значительный разброс мнений по многим важнейшим вопросам когнитивной проблематики и, в частности, по проблематике концептов и концептуального анализа. Тем более нельзя говорить о наличии каких-то "школ" и "направлений" в рамках концептуальных исследований. Да и в рамках самой когнитологии о "школах" и "направлениях" во многих вопросах говорить также преждевременно.

Перед началом какого-либо исследования в области концептуального анализа нужно четко отдавать себе отчет в том, что: 1) единого и признанного всеми определения концепта не существует; 2) каких-то четко выделенных и заметных школ или лингвистических направлений, так или иначе определяющих концепт, также не существует; 3) определений, что есть концепт, фактически столько же, сколько авторов-лингвистов, пишущих работы по концептуальной проблематике; 4) классификаций возможных "школ" и "направлений" когнитологии и, уже, "концептологии" (то есть отрасли когнитивной науки, специально занимающейся концептами) также фактически столько же, сколько авторов-лингвистов, пишущих работы специально на эту тему.

Попытки специально классифицировать "школы" и "направления" пока немногочисленны. Есть известная классификация Ф. Варелы, Э. Томпсона и Э. Рош [Varela, Thompson, Rosch 1993], выделяющая в рамках когнитивной науки в целом: когнитивную психологию, нейронауки, теорию искусственного интеллекта, когнитивную лингвистику и философию, а также два важнейших исторических этапа развития когнитивной науки -когнитивизм как таковой и коннекционизм. Классификация дает имена известных ученых, внесших существенный вклад в те или иные направления, однако эти направления не являются в точном смысле противостоящими друг другу "школами" (как, например, московская и ленинградская фонологические школы). При этом, указав на фамилии известных ученых типа Н. Хомского, Дж. Фодора, А. Ньюэлла, Дж. Лакоффа, Ж. Пиаже, классификация Варелы-Томпсона-Рош не учитывает таких исследователей, как А. Пейвио, У. Чейф и мн. др. В связи с этим, ввиду еще недостаточной определенности границ когнитологии как науки, точнее было бы говорить о когнитивной направленности некоторых работ некоторых ученых в областях психологии, теории искусственного интеллекта, лингвистики или философии. Для нас в данной диссертационной работе будут интересны прежде всего разработки в области концептов и концепт-анализа. При этом важно понимать, что такой дисциплины или "науки", как "концептология", также не существует. "Концептология" - это скорее сфера проблематики и тематики научных исследований, один из разделов тех или иных работ, посвященных различным вопросам лингвистики. Отсюда понятно, что изложение теоретических суждений относительно концептов и концепт-анализа по "школам" и "направления" невозможно. Возможен в той или иной степени полный обзор мнений, высказывавшихся по поводу того, что есть концепт и что есть концепт-анализ текста. При этом, как уже было отмечено, фактически "сколько авторов, столько и мнений". Поэтому для наших задач имеет в высшей степени приоритетное значение личное самоопределение, что будет пониматься под концептом и концептуальным анализом текста в данном диссертационном исследовании.

"Слова о смерти"

Итак, мы описали в необходимом объеме проблему концептуального анализа текста в современной лингвистике и подходы к ее решению. Вторую главу, посвященную основным целям, задачам и методу данной диссертационной работы, для максимальной ясности и минимизации непонимания/несогласия, будем выстраивать "очень постепенно" [см. Громыко 2001; выражение Д. Б. Дмитриева], вводя шаг за шагом новые смысловые блоки в жесткой логической последовательности.

Концепт - базовая ментальная единица; вербализованное понятие, отрефлектированное в категориях культуры [см. Фрумкина 1992]; заключает в себе существенно важный смысловой комплекс в рамках мировоззрения конкретной личности, отраженного в тексте(ах) данной личности. Концепт принадлежит личности. Понятие - мысль о предмете, отражающая в обобщенной форме его свойства и отношения; последние (свойства и отношения) выступают в понятии как общие и специфические признаки, соотнесенные с классами предметов и явлений (см. определения Лингвистического и Философского энциклопедических словарей). Значение - содержание слова, отражающее и закрепляющее в сознании в обобщенной форме существенные характеристики обозначаемого предмета или явления. Чем отличаются концепт и понятие? Понятие — термин логики и философии; концепт - термин когнитивистики и культурологии. Понятие фокусирует более логическое содержание; концепт - культурологическое и ментальное. Концепт - шире и объемнее понятия, хотя и базируется на нем. Концепт - это свернутый текст с ментальном мире человека, сочетающий в себе рациональное и эмоциональное, абстрактное и конкретное, универсальное и персональное содержание. Чем отличаются концепт и значение? Значение относится к слову; концепт не всегда напрямую связан с одним конкретным словом. Концепт - это содержательный ментальный комплекс, отражающий определенный объект или факт реальности, значимый для культуры. Концепт обычно закрепляется в слове, но не всегда, поэтому он шире языкового значения. 2. Проблема концептуального анализа - это проблема концептуального анализа авторского текста, проблема того, как выделить, описать и представить уникальное авторское мировидение, заложенное в сознании в виде концептуальной системы, и выраженное материально в виде текста. 3. Цель (и предполагаемый результат) концептуального анализа: 1) развернутое описание концептов, формирующих авторское мировидение; 2) описание системы взаимосвязей и дистрибутивных различений концептов, формирующих авторское мировидение и авторскую личностную концепт-систему. 4. Почему речь идет об авторской и личностной концепт-системе? Потому что, как уже было отмечено, только она может быть явно и более-менее адекватно описана; "мышление нации", "мышление народа", "языковую картину мира данного народа" описать и верифицировать гораздо сложнее. Каждый человек настолько уникален и бесконечен в своей духовной глубине, что, очевидно, никакой национальный язык не может в полноте объединить мировоззрение и особенности мышления своих носителей. 5. Метод концептуального анализа [ср. Маслова 2004; Степанов 1997 и др.] включает следующие процедуры: 1) определить референтную ситуацию, к которой принадлежит данный концепт; 2) установить ядро содержательного наполнения концепта через обращение к соответствующим словарям; 3) учесть этимологию слова, вербально фиксирующего концепт; 4) рассмотреть контексты разбираемого текста (в нашем случае "Слова о смерти"), дающие более широкое и объемное содержательное наполнение концепта; 5) рассмотреть контексты культурной традиции, в которой писался текст; 6) ключевые концепты текста (а значит, и данной культурной традиции), будут непременно повторены и проинтерпретированы в живописи, музыке, архитектуре и т.д. 6. Данный метод предполагает следующие посылки. 1) Выделить тот или иной мировоззренческий концепт возможно через соотнесение текста с культурным контекстом, в виду того что каждый человек существует в той или иной культурной традиции и принимает систему сложившихся понятий этой традиции. В сознании и текстах автора понятия, воспринятые из традиции, выраженные в канонических текстах этой традиции, кристаллизуются как соответствующие концепты. 2) Смысловое содержание концепта представлено в виде системы предикаций. Если мы хотим определить, что есть человек, мы говорим "человек есть то-то...", "человеку присуще то-то...", "человеку противоположно, не свойственно то-то и то-то...". Если мы хотим определить, что есть жизнь, мы говорим "жизнь есть то-то...", "жизнь характеризуется тем-то и тем-то...", "жизнь похожа на то-то и то-то...". Как можно заметить, система предикаций, задающих смысловое содержание концепта, строится по классической системе логических общих мест, или топов.

Концепт"смерть"

Слово "смерть" (ст-слав. съмрыпъ, ц.-слав. смерть, праслав. sbmbrtb), согласно словарю Фасмера, следует связывать с др.-инд. su- "хороший, благой", первоначально "благая смерть", то есть, в частности, "своя, естественная смерть". Эта этимология напрямую перекликается с пониманием смерти у святителя Игнатия, который всегда подчеркивал, что смерть сама по себе не так страшна, сколько страшна смерть внезапная и без должного приготовления, а также смерть насильственная (если только это не мученичество за веру). Смерть внезапная или насильственная не дает человеку правильно подготовится к ней, а следовательно, по святителю, не дает вообще реализовать одну из главных целей в жизни, ибо смысл жизни этой - в приготовлении к жизни той, за пределами времени и видимого материального мира.

Словарь Даля определяет смерть почти дословно так же, как и Игнатий Брянчанинов: смерть есть "конец земной жизни, разлучение души с телом, конец плотской жизни человека". 1. Прежде всего свт. Игнатий подчеркивает, что смерть есть таинство, заключает в себе много неизведанного, и ни о каком детально достоверном, тем более научном, описании явления речи быть не может. Смерть есть таинство и для обычных людей, живущих на земле в материальном мире, — это непонятный и горький процесс прекращения жизнедеятельности прежде полного сил и активности организма. Смерть - это разлучение с близкими. "Смерть - великое таинство. Она - рождение человека из земной временной жизни в вечность. При совершении смертного таинства мы слагаем с себя нашу грубую оболочку - тело и душевным существом, тонким, эфирным, переходим в другой мир, в обитель существ, однородных душе. Мир этот недоступен для грубых органов тела, чрез которые, во время пребывания нашего на земле, действуют чувства, принадлежащие, впрочем, собственно душе. Душа, исшедшая из тела, невидима и недоступна для нас, подобно прочим предметам невидимого мира. Видим только при совершении смертного тайнодействия бездыханность, внезапную безжизненность тела; потом оно начинает разлагаться, и мы спешим скрыть его в земле; там оно делается жертвою тления, червей, забвения. Так вымерли и забыты бесчисленные поколения человеков. Что совершилось и совершается с душою, покинувшею тело? Это остается для нас, при собственных наших средствах к познанию, неизвестным" [Брянчанинов 1993, с. 69]. Как видим, уже со второго предложения книги святитель, обсуждая явление смерти, вводит систему основных концептов всей православной догматики, легшей в основу концепт-системы и "Слова о смерти". Определяя смерть как "рождение человека из земной временной жизни в вечность", автор вводит и связывает смерть, земную жизнь и вечность. В короткой фразе уже заключена важнейшая понятийная и концептуальная оппозиция всего авторского, и в целом христианского, мировоззрения: противопоставление земной жизни и неземной жизни; признание самого факта, что есть жизнь земная и есть жизнь "неземная", отличная от земной, материальной, видимой. Вообще говоря, для обыденного, тем более современного, сознания фраза "рождение человека из земной временной жизни в вечность" непонятна, так как обыденное сознание не признает или не понимает, что есть вечность как форма жизни и, соответственно, что означает эпитет "временная" жизнь: ведь жизнь одна — она ни временная, ни вневременная, она просто жизнь. Святитель Игнатий разрушает данное представление. Есть жизнь земная. Но есть жизнь и другая, которая будет после земной (и была до земной) -"жизнь вечная". Таким образом, смерть рассматривается лишь как переход из одной жизни в другую. 2. При первом же введении представлений о смерти святитель разграничивает в человеке душу и тело и тем самым вводит само представление о душе как важнейшей и реальной составляющей каждой личности. Это, опять, противостоит разнообразным скептическим и напрямую атеистическим взглядам середины XIX века. Святитель также указывает на важнейшие характеристики души - ее нематериальную природу и ее однородность объектам того невидимого мира, куда душа переходит после разлучения с телом. То есть святитель устанавливает связь между природой души и природой того "неземного" мира и "нездешней" жизни, о которых говорилось прежде. Этот "нездешний" мир "недоступен для грубых органов тела, чрез которые, во время пребывания нашего на земле, действуют чувства". 3. Тем не менее только для обычных и неискушенных людей смерть кажется тупым и жестоким прекращением жизни. Только "при собственных наших средствах к познанию" явление смерти остается закрытым. Поэтому вторая глава "Слова о смерти" названа: "[Смерть непостижима человеку.] Открывается ему Богом".

Концепт"праведность"

Слово "праведность" - существительное от "праведный" - связано с прил. "правый" (лат. probus - "добрый, честный, порядочный", др.-инд. prabhu -"выдающийся по силе, превосходящий"). Даль прилагательное "праведный" определяет как "безгрешный", напрямую вводя оппозицию "праведность — грех", реализованную в "Слове о смерти".

Смысловая заданность концепта "праведность" у святителя Игнатия изображена в таблице: см. ниже. Главное условие праведности, а значит, подлинно содержательной жизни, а значит, реализации цели жизни, а значит, спасения, по святителю Игнатию, есть смирение. Процесс выработки смирения одновременно связан с изгнанием гордости, прежде всего в смысле автономного признания собственной ценности. "Слово о смерти" и мировоззрение, в заложенное в этом тексте, уникальны и парадоксальны: важнейшая ценность, утверждаемая в тексте - это свободная личность; при этом главное условие полноценного, жизненного существования этой личности - отказ от автономного признания собственной ценности. Дело в том, что, по святителю Игнатию, смирение есть внутренняя работа над собой, в ходе которой познается порочность и недостаточность собственных возможностей и "дарований". Результат данной внутренней духовной работы - отказ от призраков эгоцентристского воображения, внушающих человеку ощущение самодостаточности, самоценности. Уникальность идей Слова (по сравнению с признанной светской и философской литературой) еще и в той идее, что смирение, отрицание самодостаточности и самоценности мыслится как важнейшее оружие борьбы с грехом. Через идею смирения связываются концепты "праведность" и "грех". С другой стороны, с точки зрения внутренней логики Слова это положение вполне правомерно: смирение, как важнейшая добродетель, есть приближение к Богу, а значит, победа греха. Процесс обретения смирения, по святителю, как основа для достижения праведности, есть процесс самоотвержения. У святителя Игнатия поразительно сочетаются понятия "самоотвержение" и "самоотверженность" - автор сближает эти понятия. Личность, вставшая на путь самоотвержения, личность самоотверженная, готовая на самоотверженные поступки. Такая личность чрезвычайно ценна в мире человеческих взаимоотношений. Такая личность не "центрирует" окружающий мир на себя и под себя и через это получает возможность открывать в мире объективное добро - Божественное добро. Святитель Игнатий подчеркивает, что смирение - важнейшее сокровище души, ценное не только здесь, на земле, но и после смерти; смирение своеобразный "пропуск" в посмертный мир, так же как и праведность в целом: "Утешительна повесть о смерти праведников, поучительно и душеспасительно сказание о том, с каким сокрушением и смирением сердца они приготовлялись к ней, с каким святым страхом они встречали ее. Некоторому Отцу, за чистоту его жизни, Бог не отказывал ни в каком его прошении. Старец однажды пожелал видеть разлучение с телом души грешника и души праведника. Приведенный рукою Божиею в некоторый город, он остановился при его вратах, в монастыре, в котором жил имевший громкое имя затворник. Затворник в то время был болен и ожидал смерти. Старец увидел, что делается большое приготовление восковых свеч и лампад для затворника, как бы ради его Господь подавал хлеб и воду городу и спасал его. Граждане говорили между собою: "Если скончается затворник, то мы все погибнем разом". Между тем настал час его кончины; старец увидел адского приставника с огненным трезубцем в руке, нисшедшего на затворника, и услышал глас: "Как эта душа не успокоила Меня в себе ни единого часа, так и ты без милосердия исторгни ее". Адский приставник вонзил огненный трезубец в сердце затворника и, промучив его несколько часов, извлек его душу. После этого старец вступил в город, где нашел некоторого больного странника, лежащего на улице. Некому было послужить этому страннику: старец пробыл с ним день. Когда настал час его успения, старец увидел, что Архангелы Михаил и Гавриил низошли за его душою. Один сел по правую, другой по левую сторону странника, и начали упрашивать душу его, чтоб она вышла. Она не хотела оставить тела и не выходила. Тогда Гавриил сказал Михаилу: "Возьмем душу и пойдем". Михаил отвечал: "Нам повелено Господом взять ее без болезни, не можем употребить насилия". Вслед за сими словами Михаил воскликнул громким голосом: "Господи! что повелишь о этой душе? она не повинуется нам и не хочет выйти". И пришел ему глас: "Вот! Я посылаю Давида с Псалтырью и певцов Божиих Иерусалима Небесного, чтоб душа, услышав псалмопение и гласы их, вышла". Они низошли и окружили душу, воспевая гимны: тогда она вышла на руки к Михаилу, и принята была с радостию. Кто не подивится Божией любви и милосердию к роду человеческому? К несчастию, к величайшему несчастию, мы с ожесточением отталкиваем все милости Божий и с безумным ослеплением становимся в ряды слуг и поклонников врага Божия и врага нашего" [Брянчанинов 1993, с. 108- 109]. 2. Другой важнейший атрибут праведности, помимо смирения, по святителю Игнатию, - это любовь. Любовь мыслится как истинное содержание, центр, основание и суть нравственной жизни. Любовь для святителя Игнатия задает критерии для выработки трезвого и реалистичного отношения к явлениям действительности.

Похожие диссертации на Концептуальный анализ текста (На материале "Слова о смерти" святителя Игнатия Брянчанинова)