Введение к работе
Актуальность предлагаемого исследования определяется как ма-лоизученностыо современного арго, так и тем фактом, что в последний период времени (начиная со второй половины 80-ых гг.) арго как феномен языка и культуры приобретает все большее влияние: арготизмы не только прочно входят в разговорный язык, но и активно проникают в средства массовой информации, арго становится одним из ведущих стилистических ключей в современной художественной литературе. В связи с этим остро встают проблемы культуры языка. Изучение механизмов арготизации речи крайне необходимо в связи с проблемами эволюции языка, взаимодействия языка и культуры.
Научная новизна работы определяется тем, что в ней впервые делается попытка комплексного анализа арго (включая фонетику, словообразование, лексику, риторику и экстралингвистический материал) как системы поэтических средств отражения культуры, иначе говоря - арго рассматривается как феномен культуры. Мы пытаемся осознать фонетические, словообразовательные, лексические, риторические и другие приемы арго с лингвофилософской и лингвокулътуро-логической точек зрения.
Большинство работ, написанных об арго, посвящены частным вопросам (например, словообразовательным механизмам, структуре метафоры и т.д.). В науке об арго (аргологии) накоплен огромный фактический и теоретический материал по отдельным аспектам, ждущий обобщенного осмысления. Данная работа является одним из шагов в этом направлении.
Таким образом, целью работы является попытка комплексного осмысления арго с современных общетеоретических позиций, в первую очередь, с точки зрения чрезвычайно актуального в наши дни культурологического аспекта языкознания.
Результаты работы могут быть использованы в лекционных курсах: современный русский язык, история русского литературного языка, сравнительная типология, язык и культура, актуальные проблемы современной русской стилистики, язык и мышление.
Задачи, которые стоят перед нами, определяют структуру работы.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и сяиска использованной литературы. Основной текст диссертации изложен на 208 страницах машинописного текста, список использованной литературы содержит 300 наименований. Во введении обосновывается выбор темы и ее актуальность, формулируется цель исследования, а также делается обзор истории вопроса.
В первой главе делается попытка осмысления места арго в универсальной человеческой культуре. Арго рассматривается в контексте античности, средневековья и нового времени. Вычленяются универсальные структурные тенденции в арго: тенденция н замкнутости (герметичности), разомкнутости (промежуточному состоянию) и полной открытости.
Во второй главе мы переходим непосредственно к русскому материалу. Здесь мы пытаемся выяснить, как в составе арго отражаются феномены культуры, каков культурный фон иноязычных элементов национальных арго, каков культурологический смысл социальной дифференциации арготических стилей.
В третьей главе современное русское арго непосредственно анализируется как система поэтических средств. Подробно рассматриваются арготическое словообразование, словесний образ, риторические приемы. Выделяются культурно-семантические доминанты аргопоэтики: гиперэстетизм, абсурд и примитив.
Апробация работы. Основные положения диссертации отражены в публикациях, а также в выступлении на X Всесоюзном симпозиуме по
- 4 -психолингвистике и теории коммуникации в июне 1991 года. Мы неоднократно использовали фактический материал и теоретические положения диссертации в практике преподавания русского языка иностранным стажорам-русистам, а также в ведении семинаров по современному русскому языку у российских студентов.