Введение к работе
Антропоцентризм как принцип языковедческой науки определяется как установка на анализ эмпирического материала в аспекте представленности «человеческого фактора в языке», сквозь призму теории языковой личности.
Эгоцентризм рассматривается как составная часть антропоцентризма, проявляющегося на различных уровнях разносистемных языков. Степень и способы проявления антропоцентризма и эгоцентризма специфичны в языках различных типов.
Актуальность исследования определяется характерной для современной лингвистики тенденцией к интеграции лингвистических дисциплин на основе внимания их к «человеческому фактору» (антропоцентризму). Это обеспечивает возможности комплексного подхода к объекту исследования с позиции коммуникативно-прагматического и дискурсивно-когнитивного подходов. Кроме этого, в лингвистическом адыговедении до настоящего времени нет монографического исследования с указанных позиций вопросов, связанных с проявлениями эгоцентризма.
Объектом исследования выступает антропоцентрическая модель кабардино-черкесского предложения.
Предметом исследования являются способы выражения модальности и направительности в кабардино-черкесском языке, с помощью которых репрезентируется эгоцентризм.
Цель исследования – изучение теоретических основ исследования эгоцентрической модели предложения и описание способов репрезентации эгоцентризма говорящего в кабардино-черкесском языке.
В соответствии с поставленной целью решаются следующие задачи:
1) выявить лингвофилософскую основу антропоцентризма, особенности изучения языка в рамках антропоцентрической мегапарадигмы;
2) осветить историю изучения в лингвистическом адыговедении категорий модальности и направительности, с помощью которых репрезентируется эгоцентризм говорящего;
3) выявить и описать степень участия категории модальности в выражении эгоцентризма говорящего в кабардино-черкесском языке;
4) выявить способы выражения направительных отношений, посредством которых репрезентируется эгоцентризм говорящего в кабардино-черкесском языке.
Научная новизна диссертационной работы заключается в том, что она является первым в лингвистическом адыговедении комплексным исследованием проблем репрезентации эгоцентризма. При этом в исследовании анализируются и учитываются высказанные ранее в научной литературе точки зрения относительно исследуемой темы.
В диссертации автором впервые исследуются способы репрезентации антропоцентризма и, в частности, эгоцентризма говорящего, в кабардино-черкесском языке. Для этого анализируется разноплановый материал (художественные тексты, тексты межстилевого характера, устного народного творчества).
При анализе и осмыслении кабардино-черкесского языкового материала автор исходит из основных положений теоретических исследований русского, кабардино-черкесского и близкородственных языков.
Теоретическую базу исследования составили новейшие достижения современной лингвистики. В частности, положение о том, что говорящий является субъектом речемыслительной деятельности по восприятию, переработке и производству информации о мире и человеке, и этот субъект репрезентируется в языке в различных формах и различными способами. В адыгских языках основными способами являются модальность и направительность, при выражении которых ведущее место занимает антропоцентризм вообще и эгоцентризм говорящего в частности.
Методологической базой исследования служат достижения отечественной и западной психолингвистики и языкознания (антропоцентризм языковой системы, языковая картина мира и связанная с ней теория языковой личности) [Богин, 1984; Винокур, 2005; Караулов, 2004; Шахнарович, 1995 и др.], а также основополагающие работы современных теоретиков языка: Ю.Д. Апресян, Н.Д. Арутюновой, В.А. Бондарко, А. Вежбицкой, В.В. Виноградова, С.Д. Кацнельсона, Е.С. Кубряковой, Л.Л. Нелюбина, Г.П. Немца, В.Н. Телия, В.И. Шаховского и др., внесших значительный вклад в становление, укрепление и расширение сферы интересов современной лингвистики, в разработку многих вопросов философии языка.
Мы опирались на труды языковедов, занимавшихся интересующими нас проблемами в адыгском языкознании: Н.Ф. Яковлева, Д.А. Ашхамафа, Г.В. Рогава, З.И. Керашевой, А.К. Шагирова, М.А. Кумахова, У.С. Зекоха, Шарданова А.Х., А.М. Камбачокова, З.Х. Бижевой, Л.Г. Паранук, З.Х.-М. Ионова, П.М. Багова, Н.Т. Гишева, А.А. Шаова и др.
Основные методы исследования. Для решения поставленных перед собой задач мы избрали методы функционального анализа, наблюдения и сопоставления, сравнения и описания. Исследование построено на индуктивном методе анализа: от конкретных языковых фактов к установлению системных отношений между ними и обобщению, формулировке на этой основе теоретических положений и выводов.
Материалом для исследования послужили лексические единицы и разнообразные синтаксические конструкции кабардино-черкесского языка. Источники материалов – тексты художественных произведений, сборники пословиц и поговорок, различные словари (толковые и фразеологические) и живая речь.
Теоретическое значение работы заключается в том, что она вносит определенный вклад в разработку теоретической проблемы современной лингвистики – роли человеческого фактора в языке, в частности репрезентации антропоцентризма и эгоцентризма говорящего с помощью категорий модальности и направительности в языках различных типов.
Практическое значение диссертационной работы заключается в возможности использования результатов исследования в вузовской практике при подготовке лекционных курсов и спецкурсов как по теории языка, так и по частным вопросам адыгских языков.
На защиту выносятся следующие положения:
-
Эгоцентризм в кабардино-черкесском языке репрезентируется различными способами, в основном, с помощью модальности. В свою очередь основным средством выражения модальности в кабардино-черкесском языке является категория наклонения.
-
В исследуемом языке функционируют несколько глагольных словообразовательных суффиксов, с помощью которых выражается эгоцентризм.
-
Эгоцентризм говорящего наглядно проявляется в глагольных словоформах, в которых передаются направительные отношения.
-
При четком разграничении местоположения всех действующих лиц описываемого события центральной оказывается позиция говорящего, к которой или от которой направлено действие, в чем и проявляется эгоцентризм говорящего.
Апробация работы. Основные положения и результаты исследования были изложены: в сборнике статей «Лингвориторическая парадигма: теоретические и прикладные аспекты» (Сочи, 2003), в сборнике материалов третьей всероссийской научной конференции «Лингвистическое кавказоведение и тюркология: традиции и современность» (Карачаевск, 2004), в сборнике статей «КЧГУ. Алиевские чтения (материалы научной сессии)» (Карачаевск, 2004), в сборнике материалов шестой Международной конференции «Актуальные проблемы общей и адыгской филологии», посвященной 85-летию со дня рождения проф. З.И. Керашевой (Майкоп, 2008) и опубликованы в 5 статьях.
Статья «Эгоцентризм как экстралингвистический фактор при выражении направительности в адыгских языках» опубликована в «Известиях Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена», которые входят в перечень изданий, в которых обязательно публикуются основные положения кандидатских диссертаций (Санкт-Петербург, 2007).
Отдельные этапы и результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры черкесской и абазинской филологии Карачаево-Черкесского государственного университета.
Структура работы предопределена целью и содержанием исследования и состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии, списка словарей и источников, списка сокращений.