Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Визуальные материалы по истории Бурятии как источниковый комплекс : 1923-1941 гг. Батурин, Сергей Александрович

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Батурин, Сергей Александрович. Визуальные материалы по истории Бурятии как источниковый комплекс : 1923-1941 гг. : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.09 / Батурин Сергей Александрович; [Место защиты: Ин-т монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН].- Улан-Удэ, 2012.- 209 с.: ил. РГБ ОД, 61 13-7/83

Введение к работе

Актуальность исследования. XX век в российской исторической науке знаменуется освоением новых исторических подходов и методологических решений. Наряду с документальными и вещественными свидетельствами большое значение приобретают визуальные источники, как отражение сложнейших социо-культурных, экономических, политических процессов на территории огромного государства. Междисциплинарные исследования, а также заимствованные методологические приемы из других смежных дисциплин дали возможность изучать визуальные источники как самостоятельные свидетельства глобальных процессов социально- экономического и историко-культурного развития. В то же время, огромный потенциал визуальных источников очевиден и в изучении истории повседневности. Особенности создания, анализ содержания и использования визуальных объектов в повседневной жизни позволяют проследить и охарактеризовать восприятие исторической обстановки современниками той или иной эпохи.

Первые десятилетия становления советского государства знаменуются коренными изменениями во всех сферах общественно-политической, экономической, культурной жизни населения. Изменяется повседневная жизнь советских граждан, формируется новая система ценностей, традиций и поведенческих устоев. Значительные события 1920-1930-х гг. отражены в визуальных источниках, созданных в этот период. Большой потенциал этой группы свидетельств раскрывается при изучении истории взаимодействия государства и общества. Визуальные источники становятся средством пропаганды и агитации, воспитания народных масс в духе социалистических преобразований, а нередко - единственным источником информации о том или ином событии в СССР и за рубежом.

Таким образом, комплексное изучение визуальных материалов является актуальной научной проблемой изучения социально-экономической, политической и социо-культурной истории Бурятии в общероссийском контексте.

Степень изученности проблемы.

Начало изучению визуальных источников положил Эрвин Панофски. На рубеже XIX-XX вв. фотодокументы в источниковедческом и архивоведческом ракурсе рассмотрел Б. Матушевский, опубликовав в Париже четыре очерка о создании хранилища исторических документов, «живой» фотографии и «портретах на стеклах». Разнообразие форм, в которых иные наблюдения, кроме наших собственных, становятся доступными, исследовал Э. Бернгейм. Это - речь, письмо, изображение. Все источники этого типа он объединяет под общим названием «известия» (традиция). Ж. Садуль в труде «История и ее методы» показал возникновение, развитие и методы анализа фотодокументов и кинофильмов как исторических источников, рассмотрел значение кино как источника формирования исторических представлений современного общества. На неисчерпаемые возможности применения фотоизображений при съемке различных микроскопических объектов, копировании (например, иероглифов в Фивах, Мемфисе) и изучении человеческих рас обратил внимание в начале XX в. и академик В.В. Стасов, предложив программу создания и сохранения для истории фотографических коллекций, их использования в области просвещения.

В начале XX в. А.С. Лаппо-Данилевский создал научную типологическую классификацию этой группы источников, отвечавшую потребностям конкретно-исторических исследований и господствовавшую в советской исторической науке вплоть до середины 1950-х гг. В 1930 г. Г.Саар в работе «Источники и методы исторического исследования» уделил специальное внимание особенностям критики отдельных групп источников, в том числе живописи, скульптуре, карикатуре и плакату, фотографическим и кинематографическим снимкам, географическим картам и планам.

Во второй половине XX века появляются исследования, рассматривающие теоретические вопросы выделения визуальных источников в отдельный тип исторических источников. Немаловажным вопросом в спорах подобного рода стал вопрос о классификации изображений с учетом их специфики и практического применения. Развивались и исследования, посвященные изучению конкретных видов визуальных материалов.

Отдельная группа публикаций посвящена проблемам визуальной антропологии. Исследования этой тематики появились в России с 80-х гг. XX в. Вопросы визуальной антропологии обсуждались в исследованиях Е.В. Александрова, Ф.И. Гедрович, А.В. Головнева, В.Л. Круткина, Д.С. Попова, П.В. Романова, В.Р. Рокитянского, Е.В. Сальниковой, В.Т. Стигнеева, Е.В. Надеждиной, О.А. Христофоровой, Е.Р. Ярской- Смирновой и др. Сегодня можно говорить о том, что визуальная антропология является одной из фундаментальных научных отраслей, которая в значительной мере обусловливает структурированность социумов и ведет к формированию в обществе более четких и аргументированных представлений прежде всего о жизни и бытовании коренных народов нашей планеты, различных поколений людей независимо от конфессиональных

различий, а также различий в языке и культуре.

Интерес историков к визуальным объектам как самостоятельным источникам познания прошлого также наметился в 80-х годах XX в., что совпало с поворотом от макроистории к миру повседневности ординарного человека. Начались дискуссии по теоретическим проблемам, в том числе по вопросам классификации. В 1985 г. С.О. Шмидтом была предложена схема классификации источников по типам и подтипам, в том числе - группа изобразительных источников.В.И. Стрельский включал кинофотодокументы в род изобразительных материалов (вместе с древнейшими изображениями на камнях, скалах, в пещерах первобытного человека, а также - с живописью и скульптурой античного общества и произведениями художников-реалистов). Ряд авторов, в том числе А.А. Кузин, М.А. Варшавчик, М.Н. Черноморский, считают, что визуальные источники относятся к одному классу исторических источников. Наибольшее признание получили классификационные схемы Л.Н.Пушкарева, обнародованные им в 1975 г. Несколько позже, в 1981 г. И.Д. Ковальченко представил в своих работах усовершенствованный вариант типологической группировки, построенный только с учетом способа кодирования информации. Дискуссия по вопросам теоретического выделения визуальных источников в отдельный тип и их классификация продолжается и до настоящего времени.

Методику источниковедческой интерпретации архивных и кино-фото документов по визуальной антропологии фундаментально разрабатывает с 1990-х гг. В.М. Магидов, считающий, что поступательное движение от изучения одной типологической группы источников независимо от вида и назначения к компаративистике является характерной чертой современного источниковедения. Им же предложена новая группа в классификации - технотронные документы. Появляется ряд работ, рассматривающих проблемы технотронных источников на общероссийском материале - исследования Л.И. Бородкина, А.Н. Вартанова, Г.В. Волкова, Л.Ф. Волкова-Ланнита, В.А. Ельчанинова, В.А. Каляды, М.Ю. Кабановой, М.В. Магидова.

Большой вклад в изучение киноисточников внесли работы Е.М. Евграфова, Л.М. Рошаля, B.C. Листова. B.C. Листовым впервые было предложено использовать в источниковедческой критике киноисточника всех зрительных деталей в кадре: лозунгов, плакатов, вывесок, реклам, заглавий листовок, газет, объявлений, табличек с названием улиц, номеров трамваев, афиш, надписей на лентах похоронных венков, показаний уличных часов и т.д. они были названы автором «киноскриптами» и использованы для определения даты и места анализируемого события и, следовательно, для раскрытия его

содержания (на уровне кадра).

В последнее десятилетие было организовано ряд конференций и опубликовано большое количество научных сборников и отдельных статей, посвященных проблемам исследования визуальных источников. Связь истории кино с историей страны во всей своей многогранности отражена в сборнике статей под редакцией С. Секиринского «История страны. История кино» (М., 2004); в нем приняли участие К. Разлогов, Т. Дашкова и др. К фотоматериалам обращается О. Гавришина, проблемы и возможности исторической интерпретации фотографии обсуждает И.В. Нарский.

В 2007 г. в Челябинске проходила международная конференция «Образы в истории, история в образах: визуальные источники по истории России XX в.». Авторы сборника статей по итогам конференции «Очевидная история. Проблемы визуальной истории России XX столетия» (Челябинск, 2008) демонстрируют потенциал визуальных источников для изучения исторического прошлого.

Все больше внимания привлекают вопросы исследования агитационно- художественных материалов как исторического источника: теме советского плаката посвятили свои исследования Е.В. Арсланова, О.В. Киташова, Е.В. Коломийцева, Н.Н. Краснощекова, В.А. Шабельникова, Г.В. Носова. Интересную методику анализа городской среды обитания предлагают К.Л. Лидин и М.Г. Меерович, проанализировав более 2000 плакатов 1920-50-х гг.; советский политический плакат как исторический источник рассматривает Т.Г. Колоскова.

В 2008 г. вышла монография О.В. Андреевой, посвященная истории книжного дела в изобразительных, аудиовизуальных и вещественных источниках. Книжной иллюстрации как историческому источнику посвящены и исследования З.А. Джандосовой. Автор рассматривает как фотографии, так и графические работы, составляющие неотъемлемую часть разнообразных популярных сочинений (путевых очерков), научных работ, в том числе отчеты специализированных научных экспедиций нач. XX в.

Особенности карикатуры, художественные приемы ее авторов и механизм воздействия на читателя раскрывают в своей работе «Смех - дело серьезное. Россия и мир на рубеже XIX-XX веков в политической карикатуре» (М., 2010) А.Г. Голиков и И.С. Рыбаченок.

Исследованиями картографического материала как исторического источника занимаются А.А. Литвин, С.Л. Смекалов, И.К. Фоменко. В эвристических работах И.К. Фоменко основным источником исследований выступает географическая карта. Исследования И. Фоменко носят ярко

выраженный междисциплинарный характер. Автор обращается к лингвистическим проблемам (вопросы происхождения топонимов, языковые взаимовлияния на картах), анализирует художественные особенности декоративных элементов портолана, иконографии, особенностей шрифта,

Методология, позволяющая создать реалистичную трехмерную географическую визуализацию культурно-исторических пейзажей, нашла свое применение и в междисциплинарном изучении географических карт как исторических источников и одновременных исследований событий для пейзажной археологии. Концепция программного продукта была представлена В. В. Курляндским на XIII Ежегодной международной конференции «EVA-2011 Москва».

Отметим исследования Е.И. Щербаковой, рассматривающей как собственно фотоматериалы, так и визуальные источники в комплексе. В различных регионах России предпринимаются публикуются исследования, посвященные ранее неизвестным визуальным материалам с применением методов истории и источниковедения: работы В.Б. Герасимова, Т.М. Девеля, Г.В. Длужневской, Е.В. Зайцевой А.И. Калинина, А.Н. Лариной, С.И. Маловиченко, Н.В. Мандральской, A.M. Панфилова, Л.А. Терентьевой, Л.Н. Хлудовой.

В Бурятии период кардинальных преобразований послереволюционных десятилетий привлекал многих ученых (труды Б.М. Митупова, Б.С. Санжиева, Е.Е. Тармаханова, Г.Л. Санжиева, М.М. Халбаева, М.Н. Балдано, К.Б.-М. Митупова, Г.Ш. Раднаева, Д.Д. Мангатаевой, М.М. Вороновой, В.В. Номогоевой, A.M. Плехановой, A.M. Иминохоева и др.), однако специальные исследования, рассматривающие визуальные источники, практически отсутствуют. Отдельным группам визуальных материалов посвящены работы Т.В. Балхановой, С.В. Васильевой, А.В. Кострова, С.В. Курас, Ю.Б. Рандалова. Т.В. Балханова рассматривает коллекции фотодокументов музея истории Бурятии (ныне - Национальный музей республики Бурятии), посвященные общественным и политическим деятелям Бурятии периода Гражданской и Великой Отечественной войн. С.В. Васильева и А.В. Костров анализируют фотоисточники по истории старообрядцев Бурятии. Фотопортреты ссыльных как источника по изучению истории сибирской ссылки и каторги рассматривает С.Л. Курас. В контексте визуальной антропологии рассматривает кино-фото- материалы о Бурятии 1920-1930-х гг. И.Н. Дашибалова. Заметим, что автор анализирует газетный фоторяд как визуальный маркер эпохи, основываясь на методологических установках М.Фуко, не упоминая об отечественных исследованиях в этой области (последнее обстоятельство вызывает некоторое недоумение). В то же время, источники, отражающие исторический процесс в регионах, привлекают и исследователей из центральных научных учреждений. Так, «Визуально- антропологический портрет бурят-монголов в архивном документальном кино второй половины 1920-х гг.» был представлен В.М. Магидовым на заседании постоянно действующего семинара Центра «Проблемы изучения культуры народов Сибири» (РГГУ) в феврале 2012 г.

Визуальные источники в своих научных исследованиях и публикациях использует большинство ученых историков, этнографов, антропологов, культурологов. Однако до сих пор не предпринималось попыток комплексно представить визуальные материалы по истории Бурятии первых десятилетий советской власти. Отдельные статьи (или фрагменты исследований), касающиеся визуальных источников, практика использования фотодокументов, графических изображений в качестве иллюстрации текста научных работ приводят к дискретности представлений о составе и информационной емкости данной источниковой группы. Очевидно, что огромный потенциал визуальных материалов используется недостаточно; именно это обстоятельство обусловило необходимость восполнить лакуну и провести специальное исследование.

Целью работы является формирование наиболее полного представления о комплексе визуальных материалов, отражающих общественно- политическую, экономическую и социо-культурную историю Бурят- Монгольской АССР в 1923-1941 гг. для репрезентативного включения этой группы источников в исследования специалистов гуманитарного профиля.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

провести фронтальный поиск и выявление визуальных материалов в государственных, муниципальных, ведомственных и частных архивах, музеях и библиотеках;

дать количественную и качественную характеристику выявленным коллекциям;

осуществить типологическую, видовую, тематическую и жанровую классификацию выявленных источников;

проанализировать видовые особенности различных групп визуальных источников;

раскрыть процесс формирования комплекса визуальных материалов в историческом контексте;

определить репрезентативность и информационную емкость групп визуальных материалов для изучения различных аспектов истории Бурятии 2030-х гг. XX в.

разработать комплексный подход к использованию визуальных источников в конкретно-исторических и антропологических исследованиях.

Объектом исследования являются аутентичные визуальные материалы, созданные и бытовавшие на территории Бурят-Монгольской АССР в 1923-1941 гг.

Визуальные материалы - группа исторических источников, фиксирующих историческую действительность в виде зрительного (визуального) образа (изображения), созданные вручную или при помощи различных технических средств. К ним относятся фото- кино- материалы, плакаты, листовки, реклама, карикатуры, книжные иллюстрации, картографические материалы, произведения живописи, рисунки, открытки.

Предмет исследования - генезис и особенности формирования комплекса визуальных материалов в контексте истории Бурятии 1923-1941 гг.

Научная новизна диссертации определяется предметно-объектной областью исследования. Впервые региональный комплекс визуальных материалов стал предметом специального источниковедческого исследования, в котором дана подробная характеристика хранящихся в государственных и частных коллекциях кино-, фото-, изо- материалов, содержащих ценные свидетельства по различным сюжетам 20-30-х гг. XX в. - одного из важнейших периодов в российской и региональной истории. Кроме системно-типологического подхода к изучению визуальных материалов новизна диссертационного исследования состоит и в раскрытии информационной емкости и возможностей различных групп данного источникового комплекса для использования в конкретно-исторических и антропологических региональных исследованиях. Личный вклад автора заключается в выявлении, определении особенностей кодирования информации, достоверности, установлении автора и вводе в научный оборот более тысячи ранее неизвестных фотодокументов и изобразительных материалов. Выявлена региональная специфика создания визуальных материалов в контексте исторической динамики с учетом политических, экономических, социальных и культурных аспектов жизни Советского государства; конкретизирована роль государственных учреждений БМ АССР по организации и созданию комплекса агитационно-художественной, технотронной и изобразительной продукции в республике. Проведен компаративный анализ визуальных источников из государственных и личных

собраний.

Практическая значимость результатов диссертационного исследования заключается в возможности их использования в качестве эмпирического материала для межрегиональных и междисциплинарных конкретно- исторических и антропологических исследований. Представление, сформированное о комплексе визуальных источников, позволит исследователям ориентироваться в их многообразии. Введенные в научный оборот материалы могут быть использованы при разработке и обновлении общих и специальных курсов лекций, подготовке монографий, учебных и методических пособий по истории, источниковедению России и Бурятии.

Хронологические рамки исследования: 1923-1941 гг. Нижняя граница исследования обуславливается временем создания Бурят-Монгольской Автономной Советской Социалистической республики как самостоятельного субъекта советского государства. Верхняя граница определена началом Великой Отечественной войны и последующим существенным изменением тематики и группового состава комплекса визуальных материалов. Период 1920-1930-х гг. охватывает время становления советского государства, время трех важнейших процессов, предопределивших кардинальные перемены в стране - коллективизации, индустриализации и культурной революции.

Территориальные рамки исследования ограничены административно- территориальными границами Бурят-Монгольской АССР, определенными в 1923 г., включая территории Эхирит-Булагатского, Аларского, Агинского аймаков, в настоящее время входящих в состав Иркутской области и Забайкальского края.

Источниковая база диссертации. Для осуществления исследования заявленной темы был изучен широкий комплекс различных типов источников, включающий технотронные, изобразительные, письменные и устные материалы.

Поиск визуальных и документальных источников осуществлен в государственных, ведомственных и частных архивах, музеях и библиотеках гг. Москвы (Красногорска), Санкт-Петербурга, Иркутска, Улан-Удэ и районах Республики Бурятия.

Выявленные материалы сосредоточены в Российском государственном архиве кинофотодокументов (РГАКФД), фонде Восточно-Сибирской студии кинохроники (Телекомпании «Аист»), Иркутском областном кинофонде, Государственном архиве Иркутской области (ГАИО), Государственном архиве новейшей истории Иркутской области (ГАНИИО), Государственном архиве Республики Бурятия (ГАРБ), Научном архиве Бурятского научного центра СО

РАН, архиве Центра восточных рукописей и ксилографов ИМБТ СО РАН, Российском этнографическом музее, Национальном музее Республики Бурятия, Музее истории города Иркутска, Национальной библиотеке Республики Бурятия, Научной библиотеке Бурятского государственного университета.

Основу исследования составили фото- кино- и изобразительные материалы из государственных собраний. Помимо этого в работе использованы фотоматериалы из личных архивов жителей города Улан-Удэ, Мухоршибирского, Тарбагатайского, Хоринского, Кабанского, Бичурского районов республики Бурятия. Многие фотодокументы, находившиеся ранее в личных архивах, были переданы владельцами в муниципальные краеведческие и школьные музеи.

Неотъемлемой частью исследования стали опубликованные и неопубликованные письменные источники. Документы законодательного характера представляют собой нормативные акты и распоряжения государственных органов и ведомственных учреждений Бурят-Монгольской АССР (постановления Правительства и Совета Народных Комиссаров БМ АССР). Делопроизводственные документы представлены следующими группами: учетная документация - списки отдельных визуальных источников, созданных в различных учреждениях Бурятии, отчетная документация - квартальные и годовые отчеты различных учреждений, содержащие сведения о деятельности по разработке, созданию и использованию визуальных материалов, организационно-распорядительная документация - протоколы и выписки из протоколов с решениями по различным вопросам организации культурно-просветительской, социально-экономической политической деятельности в Бурятии. Помимо этого делопроизводственные документы содержат деловую переписку между местными и центральными органами государственного управления по вопросам создания различных видов визуальных источников.

В работе также использовались материалы периодической печати - журналы: «Жизнь Бурятии» (1925-1931), «Бурятиеведение» (1925-1929), «Сибирские огни» (1922), «СССР на стройке» (1933), «Социалистическое строительство в Бурят-Монголии» (1936), «Бурятоведческий сборник» (19261930)»; газеты: «Бурят-Монгольская правда» (1926-1941), «БурятУнэн» (19321941), «Бурят-МонгольскийКомсомолец» (1940).

Важную часть источниковой базы составили устные источники - информация, полученная в процессе сбора визуального материала в государственных учреждениях и у частных владельцев в форме свободного интервью.

В качестве дополнительных источников привлекались электронные публикации и ресурсы сайтов сети Интернет, а также мультимедийная и графическая продукция.

В общей сложности при подготовке диссертационного исследования было проанализировано 4341 фотодокумент, 34 киноматериала, 18 законодательных актов, 148 делопроизводственных документов, 1315 номеров газет и журналов, 567 произведений живописи и графики, 9 сайтов в сети Internet.

Детальная характеристика количественного и качественного состава различных коллекций и групп источников отражена в соответствующих разделах основной части диссертационного исследования.

Методология и методы исследования. Методологической основой исследования определившими общее содержание, цели и направление исследования стали принцип историзма, позволивший рассмотреть создание и использование визуальных материалов в контексте политического, социально-экономического и культурного развития региона в 1923-1941 гг. Соблюдение принципа объективности позволило провести процедуру сбора исследуемого материала на высоком научном уровне, комплексно проанализировать полученные данные, верно их интерпретировать и сформулировать необходимые выводы. Системный подход в исследовании позволил исследовать выявленные визуальные материалы комплексно с применением методов других научных дисциплин.

В работе были применены методологические подходы, отраженные в трудах отечественных историков, источниковедов, археографов -

Н. Вартанова, Г.В. Волкова, Г.В. Длужневской, Е.М. Евграфова,

В. Кабанова, И.П. Куншикова, А.С. Лаппо-Данилевского, А.Н. Лариной, В.М. Магидова, О.М. Медушевской, Л.Н. Пушкарева, А.П. Пронштейна, В.Т. Стигнеева, Л.А. Терентьевой, С.О. Шмидта.

Исследование визуальных источников проводилось в тесном взаимодействии общенаучных и специальных методов. При выявлении, интерпретации и описании материала использованы такие общенаучные методы, как метод анализа, системный, логический методы, метод интерпретации. Как специальные методы были применены сравнительно- исторический и историко-типологический методы.

Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертационной работы содержатся в 7 статьях и сообщениях. Результаты исследования были представлены на XII Международной научной конференции по проблемам книговедения «Наука о книге: Традиции и инновации: К 50-летию сборника «Книга. Исследования и материалы»» (Москва, 2009); Всероссийской научно-практической конференции «Гуманитарные исследования Сибири в контексте обновления историографических практик» (Братск, 2009); VIII Всероссийском научном симпозиуме «Проблемы культуры городов России: теория, методология, историография» (Новосибирск, 2010); II Международной научной конференции «Музеология - музееведение в XXI веке: проблемы изучения и преподавания» (Санкт-Петербург, 2010); Международной научно- практической конференции «Семейские-староверы Забайкалья: история, культура и современность» (Улан-Удэ, 2011); российско-монгольском симпозиуме «Взаимодействие народов Внутренней Азии» (Улан-Удэ, 2012).

Общий объем публикаций по теме исследования - 3,8 п.л.

Структура диссертации. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка литературы и источников, приложений. В Приложениях представлены сводные тематические перечни выявленных источников, а также примеры, отражающие своеобразие различных групп визуальных материалов.

Похожие диссертации на Визуальные материалы по истории Бурятии как источниковый комплекс : 1923-1941 гг.