Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Проблема взаимосвязи религии и политики в "Церковной истории народа англов" Беды Достопочтенного Тузиков Александр Федорович

Проблема взаимосвязи религии и политики в
<
Проблема взаимосвязи религии и политики в Проблема взаимосвязи религии и политики в Проблема взаимосвязи религии и политики в Проблема взаимосвязи религии и политики в Проблема взаимосвязи религии и политики в Проблема взаимосвязи религии и политики в Проблема взаимосвязи религии и политики в Проблема взаимосвязи религии и политики в Проблема взаимосвязи религии и политики в
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Тузиков Александр Федорович. Проблема взаимосвязи религии и политики в "Церковной истории народа англов" Беды Достопочтенного : Дис. ... канд. ист. наук : 07.00.09 Н. Новгород, 2006 155 с. РГБ ОД, 61:06-7/375

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Христианская историография IV-VIII вв. в рамках западноевропейской культуры. Содержание и особенности развития . 28

1.1. Структура культурно-исторических концепций в контексте западноевропейской раннесредневековой культуры 28

1.2. Развитие религиозно-политической проблематики . 49

ГЛАВА 2. Беда Достопочтенный и его культурно-историческая концепция 61

2.1. Биография и литературное наследие Беды Достопочтенного 61

2.2. Структура культурно-исторической концепции Беды Достопочтенного. Проблема причинности 76

ГЛАВА 3. Проблема отношений церкви и государства в «Церковной истории народа англов» Беды Достопочтенного 92

3.1. Представления Беды о церкви 92

3.2. Представления Беды о государстве 105

3.3. Беда о взаимосвязи церкви и государства 120

Заключение 141

Список использованной литературы 145

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Данная работа посвящена исследованию важной историографической темы - проблеме взаимосвязи религии и политики на материале произведения одного из крупнейших средневековых деятелей культуры, писателей и историков - Беды Достопочтенного (Bede Venerabilis). Тема диссертации относится к области истории исторической науки и является особенно актуальной, так как культуру надо изучать «во всем многообразии её исторических формообразований»1, одним из которых является средневековая историография. Это особенная часть западноевропейской культуры, так как именно в средние века уходят корнями такие общественные доктрины и идеи, как гуманизм и либерализм, общечеловеческие ценности. А значит, для лучшего понимания духовных основ человеческой цивилизации необходимо обращаться к изучению взглядов и концепций мыслителей прошлого и выдающихся деятелей мировой культуры.

Один из них - Беда Достопочтенный (673 - ок. 735 гг.), написавший выдающееся произведение - «Церковная история народа англов» («Historia Ecclesiastica Gentis Anglorum»). Это одно из крупнейших произведений средневековой историографии и один из важнейших источников по истории культуры средневековья было создано в начале VIII века. В «Церковной истории...» отображена не только история британской церкви, но и дана оригинальная культурно-историческая концепция3, оказавшая значительное влияние на развитие исторической мысли. Основная проблематика этой работы - религиозно-политическая, исследование которой позволит лучше понять не только специфику христианской историографии, но и особенности западноевропейской культуры вообще.

Научная значимость темы обусловлена ещё и той важной ролью, которую играет философия истории в средневековой историографии - а именно представления о смысле истории являются «стержнем» мировоззрения средневекового человека, его культуры. Ведь как раз сфера ценностей, этика христианства выражена в этом аспекте наиболее ярко, а аксиологический «пласт» культуры является особенно важным для научного изучения.

Произведения Беды Достопочтенного введены в научный оборот российской историографии лишь недавно, и изучение идей этого крупного деятеля западноевропейской раннесредневековои культуры позволит внести существенный вклад в развитие исторической науки. Объективность исследования требует также изучить основные идеи работ тех историографов, которые явились предшественниками Беды, что позволит учитывать широкий контекст его культурно-исторической концепции.

Степень разработанности проблемы

Раннесредневековая западноевропейская историография неоднократно исследовалась как российскими, так и зарубежными учеными. Исследовательские работы можно разделить на две группы : те, которые посвящены изучению работ предшественников Беды Достопочтенного, и те, которые анализируют непосредственно произведения Беды.

Рассмотрим вначале первый тип работ. Н. Герье в работе «Блаженный Августин» исследует взгляды Августина на ход всемирной истории, его знаменитую концепцию «двух градов», и рассматривает проблему влияния Августина на историографию средних веков, отмечая что из религиозно-этического представления град Божий становится исторической идеей4.

М. Э. Поснов в работе «История христианской церкви (до разделения церквей - 1054 г.)» в качестве одной из задач ставит узнать, «в какое положение Христианская Церковь с IV-ro века стала в отношении к

государству, или к императорам, как представителям государственной власти»5. Хронологически автор выделяет IV и V века как «эмбриональный период» в зарождении и первоначальном развитии складывающихся отношений между церковью и государством.

Л. П. Карсавин в работе «История европейской культуры» даёт важную психологическую характеристику языческой и христианской культур6, что было использовано при выделении методологического подхода диссертации.

Таким образом, данные авторы выделяют основные моменты общего контекста проблемы взаимоотношений церкви и государства, и благодаря их работам можно достаточно объективно исследовать культурно-исторические концепции раннего средневековья.

Советская историография исследовала прежде всего общие особенности периода средневековья, обычно затрагивая те или иные аспекты христианской историографии. М.М. Казаков исследует период раннего средневековья и высказывает важные соображения относительно основных религиозно-политических доктрин средневековой историографии - папизма и цезарепапизма. В работах «Религиозно-политическая борьба в середине и во второй половине IV века в Римской империи» и «Христианская церковь и Римская империя в IV веке» он рассматривает период IV - V вв. как время перехода от рабовладельческой к феодальной формации, когда меняются базис и надстройка. Автор отмечает, что происходит формирование церкви как важного элемента политической организации римского общества, рост её материальной базы как причины необходимости оформления отношений церкви с императорской властью.

Борьба церкви и государства в IV веке является борьбой двух институтов надстройки. Оба института являются взаимонеобходимыми, отсюда - естественный вопрос о форме союза, поиски которой идут

весь IV век. Появляются две доктрины - папизм (основанный на преобладании церкви) и цезарепапизм, главная идея которого - гегемония светской власти7.

О. Л. Вайнштейн в своей работе «Западноевропейская средневековая историография» рассматривает основные произведения христианской историографии и отмечает такие важные их особенности, как проблема периодизации (по четырем возрастам и шести возрастам) и роль религиозной идеологии в оценке авторами описываемых событий .

А.Я. Гуревич в работе «Средневековый мир : культура безмолвствующего большинства» рассматривает целый ряд важных проблем средневековой ментальности, отмечая, что церкви «приходилось считаться с языческими традициями», что повлияло на характер процесса христианизации9. С. С. Аверинцев в статье «Судьбы европейской культурной традиции в эпоху перехода от античности к средневековью» рассматривает такие особенности христианской культуры, которые наиболее ярко проявились в период раннего средневековья и являлись основными парадигмами, повлиявшими на характер церковной историографии. В частности,

он пишет : «самосознание времени с необходимостью требовало идеи сакральной державы, «священного царства», макросоциума, построенного на религиозной идеологии»10.

Постсоветская российская историография отличается как разноплановостью исследований, так и попытками выработать новые подходы к изучению средневековой культуры. М.С. Бобкова в статье «Память о событии и представления об истории в исторических

сочинениях эпохи средневековья и Возрождения»11 рассматривает ряд важных особенностей средневековой историографии : религиозную интерпретацию исторических фактов, проблему хронологии и церковный жанр как попытку рассматривать историю через историю церкви.

Интерес представляют также разработки исследователя Д. В. Гордевского. В своей работе «Девиантное мышление как фактор культурной динамики» на основе культурологического подхода он разрабатывает важные положения о развитии истории как изменении культур.

«Если обратиться к истории античности, - пишет автор. - мы обнаружим ...институты легитимации, которые были ориентированы на поддержание замкнутой ментальности определенного типа, то есть в неявном виде и на подавление девиантного мышления». Девиантное мышление, по мнению Гордевского, было фактором культурной динамики в античности. Исследователь обобщает особенности христианства и язычества и делает ряд важных замечаний, использованных в выработке методологического подхода диссертации12.

С. С. Аверинцев в своей работе «Глубинные корни общности» рассматривает такую особенность европейской культуры, как «власть идей», «противостоящую ритуализированному автоматизму обихода» . При этом осуществляется апелляция к идее истины. Это дает возможность критиковать данности человеческой жизни ( например, мифы и ритуалы ) , несмотря на сакрализацию и мистификацию этих данностей. И на место традиций и мифов (по значимости) встает система идей. Христианская система идей - особенная, особое место в

ней занимает идея идеала верности истине, и именно в этом можно увидеть причины его распространения и создания новой культуры.

И. В. Кривушин в монографии «Ранневизантийская церковная историография» отмечает, что изучение церковно-исторического жанра — его характера, происхождения и внутренней эволюции, имеет кардинальную важность для понимания процесса развития европейской и мировой историографии как таковой, так как такое изучение позволит глубже проникнуть и осознать историю христианской мысли вообще и историю христианской исторической мысли в частности14 и подробно рассматривает культурно-историческую концепцию Евсевия Памфила, впервые обозначившего универсальную историческую перспективу, создавшего теорию христианского императора и христианской империи15.

А.ГТ. Батурин в статье «Религиозные и психологические аспекты мотивации поведенческой практики человека средневековой Европы» исследует важные особенности средневековой культуры, - в частности, практическое значение почитания святых и подчеркивает, что «ключ к пониманию многих явлений и событий средневековья следует искать в специфике менталитета человека этой эпохи, которая связана, прежде всего, с его религиозным сознанием и психическими особенностями»16.

Г.Г. Пиков в ряде работ рассматривает важные особенности культуры средневековья. В статье «Ересь как культурное явление» он высказывает идею «формулы» культуры : «в период цивилизаций форма их культур обязательно связана с сосуществованием и соотношением на достаточном уровне двух сфер: сакральной и секулярной. Сакральное отвечает за смысл всего бытия, особенно истории, обосновывает право на существование цивилизации, ее легитимность и место в мире. Секулярное отвечает за формы

бытия, создает необходимый механизм существования цивилизации в виде стройного и непротиворечивого синтеза социальных, политических, юридических и т. п. концепций»17.

Также была использована работа немецкого исследователя Йозефа Листла, который в статье «Государство и Церковь в Западноцерковной латинской традиции христианства» делает объектом исследования отношения церкви и государства. Проблема, по его мнению, состояла в том, что в вопросе отношений между церковью и государством имелся бесконечный потенциал для конфликтов для позднейшего исторического развития18.

Рассмотрим теперь те произведения историографии, которые посвящены исследованию работ самого Беды.

Д. В. Данилов в статье «Gens Anglorum Беды Достопочтенного : в поисках английской идентичности» исследует проблему о том, можно ли считать англосаксонскую общность единым народом до эпохи Альфреда Великого и делает вывод о том, что понятие Gens Anglorum - показатель этнического самоосознания и не использовалось Бедой в целях построения единой церковной идеи народа19.

В.В. Зверева в работе «Беда Достопочтенный в историографической культуре XIX - XX вв. : четыре интерпретации» рассматривает идеи Беды в историографии и дает им свою оценку, говоря, что «все исторические... изыскания Беды были в конечном счете подчинены его религиозной цели»20. Это положение рассмотрено более подробно в статьях «Представления Беды Достопочтенного об устройстве мира» , и «Формы и способы

историописания в "Церковной истории англов" Беды Достопочтенного»22. Такой акцент позволяет лучше понять исходные предпосылки Беды при построении им его культурно-исторической концепции, а особенно при исследовании взглядов историка на проблему взаимосвязи религии и политики.

В работе «Из истории западноевропейского средневековья» Г. Г. Пиков рассматривает некоторые аспекты исторических воззрений Беды. Он отмечая, что «главной идеей сочинений Беды Достопочтенного является идея превосходства христианства над остальными религиями»23, и это замечание хорошо дополняет тезис В.В. Зверевой относительно религиозных целях Беды.

М.Р. Ненарокова в монографии «Досточтимый Беда - ритор, агиограф, проповедник» рассматривает такие жанры литературного творчества Беды,-как житие, жизнеописание, послание, проповедь, прослеживает связь теоретических знаний Беды в области риторики и отражение этих взглядов в структуре его произведений. При этом творчество англосаксонского писателя она рассматривает как синтез культурных традиций, бытовавших в Англии в VII-VIII вв. Ненарокова пишет : «Беде посчастливилось жить и писать свои сочинения в то время, когда Древняя Англия стала признанным центром средневековой учености. В её школах встретились культурные традиции античного Средиземноморья, римского и кельтского христианства. К началу восьмого века, когда были созданы первые книги Беды, уже был накоплен достаточный культурный потенциал, требовавший обобщения. Человеком, взявшим на себя этот труд, стал Беда. Обратившись к литературным формам, незадолго до этого принятым англосаксами, он создал произведения, которые сделались образцами для многих средневековых писателей, как в Англии, так

и в Европе. В его творчестве гармонично соединились знания, накопленные представителями разных, подчас противоборствующих традиций»24.

В работе «Жизнь и труды магистра Беды» исследователь В.В. Эрлихман выделяет системный характер «Церковной истории». Он пишет, что «всю мозаику фактов и легенд Беда сумел с редким для своего времени искусством соединить в единую картину истории родного острова. Такие разные темы, как чудеса святых, войны и союзы королей, природные явления и даже поведение животных, он освещал с одинаковым мастерством рассказчика и присущим ему здравым смыслом» . Он также отмечает, что Беда владел важнейшим для историка свойством - умением выделять главное в хаосе письменных и устных свидетельств и соединять полученные факты в единую причинно-следственную цепь26, - и эта черта и предопределила в конечном счёте популярность «Церковной истории» и её влияние на развитие средневековой историографии.

Английская историография представлена рядом работ, в которых отмечаются те или иные аспекты культурно-исторической концепции Беды. Все английские исследователи так или иначе отмечают, что дидактические цели Беды определили его исторический подход, а также ценность его работы как главного источника по истории Англии периода христианизации. Исследователь Уайтинг отмечает такие особенности «Церковной истории», как четкая постановка задачи своего исследования27, а также дает характеристику Беде как культурному деятелю . По его мнению, работы Беды, - и прежде всего «Церковная история», сыграли важную культурообразующую роль, причиной чему во многом послужило

выстраивание английским историком христианских идей в такую систему, которая служила основным задачам средневековой историографии.

Особенности англосаксонского периода в истории культуры Британии и его влияние на творчество Беды рассмотрены в статье Уотсона «Беда. Его жизнь, эпоха и сочинения», который подчеркивает особенности соединения Бедой различных исторических источников29, - прежде всего работ Исидора Севильского и Григория Турского. Гармоничное соединение и согласование частей этих работ в «Церковной истории», которое провел Беда, по мнению Уотсона, способствовало решению одной из важнейших задач средневековой историографии - в рамках широкой исторической перспективы изобразить региональную историю (для Беды это история Британии).

Исследователь В. Левисон в статье «Беда как историк» выделяет тот факт, что когда Беда начал свою литературную деятельность, античный стиль в западной историографии уже пришёл в упадок , и рассматривает его работу в контексте средневековой историографии, отмечая влияние Григория Турского и Исидора Севильского. Он также высоко оценивает значение Беды, говоря, что благодаря «Церковной истории» он «разжег новое духовное пламя» . Таким образом, как и Уотсон, Левисон видит роль Беды в развитии историографии прежде всего в применении им синтетического подхода при написании им «Церковной истории». Он отмечает также, что главные особенности литературного творчества Беды и его значение были связаны с необходимостью для западной культуры найти новую, по сравнению с античной, форму историко-концептуального выражения .

Б. Колгрейв в работе «Чудесные истории Беды» рассматривает роль рассказов о чудесах, которые приводит Беда и говорит о значении их в плане

христианизации33. Он также отмечает, что особенность работы Беды, , независимо от личного отношения к его идеям, заслуживают внимания как

форма изложения тех или иных исторических фактов34.

Исследователь Лайстнер в статье «Беда как классик и схоласт» говорит о значении и особенностях «Церковной истории» для средневековой историографии . Одновременно он фиксирует внимание на особенностях интерпретации Бедой культурно-исторического материала, касающегося проблемы политического единства Британии, и рассматривает роль •4 богословских рассуждений историка в построении им своей культурно исторической концепции.

Таким образом, все исследователи выделяют ряд интересных и важных положений, связанных с анализом как культурно-исторического контекста деятельности Беды Достопочтенного, так и непосредственно его взглядов.

Проблема исследования заключается в том, что, несмотря на большое количество научных публикаций по истории средневековой культуры, отсутствует целостное видение того, как Беда Достопочтенный использовал базовые идеи христианской культуры в своей культурно-исторической концепции.

Объектом исследования является культурно-историческая концепция Беды Достопочтенного, источником информации о которой служит его главный труд - «Церковная история народа англов».

Предметом исследования является проблема взаимосвязи религии и политики, которая играет роль одного из основных элементов культурно-исторической концепции Беды.

Хронологические и территориальные рамки. Хронологические рамки исследования - период IV - VIII вв., к которому относится раннесредневековая историография. Именно в это время были созданы основные исторические работы предшественников Беды Достопочтенного -Евсевия Памфила, Сульпиция Севера, Павла Орозия, Григория Турского, Исидора Севильского, Павла Диакона, составляющие контекст исследования. Территориальные рамки охватывают границы Западной Европы, куда входили варварские королевства Британии, Галлии, Испании и Италии.

Цель и задачи диссертации:

Целью диссертации является выявление и анализ проблемы взаимосвязи религии и политики как одного из важнейших элементов культурно-исторической концепции Беды Достопочтенного. Исследование этой проблемы проводится на основании информации о трактовке Бедой нормы взаимоотношений двух общественных институтов - церкви и государства. Соответственно этому выделены следующие задачи:

1) Охарактеризовать особенности структуры культурно-исторических концепций предшественников Беды - историографов IV - VIII вв. Уже само понятие культурно-исторической проблемы предполагает исследование её в конкретном историческом контексте. В первой главе — «Христианская историография IV — VII вв. в рамках западноевропейской культуры. Содержание и особенности развития» автор рассматривает основные идеи работ историографов IV - VII вв.

2) определить основные элементы культурно-исторической концепции Беды. Во второй главе - «Беда Достопочтенный и его культурно-историческая концепция» анализируется их структура взглядов Беды на историю.

3) на основе полученного материала исследовать проблему отношений церкви и государства в «Церковной истории народа англов». Этому посвящена третья глава, которая называется «Проблема отношений церкви и государства в «Церковной истории народа англов» Беды

Достопочтенного». В этой главе рассматривается религиозно-политические идеи Беды, их исследование опирается на результаты предыдущих глав.

Методологическая основа исследования основана на представлении о сущности и развитии культур.

Проблема понимания - центральная проблема гуманитарных наук. Познание означает выявить в многообразии явлений общее, открыть внутренние связи, формулировать законы, ими управляющие.

Основным концептуальным ориентиром данной работы послужил культурологический подход, который ставит цель изучать культуру «во

J/Z

всем многообразии её исторических формообразований» , а также тесно связанный с ним системный подход. При построении конкретных методов исследования были использованы идеи таких авторов, как Л. П. Карсавин, Д. В. Гордевский, К. Ф. Завершинский, М. Элиаде, Г. Г. Пиков.

Концепция системного подхода - одна из ведущих в современном научном познании. Она отражает системность мироустройства, подходит к пониманию мира как к целостности ( вообще деление на отдельные науки очень условно, можно сказать, что существует одна наука -«человекознание» ) . К числу важнейших составляющих этого подхода относятся компоненты психологического знания, которые включаются в исследования самых разных гуманитарных и естественных наук, в том числе применяются в истории. Элементы психологии в данной работе были использованы при характеристике язычества и христианства.

Задача историка, по мнению известного культурного деятеля Л.П. Карсавина, - постичь множественное единство исторического процесса .

А постичь единство исторического процесса означает обнаружить и очертить такие тенденции исследуемой эпохи, которые одинаково

проявляются в политической, социально-экономической жизни и в сфере духовной культуры. Поскольку исторический процесс есть прежде всего социально-психическое бытие , то эти тенденции должны быть фактами социально-психическими. Таким образом, проще всего познакомиться с ними, исследуя духовную культуру. Соответственно понятию системного подхода оперирующими терминами должны быть те, которые отражают масштабные, целостные явления. Один из таких терминов - «культура».

культура

Культура - важнейшее понятие, помогающее исследовать многообразие человеческой деятельности, - ведь для того, чтобы выявить в многообразии явлений общее, открыть внутренние связи, формулировать законы, ими управляющие, необходимы обобщающие понятия. Именно в духовной культуре фиксируются самые различные способы отношения человека к другим людям и к самому себе, что предполагает вопрос о систематизации и классификации соответствующих идей.

Какую же роль играли религиозно-политические концепции в складывании средневековой культуры Особые отношения между христианской церковью и англо-саксонской государственной властью

можно рассматривать как один из результатов синтеза различных культур прежде всего, таких, как христианская и языческая. Таким образом, вопрос

об отношениях христианской церкви и англо-саксонских государств

можно рассматривать через призму контактов 2-х культур.

В связи с этим Беду Достопочтенного можно назвать именно

культурным деятелем. Благодаря своим трудам он оказал большое

влияние на формирование культуры средних веков. Его взгляд на

проблему взаимоотношений христианской церкви и англосаксонских

государств оказал значительное влияние и на современную ему эпоху, и

39 Там же.

на будущие времена. Применительно к эпохе средневековья можно говорить о «религиозной культуре» - религиозной в том смысле, что объект сферы сакрального был общепризнанным и имел первостепенное значение. Следует подчеркнуть, что культура представляет собой адаптивную систему40, посредством которой человек приспосабливается к окружающей среде, то есть главная, стержневая идея, лежащая в основе любой существующей культуры связана с проблемой выживания человека и общества.

Развитие культуры

Теперь следует коснуться проблемы исторического развития явления, то есть рассмотрению культуры как процесса. Вообще одна из главных проблем, встающих перед любым исследователем - это проблема определения,

идентификации явления. Можно сказать, что определение явления представляет собой набор связанных характеристик, среди которых выделяются основные, доминантные, главные - наиболее полно и ёмко выражающие суть явления.

При исследовании таких явлений, как «религиозные культуры» можно воспользоваться следующей моделью, иллюстрирующей ход их развития.

Введём несколько базовых понятий. Норма - признанный общественными институтами ограниченный, замкнутый набор идей, продукт взаимодействия сакрального и секулярного ( см. ниже ). С этим же связано такое свойство культуры, как её проектность41.

Девиантное - идеи, не соответствующие этой норме. Именно девиантное мышление было фактором культурной динамики античности.

40 Психология. Учебник. М., 2001. С. 27.

41 См.: Балабанов П. И., Миненко Г. Н. Проектность культуры : теоретический и методологический аспекты / П. И. Балабанов, Г. Н. Миненко. - Кемерово, 2002.

Институты легитимации - формы общественного устройства, механизмы, определяющие норму. К ним относятся политические, правовые и религиозные учреждения, которые связаны между собой и обусловлены определенными системами ценностей. Особую роль играет государство - как система политических институтов, властных организаций. Это политический аспект культуры как совокупности сакрального и секулярного. Основная его функция как института легитимации - определение культурной нормы. Возникновение и существование государственных форм целиком обусловлено характером культуры, породившей их. Функционирование институтов легитимации постоянно, что обусловлено изменчивостью исторического времени42.

Следует отметить, что эти положения были созвучны и многим другим исследователям. Например, К. Ф. Завершинский рассматривает феномен «политический культуры» и говорит о легитимности как

социокультурной характеристике власти. При анализе форм проявления культуры в политике он подчеркивает культурно-историческое содержание политических ценностей43.

Аверинцев, в свою очередь, подчеркивает, что «всякая политическая власть всецело обусловлена жизнью общества, его запросами, его нуждами, его противоречиями и слабостями»44.

Главная особенность раннего средневековья - христианизация. Ещё в IV веке христианство из гонимого религиозного меньшинства не только превращается в государственную религию, но и становится частью государственного сознания. Это нашло отражение и в законодательстве того времени ; в Кодексе Феодосия ( CTh. XVI. 2. 16) от 14 февраля 361 г. говорится : «... мы осознаем, что наше государство поддерживается

больше религией, чем официальными обязанностями и тяжелым физическим трудом и потом». Христианство как культура формирует особую норму и постепенно влияет на всю жизнь общества. Под влиянием христианства были приняты законы, которые под угрозой смертной кары запрещают детоубийство и предписывают родителям содержать детей, отменены гладиаторские бои, смягчены законы о смертной казни, предпринимались усилия по оздоровлению морального климата45. Всё это примеры христианизации культурной нормы.

Выработка каких-то определенных идей, их закрепление, «вычищение» других ( формирование культурной нормы ) - это закономерный

культурно-исторический процесс, обусловленный объективными факторами. В первую очередь это потребность выживания людей, живущих в рамках культуры, - то есть происходит «естественный отбор» именно жизнеутверждающих идей - которые в будущем легли в основу доктрины «общечеловеческих ценностей».

Фиксация культурной нормы осуществляется институтами легитимации. В Римской империи IV века это происходит через выработку церковных догматов и канонов, издание императорами законов, в советский период аналогичный процесс идёт через постановления пленумов и съездов КПСС, у первобытных народов то же самое выражается через табу и обычаи. Во времена же Беды Достопочтенного и в описываемую им эпоху культурная норма (этические и религиозно-политические идеи) вырабатывалась в результате сложного взаимодействия церкви и государства. Сакральное и секулярное в культуре

Эти два понятия, составляющие культуру и их взаимодействие позволяют сконструировать модель исторического развития культур.

Они употребляются многими авторами46, и им можно дать следующее определение :

сакральное - идеи о сверхъестественном, религиозные идеи, секулярное - «обыденные» идеи о естественном, совокупность социально-политических идей.

Г.Г. Пиков пишет о сакральном и секулярном как «формуле» культуры : «В период цивилизаций форма их культур обязательно связана с сосуществованием и соотношением на достаточном уровне двух сфер: сакральной и секулярной. Сакральное отвечает за смысл всего бытия, особенно истории, обосновывает право на существование цивилизации, ее

«

легитимность и место в мире. Секулярное отвечает за формы бытия, создает необходимый механизм существования цивилизации в виде стройного и непротиворечивого синтеза социальных, политических, юридических и т. п. концепций. Соотношение сакрального и секулярного непростое. По ряду параметров религиозные идеи неизбежно предстают в виде программных, но текучая эмпирия неоднократно создает возможность для философии перестать быть «служанкой богословия», дистанцироваться от нее или даже заявлять о ненужности религии. На самом деле они, как сиамские близнецы, неразлучны. Культура может восприниматься как нечто бицефальное, двуглавое, или двуликое, как Янус. Проще представить ее форму в виде дроби, где в числителе сакральное, а в знаменателе секулярное: Бог/Человек. Идеалом, целью этой дроби, а следовательно, всей цивилизации является превращение в целое число, коим может быть только «единица». Это возможно только в том случае, если верхнее и нижнее числа «равны», т. е. не противоречат друг другу. В реальности этого никогда не бывает, ибо каждая из этих сфер стремится к абсолютизации своей «истины»: знаменатель - к атеизму, числитель - к абсолютному Божественному господству. И то и другое - ненормальные состояния общества, ибо просто недостижимы» .

Борьба и единство сакрального и секулярного характеризуют взаимодействие этих двух составляющих культуры. Именно этот процесс взаимовлияния ведёт к формированию культурной нормы и определяет её изменчивость. В центре борьбы между сакральным и секулярным стоит вопрос о примате, преобладании, приоритете. Оба аспекта культуры несут в себе импульсы традиционализма и реформизма (соответствующие «сохраняющему», и «изменяющему» началам.).

Проиллюстрируем применение вышеизложенной схемы применительно к культурно-историческому контексту «Церковной истории народа англов»:

Аспект культуры Формаизложениянормы Нормативное Форма девиантного Девиантное Механизмы определения нормы («институты легитимации» )

Сакральное СвященноеПисание,каноны,Официальнаяисториография Католическая ортодоксия Языческие нормы англосаксов Ереси, язычество Соборы, авторитет иерархов церкви

Секулярное Законодательные акты, право, историография Властьхристианскихкоролей Законыязыческихкоролей Короли-язычники Государственная власть

Таким образом, ответ на вопрос о сферах компетенции и приоритете светской и церковной властей - важнейший для понимания сущности

Г.Г. Пиков. Ересь как культурное явление // Медиевистика XXI века: проблемы методологии и преподавания: материалы научно-практического семинара (Кемерово, 22-24 апреля 2003 г.). Кемерово, 2004. С. 69.

средневековой культуры. И поэтому изучение взглядов Беды Достопочтенного на проблему взаимоотношений церкви и государства, оказавших значительное влияние на историографию, является особенно актуальным.

Методика исследования

В ходе исследования проблемы использовался комплекс методов исследования, способствующих решению поставленных целей и задач.

4 Основные методы культурно-исторического исследования применительно к

концепции работы:

Историко-генетический метод состоит в последовательном раскрытии свойств, функции и изменений изучаемой реальности в процессе ее исторического движения, что позволяет в наибольшей мере приблизиться к воспроизведению реальной истории объекта. Этот метод был применен при исследовании развития западноевропейской историографии в IV - VII вв.

Историко-сравнительный метод особенно важен в силу того, что общественно-историческое развитие представляет собой повторяющийся, внутренне обусловленный, закономерный процесс, и выделив

тождественные, повторяющиеся явления, можно раскрыть сущность изучаемых явлений. В частности, сравнивая концепцию Беды с политическими теориями других историков, можно увидеть общее и особенное между ними.

Историко-типологический метод, предполагающий типологизацию объектов и явлений общественной жизни на основе выделения типов при учете сущностных свойств изучаемой объективной реальности, был использован

+ при соотношении концепции Беды с доктриной папоцезаризма.

Историко-системный метод, подразумевающий отбор наиболее существенных системообразующих признаков, взаимосвязь между которыми прежде всего и определяет суть структуры данной системы, т.е. выражает сущностную определенность, целостность и устойчивость структуры , применялся при характеристиках язычества и христианства и соотношении основополагающих христианских идей с пониманием церкви Бедой Достопочтенным.

Источниковая база исследования

Источники представлены прежде всего основным произведением Беды - +; «Церковной историей народа англов»49. Использовался латинский текст

«Церковной истории»50, а также русский перевод «Церковной истории народа англов», опубликованный в 2001 г., который является первым (не считая нескольких отрывков в хрестоматиях). Он основан на издании Б. Колгрейва и сверен с другими авторитетными изданиями.

В данном исследовании применялись также работы других крупных историографов эпохи раннего средневековья. Это «Церковная история»

с 1 «л

Евсевия Памфила , «О граде Божьем» Августина , «История против язычников» Павла Орозия53, «Хроника» Сульпиция Севера54, «История франков» Григория Турского55, «История лангобардов» Павла Диакона56. Кроме того, в меньшей степени были использованы сочинения «отцов церкви» (работы Амвросия Медиоланского57) и историков IX - XII вв. (Видукинд Корвейский58, Отгон Фрейзингенский59).

Эти работы дают представление о событиях раннего средневековья, связанных с проблемой отношений государства и церкви, и позволяют прояснить те общие тенденции, которые были характерны для средневековой историографии, и также содержат материал относительно культурно-исторических концепций авторов.

Новизна исследования. Данная работа является одним из первых в отечественной гуманитарной науке исследованием, посвященным изучению «Церковной истории народа англов» Беды Достопочтенного как источника по истории культуры. Выбор в качестве предмета изучения такого элемента культурно-исторической концепции Беды, как религиозно-политическая проблематика, позволяет по-новому рассмотреть важнейшие особенности средневекового менталитета, проследить как их историческую обусловленность, так и специфику взглядов самого историка.

На защиту выносятся положения:

1. Историография является важной частью раннесредневековой европейской культуры, так как отражает базовые культурные идеи, используя их применительно к религиозно-идеологическим целям. Предшественники Беды Достопочтенного, авторы IV - VIII вв. (Евсевий Памфил, Иероним, Амвросий Медиоланский, Августин, Сульпиций Север, Григорий Турский, Павел Диакон) определенным образом использовали и развивали основные христианской культуры. Эти идеи (представления о деятельности сверхъестественных сил, причинность событий, роль и трактовка отношений церкви и государства) были взаимосвязанными в их культурно-исторических концепциях.

2. Основными элементами культурно-исторической концепции Беды Достопочтенного в «Церковной истории народа англов» являются представления о причинах событий, о греховности людей, взгляд на границы

истории, на эсхатологию, идеи относительно загробной жизни, и проблема отношений церкви и государства.

3. Проблема отношений церкви и государства - важнейшая часть культурно-исторической концепции Беды. Эта проблема трактовалась Бедой на основе представлений о доминирующей роли церкви, идеи о подчиненности светской власти духовной, что нашло отражение в таких темах его произведения, как культурно-политическое единство, народ как подданные короля и как паства церкви, военная тематика. Религиозно-политические идеи Беды лежали в русле культурно-исторической доктрины папизма, характерной для западноевропейской историографии.

Теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в осуществлении анализа комплексной проблемы роли и места религиозно-политической проблематики в культурно-исторической концепции Беды Достопочтенного. Тем самым, результаты работы имеют значение для историков-медиевистов, религиоведов, культурологов. Вносится определенный вклад в исследование средневековой христианской культуры, что открывает новые возможности для интерпретации историографии, истории, политологии. В результате работы открывается новое проблемное поле для применения методов научного исследования.

Практическая значимость данного исследования состоит в возможности использования его материалов в преподавании в вузах курсов истории средних веков. Анализ труда Беды Достопочтенного может способствовать более глубокому пониманию тех внутренних процессов, которые происходили в истории Европы и которые формировали её культуру, а также может служить основой для дальнейших исторических исследований.

Апробация работы. Основные положения диссертации были представлены в виде публикаций в научных сборниках «История и социология государства»

(Новосибирск, 2003), «Жить законом: Правовое и правоведческое пространство истории» (Новосибирск, 2003), «Ученые записки факультета истории и международных отношений Кемеровского государственного университета» (Кемерово, 2004), «Вестник НГУ. Серия: история, филология. Вып. 1: история» (Новосибирск, 2005), «Сибирь на перекрестье мировых религий: Материалы Второй межрегион, конф.» (Новосибирск, 2005). Диссертация в полном объеме обсуждалась на кафедре всеобщей истории НГУ и рекомендована к защите.

Структура культурно-исторических концепций в контексте западноевропейской раннесредневековой культуры

Культура Западной Европы в IV - VIII вв. в своем развитии претерпела целый ряд важных изменений. Прежде всего, это утверждение в качестве главной культурной составляющей христианства, и соответствующее вытеснение (а отчасти и синтез) традиционных античных идей и ценностей.

Для Испании, Италии, Галлии и Британии характерен общий процесс -христианизация, постепенное выдвижение на первый план и закрепление онтологических, гносеологических и аксиологических идей этой религии. Разумеется, христианство здесь сталкивалось с нормами языческой культуры, и особенности взаимодействия двух типов религиозных систем в первую очередь как раз и определяли развитие культуры того или иного региона.

Исходным моментом истории английской культуры является завоевание Британии англосаксонскими племенами в V веке. При этом единая культура начала складываться далеко не сразу, - племена англов, саксов и ютов, пришедшие из континентальной Европы, принесли с собой свой язык и культуру. С этой проблемой - проблемой культурного единства, как раз и связана та важная роль, которую сыграла историография и идеи Беды Достопочтенного в частности.

Средневековая историография - особая область культуры средневековья, которая интересна прежде всего истолкованием христианскими историками тех или иных событий, на основе которого выстраивались культурно- исторические концепции. Как пишет исследователь М.С. Бобкова, «именно интерпретация исторического факта придает ему значимость события. Событие, по сути, является востребованным образом прошлого, который, пре терпев известную трансформацию, бытует в общественном сознании и становится важной составляющей коллективной памяти»60. Подчеркнем, что особенность историографии как части культуры состояла в своеобразном использовании как главных, так и второстепенных идей именно христианской культуры для характеристики истории различных культур. Можно сказать, что важность такой роли историографии связана с тем, что культура всегда имеет свою историю, изменяясь во времени, и поэтому попытки дать интегральные трактовки этой истории, по сути, и формируют саму культуру.

Беда Достопочтенный был наследником комплексной теологической и историографической традиции, различные аспекты которой повлияли на его взгляды и на исходные принципы его работы, поэтому перед непосредственным исследованием его идей необходимо очертить культурно-исторический контекст..

Далее в данной главе будут рассмотрены как основные понятия, связанные со средневековой историографией (философия истории, жанр церковной истории), так и важнейшие элементы культурно-исторических концепций крупнейших представителей западноевропейской историографии -предшественников Беды Достопочтенного (от Евсевия Памфила до Григория Турского). В отдельном параграфе будет рассмотрено развитие в работах историков религиозно-политической проблематики.

Понятия «философия истории» и «жанр церковной истории» тесно связаны. Мысль по поводу смысла истории («философия истории») всегда была фундаментальным элементом символического универсума, неразрывно связанным с вечным стремлением человека понять принципы функционирования окружающего его мира и определить свое место в нем. Она тесно переплеталась с этикой, ибо прошлое постоянно рассматривалось как основа человеческого опыта. Она отражала (и отражает) на метафизическом уровне отношение социальных организмов к движению как таковому, будучи не только признаком, но в определенной степени и фактором реального исторического развития61.

Можно сказать, что христианство - специфический способ восприятия истории «религией истории», ведь по своей сути христианская религия исторична (то есть выделяет определённые исторические события как важнейшие), поэтому историография - закономерное «продолжение» христианства. Христианские теоретики и писатели формулировали и выражали не только определенные взгляды на сущность, цели и ход культурно-исторического процесса, они также воплощали их в историко повествовательные формы, перерабатывая старые и создавая новые историографические конструкции - и исследование этих идей позволяет выявить многие важнейшие черты культуры средневековья. Представление о педагогической функции истории Одной из важных общих особенностей работ историографии является понимание истории как способа воспитания, «трансляции» христианской культуры. Корни такого подхода лежат ещё в античности - в I в. до н.э. Марк Тулий Цицерон назвал историю наставницей жизни (magistra vitae), хотя уже греки, (прежде всего Фукидид), развивали такой тип истории, начиная с IV, если не с V в. до н.э. Создавая свое сочинение о Пелопоннесской войне, Фукидид предполагал, что передает потомкам инструмент познания их настоящего.

Развитие религиозно-политической проблематики

Согласно выдвигаемой методологической модели, стремление к доминированию сакрального и секулярного отражается в проблеме соотношения власти церкви и государства, что приводит к возникновению и борьбе 2-х концепций : папизма и цезарепапизма.

Исторически эти концепции связаны с особенностями государственных институтов Римской империи. Одна из них - тесная связь между религиозной и светской властями79. Эта традиция связи религии и политики получила устойчивое продолжение в эпоху империи. Известно, что сам Константин I и многие другие императоры IV века носили титул Pontifex Maximus.

Вторая особенность - формирование системы домината. Римский император в IV веке окончательно превращается из принцепса в «господина» ( отсюда наименование поздней империи «доминат» ). Сенаторы независимо от того, присутствовали ли они в сенате или жили в своих имениях, оставались высшим сословием, но все дела решал сам император и состоявший при нем совет. Идет усиленная бюрократизация империи, личные службы императора превращаются в государственные учреждения ; консисторий, бывший раньше неофициальным советом при императоре, стал важнейшим органом государственной власти, расширяется число служб, при Константине и Констанции II возникает новый тип карьеры сенатора - через службу в государственном аппарате.

Легализация христианства с особой остротой поставила вопрос об отношениях церкви и государства, которые в течение всего столетия нередко принимали форму то скрытой, то явной борьбы. Однако эта борьба велась не за победу одного общественного института над другим, а за выявление наиболее удобной и выгодной формы союза между ними, союза, который должен был обеспечить эффективное функционирование всей системы в столь сложную и противоречивую эпоху. Поиски таких форм велись на протяжении всего IV в. и привели к появлению двух доктрин - папизма и цезарепапизма80.

Доктрина цезарепапизма была в известном смысле наследием языческого понимания роли религии в государстве, и первые ее признаки проявились сразу после легализации христианства. Константин сам стремился придать христианству статус государственного института, подвластного императорской власти и служащего ей. Он без колебаний вмешивался в дела церкви, созывал и распускал церковные соборы, способствовал избранию угодных власти кандидатов на епископские кафедры и смещал неугодных. Определенным вкладом в формирование доктрины цезарепапизма явилось произведение Евсевия Кесарийского «Жизнь Константина», в которой император описан как представитель Бога на земле, назначенный претворить божественный план для человечества.

Цезарепапистские взгляды находили своих сторонников и в императорской среде, и в самой церкви, причем как на востоке, так и на западе. Именно западные епископы - донатисты - первыми обратились к

Константину, чтобы он уладил внутрицерковные распри, просили его запретить лишение церковного общения епископов, а также согласились на его право созывать соборы и получать отчеты от них. Принципы абсолютной власти императора, в том числе и над церковью, были провозглашены африканским епископом Оптатом: никто не выше императора, кроме бога; церковь в государстве, но не государство в церкви и т.п.

Появление таких идей было закономерно и для востока, и для запада в первой половине IV в., пока христианство еще только набирало силу под покровительством государства. Но также закономерным было и то, что доктрина цезарепапизма во второй половине столетия поворачивает на восток и вскоре прочно там обосновывается. Запад оказался в конечном итоге чуждым цезарепапизму, что объяснялось не столько его приверженностью к никейской вере и традициями (монархия - восток, республика - запад), сколько ростом экономического и политического могущества церкви на западе в условиях сокращения государственного (императорского) сектора экономики и ослабления политической власти западных императоров.

Биография и литературное наследие Беды Достопочтенного

Важнейшим отличием истории Британии в VII - VII вв. был процесс христианизации. Объяснялось это не только потребностями крепнущей королевской власти, которой требовалась более надежная опора, чем ветхое язычество, но и активностью Римской церкви. Крупная католическая миссия была снаряжена во время понтификата Григория Великого (590-604 гг.), который существенно укрепил папскую власть и авторитет Рима. Именно по его приказу миссия Августина направилась в Англию, точнее в Кент - одно из семи традиционных англосаксонских королевств, чем и было положено начало очередного этапа христианизации Британского региона.

В конце VI столетия англосаксы, северогерманские племена, не тронутые римским влиянием, были лишь варварами, что внесли свою долю в изменение этнической карты Европы эпохи переселения народов, захватив и отрезав от остального мира Британию. Они почти полностью уничтожили население ее наиболее романизированных восточных областей, и постоянно враждовали с оставшимися бриттами, загнанными в горные районы Девона и Корнуолла, в Уэльс и Камберленд. Время от времени какой-либо англосаксонский правитель подчинял себе большую часть

Англии и принимал титул «бретвальды» (верховного короля), но после его смерти вновь торжествовала раздробленность. Сильнейшими королевствами были Кент и Уэссекс на юге и Нортумбрия на севере, позже - Мерсия в Центральной Англии. Уэльс и Корнуолл населяли потомки бриттов, а в Шотландии существовали независимые государства пиктов и ирландцев95.

Прошло, однако, чуть больше половины столетия, и в церкви Нортумбрии уже разворачивались дебаты о методах вычисления Пасхи и проблемах единства церкви, святые английского происхождения соперничали с ирландцами в подвигах благочестия, а ученики Теодора из Тарса - в овладении латынью и греческим. Английские клирики - аристократы предпринимали путешествий на Континент и в Ирландию в поисках знаний и духовного совершенствования и бывали с честью принимаемы меровингскими правителями и римским папой. В 690 г. Уиллброрд стал первым в череде знаменитых английских миссионеров на континенте, а в 716 г. епископ Эгберт отправился наставлять прежних учителей англичан — ирландских монахов Айоны.

Бывшие варвары, ставшие колонизаторами одного из самых отдаленных районов Европы, теперь действовали и учили от лица Римской Вселенской Церкви и утверждали себя в принадлежности к христианскому миру. Это было ярко изображено в «Церковной истории Британии и в особенности народа англов» Беды Достопочтенного. Для того, чтобы понять его видение истории, необходимо знать особенности процесса христианизации Британии, и особенно Нортумбрии и становления ее церкви на протяжении VII-начале VIII столетия.

Важнейшую роль здесь сыграла римская миссия. Папа Григорий Великий, задумывая миссию в Британию исходил, по всей вероятности, не только из евангелистских побуждений: политичный римлянин, он не мог не рассчитывать последствий присоединения к Римской церкви (авторитет которой в VI в. был ещё не таким неоспоримым, как в последующие века) провинции, когда-то утраченной Римской империей, и, надо сказать, время оправдало его ожидания. Григорий подробно инструктировал своего посланца Августина не только относительно методов христианизации но и в вопросах будущего церковного устройства, - по плану Григория, церковь Британии должна была разделяться на два архиепископства по 12 епископий каждое, с тем чтобы не было надобности добираться до Галлии для посвящения нового архиепископа взамен умершего. В качестве самых подходящих городов для архиепископских престолов он называл Лондон на юге и Иорк на севере, в Нортумбрии. Такое деление Англии на две равные части происходило из того обстоятельства, что англо-саксонские королевства к югу от Хамбера обычно, за исключением кратких промежутков времени, составляли род примитивной конфедерации, признавая за одним из королей статус верховного. Нортумбрия же традиционно была независима, а в VII в. при сильных правителях - Эдвине (616-632), Освальде (634-642) и Освиу (642-670) контролировала большую часть Британии96. План Григория, так никогда и не реализованный полностью, оказался пророческим в отношении особой роли Нортумбрии в становлении английской церкви, хотя того, в чем в реальности выразилась эта специфическая роль, он никак не мог предугадать.

Успехи миссии Августина были весьма относительны. Он был послан в Кент, в то время доминировавший на юге благодаря авторитету короля Этельберта, а также более высокому культурному уровню его франкских завоевателей и более-менее поддерживаемым связям с континентом. Этельберт незадолго до того женился на Берте.

Представления Беды о церкви

Тема данного параграфа является составной частью исследования, так как, будучи христианином, Беда видел в истории прежде всего историю церкви. В рамках культурно-исторической концепции автора интерес для него представляло не «темное» языческое прошлое англов, а их включение в христианский универсум, в котором все народы движутся к единому Царству Божию. Именно поэтому, в частности, он прежде всего проявлял интерес не к политике королей, а к «мирным подвигам» святых, особенно английских -около 721 г. по заказу монахов Линдисфарна он составил в стихах и прозе житие знаменитого подвижника св. Кутберта, а около 726 г. им была написана «История аббатов монастырей Уирмут и Ярроу», в которой впервые в рамках житийного жанра рассматривалась история отдельного монастыря на протяжении пятидесяти лет.

Какие же особенности его взглядов в «Церковной истории народа англов» можно выделить в качестве основных Рассмотрим следующие аспекты его представлений о церкви: 1) церковь как посредник между Богом и человечеством ; 2) идеальный епископ ; 3) христианские святые ; 4) роль чудес; 5) обряды; 6) христианизация и отношение к язычеству.

Церковь как посредник между Богом и человечеством Идея церкви как необходимого посредника для людей, который обеспечивает не только спасение в загробной жизни, но и земное благополучие - одна из самых важных в концепции Беды Достопочтенного.

Приведём наиболее яркие примеры того, какую роль, по Беде, играют церковные клирики в самом глобальном масштабе.

Беда считает, что государственная власть не может обойтись без содействия церкви : «наконец Кенвалк ( король западных саксов ), королевство которого жестоко страдало от нападений врагов, понял, что это неверие в свое время отняло у него власть, а вера в Христа её вернула ; он понял также, что провинция, лишенная епископа, тем самым лишается небесного покровительства. Поэтому он отправил посла в Галлию к Агильберту, прося у него прощения и умоляя вернуться в свое епископство» (3, 7), об этом же говорится в письме епископа Григория королю Эдильберту : «если вы прислушаетесь к тому, что он говорит от имени Всемогущего Бога, то и сам Всемогущий Бог прислушается к его молитвам, возносимым за вас. Если же, упаси Бог, вы пренебрежете его советами, то что заставит Всемогущего Бога слушать его молитвы за вас, если он увидит ваше непослушание тому, что говорится от его имени Посему помогайте ему всем сердцем в делах праведных и присоедините к его трудам власть, возложенную на вас Господом» (1,32).

Следует отметить связь представлений о церкви с представлениями о загробной жизни, - Беда приводит письмо папы Гонория королю Эдвину, в котором римский епископ прямо связывает посредническую роль церкви с райским блаженством : «Читайте постоянно труды вашего просветителя и нашего господина блаженного Григория, чтобы иметь перед глазами любовь, которую он с радостью даровал вам для спасения Вашей души; его молитвами возвыситесь вы и ваше королевство и предстанете безгрешными перед Всемогущим Богом» (2,17).

Итак, функция церкви как важнейшего звена между сакральной сферой и человечеством - центральная идея Беды Достопочтенного. Каким же должен быть идеальный служитель церкви, который способен и имеет право служить христианской церкви идеальный епископ

Характерный пример совершенного клирика можно найти в описании Бедой епископа Линдисфарна Айдана : «как правдивый историк, я пространно описал всё, что совершено им (Айданом) или через него, чтобы восхвалить те его качества, которые достойны хвалы, и сохранить память о них для блага читателей. Таковы его миролюбие и милосердие, сдержанность и смирение, его душа, которая побеждала гнев и алчность и в то же время отвергала гордыню и тщеславие, его труды по исполнению и разъяснению Божьих велений, его упорство в учении и молитвенном бдении, его всегдашняя властность в исправлении гордых и могущественных и его кротость в утешении слабых, в помощи и защите бедных... Всеми этими его делами я весьма восхищаюсь и думаю, что они угодны Богу Но я не хвалю и не одобряю его за то, что он не праздновал Пасху в положенное время» (3, 17). В этом отрывке говорится, что недостаточно обладать христианскими добродетелями, - необходим ещё ряд черт, среди которых важную для Беды роль играла обрядовая сторона.

Ещё один церковный деятель служит примером образцом идеального епископа - это епископ Кутберт. Беда пишет, что он «охранял вверенную ему паству постоянными молитвами и обращал их к небу целительными наставлениями. Он учил их тому, что следует делать, но сперва показывал на своем примере, как это делается, как и подобает истинному учителю. Прежде всего он был одержим Божественной любовью, здрав мыслью, терпелив, настойчив и упорен в трудах и молитве и добр ко всем, кто искал у него утешения. Для него помогать слабым было не менее важно, чем молиться, ибо он знал, что сказавший : «Возлюби Господа Бога твоего», сказал также : «возлюби ближнего твоего». Он был наделен даром покаяния и милостью раскаяния всегда был устремлен к небу. Так, вознося спасительную жертв Богу, он в Господней молитве не возвышал голос, но проливал слезы, исторгая их из самых глубин сердца» (4, 28 (16)).

Большое внимание историк уделяет теме утверждения католицизма и подавления ересей : «В это время и восстала арианская ересь, которая была осуждена и отвергнута собором в Никее. Несмотря на это, губительный яд этого безверия, как уже было сказано, поразил церкви во всем мире, включая наши острова» (1,8).

Похожие диссертации на Проблема взаимосвязи религии и политики в "Церковной истории народа англов" Беды Достопочтенного