Введение к работе
Актуальность темы. Данная работа посвящена исследованию важной историографической темы - проблеме взаимосвязи религии и политики на материале произведения одного из крупнейших средневековых деятелей культуры, писателей и историков - Беды Достопочтенного (Bede Venerabi-lis). Тема диссертации относится к области истории исторической науки и является особенно актуальной, так как культуру следует изучать во всем многообразии её исторических формообразований, одним их которых является средневековая историография. Это особенная часть западноевропейской культуры, так как именно в средние века уходят корни таких общественных доктрин и идей как гуманизм и либерализм, общечеловеческие ценности. А значит, для лучшего понимания духовных основ человеческой цивилизации необходимо обращаться к изучению взглядов и концепций мыслителей прошлого и выдающихся деятелей мировой культуры.
Один из них - Беда Достопочтенный (673 - ок. 735 гг.), написавший на латинском языке выдающееся произведение «Церковная история народа англов» («Historia Ecclesiastica Gentis Anglorum»)1. Это одно из крупнейших произведений средневековой историографии и один из важнейших источников по истории культуры средневековья было создано в начале VIII века. В нём отображена не только история британской церкви, но и дана оригинальная культурно-историческая концепция, оказавшая значительное влияние на развитие исторической мысли. Концепцию Беды следует считать именно культурно-исторической - в силу того, что она была основана на базовых идеях христианской культуры (то же самое относится и к культурно-историческим концепциям его предшественников и последователей). Основная проблематика этой работы - религиозно-политическая, исследование которой позволит лучше понять не только специфику христианской историографии, но и особенности западноевропейской культуры вообще.
Научная значимость темы обусловлена ещё и той важной ролью, которую играет философия истории в средневековой историографии. Представления о смысле истории являются «стержнем» мировоззрения средневекового человека, его культуры. Как раз сфера ценностей, этика христианства выражена в этом аспекте наиболее ярко, а аксиологический «пласт» культуры является особенно важным для научного изучения.
Произведение Беды Достопочтенного введено в научный оборот российской историографии сравнительно недавно. Между тем, изучение идей этого крупного деятеля западноевропейской раннесредневековой культуры позволит внести существенный вклад в развитие исторической
1 Автор перевода - В. В. Эрлихман. См.: Беда Достопочтенный. Церковная
история народа англов. Спб., 2001.
РОС. НАЦИОНАЛЬНАЯ ]
БИБЛИОТЕКА { СЯем*бург//'Л ,
науки. Объективность исследования требует также изучить основные идеи работ тех историографов, которые явились предшественниками Беды.
Объект исследования составляет культурно-историческая концепция Беды Достопочтенного, источником информации о которой служит его главный труд - «Церковная история народа англов».
Предметом исследования является проблема взаимосвязи религии и политики, которая играет роль одного из основных элементов культурно-исторической концепции Беды.
Хронологические и территориальные рамки. Хронологические рамки исследования - период IV - VIII вв., к которому относится ранне-средневековая историография. Именно в это время были созданы основные историографические работы предшественников Беды Достопочтенного -Евсевия Памфила, Сульпиция Севера, Павла Орозия, Григория Турского, Исидора Севильского, Павла Диакона, составляющие контекст исследования. Территориальные рамки охватывают границы Западной Европы, куда входили варварские королевства Британии, Галлии, Испании и Италии -исторические концепции Беды Достопочтенного и его предшественников основывались на истории именно этих государств.
Степень изученности темы. В основу историографического обзора положен проблемно-хронологический принцип, основанный на анализе литературы по отдельным проблемам в хронологической последовательности. Исходя из тематики исследования, автор определил две группы проблем, которым посвящена историографическая литература :
-
Комплексная историография периода раннего средневековья.
-
Историография исследований, посвященная «Церковной истории народа англов» Беды Достопочтенного.
В рамках первого раздела можно выделить следующие несколько работ. М. Э. Поснов в работе «История христианской церкви (до разделения церквей - 1054 г.)» исследует значение проблемы взаимосвязи религии и политики для историографов раннего средневековья, а также её культурно-историческую обусловленность. Так, в качестве одной из задач он ставит рассмотрение того, в какое положение Христианская Церковь с IV-го века стала в отношении к государству или к императорам, как представителям государственной власти . Автор выделяет IV - V вв. как «эмбриональный период» в зарождении и первоначальном развитии складывающихся отношений между церковью и государством, однако в его работе недостаточно представлен анализ влияния конкретных христианских идей на развитие средневековой историографии. Так, в работе М. Э. По-снова не была охарактеризована связь представлений об идеальном христианском правителе с основными религиозными догматами о греховности
Поснов М. Э. История христианской церкви (до разделения церквей -1054 г.). Киев, 1991. С. 262.
человека, а также с представлением о роли церкви как необходимого посредника между человеком и Богом.
М. М. Казаков также исследовал период раннего средневековья - в работах «Религиозно-политическая борьба в середине и во второй половине IV века в Римской империи» и «Христианская церковь и Римская империя в IV веке» он рассматривает период IV - V вв. как время перехода от рабовладельческой к феодальной формации, когда меняются базис и надстройка. Автор справедливо отмечает, что происходит формирование церкви как важного элемента политической организации римского общества, рост её материальной базы как причину необходимости оформления отношений церкви с императорской властью.
Важно обозначить, что М. М. Казаков пишет о появлении в средневековой историографии двух доктрин - папизма (основанный на преобладании церкви) и цезарепапизма, главная идея которого — гегемония светской власти3. Соглашаясь с правомерностью выявления этих двух идейных систем, следует отметить также, что автор недостаточно подробно охарактеризовал структуру тех христианских идей, которые наиболее существенно повлияли на религиозно-политическую проблематику и в дальнейшем легли в основу средневековой историографии.
Работы О. Л. Вайнштейна и М.С. Бобковой посвящены исследованию общих особенностей христианской средневековой историографии.
О. Л. Вайнштейн в своей работе «Западноевропейская средневековая историография» рассматривает основные произведения христианской историографии и отмечает такие важные их особенности, как проблема периодизации (по четырем возрастам и шести возрастам) и роль религиозной идеологии в оценке авторами описываемых событий4. Его структуризация проблем представляется достаточно обоснованной, однако в работе отсутствует рассмотрение целого ряда тех христианских представлений, которые можно определить как системообразующие для историографических концепций средневековья. Эти представления относятся к теме христианской антропологии, а также к эсхатологической тематике.
М.С. Бобкова в статье «Память о событии и представления об истории в исторических сочинениях эпохи средневековья и Возрождения»5 рассматривает ряд важных особенностей средневековой историогра-
3 Казаков М. М. Религиозно-политическая борьба в середине и во второй половине IV века в Римской империи. М., 1988. с. 16.
Вайнштейн О.Л. Западноевропейская средневековая историография. М.-Л., 1964.
5 Бобкова М.С. Память о событии и представления об истории в исторических сочинениях эпохи средневековья и Возрождения // Образы прошлого и коллективная идентичность в Европе до начала Нового времени. М., 2003.
фии: религиозную интерпретацию исторических фактов, проблему хронологии и церковный жанр как попытку рассматривать историю через историю церкви. Отмечая ценность этих положений, можно добавить, что для более объективного анализа историографии необходимо выделить религиозно-политическую проблематику и определить её значение для исторических сочинений средневековья.
Л. П. Карсавин и А.Я. Гуревич в своих работах затрагивают проблему взаимовлияния христианской и языческой культур - важный аспект, обусловивший формирование основных идей культурно-исторических конйцепций раннего средневековья. Так, Л. П. Карсавин в работе «История европейской культуры» даёт психологическую характеристику языческой и христианской культур6, а А. Я. Гуревич в работе «Средневековый мир : культура безмолвствующего большинства» рассматривает целый ряд важных проблем средневековой ментальности, отмечая, что церкви «приходилось считаться с языческими традициями», что повлияло на характер процесса христианизации7. Следует признать правомерность данных положений авторов и их ценность для диссертационного исследования, и вместе с тем подчеркнуть, что для более объективного анализа поликультурности средневековой культуры необходимо было подробно рассмотреть религиозно-политическую проблематику как своего рода концентрат многих важнейших идей как христианства, так и язычества.
И. В. Кривушин и Й. Листл также исследовали проблему взаимосвязи религии и политики, а также её отражение в историографии, однако при этом рассматривали обусловленность политических концепций основными христианскими догматами. Так, Листл в своей работе «Государство и Церковь в Западноцерковной латинской традиции христианства» пишет о том, что в вопросе отношений между церковью и государством имелся бесконечный потенциал для конфликтов для позднейшего исторического развития8 и отмечает основные тенденции по вопросу о формах союза двух институтов. И. В. Кривушин в монографии «Ранневизантийская церковная историография» выделяет особенности церковно-исторического жанра, его характера, происхождения и внутренней эволюции9. Он также подробно рассматривает его на примере культурно-историческую концепцию Евсе-вия Памфила, впервые обозначившего универсальную историческую пер-
6 Карсавин Л. П. История европейской культуры. Т. I. Спб., 2003. С. 124.
Гуревич А.Я. Средневековый мир : культура безмолвствующего большинства. М., 1990. С. 52
Листл Й. Государство и Церковь в Западноцерковной латинской традиции христианства // Государство и церковь в русской и европейской истории. Спб., 1996. С. 104.
Кривушин И. В. Ранневизантийская церковная историография. Спб., 1998. С. 7.
спективу, создавшего теорию христианского императора и христианской империи10.
Вместе с тем, на взгляд автора диссертации, результаты работ Кри-вушина и Листла были бы объективнее при анализе таких дополнительных аспектов религиозно-политической проблематики, как представление об идеальном светском правителе и военная тематика.
Выделим основные работы, связанные с изучением концепции Беды Достопочтенного.
Д. В. Данилов в статье «Gens Angiorum Беды Достопочтенного : в поисках английской идентичности» исследует проблему о том, можно ли считать англосаксонскую общность единым народом до эпохи Альфреда Великого и делает вывод о том, что понятие Gens Angiorum — показатель этнического самоосознания и не использовалось Бедой в целях построения единой церковной идеи народа11. Этот тезис является, безусловно, ценным для характеристики концепции английского историка в целом, однако не может считаться основополагающим и нуждается в дополнении. Так, необходимо выявить и рассмотреть религиозные идеи, их взаимосвязь с этническими представлениями.
Соответственно, своеобразным дополнением к статье Данилова являются следующие труды. В. В. Зверева в работе «Беда Достопочтенный в историографической культуре XIX - XX вв. : четыре интерпретации» рассматривает идеи Беды в историографии и дает им свою оценку, говоря, что «все исторические... изыскания Беды были в конечном счете подчинены его религиозной цели»12. Это положение рассмотрено более подробно в статьях «Представления Беды Достопочтенного об устройстве мира»1 , и «Формы и способы историописания в "Церковной истории англов" Беды Достопочтенного»14. Такой акцент позволяет лучше понять исходные предпосылки Беды при построении им его культурно-исторической концепции, а особенно при исследовании взглядов историка на проблему
Кривушин И. В. Ранневизантийская церковная историография. Спб., 1998. С. 116.
11 Данилов Д. В. Gens Angiorum Беды Достопочтенного : в поисках англий
ской идентичности // Образы прошлого и коллективная идентичность в
Европе до начала Нового времени. М., 2003. С. 101.
12 Зверева В.В. Беда Достопочтенный в историографической культуре XIX
- XX вв. : четыре интерпретации // Диалог со временем. Альманах интел
лектуальной истории. -1\99.- М., 1999. С. 247.
13 Зверева В.В. Представления Беды Достопочтенного об устройстве мира //
Наука о культуре: итоги и перспективы. Научно-инф. сб. Вып. 5. М., 1998.
14 Зверева В.В. Формы и способы историописания в "Церковной истории
англов" Беды Достопочтенного // Восточная Европа в древности и средне
вековье. Историческая память и формы ее воплощения. М., 2000.
взаимосвязи религии и политики. Вместе с тем, в этих статьях некоторые важные идеи христианской культуры не были учтены - представление о греховности людей, идея церкви как посредника, интерпретация Бедой функций христианского короля.
В работе «Жизнь и труды магистра Беды» исследователь В. В. Эр-лихман выделяет системный характер «Церковной истории». Он пишет, что «всю мозаику фактов и легенд Беда сумел с редким для своего времени искусством соединить в единую картину истории родного острова. Такие разные темы, как чудеса святых, войны и союзы королей, природные явления и даже поведение животных, он освещал с одинаковым мастерством рассказчика и присущим ему здравым смыслом»15. Он также отмечает, что Беда владел важнейшим для историка свойством - умением выделять главное в хаосе письменных и устных свидетельств и соединять полученные факты в единую причинно-следственную цепь16, - и эта черта и предопределила в конечном счёте популярность «Церковной истории» и её влияние на развитие средневековой историографии. Признавая правомерность этих замечаний, следует добавить, что системность «Церковной истории» Беды основывалась в том числе и на доктрине папизма, которая вобрала в себя наиболее значимые темы его труда.
Следует выделить ряд работ английской историографии. Все английские исследователи так или иначе отмечают, что дидактические цели Беды определили его исторический подход, а также ценность его «Церковной истории народа англов» как главного источника по истории Англии периода христианизации. Исследователь Уайтинг отмечает такие особенности «Церковной истории», как четкая постановка задачи своего исследования1 , а также дает характеристику Беде как культурному деятелю18. По его мнению, произведения Беды, - и прежде всего «Церковная история», сыграли важную культурообразующую роль, причиной чему во многом послужило выстраивание английским историком христианских идей в такую систему, которая служила основным задачам средневековой историографии.
Особенности англосаксонского периода в истории культуры Британии и его влияние на творчество Беды рассмотрены в статье Уотсона «Беда. Его жизнь, эпоха и сочинения», который подчеркивает особенности соеди-
Эрлихман В.В. Жизнь и труды магистра Беды. // Беда Достопочтенный. Церковная история народа англов. Спб., 2001. С. 329.
16 Эрлихман В.В. Жизнь и труды магистра Беды. // Беда Достопочтенный.
Церковная история народа англов. Спб., 2001. С. 333.
17 С. Е. Whiting. The life of the Venerable Bede II Bede. His life, times and writ
ings. Oxford, 1935. P. 1-38. P. 31.
нения Бедой различных исторических источников , - прежде
всего работ Исидора Севильского и Григория Турского. Гармоничное соединение и согласование частей этих трудов в «Церковной истории», которое провел Беда, по мнению Уотсона, способствовало решению одной из важнейших задач средневековой историографии - в рамках широкой исторической перспективы изобразить региональную историю (для Беды это история Британии).
Б. Колгрейв в статье «Чудесные истории Беды» рассматривает роль рассказов о чудесах, которые приводит Беда и говорит о значении их в плане христианизации20. Он также отмечает, что особенность работы Беды, независимо от личного отношения к его идеям, заслуживают внимания как форма изложения тех или иных исторических фактов '.
Таким образом, общая особенность работ Уайтинга, Уотсона и Кол-грейва - недостаточная конкретизация исследования концепции Беды, и в целях большей объективности необходимо более подробно проанализировать важнейшие аспекты христианской антропологии в плане влияния на особенности взглядов Беды как историографа.
Итак, в историографии рассматривались лишь некоторые аспекты темы. Актуальность данной темы и её недостаточная разработанность обусловили формулировку основной проблемы.
Цель работы. Целью диссертации является выявление и анализ религиозно-политической проблематики как одного из важнейших элементов культурно-исторической концепции Беды Достопочтенного.
Задачи диссертации. Соответственно этому представляется целесообразным выделить следующие задачи:
1. Охарактеризовать особенности структуры культурно-
исторических концепций предшественников Беды - историографов IV -
VIII вв.
-
Определить основные элементы культурно-исторической концепции Беды.
-
На основе полученных результатов выявить особенности взглядов Беды на проблему отношений церкви и государства в «Церковной истории народа англов».
Источниковая база диссертации. Источники представлены прежде всего основным произведением Беды - «Церковной историей народа англов»22. Использовался латинский текст «Церковной истории»23, а также
19 E.W. Watson. Bede. His life, times and writings. II The age of Bede. Oxford,
1935. P. 39 -59. P. 59.
20 Bertram Colgrave. Bedes miracle stories. 201-229. P. 228.
22 Беда Достопочтенный. Церковная история народа англов. Спб., 2001.
русский перевод «Церковной истории народа англов»,
опубликованный в 2001 г., который является первым (не считая нескольких отрывков в хрестоматиях). Он основан на издании Б. Колгрейва и сверен с другими авторитетными изданиями.
В данном исследовании применялись также работы других крупных историографов эпохи раннего средневековья. Это «Церковная история» Евсевия Памфила24, «О граде Божьем» Августина25, «История против язычников» Павла Орозия26, «Хроника» Сульпиция Севера2 , «История франков» Григория Турского28, «История лангобардов» Павла Диакона29. Кроме того, в меньшей степени были использованы сочинения «отцов церкви» (работы Амвросия Медиоланского30) и историков IX - XII вв. (Ви-дукинд Корвейский31, Отгон Фрейзингенский32).
Эти работы дают представление о событиях раннего средневековья, связанных с проблемой отношений государства и церкви, и позволяют прояснить те общие тенденции, которые были характерны для средневековой историографии, а также содержат материал относительно культурно-исторических концепций авторов.
Методология. Основным методологическим принципом является диалектическое представление о сущности и развитии средневековой культуры. Согласно этому представлению, культура средних веков развивалась благодаря взаимодействию двух своих областей - сакрального (религиозные идеи) и секулярного (социально-политические идеи). Этот процесс взаимовлияния ведёт к формированию культурной нормы и определяет её изменчивость. В центре борьбы между сакральным и секулярным стоит вопрос о примате, преобладании, приоритете. Оба ас-
Bede Venerabilis. Historia Ecclesiastica Gentis Anglorum. London, 1883. -425 p.
24 Евсевий Памфил. Церковная история. М, 1993.
25 Августин Аврелий. Творения. О граде Божьем. Кн. 1-1. СПб, 1998. Авгу
стин Аврелий. Творения. О граде Божьем. Кн. 14-22 / Августин Аврелий.
СПб, 1998.
26 Павел Орозий. История против язычников. Книги 1-3. Спб., 2001. Павел
Орозий. История против язычников. Книги 4-5. Спб., 2002. Павел Орозий.
История против язычников. Книги 6-7. Спб., 2003.
27 Сульпиций Север. Сочинения. М., 1999.
28 Григорий Турский. История франков. М., 1987.
Павел Диакон. История лангобардов // Латинская литература IV - IX вв. М., 1970.
Пареди А. Святой Амвросий Медиоланский и его время. Gennaio, 1991. 31 Видукинд Корвейский. Деяния саксов. М. 1975.
Оттон Фрейзингенский. Хроника, или История о двух царствах // Латинская литература X - XII вв. М., 1970.
пекта культуры несут в себе «импульсы» традиционализма и реформизма (соответствующие «сохраняющему» и «изменяющему» началам).
При построении данной методологии исследования были использованы идеи таких авторов, как Л. П. Карсавин, Д. В. Гордевский, К. Ф. Завершинский, М. Элиаде, Г. Г. Пиков. Концепция системного подхода -одна из ведущих в современном научном познании. Она подходит к пониманию культуры как к целостности. К числу важнейших составляющих этого подхода относятся компоненты психологического знания, которые включаются в исследования самых разных гуманитарных и естественных наук, в том числе применяются в истории. Элементы психологии в данной работе были использованы при характеристике язычества и христианства.
Научная новизна исследования. Данная работа является одним из первых в отечественной гуманитарной науке исследованием, посвященным изучению «Церковной истории народа англов» Беды Достопочтенного.
-
Выявлены основные особенности культурно-исторических концепций предшественников Беды Достопочтенного, авторов IV - VIII вв. (Евсевий Памфил, Иероним, Амвросий Медиоланский, Августин, Сульпи-ций Север, Григорий Турский, Павел Диакон). Эти идеи (представления о деятельности сверхъестественных сил, причинность событий, роль и трактовка отношений церкви и государства) были взаимосвязанными в их культурно-исторических концепциях и составляли единую структуру.
-
Определены основные элементы культурно-исторической концепции Беды Достопочтенного в «Церковной истории народа англов» в виде представлений о причинах событий, о греховности людей, взгляд на границы истории, на эсхатологию, идеи относительно загробной жизни и проблема отношений церкви и государства. Развитие историком христианских представлений в его работе обусловлено объективным культурно-историческим контекстом, попыткой Беды наложить христианское толкование на материал истории Британии.
-
Охарактеризована проблема отношений церкви и государства -важнейшая часть культурно-исторической концепции Беды. Эта проблема трактовалась Бедой на основе представлений о доминирующей роли церкви, идеи о подчиненности светской власти духовной, что нашло отражение в таких темах его произведения, как культурно-политическое единство, народ как подданные короля и как паства церкви, проблема войны, противопоставление языческих и христианских королей, образ «христианского короля». Религиозно-политические идеи Беды лежали в русле культурно-исторической доктрины папизма, характерной для западноевропейской историографии.
Практическая значимость. Результаты исследования, представленные в диссертационной работе, могут быть использованы для решения
целого ряда задач: для подготовки спецкурсов по историографии ередних веков, для создания энциклопедических и справочных изданий по истории культуры средневековья. Возможно использование результатов диссертации для создания трудов по истории средневековья в целом, а также религиоведческих и культурологических исследований.